Балет жизель краткое содержание губернские. Жизель, или вилисы

Главная / Любовь

А. Адан балет «Жизель»

В основе произведения «Жизель» Адольфа Адана лежит древняя славянская легенда о виллисах - погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Отныне они вынуждены мстить за себя, по ночам убивая молодых мужчин, увлекая их в свои танцы.

Сам спектакль - это немного измененная и дополненная фантастическая история, над сюжетом которой трудилось три либреттиста.

Краткое содержание балета Адана «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

крестьянская девушка
Альберт граф
Ганс лесничий
Мирта королева виллис
Берта мать Жизели
Вилфрид оруженосец Альберта
Батильда леди, обрученная с Альбертом
Герцог отец Батильды


Краткое содержание «Жизели»


В сюжете балета «Жизель» показана нежная и вместе с тем мистическая история о молодой и наивной девушке, которая любит всем сердцем и уверена в ответных чувствах своего избранника Альберта. Но ее поклонник лесничий, открывает обман её возлюбленного, в результате чего она теряет рассудок и умирает, не выдержав предательства.

Теперь Жизель не простая крестьянская девушка, а мстительная и жестокая, как и все виллисы, к которым она присоединяется. Первым, кого они покарали стал Лесничий, пришедший на могилу Жизель. Следующий на это место явился граф Альберт, но душа девушки все еще нежно и преданно любящая его, защищает возлюбленного от мстительных виллис, спасая от гибели. С рассветом исчезают тени всех девушек и самой Жизель, оставляя лишь глубокий след в душе и памяти Альберта, как вечное сожаление о потерянной любви, которая сильнее смерти.

Фото :





Интересные факты

  • Столь популярный спектакль, который исследовали многие деятели искусства, продолжает хранить в себе множество неясностей и недомолвок. Что означают четыре удара часов, почему Ганс и Альберт отправились на кладбище ночью, что связывало князя и мать Жизель?
  • А что вы знаете о композиторе Адольфе Адане, который написал легендарный балет? Он был жизнерадостным и разносторонне развитым человеком, исследователи любят упоминать в своих работах о том, что он дрессировал свою лягушку, живущую у него на столе в банке и задорно прыгающую под аккомпанемент.
  • Посетив Петербург и получив приглашение от императора на должность придворного композитора с шикарным жалованием, А. Адан поспешил отказаться, сочтя нашу страну варварской, наполненной «дикими традициями». А свой балет, принесший ему мировое признание, он написал всего за десять дней работы.
  • В первой постановке «Жизель» (1841) танец и мимика занимали практически одинаковые доли в представлении. Для передачи эмоций пантомимой танцорам приходилось обладать немалым актёрским мастерством. Впоследствии танцу стали отдавать ведущую роль в раскрытии сюжета.
  • Название спектакля и имя главной героини происходит от германского слова «gisil», означающего «заклад», «залог».
  • Сразу после премьеры балета прическа с пробором по центру, которую носила главная героиня, стала настоящим хитом среди парижских модниц.
  • Примечательно, что первое время знаменитый балетмейстер Жюль Перро работал с исполнительницей Жизель (своей женой) украдкой, но постепенно его стали привлекать все больше и больше для работы над спектаклем. В результате, вся главная партия была полностью разработана только им.
  • После оглушительного успеха балета во время премьеры, гонорар Карлотте Гризи, исполнительницы главной партии, был сразу же повышен.


  • На премьере балета «Жизель» имя Жюля Перро не было указано в афише, и о его огромной роли в постановке хореографии знали только некоторые люди, связанные с созданием балета.
  • Один из авторов либретто – Теофиль Готье был в родственных связях с первой исполнительницей партии Жизели – Карлоттой Гризи. Он был женат на ее старшей сестре Эрнесте.
  • Примечательно, что в начале XX века западное балетное искусство практически пришло в упадок и «Жизель» сохранился только благодаря русской сцене. Именно версия М. Петипа , которую успешно исполнили в 1910 году во время «Русских сезонов за границей», смогла возобновить интерес к балету на родине.
  • Мало где упоминается тот факт, что музыка превращения Жизели принадлежит Минкусу. Также композитор Пуни является автором женской вариации, во вставном Па-де-де.

История создания «Жизели»


В 1840 году Адольф Адан прибыл обратно в Париж из своей поездки в Санкт-Петербург. В Россию он отправился за танцовщицей Марией Тальони. Специально для нее композитор написал балет «Морской разбойник», а уже в Париже приступил к новому спектаклю «Жизель».

В его основу легла одна древняя легенда о виллисах, которую воссоздал Генрих Гейне в своей книге «О Германии». Известно, что основным автором либретто считается французский поэт Теофиль Готье. Его еще называют критиком романтической школы. Помимо увлечения литературой, его второй страстью были путешествия по всему миру. Он даже побывал в России, после чего написал «Путешествие в Россию» и «Сокровища русского искусства». Кроме того, его романтический стиль нашел применение в замечательных балетных сценариях. Исследователи его творчества замечают, что особой популярностью сюжеты по мотивам его произведений пользовались в России.

Работая над балетом «Жизель», Готье предложил изменить легенду, перенеся действия в другую страну, сменив титулы, имена и обычаи. Так, все действие теперь происходит в Тюрингии, а главный герой Альберт стал герцогом Силезским (позднее графом). Отец Батильды теперь стал князем (позже в герцогом Курляндским). Кроме Готье, над спектаклем работали еще и либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж, и Жан Коралли (балетмейстер). Примечательно, что либреттисты придумали наиболее подходящий сюжет всего за три дня. Кроме того, в работе надо балетом активно участвовал Жюль Жозеф Перро – талантливейший танцовщик. Существует версия, что он познакомился в Италии с Карлоттой Гризи, будущей звездой балета. Именно для нее он и придумал позже партию Жизели.

Постановки

Премьера спектакля успешно прошла в июне 1841 года в Королевской академии музыки. Партию Жизель исполняла Карлотта Гризи, в роли Альберта выступил Люсьен Петипа. Жан Коралли также принял участие в этой постановке, исполнив роль Илариона.

Декорации были мастерски оформлены Пьером Люк-Шарлем Сисери. Публика очень восторженно встретила спектакль. Театральные критики неустанно хвалили в своих рецензиях композитора, постановщиков, исполнителей и либреттистов. В пользу несомненного успеха спектакля говорит и тот факт, что еще целый месяц на сцене Парижской Оперы ставилась лишь «Жизель». Так, за один только год было 26 представлений. Первая редакция просуществовала на сцене 18 лет, и за это время балет был исполнен 150 раз.

Следующая постановка прошла в Великобритании, куда отправилась Карлотта Гризи вслед за супругом Жюлем Перро. Причем в этой версии, они уже выступали вместе и на афише его имя было указано, как постановщика спектакля. После этого балет неоднократно с огромным успехом ставился на различных мировых сценах: Австрия, Италия, Дания и конечно же, Россия.

Впервые русская публика оценила по достоинству этот шедевр в декабре 1842 году на сцене Большого Каменного театра, под руководством Антуана Титюса. Уже в 1943 году П. Дидье осуществил эту постановку в московском Большом театре. Еще одна замечательная редакция балета была осуществлена Мариусом Петипа в Мариинском театре. После этого многие другие хореографы обращались к этому балету и с успехом ставили в различных театрах. Интересно, что в советское время от балетмейстеров потребовали изменить сюжет. Идеологом не понравилось то, что обычная девушка воспылала чувствами к аристократу и потребовали, чтобы на его месте оказался лесничий Ганс. А некоторые деятели и вовсе требовали исключить балет из репертуара, так как это не советский балет и он пропагандирует не совсем этичные вещи. Однако несмотря на это все, спектакль удержался на сцене.


Среди оригинальных постановок выделяется работа Матса Эка в 1982 году, где в роли Жизель предстала Ана Лагуна. В этой версии все второе действие перенесено в психиатрическую лечебницу. Этот шведский хореограф давно славится именно необычными постановками классических сюжетов. Достаточно вспомнить, что в «Лебедином озере » у него еле ходят лысые птицы, а Аврора из «Спящей красавицы » и вовсе засыпает из-за злоупотребления запрещенными препаратами. В «Жизели» первый акт практически не отходит от первоначальной версии, вот только главная героиня не умирает, а начинает буянить и жители ее пытаются успокоить, прижав острыми вилами к земле. После она оказывается в психиатрической лечебнице. Получается, что эта Жизель спасает своего любимого вовсе не от виллис, а от разбуянившихся психов.


Примечательно, что этот спектакль был экранизирован в этом же году. Помимо этой версии, существует и ряд других кинолент. Так, в 1969 году балет был экранизирован американским режиссером Хьюго Ниблингом, балетмейстером выступил Дэвид Блэр. Художественный фильм Эмиля Лотяну «Анна Павлова», где в главной роли выступила Галина Беляева, был снят в 1983 году. Кроме того, такой интересный сюжет привлек и режиссера Гербетта Росса, создавшего ленту «Танцовщики» в 1987 году; Алексея Учителя, который является автором картины «Мания Жизели», снятой в 1996 году. В этой версии рассказывается о жизни великой танцовщицы Ольги Спесивцевой. В фильме есть небольшой отрывок из первого акта, где показана сцена сумасшествия Жизели. Также эта картина интересна тем, что в ней есть уникальные кадры датируемые 1932 годом из «Жизели» с Ольгой Спесивцевой и Антоном Долиным в главных ролях.

В октябре 2015 года публика в Израиле смогла оценить по достоинству гениальную задумку хореографа Михаила Лавровского. В его «Жизели» все происходящее на сцене было выполнено по классическому образцу, а вот сами декорации были в 3D формате, что привело весь зрительный зал в восторг. Специальная конструкция из пяти экранов позволила менять пространство, раскрыть невероятную историю на сцене и подчеркнуть ее фантастичность.

Пожалуй, к совершенно необычным постановкам можно отнести уникальный в своем роде проект Марии Соколовой. Его суть в том, что каждый желающий, который знаком с азами балетной хореографии, может поучаствовать в постановке классического спектакля. В конце 2016 года на сцене Московского театра будет показан балет «Жизель».

Этот балет уникален в своем роде. В центре спектакля оказывается повествование о большой и невероятно красивой душе крестьянской девушки, которая противопоставлена эгоистичному аристократу. Лишь позже основная идея меняется и выходит на первый план месть. При этом музыкальный текст балета нельзя назвать просто аккомпанементом к танцам. Он заметно выделяется своей одухотворенностью и характерностью. Все образы героев и их внутренний мир получили очень тонкое воплощение в романтическом танце балета. Кроме того, необычайно богатое содержание спектакля, великолепная идея и яркие образы позволили ему стать одним из самых известных и любимых балетов на протяжении вот уже более ста семидесяти лет. Предлагаем вам прямо сейчас оценить его по достоинству и посмотреть «» в великолепной постановке и отличном качестве.

Видео: смотреть балет «Жизель» Адана

Балет "Жизель" - краткое содержание. Либретто Двухактный балет «Жизель» - это фантастическая история, созданная тремя либреттистами - Анри де Сен-Жоржем, Теофилем Готье, Жаном Коралли и композитором Адольфом Аданом по легенде, которую пересказал Генрих Гейне. Как создавался бессмертный шедевр

Парижская публика увидела балет «Жизель» в 1841 году. Это была эпоха романтизма, кода в танцевальные постановки было принято включать элементы фольклора и мифов. Музыку к балету написал композитор Адольф Адан. Одним из авторов либретто балета «Жизель» стал Теофиль Готье. Вместе с ним над либретто балета «Жизель» работали также известный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли, который занимался постановкой спектакля. Балет «Жизель» не теряет своей популярности по сей день. Русская публика впервые увидела эту историю о трагической любви в 1884 году в Мариинском театре, но с некоторыми коррективами, внесёнными в постановку Мариусом Петипа для балерины М. Горшенковой, исполнявшей партию Жизели, которую затем сменила великая Анна Павлова. В этом спектакле для балерины важно не только хореографическое мастерство, но и драматический талант, способность к перевоплощению, поскольку главная героиня в первом акте предстаёт наивной девушкой, затем превращается в страдающую, а во втором акте становится призраком. Либретто балета «Жизель» В свою книгу «О Германии» Генрих Гейне вписал старинную славянскую легенду о вилисах – девушках, которые погибли от несчастной любви и по ночам встают из своих могил, чтобы губить бредущих в ночи молодых мужчин, таким образом они мстят за свои загубленные жизни. Именно эта легенда и стала основой для либретто балета «Жизель». Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись. Т. Готье – основной разработчик либретто, он переработал славянскую легенду под спектакль «Жизель» (балет). Содержание постановки уводит зрителя от места, где возник этот миф. Все события либреттист перенёс в Тюрингию. Персонажи постановки Главная героиня – девушка-крестьянка Жизель, Альберт – её возлюбленный. Лесничий Илларион (в российских постановках Ганс). Берта – мать Жизели. Невеста Альберта – Батильда. Вильфрид – оруженосец, Повелительница вилис - Мирта. Среди персонажей - крестьяне, придворные, слуги, охотники, вилисы.

Т. Готье решил придать древнему мифу характер космополитический, и с его лёгкой руки страны, обычаи и титулы, которых нет в оригинальной истории, были включены в «Жизель» (балет). Содержание было скорректировано, вследствие чего были немного изменены и персонажи. Главного героя Альберта автор либретто сделал герцогом Силезским, а отец его невесты стал герцогом Курляндским. 1 действие Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6 События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс – возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность. Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13 Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника. Ганс демонстрирует Жизели шпагу Альберта. Раскрывается правда о том, что Альберт герцог и у него есть невеста. Девушка обманута, она не верит в любовь Альберта. Сердце её не выдерживает и она умирает. Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать. 2 действие Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6 из 2 акта После смерти Жизель превратилась в вилису. Ганс, мучимый угрызениями совести и чувствующий свою вину за гибель Жизели, приходит к её могиле, вилисы замечают его, кружат в своём хороводе и он падает замертво.

Двухактный балет «Жизель» - это фантастическая история, созданная тремя либреттистами - Анри де Сен-Жоржем, Теофилем Готье, Жаном Коралли и композитором Адольфом Аданом по легенде, которую пересказал Генрих Гейне.

Как создавался бессмертный шедевр?

Парижская публика увидела балет «Жизель» в 1841 году. Это была эпоха романтизма, кода в танцевальные постановки было принято включать элементы фольклора и мифов. Музыку к балету написал композитор Адольф Адан. Одним из авторов либретто балета «Жизель» стал Вместе с ним над либретто балета «Жизель» работали также известный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли, который занимался постановкой спектакля. Балет «Жизель» не теряет своей популярности по сей день. Русская публика впервые увидела эту историю о трагической любви в 1884 году в Мариинском театре, но с некоторыми коррективами, внесёнными в постановку Мариусом Петипа для балерины М. Горшенковой, исполнявшей партию Жизели, которую затем сменила великая В этом спектакле для балерины важно не только хореографическое мастерство, но и драматический талант, способность к перевоплощению, поскольку главная героиня в первом акте предстаёт наивной девушкой, затем превращается в страдающую, а во втором акте становится призраком.

Либретто балета «Жизель»

В свою книгу «О Германии» Генрих Гейне вписал старинную славянскую легенду о вилисах - девушках, которые погибли от и по ночам встают из своих могил, чтобы губить бредущих в ночи молодых мужчин, таким образом они мстят за свои загубленные жизни. Именно эта легенда и стала основой для либретто балета «Жизель». Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись.

Т. Готье - основной разработчик либретто, он переработал славянскую легенду под спектакль «Жизель» (балет). Содержание постановки уводит зрителя от места, где возник этот миф. Все события либреттист перенёс в Тюрингию.

Персонажи постановки

Главная героиня - девушка-крестьянка Жизель, Альберт - её возлюбленный. Лесничий Илларион (в российских постановках Ганс). Берта - мать Жизели. Невеста Альберта - Батильда. Вильфрид - оруженосец, Повелительница вилис - Мирта. Среди персонажей - крестьяне, придворные, слуги, охотники, вилисы.

Т. Готье решил придать древнему мифу характер космополитический, и с его лёгкой руки страны, обычаи и титулы, которых нет в оригинальной истории, были включены в «Жизель» (балет). Содержание было скорректировано, вследствие чего были немного изменены и персонажи. Главного героя Альберта автор либретто сделал герцогом Силезским, а отец его невесты стал герцогом Курляндским.

1 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6

События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс - возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность. Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13

Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника. Ганс демонстрирует Жизели шпагу Альберта. Раскрывается правда о том, что Альберт герцог и у него есть невеста. Девушка обманута, она не верит в любовь Альберта. Сердце её не выдерживает и она умирает. Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать.

2 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6 из 2 акта

После смерти Жизель превратилась в вилису. Ганс, мучимый угрызениями совести и чувствующий свою вину за гибель Жизели, приходит к её могиле, вилисы замечают его, кружат в своём хороводе и он падает замертво.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13 из 2 акта

Альберт не в силах забыть любимую. Ночью он приходит на её могилу. Его окружают вилисы, среди которых и Жизель. Он пытается обнять её, но она - всего лишь ускользающая тень. Он падает на колени возле её могилы, Жизель подлетает и позволяет ему прикоснуться к ней. Вилисы начинают кружить Альберта в хороводе, Жизель пытается спасти его, и он остаётся в живых. На рассвете вилисы исчезают, исчезает и Жизель, навсегда простившись с возлюбленным, но она вечно будет жить в его сердце.

Постановка «Жизель» появилась на сцене балетного театра в период расцвета романтизма. Ее роль в формировании этого направления в искусстве очень значительна. Т. Готье, Ж. Коралли и Ж. Сен-Жорж являются создателями либретто балета «Жизель», краткое содержание которого мы рассмотрим в данной статье. Постановка демонстрирует обращение авторов к излюбленной романтической теме - мистике. Адольф-Шарль Адан - французский композитор. Он также является одним из создателей романтического балета.

Экспозиция образов

В статье будет представлено краткое содержание балета «Жизель». В основу сюжета легли события, происходящие в деревне. Она находится среди гор, окружена лесом и виноградниками. Крестьяне собираются на сбор винограда. Они проходят мимо дома, где живет крестьянка Берта, и подружки приветствуют ее дочь Жизель. Появляются принц Альбер и его оруженосец Вильфрид. Они направляются к охотничьему домику и ненадолго скрываются там. Оттуда принц выходит уже в крестьянской одежде. Свидетелем этой сцены становится никем не замеченный лесничий Ганс.

Любовная интрига

Альбер направляется к дому Берты. Оруженосец тщетно пытается отговорить своего хозяина от каких-то намерений. Принц отстраняет слугу и стучится в дверь, а затем прячется. Жизель, выйдя на стук и никого не обнаружив, танцует, потом собирается уйти. Появляется Альбер, но девушка, словно не замечая его, идет к дому. Принц касается ее руки и нежно обнимает. Последующий их танец превращается в любовную сцену. Альбер признается в любви, но Жизель, шутя, высказывает свои сомнения в этом. Она гадает на лепестках цветка. В результате, получив ответ «не любит», она очень огорчается. Тогда Альбер гадает на другом цветке. Гадание заканчивается ответом «любит». Девушка успокоена и счастлива. Они вновь увлеченно танцуют.

Далее, пересказывая кратко содержание балета «Жизель», упомянем о лесничем Гансе. Он появляется неожиданно, просит девушку не доверять словам Альбера и уверяет ее в своей преданности. Ганс не сомневается, что Альбер принесет ей только горе и разочарование.

Альбер взбешен. Он прогоняет лесничего. Девушка оправдывает поступок Ганса ревностью. Затем, еще более нежно и страстно, она продолжает свой танец с Альбером.

Возвращением подруг Жизели из виноградников начинается следующая сцена. Затевается всеобщее веселье и танцы. Альбер восхищенно наблюдает за девушкой. Польщенная его вниманием, она приглашает его принять участие в этом веселье, что он с удовольствием и делает.

Из дома выходит Берта и напоминает дочери о том, что у нее больное сердце. Следовательно, ей вредно для здоровья так много танцевать. Веселье заканчивается.

Знатные гости

Вдалеке слышны звуки охоты. Появление новых персонажей делает действие более насыщенным. Появляются нарядно одетые дамы и кавалеры. В их числе герцог Курляндский с дочерью Батильдой, невестой Альберта. Охота всех разгорячила и утомила, и они мечтают об отдыхе и еде. Для отдыха герцог выбирает дом Жизели. Берта и ее дочь вышли навстречу гостям. Батильда очарована красотой и непосредственностью главной героини. Та же, в свою очередь, восхищается нарядными туалетами гостьи. Между ними происходит диалог, в котором Батильда спрашивает девушку о ее любимом занятии. Та отвечает, что очень любит танцевать. В знак своей симпатии Батильда дарит простушке подарок. Это роскошная золотая цепь. Жизель очень рада, но это приводит ее в смятение. Знатные гости расходятся для отдыха. Направился в дом Берты и отец Батильды.

Разоблачение

Жизель и ее подруги уговаривают Берту позволить им потанцевать. Берта неохотно соглашается. Жизель счастлива. Она исполняет свой самый лучший танец. Альбер присоединяется к ней. Неожиданно появляется лесничий Ганс. Грубо расталкивая их, он обвиняет Альбера в нечестности и коварстве. Все окружающие недоумевают, они возмущены поступком лесничего. Тогда в качестве доказательства своих обвинений Ганс демонстрирует всем оружие Альбера, найденное им в охотничьем домике. Оно украшено драгоценностями, что свидетельствует о его знатном происхождении. Это потрясло Жизель. Она требует объяснений от нового знакомого. Принц пытается успокоить девушку, а затем выхватывает шпагу из рук Ганса и бросается на него. Вильфрид подоспел вовремя и не позволил своему хозяину совершить убийство. Лесничий Ганс начинает трубить в охотничий рог. Встревоженные сигналом, из дома Берты выходят знатные гости. Среди них герцог со своей дочерью Батильдой. Переодетый в крестьянскую одежду Альбер вызывает у них недоумение. Он, в свою очередь, пытается оправдать свой поступок.

Трагическая развязка

Жизель видит, как уважительно приветствуют Альбера знатные гости, как почтительны с ним слуги герцога. У нее не остается сомнений, что ее обманули. Затем принц обращается к Батильде, целуя ей руку. Жизель подбегает к сопернице со словами, что Альбер ей клялся в своей любви верности. Батильда возмущена. Она демонстрирует Жизели свое обручальное кольцо, свидетельствующее о том, что она - настоящая невеста принца. Жизель в отчаянии. Она срывает с себя и бросает золотую цепь, подаренную Батильдой. Рыдая, она падает в объятия матери. Ей сочувствуют не только подруги, но и знатные гости.

Альбер пытается успокоить Жизель. Он что-то ей говорит. Однако девушка его не слушает, ее рассудок помутился от горя. Она вспоминает его клятвы, обещания, гадание, танцы. Увидев шпагу Альбера, она пытается убить себя. Но Ганс забирает оружие из ее рук.

Последним ее воспоминанием становится гадание на ромашках. Жизель умирает.

Вместо эпилога

Продолжаем знакомство с содержанием балета «Жизель». Далее действие происходит на сельском кладбище. Ганс пришел сюда, но, напуганный таинственными звуками, убежал.

Виллисы - невесты, умершие до свадьбы, водят свой хоровод. По знаку своей повелительницы Мирты они окружают могилу Жизели, из которой появляется ее призрачная фигура. По мановению руки Мирты она обрела силу.

На кладбище появляется Альбер в сопровождении своего оруженосца. Он ищет, где похоронена девушка. Внезапно он увидел ее фигуру и устремился за ней. Несколько раз это видение появлялось и пропадало, будто тая в воздухе.

Тем временем виллисы преследуют Ганса и, настигнув, мстительно сталкивают его в озеро.

Следующей их жертвой должен стать Альбер. Он безуспешно молит безжалостную Мирту о пощаде. Появляется Жизель. Она намерена защитить своего возлюбленного и спасти его от неминуемой гибели. Вместе они танцуют свой последний танец. Затем призрак девушки исчезает в своей могиле, а хоровод виллис окружает Альбера. Звон часов оповещает о конце ночи. С рассветом виллисы исчезли. Появляется свита принца, посланная на поиски своего хозяина. Призрак Жизели показывается в последний раз. Возвращение Альбера в реальный мир завершает балет «Жизель».

«Жизель» в России

Премьера этого балета в России состоялась в 1842 году. На сцене Мариинского театра он был поставлен в 1884 году. Постановка в Мариинском театре балета «Жизель», содержание которого заставляет сопереживать каждого, имела огромный успех.

Основной смысл сюжета - идея вечной любви, которая сильнее смерти.

В наши дни огромное количество зрителей посещает театры России, в том числе и Мариинский, а содержание балета «Жизель» вызывает интерес у людей разных поколений.

Действие I
Залитая солнцем маленькая, тихая деревушка. Здесь живут простые, бесхитростные люди. Молоденькая крестьянская девушка Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего счастью любви, доверчивой и чистой, озарившей ее жизнь.
Она любит и верит в то, что любима. Напрасно влюбленный в нее лесничий пытается уверить Жизель, что избранный ею Альберт — не простой крестьянин, а переодетый дворянин, и что он обманывает ее.
Лесничий пробирается в дом Альберта, который тот снимает в деревне, и находит там серебряную шпагу с гербом. Теперь он окончательно убеждается в том, что Альберт скрывает свое знатное происхождение.

В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть знатные господа с пышной свитой. Крестьяне радушно и приветливо встречают гостей.
Альберт смущен неожиданной встречей с приезжими. Он пытается скрыть свое знакомство с ними: ведь среди них его невеста Батильда. Однако лесничий показывает всем шпагу Альберта и рассказывает о его обмане.
Жизель потрясена коварством возлюбленного. Разрушен чистый и ясный мир ее веры, надежд и мечтаний. Она сходит с ума и умирает.

Действие II
Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы - невесты, умершие до свадьбы.«Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами... неодолимо прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы...» (Г. Гейне).
Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает,бездыханный, на землю.

Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на ее могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившая самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева виллис.
С первыми лучами восходящего солнца исчезают белые призраки-виллисы. Исчезает и легкая тень Жизели, но сама она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви - любви, которая сильнее смерти.

Распечатать

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры