Архитектура как инструмент формирования сознания. Как начать разбираться в архитектуре Какую роль играет архитектура в жизни человека
Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtón - строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.
Архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т. п.).
Наш сайт сайт о стилях архитектуры и об архитектуре разных времён и разных стран. В июле 2007 года проект пополнился информацией о скульптуре, архитектурных достопримечательностях мира, и об антиквариате. Особое внимание уделено архитектуре Древней Руси и современной России.
Внимание архитектурным компаниям! Пишите о себе (через Контакты) - информация о Вас и о Ваших проектах будет размещена на сайте.
Архитектура как часть жизни
Архитекторы привыкли считать, что архитектура имеет огромное значение. Отнюдь не все думают так же. Для множества лишь сама постройка обладает ценностью, так как важна лишь жизнь, что проходит внутри здания.
Часто можно услышать, что гораздо важнее иметь хорошего учителя (ремесленника, родителей, менеджеров) в безобразном сарае, бараке, крупнопанельном доме, чем скверного в самом красивом помещении. Но немногие среди нас равно безукоризненны или безнадежны.
Нравится вам это или нет, но это не архитектура. Это фотография здания. Что это, чисто семантическое различение? Отнюдь нет. Второе -статическая картина, кем-то выбранная, застывший момент жизни, света, сезона, погоды, отношения...
Архитектура же ЕСТЬ, воздействует или служит элементом всего нашего предметного окружения. В некотором роде отраженная фотографией, она проникает глубже чисто предметного фактора, вовлекая все наши чувства. Фотография может сфокусировать наше внимание на миг, но мы при этом можем едва замечать окружение. От фотографии можно в любой момент отвернуться. Архитектура - пространственная "рама" всей нашей жизни, и потому, живя в архитектуре, мы не разглядываем ее.
Дети, даже те, кто еще слишком мал, чтобы проявлять какой-то художественный интерес к окружающей среде, ведут себя совершенно по-разному в разном окружении. Да и вполне зрелые люди ощущают, мыслят, действуют различно в разном окружении.
Современная архитектура
Многие жалуются на современную архитектуру. Они могут быгть недовольны, тем как старые здания служат (сырость, к примеру), но в случае новых они недовольны их средовыми качествами (чаще всего безликостью). В отличие от архитектора, почти никто не думает об архитектуре, но очень многие ее чувствуют. Мне жаль в первую очередь тех, в ком это чувство мертво, потому что их художественный инстинкт ослаблен, искажен или вообще уничтожен - не без участия самой архитектуры.
Эти ловушки для воображения сформированы фабрикантами по строительной части, настроенными на волну спекулятивной выгоды и в свою очередь продолжают формировать такой именно рынок, наряду с другими манипуляторами желаний, вроде изготовителей кухонного оборудования. С другой стороны архитектурная мода направляется тем, что является индивидуально новым. Эта тенденция еще усиливается архитектурными журналами, которые показывают здания как художественные объекты (как правило, незаселенные). Эти здания не воспринимаются таким именно образом теми людьми, кто их использует.
Журналы оказывают на студентов-архитекторов большее воздействие, чем их учителя, хорошие или плохие. Похоже, что именно журналы действуют сильнее всего и на сознание по меньшей мере части практикующих архитекторов. Однако сознание, которое таким образом подкрепляется - установка на здание с мощной, если удается, "образной" характерностью, не имеет ничего общего с установкой на то, чтобы создавать места для людей.
Стоит ли удивляться, что возникающая архитектура больна!
Она способна передавать свою болезненность людям, заставляя их скверно себя ощущать и даже действительно болеть, так что биологические последствия в принципе могут быть измерены, хотя сегодняшнее знание в этом отношении еще ненадежно. Дело обстоит тем хуже, что не каждый заболевает от того, что вдыхает радон, формальдегид или грибковые споры: есть лишь общая тенденция. Тем больше возражений, когда мы переходим к художественным качествам, которые как правило трактуются как субъективные, как роскошь, к которой можно прибегнуть позже, когда решены практические вопросы, да еще если мы можем себе ее позволить. Я придерживаюсь решительно противоположного взгляда.
Находясь в полном здравии перед тем, как отправиться с сыном в поликлинику, я выбирался из нее полуживым после многочасового сидения в прямоугольного сечения туннеле коридора, расчерченного на квадраты, пахнущего пластиком, освещенного люминесцентными светильниками и перегретого. Тот же эффект бывает следствием грубого вандализма, с которым сооружения бывают буквально всажены в ни в чем неповинный ландшафт. Архитектура может подавлять жизнь и даже раздавливать ее, если иметь в виду не одни только ощущения, но данное нам чувство тяготения к свободе. В одних местах человек ощущает себя не полноценным гражданином, а одной лишь статистической единицей; в других - здания громоздятся над головой с выражением угрозы. Однако гораздо чаще воздействие со стороны архитектуры куда более незаметно и лишь совсем недавно социальные и физиологические эффекты опустошенной, резкой, неприязненной архитектуры начали обращать на себя внимание.
Более полувека назад Рудольф Штайнер заметил, что "в мире ровно столько лжи и преступления, сколько есть пустоты на месте отсутствующего искусства". Он продолжал, что если бы люди были окружены живыми архитектурными формами и пространствами, эти негативные тенденции попросту исчезли бы со временем. Когда я услышал об этом впервые, то подумал: что за буржуазный вздор! В конце концов, преступность имеет сложную основу, в которой социально-экономическое неравенство играет огромную роль. Однако если расширить представление о преступности и включить в нее эксплуататорское насилие над людьми и их окружением, если признать, что мы говорим при этом не о неизбежности, но только о тенденции, то, что Штайнер имел в виду, становится понятнее.
Животные всегда одинаково реагируют на стимулы, создаваемые окружением, тогда как люди обладают способностью выходить за рамки ситуации. Чтобы однако подняться над уровнем безусловных рефлексов, нужно, чтобы мы сознательно строили свои жизни. Ни один из нас в этом отношении несовершенен и именно поэтому в любой статической выборке обнаружится несколько ведущих себя обособленно, но большинство будет реагировать на определенные стимулы вполне предсказуемым образом.
В этом столетии мир стал свидетелем быстрой урбанизации, которую нередко ассоциируют с разрушением привычной социальной опоры для традиционного морального кодекса. Несть числа социальным аспектам среды, с которой встречается современный человек, но если ограничиться свойствами собственно архитектурного окружения, то придется признать, что главная тенденция века состояла в том, чтобы порождать формы, пространства, линии, цвета и пропорции (не говоря уже о состоянии воздуха, шумах, электрических полях и пр.), которые словно отсасывают жизненную энергию, мертвы по природе своей.
При эстетическом голодании эмоциональная часть человеческого существа ищет удовлетворения в переизбытке желаний. Обманчивая внешность, особенно во всем, что касается отделки, стала нормой. Нормой стали и стерильные интерьеры, качество которых зависит от тех же обманок - косметика поверхности, освещение, манипулирующее психологической обстановкой, оборудование, с помощью которого эти пространства только и становятся обитаемыми. Со всех сторон окружаемые жесткостью, резкостью форм, эстетическая чувствительность а в месте с ней и этическое равновесие оказываются притуплены. Не удивительно, что будучи окружены, как происходит с большинством из нас почти все время, безжизненными искусственными материалами, мы настолько стремимся ограничить свои стремления лишь тем, что реально можем приобрести, что даже постарались закрепить это отношение в политических институтах.
Не приходится удивляться тому, что места подобные этому приобрели печальную известность уровнем преступности. Дело не только и не столько в легкости условий для преступлений, но и в откровенно безликом, напрочь лишенном персональности, безжалостном и безлюбовном окружении.
Неотторжимые от других причинно-следственных цепочек, переплетенные с ними, таковые последствия строения мира, который мы создали вокруг себя. Однако же архитектура, хотя и возникающая из мертвого материала, отнюдь не обязательно должна быть мертва: она может быть исполненной жизни. Создающие ее элементы и связи между ними могут "петь" и людское сердце может звучать в резонанс этой мелодии. Может быть иные архитекторы могут считаться исключением, но большинство людей, не исключая меня самого, не смотрит обычно на окружение. Мы вдыхаем его. Мы разглядываем открытки или обозреваем виды с предназначенных для этого площадок, и видимое может быть вполне занимательным.
Однако зрительный опыт трогает нам сердце только тогда, когда он входит в то, чем мы дышим; большую часть времени мы вообще не замечаем наше окружение и тогда оно может тем сильнее воздействовать на наше существо, не встречая осознанного сопротивления. Фактически мы проводим так много времени внутриили рядом со зданиями, что подавляющий объем нашего средового опыта испытывает воздействие архитектуры.
Потенциально архитектура довольно опасное орудие. Среду можно использовать для манипулирования людьми: мы готовы принимать окружение как факт и так редко осознаем его, что оно вполне может использоваться для воздействия на наше поведение. Вовсе не обязательно вспоминать нацистские стадионы с их мощно театрализованными приемами воздействия на настроение людских масс. Если мы входим в "бутик" с его настроением "вибрации", создаваемым музыкой, фактурами, цветом, уровнями и наклонными плоскостями, однако с концентрацией светового потока на товаре, которого модно коснуться, все желания обостряются, а их удовлетворение как бы само связывается с фактом покупки.
Усиление настроения превращается в манипуляцию, если давление возрастает. Редко какой из супермаркетов обладает хотя бы минимальными свойствами "приглашения", однако с помощью освещения, игры знаков и цвета, фоновой музыки в них деликатно усиливается возбужденность приобретения. Достаточно сопоставить, сколько и каких полок с товарами ярко освещены сияющим белым при теплых цветах выкладки и сколько погружены в голубоватые тона, чтобы увидеть признаки этого в любом супермаркете в любом месте. Кое-что из этого является следствием ученой психотехники, что-то рождено воображением декоратора, а что-то вообще свободно от сознательного намерения. Не только в магазине, не только ради денег или власти над другими людьми, но в любом аспекте средового проектирования мы должны признать, что все, что мы делаем, воздействует на существо человека, на окружение, на дух места, на все мировосприятие. За этим стоит целая система социальных, психологических, экологических последствий, и достаточно хотя бы короткое время пожить в резко ином окружении, чтобы признаться себе в том, насколько мы сами и наше общество сформированы своим окружением, идет ли речь о различении оттенков, о ценностях или о стиле жизни.
Архитектура столь сильный агент воздействия, что для всех важно, как она сделана. Очень важно. Сюжетом этой книги служит именно этот вопрос: как архитектура воздействует на человека и на облик Места, как подойти к проектированию и строительству, чтобы нести в жизнь скорее здоровье, чем болезнь. Есть много способов работать с этой темой, но описывать вещи, которые ты не пережил сам, чревато излишней абстра-гированностью, добрыми пожеланиями и пересказом из вторых рук. Хотя я предпочитаю в связи с этим описывать прежде всего то, что делаю сам, это отнюдь не отвергает иных способов, которые более подойдут другим. Примеры, по необходимости, частные, локальные, тогда как сущности процессов, вызывающих к жизни частный пример, имеют универсальный характер. Другим людям, в других местах, придется вырабатывать и иные решения.
Каждый из нас начинает жизнь по-своему и проходит через череду глубоко персонального опыта. Уже поэтому чей-то личный стиль никогда не удовлетворит другого в полной мере. Стиль есть дело очень личное. Многие могут признавать и даже принимать чей-то стиль как своего рода символ времени, однако если его не преодолеть в собственной работе, он не затрагивает ее существо.
Я всегда стремился обойтись без собственного стиля, но избежать его тенет довольно сложно. То, в чем я ищу вдохновения, это способ вглядывания в предметы, чтобы распознать, что они на самом деле суть и как они функционируют, и тогда соответствующие им формы возникают словно сами собой. Это по-видимому справедливо для всех людей и в любом месте. Мой сюжет - сооруженное окружение, среда, мои примеры локализованы в месте и во времени, но сами предметы в равной степени справедливы для Англии или Новой Англии, городского пространства Токио или пригородов Сиднея, трущобных пригородов Южной Африки или лесов Скандинавии. Любое здание, любое место, в любом природном или городском ландшафте, в любой культуре, любом климате, любой стране оказывает воздействия, которые я описываю. Где бы она ни возникала, как бы по-разному она ни выглядела, архитектуре необходимо иметь дело с этими сюжетами, чтобы стать архитектурой человеческого здоровья.
Каждая профессия сопряжена с рядом трудностей. Это может быть низка заработная плата или отсутствие перспектив, наличие трудоёмких задач или «сложные» клиенты. Приведем в пример 10 аргументов, которые помогут вам трезво взглянуть на выбранную вами профессию.
1. Ваша общественная жизнь вряд ли будет разнообразна.
Друзья архитекторов тоже архитекторы. Этому есть два объяснения. Во-первых, это единственные люди, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно по причине пункта 3. Во-вторых, общие интересы заставляют вас находить людей, подобных вам (ведь даже в 5 утра архитектор не перестаёт быть архитектором).Я знаю как минимум 10 пар, в которых оба супруга - архитекторы. Но я не знаю ни одного юриста, у которого жена юрист, или врача, женатого на медсестре - чего не скажешь об архитекторах. А правда, почему так происходит?
2. Условия труда не так хороши, как хотелось бы
Этот вопрос я лично не исследовал, но сложил своё мнение на основе отзывов своих коллег, работающих в других архитектурных фирмах. Большая часть архитектурных компаний не создают для своих сотрудников условий, которые считаются само собой разумеющимися в других профессиональных отраслях. Я имею в виду накопительные пенсионные счета, страхование зрения и зубов, возможность уходить в длительный отпуск и заводить счет с гибким расходованием средств. Я один из немногих, которым в этом плане повезло.
3. Работать придётся много, но это мало кто оценит
Время, которое вы тратите на выполнение проекта пропорционально качеству конечного продукта. Очень сложно разграничить желание сделать что-то стоящее с тем, сколько времени вам придётся потратить на его реализацию. В результате всё заканчивается тем, что архитекторы сидят до поздней ночи, разрабатывая бесчисленное число схем для решения задачи. Но ведь можно доделать задачу завтра или на следующей неделе, спросите вы. Нет. Как правило, архитекторы зависят от сроков. При этом ваша компания вряд ли заплатит вам за 16-часовой рабочий день - они ведь должны еще заплатить за арнду места, которое вы занимаете, за компьютер, которым вы пользуетесь, за электричество, которое вы жжёте ночами напролёт итд. Есть вам даётся 200 часов на создание проекта, а вы работаете 8 часов в сутки - получится 25 дней. Если вы работаете 16 часов в день, то это ещё недели сверх имеющегося срока, которые уже не оплачиваются.
4. Ваши идеи не имеют значения
Ваши клиенты нанимают вас для того, чтобы получить продукт, который хотят они, не вы. Результат - вы занимаетесь не совсем тем, чем бы вы хотели заниматься. Большинство проектов делаются ради выгоды, и не важно хороший это проект или нет, главное правило успеха в современном мире - сделать больше, заплатив меньше. Будет время, когда вас будут просить сделать что-то, что вы сами считаете ужасным и абсолютно неприемлемым.
5. Если ваши идеи так важны для вас, вас скорее всего уволят
Архитекторы упрямы по своей натуре и любят настаивать на своём. Предполагая, что клиента можно переубедить или предложить ему альтернативу, они зачастую жёстко ошибаются. Однажды меня отстранили от проекта за то, что я пытался отстранить от проекта клиента. Я не хотел, чтобы моё имя коим либо образом ассоциировалось с их проектом.
6. Не у всех архитекторов интересная работа
95% времени, проведенного вами в университете, было посвящено именно дизайну, а не работе с клиентом, выяснению деталей, разработке плана реализации проекта и редактированию. Очень мало кто занимается непосредственно созданием проекта. Вы никогда бы и не подумали, наверно, что ваша работа будет такой скучной и муторной. Это как если бы вам нужно было собрать по деталям машину, чтобы 1 раз проехаться на ней по улице. Много времени тратится на то, чтобы сконструировать здание, с творчеством это слабо связано.
7. Ваш собственный дом будет вгонять вас в депрессию
Вы не сможете себе позволить купить дом вашей мечты. Я успел пожить в 5-ти домах за 15 лет работы архитектором и всё это время думал, как улучшить окружающее меня пространство, но чтобы претворить всё задуманное в жизнь мне нужно было выиграть в лотерею. Тем не менее всё в ваших в руках. Нужно просто набраться терпения.
8. Вы будете жить с ужасными решениями
Природа архитектурной деятельности часто связана с экспериментами. Иногда вам придется принимать ужасные решения, вы будете знать, что это испортит жизни людей, но вам придется смириться с этим и жить дальше. Хорошая новость - построенное вами здание могут снести, тогда и про ваши ошибки забудут. Да, кстати, и проект ваш тоже могут со временем выкинуть. Будьте готовы.
9. Архитектура требует большой работы и самоотдачи
Архитекторы долго-долго учатся, проходят сложные тесты, работают долгие годы, чтобы набраться опыта. В мире много профессий, в которых вы сможете гораздо быстрее продвинуться, приложив те же усилия. Если вы хотите стать юристом, вам потребуется 4 года обучения в университете, затем еще 3 для закрепления знаний - 7 лет и вы в строю! Мне же потребовалось 6 лет и 207 часов чтобы получить степень бакалавра. Затем я работал 6 лет, и не добился значительного повышения заработной платы. Одним словом, вы точно должны знать, куда вы идете.
10. Возможно, вы не будете дизайнером
В моем классе, каждый второй был уверен, что именно он будет супер-дизайнером. Почти никто им так и не стал. Вам придется заниматься целой кучей других вещей.
Кинетика. Начало
Подвижные архитектурные элементы были известны ещё со времён Средневековья: например, попасть в замок, окружённый рвом, было возможно только с помощью подъёмного моста. Однако в том, что касается зданий со сложной инженерной кинетической системой, первые разработки появились только в XX веке, когда развитие техники достигло подходящего уровня.
Именно тогда кинетическая архитектура оказалась в центре внимания авангардистов, правда, пока лишь в качестве красивой теории. Ключевой работой, где рассматривались возможности использования новых технологий при строительстве, стала книга "Архитектурные фантазии: 101 композиция" советского архитектора Якова Чернихова. Архитекторов авангарда привлекала в первую очередь красота идеи и технические возможности подвижных зданий.
Первые эксперименты проектирования домов с движущимися элементами также принадлежат советским архитекторам: Башня III Интернационала из стекла, железа и стали, авторство которой принадлежит Владимиру Татлину, и здание газеты "Ленинградская правда" Константина Мельникова. Оба проекта задумывались как здания с вращающимися элементами, и оба так и не воплотились в жизнь.
В 40-е годы эксперименты с подвижными частями зданий продолжились в Америке, где Бакминстер Фуллер проектировал жилые дома с элементами кинетической архитектуры. К сожалению, его опыты также остались на бумаге.
Современность
Современные архитекторы используют кинетические элементы по нескольким причинам. Первая - исследовать возможности природной энергии в строительстве. Преобразование солнечного света и воздушных потоков в движущую силу архитектуры в таких масштабах стало возможно только в последние 10 лет, и это тесно связано с развитием строительных технологий и дизайна.
Сегодня кинетика применяется не только в зрелищной архитектуре: подвижные элементы встречаются в меняющих уклон лестницах и полах, пандусах, солнечных батареях и ветряных мельницах. В этом году в Париже выиграл проект восьми подвижных экологических , которые будут преобразовывать солнечную энергию в электричество и подогревать воду для городских жителей.
Вторая причина - это эстетическая потребность человека в постоянном изменении окружающей среды, которая заложена и в самой смене времён года (в частности, эту идею обыграл архитектор Роб Лей в своём здании "Май - Сентябрь").
В третьих - и это, пожалуй, главная причина - помимо мощного экологического месседжа кинетическая архитектура неотделима от зрелищности. Недаром первыми по-настоящему большими проектами с использованием кинетики стали Veltins-Arena с раздвижной крышей, построенный в начале двухтысячных в Германии, и знаменитый стадион "Уэмбли" в Лондоне, открытый в 2007 году. А синонимом кинетической архитектуры стал Музей искусств в Милуоки с раздвижной крышей на фотоэлементах по проекту легендарного Сантьяго Калатравы.
Ещё одним, правда, куда менее известным, зато не менее зрелищным зданием с элементами кинетической архитектуры стал дом, похожий на гигантскую картонную коробку с поднимающейся крышкой в Парагвае. Его авторство принадлежит руке Хавьера Корвалана, а построен он был в 2013 году. В доме два этажа, нет окон, а крыша-крышка приводится в движение с помощью специального троса.
Примечательно, что в этом году дом с вращающимися стенами из мрамора был построен в Индии. Здание, напоминающее лучшие образцы архитектуры брутализма, за несколько минут превращается в павильон со стеклянными стенами.
Кинетическая архитектура предполагает два типа зданий: с подвижным каркасом и подвижным фасадом. К последним относятся Университет Хеннинга Ларсена в Копенгагене и здание Института арабского мира в Париже, построенные по проекту Жана Нувеля. Фасады обоих зданий приходят в движение с помощью природной энергии тепла и света.
Воздушные замки и реальные решения
Несмотря на зрелищность и технологичность, сегодня множество кинетических проектов остаются нереализованными. Причина - дороговизна и сложность воплощения по сравнению с теми же статичными зданиями. К зрелищным и пока что не реализованным проектам кинетической архитектуры относятся: штаб-квартира китайской машиностроительной компании и "динамический" дом, меняющий форму в зависимости от времени суток и сезона, принадлежащий руке британских архитекторов Дэвида Грюнберга и Дэниэля Вольсфсона.
Самыми обсуждаемыми проектами последнего времени стали вращающиеся небоскрёбы в Дубае, чьи фотографии постоянно становятся предметом обсуждения и споров на мировых архитектурных выставках. Например, итальянская компания Dynamic Architecture предложила проект 59-этажного небоскрёба в Дубае, чьи этажи приходят в движение за счёт турбин, превращающих силу ветра в электроэнергию.
Ещё одним зрелищным и пока что не реализованным проектом стали 400-метровые небоскрёбы Дэвида Фишера в Дубае. Планируется, что в разное время здания будут менять форму, за сутки поворачиваясь на 180° . Предложенный нефтяным шейхам в 2008 году проект так и не был воплощён в жизнь, время от времени им интересуются разные инвесторы, но до дела так до сих пор и не дошло.
Несмотря на то что сегодня кинетические проекты по большей части остаются на бумаге, будущее - за архитектурой, преобразующей энергию солнца, воды или света в городское зрелище.
А с учётом экспансии проектов, подобных электрокарам и домам, работающим на солнечной энергии Илона Маска, есть все шансы, что связь природы и архитектуры станет главным трендом в строительстве в ближайшие годы. Будущее кинетической архитектуры - за проектами, которые смогут соединить в себе интеллектуальные инженерные решения, грамотную проектировку и привлекательный внешний вид.
Екатерина Колпинец
ЗДАНИЯ СОЗДАЮТСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ, РАБОТЫ, ВСТРЕЧ, УЧЕБЫ, ОТДЫХА, СНА,… В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ПРИЗВАНЫ ОБЪЕДИНЯТЬ ЛЮДЕЙ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ЭТИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА ВОСТРЕБОВАНЫ, ТЕМ БОЛЕЕ НЕЙТРАЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ АРХИТЕКТУРА. СТОИТ ТОЛЬКО СРАВНИТЬ ВЕСТИБЮЛИ ОТЕЛЯ И ТОРГОВОГО ЦЕНТРА, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, НАСКОЛЬКО РАЗ ЛИЧНЫ ПОТРЕБНОСТИ И НАЗ НАЧЕНИЯ ЭТИХ ЗДАНИЙ.
Рост потребительского общества в 1960-х годах заставил архитекторов, подрядчиков и застройщиков переосмыслить свою роль в качестве создателей общественных помещений. Таким образом, получается, что задача состоит в создании строений высокого уровня, и в то же время, соответствующих неписаным законам цифр и денег? С тех пор они пытались найти баланс между этими двумя импульсами, ведь, когда изменяются потребности людей, соответственно, то же происходит и с архитек- турой. В местах общественного пользования люди проявляют тенденцию индивидуализировать свою территорию, например, поставив фото на рабочем столе, или положив свое пальто на соседнее сиденье в поезде. В крупных общественных зданиях, таких как транспортные узлы, люди, сомневающиеся в своем маршруте, почти всегда смотрят направо и в наиболее освещенные места. В общественных уборных туалетные кабинки часто расположены под прямым углом к двери, потому что люди не любят смотреть прямо на туалеты. Экстраверты нуждаются в меньшем количестве офисного пространства, чем интроверты и, как правило, имеют более живые украшения на своих рабочих местах. А почему мы всегда покупаем больше, чем планировали, когда идем в IKEA? Покружившись по пути, отмеченному стрелками полчаса, мы хотим чувствовать, что потратили время не зря. Всю эту информацию о человеческом поведении дают научные исследования в области социальной психологии.
Придавая значение мгновению
Для архитекторов, подрядчиков и инвесторов такого рода знания имеют большое значение. Такие здания, как торговые центры и библиотеки, превратились в места, которые также способствуют отдыху, расслаблению и встречам с другими людьми. В этом смысле они следуют тенденции вокзалов, аэропортов и музеев. Здесь общественные пространства учитывают необходимость наличия мест, где можно посидеть и поговорить, пройтись и сделать покупки и просто провести время. В то же время холл многоквартирного дома, вестибюль офисного здания, приемная больницы или фойе театра – чем более общее назначение здания, тем более общий язык его формы.
Vennsela Library
©Helen & Hard AS - фото: Hufton + Crow
Какое воздействие это оказывает на события и тенденции в архитектуре? Власть больших цифр и больших денег ведет к стандартизации. Стандартизация сделала возможным строительство социального жилья и масштабное производство после войны, но она также привела к тому, что работа архитекторов стала гораздо более политизированной и экономичной. Готовы ли архитекторы к настолько тесной связи с ра- ционализацией процесса строительства? Или это будет отвлекать их от конечной задачи архитектора: создавать автономный, культурный и идеологический язык форм? Это было предметом споров в 70-х годах прошлого века во главе с Манфредо Тафури, который рассматривал отношения между архитектурой и капитализмом в своей книге «Архитектура и утопия» (1973). Что именно он имел в виду, стало ясно только около двадцати лет спустя, когда экономика и, как следствие, архитектура были на подъеме. В конце концов, оборотной стороной архитектуры для масс является наличие сетей, таких как McDonald`s и IKEA, которые одинаковы во всем мире. И это приводит не только к взаимозаменяемости зданий, но и к взаимозаменяемости городов. Французский антрополог Марк Оже рас- смотрел этот феномен в 1992 году в своем эссе «НЕ места: Введение в суперсовременную антропологию» (Non-Lieux, introduction à une anthropologie de la surmodernité).
Конференц-палубы и passarelles в штаб-квартире компании Barco, как окно на деятельность в центральном атриум
©Jaspers-Eyers Architects - фото: Philippe Van Genechten
Perth Arena: цветные схемы и деревянные проходы
©ARM+CCN, a joint venture of ARM Architecture and CCN Architects - фото
: Stephen Nicholls
Условия жизни людей становятся все более и более обезличенными. Оже называет все эти транспортные узлы, торговые центры и многоквартирные дома «нЕ местами». Это здания для масс, здания, которые никак не трогаютвас как личность: вы рождаетесь и умираете в больнице (а не в собственной постели), вы проводите свой отпуск на курорте «все вклю- чено» (а не в протекающей палатке) и делаете покупки в супермаркете (а не у местного пекаря). В результате, люди проводят большую часть своей жизни в обезличенных зданиях и помещениях. Так стало ясно, что для конструкторов этих безликих помещений крайне важно сделать их более индивидуальными и значимыми. Исследования, такие, как описано выше, помогают архитекторам в этом процессе. Именно так мы узнаем, что люди, живущие в многоквартирных домах, с меньшей долей вероятности будут прятаться в собственных квартирах, если путь к ним более живой и привлекательный. Поэтому сейчас архитек- торы создают поэтажные планы с местами как для личных встреч, так и для уединения. Естественно, такой подход не будет работать в аэропорту, где максимальное поле зрения и свет необходимы, для того, чтобы обеспечить информированность и беспроблемную циркуляцию людей. В этой ситуации дизайнеры учитывают закрытые зоны путем создания разграничений в помещениях, таких как перегородки или простенки. Интересным примером этого является концертный зал и спортивный стадион Perth Arena в Австралии (см. стр. 14), где «человечество в масштабе» проявляется в разделении фасадов на более мелкие части, в цветовых схемах и деревянной отделке. Однако, здания, подобные этому, в первую очередь являются эффективными машинами, которые предназначены для эффективного перемещения людей с одного места на другое, хотя их общественные пространства проектировались с особой внимательностью.
Уникальность
Но там, где уровень нового строительства сокращается, стандартизация и большие масштабы являются менее важной про- блемой. Кроме того люди склонны больше ценить мастерство и уникальность. Именно в этом кроется причина того, почему торговые площадки настолько популярны в Европе в настоящее время, такие как крытый рынок в Генте от Robbrecht & Daem или в Роттердаме от MVRDV. Другой хороший пример – это библиотека сэра Дункана Райса в Абердине от schmidt hammer lassen architects. Здесь атриум был создан не только, с целью уди- вить, но и создать окно внутрь здания благодаря умному использованию, так называемого «вихря» – отверстия в полах, которые слегка смещены на разных этажах по отношению друг к другу. Это придает объемности пространству, ведь этажи просматриваются, как сверху вниз, так и в обратном направле- нии, создавая впечатление от наблюдения за кукольным домом или ульем. Можно увидеть, книги, студентов, группы людей, жизнь,… все сразу! Архитекторы, клиенты и посетитель используют эту потребность в общности и мастерстве. Создание особого места, а не только его эффективность стало важной темой в современной архитектуре. Это определяется тем, что люди хотят получить от общественных мест чувство общности, опыт, уникальность, связать с ним свои воспоминания. Дело больше не в том, что люди должны быть эффективно размещены в большом пространстве, а в том, что они должны иметь ощущение того, что они – часть единого большего целого.
Архитекторы, как правило, постоянно думают об архитектуре. Не только об известных зданиях и проектах. В любой мелочи, попадающейся на глаза, я сразу ищу архитектурное начало, начинаю всматриваться в материал, форму, детали, освещение и так далее. Если же предстоит какая-нибудь поездка, то прежде всего я составляю список объектов, которые нужно обязательно успеть посмотреть. И 90% всех книг, что я купил для себя, — про архитектуру.
2. Люди уважают архитекторов
Даже если они не всегда понимают, чем конкретно архитектор занимается, есть сложившееся мнение об архитекторах как о высоконравственных и ответственных людях, которые работают, прежде всего, на благо человечества. По той же причине в кино и на телевидении главных персонажей часто изображают архитекторами.
3. Архитектура постоянно эволюционирует
Архитекторы не художники — мы работаем в постоянном контакте со строительными технологиями. Материалы и методики строительства все время развиваются, и архитекторы — как представители общественности в широком смысле слова — могут влиять на эти процессы. Создаются новые проекты и концепции, которые определяют вектор развития строительной отрасли. Архитектура — одна из немногих профессий, находящихся в постоянном движении.
4. Архитектор обладает свободой творчества и самовыражения
Работая с физической средой, архитектор постоянно имеет дело с конкретными условиями, которые часто направляют развитие проекта. Но уже внутри этих условий появляется полная свобода для выражения своих художественных задумок. Возьмите любой конкурс: все команды работают с единым техническим заданием, но результаты получаются совершенно разными. И так каждый раз.
5. Вы можете быть сами себе начальником
Даже если фирма состоит из одного человека, она все равно способна полноценно разрабатывать проекты практически любого масштаба. Вы можете единолично заявиться на крупный конкурс и выиграть его, обойдя при этом большие компании — не думаю, что существует много других профессий, где такое возможно. Я не раз видел проектные группы из трех человек, разрабатывающих строительную документацию для здания площадью более 100 тыс. кв. м.
6. Результат вашей работы осязаем
Любой, кто видит только что построенное здание, над которым он долго работал, поймет, о чем идет речь. Меня все еще переполняют эмоции, когда я вижу свой первый реализованный проект — это как управлять своей собственной лабораторией, где вы можете экспериментировать и совершенствовать вещи, которые считаете важными. В конце концов, не зря же архитекторы очень трепетно относятся к своим проектам.
7. Вы можете положительно влиять на жизнь людей
Очень полезно развивать личные отношения с клиентом, особенно зная, что этот процесс положительно повлияет на итоговый результат. Оценивая конечный продукт, люди признают роль, которую объект играет в обществе.
8. Каждый день архитектор экспериментирует
Несмотря на необходимость соблюдения конкретных строительных норм и технологий, к итоговому результату всегда можно прийти разными путями, и каждый из них будет верным. Потому что нет двух архитекторов, которые в идентичных обстоятельствах решат проблему одинаково. Можно сказать, что все вкладывают немного личного в каждый проект. Постоянно приходится пробовать новые приемы, изучать различные материалы и применять новые технологии в каждом проекте.
9. Архитектурная карьера продолжительна
Вы можете практиковать архитектуру столько времени, сколько захотите. В любом случае, вы всегда останетесь архитектором, даже если им больше и не работаете. Возможно, поэтому большинство архитекторов добиваются успеха уже ближе к 50 годам. Наверное, сначала необходимо прийти к некоего рода пониманию себя как личности, а уже потом начинать влиять на окружающую среду.
10. В рамках архитектурной профессии существует невероятное разнообразие сфер деятельности
В отличие от других профессий, вы получаете диплом архитектора без точного определения сферы деятельности. И это действительно замечательно, потому что, только закончив учебу, вы сами еще толком не знаете, что захотите делать в жизни. Вы можете кочевать между маленькими и большими фирмами, менять свою роль в процессе проектирования. Вы можете работать в различных топологиях: жилой, офисной, проектировать интерьеры… но все равно будете архитектором.
Бонус: Архитекторы могут носить очки странных форм. И им это сойдет с рук.