Занятие по игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на воздушном шаре"
Конспект сюжетно-ролевой игры
« Путешествие в лес »
Акимова Маргарита Анатольевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ№77 «Теремок»
г. Набережные Челны
Возрастная группа : средняя
Задачи:
Развивающие:
развивать интерес к общему замыслу игрового сюжета, умение действовать согласовано;
развивать и обогащать игровые действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;
формировать коммуникативные навыки при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогов.
Воспитательные:
воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.
Обучающие:
обучать игровым взаимодействиям в подгрупповой игре, умению строить сюжет 3 – 4 смысловых эпизодов.
Предполагаемый результат :
Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий.
Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры.
Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.
Виды деятельности : игровая, театральная, музыкальная.
Индивидуальная работа : помочь детям раскрыть свои способности- Саша, Милана.
Предварительная работа : беседы о профессиях врача, медсестры, фармацевта, водителя; экскурсия в медкабинет; рассматривание иллюстраций; просмотр слайдов. Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».
Оборудование:
Игрушки – звери;
Макеты деревьев;
Атрибуты к играм ветлечебница, аптека;
3 белых халата, 3 шапочки;
Руль;
Сюрпризный момент (корзинка с яблоками),грибочки «Чокопай»;
Магнитофон с записями песни «Веселые путешественники», веселая музыка для физкультминутки;
Звуковое письмо;
Голубь (оригами);
Интерьер комнаты;
Строительный материал;
деньги (бумажные).
Ход:
В группу под музыку влетает почтовый голубь, он приносит детям звуковое письмо от лесных жителей (звучит фонограмма письма).
В.- Дети, а вы хотите помочь лесным зверушкам? (ответы детей).
В. - На чем можно добраться до леса? (ответы детей).
Воспитатель подводит детей к выбору транспортного средства (нас много поэтому лучше всего ехать на автобусе).
Дети самостоятельно выбирают водителя из числа мальчиков (считалкой).
Водитель предлагает занять места в автобусе.
Воспитатель читает стихотворение:
Качу-лечу во весь опор
Я сам шофер, я сам мотор!
Нажимаю на педаль
И автобус мчится вдаль.
В.- И так поехали (звучит песенка «Веселых путешественников»).
В.- Вот мы и приехали в лес. Водитель предлагает всем выйти.
Под макетами деревьев дети видят зверей, обращают внимание на белку, она выглядывает из дупла.
Белка - Я, белочка, живу в лесу и орешки я грызу, но припасов не осталось, я их спрятала в лесу. А найти их не могу.
В.- Дети давайте поможем белочке отыскать припасы и устроим для зверей «Лесную столовую».
Д/и «Съедобное - не съедобное».
Дети ходят по группе, находят грибы, ягоды, орехи.
Накрывают на поляне стол для зверей.
Белка благодарит детей и угощает их грибочками «Чокопай» (фото на память).
Воспитатель обращает внимание детей на зайчика, который плачет под кустом.
Зайчик - Меня лиса выгнала из домика и теперь мне негде жить.
В.- А как мы можем ему помочь? (ответы детей).
В.- Давайте построим дом для лисы. Из чего его можно построить? (ответы детей).
Дети строят из крупного строителя дом для лисы и обставляют его предметами интерьера.
В.- Давайте скажем лисе:- лиса выходи и на домик погляди.
Воспитатель включает музыку, лиса выходит и танцует вместе с детьми (физкультминутка).
В.- Дети на опушке леса я видела «Ветлечебницу», давайте отведем туда мишку.
Дети идут в клинику, там сидят в очереди звери, воспитатель предлагает детям взять себе любую зверушку, чтобы они не боялись зайти к врачу(роль врача воспитатель берет на себя). Врач осматривает их, выслушивает жалобы, назначает лечение. Медсестру выбирают по считалке(девочки). Медсестра выписывает рецепт на лекарства. С рецептами дети идут в «Лесную аптеку», покупают там нужные лекарства.
Возвращаются на лесную полянку и лечат лесных зверей.
В - Теперь все звери снова здоровы и они хотят отблагодарить вас за помощь.
Ежик дарит детям корзинку с яблоками. Дети их благодарят.
В. - А теперь нам пора прощаться с лесными зверушками и возвращаться в детский сад. Водитель предлагает занять места в автобусе.
Воспитатель анализирует игру: Где мы были? С кем повстречались? Кому помогли? Что больше всего понравилось? Дети выходят из автобуса, моют руки. Воспитатель раздает угощение.
Список использованной литературы:
1 . Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с. - (Дошкольное воспитание и развитие);
3. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова – Ростов на/Дону: Феникс, 2010.
Конспект подготовила воспитатель Сирик Людмила Анатольевна.
ЦЕЛЬ:
Вызвать желание у детей играть в сюжетно - ролевую игру «Путешествие по морю».
ЗАДАЧИ:
Уточнить и расширить представления детей о профессиях на корабле.
Уточнить и расширить представления детей об устройстве и функционировании корабля.
Обеспечить развития умения у детей использовать подсобный материал для создания атрибутов в игре.
Обеспечить развитие умение у детей играть большими группами, советоваться и помогать друг другу.
Совершенствовать умение детей быть внимательными друг к другу.
Систематизировать представления детей о некоторых правилах поведения в различных ситуациях.
Обеспечить развитие инициативы, организаторских и творческих способностей детей.
Убедить детей в том, что в игре необходимо выполнять правила и нормы поведения в игре.
Способствовать формированию умения детей радоваться самим, когда они делают другим приятно.
Вызвать желание понять, что свои действия нужно продумывать, сообща добиваться поставленной цели.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечный автомобильный руль, строительный материал, бинокль, набор «доктор», «продукты из магазина», посуда, листы бумаги, фломастеры, матросские воротнички, фуражки, шапочка медицинского работника, поварской колпак, наушники, карта - схема, ширма, «вещи пассажиров», разнообразная одежда, предметы туалета, письмо от человечков, «рация».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций кораблей, знакомство со строением корабля, рассматривание морских атрибутов, знакомство с профессиями людей на корабле, чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок», «Акула», знакомство с физической картой мира, решение проблемных ситуаций «За секунду до…», «Что было бы, если бы..»., рассматривание иллюстраций по данной теме.
1. ИГРОВОЙ МОМЕНТ:
Ребята, нам пришла телеграмма от наших друзей - человечков. Послушайте, что они нам пишут: (читаю)
Здравствуйте, милые друзья! У нас беда! Приезжайте быстрее и спасите нас. Мы вас ждем с нетерпением. Ваши друзья- человечки.
2. ВЫБОР ТРАНСПОРТА.
Интересно, на чем же нам туда отправиться?
ДЕТИ: на самолете, на автобусе, на поезде и т., д.
Достаю тихо карту.
Посмотрите, нам еще карту прислали. Наверное, это наш путь.
ДЕТИ рассматривают карту.
Так на чем же нам лучше отправиться в путешествие?
ДЕТИ: Спасать наших друзей - человечков мы отправимся на корабле.
3. ПОСТРОЙКА КОРАБЛЯ.
Тогда за дело. Давайте быстрее строить корабль. Из чего нам его можно сделать.
ДЕТИ: будем строить из стульчиков.
На корабле есть нос корабля, штурвал, якорь, борта.
Что такое штурвал, кто знает.
ДЕТИ: Это руль корабля.
Как это можно сделать.
ДЕТИ: На стульчик привязать игрушечный автомобильный руль.
Якорь как смастерим.
ДЕТИ: на веревку привяжем деревянный кирпич.
Что нужно еще взять обязательно в путешествие.
(обратить внимание, что берем только самые-самые необходимые вещи, без которых тяжело обойтись.)
ДЕТИ: бинокль, карту, лекарства, еду, сменную одежду.
Все хорошо, а что мы забыли.
ДЕТИ: Придумать название кораблю. И как же мы его назовем.
ДЕТИ: «Быстрый», «Спасатель», «Ветерок», «Дружба».
Какое название больше подходит.
ДЕТИ: выбирают.
А теперь распределим, кто, что будет делать.
(Выбор группы детей)
ДЕТИ: договариваются между собой кто что делает.
Кто будет мастерить штурвал.
ДЕТИ: Выбирают 2-3 детей.
Якорь кто смастерит.
А вот кто будет писать название корабля.
ДЕТИ: назначают.
Девочки, а вы между собой распределите, кто будет собирать лекарства, еду, вещи и т. д.
Нам нужно торопиться спасать наших друзей - человечков. Поэтому как будем работать.
ДЕТИ: Дружно, спокойно, уступать друг другу и помогать друг другу.
ДЕТИ СТРОЯТ КОРАБЛЬ из стульчиков, привязывают якорь, приделывают штурвал, прикрепляют название, размещают бытовые заготовки.
Посмотрим готов ли наш корабль. Ничего не забыли.
Доложите о выполнении своей работы.
ДЕТИ ДОКЛАДЫВАЮТ ПО ГРУППАМ,
КОМАНДА СТРОИТЕЛЕЙ:
Мы очень старались выполнить работу в короткий срок. Корпус крепкий и надежный. На корабле чистота и порядок. Мы гарантируем надежность корабля.
ДЕВОЧКИ:
Продукты доставлены на борт лучшего качества. Одежда приготовлена на все случаи жизни. Лекарства, бинты, зеленку заготовили в нужном количестве.
Название корабля написано и приделано на борт и нос корабля.
Якорь надежно привязан и не подведет.
Штурвал корабля сделан по самой передовой технологии. Он в надежных руках.
Бинокль и карта доставлены на борт корабля и находятся в рубке у капитана.
Ваши отчеты о проделанной работе мне очень понравились. Готовимся к отплытию.
4. ВЫБОР КОМАНДЫ.
А что нам еще нужно сделать, чтобы отплыть к друзьям - человечкам.
ДЕТИ: выбрать команду корабля.
Кто входит в команду.
ДЕТИ: капитан, матросы, врач, медицинская сестра, повар, радист, штурман и т д.
(выбор команды корабля и распределение ролей).
Расскажите, какими качествами должны обладать медики и что они должны делать.
ДЕТИ: врач осматривает больного и назначает лечение, а медицинская сестра дает таблетку, делает укол, перевязывает. Врачи должны быть добрыми, чистоплотными, аккуратными и быстро помогать в беде человеку.
И кто лучше всего подойдет на эту должность.
ДЕТИ: выбирают, решают.
Кто знает, как повара на корабле зовут.
ДЕТИ: кок.
Что должен уметь делать кок в первую очередь.
ДЕТИ: вкусно готовить
Кто подойдет на эту роль. У кока должны быть помощники.
ДЕТИ:
А зачем нам матросы.
ДЕТИ: Они содержат корабль в чистоте. Всем помогают. Работают в машинном отделении.
И кто же у нас будет матросами.
ДЕТИ:
А почему вы их выбрали.
ДЕТИ: Потому что они в группе приходят всем на помощь и всю умеют делать.
Кого мы еще не выбрали.
ДЕТИ: капитана и штурмана.
Какой должен быть капитан.
ДЕТИ: смелый, отважный, справедливый, добрый, веселый, находчивый и т д.
И кто же у нас будет капитаном.
ДЕТИ обсуждают кандидатуру на роль капитана.
Кто такой штурман.
ДЕТИ: Человек, который помогает капитану вести корабль по морю.
Дети выбирают штурмана.
Остальные будут пассажирами корабля.
(Дети надевают атрибуты- воротнички и шапочки).
Кто поднимается на корабль первым.
ДЕТИ: команда корабля.
5. ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ИГРЕ.
Капитан командуй.
КАПИТАН: Команда стройся!
ДЕТИ СТРОЯТСЯ.
КАПИТАН: Команда корабля « Дружба» к отплытию готова?
(Идет перекличка. Каждый ребенок делает шаг вперед, называет свою роль и имя. Затем занимают места на корабле.)
А теперь кто может подняться на борт корабля.
ДЕТИ: пассажиры.
(Строятся друг за другом всходят на корабль. Матросы помогают всем устроиться).
Штурман: Матрос Саша помогите женщине с ребенком.
Матрос Саша: Есть! Давайте ваш чемодан я донесу до каюты.
Женщина: Спасибо. Вы очень любезны.
Штурман: Матрос… проводите пожилого человека до каюты.
Матрос: Есть! Следуйте, пожалуйста за мной. Осторожно здесь лестница.
(и т. д.).
Капитан: Все заняли свои места.
Штурман: Пассажиры приняты на борт. Все устроены в своих каютах. Ждут отплытия корабля.
Капитан: Отдать швартовые.
Матрос поднимает якорь.
Капитан: Поднять паруса.
Матросы: Есть! Поднимают руки вверх и машут.
(включить музыку шум моря).
6. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
Капитан берет бинокль и смотрит.
Штурман: Что - то похолодало и небо заволокли тучи.
Капитан: Надвигается шторм. Нам нужно срочно отбить телеграмму, может ближайшая бухта примет нас. … составь сообщение и отнеси радисту.
Ребята, помогите штурману составить сообщение. Мы говорим, а он записывает.
ДЕТИ: На море сильный шторм. Просим ближайшие бухты принять наш корабль. Сообщите, у кого есть место на пирсу.
Штурман записывает и относит телеграмму радисту.
Радист: надевает наушники и стучит пальчиками по рации, сделанной из конструктора. (штурман стоит рядом).
Радист: Телеграмму передал. Жду ответа.
(поправляет наушники и говорит).
Бухта « Приют» готова нас принять.
Штурман записывает на лист бумаги сообщение и идет к капитану.
Штурман: Ой, какой сильный дождь! И ужасно холодно.
(изображает, что холодно, сыро).
Пассажиры изображают дождь и ветер; хлопают в ладоши и гудят.
Штурман отдает лист капитану.
Капитан читает и отдает команду.
Капитан: Матрос… право руля.
Капитан: Матрос… проверь пассажиров и доложи.
Матрос: Есть!
Матрос…: Капитан, у пассажиров все в порядке.
Матрос…: На корабле без происшествий.
Капитан: Спасибо, все свободны.
Штурман: Капитан, мы швартуемся.
Капитан командует:
Пассажиры выходят на берег.
(Дети встают и выходят).
Врач, осмотреть всех.
(осматривает всех).
Кок накормить всех.
(хлопает ладошка в ладошку).
Капитан: Команда на берег.
(на берегу встречает их хозяин).
Вы прибыли в бухту «Приют». Мы очень рады вас видеть. Чем мы можем вам помочь?
Капитан: Большое вам спасибо, что вы смогли дать нам отдых. У нас все в порядке, жертв и разрушений нет. Мы переждем шторм и отправимся дальше.
Капитан: Матросы, осмотрите корабль. Устраните неполадки и доложите.
Кок: Всем выдан сухпаек.
Врач: Все здоровы. Раненых нет.
Матросы поправляют стульчики, наводят порядок.
« Хозяин» проводит игру с пассажирами « Если нравиться тебе, то делай так…»
Штурман докладывает капитану: Дождь прошел, море успокоилось. Корабль к отплытию готов.
Капитан: Где моя карта? Я должен проверить наш маршрут.
Всем занять свои места.
7. ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
- Отдать швартовые.
Матрос: Есть и поднимает якорь.
(звучит музыка шум моря).
Капитан смотрит в бинокль.
Вот мы и приплыли, на берегу нас ждут наши друзья - человечки.
Штурман: Но что это?
Матросы хором: Акула!
Штурман: Свистать всех наверх.
Капитан: Вот что, оказывается, случилось у наших друзей - человечков
Врач: Около берегов их страны поселилась акула. И они не могут отдыхать, плавать и загорать.
Кок: И что же теперь делать?
Капитан: Мы её сейчас прогоним!
Игра «Акула»
Все играющие плавают в море (бегают или барахтаются в воображаемом море). По сигналу «акула» дети объединяются в группы по 2-3 человека. «Акула» ест только одиночек. «Акула» - водящий выводит такого игрока на сушу, и игра продолжается. В конце игры дети делают большой круг, «акула» бегает, пока открыты ворота. По сигналу ворота закрываются, «акула» оказывается в кругу.
- после игры капитан дает команду
Штурман, привести корабль в порт.
Штурман: Слушаюсь! Разрешите выполнять!
Капитан: Выполняйте!
А мы с матросами доберемся до берега вплавь. (Все изображают пловцов.)
На берегу, ширма с куклами, за ширмой спрятаны 2 ребенка.
1ый: Вы сильные и смелые ребята. А самое главное - дружные!
2ый: Вы нашу страну спасли от акулы. Большое вам спасибо!
(Все поют песню «Настоящий друг»)
8. Итог
Капитан: По местам! Готовимся к отплытию домой! (дети занимают свои места)
Куклы (дети): Просят закрыть всех глаза на корабле. Произносят слова - заклинания, чтобы корабль «Дружба» оказался быстро дома.
Штурман: Вот мы и дома!
Капитан: Пассажирам покинуть борт корабля!
(пассажиры сходят и говорят слова благодарности)
Капитан благодарит команду за отличную службу.
Оксана Гладышева
Кругосветное путешествие. Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно - ролевая игра
«Кругосветное путешествие »
Цель. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в едино игровой сюжет .
Задачи :
Закреплять умение детей брать на себя роль и выполнять действия в соответствии с этой ролью;
Формировать умение трансформировать полученные знания в игровые действия;
Развивать навыки социального партнерства;
Развивать психические процессы : творческое воображение и фантазию, внимание, память, мышление;
- Развивать речь детей : обогащать словарный запас, умение вести ролевой диалог;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку;
Создать у детей эмоционально положительное настроение.
Предварительная работа :
Беседа по лексическим темам : профессии, транспорт;
Чтение художественной литературы по темам : С. Сахарного «Самый лучший пароход» , К. Чуковского «Доктор Айболит» , В. Сутеева «Короаблик»
Просмотр мультфильмов «Капитан Врунгель» , «Кораблик» , «Степа моряк»
Рассматривание иллюстраций и картин по тематике
Обыгрывание отдельных сюжетов
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Больница» , «Магазин» , «Корабль»
Изготовление коллажа по теме : Путешественники .
Работа с родителями :
Домашний просмотр фильмов морская тематика
Понаблюдать с детьми за работой продавца, доктора, кассира
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм .
Ход игры.
1часть : (дети заняты самостоятельной игровой деятельностью, у воспитателя звонит телефон, отвечает на вопрос)
Да это детский сад
Группа «Жаворонки»
- «Путешествие » …
Вы приглашаете нас, отправится в кругосветное путешествие ?
Сейчас посоветуюсь
Ребята вы хотите отправиться в путешествие ?
Ну что ж, тогда собираемся в путь, берем все, что понадобится в дороге
(дети могут наряжаться, брать разные предметы, но при этом, должны объяснить для чего они взяли ту или иную веешь)
На каком транспорте мы будем путешествовать ? ведь дорога дальняя
(ответы детей, лучше остановиться на корабле)
А где же нам его взять?
(можно построить, нарисовать, если есть готовый использовать его)
Смотрите, у нас есть корабль! но нет капитана.
Сможем сами справиться?
2 часть : (распределение ролей)
Тогда капитаном буду я! Так как самая большая и много знаю
Мне нужен помощник капитан, который будет управлять кораблем.
Матрос, можно два, они должны следить за кораблем, исполнять приказы капитана, и не забывать про удобство пассажиров
Нужен кассир, для того чтобы приобрести билеты на корабль
Контроллер, который будет проверять билеты, и пропускать пассажиров на судно
Нам нужен врач, следить за здоровьем путешественников
Так же нужен продавец, где мы могли бы приобрести товар
А еще, нам нужны пассажиры
Ну что ж, роли распределены, тогда давайте собираться в путь!
3 часть : (покупка продуктов в дорогу «магазин» )
Покупаем самое необходимое, что может понадобиться в пути
Все готовы? идем покупать в кассу билеты
4 часть : (покупка билетов «кассир» )
При покупке билетов вы должны назвать любые предметы, которые имеют круглую форму (яблоко, мяч, солнце, колесо)
Билетами будут служить разрезные карточки, кассир выдает детям, при правильном ответе
Все приобретают билеты, и дружно шагают к кораблю.
5 часть : (проверка билетов «контролер» )
Игра «Найди пару» дети становятся парами, только в том случае если совпали картинки (контролер проверяет совпадение картинок, и пропускает на корабль)
6 часть : (Посадка пассажиров «матрос» «капитан» )
Капитан дает команду :
Подготовить корабль к отплытию (осмотр корабля)
Рассадить пассажиров (кому надо подставляет стулья)
Все на борту, всем хватило места, тогда в путь (корабль зашумел, приступил к движению)
Поднять якоря
Право руля, лево руля, так держать (и т. д.)
7 часть : (путешествие )
Дети плывут и поют песню «Мы едим, едим, едим в далекие края…»
(внезапно в корабле появляется вода)
Ребята у нас беда, пробоина в корабле, наш корабль наткнулся на скалу
Вода заполняет наше судно, что делать?
Вычерпываем воду (тем, что есть в руках или руками)
Корабль тонет,
Смотрим налево, направо, ищем остров
- Матрос : вдали виднеется остров, плывем туда
- Капитан : всем покинуть корабль
- Матрос : всем за борт
Пассажиры покидают корабль, ныряют в море
Помогают друг другу плыть, чтоб ни кто не попал в беду и не утонул
Люди тонут, помогите им выплыть на берег
8 часть : (остров «больница» )
Ребята, кто пострадал, кому нужна помощь?
На них напала акула, они нуждаются в перевязке
Где наш доктор (доктор раскладывает больничку, и оказывает первую помощь пострадавшим)
Пожалейте друг друга, все позади (дети обнимаются, жалеют друг друга)
Мы спасены, Ура!
Что-то я проголодался, вы хотите кушать?
Капитан с матросом идут за дровами, будут разжигать костер (строят кострище)
Девочки готовят еду, и накрывают стол (дети усаживаются в круг и кушают )
Смотрите, уже темнеет, стало холодать
Джунгли ночью опасны, здесь бродит много зверей, дождь скоро пойдет
Пора строить шалаш, чтобы переночевать
9 часть : (постройка шалаша)
Дети предлагают из чего можно построить шалаш, нужно рассмотреть все варианты предложенные детьми, например :
Давайте сдвинем столы, и накроем пеленками, чтобы дождь не замочил нас
А девочки найдут, на чем спать, ведь земля холодная (несут с кукольного уголка матрасики)
Залазим в шалаш, начинается дождь (дети беседуют)
Пора спать, а завтра мы подумаем, как добраться до дому….
Рыбачок и рыбки На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок». На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга. Совушка Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту. Охотники Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны.сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника. Невод Все игроки - рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, при повторении игры они - рыбаки. Колобок Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать. Берегись, Буратино! У одного из играющих на голове колпачок. Он -Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они. меняются ролями. Воробьи-попрыгунчики На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» -становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь. Горелки Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят. Раз, два, три, Последняя пара, беги! После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается. Петушки Играющие (по одному от каждой команды) входят в круг диаметром 3 метра и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу или наоборот). Задача: вытолкнуть противника из круга. Самый ловкий - это ты! Начертите на земле два круга диаметром до метра. Круги расположены рядом. В центр круга положите шайбу, кубик, мячик, городок. Играть могут двое или две команды из трех-четырех человек. По сигналу ведущего дети должны игрушечной шпагой, саблей, гимнастической палкой этот предмет (предметы) выбить из круга «противника:», защитив свои. Ребята как бы сражаются на шпагах и саблях. Побеждает тот или те, кто, выбив предмет «противникам не допустил(и) его к своим. Брось в кольцо В комнате или на школьном дворе подвешивают кольцо на высоте примерно 1,5 метра. А в руки каждому участнику дают палочку длиной до 50 сантиметров. Надо с расстояния 10-15 шагов пробежать к кольцу, бросьте палочку так, чтобы она проскочила через него, и вновь поймать ее. Если игрок выполнит задание, он выигрывает два очка; если не успеет поймать палочку и она упадет на пол - одно очко, ну а если бросит так, что промахнется, бросок просто-напросто не зачитывается. Игра продолжается пять минут. Кто набрал больше очков, тот и победил. Не попадись на удочку Для игры нужна веревка длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком - мешочком с песком. Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой в руках. Он начинает раскручивать ее так, чтобы она вращалась над самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения веревки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадется на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся веревку. Попавшийся водит. Игра продолжается.