Занятие по игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на воздушном шаре"

Главная / Бывшие

Конспект сюжетно-ролевой игры

« Путешествие в лес »

Акимова Маргарита Анатольевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ№77 «Теремок»

г. Набережные Челны

Возрастная группа : средняя

Задачи:

    Развивающие:

развивать интерес к общему замыслу игрового сюжета, умение действовать согласовано;

развивать и обогащать игровые действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;

формировать коммуникативные навыки при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогов.

    Воспитательные:

воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.

    Обучающие:

обучать игровым взаимодействиям в подгрупповой игре, умению строить сюжет 3 – 4 смысловых эпизодов.

Предполагаемый результат :

    Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий.

    Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры.

    Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.

Виды деятельности : игровая, театральная, музыкальная.

Индивидуальная работа : помочь детям раскрыть свои способности- Саша, Милана.

Предварительная работа : беседы о профессиях врача, медсестры, фармацевта, водителя; экскурсия в медкабинет; рассматривание иллюстраций; просмотр слайдов. Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».

Оборудование:

Игрушки – звери;

Макеты деревьев;

Атрибуты к играм ветлечебница, аптека;

3 белых халата, 3 шапочки;

Руль;

Сюрпризный момент (корзинка с яблоками),грибочки «Чокопай»;

Магнитофон с записями песни «Веселые путешественники», веселая музыка для физкультминутки;

Звуковое письмо;

Голубь (оригами);

Интерьер комнаты;

Строительный материал;

деньги (бумажные).

Ход:

В группу под музыку влетает почтовый голубь, он приносит детям звуковое письмо от лесных жителей (звучит фонограмма письма).

В.- Дети, а вы хотите помочь лесным зверушкам? (ответы детей).

В. - На чем можно добраться до леса? (ответы детей).

Воспитатель подводит детей к выбору транспортного средства (нас много поэтому лучше всего ехать на автобусе).

Дети самостоятельно выбирают водителя из числа мальчиков (считалкой).

Водитель предлагает занять места в автобусе.

Воспитатель читает стихотворение:

Качу-лечу во весь опор

Я сам шофер, я сам мотор!

Нажимаю на педаль

И автобус мчится вдаль.

В.- И так поехали (звучит песенка «Веселых путешественников»).

В.- Вот мы и приехали в лес. Водитель предлагает всем выйти.

Под макетами деревьев дети видят зверей, обращают внимание на белку, она выглядывает из дупла.

Белка - Я, белочка, живу в лесу и орешки я грызу, но припасов не осталось, я их спрятала в лесу. А найти их не могу.

В.- Дети давайте поможем белочке отыскать припасы и устроим для зверей «Лесную столовую».

Д/и «Съедобное - не съедобное».

Дети ходят по группе, находят грибы, ягоды, орехи.

Накрывают на поляне стол для зверей.

Белка благодарит детей и угощает их грибочками «Чокопай» (фото на память).

Воспитатель обращает внимание детей на зайчика, который плачет под кустом.

Зайчик - Меня лиса выгнала из домика и теперь мне негде жить.

В.- А как мы можем ему помочь? (ответы детей).

В.- Давайте построим дом для лисы. Из чего его можно построить? (ответы детей).

Дети строят из крупного строителя дом для лисы и обставляют его предметами интерьера.

В.- Давайте скажем лисе:- лиса выходи и на домик погляди.

Воспитатель включает музыку, лиса выходит и танцует вместе с детьми (физкультминутка).

В.- Дети на опушке леса я видела «Ветлечебницу», давайте отведем туда мишку.

Дети идут в клинику, там сидят в очереди звери, воспитатель предлагает детям взять себе любую зверушку, чтобы они не боялись зайти к врачу(роль врача воспитатель берет на себя). Врач осматривает их, выслушивает жалобы, назначает лечение. Медсестру выбирают по считалке(девочки). Медсестра выписывает рецепт на лекарства. С рецептами дети идут в «Лесную аптеку», покупают там нужные лекарства.

Возвращаются на лесную полянку и лечат лесных зверей.

В - Теперь все звери снова здоровы и они хотят отблагодарить вас за помощь.

Ежик дарит детям корзинку с яблоками. Дети их благодарят.

В. - А теперь нам пора прощаться с лесными зверушками и возвращаться в детский сад. Водитель предлагает занять места в автобусе.

Воспитатель анализирует игру: Где мы были? С кем повстречались? Кому помогли? Что больше всего понравилось? Дети выходят из автобуса, моют руки. Воспитатель раздает угощение.

Список использованной литературы:

1 . Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с. - (Дошкольное воспитание и развитие);

3. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова – Ростов на/Дону: Феникс, 2010.

Конспект подготовила воспитатель Сирик Людмила Анатольевна.

ЦЕЛЬ:

Вызвать желание у детей играть в сюжетно - ролевую игру «Путешествие по морю».

ЗАДАЧИ:

Уточнить и расширить представления детей о профессиях на корабле.

Уточнить и расширить представления детей об устройстве и функционировании корабля.

Обеспечить развития умения у детей использовать подсобный материал для создания атрибутов в игре.

Обеспечить развитие умение у детей играть большими группами, советоваться и помогать друг другу.

Совершенствовать умение детей быть внимательными друг к другу.

Систематизировать представления детей о некоторых правилах поведения в различных ситуациях.

Обеспечить развитие инициативы, организаторских и творческих способностей детей.

Убедить детей в том, что в игре необходимо выполнять правила и нормы поведения в игре.

Способствовать формированию умения детей радоваться самим, когда они делают другим приятно.

Вызвать желание понять, что свои действия нужно продумывать, сообща добиваться поставленной цели.

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечный автомобильный руль, строительный материал, бинокль, набор «доктор», «продукты из магазина», посуда, листы бумаги, фломастеры, матросские воротнички, фуражки, шапочка медицинского работника, поварской колпак, наушники, карта - схема, ширма, «вещи пассажиров», разнообразная одежда, предметы туалета, письмо от человечков, «рация».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций кораблей, знакомство со строением корабля, рассматривание морских атрибутов, знакомство с профессиями людей на корабле, чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок», «Акула», знакомство с физической картой мира, решение проблемных ситуаций «За секунду до…», «Что было бы, если бы..»., рассматривание иллюстраций по данной теме.

1. ИГРОВОЙ МОМЕНТ:

Ребята, нам пришла телеграмма от наших друзей - человечков. Послушайте, что они нам пишут: (читаю)

Здравствуйте, милые друзья! У нас беда! Приезжайте быстрее и спасите нас. Мы вас ждем с нетерпением. Ваши друзья- человечки.

2. ВЫБОР ТРАНСПОРТА.

Интересно, на чем же нам туда отправиться?

ДЕТИ: на самолете, на автобусе, на поезде и т., д.

Достаю тихо карту.

Посмотрите, нам еще карту прислали. Наверное, это наш путь.

ДЕТИ рассматривают карту.

Так на чем же нам лучше отправиться в путешествие?

ДЕТИ: Спасать наших друзей - человечков мы отправимся на корабле.

3. ПОСТРОЙКА КОРАБЛЯ.

Тогда за дело. Давайте быстрее строить корабль. Из чего нам его можно сделать.

ДЕТИ: будем строить из стульчиков.

На корабле есть нос корабля, штурвал, якорь, борта.

Что такое штурвал, кто знает.

ДЕТИ: Это руль корабля.

Как это можно сделать.

ДЕТИ: На стульчик привязать игрушечный автомобильный руль.

Якорь как смастерим.

ДЕТИ: на веревку привяжем деревянный кирпич.

Что нужно еще взять обязательно в путешествие.

(обратить внимание, что берем только самые-самые необходимые вещи, без которых тяжело обойтись.)

ДЕТИ: бинокль, карту, лекарства, еду, сменную одежду.

Все хорошо, а что мы забыли.

ДЕТИ: Придумать название кораблю. И как же мы его назовем.

ДЕТИ: «Быстрый», «Спасатель», «Ветерок», «Дружба».

Какое название больше подходит.

ДЕТИ: выбирают.

А теперь распределим, кто, что будет делать.

(Выбор группы детей)

ДЕТИ: договариваются между собой кто что делает.

Кто будет мастерить штурвал.

ДЕТИ: Выбирают 2-3 детей.

Якорь кто смастерит.

А вот кто будет писать название корабля.

ДЕТИ: назначают.

Девочки, а вы между собой распределите, кто будет собирать лекарства, еду, вещи и т. д.

Нам нужно торопиться спасать наших друзей - человечков. Поэтому как будем работать.

ДЕТИ: Дружно, спокойно, уступать друг другу и помогать друг другу.

ДЕТИ СТРОЯТ КОРАБЛЬ из стульчиков, привязывают якорь, приделывают штурвал, прикрепляют название, размещают бытовые заготовки.

Посмотрим готов ли наш корабль. Ничего не забыли.

Доложите о выполнении своей работы.

ДЕТИ ДОКЛАДЫВАЮТ ПО ГРУППАМ,

КОМАНДА СТРОИТЕЛЕЙ:

Мы очень старались выполнить работу в короткий срок. Корпус крепкий и надежный. На корабле чистота и порядок. Мы гарантируем надежность корабля.

ДЕВОЧКИ:

Продукты доставлены на борт лучшего качества. Одежда приготовлена на все случаи жизни. Лекарства, бинты, зеленку заготовили в нужном количестве.

Название корабля написано и приделано на борт и нос корабля.

Якорь надежно привязан и не подведет.

Штурвал корабля сделан по самой передовой технологии. Он в надежных руках.

Бинокль и карта доставлены на борт корабля и находятся в рубке у капитана.

Ваши отчеты о проделанной работе мне очень понравились. Готовимся к отплытию.

4. ВЫБОР КОМАНДЫ.

А что нам еще нужно сделать, чтобы отплыть к друзьям - человечкам.

ДЕТИ: выбрать команду корабля.

Кто входит в команду.

ДЕТИ: капитан, матросы, врач, медицинская сестра, повар, радист, штурман и т д.

(выбор команды корабля и распределение ролей).

Расскажите, какими качествами должны обладать медики и что они должны делать.

ДЕТИ: врач осматривает больного и назначает лечение, а медицинская сестра дает таблетку, делает укол, перевязывает. Врачи должны быть добрыми, чистоплотными, аккуратными и быстро помогать в беде человеку.

И кто лучше всего подойдет на эту должность.

ДЕТИ: выбирают, решают.

Кто знает, как повара на корабле зовут.

ДЕТИ: кок.

Что должен уметь делать кок в первую очередь.

ДЕТИ: вкусно готовить

Кто подойдет на эту роль. У кока должны быть помощники.

ДЕТИ:

А зачем нам матросы.

ДЕТИ: Они содержат корабль в чистоте. Всем помогают. Работают в машинном отделении.

И кто же у нас будет матросами.

ДЕТИ:

А почему вы их выбрали.

ДЕТИ: Потому что они в группе приходят всем на помощь и всю умеют делать.

Кого мы еще не выбрали.

ДЕТИ: капитана и штурмана.

Какой должен быть капитан.

ДЕТИ: смелый, отважный, справедливый, добрый, веселый, находчивый и т д.

И кто же у нас будет капитаном.

ДЕТИ обсуждают кандидатуру на роль капитана.

Кто такой штурман.

ДЕТИ: Человек, который помогает капитану вести корабль по морю.

Дети выбирают штурмана.

Остальные будут пассажирами корабля.

(Дети надевают атрибуты- воротнички и шапочки).

Кто поднимается на корабль первым.

ДЕТИ: команда корабля.

5. ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ИГРЕ.

Капитан командуй.

КАПИТАН: Команда стройся!

ДЕТИ СТРОЯТСЯ.

КАПИТАН: Команда корабля « Дружба» к отплытию готова?

(Идет перекличка. Каждый ребенок делает шаг вперед, называет свою роль и имя. Затем занимают места на корабле.)

А теперь кто может подняться на борт корабля.

ДЕТИ: пассажиры.

(Строятся друг за другом всходят на корабль. Матросы помогают всем устроиться).

Штурман: Матрос Саша помогите женщине с ребенком.

Матрос Саша: Есть! Давайте ваш чемодан я донесу до каюты.

Женщина: Спасибо. Вы очень любезны.

Штурман: Матрос… проводите пожилого человека до каюты.

Матрос: Есть! Следуйте, пожалуйста за мной. Осторожно здесь лестница.

(и т. д.).

Капитан: Все заняли свои места.

Штурман: Пассажиры приняты на борт. Все устроены в своих каютах. Ждут отплытия корабля.

Капитан: Отдать швартовые.

Матрос поднимает якорь.

Капитан: Поднять паруса.

Матросы: Есть! Поднимают руки вверх и машут.

(включить музыку шум моря).

6. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Капитан берет бинокль и смотрит.

Штурман: Что - то похолодало и небо заволокли тучи.

Капитан: Надвигается шторм. Нам нужно срочно отбить телеграмму, может ближайшая бухта примет нас. … составь сообщение и отнеси радисту.

Ребята, помогите штурману составить сообщение. Мы говорим, а он записывает.

ДЕТИ: На море сильный шторм. Просим ближайшие бухты принять наш корабль. Сообщите, у кого есть место на пирсу.

Штурман записывает и относит телеграмму радисту.

Радист: надевает наушники и стучит пальчиками по рации, сделанной из конструктора. (штурман стоит рядом).

Радист: Телеграмму передал. Жду ответа.

(поправляет наушники и говорит).

Бухта « Приют» готова нас принять.

Штурман записывает на лист бумаги сообщение и идет к капитану.

Штурман: Ой, какой сильный дождь! И ужасно холодно.

(изображает, что холодно, сыро).

Пассажиры изображают дождь и ветер; хлопают в ладоши и гудят.

Штурман отдает лист капитану.

Капитан читает и отдает команду.

Капитан: Матрос… право руля.

Капитан: Матрос… проверь пассажиров и доложи.

Матрос: Есть!

Матрос…: Капитан, у пассажиров все в порядке.

Матрос…: На корабле без происшествий.

Капитан: Спасибо, все свободны.

Штурман: Капитан, мы швартуемся.

Капитан командует:

Пассажиры выходят на берег.

(Дети встают и выходят).

Врач, осмотреть всех.

(осматривает всех).

Кок накормить всех.

(хлопает ладошка в ладошку).

Капитан: Команда на берег.

(на берегу встречает их хозяин).

Вы прибыли в бухту «Приют». Мы очень рады вас видеть. Чем мы можем вам помочь?

Капитан: Большое вам спасибо, что вы смогли дать нам отдых. У нас все в порядке, жертв и разрушений нет. Мы переждем шторм и отправимся дальше.

Капитан: Матросы, осмотрите корабль. Устраните неполадки и доложите.

Кок: Всем выдан сухпаек.

Врач: Все здоровы. Раненых нет.

Матросы поправляют стульчики, наводят порядок.

« Хозяин» проводит игру с пассажирами « Если нравиться тебе, то делай так…»

Штурман докладывает капитану: Дождь прошел, море успокоилось. Корабль к отплытию готов.

Капитан: Где моя карта? Я должен проверить наш маршрут.

Всем занять свои места.

7. ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

- Отдать швартовые.

Матрос: Есть и поднимает якорь.

(звучит музыка шум моря).

Капитан смотрит в бинокль.

Вот мы и приплыли, на берегу нас ждут наши друзья - человечки.

Штурман: Но что это?

Матросы хором: Акула!

Штурман: Свистать всех наверх.

Капитан: Вот что, оказывается, случилось у наших друзей - человечков

Врач: Около берегов их страны поселилась акула. И они не могут отдыхать, плавать и загорать.

Кок: И что же теперь делать?

Капитан: Мы её сейчас прогоним!

Игра «Акула»

Все играющие плавают в море (бегают или барахтаются в воображаемом море). По сигналу «акула» дети объединяются в группы по 2-3 человека. «Акула» ест только одиночек. «Акула» - водящий выводит такого игрока на сушу, и игра продолжается. В конце игры дети делают большой круг, «акула» бегает, пока открыты ворота. По сигналу ворота закрываются, «акула» оказывается в кругу.

- после игры капитан дает команду

Штурман, привести корабль в порт.

Штурман: Слушаюсь! Разрешите выполнять!

Капитан: Выполняйте!

А мы с матросами доберемся до берега вплавь. (Все изображают пловцов.)

На берегу, ширма с куклами, за ширмой спрятаны 2 ребенка.

1ый: Вы сильные и смелые ребята. А самое главное - дружные!

2ый: Вы нашу страну спасли от акулы. Большое вам спасибо!

(Все поют песню «Настоящий друг»)

8. Итог

Капитан: По местам! Готовимся к отплытию домой! (дети занимают свои места)

Куклы (дети): Просят закрыть всех глаза на корабле. Произносят слова - заклинания, чтобы корабль «Дружба» оказался быстро дома.

Штурман: Вот мы и дома!

Капитан: Пассажирам покинуть борт корабля!

(пассажиры сходят и говорят слова благодарности)

Капитан благодарит команду за отличную службу.

Оксана Гладышева
Кругосветное путешествие. Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно - ролевая игра

«Кругосветное путешествие »

Цель. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в едино игровой сюжет .

Задачи :

Закреплять умение детей брать на себя роль и выполнять действия в соответствии с этой ролью;

Формировать умение трансформировать полученные знания в игровые действия;

Развивать навыки социального партнерства;

Развивать психические процессы : творческое воображение и фантазию, внимание, память, мышление;

- Развивать речь детей : обогащать словарный запас, умение вести ролевой диалог;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку;

Создать у детей эмоционально положительное настроение.

Предварительная работа :

Беседа по лексическим темам : профессии, транспорт;

Чтение художественной литературы по темам : С. Сахарного «Самый лучший пароход» , К. Чуковского «Доктор Айболит» , В. Сутеева «Короаблик»

Просмотр мультфильмов «Капитан Врунгель» , «Кораблик» , «Степа моряк»

Рассматривание иллюстраций и картин по тематике

Обыгрывание отдельных сюжетов

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Больница» , «Магазин» , «Корабль»

Изготовление коллажа по теме : Путешественники .

Работа с родителями :

Домашний просмотр фильмов морская тематика

Понаблюдать с детьми за работой продавца, доктора, кассира

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм .

Ход игры.

1часть : (дети заняты самостоятельной игровой деятельностью, у воспитателя звонит телефон, отвечает на вопрос)

Да это детский сад

Группа «Жаворонки»

- «Путешествие »

Вы приглашаете нас, отправится в кругосветное путешествие ?

Сейчас посоветуюсь

Ребята вы хотите отправиться в путешествие ?

Ну что ж, тогда собираемся в путь, берем все, что понадобится в дороге

(дети могут наряжаться, брать разные предметы, но при этом, должны объяснить для чего они взяли ту или иную веешь)

На каком транспорте мы будем путешествовать ? ведь дорога дальняя

(ответы детей, лучше остановиться на корабле)

А где же нам его взять?

(можно построить, нарисовать, если есть готовый использовать его)

Смотрите, у нас есть корабль! но нет капитана.

Сможем сами справиться?

2 часть : (распределение ролей)

Тогда капитаном буду я! Так как самая большая и много знаю

Мне нужен помощник капитан, который будет управлять кораблем.

Матрос, можно два, они должны следить за кораблем, исполнять приказы капитана, и не забывать про удобство пассажиров

Нужен кассир, для того чтобы приобрести билеты на корабль

Контроллер, который будет проверять билеты, и пропускать пассажиров на судно

Нам нужен врач, следить за здоровьем путешественников

Так же нужен продавец, где мы могли бы приобрести товар

А еще, нам нужны пассажиры

Ну что ж, роли распределены, тогда давайте собираться в путь!

3 часть : (покупка продуктов в дорогу «магазин» )

Покупаем самое необходимое, что может понадобиться в пути

Все готовы? идем покупать в кассу билеты

4 часть : (покупка билетов «кассир» )

При покупке билетов вы должны назвать любые предметы, которые имеют круглую форму (яблоко, мяч, солнце, колесо)

Билетами будут служить разрезные карточки, кассир выдает детям, при правильном ответе

Все приобретают билеты, и дружно шагают к кораблю.

5 часть : (проверка билетов «контролер» )

Игра «Найди пару» дети становятся парами, только в том случае если совпали картинки (контролер проверяет совпадение картинок, и пропускает на корабль)

6 часть : (Посадка пассажиров «матрос» «капитан» )

Капитан дает команду :

Подготовить корабль к отплытию (осмотр корабля)

Рассадить пассажиров (кому надо подставляет стулья)

Все на борту, всем хватило места, тогда в путь (корабль зашумел, приступил к движению)

Поднять якоря

Право руля, лево руля, так держать (и т. д.)

7 часть : (путешествие )

Дети плывут и поют песню «Мы едим, едим, едим в далекие края…»

(внезапно в корабле появляется вода)

Ребята у нас беда, пробоина в корабле, наш корабль наткнулся на скалу

Вода заполняет наше судно, что делать?

Вычерпываем воду (тем, что есть в руках или руками)

Корабль тонет,

Смотрим налево, направо, ищем остров

- Матрос : вдали виднеется остров, плывем туда

- Капитан : всем покинуть корабль

- Матрос : всем за борт

Пассажиры покидают корабль, ныряют в море

Помогают друг другу плыть, чтоб ни кто не попал в беду и не утонул

Люди тонут, помогите им выплыть на берег

8 часть : (остров «больница» )

Ребята, кто пострадал, кому нужна помощь?

На них напала акула, они нуждаются в перевязке

Где наш доктор (доктор раскладывает больничку, и оказывает первую помощь пострадавшим)

Пожалейте друг друга, все позади (дети обнимаются, жалеют друг друга)

Мы спасены, Ура!

Что-то я проголодался, вы хотите кушать?

Капитан с матросом идут за дровами, будут разжигать костер (строят кострище)

Девочки готовят еду, и накрывают стол (дети усаживаются в круг и кушают )

Смотрите, уже темнеет, стало холодать

Джунгли ночью опасны, здесь бродит много зверей, дождь скоро пойдет

Пора строить шалаш, чтобы переночевать

9 часть : (постройка шалаша)

Дети предлагают из чего можно построить шалаш, нужно рассмотреть все варианты предложенные детьми, например :

Давайте сдвинем столы, и накроем пеленками, чтобы дождь не замочил нас

А девочки найдут, на чем спать, ведь земля холодная (несут с кукольного уголка матрасики)

Залазим в шалаш, начинается дождь (дети беседуют)

Пора спать, а завтра мы подумаем, как добраться до дому….

Рыбачок и рыбки На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок». На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга. Совушка Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту. Охотники Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны.сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника. Невод Все игроки - рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, при повторении игры они - рыбаки. Колобок Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать. Берегись, Буратино! У одного из играющих на голове колпачок. Он -Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они. меняются ролями. Воробьи-попрыгунчики На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» -становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь. Горелки Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят. Раз, два, три, Последняя пара, беги! После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается. Петушки Играющие (по одному от каждой команды) входят в круг диаметром 3 метра и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу или наоборот). Задача: вытолкнуть противника из круга. Самый ловкий - это ты! Начертите на земле два круга диаметром до метра. Круги расположены рядом. В центр круга положите шайбу, кубик, мячик, городок. Играть могут двое или две команды из трех-четырех человек. По сигналу ведущего дети должны игрушечной шпагой, саблей, гимнастической палкой этот предмет (предметы) выбить из круга «противника:», защитив свои. Ребята как бы сражаются на шпагах и саблях. Побеждает тот или те, кто, выбив предмет «противникам не допустил(и) его к своим. Брось в кольцо В комнате или на школьном дворе подвешивают кольцо на высоте примерно 1,5 метра. А в руки каждому участнику дают палочку длиной до 50 сантиметров. Надо с расстояния 10-15 шагов пробежать к кольцу, бросьте палочку так, чтобы она проскочила через него, и вновь поймать ее. Если игрок выполнит задание, он выигрывает два очка; если не успеет поймать палочку и она упадет на пол - одно очко, ну а если бросит так, что промахнется, бросок просто-напросто не зачитывается. Игра продолжается пять минут. Кто набрал больше очков, тот и победил. Не попадись на удочку Для игры нужна веревка длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком - мешочком с песком. Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой в руках. Он начинает раскручивать ее так, чтобы она вращалась над самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения веревки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадется на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся веревку. Попавшийся водит. Игра продолжается.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры