Выставка рафаэля открылась в пушкинском музее. Когда завершится выставка Рафаэля? Пушкинский музей рафаэль

Главная / Бывшие

Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини на официальном открытии выставки

Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пушкинский музей, где открылась

одна из самых ожидаемых выставок этого года «Рафаэль. Поэзия образа», приглашает зрителей в мастерскую итальянского гения.

В зале № 17 приглушенный свет и почти полная тишина. Почти. Звуковая инсталляция Андрея Гурьянова и Антона Курышева мгновенно переносит куда-то в другое измерение, идеальный мир Возрождения - немного вымышленный, как все, от чего нас отделяет время, и одновременно осязаемый. Вот откуда-то слева доносится едва уловимый скрип холста, прерывается, сменяется шорохом кисти, звуком шагов - то размеренных, то более энергичных. Вы - в мастерской художника. Самого Рафаэля Санти. Тсс! Не отвлекайте его от работы. Давайте лучше просто понаблюдаем.

«Ангел» 1500 года. Завитки светлых локонов, чуть склоненная голова, мягкий абрис лица - юношеского ли, девичьего? Рафаэль только поступил в ученики к Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, знаменитому Перуджино, в мастерской которого он напишет свою первую мадонну - «Мадонну Солли». Это от него юный художник унаследует плавность линий, ясность и поэтичность образов. Это ему будет суждено пережить своего ученика и завершить неоконченные им фрески в церкви Перуджи.

А вот и сам Рафаэль. Обернулся, услышав ваши шаги за спиной, и почему-то задержал взгляд. «Автопортрет» 1506 года. Ему здесь 22. Он уже два года как покинул мастерскую своего учителя и живет и работает во Флоренции, с увлечением изучая работы старших современников: Фра Бартоломео, Микеланджело и Леонардо да Винчи, у которого учится пластической выразительности.

Здесь же в 1505-1506 годах созданы и парные портреты известного коллекционера Аньоло Дони и его жены Маддалены, написанные вскоре после их свадьбы. Это был его первый флорентийский заказ, обративший на него внимание богатых горожан. Рафаэль все еще под сильным впечатлением от «Джоконды», которую Леонардо да Винчи закончил совсем недавно, в 1504-м. Ни один из этих двоих не знает, сколь пристально ее будут изучать искусствоведы, сколько стихов ей посвятят, какими миллионами она будет растиражирована по всему миру. Даже того, что пятьдесят лет спустя она попадет в «Жизнеописания» Вазари. Все это в будущем - а пока Рафаэль явно и сознательно повторяет композицию «Моны Лизы» в изображении Маддалены Дони: те же руки, поворот корпуса, тот же взгляд, обращенный одновременно на зрителя и скользящий мимо него. Но, в противоположность леонардовской сдержанности и даже аскетичности, здесь совершенно иной колорит и подчеркнутый интерес к декоративным деталям костюма модели - массивной подвеске на шее, кольцам, дорогим тканям. Отчасти вынужденный - каждый портретируемый стремился запечатлеть в портрете свой социальный статус, но при этом отражающий формирование собственной манеры Рафаэля.

Все тот же 1505 год. Молодой Рафаэль Санти педантично исследует возможности изобретенной да Винчи техники сфумато. «Мадонна Грандука» - одна из его первых флорентийских мадонн, эталон рафаэлевской Богоматери, вариациями которой впоследствии станут малая «Мадонна Каупера» и «Мадонна Темпи». Перуджиновская самоуглубленность и внемирность и леонардовская укорененность в этой, нашей, жизни. Его же темный фон - о происхождении которого, впрочем, у искусствоведов нет единого мнения. Он нанесен поверх изначальной композиции с окном в сад - наброски пейзажа видны и на расположившемся на соседней стене подготовительном рисунке. Написан ли фон рукой самого Рафаэля или появился на картине после его смерти стараниями религиозного художника XVII века Карло Дольчи, которому она принадлежала, точно неизвестно.

1515-й. За плечами 35-летнего Рафаэля «Афинская школа» для Ватиканского дворца и «Сикстинская мадонна». Он - главный архитектор строящегося в Риме Собора Святого Петра и прославленный на всю Италию живописец с собственной мастерской и многочисленными учениками. По заказу кардинала Лоренцо Пуччи для одной из болонских церквей Рафаэль пишет «Экстаз Святой Цецилии», которому суждено встать в один ряд с его главными шедеврами. А Цецилия, изображенная в сопровождении святого Павла, Иоанна Евангелиста, Августина и Марии Магдалины, с легкой руки Рафаэля станет покровительницей церковной музыки и каноническим образом этой святой. Никто больше не сможет так правдоподобно передать это состояние транса, пребывание между землей и небом и звук немого песнопения.

На открытии выставки:

11 работ великого итальянца впервые приехали в Россию. Выставка открывается сегодня и проработает в Музее изобразительных искусств до 11 декабря 2016 года. Очереди уже стоят.

Рафаэль Санти - традиционно один из самых почитаемых в России западных художников. Например, писатели Лев Толстой и Фёдор Достоевский в своих кабинетах вместо икон держали репродукцию "Сикстинской Мадонны", считая её вершиной религиозного живописного творчества. Мало кто уже помнит, но именно "Сикстинская Мадонна" после Второй мировой войны хранилась в запасниках Пушкинского музея в Москве, откуда была вывезена на историческую родину только в 1955 году.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак уверена, что стены музея Рафаэля "помнят" и место для его выставки в России выбрано самое подходящее.

- Эта выставка не просто набор полотен, в ней есть некая идея, смыслы, которые обращают нас и к Рафаэлю, и к эпохе, и к его влиянию на мировую культуру в целом, и на русскую в частности. Меня спрашивают об удивительных историях, связанных с выставкой. Так вот, главная история, чудо, заключается в том, что в сложных условиях нам таки удалось её организовать, в краткие сроки и на высшем уровне, - сказала Марина Лошак, имея в виду сложности с вывозом картин, которые пришлось застраховать на беспрецедентные 500 миллионов евро.

На стенах выставки кроме картин Рафаэля разместили стихи его современников - поэтов и друзей художника, а также его отца. Как и все титаны Возрождения, Рафаэль и сам увлекался поэзией (помимо живописи и архитектуры), поэтому на экспозиции нашлось место и его собственной лирике.

По словам директора галерей Уффици, предоставивших большинство работ для московской выставки, Айке Шмидт, отличительной чертой экспозиции является внимание к личности человека, которую наиболее полно проявил в своём творчестве именно Рафаэль. Шмидт сравнил впечатления от картин Рафаэля с художественным приёмом Тарковского в фильме "Солярис":

Если зритель внимательно всмотрится в портреты Рафаэля, то он увидит не просто живых людей, но он увидит их мыслительный процесс. Таким образом Рафаэль решает задачу изображения созерцательной и активной жизни. Как в сцене "Соляриса", когда долгие минуты перед зрителем выплывают герои, которые ничего не делают, - это их образы, смена портретов, которые надо созерцать.

Замминистра иностранных дел России и бывший посол России в Италии Алексей Мешков отметил, что пример организации этой выставки показывает: в непростые времена в России и Европе именно взаимное доверие позволяет вывозить гениальные вещи в чужую страну и не бояться, что они вернутся на родину.

Отметим, что выставка Рафаэля открывает особенный, итальянский, сезон в России. Это и гастроли театра "Ла Скала", и уникальные работы Рафаэля в ГМИИ, а также открывающаяся там же 20 сентября выставка великого итальянского художника-гравёра XVIII века Джованни Баттиста Пиранези.

Посетители на открытии выставки «Рафаэль. Поэзия образа» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Фото: РИА Новости / Владимир Песня

13 сентября в Москве открылась выставка картин итальянского художника Рафаэля Санти , которая продлится до 11 декабря 2016 года. Руководство музея приняло решение, что вход на неё будет осуществляться по сеансам продолжительностью до 45 минут. По истечении этого времени посетители должны будут покинуть экспозицию, что, как заявили в пресс-службе музея, является общемировой практикой.

Сколько стоят билеты?

Купить билеты (их стоимость составит от 400 до 500 рублей, в зависимости от времени посещения) на одно время смогут не больше 150 человек без учета экскурсионных групп.

Сколько работ Рафаэля можно увидеть на выставке?

В Пушкинском музее будет представлено 11 произведений Рафаэля из итальянских собраний — восемь живописных работ и три графических листа. Среди них «Мадонна с младенцем», «Автопортрет», «Святая Цецилия», «Голова ангела» и другие.

Посетительница у картины «Немая» (La Muta) на открытии выставки «Рафаэль. Поэзия образа» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Фото: РИА Новости / Владимир Песня

Какие работы Рафаэля ранее выставлялись в музее?

В ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках временных выставок ранее экспонировались:

— в 1989 году на выставке одной картины «Донна Велата» из Галереи Палатина (Галереи Уффици);

— в 2011 году «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме;

— в 1955 году в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи» выставлялась знаменитая «Сикстинская Мадонна».

С 13 сентября по 11 декабря. Из нескольких итальянских собраний, включая галерею Уффици, в Москву прибыли восемь картин и три рисунка. Рассказывает Софья Багдасарова.

Рафаэль прославился и как портретист, и как мастер религиозной живописи: на выставке в Пушкинском музее зритель может насладиться обеими гранями его таланта. Портретный жанр представлен хрестоматийным автопортретом юного мастера (1506, Уффици), портретом его государыни урбинской герцогини Елизаветы Гонзаго (1504, Уффици), а также парными изображениями супругов Аньоло и Маддалены Дони (1506, Палатинская галерея). Здесь же - знаменитая безымянная, прозванная за крепко сжатые губы «Немой» (1507, Национальная галерея Марке, Урбино). Рисунок с изображением девушки (ок. 1505, Уффици) демонстрирует подход мастера к созданию традиционного профильного портрета.

Религиозные полотна - не настолько узнаваемы, ведь в наследии Рафаэля их намного больше, чем портретов. Самая крупная из представленных работ - многофигурный «Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» (ок. 1515, Болонья, Национальная пинакотека). Святая Цецилия, одетая в золотую парчу, изображена держащей в руках переносной орган, другие ренессансные музыкальные инструменты грудой лежат у ее ног, а в небесах поют ангелы, держа в руках ноты. Самая трогательная - «Мадонна Грандука» (1505, Палатинская галерея): несмотря на свой небольшой, по сравнению с «Экстазом...», размер, она наполнена сиянием той самой красоты, которое сделало словосочетание «рафаэлевская Мадонна» крылатым. Подготовительный рисунок к «Мадонне Грандука» (ок. 1505, Уффици) позволяет нам разглядеть, что первоначально художник задумывал вписать ее в круг. Редкий гость на зарубежных выставках - небольшая «Голова ангела» (1501, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа). Когда-то он был вырезан из большого алтарного образа, переписан и продан как «Голова молодого человека». Ныне зеленые крылья за его плечами, открытые после реставрации, ясно выдают его небесную сущность.

Рафаэль. Мадонна Грандука, 1507

Рафаэль. Ангел, 1501

Рафаэль. Святая Цецилия, 1517

Зал, где выставляются шедевры, эффектно оформлен с помощью контрастного освещения. Чувство погружения усиливается благодаря звуковой композиции, созданной Андреем Гурьяновым и Антоном Курышевым - это шум мастерской художника: подготовка холста, шорох карандаша, смешивание пигментов. Стены зала также украшены итальянской ренессансной лирикой Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, Агостино Беаццано и самого Рафаэля и их переводами на русский, сделанными Павлом Алешиным и Александром Маховым. К выставке подготовлена образовательная программа: лекции об ренессансном искусстве прочтут Василий Расторгуев, Иван Тучков, Виктория Маркова и другие специалисты.

ГМИИ разработал тщательный план, чтобы избежать очередей при посещении выставки. Предусмотрены сеансы по 45 минут, при этом в залах одновременно могут находиться не более 150 человек без учета экскурсионных групп. Стоимость билетов: с 11:00 до 13:59 - 400 рублей, льготный - 200 рублей; с 14:00 до закрытия музея - 500 рублей, льготный - 250 рублей. Открыта онлайн-продажа, причем сообщается, что продано уже более шести тысяч билетов и на сентябрь мест не осталось.

Тем же, кто желает посетить постоянную экспозицию Пушкинского музея, но боится попасть в очередь, мы рекомендуем проект виртуальных прогулок по музею , в том числе с помощью очков виртуальной реальности, запущенный в начале сентября.

Итальянское искусство для ГМИИ им. Пушкина относится к числу приоритетных. В музее уже показывали работы Караваджо, Тициана и Лоренцо Лотто, а этой осенью продемонстрируют сразу 11 произведений «титана» эпохи Возрождения — Рафаэля. Всего в Пушкинский музей привезли восемь картин и три рисунка мастера. И, по словам посла Италии в России Чезаре Марии Рагальини, стоимость этих работ художника оценивается в €500 млн. Все они предоставлены итальянскими музеями, и в том числе флорентийской галереей Уффици .

Именно из Уффици в Москву приехал знаменитый «Автопортрет» Рафаэля. Его художник написал в 22 года. Правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с элегантностью одежды. Этот образ не раз вдохновлял художников последующих веков на создание своих интерпретаций. На выставке в Пушкинском музее общее внимание уделяют именно портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета: его герой, наделенный узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени.


В конце 1504 года, после приезда Рафаэля во Флоренцию, его популярность стала расти. Он получал много заказов на образы святых. Художник создал около 20 изображений Мадонн. В Москве покажут «Мадонну Грандука» , написанную в 1505 году. Композиция полотна, ставшего своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи. Два великих художника познакомились как раз во Флоренции. И Рафаэль тщательно изучал технику Леонардо. На выставке в ГМИИ им. Пушкина также покажут подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над «Мадонной Грандука» .


Выставка работ Рафаэля продлится до начала декабря. И еще до открытия экспозиции директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак прогнозировала очереди на нее. «Мы подготовились, и есть билеты онлайн. Но все равно очереди будут, я верю в нашего зрителя. Он будет стоять в очередях так же, как стоим мы, приезжая куда-то, чтобы увидеть что-то важное для себя», — отметила Лошак. В музее также ввели ограничения по времени посещения выставки. Сеансы будут длиться по 45 минут.

Рафаэля наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело называют одним из «титанов» эпохи Возрождения. Еще при жизни современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле в римском Пантеоне начертано: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». По словам куратора выставки Виктории Марковой, Рафаэль «абсолютно ассоциируется с эпохой, а эпоха ассоциируется с Рафаэлем».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры