Волков, богдан. Волков, богдан Отрывок, характеризующий Волков, Богдан

Главная / Бывшие
Богдан Волков родился в г. Торезе Донецкой области (Украина).
В 2012 г. окончил с отличием Киевский институт музыки им. Р. Глиэра (класс Николая Горбатова и Тамары Коваль). В 2013 г. окончил с отличием Киевскую национальную музыкальную академию Украины им. П. Чайковского (класс Александра Дяченко).

В 2013-15 г. был артистом Молодежной оперной программы Большого театра. В Большом театре дебютировал в 2013 г. в партии Тенора в спектакле «Настройся на оперу» (дирижер Александр Соловьев, режиссер Игорь Ушаков).

В 2016-2018 г. — солист оперной труппы Большого театра.

С сентября 2018 г. - солист театра Новая опера имени Е.В. Колобова. В его репертуаре партии Ленского («Евгений Онегин» П. Чайковского), Лыкова («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) и Берендея («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова).

Репертуар

В БОЛЬШОМ
Тенор
(спектакль «Настройся на оперу»)
Парпиньоль («Богема» Дж. Пуччини)
Королевский герольд («Дон Карлос» Дж. Верди)
Моцарт («Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова)
Лыков («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Ремендадо («Кармен» Ж. Бизе)
Юродивый («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Раймонд («Орлеанская дева» П. Чайковского)
Кай («История Кая и Герды» С. Баневича)
Чаплицкий («Пиковая дама» П. Чайковского)
Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. Бородина)
Дон Курцио («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)
Альмерик («Иоланта» П. Чайковского)
Тенор II («Байка про лису, петуха, кота да барана» И. Стравинского - спектакль «Байки о Лисе, Утенке и Балде»)
Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Местный нигилист («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича)
Эдмон/ Фонарщик («Манон Леско» Дж. Пуччини)
Новичок («Билли Бадд» Б. Бриттен)
Князь Мышкин («Идиот» М. Вайнберга) — первый исполнитель в Большом театре
Царь Берендей («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Феррандо («Так поступают все женщины» В. А. Моцарта)

Гастроли

В 2017 г. принял участие в постановке оперы «Идиот» М. Вайнберга, исполнив партию Князя Мышкина (дирижер-постановщик Михал Клауза, режиссер-постановщик Евгений Арье).
В июле 2017 г. спел партию Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского (концертное исполнение) в рамках гастролей Большого театра на фестивалях в Экс-ан-Провансе и Савонлинна (дирижер Туган Сохиев).

В начале сезона 2017/18 дебютировал на Глайндборнском фестивале в партии Феррандо («Так поступают все женщины» В.А. Моцарта), в апреле 2018 г. впервые выступил в Метрополитен опере в партии Тибальда («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, дирижер Пласидо Доминго).

В 2019 г. исполнил партию Лыкова на Шаляпинском оперном фестивале в Казани; на сцене Палм Бич Оперы (Флорида, США) - партию Дона Оттавио в спектакле «Дон Жуан» В.А. Моцарта. Позже выступил в партии Антонио на премьере оперы «Обручение в монастыре» С. Прокофьева (Берлинская государственная опера, постановка Дмитрия Чернякова, дирижер Даниэль Баренбойм); а также спел партию Гвидона на премьере оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова (театр Ла Монне, Брюссель; постановка Дмитрия Чернякова).
В сентябре 2019 г. исполнил партию Тома Рейкуэлла в опере «Похождения повесы» И. Стравинского (режиссер-постановщик Саймон МакБерни) на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Распечатать

Биография

Неоднократно гастролировал в Европе, Азии и США.

Партии

В Большом театре :

  • Тенор (спектакль «Настройся на оперу», 2013)
  • Парпиньоль («Богема» Дж. Пуччини, 2013)
  • Королевский герольд («Дон Карлос» Дж. Верди, 2013)
  • Моцарт («Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова (концертное исполнение, 2013))
  • Лыков («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, 2014)
  • Ремендадо («Кармен» Ж. Бизе (постановка 2008 года), 2014)
  • Юродивый («Борис Годунов » М. Мусоргского, 2014)
  • Раймонд («Орлеанская дева» П. Чайковского (концертное исполнение, дирижер Туган Сохиев, 2014))
  • Кай («История Кая и Герды» С. Баневича, 2014)
  • Чаплицкий («Пиковая дама» П. Чайковского, 2015)
  • Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. Бородина, 2015)
  • Дон Курцио («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, 2015)
  • Альмерик («Иоланта» П. Чайковского, 2015)
  • Тенор II («Байка про лису, петуха, кота да барана» И. Стравинского - спектакль «Байки о Лисе, Утенке и Балде», 2015)
  • Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского, 2015)
  • Местный нигилист («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, 2016)

Награды

  • - Гран-При VI Открытого конкурса молодых вокалистов им. А. Соловьяненко (Донецк).
  • - I премия и приз зрительских симпатий на конкурсе Paris Opera Competition.
  • - II премия международного конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (Гвадалахара, Мексика).

Напишите отзыв о статье "Волков, Богдан"

Примечания

Ссылки

К:Википедия:Изолированные статьи (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Волков, Богдан

– Я надеюсь, что теперь уже я могу поздравить ваше величество с победой, – сказал он.
Наполеон молча отрицательно покачал головой. Полагая, что отрицание относится к победе, а не к завтраку, m r de Beausset позволил себе игриво почтительно заметить, что нет в мире причин, которые могли бы помешать завтракать, когда можно это сделать.
– Allez vous… [Убирайтесь к…] – вдруг мрачно сказал Наполеон и отвернулся. Блаженная улыбка сожаления, раскаяния и восторга просияла на лице господина Боссе, и он плывущим шагом отошел к другим генералам.
Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает.
Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же proclamation courte et energique [прокламация короткая и энергическая], он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно бессильно.
Все те прежние приемы, бывало, неизменно увенчиваемые успехом: и сосредоточение батарей на один пункт, и атака резервов для прорвания линии, и атака кавалерии des hommes de fer [железных людей], – все эти приемы уже были употреблены, и не только не было победы, но со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск.
Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.

В летних перипетиях нынешнего года, в связи с Олипиадой-2016 в Рио-де-Жанейро, отошли на второй план события в мировой оперной практике, которые, пожалуй, сопоставимы с главным спортивным состязанием.

Это Опералия-2016, конкурс молодых оперных певцов, проводимый великим маэстро Пласидо Доминго. Как-то информации особенно и не было, выпало это значимое событие из основного информационного поля.

И вдруг пришла благая весть, радостное событие: призёрами Опералии-2016 стали наши молодые певцы, солисты Большого театра, тенор Богдан Волков (вторая премия) и сопрано Ольга Кульчинская (третья премия).

Это очень высокий результат, значимое событие не только в личной карьере молодых певцов, но и в жизни нашей современной оперы. Понятно, что вопрос оперных кадров решающий в существовании этого жанра на отечественных оперных сценах и, в том числе, на сцене Большого театра, солистами которого являются наши герои.

Богдан Волков и Ольга Кульчинская прошли обучение в Молодёжной оперной программе Большого театра, руководимой профессором Дмитрием Вдовиным, с именем которого связаны успехи на мировых оперных сценах таких знаменитостей, как баритон Василий Ладюк, тенор Дмитрий Корчак, тенор Сергей Романовский, тенор Георгий Васильев, сопрано Альбина Шагимуратова и многих-многих других исполнителей.

После завершения обучения в МОП Большого театра молодые артисты, Богдан Волков и Ольга Кульчинская, были приняты солистами в труппу театра, в составе которой успешно работают в настоящее время.

И вот теперь Опералия-2016, труднейший и престижнейший конкурс оперных певцов. Представилась уникальная возможность задать вопросы об этом соревновании победителям. В первом интервью Богдан Волков, тенор, рассказывает об участии в конкурсе Опералия-2016.

— Как возникла идея участвовать в таком трудном и очень престижном конкурсе?

— Опералия – это самый престижный оперный конкурс в мире, это как олимпийские игры, о нем знают все, он стал легендарным, и конечно идея когда-нибудь в нем поучаствовать появилась много лет назад, когда я ещё был студентом училища. Это была мечта и я думал, что буду принимать участие в нем лет в 30, и это будет последний конкурс, в котором можно будет участвовать.

Идея была абсолютно авантюрной. Я подал заявление в последние дни ради интереса. Никаких вступительных взносов, никаких рекомендационных писем – только две записи любых арий. У меня как раз две и было – Ленский и Лыков. Ночью всегда приходят безумные идеи, вот я и зарегистрировался.

Когда пришло письмо о том, что я прошёл в четверть-финал, что я один из 40 отобранных по всему миру певцов, я испугался. Я подумал, что это, безусловно, здорово, но мне ещё рано. И действительно, ещё много всего есть, к чему я стремлюсь и я только в начале пути… Конечно это стресс и огромная ответственность. Но такое бывает раз в жизни, я посоветовался с моими учителями и решил, что нужно ехать.

— Как формировалась Ваша программа?

— Это единственный конкурс, в котором требуется очень короткая программа – всего четыре оперные арии. Я конечно поставил Тамино и Ленского, они у меня самые впетые, а над второй половиной программы долго думал и сомневался.

Хотелось сделать программу разнообразной по стилям и языкам. Обязательно хотелось поставить какую-нибудь французскую арию и, конечно, итальянскую. Весь прошлый год я впевал арию Ромео, но иногда нужно время, что бы вещь “отлежалась”, поработать над ней хорошо и оставить на некоторое время.

На конкурс я хотел оставить именно её, но решил попробовать арию Вертера, которую никогда раньше не пел. Иногда бывает так, что новые вещи достаточно комфортно ложатся на голос и то, что они свежие даёт свои привилегии, так что я решил рискнуть и выбрал именно её.

Четвёртая ария оставалась под вопросом. Меня пока не устраивало исполнение итальянских арий, которые я имею в репертуаре. Сроки подходили к концу, и нужно было определяться…

Я подумал, что нужна ария, которую я смогу спеть стабильно в любое время и в любом состоянии и уже не важно на каком языке. И тут я решил поставить Лыкова. Эта партия у меня достаточно впета, роль осмысленна и я за неё переживать не буду. Конечно, я понимал, что две русские арии ставить рискованно, но, по крайней мере, я буду спокоен за неё.

Так как при подаче заявки я особо не рассчитывал, что пройду отбор, я не участвовал в отдельной номинации исполнения Сарсуэлы, да и я никогда их не пел. Если бы готовился целеустремленно и заранее, конечно бы, принял участие…

— Кто работал с Вами, кто готовил Вас к выступлению на конкурсе?

— Меня готовили мои учителя Дмитрий Вдовин и Светлана Нестеренко, также со мной занимались педагоги Молодёжной оперной программы Большого театра, инструктора по немецкой фонетике Роман Матвеев и по французской фонетике Юлия Синица, за что я им очень благодарен, так как после конкурса члены жюри отметили моё произношение.

Времени для подготовки было мало, в театре всегда много работы. Следующий сезон будет очень насыщенный и готовиться нужно заранее, нужно было учить четыре новых партии для следующего сезона и петь спектакли текущего репертуара, последние были – «Царская невеста», с записью и трансляцией, нужно было беречь голос и стараться сохранить его свежим. Но так как Ленский, Тамино и Лыков у меня были уже готовы, нужно было только срочно впеть Вертера.

В отпуск я ушёл рано, и у меня была возможность посвятить последнее время полностью к подготовке. Я очень благодарен моим учителям за веру и поддержку. Я занимался каждый день, это были интенсивные занятия. Этот период спровоцировал меня расти и развиваться быстрее, чем обычно. Я думаю, что смог вынести на сцену все, над чем мы упорно занимались настолько, насколько могу сейчас. И меня пропустили в финал.

— Каковы были Ваши собственные ожидания от участия в конкурсе?

— Я ехал на конкурс, не зная чего ожидать. Конечно, я хотел стать лауреатом, но конкурс – это сумма объективных мнений членов жюри, они живые люди, кому-то что-то нравится, другому не нравится. Конечно, они профессионалы и абсолютно компетентны, но все же на конкурсе, кроме подготовки, нужна и удача.

Я думаю, она вызывается куражом. Мне хотелось показать себя, самовыразиться, и я воспринимал конкурс как прекрасную возможность прослушаться для представителей лучших театров мира, а также побывать в новом месте, в котором я никогда не представлял, что когда-нибудь побываю.

— Какова была обстановка, взаимоотношения с соперниками на конкурсе?

— Обстановка была дружелюбной, все участники были очень общительны и открыты. Некоторых я уже знал и был рад с ними встретиться снова. Из 40 участников было 12 теноров! Все пели потрясающе. Я был самый молодой из парней, это немного добавляло волнений, но внутри меня подбадривало. Все были безумно счастливы побывать на этом конкурсе, спеть для жюри, познакомиться друг с другом, встретиться лично с Пласидо Доминго!

Все профессионалы, у многих уже сложилась хорошая карьера и вне зависимости от конкурса будет продолжаться. Так что все желали друг другу удачи, поддерживали и от куража в воздухе был заряд позитивного электричества. Очень сильная была американская команда и интересно то, что они часто пели русскую музыку! И выступали очень ярко и артистично.

В этом можно убедиться, посмотрев записи трансляций первых двух туров в Facebook, а так же в записи финала на Medici.tv. Моя семья не спала ночами, что бы посмотреть трансляцию и поддержать меня.

— Как Вы ощущали личность маэстро Пласидо Доминго в рамках конкурса?

— Маэстро очень простой и добрый. В его присутствии мы чувствовали родного человека, который желает нам добра и хочет помочь. Это невероятная личность, я слушаю его с самого детства. Сколько записей мы все переслушали, сколько спектаклей пересмотрели, как он нас всех вдохновил. И этот человек стоит рядом с нами, разговаривает, спрашивает, интересуется…

Это невероятно. При этом все очень тепло, сердечно, он человек с большим сердцем. Кроме огромной чести работать с маэстро, с ним было очень удобно и комфортно. Никто так хорошо не поймёт певца, как певец.

— Оправдали ли Вы свои собственные ожидания от участия в конкурсе?

— Моя главная цель была пройти в третий тур и показать всему миру моего Ленского, я очень рад, что исполнил в финале именно его. Я не ожидал какого-нибудь приза, я хотел самовыразиться и чувствовал, что публика поддерживает меня.

— Изменилось ли что-либо в Ваших творческих планах после конкурса?

— Со всеми членами жюри сохранился хороший контакт. У меня уже было несколько хороших предложений до конкурса и очень много работы в Большом театре. Предложения редко делаются сразу, обычно составляется план на несколько лет вперёд. Я уверен, что после Опералии буду развиваться гораздо стремительней и эффективней.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры