Автор принцессы турандот. Принцесса Турандот (театр Вахтангова)

Главная / Любовь

«Благодарный за высокую художественную радость, за чудесные достижения, за благодатную смелость при разрешении новейших театральных проблем, за украшение имени Художественного театра» - эти слова написал Владимир Иванович Немирович-Данченко на своей фотографии, которую отослал Евгению Вахтангову 7 апреля 1922 года, в ночь после того, как посмотрел спектакль «Принцесса Турандот».

28 февраля 1922 года премьера «Принцессы Турандот» в 3-й студии МХТ стала истинным рождением Театра им. Е. Вахтангова (по факту это произошло через несколько лет).

Это простая, незатейливая сказка Карло Гоцци 1762 года о любви принца Калафа к принцессе Турандот. В Пекине жила жестокосердная красавица Турандот. Ее любви добивались женихи со всего мира. Но она ненавидела мужчин, каждому жениху загадывала загадки, которые невозможно было разгадать, и отправляла их на смерть. И лишь отважный князь Калаф смог доказать ей, что не боится даже смерти. Он готов на все, лишь бы добиться ее любви... Карло Гоцци охарактеризовал свое произведение так: «Театрально-трагическая китайская сказка». Спектакль ведут четыре маски итальянской комедии дель арте: Бригелла, Труффальдино, Тарталья и Панталоне.

Бригелла - представитель простого народа, выходец из Бергамо, он отличается чувством юмора и остроумием и в то же время простоватостью. Он хитер, находчив, умеет интриговать, обманывать. В постановке 1922 года его играл Освальд Глазунов, ученик Е. Вахтангова (двадцать лет служил актером, потом стал директором этого же театра, в конце войны был арестован, погиб в лагере в 1947 году).

Труффальдино - расторопный слуга, устраивающий судьбу господ и свою собственную так же, как и Бригелла из Бергамо. Их связывает больше, чем общая «родина», про таких говорят «два сапога - пара»... Труффальдино играл Рубен Симонов, будущий руководитель театра на протяжении многих лет. Именно он в 1963 году восстановил данный спектакль.

Тарталья - чиновник на государственной службе: он может быть судьей, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т.п. Забитый, робкий, всегда заика, его фирменный трюк - это борьба с заиканием, в результате чего серьезный монолог, например на суде, превращается в комический поток непристойностей. В этой роли Евгений Багратионович видел только великолепного Бориса Щукина. Все его помнят как одного из лучших исполнителей роли В.И. Ленина в советском кино.

И наконец, Панталоне - как правило, он является центром интриги и всегда остается жертвой кого-либо. Он хворый и хилый: постоянно хромает, охает, кашляет, чихает, сморкается, болеет животом. Он разговаривает резким, пронзительным, «стариковским» голосом. Играл его «крепкий вахтанговец» Иван Кудрявцев.

Без этой «гвардии», которая постоянно ходит, разговаривает то между собой, то с залом, то комментирует события, то рассказывает сюжет, то вдруг обсуждают самую злободневную политическую новость, то ругается между собой и так далее, сюжет спектакля был бы неполным. Тексты интермедий, комментарии для персонажей дель арте, загадки в первом спектакле написал Николай Эрдман. Один из сценаристов фильмов «Веселые ребята», «Волга-Волга» и еще около 50 других, автор пьесы «Мандат» и «Самоубийца» и еще десяти других хороших пьес, прошел сполна по всем «этапам» 1930–50-х. Успех, запреты, большая любовь, арест, лагерь, борьба любящих людей за его жизнь, поселения, реабилитация, попытка снова «быть»... В мужестве этому человеку не откажешь.

И еще: в первом спектакле актеры не играют сюжет сказки Гоцци, они играют актеров венецианской труппы, которая ставит спектакль «Принцесса Турандот». Это вносило дополнительную интригу, которая делала спектакль «многоярусным».

Если добавить, что Турандот играла красавица Цецилия Мансурова, а Калафа - Юрий Завадский, то понятно, почему этот спектакль стал символом целого поколения. Он имел феноменальный успех. По воспоминаниям очевидцев, на представлениях зрители забирались от восторга на спинки кресел. Присутствовавший на репетициях спектакля К.С. Станиславский передал умирающему Вахтангову, что «тот может заснуть победителем».

Возобновленный Рубеном Николаевичем Симоновым в 1963 году спектакль «Принцесса Турандот» имел такой же невероятный успех. Он шел на сцене театра 20 лет, и все эти годы билеты достать на него было проблематично. В этой постановке была утеряна линия «венецианского театра», актеры всерьез играли историю «жестокой Турандот», но что вытворяли персонажи дель арте.... Автор этих строк в разное время смотрела спектакль, и каждый раз тексты «гвардии» были другие, очень злободневные, иногда даже «очень сатирические», на грани фола. Сам состав - лучше нельзя предложить зрителю: Николай Гриценко (Тарталья), Михаил Ульянов (Бригелла), Юрий Яковлев (Панталоне), Максим Греков (Труффальдино).

Юрий Владимирович Яковлев вспоминал об этой постановке так: «Задача масок в спектакле Вахтангова была определена как комментаторская. Они обсуждают события сюжета, попутно развлекая публику и общаясь с ней, обязательно привлекая современные темы, которые у всех на слуху. Нам надо было, сохраняя характерность масок комедии дель арте, произносить текст на такие темы. Это оказалось самым сложным, потому что многие юмористы, которых пытался привлечь к работе Рубен Симонов, не могли попасть в тон спектакля. Но все-таки, взяв что-то у юмористов, что-то привнеся сами, мы нащупали нужное». По словам Юрия Владимировича, в создании образа Панталоне ему помогал Аркадий Райкин, на дочери которого Яковлев был женат какое-то время.

Роль принцессы Турандот исполняла Юлия Борисова. Мне кажется, что пройдет много десятилетий, а может быть, и больше времени, но ее имя в истории искусства России будет всегда связано с это ролью. Юлия Борисова стала кумиром своего поколения, сыграв Гелену в спектакле «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина. У нее было много, очень много и блистательных, и очень достойных ролей, но ей повезло, что случились эти три...

Принц Калаф - Василий Лановой. И говорить нечего... До сегодняшнего дня на Арбате зрители на все спектакли, в которых участвует Василий Семенович, спрашивают «лишний билетик».

Говорят, что дважды нельзя ступить в одну и ту же воду, но Театру им. Е. Вахтангова это удалось благодаря спектаклю «Принцесса Турандот».

Первое, что приходит на ум, когда звучит название сказки Карло Гоцци «Принцесса Турандот» - Вахтанговский театр.
Символ МХАТА - «Чайка», а у вахтанговцев - «Турандот».
Постановка, действительно, легендарная. Первый спектакль состоялся зимой 1922 года. Режиссер - Евгений Вахтангов. Художник - Игнат Нивинский. Цецилия Мансурова - принцесса, Юрий Завадский - принц Калаф, Анна Орочко - Адельма, в других ролях были заняты Борис Захава, Борис Щукин, Рубен Симонов и другие гранды русской театральной школы.
В 1963 Рубен Симонов восстановил спектакль, с Юлией Борисовой (Турандот), Василием Лановым (принц Калаф), Людмилой Максаковой (Адельмой), Михаилом Ульяновым, Юрием Яковлевым и другими актёрами. Была и третья реинкарнация спектакля в перестроечном 1991 году.

Почему я хочу рассказать о Принцессе Турандот?
У меня в руках совершенно невероятная книга (издательство АРТ Волхонка , при содействии Государственного Центрального Театрального музея имени Бахрушина и поддержке Фонда AVC Charity ). Книга входит в серию «История для театра» и главная её ценность состоит в том, что помимо наличия самой знаменитой фьябы (ит. «сказка») она рассказывает об истории её возникновения (Гоцци не сам сочинил эту пьесу, а позаимствовал сюжет персидской поэмы), о том, как сказка добралась до России и кем была превращена в знаковый спектакль на прославленной вахтанговской сцене.

Несложно себе представить, сколько людей увидев название, скажут: «А зачем нам сейчас «Принцесса Турандот» ? Да, была такая постановка-долгожитель, да, визитная карточка Вахтанговского театра, да, в ней блистали звезды русского театра, но сейчас, зачем нам столько информации о спектакле, который в 2006 году приняли решение «приостановить»?
Ответ будет таким.
Собирая все звенья этой разрозненной хронологической цепи, читатели почувствуют живительное сопричастие с творческим процессом создания, и эта энергия будоражит, посылает горячие электрические токи, будит, пробуждает, заставляет осознавать собственные силы и способности. Читатель - не только читатель, и не только зритель, а участник, притаившийся за кулисами и горящими от любопытства глазами, наблюдающий волшебство рождения уникального спектакля.

Посмотрите, какой долгий путь проделала Турандот, родившись в Персии, была переведена в Италии, замечена и привезена в Россию, на сцену.
Павел Антокольский, поэт, обратил внимание Евгения Вахтангова на фьябу Гоцци, перевел загадки Принцессы. Михаил Осоргин - блестяще перевёл основной текст. Композитор Николай Сизов написал музыку. Александр Козловский сочинил знаменитый Вальс Турандот. Драматург Николай Эрдман - автор сценария. Модельер и художник театрального костюма Надежда Ламанова - одела всех героев.

Я в и


В качестве иллюстраций в книге использованы эскизы декораций и костюмов Игната Нивинского . Он пришел в театр в 1921 году по приглашению самого Евгения Вахтангова, который пригласил этого признанного мастера офорта за способность «передавать яркую театральность условными и лаконичными образами».
На сцене был выстроен условный, фантастический «Китай» из наклонных плоскостей и иероглифов на ярких драпировках. Вахтангов поставил перед Нивинским цель «заставить декорации играть, принимать участие в действии пьесы, а не служить ему только фоном». С этой задачей художник справился феерично.
«Китай» Нивинского условный и яркий - передавал одновременно и китайский колорит, и создавал на сцене атмосферу венецианского карнавала (не забываем, что Гоцци был итальянцем и жил в Венеции).
Эскизы костюмов - плод совместного творчества Вахтангова и Нивинского. Воплотила их в материи модельер Надежда Ламанова. Они были задуманы как современные (фраки для мужчин и нарядные платья для женщин), а экзотические элементы (плащ, шпага, чалма, покрывало) превращали актеров в персонажей традиционного итальянского театра масок - комедии дель арте (вид народного площадного искусства). Гоцци ввёл этих любимых итальянских героев в текст сказки о китайской принцессе, очень органично «разбавив» его шутками Панталоне, Труффальдино, Тартальи, Бригеллы.

Книги подобные «принцессе Турандот» можно назвать настоящим сокровищем. В наше время с такой любовью, тщательностью, вниманием и неподдельным интересом издать книгу, написанную прекрасным русским языком, подробно, увлекательно, легко и совершенно неутомительно, без энциклопедической сухости и профессорского занудства рассказать читателю всю подноготную знаменитой вахтанговской постановки.
За это огромное спасибо издательству АРТ Волхонка .

Роскошное подарочное исполнение.
Книга адресована (будет интересна) любителям театра всех возрастов, да и всем культурным людям.
Выпущена лимитированным тиражом.

Мудрецы: Великолепно: Солнце, Солнце, Солнце!
Карло Гоцци "Принцесса Турандот"


в издательстве АРТ Волхонка
на Лабиринте
в Озоне

ФОТО КНИГИ

В древних преданиях нередко встречаются сюжетные линии, когда герою с риском для жизни приходится разгадывать сложные загадки. Этот мотив вошел в основу сказки о китайской принцессе Турандот. Сначала девушка предстала злобной капризной наследницей трона, ради удовольствия играющей с жизнями женихов. Но с легкой руки Карло Гоцци персонаж стал символом борьбы за равные права женщин и мужчин. «Итальянская» Турандот попыталась разрушить стереотипы своего времени о том, что предел мечтаний каждой «нормальной» женщины – выйти замуж и служить мужчине.

История создания

Сказка «Турандот» получила известность благодаря писателю из солнечной Италии Карло Гоцци. Автор использовал в работе историю своенравной китайской принцессы, взятую из творчества азербайджанского поэта Низами. Литератор, живший в 12 веке, творил на персидском языке. Поэма вошла в сказочный сборник, напечатанный в парижской типографии в 1712 году.

Именно из этого издания Гоцци заимствовал сюжеты для своих фьяб, талантливо миксуя детали. Основные элементы персидских сказаний обогащались фольклором, а также принципами комедии дель арте, где зрелищность привносили классические персонажи-маски итальянского театра – Труффальдино, Панталоне, Тарталья и Бригелла.


Произведение итальянца родилось в 1762 году. Чуть позже немецкий поэт и драматург настолько проникся гениально изложенной сказкой, что не удержался от соблазна перекроить ее для Веймарского театра. Так начался славный поход фьябы «Турандот» по мировым театральным сценам.

Биография и сюжет

Сюжет сказки основан на нежелании дочери китайского правителя Альтоума выходить замуж. Гордая и своенравная Турандот считает представителей сильной половины человечества предателями, лжецами и вообще созданиями, не способными любить. Но наследницу престола женихи, конечно, не оставляют в покое, выстраиваясь в очередь.


Чтобы усыпить бдительность отца, которому приходится по вине строптивой дочери воевать с разными странами, а заодно отсеять недостойных ее руки и сердца, принцесса придумала блестящий план. Свататься разрешается всем представителям голубых кровей, но при одном условии – если жених разгадает три загадки, то пропуск в мужья девушки гарантирован, того же, кто окажется недостаточно умным, ждет казнь.

Ко дворцу невесты выстроилась еще более длинная вереница наивных и безрассудных принцев. Еще бы, ведь девушка способна влюбить в себя только по одному портрету. Однако и стены дворца начинают обрастать снесенными с плеч головами женихов. И все же однажды затея Турандот разбилась вдребезги – тайно гостивший в Пекине принц Калаф легко дает ответы на загадки. Принцесса воспринимает событие как унижение: девушке противна сама мысль, что мужчина оказался смекалистее ее и теперь придется покориться. Турандот обещает покончить жизнь самоубийством перед алтарем.


Но Калаф уже всем сердцем полюбил юную даму, поэтому предлагает реванш – Турандот должна назвать имя и статус потенциального мужа. По счастливой случайности принцессе удается добыть достоверную информацию. Отчаявшийся Калаф собрался проститься с жизнью прямо на глазах у возлюбленной. Но девушка вдруг сменила гнев на милость, понимая, что гордость тает от любви, и спасла принца от смерти. Калаф обрел долгожданный статус супруга китайской красавицы.

Постановки и роли

Первым персидскую сказку для сцены подготовил драматург из Парижа Лесаж. Комическую оперу «Китайская принцесса» представили публике в 1729 году в Ярмарочном театре в столице Франции. Работа была несколько ущербной, потому что «переводчик» использовал только центральный сюжет – злая принцесса отправляет недалеких женихов один за другим на казнь. Гоцци усложнил характер главного персонажа, вложив в действия Турандот смысл. По сути, девушка вступила в борьбу за равноправие полов.


Пьесу в обработке Шиллера сыграли в начале 19 века в Берлине. Именно этот спектакль вдохновил композитора на создание оперы «Турандот», которая стала завершением творческого пути легендарного музыканта. Шедевр с успехом дебютировал весной 1926 года в Милане.

В оперных постановках по мотивам легенды персидских сказок участвовал даже «король верхнего до». В послужном списке – партия принца Калафа. Кстати, это самая сложная партия в творении Пуччини. Ее сумел осилить муж , который считается лучшим лирико-драматическим тенором современности. В опере «Турандот» артист дебютировал в Мариинском театре в 2016 году.


Драматическая пьеса имеет славную историю на сценах российских театров. С восторгом постановку приняла публика в 1922 году. Режиссер выбрал оригинальную трагикомедию Гоцци с ее импровизацией и изяществом, откинув литературную обработку Шиллера. Во главу угла театральный гений поставил не сюжет, а остроумные современные реплики героев.


Людям, переживающим непростые революционные времена, Евгений Багратионович подарил веселый, легкий праздник. Первыми роли Турандот и Калафа исполнили актеры Цецилия Мансурова и Юрий Завадский. В театре им. Вахтангова пьеса шла (с перерывами) до 2006 года, став эстетическим символом этого храма Мельпомены. И всегда был аншлаг.


Широкую известность получил спектакль Рубена Симонова, где в главных героев «Турандот» перевоплотились и . Постановка 1963 года позже попала на голубые экраны – творческую работу сняло телевидение.

Третье восстановление спектакля пришлось на 1991 год под режиссерством Гария Черняховского. Турандот играли и , а Калафа – Александр Рыщенков и .

Сегодня театралы и поклонники сценического искусства ждут молодого режиссера, который вдохнет в пьесу новую жизнь. , художественный руководитель театра, озвучивал решение о приостановке спектакля:

«Пройдет какое-то время, мы попробуем его вернуть, но я еще не понимаю, как».
  • Значение имени с персидскими корнями Турандот – «дочь Турана».
  • Подступы к театру им. Е. Вахтангова украшает фонтан «Принцесса Турандот». Памятник героине сказки, которая играет роль талисмана театра, создал скульптор Александр Бурганов. Он установлен в 1997 году – в честь 75-летнего юбилея пьесы. Канонический стиль фонтана гармонично вписывается в архитектуру Арбата. Скульптуру облюбовали влюбленные парочки, потому что по вечерам подсветка создает романтичную атмосферу.

  • В Китае опера «Турандот» находилась под запретом. Власти считали, что страна в постановке показана с темной стороны. Запрет пал в 1998 году, когда появилась работа режиссера Чжан Имо «Турандот в запретном городе», ставшая сенсацией в искусстве.
  • В 1991 году в России учредили первую театральную премию «Хрустальная Турандот». Награда, которую не спонсирует государство, предназначена исключительно для московского театрального сообщества. В списке лауреатов премии 2017 года значатся постановки «Мастер и Маргарита» («Студия театрального искусства» Сергея Женовача), «Царь Эдип» (театр им. Вахтангова), «День опричника» (Ленком) и «Аудиенция» (Театр Наций).

Цитаты

«Я не могу себе представить, что могу я стать рабой мужчины!»
«Первая загадочка будет очень простенькая: почему верблюд не ест ваты? Она простенькая, но никто не догадается».
«Мужчины женятся - женщины мужаются».
«Женщина всегда должна быть жидкой, как вода, чтобы принять любую форму, не сгореть от страсти, просочиться в самый малюсенький капилляр, утечь куда глаза глядят в нужный момент, растворить все неприятности, не соединяться никогда с жиром, не быть раздавленной, быть всегда необходимой, добивать, по капле капая на мозги, быть подобной водопаду в любви, иногда быть нудной, как осенний дождь, и нужной, как летний ливень, быть радостной, как фонтан и неотвратимой, как цунами».
«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы в спальню не врывалось!»
«Не меряй, Барах, нежную любовь аршином интереса!»
«Для того, чтобы избавиться от мышей, нужно их всех загнать под шкаф, а потом быстро-быстро отпилить ножки! И все».

Опера - это всегда масштабно, эффектно, красиво. Это мощные голоса, яркие костюмы и, конечно, сильный текст или захватывающий сюжет. В данной статье рассказывается о пьесе "Принцесса Турандот", которая была написана аж в восемнадцатом веке. Также описывается, где и когда появилась опера "Турандот": краткое содержание, история создания, персонажи и многое другое.

Граф Карло Гоцци

Родился будущий автор "Турандот" в 1720 году, в Венеции. Писать начал с небольших поэм и эссе, где критически разбирал все то, что ставилось на сценах Италии того времени. Именно эти критические очерки принесли Гоцци первую известность не только среди специалистов, но и среди широкой публики.

По легенде, первую пьесу Гоцци написал, поспорив с одним из самых известных драматургов своего времени - Карло Гольдони. Суть спора заключалась в том, что пьесу необходимо было написать на самый незамысловатый сюжет и добиться с ней максимально возможного признания. Вскоре после этого спора у Гоцце из-под пера вышла "Любовь к трем апельсинам", с которой драматург не только очень громко заявляет о себе, но и зачинает новый жанр - фьябу, или трагикомическую сказку для театра. Кстати, С. Прокофьев для своей одноименной оперы использовал именно эту пьесу Гоцце.

Помимо Прокофьева, фьябы Гоцце высоко оценивали Гофман, Гете, Островский и многие другие.

Пьеса "Принцесса Турандот" написана в 1762 году и по праву относится к числу лучших творений мастера. В данном произведении нет магических превращений, как было в ранних работах Гоцце, мотив "Принцессы" более реален. За основу автор взял мотивы "Китайской принцессы" Лесажа. С самых первых постановок "Принцесса Турандот" вызвала шквал эмоций и восторженных отзывов критиков той эпохи.

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини называют вторым по величине и значимости в мире оперы, после Джузеппе Верди. Родилась будущая легенда 22 декабря 1858 года в городе Лукке. Попав в Миланскую консерваторию, он пишет оперу "Виллисы", которая привлекла внимание будущих клиентов и покровителей Пуччини.

Опера "Манон Леско", которая была написана в 1893 году, имела просто оглушительный успех. Последующая опера "Богема" принесла автору славу не просто хорошего оперного композитора, но и лучшего. Пуччини творил до самого последнего дня своей жизни, и венцом его творчества стала, к сожалению, незаконченная опера "Турандот".

Опера "Турандот": история создания

Впервые идея о создании этой оперы зародилась у Пуччини в 1919 году. Посмотрев драматический спектакль в театре Макса Рейнгардта, композитор решил создать что-то свое. Выбор пал на сказку Гоцца "Принцесса Турандот".

Работа над оперой продолжалась с лета 1920 до ноября 1924 года, когда Пуччини скончался, так и не закончив произведение. Доделывал работу после смерти старшего товарища его коллега Франко Альфано.

Опера "Турандот" отличается от всего того, что писал композитор раньше. Если ранние работы Пуччини отличались камерностью, то здесь, как отмечали критики позже, композитор ввел массивный звук хоров. Также не исключено, что данное нововведение могло появиться под влиянием еще одного известного композитора - М. Мусоргского.

Опера "Турандот": действующие лица

В опере принимают участие следующие действующие лица:

  • сама принцесса Турандот;
  • ее отец - Альтоум, китайский император;
  • Тимур - свергнутый царь, слепой и нищий;
  • Калаф - сын Тимура, жених и муж Турандот, который выдержал испытания и ответил на загадки;
  • Лиу - рабыня Тимура, которая убивает себя;
  • Пинг, Панг, Понг - служащие при дворце;
  • Мандарин;
  • народ, солдаты.

Авторы либретто к опере

Пока писалась сама опера "Турандот", либретто для нее сочиняли люди, приглашенные и уже известные в музыкальных кругах, - Адами и Симони. Чуть подробнее о каждом:

  • Джузеппе Адами родился в Вероне. Изначально учился на юриста и о занятиях музыкой даже не думал. Но судьба распорядилась иначе, и уже к 1905 году он становится одним из главных либреттистов в музыкальной среде довоенной Европы. Как признавал и сам Джузеппе, слава пришла к нему вместе с работами, которые писал он вместе с Пуччини.
  • Ренато Симони родом был также из Вероны. Очень много писал для сцены, занимался критикой, работал обозревателем в ряде газет и писал об оперной сцене. Первая работа в качестве "соавтора" относится к 1915 году - это опера "Мадам Сан-Жен". Опера "Турандот", в создании которой Симони принимал участие наряду с Пуччини и Адами, была лучшей его работой и по признанию самого Симони, и по оценкам критиков того времени.

События первого действия разворачиваются в Пекине.Толпа окружает императорский дворец. Люди взволнованно слушают указ, который объявляет в том, что дочь императора выйдет замуж за того, кто сможет отгадать три загадки. Неудачника же ждет казнь. Уже множество голов украшают колья, что высятся вокруг дворца, но нет конца смельчакам. Одних притягивает красота императорской дочери, других - несметные богатства, которые пойдут как приданное.

В толпе сбивают с ног немощного слепца, которого сопровождает одна служанка. Ее крики с просьбой о помощи привлекают внимание юного принца одной арабской страны, и он приходит на выручку. В слепце юноша узнает своего отца, которого много лет назад свергли противники власти и выгнали из страны.

На глазах толпы, юноши и его отца еще один претендент вновь не справился с задачей. Его казнят. На балконе стоит принцесса Турандот и наблюдает за всеми событиями свысока. Оный арабский принц бросает на нее взгляд и тут же влюбляется. Он желает участвовать в испытаниях, и никакие отговорки отца не влияют на его мнение. Он влюблен, поэтому будет добиваться руки принцессы. Звучит гонг и нового претендента провожают во дворец.

Во втором действии рассказывается о придворных людях: советнике Пинге, прорицателе Панге и поваре Понге. Все трое мечтают удалиться от дел, уехать из дворца и жить где-нибудь на лоне природы. Но они вынуждены участвовать в кровавых играх своей госпожи.

Показан дворец императора. На троне - принцесса Турандот. Калафа (именно так зовут арабского принца) вводят в зал, и он готов выслушать загадку.

Ненависть и жестокость Турандот объясняется тем, что когда-то давно принцессу из ее рода обесчестил чужеземный завоеватель. Теперь она своим долго считает мстить за позор и больше всего любит наблюдать, как мужчин казнят.

На две загадки дает ответ Калаф. Над третьей же думает долго и глубоко. Турандот уже предвкушает очередную казнь, но арабский принц находит ответ и на последнюю загадку.

Все замерли в испуге - что же будет? Турандот умоляет отца отменить уговор - она не желает выходить замуж за чужеземца. Но воля отца-императора непреклонна: Калаф победил, он должен получить награду. И тут сам арабский принц отказывается от победы, объясняя это тем, что не желает неволить принцессу. А взамен загадывает свою загадку и дает время до восхода солнца.

В начале третьего действия под страхом смерти все жителя города стараются найти ответ на загадку незнакомого всем арабского принца. А загадка эта - отгадать его имя, ведь его никто не знает, кроме слепого отца и невольницы. Сам Калаф бродит по садам, что окружают дворец, и мечтает о браке с Турандот, когда она наконец усмирит свой пыл.

А тем временем люди находят служанку слепого отца и начинают выпытывать имя юноши. Служанка была влюблена в Калафа и не желает его выдавать. Выхватывая кинжал у одного из приближенных принцессы, она закалывает себя. Пораженная таким поступком, Турандот не может понять, отчего же девушка так поступила.

Близится утро, Калаф и Турандот остаются одни. Неожиданно, принц заключает принцессу в свои объятия, а Турандот, желая вырваться, отвечает на его поцелуй. Сердце девушки растоплено. Калаф на ухо раскрывает свое имя принцессе.

Все заканчивается свадьбой и ликованием народа в честь того, что их жестокая принцесса наконец обрела любовь.

Турандот

Дочка императора, а значит - второе лицо в стране. Очень умна и прекрасна лицом, но черства и не знает, что такое любовь. Всегда с удовольствием наблюдает, как происходят казни ее женихов.

Образ девушки очень ярок, тем более нужно учитывать то, что главными героями обычно были мужчины. Время равноправия (в том числе и духовного) было далеко впереди, поэтому решение автора выдвинуть на первый план девушку считалось очень смелым поступком.

Еще задолго до Гоцци имя Турандот мелькало в легендах и сказаниях. На основе именно исторических, а иногда и откровенно легендарных данных, драматург и писал свое произведение. Произведения у Гоцци и у Пуччини значительно отличаются. Если пьеса получилась более исторически точной, стремящейся показать нам эпоху в деталях, то в опере главное внимание направлено исключительно на девушку.

Калаф

Образ юноши, который и смел, и благороден, и умен, далеко не нов. Если рассматривать такое произведение, как опера "Турандот", краткое содержание которого было дано выше, можно заметить, насколько юноша противопоставляется всем остальным. И принцессе, и народу, и дворцовому окружению. Особенно это заметно, когда весь город старается узнать его имя - люди даже доводят до самоубийства служанку.

Калаф - это арабский принц, который вернул престол своему роду. Отца его, как это известно по тексту, выгнали из страны, когда герой был еще взрослеющим юношей, и он ничего не смог сделать. Когда Калаф вырос, он забрал себе престол, но отец пропал без вести. Совершенно случайно, спустя годы, отца с сыном сводит судьба.

Опера на родине и в Европе

Премьера оперы состоялась двадцать пятого апреля 1926 года, на сцене миланского театра "Ла Скала". На премьере дирижер Артуро Тосканини, неожиданно прервав оперу, объявил залу, что "перо выпало из рук мастера" - именно на этом моменте обрывалась опера, которую писал Пуччини.

Все дальнейшие постановки оперы завершались дуэтом и финалом, которые написал по черновикам Пуччини его товарищ Франко Альфано. Хотя эта версия продолжения не является единственной - свой вариант представил в 2002 году Лучано Берио, а также Хао Вейя в 2008.

Начиная с 1927 году, оперу ставят практически во всех крупных городах мира. Например, постановку показывали в Каире, Будапеште, а в 2006 году - в Буэнос-Айресе. Это все указывает на то, что опера Пуччини "Турандот" - одна из самых знаковых в истории оперного искусства.

Опера в России

Опера "Турандот", краткое содержание которой было дано в статье, очень часто ставится и в России. Премьерный показ оперы состоялся в 1928 году, в Бакинском оперном театре. Постановщиком выступил А. Ридель.

С 1931 года пьесу ставят в Большом театре. Она выдержала тридцать девять представлений и была снята с репертуара спустя три года - в 1934.

Вновь оперу ставили в 2002 году, опять же - в Большом театре. Двадцать восьмого января 2017 года состоялась премьера произведения в новом прочтении, в московской "Геликон-опере".

Критика и отзывы

Музыковед Израиль Нестьев отмечает, что в опере "Турандот" Пуччини нарушил свои традиции и вместо камерных сцен и исполнения ввел громкие и мощные оперные номера, которые не только требуют мощных голосов, но и поражают своими размахами.

На премьере первой постановке был Владимир Маяковский, который, весьма пренебрежительно относящийся к музыкальным номерам в общем и к опере в частности, оценил "Турандот".

Заключение

Опера "Турандот", краткое содержание которой было представлено в данной статье, - одно из знаковых произведений не только для Италии, но и для всего мира.

Краткое содержание: "Принцесса Турандот". Карло Гоцци, сказка "Турандот". Спектакль "Принцесса Турандот" (театр Вахтангова) Фабулу сказки «Принцесса Турандот» Карло Гоцци позаимствовал у азербайджанского поэта XII века, писавшего на персидском языке. В 1712 году известный ориенталист Пети де ла Круа издал сборник персидских сказок, где она и была впервые напечатана. Позднее ее можно было встретить в собрании сказок «1001 день» и «Кабинет фей». Именно из этих книг Гоцци брал сюжет для многих своих произведений. Далее в статье читатель сможет найти ее краткое содержание. «Принцесса Турандот» оказалась весьма привлекательным сюжетом, дав жизнь одноименной опере и театральной постановке. Гордая красавица Китайский император Альтоум решает выдать замуж свою дочь - Турандот. О ее красоте ходят легенды, но еще более известна она своим недоверием к сильному полу. Уверенная, что мужчины лживы и неспособны любить по-настоящему, она втайне поклялась никогда не связывать себя узами брака. Чтобы не огорчать отца прямым отказом, она соглашается оповестить весь свет о том, что ищет жениха. Но претендент на ее руку и сердце должен пройти испытание - на заседании Дивана мудрецов принцесса загадает три загадки. Тому, кто не сможет их отгадать, отрубят голову. И только тот, кто даст три верных ответа, сможет повести ее под венец. Несмотря на очевидную жестокость испытания, ко дворцу императора потекли толпы принцев, обуянных жгучей любовью к Турандот. Каждый, кто видел ее портрет, навеки оказывался пронзенным стрелой Амура. Принц-изгнанник В это время в сопредельном царстве происходит другая трагедия: астраханский царь Тимур с женой и сыном Калафом вынуждены бежать из собственного дворца, преследуемые свирепым султаном Хорезмой. Захватив царство Тимура, он приказывает убить его и его семью. Преследуемым удается спрятаться во владениях Альтоума, но жизнь вести им приходится отнюдь не королевскую. Принц Калаф берется за любую черную работу, чтобы прокормить себя и родителей. У ворот Пекина он случайно встречает своего бывшего воспитателя и рассказывает ему эту грустную историю. Когда они проходят мимо дворца императора, Калаф спрашивает у проходящего мимо человека, что за празднество готовится за его стенами. Но тот ответил, что это совсем не радостное событие. Это подготовка к казни очередного принца, не ответившего на вопросы Турандот. Одного взгляда на портрет принцессы Калафу было достаточно, чтобы воспылать к ней жгучей любовью, и он решает тоже попробовать свои силы в этом кровавом состязании. Краткое содержание: принцесса Турандот и ее загадки Как ни уговаривали принца все окружающие, он был непреклонен: или принцесса станет принадлежать ему, или смерть от ее руки. И вот он уже стоит перед ней в зале для заседаний мудрецов. Дочь китайского императора пришла со своими двумя невольницами - Зелимой и Адельмой. Последняя, несмотря на то, что принц не называет себя, тут же его узнает как прислужника во дворце ее отца. С тех самых пор она влюблена в молодого человека и теперь пытается настроить Турандот против Калафа, чтобы заполучить его себе. Но Зелиме он кажется достойнее других претендентов, да и сама принцесса, кажется, более благосклонно смотрит на него. Однако, отгадав все загадки, принц Калаф Турандот привел просто в бешенство. Неизбежное замужество ей совсем не улыбалось. Видя мучения своей возлюбленной, принц предложил новое испытание: угадать его имя. Свадебный королевский кортеж Принцесса Турандот в отчаянии. Как ей узнать имя загадочного человека и выйти победительницей из ловушки, которую она сама себе и расставила? Коварная Адельма обещает ей помочь. Она приходит к принцу ночью и обманом вынуждает его раскрыть свое имя. Наутро Турандот торжественно раскрывает инкогнито принца. Калаф и все прочие убиты горем. Он готовится принять смерть, когда принцесса чудесным образом преображается и падает ему на грудь. Оказывается, она сразу полюбила его, боясь сама себе в этом признаться. Но благородство юноши покорило ее. Император Альтоум на радостях обещал Адельме вернуть ей ее царство, чтобы она не чувствовала себя такой обделенной. Опера Дж. Пуччини: краткое содержание «Принцесса Турандот» жила довольно активной жизнью в течение многих столетий после своего первого появления в сборнике персидских сказок. Немецкий драматург Шиллер написал пьесу с одноименным названием. Согласно романтической традиции, он углубил образ капризной принцессы, превратив комедию Карло Гоцци в драму. Игровое начало притупилось, зато образы стали намного рельефнее и сложнее. В XIX веке итальянский композитор Джакомо Пуччини использовал шиллеровский сюжет «Турандот» для одной из своих самых красивых опер. Либретто к ней составили Д. Адами и Р. Симони. Они несколько видоизменили трактовку этой сказки, превратив ее в настоящий гимн любви. Адельма получила имя Лиу, и в опере ее конец намного трагичнее. Турандот, требуя, чтобы она назвала имя принца, угрожает Лиу смертью, но девушка непреклонна. На вопрос, что дает ей силы сопротивляться, Лиу отвечает: «Любовь» и закалывает себя кинжалом. Пораженная Турандот понимает, что и в ее сердце закрадывается похожее чувство. Заканчивается опера хором, в котором прославляют любовь, жизнь и солнце. Лебединая песня итальянского маэстро «Принцесса Турандот» - опера, которая стоит особняком в творчестве признанного мастера этого жанра. Пуччини в ней отошел от камерности, присущей всем его предшествующим сочинениям. Это его последнее творение, и композитор очень торопился, боясь, что не успеет его закончить. Так оно и получилось - дописывал «Турандот» самый талантливый ученик маэстро Ф. Альфано. До сих пор опера ставится именно в его редакции. Пуччини несколько видоизменил сюжет сказки Гоцци. Например, совсем иную трактовку получил образ Адельмы. Ею стала преданная и любящая Лиу, готовая отдать жизнь ради настоящей любви. Пуччини саккумулировал весь свой композиторский гений, чтобы написать потрясающую по своей красоте музыку. «Пусть никто не спит» - самый яркий ее образец и самая востребованная в репертуаре многих певцов ария. «Турандот» сегодня ставится на ведущих мировых сценах, и можно с уверенностью сказать, что это лучшее произведение Пуччини. Интересные факты об опере Премьерой оперы дирижировал А. Тосканини. В середине третьего действия маэстро внезапно опустил палочку, и музыка смолка. Повернувшись к публике, дирижер сообщил, что именно в этом месте перо композитора прекратило свой бег по нотной бумаге, а с ним остановилось и его сердце. Долгое время спектакль был запрещен к постановке в КНР - считалось, что в нем Китай представлен не в лучшем свете. В 1998 году З. Мета продирижировал, наконец, «Турандот в запретном городе». Постановка обошлась Китаю в 15 миллионов долларов. Редакция Альфано считается не совсем удачной, хотя и является самой исполняемой. Существуют еще две версии: Л. Берио (2001 год) и Хао Вейя (2008 год). Судьбоносная принцесса Удивительно, но эта сказка оказалась лебединой песней не только итальянского композитора. Спектакль «Принцесса Турандот» стал последним, поставленным при жизни великого театрального режиссера Е. Вахтангова. Произошло это в 1922 году в Третьей студии МХТ. По праву он считается лучшим в репертуаре театра. В разные времена в нем играли такие звезды, как Цециилия Мансурова, Марианна Вертинская, Людмила Максакова, Борис Захава, Алексей Жильцов и многие другие. Первыми исполнителями стали Цецилия Мансурова (Турандот) и Юрий Завадский (Калаф). Спектакль «Принцесса Турандот» стал визитной карточкой театра Вахтангова и определил все его дальнейшее развитие. Можно сказать, что эта постановка дала жизнь новой театральной школе, основанной на вахтанговской концепции «театра-праздника» Сказки XX века «Принцесса Турандот» (театр Вахтангова) открыла окно не только в новые театральные отношения. В этой постановке режиссер применил принципы иронической сказки, без которых было бы невозможно появление нового жанра литературной сказки и ее истинного адепта Е. Шварца. В постановке Вахтангова актеры играли не самих персонажей, а актеров венецианской труппы. Получалась своеобразная матрешка. Соперничество между Турандот и Адельмой было одновременно и борьбой двух примадонн за сердце героя-любовника, Калафа. К сожалению, постепенно такая трактовка была утрачена и позднейшие поколения зрителей видели совсем другой спектакль под названием «Принцесса Турандот». Театр Вахтангова был самым посещаемым местом театральной Москвы, свидетели писали, что зрители от восторга забирались на спинки кресел. Ироничные насмешливые тексты интермедий, нарочитая игра с использованием нехитрого реквизита - все это создавало карнавальный праздник на сцене. Намеки и аллюзии Маски актеров можно было трактовать глубоко символично. Недаром театр всегда имел такую остросоциальную направленность. Вспомним гоголевского «Ревизора». В советское время, когда прямо можно было выражать только безудержную любовь к партии, такие иносказательные виды искусства только и могли помочь отвести душу. Император Альтоум без ума от своей дочери - безобидный ласковый старичок. Но в его стране отнюдь не ласковые нравы и довольно жестокие законы. Бессловесные мудрецы Дивана - чиновники, с которых стоит брать пример. Со своей главной задачей - все время согласно кивать - они справляются прекрасно. В этой сказочной стране все прекрасно, все улыбаются и нежно пожимают друг другу руки. Но жить там неуютно и даже страшно. Неудивительно, что этот спектакль имел в свое время просто феноменальный успех. Где можно встретить Турандот сегодня? В 1991 году была учреждена самая престижная театральная премия - «Хрустальная Турандот». Идея о ее создании пришла в голову продюсеру Борису Беленькому. В программном документе местом действия церемонии награждения определена Москва, так как она является театральной вершиной России. Изюминка этой премии заключается в том, что жюри составляется из людей, никак с театром не связанных, - писателей, художников, музыкантов. Оттого она и называется независимой. Многие знаменитые и любимые актеры являются обладателями «Хрустальной Турандот»: И. Чурикова, О. Ефремов, О. Табаков, М. Ульянов и другие. Самая известная сказка К. Гоцци оказалась весьма плодовитой для будущих поколений. Надеемся, эта статья помогла вам узнать ее краткое содержание. «Принцесса Турандот» Пуччини, так же, как и одноименный спектакль, будут вам теперь гораздо понятнее, если вы решите посетить оперу или театр.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры