Звезды мюзиклов. "Ромео VS Джульетта

Главная / Бывшие

Мюзикл «Ромео VS Джульетта XX лет спустя» был написан специально для Московского театра оперетты. В его авторскую группу вошли известный российский композитор Аркадий Укупник , который впервые в своем творчестве обращается к жанру мюзикла, а также признанный драматург и поэт Карен Кавалерян , с которым театр сотрудничает много лет.

В новой оригинальной постановке неожиданные и непредсказуемые повороты сюжета переплетаются с веселыми комедийными сценами, создающими атмосферу того времени, а музыка развивает и эмоционально окрашивает возвышенно-романтические и драматические события, над которыми в качестве властителя душ и страстей царит образ самого Шекспира.

Карен Кавалерян : «Мы создавали мюзикл, который строится на предположении, что через два десятка лет могло бы произойти с героями, если бы финал великой трагедии был бы иным, и ее герои остались бы живы. Это практически сиквел «Ромео и Джульетты», драматическая и музыкальная фантазия на темы Шекспира, созданная в детективном ключе» .

Аркадий Укупник : «Для меня это первый опыт работы в жанре мюзикла, и первостепенной задачей при написании музыки было выдержать его стилистику, при этом максимально приблизив звучание оркестра к шекспировским временам, и с помощью современных звуковых технологий сделать ее понятной и близкой сегодняшнему зрителю».

Режиссером-постановщиком спектакля является молодой, но хорошо известный в театральной России режиссер Алексей Франдетти : «Мы не пытаемся заново пересказать знакомую всем историю. Это абсолютно новое сценическое произведение, в котором через призму музыки, стихов, и с помощью современных сценографических технологий поднимаются важнейшие темы высокой любви, человеческих взаимоотношений и семейных ценностей. При этом ирония является важной актёрской краской, подлинной движущей силой постановки» .

Сценографию этого необычного спектакля придумал известный в России и в Европе театральный художник Вячеслав Окунев : «Условность музыкального театра подчёркивается условностью нашей сценографии. Выбирая для художественного решения спектакля стиль «стимпанк», нам хотелось передать эстетику Высокого Возрождения, но при этом сохранить связь с современностью. Персонажи буквально возникают из декораций как оживающие барельефы» . Завершит замысел сценографа главный художник театра по свету Александр Сиваев , который своими многочисленными работами доказал уникальное умение объединять в спектакле атмосферный свет камерных сцен с ярким световым шоу.

Над аранжировками и оркестровками мюзикла работала большая интернациональная команда, в состав которой вошли Дарья Новольянцева (США), Артем Брауэр (Германия), Алексей Курбатов, Александр Маслов и Олег Губанов (Россия). Музыкальным руководителем и дирижером, воплощающим замысел композитора, является главный дирижер Московского театра оперетты Константин Хватынец , а балетмейстером-постановщиком стала популярный хореограф Ирина Кашуба, для которой данная постановка – дебют на сцене нашего театра.

В состав исполнителей ролей в спектакле «Ромео против Джульетты: 20 лет спустя» вошли звезды Московского театра оперетты Владислав Кирюхин , Александр Бабик , Дарья Январина , Василий Ремчуков , Наталия Мельник , Инара Гулиева , Элла Меркулова , Максим Катырев , Иван Викулов , Михаил Беспалов , Александр Голубев , Максим Новиков и другие. Также в спектакле принимают участие популярные приглашенные артисты российского мюзикла: Дмитрий Ермак , Мария Иващенко , Анна Лукоянова , Александр Казьмин , Дан Розин и Юлия Чуракова .

  • Музыка: Аркадий Укупник
  • Либретто и стихи: Карен Кавалерян
  • Режиссер-постановщик: Алексей Франдетти
  • Балетмейстер: Ирина Кашуба
  • Художник: Вячеслав Окунев
  • Музыкальный руководитель: Константин Хватынец
  • Художники по свету: Александр Сиваев
  • Хормейстер: Станислав Майский
  • Продолжительность: 2:30

★★★★★ ДОБРЫЙ ДЕНЬ ★★★★★

15 и 19 марта 2019 года я посетила гастрольную версию оригинального французского мюзикла "Ромео и Джульетта" Жерара Пресгурвика. Я безумно люблю этот театральный жанр, я побывала почти на всех Московских постановках и еще больше посмотрела в интернете, но этот спектакль идет особняком. Моя юность в 2004-2006 году прошла бок о бок с РиДжем (так мы поклонники его называем), я бегала в Театр Оперетты в котором шла русская версия этого спектакля как на работу: D Я посмотрела за 2 года проката около 50 раз - вот так я его обожала и обожаю до сих пор!

«Ромео и Джульетта» - французский мюзикл, написанный по классической пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Музыка и слова были написаны Жераром Пресгурвиком (Gérard Presgurvic). Первый спектакль состоялся в Париже 19 января 2001 года. Продюсерами выступили Жерар Лувэн, GLEM и Universal Music.

К сегодняшнему дню мюзикл был поставлен на французском, голландском, русском, английском, немецком, итальянском, венгерском, корейском, японском, испанском, иврите, казахском языке.

★★★★★ ПРЕДЫСТОРИЯ ★★★★★

Вообще, этот мюзикл занимает особое место моем сердце, он единственный цепляет все струны и фибры моей души, во-первых сама история не может не трогать, Ромео и Джульетта символ чистой, абсолютной, юношеской любви которая к сожалению не могла закончиться хорошо...особенно в средние века. Во-вторых совершенно шикарная музыка, хореография и сценография в целом, мюзикл вылизан поставновщиками просто до идеала.

Существует 2 версии этого спектакля:

2001 года и обновлённая версия 2010 года, к нам приезжает обновлённая версия 2010 года, в ней произошли значительные изменения: переработали костюмы, изменили аранжировки к песням - сделали их более рОковыми, убрали пару старых песен и добавили несколько новых, поменяли декорации.

С 2004 года по 2006 в Москве в Театре Оперетты с успехом шла русская версия данного спектакля. Я писала про него отдельный отзыв. Побывала на этом спектакле я раз 50 точно Пока мои ровесники зажигали по клубам и впискам, я тусовалась в театре или возле служебного входа театра Нашла там кстати много хороших знакомых с которыми общаюсь до сих пор.

Фотографировалась с любимыми актёрами, например с Александром Маракулиным, он играл отца Джульетты, обладатель восхитительного бархатного баритона.

В общем время было прекрасное, но спектакль закрылся, и страсти со временем поутихли, НО когда я увидела рекламу о том что к нам едут французы на гастроли, все мои воспоминания всколыхнулись и я побежала покупать билет Я мечтала увидеть спектакль на оригинальном языке с того момента как в первые увидела его на видеокассете (в то время все еще активно юзали видаки) это был 2004 год, соответственно 15 лет.

★★★★★ ПОКУПКА БИЛЕТОВ ★★★★★

Билеты брала на портале Концерт, ру чаще всего билеты на мероприятия покупаю именно там тк там нет сервисных сборов, адекватные цены и возможность печати Электронного билета + оплата он-лайн.

За 8 месяцев до мероприятия цены более чем адекватные и есть возможность выбрать билеты подходящие вам по ценовой категории и расположению.

Я взяла Правую ложу балкона 1 ряд ближе к центру на 15 марта 19:00 . С 15 марта до 19 было заявлено по 2 спектакля, дневной в 14:00 и вечерний в 19:00. Но когда я брала дневных билетов не было, их добавили позже тк ажиотаж огромный.

Отличный обзор, все как на ладони, далековато конечно, не партер все же, НО с биноклем отлично + ничьи головы не мешают. Билеты стоили 1500р. на второй спект например брали билеты за 2 дня и примерно в тоже место, но уже за 3500р. Накрутка конечно знатная.

★★★★★ ПРО ГКД и ОРГАНИЗАЦИЮ ★★★★★

Нюансы как всегда имеются:

  • Огромные очереди на вход. Что бы пройти к ГКД надо пройти 3 КАРДОНА. Проверяют билеты в александровском саду, потом около лестницы на вход к башне, сам кардон на башне с металлоискателем. Я все понимаю, Кремль, стратегический объект, но это очень утомляет и усложняет жизнь посетителям. Начало естественно задержали из-за того что было много опоздавших.
  • Дорогу от 3 кардона до башни решили отремонтировать и на половину перекрыли. Из-за этого обратно мы выходили не 2 минуты а 7-10! Потому что столпотворение было огромное и народ двигался как пингвины.

  • В самом ГКД постоянные очереди ВЕЗДЕ: в гардероб (на выход), в туалет, в буфет. Если вы идете в буфет в антракте из партера или амфитеатра можете даже не надеется перекусить, вы будите стоять в очереди до 3 звонка, и побежите обратно потому что вас могут не впустить в зал после 3 звонка.
  • Невероятно дорогой мерчендайз. Ну это реально перебор. Кружки по 500р, футболки по 2000р, сумки-шопперы по 1500р, магнитики по 200р, я магнитиком и ограничилась на память.

В самом ГКД очень светло и красиво, высокие потолки, много места, все чисто и ново. Мебель не облезлая, полы отполированы. Тут ни одной претензии, внутреннее убранство Кремлёвского концертного зала прекрасное.

★★★★★ ПРОГРАММКА ★★★★★

Программку купила, стоимость 500р., пускай и открою пару раз, НО решила взять на память. Вообще она очень качественно сделана, формат примерно А4. Плотная глянцевая бумага, около 15 листов. Информации мало, в основном фотографии и сцены из спектакля.

Есть краткий синопсис по песням, те кто совсем не знаком с песнями и сюжетом конкретного спектакля смогут бегло понять о чем там речь, ведь спектакля поют на французском языке.


Так же напечатан весь состав, он в спектакле один, есть пара дублёров на какой-то форс-мажорный случай, но играют одни и те же. Для каждого артиста выделена страничка где есть его фото и краткая биография.


В целом стоит своих денег, качественное и красивое издание, внутри программки кстати был чек.

★★★★★ О МЮЗИКЛЕ ★★★★★

Я могу бесконечно долго рассказывать об этом спектакле, но попробую коротенько и по делу:) Жерар Пресгурвик немного адаптировал пьессу Шекспира под современного зрителя, написав современные песни и хореографию балетной труппы, Монтекки и Капулетти яркие, страстные и мкстами агрессивные. Два клана специально выделены в разных цветовых гаммах что бы зритель не путал их тк порой на сцене очень много артистов. Монтекки носят одежду синего цвета, Капулетти красного. Персонажи нейтральные, не относящиеся к одному из кланов носят костюмы такого нейтрального цвета: золотой (Парис), черный (Отец Лоренцо), белый (Смерть), хаки (Принц Эскал).


Первая вступительная песня очень мощная и темпераментная Vérone (Верона) которую исполняет местный принц Эскал. Он знакомит зрителей с городом и рассказывает,

"Здесь два семейства правят бал

Творят злодейства стар и мал.

Здесь вместо библии кинжал

Верона мести карнавал..."

Персонажи особо не отличаются характерами от книжных, Ромео с Джульеттой молодые, глупые, наивные, излишне романтичные и категоричные. В роли Ромео был самый первый и популярный исполнитель этой роли Дамьен Сарг (Damien Sargue) - это большая удача увидеть его в этой роли, потому что ему уже под 40 и он легенда Могу сказать так, визуально он смотрелся странно тк все же не мальчик давно, НО голос все еще тот, поёт восхитительно, вытягивает самые высокие ноты и голос у него с годами не испортился. Я просто в восторге!

Родители эдакий "мимопроходил", им все равно что происходит с их детьми, их заботят только свои проблемы и вспоминают они о своих детях только когда те погибают.

Одна из моих любимых песен "Demain" (Завтра) . В которой родители Джульетты поют том что она должна выйти замуж за Париса.

Меркуцио и Бенволио (друзья Ромео) две противоположности, Бенволио эдакий туфяк-простак который таскается за друзьями предпочитает не участвовать в разборках с Капулетти, он обычно где-то на задворках сцены и редко принимает полноценное участие в мюзикле, хоть у него есть одна сольная песня "Comment lui dire" (Как сказать ему) . Но мне больше всего нравиться их совместная песня где они как-бы выступают против Ромео обвиняя его в связи с дочерью врагов и предательстве клана "On dit dans la rue" (Разговоры на улице).

Меркуцио один из моих любимых персонажей. Колкий, умный, немного сумасшедший, балагур и весельчак, его вообще обожают многие поклонники мюзикла наверное больше благодаря актёрам исполняющим эту роль. В русской версии прекрасным Меркуцио был Стас Беляев, Меркуцио из оригинальной версии 2001 года совсем блеклый, а вот новый Меруцио который к нам приехал просто находка для шоу, Джона Эйзена практически боготворят, он и правда потрясающ, харизма, голос, да и красавчик он редкостный

Моя любимая сольная песня у Меркуцио "La Reine Mab/Je Rêve" (Королева Маб/Я мечтаю). Яркая, нахальная и напористая песня в которой Меркуцио рассказывает как он мечтает о смерти своих врагов и о праздной жизни. Она очень хорошо характеризует данного персонажа.

Ну и самая классная и жизнерадостная песня трех друзей это знаменитая Les Rois du monde (Короли мира) , в русском варианте называется "Короли ночной Вероны".

Еще один из моих любимых персонажей это кузен Джульетты Тибальт. Очень классный, сложный и многогранный порсонаж. Агрессивный, брутальный, задира, но в глубине души недолюбленный и страдающий ребенок, который кмк старался привлечь к себе внимание с воими дадирами с Монтекки. Очень хорошо раскрывает его персонаж лирическая и грустная песня "C’est pas ma faute" (Это не моя вина). Очень понравился актёр который исполнял роль Тибальта - Николя Туркони - у него получился очень сексуальный, опасный и яркий персонаж. Вокально очень похож на первого исполнителя этой роли Тома Росса.

И так же очень люблю очень боевую и резкую песню Тибальта перед дуэлью с Меркуцио "C’est le jour" (Этот день) , в которой он признаётся в тайной любви к Джульетте и ненависти к Ромео.

Очень нравиться персонаж Кормилицы Джульетты, которая любит и переживает о не больше чем родная мать. Она строгая, но любящая, может дать отпор Монтекки, обладает сильным характером, одинока, муж умер, и она посвятила всю свою жизнь воспитанию Джульетты.

Есть у неё очень красивая и грустная песня "Et voilà qu’elle aime" (И вот она полюбила) , в которой она поёт о том что Джульетта выросла и впервые полюбила, молит Бога о том что бы её девочка была счастлива и никогда не страдала, всегда глаза на мокром месте от этой песни. Её играет молодая, но уже опытная исполнительница Джульетта Морани , я написала ей в личку в Инстграме благодарности за спектакль, и она мне ответила и поблагодарила за добрые слова! Потрясающе добрый и открытый человек!

Ну и апогей ненависти и вражды - это песня "Le Duel" (Дуэль). В которой собственно Меркуцио и Тибальт расстаются с жизнями (это не спойлер ув. ОМы, все знают данный поворот сюжета). Очень красивая и эмоциональная песня, так же одна из моих любимых.

Могу сказать что после Дуэли , спектакля для меня не то что бы заканчивается, просто смерть Меркуцио и Тибальта точка не возврата для всей истории, я всей душой люблю этих персонажей в мюзикле, и во мне каждый раз что-то обрывается...если до этого момента я всей душой жду их появления, то после я смотрю уже немного другую историю. Сложно это в общем все объяснить, надеюсь что меня поймут те у кого есть любимейшие персонажи (кино, книги и т.д) и они погибают.


Вообще, несмотря на то что "Ромео и Джульетта" - это драма, благодаря жанру мюзикл эта история играет другими красками, смотрится легче и в конце не такой сильный осадок тяжести и безысходности, ведь есть ПОКЛОНЫ ! Где все герои живы и они поют на БИС пару зажигательных песен и уходишь со спектакля в приподнятом настроении. У нас на поклонах пели две песни: Vérone и Avoir 20 ans (Быть двадцатилетним), последняя песня в спектакле не фигурирует и написана специально для поклонов, НО я её просто обожаю.

Хочу отдельно отметить, что живого оркестра нету, поют артисты под минусовки, НО поют без капли фанеры и исключительно своими чудесными голосами. Звук в ГКД просто шикарный, объёмный и мне было прекрасно слышно каждое слово, микрофоны не шипели и не булькали, спасибо огромное специалистам по звуку.

★★★★★ В ЗАКЛЮЧЕНИИ ★★★★★

В очередной раз я прикоснулась к легенде, увидела своими глазами первого и легендарного исполнителя роли Ромео, услышала любимые песни на языке оригинала на котором любые песни звучат волшебно. Три часа которые длится спектакль вместе с антрактом пролетели как три секунды, я не успела в полной мере насладиться этим шедевром музыкального театра, поэтому было принято решение сходить ещё раз на заключительный спектакль в рамках данного гастрольного тура по России 19 марта в 19:00.

Дописываю этот отзыв по горячим следам Вчерашний спектакль был не менее шикарным чем от 15 числа, было спето 3 песни на бис, зал ликовал! А самое главное артисты сказали, что в следующем году они ВОЗВРАЩАЮТСЯ ! Коплю деньги на 1 ряд партера

Спасибо огромное создателям спектакля, актёром и балетной труппе за потрясающие эмоции! После спектакля я себя чувствовала совершенно счастливым человеком, именно такие мелочи делают нашу жизнь яркой и наполненной чудесными моментами.

Спасибо за внимание к отзыву, Аня Надеюсь, он был вам полезен!

======================================================================

Представьте песни, что могли быть спеты,
И как бы им рукоплескал весь зал,
Когда б любовь Ромео и Джульетты
Не ожидал трагический финал.

Представили? Многие ведь, наверное, задавались вопросом, что было бы, если бы Ромео и Джульетта остались живы? В Московском театре оперетты вот задались и решили замахнуться на Вильяма нашего Шекспира. Под закрытие театрального сезона театр порадовал нас премьерой мюзикла «Ромео vs Джульетта XX лет спустя» .

Автор музыки – Аркадий Укупник, который памятен нам ещё с тех времён, когда в песне собирался съесть перед ЗАГСом свой паспорт. Для него это первый мюзикл, зато к нынешнему моменту он является автором музыки к примерно 20 полнометражным фильмам. Ну а режиссер – известный своими музыкальными постановками лауреат «Золотой маски» Алексей Франдетти.

Несмотря на то, что Укупник и Кавалерян знакомы более 30 лет, до сего момента они не написали ни одной совместной песни. А эта постановка вообще не должна была стать мюзиклом – Кавалерян писал её как драматическую пьесу, но…

Итак, Ромео и Джульетта не погибли, а бежали из Вероны в Геную, где живут уже 20 лет. Не имея иных возможностей содержать семью, Ромео давно занялся контрабандой, и с деньгами в семье полный порядок. А вот с любовью и взаимопониманием – беда. Ромео с Джульеттой буквально ненавидят друг друга, в семье не прекращаются скандалы. На этом фоне их дочь, юная Виолетта, начинает повторять историю отца и матери.

Есть в мюзикле и Человек в чёрном, подозрительно похожий на Уильяма Шекспира. Это, по сути, сама судьба, которая направляет героев. Но даже этот властитель душ порой приходит в отчаяние: герои настолько ослеплены ненавистью и гневом, что стоит ему только отвернуться – и всё идёт наперекосяк.

«Ромео vs Джульетта XX лет спустя» хоть и является сиквелом, но, по сути, это совершенно самостоятельное произведение. Здесь нет вражды кланов Монтекки и Капулетти, зато есть неожиданные сюжетные повороты и элементы детектива. От первоначальной истории осталось лишь несколько персонажей. В их числе – отец Лоренцо, устами которого до зрителей доносят простую, в общем-то, мысль: отдать жизнь за любимого человека – легко, а вот пройти вместе сквозь все испытания и сохранить любовь – гораздо сложнее.

В итоге мы получили красивый и трогательный мюзикл о любви. От Кавалеряна – замечательные стихи, с красивыми отсылками к «Гамлету» и даже «Евгению Онегину». От Укупника – аутентичная музыка с оркестровкой, максимально приближенной ко временам эпохи Возрождения. От Франдетти – современные сценографические технологии и несколько отличных «пасхалок». И всё это — в обрамлении декораций в стиле «стимпанк».

Может показаться странным, но пазл сложился. А если учесть, что в постановке принимают участие звёзды российского мюзикла – Дмитрий Ермак, Александр Казьмин, Дарья Январина, Максим Новиков, Мария Иващенко, Анна Лукоянова, Дан Розин, Юлия Чуракова и другие, – то картинка сложится окончательно.

Надежда Веселова специально для MuseCube
Фотографии Елены Ульяновой можно увидеть

Тогда Ромео и Джульетта, получается, хорошо, что умерли. Ведь они столько преодолели ради своей любви. А выдержала ли бы, скажем, ее любовь, если бы она узнала, что он говорит «звОнит» или носки по всей квартире разбрасывает?.. И что он ходит по квартире в одних трусах. Чешет там себе. Нет, я понимаю, он из-за нее подвиг совершил, но это когда было? И один раз. А чешет он все время!

к/ф «О чем говорят мужчины»

Самая честная постановка об «истории вечной любви»:«Ромео против Джульетты» как кривое зеркало семейной жизни от Московского театра оперетты.

Пьеса Шекспира претерпевала множество изменений, пока до нее не добрались режиссер Алексей Франдетти , композитор Аркадий Укупник и драматург Карен Кавалерян. Создать продолжение классической истории с условием, что герои выжили, - это достаточно смелый шаг. Хотя в «О чем говорят мужчины» что-то такое, помнится, уже было.

Знакомые с детства персонажи вновь сходятся на сцене, но они стали гораздо интереснее и ярче и могут похвастаться длинным списком прегрешений. Ромео к почти 40 годам обладает повышенной сексуальной активностью, что значительно мешает ему в браке (Джульетта не из тех женщин, что спокойно мирятся с изменами мужа), вспыльчивым и жестким характером и отсутствием всякой деликатности.

Джульетта жертвует многим ради сохранения семьи, от скуки и одиночества устраивает званые приемы с подругами, которых на дух не переносит, и продолжает покорять сердца - сам дож Генуи, куда семейство Монтекки переехало из Вероны, признается ей в любви.

Дочь Ромео и Джульетты Виолетта - импульсивна и юна, мечтает о приключениях и мужчинах или о приключениях с мужчинами. Выбирайте, что хотите. Ценительница ретро - нашла и утащила старый маменькин плащ. Влюблена в сына Париса, Франческо, готова, как верная жена декабриста, оставить семью, дом, балы и следовать за любимым и его идеями.

Сам Франческо - персонаж положительный, открытый и страстный. Романтик, бунтарь. Побаивается высоты и других женщин, что весьма оправдано - дамы Генуи дюже охочи до туго набитых кошельков.

Шекспир в постановке тоже появляется. Пока заказов на новые пьесы нет, он присматривает за старыми героями и подрабатывает сумасшедшим, пугающим народ на центральной площади.

Генуя же - удивительное отражение современного государства, полного коррупционеров, глупых крестьян, забывающих о своих несчастьях в преддверии праздника, лицемерных дворян и молодых мечтателей-революционеров с неожиданно добродетельным дожем во главе.

Группа "Московский театр оперетты"

Спектакль показывает зрителям несколько различных мелких конфликтов, которые порождают один огромный, опасный, разрушительный. Идея заключается в ответе на важный для многих пар вопрос: можно ли прожить почти четверть века вместе и все еще любить друг друга? Почему герои позволяют отношениям перейти в такую стадию близости, которая не оставляет выбора - люби или беги?

В какой-то момент они переходят черту, после которой вернуться нет возможности. Ненависть выходит наружу вместе с подавленной агрессией, любовь превращается в манию, вселенная взрывается - китайский яд, кинжал, брызги крови на пурпурном плаще. Круг должен был замкнуться - но нужно помнить, что это по-прежнему сказка. Настоящая жестокая сказка, в которую очень не хочется верить.

Группа "Московский театр оперетты"

«Мы не пытаемся заново пересказать знакомую всем историю. Это абсолютно новое сценическое произведение, в котором через призму музыки, стихов, и с помощью современных сценографических технологий поднимаются важнейшие темы высокой любви, человеческих взаимоотношений и семейных ценностей» , - рассказал режиссер Алексей Франдетти.

Для композитора Аркадия Укупника это первый опыт работы в жанре мюзикла. Сценографию спектакля придумал известный в России и в Европе театральный художник Вячеслав Окунев . Для художественного решения он выбрал стиль «стимпанк», передав, таким образом, эстетику Высокого Возрождения и сохранив связь с современностью.

Музыкальным руководителем и дирижером стал главный дирижер Московского театра оперетты Константин Хватынец , а балетмейстером-постановщиком стала хореограф Ирина Кашуба . В состав исполнителей вошли Владислав Кирюхин, Александр Бабик, Василий Ремчуков, Дмитрий Ермак, Наталия Мельник, Анна Лукоянова, Дарья Январина, Мария Иващенко, Александр Казьмин, Дан Розин, Инара Гулиева, Элла Меркулова и другие.

Постановка гарантирует хорошее настроение после просмотра, а также напоминает зрителям: обрести любовь - недостаточно, важно сохранить ее. Многие мечты на деле оборачиваются разочарованием и горечью. Но, по крайней̆ мере, нашим героям был дан шанс, от которого они не смогли отказаться. Смогли бы вы?

"Слово о любви не ново" - что другое, а вот это Кареном Кавалеряном тонко подмечено. И все-таки они с Аркадием Укупником не просто перелагают стихами и кладут на музыку хрестоматийный сюжет, а досочиняют к нему нечто вроде "сиквела", выводя автора одним из персонажей. Шекспир получился слишком опереточным - ну а каким еще он может быть, выступая рассказчиком и комментатором событий мюзикла? Необъяснимым чудом Ромео и Джульетта не погибли, но остались живы, переехали из Вероны в Геную (это по шекспировским временам примерно как из Курска в Филадельфию через Тель-Авив...), однако брак их оказался - чего следовало ожидать - несчастливым. Ромео подался в контрабандисты и взял в любовницы певичку легкого поведения Кармеллу, а Джульетта, предмет вожделения генуэзского дожа, превратилась в "светскую пустомелю", как характеризует ее сам странствующий бард. Зато подросла их дочь, красавица Виолетта - и встретила юного Франческо, оказавшегося сыном Париса, бывшего жениха Джульетты, который почему-то уцелел также, не заколотый Ромео в склепе Капулетти.

О свежести, оригинальности и логичности предложенного сюжета можно поговорить отдельно, стихотворный же текст либретто местами отдает халтурой, бесстыдно эксплуатирующей разножанровые штампы, с чужого плеча заимствованные рифмы (от Пушкина до Дербенева и - даже! - сакраментальное "сейчас прольется чья-то кровь!" идет в ход), но против ожидания есть в нем куски очень качественные литературно, каких давно не слышно от мэтров Кима с Ряшенцевым. Музыкальный материал ровнее - в истории мировой художественной культуры Аркадий Укупник останется все-таки не этим, а другими своими произведениями, "Я лучше съем перед загсом свой паспорт", "Восток - дело тонкое, Петруха", "СимСим откройся, СимСим отдайся..." и др., на фоне которых "Ромео VS Джульетта" - не трэш и не сенсация, а что-то посередине: танговые и маршевые ритмы, лирические монологи и дуэты, интонации не поражающие воображение, но и отторжения не вызывающие. Исходный продукт, то есть, более-менее ликвиден, а итоговый спектакль в итоге - более чем благодаря работе сценографа и артистов.

Художник Вячеслав Окунев тоже не особо заморачивался в стремлении поразить, удивить - декорация довольно стандартная, с итальянскими ренессансными аркадами, ярусами палаццо, барельефами гербов и портретов на фронтоне (в чем Окунев, вероятно, наследует Левенталю, если вспомнить его разработки к прокофьевскому балету), с храмовым окном-розой и башней маяка, с переходом мостком между палаццо и маяком, с карнавальной атрибутикой - все это режиссером Алексеем Франдетти освоено. Исполнители показывают хороший вокал, хотя имиджи и характеры найдены не для всех, многим приходится выезжать исключительно на собственных способностях.

Попал на состав с Франческо-Александром Казьминым - в очередь с ним Дан Розин заявлен, которого я совсем не знаю, а за Казьминым давно слежу и обидно, что его возможности гораздо шире тех, что требуются для участия в "Преступлении и наказании" Театра Мюзикла (там он играет Раскольникова в одном из составов, как раз который я видел тоже), что вот в "Ромео VS Джульетта", и все-таки какой-никакой образ Франческо складывается, тогда как Виолетта (новая "джульетта") сводится к чистой функции, при том что Мария Иващенко тоже прекрасная артистка и голосистая. Кармеле-Алене Голубевой остается педалировать роковую страсть, ревность и подлость, Дожу-Максиму Катыреву властность и напористость; кормилице Фелиции-Инаре Гулиевой легче за счет комических, умеренно (и уместно) "вульгарных" Красок, и еще выигрышнее эпизодическая роль отца Лоренцо-Михаила Беспалова: францисканский монах, он же алхимик - "мультяшный", почти пародийный, гротесковый, с всклокоченным париком и выстраивающий братию по свистку персонаж.

Меньше всех повезло собственно заглавным героям - Ромео и Джульетте, партии хорошо спеты (я слышал Василия Ремчукова и Анну Лукоянову), но фабула предполагает, художник располагает, а режиссер вообще неизвестно о чем думает. И если мальчишке Франческо драные джинсы, заправленные под сапоги, к лицу, а среди пышных псевдостаринных платьев они смотрятся органично, то из проклепанной кожи рокерско-байкерский наряд упитанного сорокалетнего (даже по сюжету) Ромео, а заодно и его подельника Джованни (Дмитрий Лебедев) вкупе с пепельно-серым париком превращают их в фигуры едва ли не комичнее, смешнее тех персонажей, которые таковыми задуманы, и переводит надрывный, на полном серьезе, "романтизм" пафоса в плоскость совсем уж водевильную (чему способствуют и отдельные куплеты либретто).

Хотя эклектика оформления и не оправдывается текстом (предполагаю, что Карен Кавалерян сознательно избегал анахронизмов, предпочитая абстрактно-обтекаемые формулировки, без конкретики, привязанной к той или иной эпохе - в отличие, кстати, и от Кима, и от Ряшенцева, драматургов советской закваски, привыкших показывать фиги из кармана, осторожно намекать на "злобу дня") и не обыгрывается музыкально (партитуру Укупника не назовешь выразительной, переполненной потенциальными шлягерами - но он не злоупотребляет стилизациями и практически не прибегает к цитации - это тоже отличает мюзикловых авторов поколения 60-летних от старших товарищей, Дашкевича, Гладкова и т.п.), но пакеты из бутика в руках у генуэзских дам, монашеский свисток, пиратские заклепки и джинсы молодого любовника глаз не режут - это обычное дело для произведений средних, не больше ие меньше чем пристойных: восторгаться нечем - но смотреть и слушать можно, по крайней мере не противно.

Исправляя шекспировскую ошибку - от его же якобы имени - создатели мюзикла по закону жанра приберегают под занавес хэппи-энд: обещанная кровь не пролилась, зато влюбленные поженились, супруги помирились, Парису досталась Кармела, а Дожу предстоит довольствоваться властью над народом. Ну если, понятно, с оглядкой на судьбу родителей можно счесть подобную развязку счастливой. И хорошо бы к следующему заходу спустя еще двадцать лет не открылось, что Джульетта до бегства с Ромео не успела забеременеть Виолеттой от Париса, вот уж будет не до смеха тогда, не до радости. Пусть лучше авторы сразу возьмутся за переработку, продолжение и улучшение какой-нибудь другой классической трагедии - "Царя Эдипа", к примеру.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры