Закон манделы. Эффект манделы

Главная / Бывшие

Везём младшую на дачу к родителям, ночью, чтобы дочь спала в дороге. Eхать аж 6 часов, у меня уже глаза слипаются, а спать нельзя. Кажется, уже на все темы поговорили. Я говорю "если мы не будем разговаривать, то я засну". И тут муж спрашивает: "кто написал "Узника"?".

Как кто? - удивилась я, - Лермонтов, конечно.

А вот и нет, - ответил он, - посмотри в интернете, это Пушкин...

Не может быть! "Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя" - это Пушкин. "Пора, красавица, проснись: открой сомкнуты негой взоры" - тоже Пушкин. А "Узник" - Лермонтов! - упорствую я. У меня сон как рукой сняло, я сразу полезла в интернет, нашла "Узника".

Действительно Пушкин, - удивляюсь я.

Потом он спросил про логотип "Фольксвагена" и "Форда", "ну и рожа у тебя, Шарапов", "Ну ты эта... заходи если чё", бил ли Хрущёв ботинком по трибуне, грозя показать "Кузькину мать", как сидит "Мыслитель" Родена... и каждый раз я уверенно давала неправильные ответы.

Ну да, пытался. Недавно в одном из итальянских магазинов, он показал на стоящий там автобус "Фольксвагена", где логотип был "не таким", я сказала "он же должен быть...", и побежала дальше к другим вешалкам, подумав "какая интересная стилизация".

Понятно, - сказала я. - "Ложка не существует"...

Знаете, что я почувствовала? Я ошарашенно смотрела на него и думала: "Кто? Кто этот человек, который сидит рядом со мной???"


Ну прям как герой Бенаквисты из "Трансферта". Я начала перечитывать Бенаквисту уже после возвращения, без всякой цели, и когда наткнулась на этот рассказ, не могла удержаться от смеха - настолько это оказалось похоже на меня несколькими днями раньше.

Там главный герой настолько хорошо знал свою жену, что мог предугадать любое её слово и действие. Так вот в тот момент, когда он "прекрасно знает", что она сейчас начнёт его уговаривать поехать в гости к своей сестре, и будет соблазнять его рыбалкой, она говорит ему не то, совсем не то: "Ты должен сходить к психотерапевту."... (В P.S. я выложу полный отрывок, чтобы можно было проникнуться происходящим.)

Тогда я нашла в интернете про этот самый эффект и начала читать (ссылку дам в конце поста, чтобы не сносить вам крышу, мне было страшно читать). И на почти все вопросы я ответила не так. Хотя каждый раз к своему ответу так и хотелось добавить "ну это просто, это все знают". Так я и относилась "все знают то же, что и я".

Попробуйте без подглядывания ответить на них сами:

- "Пролетарии всех стран, Объединяйтесь!" / или "Соединяйтесь"?

Н.С. Хрущёв стучал ботинком в зале ООН, на заседании в 1960 году, и говорил бессмертную фразу "Мы вам покажем Кузькину мать" / или нет?

Столица Израиля: Тель-Авив / или Иерусалим?

Сколько человек ехало в машине во время убийства Джона Кеннеди: 4 / или 6?

Сколько штатов в США: нечётное количество / или чётное?

Какая фраза из "Кавказской пленницы" правильная: "В моём доме, попрошу, не выражаться." / "В моём доме не выражаться."

Говорил ли Высоцкий "ну и рожа у тебя, Шарапов" / или были другие слова?

Как львёнок просит черепаху из мультика: "Покатай меня, большааааая черепааааааха." / или "Покатай меня, а?"

Что в конце мультика "Жил-был пёс" говорит волк: "Ну, ты это... заходи, если чё" / или "Ты заходи, если что"?

Как упирается рукой о голову "Мыслитель" Родена: кулаком в лоб / или внешней частью открытой ладони о подбородок?

Фраза из книги Исайи глава 11, стих 6: Лев возляжет рядом с ягнёнком. И не будет никакого зла на земле, и будет тысячелетний мир. / или волк ?

Какое слово было в романе "Евгений Онегин" в ставшем крылатым предложении: "Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей". / или "легче нравимся мы ей"?

Как называется рассказ Солженицына: "Один день из жизни Ивана Денисовича." / или "Один день Ивана Денисовича."

Как выглядит логотип "Фольксвагена": буквы целые / или посередине трещина?

Как выглядит палочка буквы "F" в логотипе "Форда": прямая / или с завитком?

В черепе за глазом нет кости / или есть?

Место обитания пингвинов: только в Антарктиде (Южный полюс) / раскиданы по побережьям в южном полушарии вплоть до Экватора?

Какого цвета ореховая паста "Нутелла" (Nutella): двухцветная белый с коричневым / или однотонно коричневая?

Когда умер Мандела: в 2013 г. / или намного раньше?

Уф... Это не все, но по областям разброс достаточный, и для нас, думаю, хватит:)

О да, там много вопросов, на которые я ответила "не так": и что мыслитель Родена упирается кулаком в лоб, и что волк сказал "Ну ты это... заходи если чё" (и мне казалось, что в паузе волк даже икнул), и что Хрущев стучал ботинком, и "ну и рожа у тебя, Шарапов" (так дразнили того, кто выглядел несвойственно себе), и "в моём доме попрошу не выражаться", и "покатай меня, большая черепаха", и "чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей", и что у черепа пустые глазницы, а логотип фольксвагена без трещины посередине... И вспомнила, что смерть Манделы в 2013 г. меня тоже удивила, он ведь умер уже давным-давно...

Приехав на место назначения в 7 утра, я начала с пристрастием опрашивать только что разбуженных родителей. А вернувшись в Москву, я сразу же написала своей однокласснице, с которой мы дружим до сих пор (она - врач): "Ин, за глазами есть кость?" - "конусообразная костная полость", - ответила она мне. "А кто написал "сижу за решёткой в темнице сырой"? - продолжаю я. - "Лермонтов?". - "А куда упирается мыслитель Родена?" - не унималась я. "В лоб?... издеваешься?" - "нет, это тест такой, мы с тобой отвечаем одинаково" - облегчённо вздохнув ответила я и немного успокоилась.

Но я невероятными усилиями воли останавливала себя, чтобы не спрашивать каждого прохожего "за 40": "кто написал "Узника", как сидит Роденовский мыслитель и что сказал волк...

И понять, почему я так ответила, стало почти навязчивой идеей. Посыл "надо было в школе лучше учиться" не работает, я ведь хорошо училась. Ответы всех близких и друзей, мною опрошенных (о Боже!), были разные - и люди, и их ответы, и не всегда правильные, и часто с сомнением. Даже владельцы "Фольксвагена" и "Форда" не помнили как выглядит логотип их машины, а правильно отвечали только выбирая из предложенных вариантов.

А если верить сайту (хотя бы относительно их опроса), откуда я взяла эти вопросы, в опросе приняло участие 33 тысячи человек! И только примерно 30% из них отвечают правильно на каждый вопрос. Потому что те, кто не верит в инопланетян и иже с ними, такие сайты быстро закрывают и не участвуют в "этой глупости" (я тоже не верю, но мне стало интересно). Поэтому я не поверила, что людей ошибающихся больше.

Но почему мы, получившие тогда ещё качественное бесплатное образование, ошибаемся?, - подумала я и стала искать.

Кстати, правильные ответы после слеш "/". Тех, кто ответил полностью правильно, поздравляю - у вас прекрасная память;) Те, кто ошибся - не отчаивайтесь, я с вами:)

Эффекту присвоили имя Манделы, потому что именно в момент объявления о его смерти очень много людей воскликнули: "Как же так - он же умер 30 лет назад в тюрьме?!" И дальше начали находить другие несоответствия своей памяти с реальностью.

Суть "эффекта Манделы" сводится к тому, что много людей, незнакомых друг с другом, думают одинаково - они считают, что вот эти мелочи были другими, они это чётко помнят. Назвать это "массовым помешательством" язык не поворачивается даже у психологов и психиатров, потому что, как известно, "с ума по одиночке сходят". Эффект "дежавю" тоже отпадает - у каждого это своя картинка. Тем не менее, наиболее разумно объяснить это всё-таки секретом устройства человеческой памяти. Даже половину пунктов можно так объяснить.

- "Соединяйтесь" и "объединяйтесь" созвучны, и их легко можно за давностью лет перепутать.

Пишут, что Хрущёв в одном месте стучал ботинком, а в другом - грозил показать Кузькину мать, учитывая советскую пропаганду, для яркости картинки вполне можно было пустить в эфир с другой подоплёкой, ну или мозг объединил 2 события в одно - так тоже ярче запомнить характер человека.

- "Чем меньше..., тем больше...". Я хоть и ответила "больше", но потом вспомнила, как меня поправляла мама, говоря "легче". Здесь есть противопоставление, поэтому мозг автоматически хочет подставить противоположное по смыслу слово. А если задать в поиск эту фразу, то можно увидеть, что на сайте "Академик" её называют не ошибкой, а "неточной цитатой" со ссылкой на оригинал.

Мыслитель упирается в лоб... хм... думает у нас, предположительно, мозг, он в голове. Когда человек хочет показать, что он думает или вспоминает, логичнее показать на лоб.

Мультик про львёнка. Эта фраза стала крылатой, но без употребления слова "большая черепаха" становится более непонятной. Большая черепаха там используется вместо имени, как имя. Скажешь "покатай меня, а?", и тебя никто может не понять, и через какое-то время забудут откуда это, и, значит, забудут что это значит. А если скажешь "покатай меня, большая черепаха", то всем сразу всё ясно. Мозг хочет быть понятым.

Пингвины. Честно скажу, когда я писала про пингвинов, я думала, нет, я была уверена, что они живут только в Антарктиде. И так и написала "при слове "пингвин" в первую очередь всплывает картинка Антарктиды". Но пока писала пост, убедилась, что это не совсем так. Но так проще запомнить "белые медведи живут на северном полюсе, а пингвины - на южном".

Мандела умер раньше, чем на самом деле. Когда любой общественный деятель пропадает из эфира надолго, через какое-то время мы думаем "про него давно ничего не слышно, он, наверное, уже умер, а я случайно это пропустил". Мы можем знакомому позвонить, чтобы узнать как у него дела, если он надолго пропал. Но кому мы позвоним узнать что происходит с Манделой?

Лермонтов или Пушкин. А это уже наполовину заслуга нашего качественного образования. Нас ночью разбуди, прочитай пару строк, и скорее всего мы назовём автора даже спросонья. Почему выбор между этими двумя поэтами, ведь тогда же были ещё и Жуковский, и Давыдов, и Баратынский, и Батюшков, и Одоевский...? Почему-то я вспоминаю, что было некое противопоставление Пушкина Лермонтову, их обоих сравнивали по силе и величию. Пушкина, конечно, считали, поэтом №1, а Лермонтова - №2, хотя мне больше нравился Лермонтов. Вот поэтому строчки, отскакивающие от зубов, легче приписать одному из "двух лучших".

Мультик про пса и волка. А здесь уже есть доказательства игр разума. Здесь "ну ты это..." говорит пёс. Волк отвечает: "Спасибо". Пёс протяжно говорит "Аа", волк уходит, проламывая плетень, оборачивается и говорит "ты заходи если что". Видите, как много промежуточных слов? Поэтому народный фольклор выкинул лишнее, и остальное стало всем известной фразой. Теперь ведь не кажется странным огрубление "что" на "чё" - опять же для яркости.

По-моему, так. А чтобы проиллюстрировать ещё бо́льшую витиеватость памяти, расскажу честно как я вспоминала автора "Узника" (как ни странно, ход мыслей моего папы был тот же): "Горький, нет, он написал "Буревестник", "а он, мятежный, просит бури, как-будто в бурях есть покой", нет, это "Парус". А! Лермонтов! "сижу за решёткой в темнице сырой, вскормлённый в неволе орёл молодой"), и вслух называю Лермонтова. Понимаете, на что способна память в сотрудничестве с мозгом? ;)

Но лучше почитайте Бенаквисту - гениальный автор, очень рекомендую. Я влюбилась в его книги сразу же, когда напечатали только его первую книгу, и с моей подачи его полюбили все мои родные, друзья и знакомые. Даже сейчас, спустя больше 10 лет, я с удовольствием его перечитываю. Хотите отрывок? Читайте - он сто́ит того, чтобы этим текстом увеличить пост ещё на несколько абзацев:)

"В жизни каждой супружеской пары случается утро, когда ваша вторая половина смотрит на вас с легким оттенком сомнения во взгляде. Сомнения или чего-то другого. И в этом другом есть нечто гипнотическое. Впервые вы замечаете беспокойство в глазах того или той, с кем вы до сегодняшнего дня делили эту нежную и рутинную безмятежность. И вы еще не знаете, что именно вы являетесь причиной беспокойства.
- Как спалось, Мину?
Мину - это Катрин, женщина моей жизни, я женился на ней двенадцать лет назад. Уже давно она жалуется, что попа у нее отвисла, и пытается убедить в этом меня, ну а я не вижу никакой разницы. В дружеской компании ей иногда кажется, что она не на высоте в некоторых разговорах, и тут она ошибается. Когда на нее это находит, Катрин задается вопросом, правильный ли мы сделали в жизни выбор, но я не мыслю себе другого. Именно поэтому я и люблю Катрин. И только одна вещь меня в ней раздражает - то, что я всегда опережаю ее на пять секунд. Вечных пять секунд.
- Тебе сколько тостов, Мину?
- Один.
Я поджариваю ей два, потому что сегодня у нас брусничное варенье. С абрикосовым или апельсиновым она действительно съедает только один тост, но с брусникой она решит позволить себе второй, она об этом еще не догадывается, но я-то знаю. Вот они, эти самые пять секунд. Я в состоянии закончить большинство фраз, которые она начинает. В магазине я легко угадываю вещи, которые обязательно привлекут ее внимание. Когда мы занимаемся любовью, я с точностью до секунды могу сказать, когда она захочет сменить позицию. Я знаю, что она употребляет прилагательное "любопытный" каждый раз, когда пробует мороженое с имбирем, и "говорливый" - когда встречает болтуна. Она никогда не встречала словоохотливых, многословных или речистых типов - только говорливых. Я всегда знаю, какой лифчик она надела под жемчужно-серое платье.
- Я, пожалуй, съем еще один тост с вареньем!
Когда я советую ей посмотреть фильм, который я уже видел, то записываю на клочке бумаги три-четыре аргумента, которые она найдет, чтобы похвалить или обругать фильм. Никогда я не показывал ей эту бумажку, чтобы доказать, насколько она для меня предсказуема, - я слишком хорошо представляю сцену, которая за этим последует и ее способ отплатить мне. Такова Катрин. Все время. Представьте себе, например, завтрак, который мы поглощаем именно в этот момент, и я - учитывая некоторые обстоятельства (субботнее утро, хорошая погода, звонок ее сестры вчера вечером) - прекрасно знаю, что сейчас она снова заговорит о неделе в Ландах, куда ее сестра зовет нас уже несколько месяцев. И будет соблазнять меня рыбалкой.
- Знаешь, любимый, в нашем возрасте надо уметь расслабляться, пора подумать о себе, заняться собой. Тебе, например, это бы сейчас не помешало.
- Что конкретно ты имеешь в виду, Мину?
- Психотерапию.
- ?.. Повтори, пожалуйста?..
- Ты должен сходить к психотерапевту. Думаю, она произнесла это слово впервые за двенадцать лет. И улыбнулась со значительным видом - раньше я за ней этого не замечал.
- И ты говоришь мне это так запросто, ни с того ни с сего, после двенадцати лет совместной жизни, между двумя бутербродами?
- Я давно собиралась тебе это сказать, и сегодня пришло время.
...Кто эта женщина в халате, сидящая напротив меня?"

Вы слышали о так назваемом "эффекте Манделы"?
На Западе тема обсуждается уже давно, но собенно интенсивно - в последнее время.
В русскоязычной среде всё только начинается.
На первый взгляд Эффект М. - дешёвая сенсация из разряда плоской земли или мир - компьютерная игра . Однако штука в том, что доказательства феномена у всех на виду (и на слуху), достаточно лишь обратиться к вашей собственной памяти.
Прежде чем выбрасывать идею в мусорное ведро, попробуем разобраться.
На самом деле, дико интересно, а временами даже страшно.

Мир изменился.

Всё не так. Что-то произошло. Похоже, нечто необратимое.
Кажется мы все оказались в параллельной реальности, не заметив этого!
Началось всё со смерти Нельсона Манделы в 2013-ом. Оказалось, что многие "помнили" (речь идёт о тысячах людей), что пламенный борец с апартеидом уже умирал в середине 80-х. Интернет завалили вопросами и жалобами. Этот эффект ложной памяти назвали "эффектом Манделы".
Ящик Пандоры был открыт, и люди с изумлением обнаружили несоответствие мира, который был у них в сознании, и того, который их окружает.

Видео для поверхностного ознакомления:

Люди массово помнят то, чего не было!
Вернее то что БЫЛО, вдруг куда-то пропало. Из реальности исчезли многие детали, о которых все мы прекрасно знали, которые окружали нас всю жизнь.
Знаменитые фразы из фильмов теперь звучат по-другому. Логотипы известных компаний слегка переиначены.
В названия всех известных брэндов добавлены лишние буквы, или заменены схожими по звучанию. Имена знаменитостей оказывается пишутся уже не так. Более того, некоторые известные люди, умершие в прошлом, оказывается до сих пор живы и здоровы. Даже в полотнах великих художников произошли изменения.

Ерунда какая-то.
Мистика.
Массовый гипноз.

Примеров масса. Я остановлюсь на них подробнее в моих последующих постах. Пока погуглите и убедитесь сами.

Сразу скажу, что на мой критический взгляд многие приводимые в ин-нете факты выглядят неубедительно. За уши притянуты многие фразы из культовых фильмов.

Люк, я твой отец,
Я устал, я ухожу,
Ну и рожа у тебя, Шарапов
- народная память любит округлять летучие фразы, приводя их к общему знаменателю, выделяя общий посыл. Живой пример - Денег нет, но вы держитесь! Прошло лишь несколько месяцев, видео до сих пор висит в сети, но многие ли помнят, что Медведев никогда не произносил этих слов? Он наболтал пенсионерам всякой ерунды в ответ на неудобный вопрос и спешно ретировался, а фраза Денег нет, но вы держитесь! - это лишь общий смысл сказанного. Она стала народным фольклором.

Но другие факты совершенно не поддаются логическому объяснению.

Например, куда подевался монокль у человечка-банкира из популярной игры Монополи??
Было - стало:

Круглый моноколь на верёвочке, на левом глазу смешного мужичка помнят все.
Я помню.
Это был брендовый символ. Даже сама игра слов - монокль перекликается с названием Монополи. Но теперь круглого очка на глазу НЕТ! У весёлого буржуя магически улучшилось зрение. И это не просто новый вариант, монокль исчез из прошлого , из всех рисунков и вариантов дизайна коробки с картами. Теперь считается, что его никогда не было ! Все варианты картинок в сети существуют уже БЕЗ монокля.

От такого казуса мозг реально начинает плавиться.

Другой пример - логотип Фольксвагена.
С одной стороны, ну какая разница, была ли разделительная чёрточка посредине, или нет?
Может она всегда была, но мы не замечали, не придавали значения.
Но тут вы можете поверить мне на слово, ибо когда я изучала символы, и их скрытый эзотерический смысл, то долго и внимательно разглядываля VW в кружочке, так как конспирологи утверждали, что бессовестные фашисты спрятали в логотипе автомобильной компании свастику. Точно помню, что "пояска на талии", отделяющего ВИ от Дабл Ю 0не было. Линии плавно перетекали одна в другую.
Было - стало:

"Ребрэндинга" значка тоже не было . Жуть в том, что разделительная черта одномоментно появилась на всех реальных автомобилях Фольксвагена, всех разновидностей и выпусков! Теперь считается, что так было ВСЕГДА.
Ну а я не согласна. Не было линии и всё тут.

Или ещё один пример, леденящий душу.
Библия.
Кто и когда успел поменять знаменитую фразу (абсолютно во всех вариантах и переводах Священной Книги) о том, что настанут времена, когда Лев будет возлежать с Ягнёнком. Имеется в виду, что везде воцарится мир, хищники перестанут убивать своих жертв. Мир станет добрым, воцарится любовь. Уж простите мне такое вольное толкование.
Но теперь Лев куда-то подевался, а с ягнёнком очутился... Волк!

Льва и не было никогда . Всегда был Волк, глазами щёлк.
А если вы помните нижеприведённый образ, то, поздравляю! welcome to the club! пора идти к врачу и принимать лекарство от Эффекта Манделы.

Так что же случилось?
Есть несколько теорий. Для того чтобы их осветить потребуется несколько постов.

Одна из самых интересных, прямо скажем, научно-фантастических гипотез, это то, что мы перескочили в параллельную реальность, и здесь всё немножечко по-другому. Помните лекции Трёхлебова? Он очень наглядно рассказывал о жизни, как о тренажёре для развития души, где наше "Я" проходит различный опыт во всех вариантах реальностей.
https://www.youtube.com/watch?v=is-wRhgSIhI

Версия Первая:

Во всём виноват БАК - Большой Адронный Коллайдер в Швейцарии!

Когда это произошло?
Быть может 10 сентября 2008 года, когда Коллайдер впервые был запущен. Либо в 2012-м, помните обещанный "конец света"? На Западе многие назывют дату 2013, когда произошёл сбой в работе гигантского ускорителя. А может и в 2015, когда после ремонта адская труба заработал в удвоенном режиме.
Так или иначе, было много беспокойств по поводу возможных последствий работы коллайдера. Опасались, что наша земля может исчезнуть к чертям собачьим в сотую долю секунды после его включения.
Но всё обошлось, коллайдер работает, мы продолжаем существовать.
Однако не исключено, что кактастрофа всё-таки произошла и наш мир БЫЛ уничтожен!

Что если исследование колдунами-учёными "тёмной материи", разгон частиц до скорости света в вакууме и образование в следствии этого микроскопических чёрных дыр, привело к тому, что наша реальность оказалась немеденно втянута в одну из этих дыр, где и растаяла без следа. Но по закону сохранения энергии, все мы, со всем нашим энергетическим багажом вынырнули в реальности наиболее близко отстоящей от нашей. Теперь мы живём в параллельной реальности, в параллельной вселенной. Мы принесли с собой всю нашу память, весь опыт, всё информацию, и по-началу не заметили ничего необычного. Жизнь продолжается, коллайдер продолжает гонять бедный электрон и в хвост и в гриву. Все облегчённо вздохнули, посмеялись над неоправданными страхами.
Но вскоре обнаружился ряд несостыковок. Проявились факты, пусть и ничтожные, но совершенно необъяснимые с точки зрения земной логики и материального представления о мире.

Очень хорошо озвучил версию о параллельных мирах талантливый американский мальчик, вундеркинд, юный физик. Жаль, если вы не владеете английским, Макс (Max Loughan) говорит очень хорошо! И он даёт своё объяснение эффекту Манделы (с 6-й минуты). Правда добавляет, что до сих пор не понимает, почему у одних людей память о старом мире сохранилась, у других - нет.
Попробуйте включить субтитрыи и читать, пусть даже и по-английски.

Несовершенство этой версии в том, что некоторые люди помнят одно, другие - другое.
Получается какая-то ромашка: тут помню, тут - не помню. Мы что, понаехали сюда из разных реальностей??
Память вообще, подвержена влияниям, эмоциям, и является ненадёжным источником.

Что касается Коллайдера и ЦЕРНа, то место это безусловно поганое. С них станется. То небеса над тем местом разверзнутся:

(ладно, может оно и фотошоп)
То богомерзкие церемонии там устраиваются с парадом мертвецоа, козлиными плясками и свальным грехом.
Тьфу, глаза бы не смотрели! Сатанисты, что с них взять. Это уж точно не фотошоп.

Вот ещё картинки посмотреть

В 1962 году супруги Стэн и Джейн Беренстейн опубликовали детскую книгу под названием «Большая охота за мёдом» (The Big Honey Hunt), которая стала первой в популярной серии книг о беренстейнских медвежатах (The Berenstain Bears). Впоследствии появилось ещё более 300 книг, два мультипликационных сериала по мотивам их историй, а также игрушки и аксессуары, посвящённые героям книг.

В декабре 2013 года скончался легендарный активист за права человека и бывший президент ЮАР Нельсон Мандела. Он умер от респираторной инфекции в своём доме в пригороде Йоханнесбурга.

Что же общего между этими случаями?

С каждым из этих событий, вопреки официальным данным, у разных людей связаны разные воспоминания.

Многие уверены, что оригинальное название серии о беренстейнских медвежатах пишется как The Berenste in Bears или даже The Bern ste in Bears, а не The Berensta in Bears.

Еще один известный пример - легендарная сцена в пятом эпизоде «Звездных войн», в которой Дарт Вейдер якобы произносит «I am your father, Luke». Но на самом деле фраза звучит иначе:

Что касается смерти Нельсона Манделы, тысячи людей по всему свету утверждают, что на самом деле он умер в тюрьме. В честь этого явление коллективных воспоминаний, противоречащих фактам, и получило название «эффект Манделы».

Почему возникает эффект Манделы

Термин был введён в употребление Фионой Брум (Fiona Broome) в 2005 году. Во время одного мероприятия она выяснила, что несколько людей точно так же, как и она, помнят, что Нельсон Мандела умер не у себя дома, а в тюрьме. Это сподвигнуло Брум и других единомышленников на сбор и изучение других альтернативных воспоминаний.

Например, встречаются различные воспоминания о количестве штатов Америки, о расположении Новой Зеландии по отношению к Австралии, о логотипах известных компаний или о хронологии значимых событий.

Фиона Брум, хотя и занималась исследованием этого феномена, не могла назвать его точную причину. Существует множество теорий, как вполне реальных, так и мистических.

Например, некоторые объясняют альтернативные воспоминания существованием параллельных миров, в которых события происходят иначе, чем у нас.

Однако есть и более научные обоснования этого феномена, например подмена воспоминаний.

Почему не всем воспоминаниям можно доверять

Каждый раз, когда мы о чём-то вспоминаем, мы изменяем это воспоминание и как бы перезаписываем его. Это означает, что со временем под влиянием внутренних и внешних факторов оно претерпевает значительные трансформации.

Согласно результатам многих исследований, человек способен удалить воспоминание из памяти, заменить его другим или выдумать совершенно новое воспоминание. Так происходит, если человек хочет, например, забыть о каком-то тяжёлом событии в своей жизни.

Таким образом, эффект Манделы может быть просто результатом ошибочного воспоминания, сформированного самим человеком, который убедил себя в своей правоте.

Люди склонны доверять собственным воспоминаниям, однако иногда они могут сыграть с нами злую шутку.

Волна архитектурных мандел накатила ещё сильнее, и теперь мы видим изменения в зданиях по всему миру. Особенно заметно появление на их крышах барабанов - цилиндрического декоративного элемента с колоннами. Я не знаю, как в азиатских странах, не интересовался, а в Европе, России и Америке всё похоже на то, словно архитектурный стиль объединяется в какой-то один общий. И хотя различие, например, между православными и католическими храмами по-прежнему весьма велико, но вот между православными храмами и исламскими мечетями уже не очень.

Также я несколько последних дней подумываю над тем, как бы нам от многочисленных мандельских теорий перейти к практике. Теория, не подкреплённая практикой, - это не теория, а философия. Их можно выдумывать бесконечно, но ценность их будет сводиться только к тому, что они помогают народу отвлечься от скуки во время их обсуждений. Под мандельской практикой я понимаю то, что, во-первых, с помощью определённых опытов, которые при повторении давали бы один и тот же заранее предсказуемый результат, мы могли бы доказать, что эффект Манделы действительно существует. И доказать не просто на основе заявления, что мы так помним, а именно эмпирическим путём, чтобы даже люди, не верящие в ЭМ, могли наш опыт повторить и убедиться, к своему удивлению, что явление на самом деле присутствует.

Самое простое, что приходит в голову, - это проверить пункт 10 из моей статьи Категории мандельских аномалий - увеличение детализации. Если детализация мира увеличивается, то это отражается и на фотографиях изменившихся объектов. Математически это означает увеличение энтропии. Если сравнить фотографию до изменения и после, то у версии с большим количеством деталей энтропия будет больше. Подсчитать энтропию файла очень просто - это делает любой архиватор, вроде gzip или rar. Если на фотографии станет больше деталей, то она сожмётся хуже, и размер файла увеличится. То есть нам нужно всего лишь сравнить размер сжатого файла до изменения и после. Проблема у нас только одна - чтобы сравнить размер файла, нам нужно запомнить его до байта, потому что нам пока неизвестен способ перенести информацию между реальностями, кроме как через собственную память. И над этой проблемой я сейчас как раз и размышляю. Запоминать длинный набор чисел - задача не из простых, поэтому придётся использовать какие-то мнемонические правила. Для этого придётся написать в помощь специальную программу.

Во-вторых, я думаю над ещё более сложной задачей - написать программу, которая позволила бы нам самим создавать остатки из фотографий старой реальности. До сих пор мы находили остатки в интернете, но это ненадёжный и непредсказуемый способ, а нам нужен стабильно повторяемый результат. Проблема здесь всё та же. Программы оперируют с информацией, а информация о старой реальности переносится в новую только через нашу память. Это значит, что надо разбить фотографию на кусочки, скажем, 10х10 пикселей, перевести в мнемоническое правило, раздать каждому из нас по этому кусочку для запоминания, и потом, после изменения реальности, восстанавливать фотографию в обратном порядке. Но это слишком сложный способ и требует большого количества людей, хотя бы в 1000 человек, а сама программа должна работать по сети. Надеюсь, что дальнейшие наблюдения за ЭМ натолкнут нас на новые революционные идеи, которые смогут нам помочь в мандельской практике.

1. Шар и барабан под статуей свободы на Капитолии.
2. Очки у Рузвельта на горе Рашмор.
3. Барельеф "Мемориал Конфедерации" в США.
4. Помятые камни Стоунхенджа.
5 Залив Геденштрома на острове Котельный.
6. У Биг-Бена квадратная крыша двухэтажный пирамидальный чердак.
7. Новый верхний этаж Пизанской башни.
8. Логотип Супермена.
9. Укороченный Белый дом в Вашингтоне.
10. Барабан на вершине МГУ.
11. Барабан на куполе собора святого Петра.
12. Жириновский никогда не употреблял слово "Однозначно!"

а) Марсианские каналы не были оптической иллюзией.
б) Цветущие яблони потеряли запах.
в) Не было перевёрнутой пятиконечной звезды на христианских храмах и иконах.
г) Не было горы пик Коммунизма в СССР.
д) Флип-флоп песни "Каскадёры, каскадёры" / "Улыбнитесь, каскадёры" / "Каскадёры, каскадёры" (группа "Земляне").

1. В десятке в пункте 5 я писал о том, что на куполе Капитолия в США вместо тонкого шпиля появилась массивная статуя богини Иштар. Хотя может это и не Иштар, потому что официально она никак не названа, и везде пишут, что это ещё одна статуя Свободы, но для нас важно то, что её там не было, а теперь есть. В прошлый раз, когда я на неё смотрел, она стояла непосредственно на самом куполе, но сейчас между ней и куполом расположена целая система архитектурных наворотов.

Будем двигаться сверху вниз. Сама статуя стоит теперь на шаре, этот шар подпирают снопы кукурузы (покажу их позже), затем идёт наш любимый барабан, а между барабаном и куполом находится ещё какая-то платформа. Также по поводу самого купола отмечу о наших подозрениях, что в куполе не было никаких окон, а сейчас их целое плотное кольцо.

Рассмотрим статую вблизи. На голове богини теперь находится венок из больших звёзд, в левой руке она держит какой-то другой венок из листьев, и ещё куча венков расположены под снопами кукурузы, которые подпирают шар. Про надпись на шаре я вообще молчу. Мне даже страшно выяснять, что она означает.

2. Самые градиозные изменения в горе Рашмор закончились, и сейчас уже идёт мелкая доработка. Большинство новых изменений не так хорошо заметны - это более чётко детализированные волосы у всех президентов, морщины на лицах и детали одежды у Вашингтона. Но особое внимания я хотел бы обратить на очки Рузвельта. Первое - это оправа. Я встречал утверждения, что её не было вообще, но сам я этого подтвердить не могу, потому что с тех пор, как стал внимательно следить за этой горой, оправа уже присутствовала. Чего точно не было, так это носоупора и моста оправы.

Чтобы лучше прояснить, что конкретно я имею в виду, на картинке ниже это 2 и 5.

3. На самом деле гора Рашмор - это не единственный американский памятник, который был выдолблен в скале. В 1972 году в горе Стоин-Маунтин, штат Джорджия, было закончено создание барельефа "Мемориал Конфедерации", где на конях показаны три героя гражданской войны в США, воевавших на стороне Юга.

У нас об этом барельефе почти не говорят, а вот "партнёры" клавиатуры до дыр затёрли, пока его обсуждали. Я этот мемориал тоже не помню, но не стал раньше времени делать выводы, поскольку я вполне безобидно мог о нём не знать, как и о многих других вещах в жизни, которые не слишком популярны. В попытке доказать, почему это может быть манделой, можно было бы сослаться на то, что в США вряд ли кто позволил бы ставить памятники героям гражданской войны от проигравшей стороны. Это как если бы в СССР ставили памятники Колчаку или Петлюре. Но мы ведь знаем, что в южных штатах есть немало памятников конфедератам, так что это оправдание слабое. Остатётся только поверить самим американским мандельщикам, что барельеф - это мандельский новодел.

4. Британский Стоунхендж постепенно превращается в фарш. Ранее относительно прямые каменные блоки стали помятыми и покорёженными. Словно их расплавила и разворотила очень горячая ударная волна. Предчувствую, как сейчас набегут конспирологи и начнут доказывать, что это результат ядерной войны в 19-м веке. Кстати, "партнёры" уже это сделали на своих ресурсах. Хотя другие конспирологи могут категорическими с этим не согласиться, ссылаясь на фото и видео доказательства того, что Стоунхендж построили масоны в середине 20-го века. Я ни за тех, ни за других. Помятые камни вижу, а кто с ними так поступил, мне пока неведомо.

5. На острове Котельный между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем появился такой огроменный залив, что его видно теперь на карте даже с большого расстояния. Называется залив Геденштрома и делит остров почти на две части. Вообще этот остров, как и соседние острова, очень загадочные. Год назад в Mandela Effect Daily News - 1.07.2017 , пункт 11, я писал о том, что до лета 2017 года их там вообще не было. А потом однажды я увидел их в ролике Алексея Кунгурова, где он крутил вокруг них какую-то конспирологию на тему то ли Гипербореи, то ли чего-то ещё. Может, действительно активизировались предки древних русов и подготавливают плацдарм для наступления с севера?

6. Мода на пирамидальные крыши не обошла стороной и лондонский Биг-Бен. Когда я смотрю на то, кем он стал, то просто ухохатываюсь от смеха. Это больше не Британия, а Россия с башнями Кремля. В моей старой реальности Биг-Бен заканчивался сразу за циферблатом, и крыша у него была квадратная, а сейчас это какой-то двухэтажный чердак с кучей окон. Скворечник, как охарактеризовала одна моя знакомая.

Как выглядел Биг-Бен раньше, можно посмотреть в российском городе Петрозаводске, где стоит упрощённая копия старой версии башни. За исключением антенны на крыше, у меня нет претензий к этому памятнику. Тот же квадратный верх и те же башенки по углам, как я запомнил.

7. Продолжаем наш экскурс по башням. Из Великобритании перемещаемся в Италию в город Пизу, где стоит Пизанская башня, известная своем неустойчивым положением. У неё всё та же проблема с крышей. На ней появился дополнительный этаж более мелкого диаметра, но зато чуть повыше. И ещё на вершине башни теперь на всех фотографиях маячит какой-то флаг. Сколько раз я эту башню рассматривал, отродясь не было на ней никаких флагов.

Если не обращать внимания на искажённые пропорции, то раньше башня выглядела приблизительно вот так:

8. Логотип Супермена тоже усложнился, сдался перед натиском энтропии, и имеет теперь засечку на букве S сверху и более толстую линию. "Партнёры" даже перепугались, говорят, что буква S стала похожа на змею.

Вообще змеи довольно часто мелькают в манделах, но пока неясно, к чему всё это. Конспирологи наверняка скажут, что это рептилоиды дают о себе знать таким недвусмысленным образом. А христиане добавят, что это тот самый древний змий, он же сатана, который соблазнил Адама с Евой. Но я пока не знаю, что думать. В целях лучше понять, кто такие древние змеи, и почему одни (христиане) их так боятся, а другие (китайцы и индийцы) обожествляют, я изучил материалы Александра Колтыпина, где он много говорит о мифологии змеелюдей, и составил у себя в голове приблизительно такую картину.

Десятки миллионов лет назад на Земле была только одна разумная раса мыслящих существ, первая и единственная - это змеелюди. Затем на Землю высадились инопланетяне, так называемые белые боги, больше похожие на современных людей, чем на змей, поселились на севере, в Гиперборее, и стали со змеелюдьми сосущестовать. Через некоторое время между этими двумя расами возникла страшная опустошительная война, в которой белые боги победили, а змеелюди были почти уничтожены, и остатких их ушли в подполье, то есть под землю (или замаскировались под членов британской королевской семьи, по версии конспиролога Дэвида Айка). Современные люди - это то ли гибриды белых богов с кем-то ещё, то ли результат их генетических экспериментов с местной фауной - короче говоря, мы здесь понахавшие, творение рук оккупантов, так что древние змеи имеют полное право указать нам на дверь.

9. Сегодня у нас передача "Вокруг света". Переносимся в США, город Вашингтон. Где-то там расположен Белый дом - резиденция президента. Вот с ним тоже произошли хорошо заметные модификации. В длину он стал всего по четыре окна в каждую сторону от центрального входа. Раньше было на несколько окон больше. Также на многих фото раньше было видно, что слева и справа к главному зданию примыкают пристройки - левое и правое крыло. Они по-прежнему есть, но сейчас их не видно, потому что из-за удлинившихся переходных коридоров они стали отстоять чуть дальше.

Лучше всего оценить, что стало с Белым домом, видно по карте . В общем-то, характер сооружений остался прежним, только центральное здание укоротилось, а переходные коридоры удлинились. Белый дом стал словно бы квадратной формы. Хорошо хоть Овальный кабинет остался на месте, в одной из пристроек.

Вообще это больше похоже на унижение. У самой сильного государства в мире самая маленькая резиденция президента. В скромности им, конечно, не откажешь. Почему бы уже сразу Белый дом на сарай не заменить?

10. Скачем дальше. Москва, здание МГУ. Чуть раньше я уже писал о нём в , пункт 9, что и размеры у него изменились, и красная полоса появилась, но сейчас у нас речь снова пойдёт о барабанах. Большинство читателей со мной не согласны, но для меня барабан под шпилем выглядит очень дико. У МГУ всё, кроме шпиля, было прямоугольной формы, и вдруг...

11. Последний заключительный барабан на сегодня. Ватикан, купол собора святого Петра. Здесь мне добавить особо нечего. Многие читатели снова со мной не согласились. Может, в самом деле, я стал видеть барабаны во всём подряд. Если ещё где-то появятся, значит, дело не во мне. А если нет, то что ж, пойду лечиться:))

12. Народ любит выражения Владимира Жириновского, и самыми любимыми, пожалуй, являются "Каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке водке" и "Однозначно!" Увы, как ни странно, ни то, ни другое Владимир Вольфович никогда не произносил. О том, как он открестился от первой фразы, я уже писал в Mandela Effect Daily News - 1.11.2017 , пункт 6, а сейчас разберёмся с "Однозначно!"

Итак, несмотря на обилие демотиваторов и пародий на эту фразу, сам её автор утверждает, что не имеет к ней никакого отношения. И ведь похоже, что это действительно так. На любую крылатую фразу на YouTube можно найти ролик первоисточника конкретного мема, но на "Однозначно!" ничего нет. И хотя у меня самого отчётливо звучит в голове это резкое выражение в привычной интонации Жириновского, но всё, что я нашёл - это ролик, в котором говорится, как сам Жириновский своё авторство лично опроверг.

Отличная подборка Сергея Игнатенко.
Эффект Манделы – это ни что иное как эффект Кастанеды.
Помните помешательство конца 90-х на книгах и учениях Карлоса Кастанеды? Такое впечатление, что многих просто загипнотизировали и без пений мексиканских шаманов. Грубо говоря мега крутой хакер взломал массовое сознание. :)
Алан Чумак, Анатолий Кашпировский, Юрий Лонго, Джуна …
Достаточно было кому-то из преподавателей после сеанса этих людей просто ошибиться – и вот вам Эффект Манделы.

Но скажу больше. Есть люди, которые не просто предсказывают события на несколько отрезков времени вперёд, а реально влияют на будущее. Могут вызвать грозу или дождь когда его по прогнозу быть не должно. Заставить человека выполнить определённое действие, даже находясь далеко от него и без средств связи. Люди, способные управлять массовым сознанием. И уж простите меня за сравнение, но это реальный советский секретный проект под названием (вы не поверите): “Люди Икс”.

Кратко открою небольшой секрет подобной технологии. И для примера возьмём то самое стихотворение Пушкина “Узник”. Мало кто знает, что второе стихотворение “Узник” написано Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина “Погиб поэт”. Лермонтов написал стихотворение:

Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

Лермонтова за это посадили. Вот тогда Лермонтов и написал своего “Узника”.
Далее ЛЕКТОР говорит очень много о Лермонтове, записывая на подкорку мозга слушателей (испытуемых) именно эту фамилию, а потом в конце упоминает аналогичное стихотворение Пушкина и зачитывает его первые строки:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Всё. Далее человеческий мозг слушателей сам связывает Лермонтова и произведение Пушкина в единую логическую цепь. Разбуди такого ночью с вопросом “где ключи от танка?”, он сквозь сон ответит “На гвоздике у двери висят”.
Это простой пример из популярной в конце 90-х литературы по НЛП.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры