Биография. Труппа Последняя активность татьяна шмыга

Главная / Любовь

Шмыга Татьяна Ивановна (1928 - 2011)

Будущая звезда советской оперетты Татьяна Шмыга родилась в Москве. Ее отец, Иван Артемьевич Шмыга, происходил из семьи поляков, эвакуировавшихся в годы Первой мировой войны от наступавших немецких армий в тыл Российской империи. Настоящая фамилия отца была Мицкевич, но когда бабушка после революции вторично вышла замуж, было решено, что вместо известной дворянской фамилии ему лучше носить фамилию отчима Шмыга. Инженер-металлист, Иван Шмыга занимал руководящий пост на крупном заводе, и семья жила вполне благополучно даже в непростые 1930-е годы. Родители Тани любили музыку, театр, слушали пластинки Лещенко и Утесова, много танцевали и даже брали призы на любительских конкурсах бальных танцев… Музыкой и танцами с детских лет увлеклась и Таня. Она мечтала о карьере певицы, и еще будучи школьницей брала частные уроки пения, потом поступила стажером в училище при Московской консерватории. Вскоре талантливую девушку пригласили в хор при Министерстве кинематографии, и Татьяна Шмыга стала солисткой этого хора. Первые ее выступления на публике проходили в кинотеатрах перед началом сеансов.


Потом было музыкальное училище им. Глазунова, куда Татьяна поступила в 1947 году, затем учеба на факультете музыкальной комедии ГИТИСа. В студенческие годы у Татьяны случилась и первая большая любовь. Ее мужем стал Рудольф Борецкий, будущий известный телевизионный деятель и профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ. Но тогда влюбленные были очень молоды (Рудольф на два года моложе Татьяны, хотя и она была совсем девочкой), к браку относились легкомысленно и семью не сохранили.
В 1953 году выпускница ГИТИСа Татьяна Шмыга была принята в труппу Московского театра оперетты. Ее коллегами и товарищами оказались такие мэтры музыкального театра, как Г. Ярон, В. Вольская, Н. Рубан, В. Шишкин, Т. Санина, В Канделаки. Они тепло встретили молодую артистку. Первая же роль Татьяны Шмыги - Виолетта в «Фиалке Монмартра» - превратила ее в восходящую звезду оперетты.

В.А. Канделаки, ставший в 1954 году главным режиссером театра, вскоре стал и мужем Татьяны. Второй муж был старше актрисы на двадцать лет, и многие подозревали в ее действиях расчет. Но это была большая любовь, и то, что ее избранник взрослый, сложившийся мужчина с жизненным опытом, как раз и привлекло Татьяну, а не оттолкнуло. Вместе они прожили 20 лет.

Жанр оперетты был в 1950-е годы более, чем популярен. Татьяна Шмыга подходила к своим ролям ответственно, вкладывая в них не только всю душу, ну и очень много труда. Она исполняла ведущие роли в оперетте «Поцелуй Чаниты», премьера которой была приурочена к Московскому международному фестивалю молодежи и студентов, в «Летучей мыши», «Веселой вдове», «Графе Люксембурге».
Шмыгу признавали лучшей исполнительницей партии Глории Розетти в музыкальной новинке отечественного театра - оперетте Ю. Милютина «Цирк зажигает огни». В «Фиалке Монмартра» ей предлагают новую роль - примадонны Нинон. Блестящее исполнение Шмыгой «Карамболины-Карамболетты» надолго останется непревзойденным шедевром. Музыкальный талант, великолепный голос, блестящие хореографические данные, красота и экстравагантность, присущие актрисе, сливаются на сцене в феерический букет, делая ее исполнение уникальным. В 1961 году Татьяна Шмыга становится заслуженной артисткой РСФСР.

Через год она впервые снимается в кино. Эльдар Рязанов предлагает ей небольшую, но яркую роль французской актрисы Луизы Жермон в фильме «Гусарская баллада».
В 1960-е годы в советский музыкальный театр проникает новое направление, прежде считавшееся «буржуазным», - мюзикл. Шмыге этот жанр вполне подвластен; ее Элиза Дулитл в мюзикле Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» стала одной из самых заметных партий на театральной сцене в 1965 году и упрочила славу актрисы. В том же году была подготовлена премьера «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна; Татьяна Шмыга вновь снискала огромный успех, исполнив роль Марии.

В 1969 году Т.И. Шмыге было присвоено звание «Народной артистки РСФСР». Она блистательно исполняла все новые роли - и на сцене своего родного Московского театра оперетты, и в концертных программах. Ролей у актрисы набралось свыше 60, и каждая была заметным театральным событием. Она выступала и в классических постановках музыкального жанра, исполняя ведущие партии в опереттах И. Штрауса, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, и в новаторских спектаклях на музыку Д. Шостаковича («Москва-Черемушки»), К. Хачатуряна («Простая девушка»), Р. Гаджиева («Куба - любовь моя»), В. Мурадели («Девушка с голубыми глазами»), А. Долуханяна («Конкурс красоты»), Т. Хренникова («Белая ночь») и др.
Татьяна Шмыга была единственной актрисой театра оперетты, удостоенной звания «Народная артистка СССР». Она стала лауреатом Государственной премии им. Глинки, имела ряд высоких наград, среди которых ордена «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», «За заслуги перед Отечеством» IV степени. При этом Татьяна Шмыга никогда не состояла в КПСС и не принимала заметного участия в общественной деятельности советского образца.

Третий муж Татьяны Шмыги, композитор и дирижер Анатолий Львович Кремер, занимая пост главного дирижера оркестра театра Сатиры, но при этом много работал в сотрудничестве со своей супругой. Он - автор оперетт «Эспаньола», «Катрин», «Джейн» и мюзикла «Джулия Ламберт», главные роли в которых были написаны для Татьяны Ивановны. Отношения супругов были окрашены не только большой любовью, но и настоящей преданной дружбой и полным творческим взаимопониманием.
Сама Татьяна Шмыга считала, что в ее жизни не происходило ничего необычного, были только напряженная учеба и большой труд, вложенный в роли. «Нет у меня никакой биографии , - сказала она как-то журналисту, бравшему у нее интервью. - Родилась, училась, теперь работаю. В ролях вся моя биография »…

До 2009 года Шмыга выходила на сцену, потом здоровье стало сдавать и, самое страшное, из-за больных сосудов отказали ноги. Актриса мучилась от болей, перенесла ряд тяжелых операций... В конце концов ей ампутировали ногу. Это сломило Татьяну Ивановну. Вскоре она умерла. Это случилось 3 февраля 2011 года.

Но в памяти многих поколений зрителей Татьяна Шмыга осталась молодой и прекрасной.

] (31.12.1928 года [Москва]- 03.02.2011 года [Москва])

"Нет уменя никакой биографии, - сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. - Родилась, училась, теперь работаю". И, подумав, добавила: "В ролях вся моя биография...".
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Татьяна Ивановна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве.
Ещё детстве она начала брать частные уроки пения, а впервые вышла на сцену солисткой хора при Министерстве кинематографии.
В 1947 году Татьяна Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.Туманова и С.Штейна. В 1953 году Т.Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра"

Очень скоро Татьяна Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После роли Виолетты последовали роли в спектаклях "Летучая мышь" (Адель), "Веселая вдова" (Валентина), "Граф Люксембург" (Анжель).
В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Оперетта была ее территорией, там она властвовала безраздельно: в этом жанре всегда было много актрис красивых, талантливых и блестящих, но только Шмыга имела такой абсолютный на него слух, только ей одной он был так послушен.
Ее судьба вместила все парадоксы и трансформации жанра, который по недоразумению назвали "легким". Она в самой себе соединила традиции таких опереточных легенд, как Ярон или Володин, и сумела без потерь донести их до самых роковых для жанра времен, когда на сцены опереточных театров вторгся мюзикл. Не растерялась и тут, с таким же увлечением погрузилась в этот новый музыкальный мир, став первой в СССР исполнительницей роли Элизы Дулиттл в "Моей прекрасной леди"

В 1962 г. Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. В "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова она сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию.
Шмыга стала непревзойденной исполнительницей ролей героинь в советских музыкальных комедиях - таких как "Белая акация" (1955), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Цирк зажигает огни" (1960), "Севастопольский вальс" (1961), "Конкурс красоты"(1967).
Творческий путь Татьяны Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них - Дези ("Бал в Савойе" Пауля Абрахама, 1957), Лидочка ("Москва - Черемушки" Дмитрия Шостаковича, 1958), Оля ("Простая девушка" Карэна Хачатуряна, 1959), Делия ("Куба - любовь моя" Рауфа Гаджиева, 1963), Мария ("Вестсайдская история" Леонарда Бернстайна, 1965), Галя ("Настоящий мужчина" Михаила Зива, 1966), Мери Ив ("Девушка с голубыми глазами" Вано Мурадели, 1967), Дарья Ланская ("Белая ночь" Тихона Хренникова, 1968), Вера ("Нет меня счастливей" Андрея Эшпая, 1970), Марфа ("Девичий переполох" Юрия Милютина, 1971), Зоя-Зюка ("Пусть гитара играет" Оскара Фельцмана, 1976), Сашенька ("Господа артисты" Михаила Зива, 1981), а также главные роли в опереттах: "Великая герцогиня Герольштейнская" Жака Оффенбаха (1988), "Джулия Ламберт" Анатолия Кремера (1993) и др.

Татьяна Шмыга была влюблена в сцену, и до последнего не покидала ее. Несмотря на пожилой возраст, меломаны и ценители прекрасного могли увидеть ее, в специально поставленных, оперетте «Катрин» Антона Кремера и его же мюзикле «Джейн», созданном по мотивам произведений Моэма..
Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" и удостоенная Государственной премии России им. М.И.Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Певица и актриса Татьяна Ивановна, как человек обладала потрясающей скромностью, невзирая на все свои регалии и звания. Актриса не считала себя примадонной и смущалась на улице, когда ее узнавали. На вопрос как такая красивая, удачная актриса и певица не заболела «звездной болезнью» Татьяна Ивановна объясняла, что она «просто всю жизнь вкалывала». Но никогда не жалела потраченных сил. Ведь оперетта, по ее выражению, это - » шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми «.
У нее был очень красивый голос, и сама она была красавица, сохранив красоту до последнего дня

Татьяну Ивановну давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы брали свое, и в конце прошлого года состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.
В конце января актриса попала в реанимацию Боткинской больницы в отделение сосудистой хирургии.
О смерти известной артистки сообщили 3 февраля в Союзе театральных деятелей.

источники -сайт - .kino-teatr.ru

Народная артистка СССР (1978, единственная в СССР актриса оперетты, удостоенная этого звания)
Кавалер ордена «Знак Почёта» (1967)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1986)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998, за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства наградить)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008,за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность)
Лауреат Государственной премия РСФСР имени М.И.Глинки (1974, за исполнение ролей Веры, Марфы и Нинон в опереттах «Нет меня счастливей» А.Я.Эшпая, «Девичий переполох» Ю.С.Милютина и «Фиалка Монмартра» И.Кальмана)
Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001)
Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства (2004, за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства)
Лауреат национальной Российской премии «Овация» в области музыкального искусства (2008)
Лауреат премии «Золотая маска» (2011, Приз «За вклад в развитие театрального искусства»)
Награждена медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Награждена медалью «Ветеран труда» (1983)
Награждена медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»(1995)
Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» (1997)
Благодарность Президента Российской Федерации (2003, за большой вклад в развитие музыкального искусства)

Семья отца Татьяны - Ивана Артемьевича Шмыги, поляка по национальности, бежала из Польши в Россию в 1915 году от наступавших немцев. Её дед по линии отца носил фамилию Мицкевич. Но дед умер, когда отцу Татьяны было всего шесть лет, и её бабушка вторично вышла замуж, после чего отец Иван Мицкевич получил фамилию Шмыга.

О своем детстве Татьяна Ивановна вспоминала как о времени, полном родительской любви, добра и заботы. Также это было время первых встреч с театром и музыкой. Ее отец был по профессии инженером-металлистом, он много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама Зинаида Григорьевна была для дочери просто мамой, очень красивой и мудрой. И хотя к искусству семья прямого отношения не имела, театр и музыку в ней любили, часто слушали песни Лещенко и Утесова, родители Тани любили бальные танцы и даже получали призы за свои выступления. Не имея музыкального образования, они мечтали, чтобы их дочь научилась играть на рояле, купили в дом пианино «Красный Октябрь» и отвели юную Таню в школу при музыкальном техникуме имени М.М.Ипполитова-Иванова, находившуюся недалеко от дома. Позднее класс Тани был переведен в школу имени Петра Чайковского на Воронцовской улице. «У меня был прекрасный учитель – Анаида Степановна Сумбанян, очень известный в Москве педагог», – вспоминала позднее Татьяна Шмыга.

В юности Татьяна Шмыга познакомилась с Василием Лановым. В дальнейшем это знакомство переросло в крепкую дружбу. В старших классах Лановой занимался в драмкружке Дворца культуры завода имени Лихачева, куда пригласили и Татьяну Шмыгу. Они встретились на спектакле «Десятиклассники» по пьесе «Аттестат зрелости», где Лановой играл главную роль. Татьяна Ивановна после об этом вспоминала: «Ты был еще в 10-м классе и во Дворце ЗИЛа играл спектакль «Десятиклассники», а я тебе уже подпевала. Так как давно-давно «уважаемся», то я позволю себе сказать просто Васенька».

Детские впечатления Татьяны Ивановны были связаны не только со школой, но и в значительной степени с Большим театром. Дело в том, что у нее было, как она писала в своих воспоминаниях, «выгодное знакомство» – ее соседка-подружка Тося, отец которой работал в буфете Большого театра. По воскресеньям он мог брать девочек с собой на утренние спектакли в Большой театр. Балеты и оперы Таня смотрела и слушала настолько самозабвенно, что зрители нередко делали ей замечания: «Девочка, не надо петь, ты мешаешь слушать». За несколько лет будущая прима оперетты выучила почти весь репертуар Большого театра. Но эти походы в Большой театр прервала война. В музыкальную школу девочке тоже не довелось вернуться.

Из воспоминаний Татьяны Ивановны известно, что в детстве она была достаточно серьезной и молчаливой, часто болела, что привело в подростковом возрасте к немалым проблемам с сердцем. Ее лечила замечательный врач и человек Надежда Яковлевна Сендульская. Она посоветовала Таниной маме лечить дочку своей домашней микстурой на основе кагора, сказав при этом: «Твоя Таня выздоровеет и будет танцевать всю жизнь». Сендульская же, поняв, что у юной пациентки есть голос, также порекомендовала родителям учить девочку пению.

Первым педагогом будущей солистки оперетты стала профессор Московской консерватории Ксения Носькова. До того, как начались уроки с Ксенией Григорьевной, Татьяна и не думала становиться певицей и всем говорила, что будет адвокатом. Но, позанимавшись вокалом около года и очень полюбив петь романсы, она всерьез задумалась о карьере камерной певицы и решила поступать в Училище при Московской консерватории, знаменитую Мерзляковку. Она прошла два тура на вступительных экзаменах, а перед третьим сильно подвернула ногу и прийти на прослушивание не смогла. Тем не менее, в комиссии решили зачислить способную абитуриентку кандидатом в студентки. Оставалось только ждать, когда кто-то вдруг уйдет или будет отчислен, и место освободится.

Во время прослушивания на экзаменах на юную Шмыгу обратил внимание один из педагогов училища Алексей Васильевич Попов и пригласил ее поработать солисткой в руководимом им хоре при оркестре Комитета по кинематографии. Хор этот, как тогда было принято, выступал в фойе кинотеатров перед сеансами. В результате дебют Татьяны Шмыги состоялся в кинотеатре «Экран». После этого она по совету подруги, с которой они вместе солировали в хоре А.В.Попова, решила не дожидаться места в Мерзляковке, а показаться в Музыкально-театральном училище имени А.К.Глазунова, где готовили артистов театра музыкальной комедии. Попытка оказалась успешной: несмотря на середину учебного года, Татьяна Шмыга была принята. Так в 1947 году для нее началась студенческая пора. А первым мужем Татьяны Шмыги стал профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Рудольф Борецкий.

В училище имени А.К.Глазунова учителя у молодых студентов были очень разные, с разными характерами и судьбами, но их объединяла преданность делу, которому они себя посвятили. Атмосфера в училище была такая, что юные артисты не могли не становиться теми, кого преподаватели хотели в них видеть. Педагоги не только учили, но и опекали, пестовали, растили студентов, словно своих детей. Будучи по характеру очень застенчивой и молчаливой, Татьяна вплоть до второго курса не могла обрести в себе уверенности, чувствовала себя зажатой. Но постепенно, благодаря вниманию и чуткому отношению руководителей курса, она раскрепощалась. Позже Анатолий Кремер рассказывал: «Она рассказывала, что когда началась ее учеба в Училище имени Глазунова, то чуть в первые дни и не закончилась: «Я появилась там на полгода позже остальных - все уже более-менее освоились, а меня всю колотит, я пришла на свой первый день занятий. Вхожу в аудиторию, а там одна из девчонок на столе лихо отплясывает. У меня душа в пятки - ну разве я так смогу?». Вечером Таня прибегает домой и со слезами к маме: «Туда больше ни ногой! Они все такие уверенные, а я боюсь!». Мать Татьяны Ивановны еле-еле уговорила ее остаться в училище. Но по мере овладения профессией ее зажатость уходила».

Самыми любимыми педагогами Шмыги были Сергей Львович Штейн и Аркадий Григорьевич Вовси. Вокалом она занималась у Веры Семеновны Олдуковой. Тот факт, что формирование будущих артистов проходило в такой атмосфере, Татьяна Ивановна позже расценила как подарок судьбы.

Татьяна Шмыга поступала в среднее специальное учебное заведение, а оканчивала уже ВУЗ. Дело в том, что в 1951 году училище имени А.К.Глазунова было решено соединить с ГИТИСом (ныне РАТИ), создав на его базе факультет артистов театра музыкальной комедии. Как это не покажется сейчас странным, но, оканчивая ГИТИС по специальности артистка театра музыкальной комедии, юная Таня вовсе не увлекалась опереттой. По ее воспоминаниям она, в сущности, толком и не знала этого вида искусства. Больше всего она любила оперу, выросла на спектаклях Большого театра и в Московский театр оперетты впервые попала, только став студенткой четвертого курса института.

Однако в октябре 1953 года молодая актриса вышла на сцену Московского театра оперетты. Артист оперетты, как известно, должен быть универсалом – таковы законы жанра: в нем на равных правах сочетаются пение, танец и драматическая игра. И отсутствие у артиста одного из этих амплуа ни в коей мере не компенсируется наличием другого. Но Татьяна Шмыга была обладательницей как раз такого своеобразного, можно сказать - синтетического таланта. Искренность, глубокая душевность и проникновенный лиризм в сочетании с энергией и обаянием сразу привлекли внимание зрителей к молодой певице. Уже с самых первых ролей, с самого начала творческой деятельности Шмыга проявила себя актрисой, гармонично сочетающей пластическую, вокальную и драматическую стороны профессии. Тогда же в 1950-е годы стала очевидной ее особая любовь к воплощению на сцене праздничности, карнавальности, искрометной легкости и в то же время стремление к отражению душевного состояния своих героинь.

В те годы Московский театр оперетты размещался там, где сейчас находится Театр Сатиры, и был невероятно популярен. Мало сказать, что москвичи любили оперетту, они буквально обожали артистов и спектакли этого театра, многие из которых шли с постоянным аншлагом. Труппа театра, в те годы возглавляемая Игорем Тумановым, была не просто хорошая, но великолепная. Там работала целая плеяда блистательных, выдающихся актеров старшего и среднего поколения, исполнявших традиционные амплуа классической оперетты: «фрачных героев», «простаков», «комиков», «героинь», «субреток». «Старики» отнеслись к появлению целой группы молоденьких актрис и актеров вполне благожелательно, стараясь передать им отношение к театру, как к своему дому. Сами они приходили сюда не на работу – они служили театру. Эта была их семья, где все занимались одним делом. В теперь уже далекие 1950-е годы прошлого века режиссер Игорь Туманов прозорливо заметил, что «Шмыга – будущее этого театра».

Но поработать Татьяне Ивановне с Игорем Тумановым долго не пришлось. Вскоре он ушел из театра из-за разногласий с труппой по поводу того, какой должна быть оперетта. В большинстве новых советских оперетт все меньше становилось подлинного комизма, постепенно начали исчезать традиционные опереточное веселье, комедийность и нарядность. При Туманове оперетта незаметно стала подменяться пьесой с музыкой, то есть основным элементом спектакля все больше оказывалась драматургическая основа. Не все старые актеры могли это понять и принять.

В январе 1954 года труппу театра возглавил Владимир Канделаки. Татьяна Шмыга тогда готовила под руководством Григория Ярона свою первую роль – Виолетту в «Фиалке Монмартра» Имре Кальмана. «Я очень любила свою Фиалочку, – вспоминала Татьяна Ивановна, – позднее я играла Нинон, и ее искрометная «Карамболина» как бы затмила Виолетту, но мне очень дорога моя Фиалочка». О периоде работы Владимира Канделаки (который стал вторым мужем Татьяны Ивановны), главным режиссером в Московской оперетте можно говорить как о расцвете этого театра. Владимир Аркадьевич активно сотрудничал с «асами веселого жанра» – Исааком Дунаевским и Юрием Милютиным, сумел привлечь к сочинению оперетты таких мастеров советской музыки как Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, Тихон Хренников, стал первым постановщиком оперетт «Москва, Черемушки», «Весна поет» и «Сто чертей и одна девушка». Период работы Канделаки в Московской оперетте - это не только звездный час этого театра, но и расцвет таланта и творчества Татьяны Шмыги. Именно тогда она сыграла на его сцене свои лучшие роли.

У Татьяны Ивановны после первой роли последовала работа в знаменитой «Белой акации» Исаака Дунаевского, жизнерадостной, светлой, полной шуток и комедийных ситуаций. И это при том, что тогда от советских композиторов требовалось не просто писать музыку, но прежде всего думать о ее идейном содержании. По убеждению Татьяны Ивановны, главным достоинством этой оперетты была лиричность. «Музыка в «Белой акации» просто замечательная, – отмечала она. – И именно с музыки началось мое увлечение этой опереттой».

Московская постановка «Белой акации» стала заметным музыкальным событием тех лет, а знаменитая песня об Одессе в исполнении Шмыги вскоре стала гимном этого замечательного города. Даже те, кто никогда не бывал ни в Москве, ни в театре Оперетты, знали о спектакле, слушали его по радио, напевали его легко запоминающиеся мелодии.

Тоня Чумакова - Татьяна Шмыга. Оперетта «Белая акация».

Вскоре последовала роль Чаниты в оперетте Юрия Милютина «Поцелуй Чаниты», которая стала этапной в творчестве актрисы. После исполнения этой роли, как утверждала Шмыга, у нее появилась вера в свои силы, вера в то, что она может играть не только таких скромных, лиричных девушек, как Фиалочка или Тося. Чана – это был уже другой характер. Внешне Татьяна Ивановна делала свою героиню под любимую московским зрителем аргентинскую киноактрису Лолиту Торрес. Весь спектакль готовился в особо приподнятой атмосфере. Его успех, несомненно, был обеспечен благодаря яркой, колоритной музыке, и красочной постановке, в которой было много солнца, искрящихся красок, яркости, блеска. Этот настоящий праздник для глаз создали режиссер С.Штейн и балетмейстер Г.Шаховская.

После шумного успеха «Поцелуя Чаниты» Юрий Милютин написал оперетту «Цирк зажигает огни» уже с учетом того, что первым ее должен был поставить Московский театр Оперетты, а роль главной героини Глории исполнит Татьяна Шмыга. В новой работе Татьяны Ивановны было все - и лиризм, и каскадные сцены, и романтизм, и женственность, и душа.

Your browser does not support the video/audio tag.

Знаменитая веселая и озорная песенка «Двенадцать месяцев» в ритме быстрого фокстрота также стала суперпопулярной.

Your browser does not support the video/audio tag.

В роли Глории Розетта певица поднялась до вершин мастерства, создав своего рода эталон исполнительского искусства. Об этой работе Татьяны Ивановны критик Е.И.Фалькович в своей книге, посвященной Шмыге, писала: «Когда в центре спектакля оказывалась Татьяна Шмыга с ее лирическим очарованием, безукоризненным вкусом, броскость манеры Канделаки уравновешивалась, ей придавалась содержательность, густое масло его письма оттенялось нежной акварелью игры Шмыги. С Глорией Розетта-Шмыгой входила в спектакль тема мечты о счастье, тема душевной нежности, прелестной женственности, единства внешней и внутренней красоты. Шмыга облагораживала шумный спектакль, придавала ему мягкий оттенок, подчеркивала его лирическую линию. Кроме того, профессионализм ее к этому времени достиг такого высокого уровня, что исполнительское искусство артистки стало образцом для партнеров».

В роли Глории Розетты - актриса Татьяна Шмыга.

От роли к роли Шмыга совершенствовала свое мастерство. Совершенствовался театр, который по праву можно сказать она создавала вместе с Игорем Тумановым и Владимиром Канделаки, в котором смогла раскрыть себя именно как актриса-певица, не довольствующаяся определенным опереточным амплуа, а стремящаяся к созданию характера и драматургии образов. Не случайно на творческих встречах со зрителями и в интервью с журналистами Татьяна Ивановна говорила, что ее желанием всегда было переименовать театр оперетты в музыкальный театр.

Your browser does not support the video/audio tag.

В центре репертуара и творческих интересов Татьяны Шмыги всегда оставалась советская оперетта. Практически все лучшие произведения этого жанра прошли с ее участием: «Белая акация» И.Дунаевского; «Москва, Черемушки» Д.Шостаковича; «Весна поет» Д.Кабалевского; «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни» и «Девичий переполох» Ю.Милютина; «Севастопольский вальс» К.Листова; «Девушка с голубыми глазами» В.Мурадели; «Конкурс красоты» А.Долуханяна; «Белая ночь» Т.Хренникова; «Пусть гитара играет» О.Фельцмана; «Товарищ Любовь» В.Иванова и «Неистовый гасконец» К.Караева. Вот такой внушительный список. Это были совершенно разные характеры, и для каждого из них Шмыга находила убедительные краски, порой преодолевая условность и рыхлость драматургического материала. Роли в этих спектаклях не только стали этапными в творческой судьбе актрисы, но и во многом определили стиль новой советской оперетты, которую сегодня трудно представить без праздничности, карнавальности, без того чудесного сплава красоты и гармонии, феерического полета и эмоционального накала, пластики и голоса Татьяны Шмыги. При этом Татьяну Ивановну всегда отличали тонкий вкус, чувство меры, особая лиричность, музыкальность. По ее же собственным словам она всегда отталкивалась от музыки, начиная работу над новой ролью, именно музыка для нее была главной составляющей, так как давала актрисе больше всего при создании образа.

Your browser does not support the video/audio tag.

Татьяна Ивановна удивительно пытливо и тщательно готовила свои роли. Отличаясь при этом не только прекрасным вокальным исполнением партии и драматическим мастерством, но и наделяя тот или иной образ глубиной и красотой женской души, природным изяществом и неповторимой женственностью. В каких бы жанрах не работала актриса – оперетта классическая, современная или мюзикл – она всегда стремилась к воссозданию красоты образа. Мир женской души был сквозной темой творчества Татьяны Шмыги. Одного имени Татьяны Ивановны в афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. В классическом репертуаре после Виолетты – ее первой роли – почитатели оперетты познакомились с ее Аделью из «Летучей мыши», Валентиной из «Веселой вдовы» и Анжелью из «Графа Люксембурга». В 1969 году Татьяна Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1961 году Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Анисимова Татьяна Шмыга нашла себе занятие в новом направлении. В ее репертуар вошел мюзикл. В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу, где она сыграла роль Элизы Дулитл.

Татьяна Шмыга в роли Элизы Дулитл в сцене из оперетты Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди» в постановке Московского театра оперетты.

По воспоминаниям Татьяны Ивановны делать Элизу в начале спектакля только вульгарной ей не хотелось. «Это было бы слишком прямолинейное прочтение образа, – писала позднее Татьяна Ивановна. – Мне виделась в ней сердечность, душевность, даже лиричность – то, из чего потом и появится Элиза-леди. Я не хотела в первой части спектакля «пережимать». Иначе как бы могла просто вульгарная цветочница с улицы на глазах зрителей превращаться в умную, элегантную женщину с чувством собственного достоинства? Ведь из ничего, ничего не бывает. Значит, в Элизе все это было заложено от природы, и нужны были только подходящие условия. Так что спектакль этот, на мой взгляд, не столько о возникновении любви, сколько об обретении простой девушкой с живой душой человеческого достоинства». Спектакль имел огромный успех, и даже был снят телевизионный фильм-спектакль для телевидения. Позднее в одной из телевизионных передач, посвященных творчеству Татьяны Ивановны, рассказывалось о том, что знаменитая исполнительница роли Элизы в американском фильме Одри Хепберн, услышав арию героини в исполнении Татьяны Ивановны, сказала, что теперь она знает, как зовут русскую Элизу – ее зовут Татьяна Шмыга.

В 1962 году Татьяну Шмыгу пригласили сниматься в кино. Ее, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актерами и режиссером Эльдаром Рязановым в фильме «Гусарская баллада». Шмыга сыграла в нем небольшую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны. В этом фильме у Татьяны Ивановны было совсем немного слов и небольшая вокальная партия. Но даже в этих нескольких эпизодах она сумела сыграть женскую судьбу.

Your browser does not support the video/audio tag.

В ноябре 1969 года Татьяне Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием, она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости, Татьяна Шмыга, будучи актрисой тонкого психологического плана, воплощала на сцене всю прелесть жанра оперетты, в котором были и лиризм, и искрометный юмор, и эстрадная экстравагантность. Сочетание только ей присущего, неповторимого тембра голоса с удивительной сценической пластичностью и превосходным даром не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы, создало тот актерский феномен Татьяны Шмыги, позволивший ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии.

Your browser does not support the video/audio tag.

Однако не всегда в жизни Татьяны Шмыги были удачи и триумфы. Она знала и разочарования, бывали и поражения. В театре в начале 1970-х годов у Татьяны Ивановны возникли сложные отношения с режиссером Г.Анисимовым, с которым Татьяна Ивановна не сработалась. В его спектаклях «пропадал» способный увлечь актрису театр, который она создавала с Тумановым и Канделаки. Тот театр, в котором Шмыга раскрывала себя именно как актриса-певица, не довольствующаяся только опереточным амплуа, а стремящаяся к созданию образа, глубины и характера своей героини.

Но сдаваться было не в характере Татьяны Ивановны. И лучшим лекарством от любой печали всегда была работа. На протяжении всего творческого пути актрисы наряду с работой в театре проходила и ее концертная и гастрольная деятельность. В репертуаре Татьяны Ивановны были партии Мариетты в «Баядере» и Сильвы в «Сильве» И.Кальмана, Ганны Главари в «Веселой вдове» Ф.Легара, Долли Галахер в «Хелло, Долли», Николь в «Кварталах Парижа» Минха и других постановках. С ними актриса объездила почти всю страну. Ее искусство знали и любили не только в России, но и в Украине и Казахстане, в Грузии и Узбекистане, в Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1976 году судьба послала Татьяне Ивановне встречу с дирижером Театра сатиры Анатолием Кремером – талантливым музыкантом, композитором, тонко чувствовавшим сцену. Для них обоих эта встреча стала судьбоносной. Она подарила им новую любовь и творческий союз, который обогатил Театр оперетты яркими музыкальными спектаклями, специально созданными для Татьяны Ивановны. Среди них были «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» в 1977 году, «Катрин» в 1984 году, «Джулия Ламберт» в 1993 году и «Джейн» в 1998 году.

Образ Катрин стал одной из значительных удач актрисы. Когда-то в театре имени Моссовета шел спектакль по пьесе И.Прута «Катрин Лефевр» (или «Жена солдата»), который очень ценила Татьяна Ивановна. Теперь же Кремер вместе с поэтом Александром Дмоховским написали либретто и создали спектакль, который вновь продемонстрировал ярчайшее дарование актрисы. В работе над этой ролью Татьяна Ивановна во многом намеренно уходила от реального исторического прототипа – грубой прачки из провинции и создавала обобщенный образ женщины из народа, ставшей благодаря мужу сержанту Лефевру герцогиней. Ее Катрин была вся в порыве. Целеустремленная, волевая, не лишенная озорства и способная на глубокие чувства. Шмыга правдиво, убедительно и страстно передавала всю гамму переживаний и душевное богатство своей героини. Перед зрителями представала женщина, которой довелось воевать, защищаться и самой спасать солдат.

В 1993 году А.Кремер написал мюзикл «Джулия Ламберт» по пьесе С.Моэма «Театр» (либретто В.Зелинковского). Казалось, авторы серьезно рисковали, взявшись за эту работу, поскольку до этого по телевидению с большим успехом прошел фильм «Театр» с блистательной Вией Артмане в главной роли, и зрителям было с чем, и с кем сравнивать. Но, как известно, телефильм и оперетта – это совершенно разные виды искусства. К тому же, на сцене музыкального театра пьеса С.Моэма была выстроена по принципу театра в театре: ее герои как бы проигрывали спектакль о жизни Джулии Ламберт, в котором великую актрису Джулию Ламберт играла сама Джулия, и это представление для нее являлось последним, так как она завершала им свою карьеру на сцене. В финале героиня Шмыги благодарила своих коллег, публику, театр. Успех эта постановка имела невероятный. В конце спектакля зал всегда вставал и приветствовал артистов, и в первую очередь, конечно, блистательную Татьяну Шмыгу, долгими аплодисментами. Наряду с «Катрин» в репертуаре театра сохранялся мюзикл А.Кремера «Джейн». Несмотря на то, что работа над вокальной партией Джейн шла непросто (композитор, казалось, превысил вокальные возможности Шмыги), петь эту партию, по замечанию самой Татьяны Ивановны, в конечном счете, оказалось «не просто удобно, но и интересно... Сейчас я пою Джейн лучше, чем все остальное», – признавалась актриса. Татьяна Ивановна считала, что благодаря спектаклям «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» ее сценическая жизнь «продлилась красиво, со смыслом…». Татьяна Шмыга говорила: «Три роли, о которых каждая актриса может только мечтать. И это не просто другие роли, непохожие на все сыгранные прежде. Это другой театр».

Говоря о Шмыге как об актрисе синтетического склада, нельзя не сказать и о другой странице в ее искусстве – роли Гелены в драматическом спектакле по пьесе Л.Зорина «Перекресток», на которую ее пригласил главный режиссер театра имени Ермоловой В.Андреев. Эта работа вновь раскрыла всю силу ее мастерства и таланта, благодаря которому она сумела органично соединить на театральной сцене драматическое и музыкальное искусство. Этот спектакль был продолжением знаменитой «Варшавской мелодии». Он повествовал о встрече героев на исходе XX столетия, но теперь у них не было имен; были Он и Она, мужчина и женщина, вновь вспоминающие о своей единственной настоящей любви, которую подарила им судьба, и которую им не суждено было сберечь. Визуальный образ героини Шмыги оставался неизменным на протяжении всего спектакля - она была красивой и элегантной женщиной. «Однако богатство и выразительность жестов, интонаций и вибраций голоса точно передают сложную внутреннюю жизнь образа, способствуя созданию тончайшей эмоциональной атмосферы спектакля. Актриса проводит всю роль на одном дыхании, в постоянном контакте со зрителями, которые чутко отзываются на все нюансы ее игры», - писали критики о работе Шмыги.

В последние годы Татьяна Шмыга, наряду с новым амплуа драматической актрисы, была непременной участницей «Большого канкана», задуманного режиссером М.Бурцевым и художником В.Арефьевым как феерический гала-концерт звезд театра оперетты. Актриса выступала с романсом Жермон из фильма «Гусарская баллада». Небольшой вокальный номер в исполнении Татьяны Ивановны превращался в драматическую моносцену и душевную исповедь женщины. В «Большом канкане» Шмыга играла и кальмановскую Сильву. «Несчастную любовь актрисы варьете, социальное положение которой не дает возможности вступить в брак с аристократом, Татьяна Шмыга воплощает без привычных для трактовки этой оперетты «перехлестов», с подлинным драматизмом. В ее Сильве есть все: и чувство любви, и надежда, и пронзительное отчаяние», - писали о ее выступлении.

Со временем Татьяна Шмыга стала выходить на сцену не так часто, всего два-три раза в месяц, но на избыток свободного времени жаловаться актрисе не приходилось. Телесъемки, интервью, творческие встречи и спектакли требовали немало времени. Роли в мюзикле «Джейн», оперетте «Катрин», драматическом спектакле «Перекресток» у Татьяны Ивановны были главные, а это означало, что она весь вечер находилась на сцене. Потому актриса должна была быть всегда в форме, что требовало немалого повседневного труда. «У меня какой-то внутренний мотор, который не дает мне покоя, – говорила Татьяна Ивановна. – Такой характер. Я со своим возрастом иду по разным тротуарам. Пока мне это удается. Музыка дает силы».

Творческий вечер Татьяны Шмыги. На фото Татьяна Шмыга с солистом Московского Театра Оперетты Дмитрием Шумейко.

Муж Татьяны Шмыги Анатолий Кремер рассказывал: «Молодость ей была дана от Бога - она не делала никаких подтяжек, а выглядела потрясающе. Незадолго до семидесятилетия приходит домой и смеется: «Толь, ты представляешь - поймала машину, за рулем - мужчина лет тридцати. Меня не узнал - из молодых, кто в оперетту не ходит. Смотрит так на меня с интересом и говорит: «А что вы делаете вечером в субботу?» От неожиданности я даже дар речи потеряла!»… До сих пор помещения Московского театра оперетты представляют собой катакомбы, капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. И везде крутые лестницы. Вот по ним Шмыга и бегала как девочка - тук, тук, тук... Если только в здании отчетливо слышался перестук каблуков, все знали: это Тань-Вань (так шутливо называли Шмыгу коллеги) появилась! А если серьезно, каблуки поспособствовали тому, что она серьезно заболела. На юбилейном вечере, посвященном ее восьмидесятилетию, у нее уже болела нога. Но она провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает. Пела «Карамболину» в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила роль Нинон. Размер в размер».

Татьяна Шмыга и Александр Кремер.

В 2001 году в издательстве «Вагриус» в серии «Мой 20 век» вышла книга воспоминаний Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось». Татьяна Ивановна никогда не состояла в КПСС и не принимала значительного участия в общественной деятельности в советское время. Однако в последние годы жизни Шмыга активно проявляла свою гражданскую позицию. В 2008 года она подписала открытое письмо с требованием немедленного освобождения С.П.Бахминой, а в 2010 году - открытое письмо с требованием объективного расследования ДТП на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента «Лукойла». Но она по-прежнему считала, что ее призвание - это театр. Театр, который, делает мир добрее и честнее. Уникальность актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга стала единственной в России актрисой оперетты, получившей звание Народной артистки СССР и удостоенной Государственной премии России имени М.И.Глинки. Она была награждена орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

В 2009 году был снят юбилейный вечер Татьяны Шмыги в Театре Оперетты.

Your browser does not support the video/audio tag.

Последние годы жизни актриса страдала от болей в ногах, но до осени 2009 года выходила на сцену Театра оперетты в спектаклях «Джейн» и «Катрин». В апреле 2010 года, когда боли стали невыносимыми, Татьяна Ивановна обратилась к врачам и была госпитализирована в Боткинскую больницу, где у неё диагностировали серьёзные проблемы с сосудами - плохую проходимость и тромбоз. Медикаментозное лечение и серия хирургических операций, включая шунтирование сосудов, не дали ожидаемого эффекта. Осенью 2010 года врачи вынуждены были ампутировать ей ногу. Несмотря на предпринятые усилия, последние недели жизни актриса провела в больнице в крайне тяжёлом состоянии, осложнённом ишемической болезнью сердца и заболеванием крови. Анатолий Кремер рассказывал: «Татьяна Ивановна прожила долгую жизнь - 82 года, смогла бы прожить и еще дольше, если бы не действия врачей. Точнее их бездействие. Они ее убивали. «От чего лечите?» - мучительно допытывался я у них. Они, по-моему, сами не знали... Уходила она от нас очень тяжело - но оставила память о своей бездне обаяния. Как ей удавалось очаровывать людей, не знаю. Но все знакомство с ней сравнивали с прикосновением луча света».

3 февраля 2011 года, в реанимационном отделении Боткинской больницы, на 83-м году жизни, Татьяна Ивановна Шмыга скончалась.

Прощание с Татьяной Шмыгой состоялось 7 февраля в Московском театре оперетты. После отпевания она была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. 1 февраля 2013 года на Новодевичьем кладбище состоялась торжественная церемония открытия мемориального надгробного памятника Татьяне Шмыге.

В 2011 году был снят документальный фильм «Королева жила среди нас».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

Шмыга Т.И. «Счастье мне улыбалось»
Фалькович Е.И. «Татьяна Шмыга»
Литовкина А. «Под сенью оперетты, и не только»
Материалы сайта www.kultura-portal.ru
Материалы сайта www.trud.ru
Материалы сайта www.peoples.ru

Шмыга больше полувека прослужила одному единственному театру - Московскому театру оперетты. Одного ее имени на афише спектакля было достаточно, чтобы зал был набит битком. Виолетта из «Фиалки Монмартра», Адель из "Летучей мыши", Диана из «Эспаньолы» Лопе де Вега...

А еще Татьяна Ивановна была молода - и душой, и телом. Привилегия преклонного возраста - говорить о возрасте. Но у Шмыги подробности медицинского и фармацевтического характера напрочь отсутствовали. А на 80-летнем юбилее всем казалось, что только вчера она точно также праздновала 40-летний. Пела и танцевала, ничуть не задыхаясь.

Накануне дня ее рождения своими воспоминаниями поделился с «КП» муж Шмыги композитор Анатолий Кремер.

- Татьяна Ивановна любила отмечать день рождения?

Нет, Новый год смешивал все ее личные планы. Поздравляли и с днем рождения, и с новогодним праздником. 31 декабря она наглухо закрывала двери в нашем доме и не подходила к телефону. Но звонки все равно прорывались и поэтому нам всегда хотелось на Новый год куда-нибудь смотаться. Но она очень любила дом: он для нее был самым лучшим прибежищем. Я иногда шутил над ней: «Ну все, Таня, ты села на помело». Это означало, что она начинала носиться по квартире с такой скоростью - обшибала любой угол. Пройди нормально, но нет - она летит. И бах! - синяк.

- А разговоры о смерти оперетты сильны преувеличены?

Нет, она не умрет никогда, хотя такой Шмыги, с ее уникальным голосом и пластикой, еще не будет лет сто. Ведь что сегодня представляет собой эстрада? Это - субкультура, растление людей, когда малограмотные певцы выходят на сцену и устраивают между собой конкурсы. Если есть такоезаведение под названием «Фабрика звезд», то надо закрывать искусство вообще. Точно также о современной эстраде думала и Татьяна Ивановна. Смотрел по телевизору передачу «Призрак оперы», где выступает цвет нашего шоу-бизнеса. В оперетте даже любой новичок поет гораздо лучше, чем эти суперпопулярные певцы. И меня потряс великолепный певец и человек со вкусом Зураб Соткилава, рассыпавшийся в комплиментах перед Ани Лорак, спевшую шмыговскую «Карамболину». «Ани, это прекрасно!». И Роман Виктюк его одернул: «Зураб Лаврентьевич, вспомни Таню Шмыгу...»

После просмотра «Севастопольского вальса» с участием Шмыги зрители в зале рыдали. Ее голос не предназначался для оперы, он был скорее камерным - для малой аудитории.

Лучшие дня

Но особость ее тембра, проникновенность восхищали. Из ансамбля в десять человек я лично моментально отличал Шмыгу по высокой вокальной технике. У выдающегося певца Ивана Семеновича Козловского был голосок крохотного объема, но то, что он пел, было слышно в каждом углу. Это называется полетный звук - он летит. Такую же уникальную особенность голоса имела и Татьяна Ивановна.

- Что она стремилась передать своим ученикам?

У нее не было учеников. О преподавании она всегда говорила: « Я не могу учить, это не мое дело». Весь дар Татьяны Ивановны ушел в ее актерское ремесло. За всю жизнь она обзавелась лишь двумя ученицами, одна их которых сейчас проживает в Австралии, а другая, Татьяна Константинова, работает режиссером театра.

- Спорили, когда обсуждали творческие моменты? Вы ведь написали для Шмыги пять спектаклей

Да, трения возникали, но я их подавлял железной рукой. Говорил: «Не будешь исполнять мое произведение лишь в том случае, если докажешь, что оно невозможно с профессиональной точки зрения».

- Всю жизнь Татьяна Ивановна считала: «Возраст идет по одной улице, а я по другой»...

Молодость ей была дана от Бога - она не делала никаких операций, а выглядела потрясающе. А еще она обладала невероятной работоспособностью. Даже будучи не совсем здоровой, она продолжала играть по 3-4 спектакля в месяц. И каждый раз перед выходом на сцену дрожала как маленькая девочка. А вообще она никогда не философствовала, не погружалась в какие-либо размышления и проблемы. Когда я интересовался ее мнением: «Тань, послушай, что я сочинил. Вот здесь сделать так или так...», она отвечала: «Это твое мастерство - ты и пиши. Мое дело - сыграть...»

- Правда, что Татьяна Ивановна не мыслила себя без мощного женского оружия - каблуков?

Да носила их постоянно, даже домашняя обувь у нее была на каблучке. До сих пор помещения Московского театра оперетты представляют собой катакомбы, капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. И везде крутые лестницы. И вот по ним Шмыга бегала как девочка - цок, цок. Если только в здании отчетливо слышался перестук каблуков, все знали: «О, это Тань- Вань (так шутливо называли Шмыгу коллеги) появилась!»

А если серьезно, она от того и погибла, что все время была на каблуках. На юбилейном вечере, посвященном ее восьмидесятилетию, у нее уже болела нога. Но она провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает. Пела «Карамболину, Карамболетту» в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила роль Виолетты. Размер в размер. Татьяна Ивановна прожила довольно долгую жизнь - 82 года, смогла бы прожить и еще дольше, если бы не действия врачей. Точнее, их бездействие. Они ее убивали. «От чего лечите?» - мучительно допытывался я у них. Они, по-моему, сами не знали...

Татьяну Ивановну Шмыгу часто называют «королевой оперетты», вкладывая в это понятие гармоничное сочетание ее уникального актерского таланта и природной музыкальности, целеустремленности художника и добросердечия человеческой личности, самоотверженного труда и преданного служения единственному в ее жизни театру – Театру оперетты. Имя Шмыги уважаемо и авторитетно в музыкальном мире. Оно давно стало своеобразным брэндом искусства оперетты, а звания, титулы и награды, которых она по праву удостоена, составляют внушительный список.

За без малого шестьдесят лет она стала единственной в истории жанра оперетты народной артисткой СССР (1978 г.), лауреатом государственной премии им. М.Глинки (1974 г.), лауреатом Премии Президента РФ (2001 г.), была награждена Благодарностью Президента РФ (2004 г.), медалями «Ветеран труда» (1983 г.), «50 лет Победы в ВОВ» - (1995 г.), «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), орденами «Знак Почета» (1967 г.), «Трудового Красного Знамени» (1986 г.), «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1998 г.), «За заслуги перед Отечеством III степени» (2008г.)

Её творческая биография на сцене началась в 1953 году. Проучившись сначала на вокальном отделении музыкального училища, а затем в ГИТИСе, молодая Татьяна Шмыга вместе с несколькими выпускниками была приглашена мастером курса Иосифом Михайловичем Тумановым в руководимый им Московский театр оперетты для участия в спектаклях современного репертуара. Но дебютировала она в спектакле классического репертуара – в роли Виолетты в оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра», которую поставил легендарный Григорий Ярон. «Нет у меня никакой биографии», – сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна: «Родилась, училась, теперь работаю». И, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография». Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится напрямую к искусству. В ролях не только биография самой актрисы – в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества. За годы работы в театре из молодой, богато одаренной артистки с редким по красоте голосом, выразительной пластикой, изяществом и грацией, Татьяна Шмыга превратилась в блистательную примадонну оперетты. Но произошло это не само собой, а благодаря упорному труду, высочайшей требовательности и стремлению неустанно совершенствовать свое мастерство.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современниц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях – «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой. В свою работу она вкладывала нечто большее, чем просто профессионализм – глубину психологического содержания образа, интересное толкование роли, свои раздумья о жизни и людях. Она привнесла на опереточную сцену свой особый драматический стиль, основанный на полутонах, нюансах и парадоксе, что превратило заданные схемы в живых людей со всеми их достоинствами и недостатками.

Творческий путь Т.И. Шмыги – это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них – Виолетта («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1954 г.), Тоня Чумакова («Белая акация» И. Дунаевского, 1955 г.), Чана («Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина, 1956 г.), Дези («Бал в Савойе» Абрахама, 1957 г.), Лидочка («Москва-Черемушки» Д. Шостаковича, 1958 г.), Оля («Простая девушка» К. Хачатуряна, 1959 г.), Глория Розетти («Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, 1960 г.), Анжель («Граф Люксембург» Ф. Легара г.), Любаша Толмачева («Севастопольский вальс» К. Листова, 1961 г.), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса, 1962 г.), Делия («Куба – любовь моя» Р. Гаджиева, 1963 г.), Элиза Дулитл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, 1964 г.), Мария («Вестсайдская история» Л. Бернстайна, 1965 г.), Галя («Настоящий мужчина» М. Зива, 1966 г.), Мери Ив («Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, 1967 г.), Галя Смирнова («Конкурс красоты» А. Долуханяна, 1967 г.), Дарья Ланская («Белая ночь» Т. Хренникова, 1968 г.), Нинон («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1969 г.), Вера («Нет меня счастливей» А. Эшпая, 1970 г.), Марфа («Девичий переполох» Ю. Милютина, 1971 г.), Зоя-Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана, 1976 г.), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» Ильина, 1977 г.), Диана-актриса («Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» А. Кремера, 1977 г.), Роксана («Неистовый гасконец» Кара-Караева, 1978 г.), Сашенька («Господа артисты» М. Зива, 1981 г.), а также главные роли в опереттах: «Катрин» А.Кремера (1984 г.), «Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха (1988 г.), «Джулия Ламберт» А. Кремера (1993 г.) и «Джейн» А. Кремера (1998 г.)… Перечислить даже самые известные роли, сыгранные Татьяной Ивановной на сцене театра оперетты, нет возможности, ибо репертуар ее огромен и охватывает собой целую эпоху в истории жанра. Татьяна Шмыга была частым и желанным гостем радио и телевидения. После выхода на экраны фильма Э.Рязанова «Гусарская баллада», где она сыграла французскую актрису мадемуазель Жермон, число ее поклонников возросло во много раз, а песенка Жермон, блистательно исполненная Шмыгой, стала одним из эстрадных «хитов».

Народная артистка СССР Татьяна Шмыга была, несомненно, главной актрисой не только Московской оперетты, но и самого жанра в целом. Ее великолепное мастерство, блистательная игра служат примером для подражания. В течение ряда лет она преподавала в ГИТИСе, готовя новое поколение актеров жанра, которому она отдала свое сердце.

Т.атьяна Шмыга относилась к той категории театральных артистов, которые никогда не останавливаются на достигнутом. До самого последнего времени она много и активно выступала на сцене. Величайшая актриса Англии Джулия Ламберт из мюзикла А.Кремера «Джулия Ламберт» или преданная любви и своему сержанту Лефевру Катрин из оперетты «Катрин» А.Кремера, роскошная вдова промышленника Джейн Фаулер из мюзикла «Джейн», специально написанного композитором А.Кремером для Татьяны Шмыги, все эти героини, виртуозно сыгранные замечательной артисткой уже вошли в историю музыкального театра. А исполнение в «Большом канкане» вместе с Герардом Васильевым дуэта Сильвы и Эдвина из оперетты И.Кальмана «Сильва» может служить ярким примером виртуозного владения вокальной техникой, вне зависимости от возраста.

Татьяна Шмыга попробовала свои силы в драматическом театре – явление достаточно редкое в театральной практике, актеры музыкального театра нечасто играют в драматических спектаклях. Поставленный народным артистом СССР Владимиром Андреевым на сцене театра им. Ермоловой спектакль «Перекресток» («Варшавская мелодия – 98») по пьесе Л.Зорина стал заметным театральным событием в Москве. В нем раскрылся замечательный драматический талант актрисы оперетты, причем Т.атьяна Шмыга, также как и в спектаклях Московской оперетты, играла свою роль без дублеров.

В одном из интервью режиссер Роман Виктюк на вопрос, кто для него является «ангелом» в оперетте, сказал: «Конечно, Татьяна Шмыга! Я помню Шмыгу в ее первых ролях. Для меня она была почти религиозным мостом между жизнью и театром с ее невероятной любовью к жизни, которая не угасла по сей день». Яркий, самобытный талант замечательной актрисы, ее огромный вклад в развитие не только жанра оперетты, но и всего российского театра в целом не раз отмечался высокими правительственными наградами. Но для актрисы всегда самым важным мерилом успеха была любовь зрителей, признание ими ее таланта, ее богатой и неподражаемой творческой жизни в искусстве.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры