Балет анюта краткое содержание. Постановки в других городах России

Главная / Любовь

Цена:
2000-10.000 руб.

Стоимость билетов: от 2000руб.

балконы: 2000-5000 руб.
бельэтаж: 3500-7500 руб.
амфитеатр: 8000-10000 руб.
партер: 8000-10000 руб.

В стоимость билета входит его резервирование и доставка.
Точную стоимость билетов и их наличие уточняйте по телефонам с сайта.

Балет «Анюта» написан композитором Валерием Гаврилиным. Сюжет балета основан на рассказе Антона Павловича Чехова «Анна на шее». Спектакль изначально задумывали как телевизионный фильм-балет, в 80-е годы подобные фильмы были очень популярны. Режиссером кинокартины (и ее сценаристом) стал Александр Белинский, а хореографом - Владимир Васильев. Музыку к балету Валерий Гаврилин создавал из отрывков собственных пьес и оркестровых произведений, которые переосмыслил и объединил в одно художественное целое. Музыка великолепно передает атмосферу чеховского рассказа. Впрочем, некоторые изменения в сюжет были добавлены - к примеру, новый персонаж, Студент, возлюбленный Анюты, которого нет в рассказе. Ввод нового персонажа позволил добавить па-де-де в первом акте и эпизод сна Анюты во втором. Эти сцены органично дополняют спектакль, придают ему оттенок нежности и романтики, отсутствующий в чеховском рассказе.

Спустя несколько лет после выхода фильма Владимир Васильев решил перенести балет «Анюта» на театральную сцену. Успех был ошеломляющим, а гарантировало его удачное сочетание многих факторов - блистательные Екатерина Максимова и сам Владимир Васильев в главных партиях, потрясающая музыка Гаврилина, изящная и талантливая хореография Васильева и, конечно, удивительный по своей силе чеховский сюжет. Более двух десятилетий прошло с момента первого показа балета «Анюта», и с каждым годом этот спектакль становится все более популярным, его включают в свой репертуар самые известные театры мира, в том числе, Большой театр.

Для тех, кто приобретет билеты в Большой театр на балет «Анюта», будет рассказана пронзительная история о том, как могут сильно измениться люди под влиянием власти, богатства, роскоши. История о том, как красивая девушка была вынуждена выйти замуж за нелюбимого, но богатого человека, чтобы спасти свою семью от нищеты и голода. Но богач оказался скупердяем и денег ей не давал. Правда, девушка благодаря своей красоте имела успех в свете, и богач решил воспользоваться этим ради своего карьерного продвижения. Так все и получилось, а девушка, Анна, в результате окончательно забыла про своих родных людей, которые погибали в нищете, покинутые и несчастные - отец и два младших брата… Невероятно щемящий душу рассказ, воплощенный прекрасным рисунком танца и великолепной музыкой, заставляет о много задуматься и оставляет после просмотра сильные впечатления.

Либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по рассказу Антона Чехова «Анна на шее»

балет в 2-х действиях на музыку Валерия Гаврилина

Замечательное творение великого русского хореографа и танцовщика Владимира Васильева, балет «Анюта» - сочинение интересной судьбы.
Прежде чем появиться на театральных подмостках, балет, придуманный сценаристом и режиссёром Александром Белинским, в 1982 году вышел на экраны страны в телевизионной версии и сразу тронул сердца миллионов зрителей.
Именно успех фильма-балета в России и Европе заставил Владимира Васильева задуматься о постановке «Анюты» на театральной сцене. Была добавлена музыка, расширены хореографические номера и в 1986 году родился новый балет, обречённый на долгую сценическую жизнь. Поэтому этот балет - первый в истории случай, когда хореографическое произведение перенеслось с экрана на сцену, а не наоборот.
Мировая премьера состоялась 21 января 1986 года в Театр «Сан-Карло» (Неаполь, Италия). В России балет был впервые показан в Москве 31 марта 1986 года на сцене Большого театра.

О спектакле:

Постановка 2008 года.

« Произведения А.П.Чехова всегда привлекали сценаристов и режиссеров театра, кино и телевидения.
Драматургическая точность характеров чеховских героев, многоплановость их поведения, неожиданность действий, красочность языка, точность в передаче атмосферы происходящего, удивительное понимание психологии «маленького человека» помогали многим актерам и режиссерам в создании интереснейших спектаклей.
Однако переносить большую литературу на язык хореографии, точно преобразуя живое слово в условный вид искусства, задача очень сложная.
У больших писателей, вы, при минимальном воображении, всегда почувствуете пластичность образов, представите движение души героев, а, значит, и то, какими они выглядят внешне, и как это внешнее раскрывает их внутренний мир.
Мне всегда казалось, что любое произведение Чехова хореографично. Вопрос заключается только в одном: какую форму передачи избрать, следуя за автором, или, скорее, вместе с ним. Мелодика и ритмика литературного произведения, которую мы, не слыша, ощущаем довольно явственно у больших писателей, на балетной сцене только тогда будет волновать, когда визуальное представление сольётся со слуховым: музыкой, шумами, безмолвными паузами и т.д.
Я это говорю к тому, что представить себе форму выражения человеческой мысли языком хореографии без какого-либо из этих компонентов никогда не мог, а когда услышал музыку Валерия Гаврилина, композитора, выбранного режиссером Александром Белинским для телебалета «Анюта», то тогда и произошло то, что называется импульсом в работе творческого воображения. Мне и сейчас кажется удивительным слияние этих двух художников - художника слова и художника музыки.
В своём подходе к созданию сегодняшнего спектакля мы, творческая группа - композитор, художник, хореограф-постановщик и дирижер - стремились к ясности и простоте изложения известного рассказа А.Чехова «Анна на шее». Средства, которые мы избрали, новыми в области классического танца не назовешь. Скорее это поиски уходящих в прошлое замечательных форм балетного спектакля. Здесь есть лирика, романтика, гротеск, комедийность, драматизм и трагизм ситуаций и положений» .

Владимир Васильев
балетмейстер-постановщик, народный артист СССР и РФ, лауреат Государственных премий

Краткое содержание

После смерти жены учитель провинциального городка Петр Леонтьевич остаётся с тремя детьми: взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.
Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.
Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь тем самым вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.
Анюта расстаётся со своей первой любовью - бедным студентом - и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала - мираж; муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.
Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин.
Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам Его Сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы всё сделать для того, чтобы угодить ей. От успеха, такого неожиданного и скоропалительного, у Анюты кружится голова.
Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют её забыть обо всем: о ненавистном, тупом и глупом, как ей кажется, муже, о спивающемся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, о недавно еще любимом студенте. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из достоинств своей жены, и поощряет «амуры» супруги.
Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.
Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.

Орден Святой Анны
Орден был учрежден в 1736 году Карлом Фридрихом в память умершей восемь лет назад жены Анны Петровны, русской царевны, приходившейся дочерью Петру I. По Установлению о Российских Орденах императора Павла I от 5 апреля 1797 года орден Святой Анны стал именоваться российским орденом и был разделен на три степени. В 1815 году для ордена была учреждена четвертая степень. Девиз ордена - «Любящим Правду, Благочестие, Верность». Орденом награждали как за военные, так и за гражданские заслуги.
«Анна на шее» - так называли в быту орден Анны II степени. Этот орден не низок и не высок. Его мог получить чиновник средней руки за долгую службу, особенно если к нему благоволило начальство.

Действие первое

1-я картина . Интерьер церкви. Отпевание матери Анюты. Чиновники, горожане, Петр Леонтьевич, Анюта, Петя и Андрюша, священник, служка.
2-я картина. Комната Петра Леонтьевича. Тоска. Воспоминание о былом счастье.
3-я картина. Бульвар провинциального городка. Осень. Горожане, мелкопоместные дворяне, чиновники, офицеры, Артынов, студент, молоденькая девушка, Анюта, Петр Леонтьевич, Петя и Андрюша, Модест Алексеевич.
Ежедневные прогулки с интригами, сплетнями, пересудами и внешней респектабельностью. Предложение руки и сердца.
4-я картина. Департамент. Модест Алексеевич и его подчиненные. Его Сиятельство. Бумажная волокита, гимн бюрократии.
5-я картина. Опустевший бульвар. Вечер. Шарманщик, его жена, дворник, Петр Леонтьевич, слушающий с умилением мелодию ушедшей молодости. Студент, Анюта. Прощание со студентом.
6-я картина. Бульвар. «Веселье во хмелю». Цыганки. Кумушки. Чиновники, молодые горожанки. Свадебное шествие: Модест Алексеевич, Анюта. Петя, Андрюша, Петр Леонтьевич, Артынов, офицеры. Унылая процессия на фоне смеха и веселья.
7-я картина. Комната в доме Модеста Алексеевича. Отчаяние и безысходность Анюты. Размышления Модеста Алексеевича. Приход Петра Леонтьевича с детьми. Радость Анюты. Отход ко сну.
8-я картина. Ночь. Сон Модеста. Орден. Странные видения. Модест Алексеевич, Анюта, чиновники.
9-я картина. Утро. Пробуждение. Сюрприз для Анны.

Действие второе

10-я картина. Бал в дворянском собрании. Жарко. Шумно. Весело. Вальс с Артыновым. Цыганский танец. Тарантелла. Внимание Его Сиятельства. Пересуды. Пьяный Петр Леонтьевич. Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем. Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Петр Леонтьевич.
11-я картина. Комната в доме Модеста Алексеевича. Возвращение с бала. Сон Анюты. Воспоминания о прежней любви. Пробуждение. Визитеры: офицеры, чиновники, Артынов, Его Сиятельство. Награждение Модеста Алексеевича орденом Святой Анны.
12-я картина. Вариация Модеста. Свершилось!
13-я картина. Департамент. Поздравления подчиненных. Гимн раболепству.
14-я картина. Вечер. Комната Петра Леонтьевича. Вынос имущества. В последний раз любимая мелодия молодости на стареньком фортепиано. Судебный исполнитель, грузчики, Петр Леонтьевич, Петя, Андрюша.
15-я картина. Бульвар. Каток. Предновогодняя ночь. Сухо. Морозно. Весело. Шумно. Возбужденная Анюта. Офицеры, Артынов, Его Сиятельство вьются вокруг Анюты. Студент с молодой девушкой. Катающаяся молодежь. Прогуливающиеся горожане. Шумная толпа вслед за Анютой покидает каток. Лед пустеет. Появляется Петр Леонтьевич с детьми. Мимо них проносятся в праздничном веселье горожане, Артынов, офицеры, Его Сиятельство, Модест Алексеевич… и Анна, их милая Анюта…

Интервью с Владимиром Васильевым

«Российская газета» - Федеральный выпуск №4573 26.01.2008
Текст: Геннадий Литвинцев

В Воронежском театре оперы и балета прошла премьера «Анюты» в постановке Владимира Васильева. Знаменитый танцовщик и хореограф не только представил свой спектакль, но и станцевал в нем. Накануне премьеры артист ответил на вопросы «Российской газеты».
Российская газета: Балет на музыку Валерия Гаврилина неразрывно связан в вашим именем режиссера и танцовщика. Почему вы выбрали для новой постановки «Анюты» воронежский театр?
Владимир Васильев: Вообще-то не я выбирал театр, а меня выбирали. В Воронеж пригласили сначала поставить «Золушку», ее премьера состоялась чуть больше года назад. Почему меня? Наверное, когда-то видели мою «Золушку» в Кремлевском театре, захотелось возродить спектакль, за что я благодарен. «Анюту» в нашей стране благодаря телевидению вообще посмотрели миллионы, она и создавалась в 1982 году режиссером Александром Белинским и мною в виде телеспектакля. В 1986 году на его основе я решился поставить двухактный балет - сначала в неаполитанском театре Сан-Карло, а спустя полгода в Большом. Неаполитанская «Анюта» получила в Италии приз как лучший музыкальный спектакль. А всего этот балет шел в свое время на восьми различных сценах России и мира. И вот постановка в Воронеже, спустя двадцать лет. Как говорится, дважды в одну воду не войдешь. Ведь тот спектакль ставился для конкретных исполнителей - Екатерины Максимовой, Гали Абайдулова...
РГ: Владимира Васильева...
Васильев: Да нет, то, что я станцевал отца Анюты Петра Леонтьевича, вышло совершенно случайно - долго не мог подобрать артиста для этой партии, в общем-то весьма необычной для классического балета. Потом взял и решил: «Да что мучиться, сам и станцую!» В этом особенность «Анюты» - без актерского начала сделать ее невозможно. Так вот, с другими артистами рождается и другой спектакль, многое зависит от их индивидуальности. Да и сам, возвращаясь вроде бы к давно освоенному материалу, всякий раз нахожу что-то новое, тот или иной повод для переосмысления. Но осталось главное: несмотря на условность языка балета, зритель, как и прежде, должен увидеть точное отражение чеховских фраз, описаний, диалогов. Интонация чеховская должна сохраниться. Спектакль не сложен своими техническими приемами, в нем главное - лирическое настроение, нюансы и полутона гаврилинской музыки.
РГ: Нет ли у вас ощущения, что аудитория высокого искусства в наши дни резко сузилась? Сейчас классический балет, как и опера, творятся для избранных, а «масса» отдается примитивной попсе.
Васильев: К сожалению, коммерциализация проникла не только на эстраду, но и в театры. Современный танец даже и технически много проще, легче классического. Соблазн быстрого успеха, легких денег губителен. Этому можно противопоставить только личный выбор каждого, кто считает себя мастером или просто профессионалом - не участвовать в профанации искусства, утверждать Красоту и Добро с большой буквы. А цинизм и торжество пошлости временны, это уже проходит, молодежь начинает отворачиваться от подделок. Традиции русского балета становятся все востребованнее.

Действие I

После смерти жены учитель провинциального городка Петр Леонтьевич остается с тремя детьми — взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.

Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой. Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.

Анюта расстается со своей первой любовью - бедным студентом и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала, - мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.


Действие II

Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова.

Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, спивающемся отце, несчастных братьях, живущих впроголодь, недавно еще любимом студенте. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги.

Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.

Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.

Распечатать

Анюта: Анна Анюта (фильм, 1982) Анюта (балет) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответс … Википедия

Анюта (фильм, 1982) - У этого термина существуют и другие значения, см. Анюта. Анюта … Википедия

Анюта (фильм - Анюта (фильм, 1982) Анюта Жанр Фильм балет Режиссёр А. Белинский, В. Васильев В главных ролях Е. Максимова, В. Васильев, Г. Абайдулов … Википедия

АНЮТА (1982) - АНЮТА, СССР, Ленфильм, 1982, цв., 71 мин. Фильм балет. По мотивам рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». В ролях: Екатерина Максимова (см. МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна), Владимир Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович), Гали Абайдулов (см.… … Энциклопедия кино

Балет - (франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва, передающий содержание в танцевально муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16 19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

АНЮТА - 1982, 71 мин., цв., тво. жанр: фильм балет. реж. Александр Белинский, Владимир Васильев, сц. Александр Белинский (по мотивам рассказа Антона Чехова “Анна на шее”), опер. Генрих Маранджян, худ. Белла Маневич, комп. Валерий Гаврилин, зв. Эдуард … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

БАЛЕТ И ТАНЕЦ - в кино. Первые попытки зафиксировать танец на плёнке были сделаны на заре кинематографа. Ещё в 1894 Т. А. Эдисон снял на кинетоскопе фильм «Танец змеи», а в 1899 Ж. Мельес запечатлел фрагмент из балета «Золушка». Попытки включить танец в… … Кино: Энциклопедический словарь

Фильм-балет - Фильм балет это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической… … Википедия

Телевизионный балет - (телебалет) жанр телевизионного искусства, представляющий собой синтез достижений современной хореографии и выразительных средств телевидения; является разновидностью телевизионного спектакля. Содержание 1 История жанра … Википедия

Анна - Анна: Анна женское имя. Значение имени благодать. Анна день русского календаря, отмечаемый 9 (22) декабря. Содержание 1 В Библии 2 Персоналии … Википедия

Книги

  • Великая литература на великой балетной сцене. Большой театр. 21 век , Фетисова Елена Васильевна. В настоящем фотоальбоме представлены четыре балета из современного репертуара Большого театра, вдохновленные литературной классикой, -`Анюта`,`Онегин`,`Укрощение строптивой`,`Герой нашего… Купить за 2135 грн (только Украина)
  • Великая литература на великой балетной сцене Большой театр 21 век , Фетисова Е.. В настоящем фотоальбоме представлены четыре балета из современного репертуара Большого театра, вдохновленные литературной классикой, - "Анюта", "Онегин", "Укрощение строптивой", "Герой нашего…





Балетмейстер-постановщик
Дирижер-постановщик
Художник-постановщик (Москва),
Художник по костюмам
Художник по свету – Ильдар Бедердинов (Москва).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое

Действие второе

Балет по Чехову
Армен АРУТЮНОВ
"Новая Газета в Поволжье"

Легкость необыкновенная
Олеся ТЕР-ОСИПЬЯН


Маргарита ПРАСКОВЬИНА



Он все может
Маргарита ПРАСКОВЬИНА


Мария КОЛЕСНИКОВА

Владимир Васильев разменял восьмой десяток на сцене самарского оперного театра
Марина БАРКОВА
"Комсомольская правда в Самаре" 20.04.2011

Сегодня в Самаре состоится премьера балета "Анюта"
Наталья РОМАНОВА
Информационно-аналитический портал "РегионСамара.ру" 22.04.2011

Музыка из чеховской прозы
Маша ДИЦ, Андрей ЦЕДРИК. Фото Андрея САВЕЛЬЕВА
"Волжская Коммуна" 13.04.2011

Обворожительная «Анюта»
Андрей ЦЕДРИК. Фото Владимира КОТМИШЕВА
"Волжская Коммуна" 22.04.2011

Афиша выходного дня
"ГТРК Самара" 22.04.2011

Владимир Васильев выйдет на самарскую сцену 22 апреля
Алёна Платова
!Самарское губернское телевидение" 13.04.2011

Сегодня в самарском оперном театре большая премьера
"ГТРК Самара" 22.04.2011

Талант и поклонники
Маша ДИЦ, Данила ТЕЛЕГИН. Фото Владимира КОТМИШЕВА
"Волжская Коммуна" 20.04.2011

Премьера балета «Анюта» в Самаре
Телерадиокомпания "ТЕРРА" 08.04.2011

Сегодня состоится творческая встреча с народным артистом России Владимиром Васильевым
www.samaratoday.ru 19.04.2011

Гости Самарского оперного театра пообщаются с артистом Владимиром Васильевым
Георгий ПОРТНОВ. Фото: www.voronezh.ru
Информационный портал "САМАРА. ВОЛГА НЬЮС" 12.04.2011

Виктор Куликов: "У самарского театра большие перспективы"
Влад ЛУГОШИН, Андрей ЦЕДРИК. Фото Владимира КОТМИШЕВА
"Волжская Коммуна" 11.04.2011

По Чехову
Маша ДИЦ. Фото: www.1tv.ru
"Волжская Коммуна" 23.03.2011

Самарский театр оперы и балета готовит очередную премьеру
Информационно-аналитический портал "РегионСамара.ру" 24.03.2011

Балет в 2-х действиях "Анюта"
www.city.samara.ru

Самарские театралы ждут "Анюту"
www.samaragis.ru 12.04.2011

Анюта. Премьера
www.freetime63.ru
В Оперном театре готовят новую премьеру - балет "Анюта"
www.newsf.ru 23.03.2011

В ожидании новой премьеры от самарской оперы
Анастасия ИЗЮМСКАЯ
www.samara24.ru

Анюта,
Петр Леонтьевич,
Модест Алексеевич,
Артынов,
Студент,
Его сиятельство,
Два офицера,
Три цыганки,
Студентка,
Девушка на балу,
Четыре щеголя,
Писарь,
Шарманщик,
Дворник,
Шарманщица,
Гувернантка,
Братья Анюты,
Барышни, кавалеры, чиновники, девушки на балу.

Жанр: Балет

Название: Анюта

Продолжительность: 2 часа

Количество действий: 2

Возраст: 12 +

О спектакле Действующие лица

На музыку Валерия Гаврилина (1939-1999).

По рассказу А.П. Чехова «Анна на шее».

Рождению фильма-балета «Анюта» (1982) послужила не литературная основа – рассказ Чехова, а музыка – вальс композитора Гаврилина, однажды случайно услышанный режиссером Александром Белинским и предложенный им хореографу Владимиру Васильеву в качестве музыкального номера.
Музыку балета постановщики составили из разрозненных фрагментов крупных сочинений Валерия Гаврилина и его отдельных пьес, которым придал стилистическое единство оркестровавший партитуру дирижер Станислав Горковенко. Вальс, впоследствии названный создателями балета «чеховским», звучал прежде в телеспектакле Белинского «Театральная история» (1976). Тема чиновников возникла из фрагмента «Государственная машина» оратории Гаврилина «Скоморохи» (1967). Знаменитая тарантелла – не что иное, как оркестрованная французская песенка из альбома фортепианных пьес. В истории балета это был один из редких случаев, когда музыка, не предназначавшаяся для сцены, стала теперь неотделима от спектакля.
В процессе съемок телебалета Владимир Васильев выступил и как хореограф, и как сорежиссер (совместно с Александром Белинским), и как исполнитель роли отца Анюты – Петра Леонтьевича. Партия Анюты предназначалась специально для Екатерины Максимовой. Великая балерина, отличавшаяся удивительной естественностью, правдивостью, грациозностью и обаянием, в этом телебалете создала многомерный образ молодой женщины, сочетающей в себе трогательную искренность и лукавство, простодушие и беспечность.
Екатерина Максимова по-своему трактовала чеховскую героиню, не оправдывая и не обвиняя её. Анюта тянется к празднику, ей хочется веселья, – и она принимает кажущееся за подлинное, мишуру – за настоящее счастье. Лишь в минуту внезапного прозрения она осознаёт безысходность своего положения и снова стремится забыться в упоительном танце.
После выхода на экраны телебалет «Анюта» был показан не только в СССР, но и за рубежом. Он получил приз «Интервидения» на Международном фестивале телефильмов «Золотая Прага» (1982) и Большой приз конкурса музыкальных фильмов на X Всесоюзном фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983).
В 1986 году по предложению дирекции неаполитанского театра Сан-Карло Владимир Васильев создал на основе телебалета самостоятельный двухактный спектакль. Премьера в Сан-Карло имела грандиозный успех: «Анюта» получила премию года как лучший спектакль в Италии. Вскоре после этого балет был поставлен в Москве, в Большом театре, и также отмечен наградой как лучший спектакль по Чехову. С тех пор эта постановка объехала практически весь мир.


Балетмейстер-постановщик – народный артист России, народный артист СССР, лауреат премии «Золотая Маска» (Москва),
Дирижер-постановщик – лауреат международных конкурсов Виктор Куликов,
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России (Москва),
Художник по костюмам – заслуженный деятель искусств России Рафаил Вольский (Москва),
Художник по свету – Ильдар Бедердинов (Москва).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое

После смерти жены учитель провинциального городка Пётр Леонтьевич остаётся с тремя детьми – взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.

Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Пётр Леонтьевич всё чаще прикладывается к графину с водкой.

Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной, полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.

Анюта расстаётся со своей первой любовью – бедным студентом и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что блага, на которые она рассчитывала, – мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.

Действие второе

Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам Его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы всё сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова.

Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, о спивающемся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, и о недавно еще любимом студенте.

Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги. Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.

Пётр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.

Балет по Чехову
Армен АРУТЮНОВ
"Новая Газета в Поволжье"

Легкость необыкновенная
Олеся ТЕР-ОСИПЬЯН
"Самарское обозрение" 28.04.2011

Нехорошая Анна, но прекрасная "Анюта"
Маргарита ПРАСКОВЬИНА
"Самарская газета" 27.04.2011

Чеховская Анюта обрела новый дом
Валерий ИВАНОВ. Фото Юрия СТРЕЛЬЦА
"Самарские известия" 27.04.2011

Он все может
Маргарита ПРАСКОВЬИНА
"Самарская газета" 21.04.2011

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры