Борис акимов хиромант как попасть прием. Борис Акимов: как погадать по руке на любовь

Главная / Любовь

5 и 6 июня 2018 в Москве, на Исторической сцене Большого театра России, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации пройдет 26-й Международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс».

Зрители увидят самые яркие работы в хореографии за прошедший год.

В шорт-листе премии в этом году - 26 номинантов, среди которых - восемь хореографов, шесть балерин, семь танцовщиков, три композитора и два сценографа.

Лидером по числу номинаций стал балет Большого театра «Нуреев» на музыку Ильи Демуцкого, в хореографии Юрия Посохова, в режиссуре и сценографии Кирилла Серебренникова.

Среди балерин на приз «Бенуа де ла Данс» номинирована Светлана Захарова за партию Анастасии в «Иване Грозном» в Большом театре. Также в список номинанток вошли: Аманда Гомес из Казанского театра оперы и балета, Дрю Джакоби из Королевского балета Фландрии, Юргита Дронина из Английского национального балета, Ако Конодо из Австралийского балета и Сэ-Ын Пак из Балета Парижской оперы.

Обладателями награды среди танцовщиков могут стать: премьер Большого театра Владислав Лантратов, номинированный за исполнение заглавной партии в «Нурееве», а также Кевин Джексон из Австралийского балета, Пабло Легаса из Балета Парижской оперы, Микеле Сатриано из Балета Римской оперы, Исаак Эрнандес из Английского национального балета, Даниэль Камарго и Марайн Радемакер из Национального балета Нидерландов.

В композиторской номинации представлены: Жорже Ду Пейше, Берна Сеппас и Илья Демуцкий. Среди хореографов на приз претендуют: Марко Гекке, Дебора Колкер, Джон Ноймайер, Михаил Барышников, Александр Экман, Лоран Илер, Тьерри Маланден и Юрий Посохов. В номинации сценографов заявлены Гринго Кардия и Кирилл Серебренников.

5 июня, помимо номинантов премии, в вечере примут участие прима-балерина Берлинского государственного балета Полина Семионова и прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова. На сцену выйдут танцовщики Парижской оперы Людмила Пальеро и Юго Маршан.

Анна Ладере и Эдвин Ревазов выступят с отрывком из гамбургской «Анны Карениной» Джона Ноймайера. Дуэт из «Кармен» Ролана Пети исполнят Микеле Сатриано и Наталия Кущ из Римской оперы, а па-де-де из «Дон Кихота» станцуют премьеры Английского национального балета Юргита Дронина и Исаак Эрнандес.

6 июня состоится гала-концерт звезд балета - лауреатов разных лет «Петипа посвящается! Классика глазами современных хореографов». В программу войдут как классические, традиционные фрагменты из балетов Мариуса Петипа, так и неоклассические версии.

В этот день на сцену Большого театра выйдут Мария Кочеткова, Полина Семионова, Иван Зайцев, Татьяна Мельник, Бруклин Мак, Екатерина Крысанова, Денис Родькин, Софиан Сильве, Карло Ди Ланно, Дэвид Доусон, Люсия Лакарра, Хосуэ Ульяте, Виктор Ульяте, Джэ-У Ли, Наталия Осипова и Джейсон Киттельбергер.

В рамках гала-концерта «Петипа посвящается! Классика глазами современных хореографов» будут представлены и мировые премьеры: сюита Фей из пролога «Спящей красавицы» Дрю Джакоби, дуэт из «Проделок Амура» в исполнении Игоне-Де Йон и Даниэля Камарго, а также «Па де Петипа» в исполнении Виктории Терёшкиной и Ксандера Париша.

Международный балетный приз «Бенуа де ла Данс» (Benois de la dansе), известный в мире как балетный «Оскар», присуждается ежегодно за наиболее выдающиеся работы в области хореографии за минувший год. Приз Benois de la dansе учрежден в 1991 году в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии (ныне Международный союз деятелей хореографии) и представлен впервые в том же году на сцене Большого театра России.

С первого дня существования программы ее художественным руководителем и председателем жюри является президент Международного союза деятелей хореографии, выдающийся хореограф Юрий Григорович.

Дирекция и организатор программы - общественная некоммерческая организация «Центр Бенуа». Автор статуэтки приза - известный скульптор Игорь Устинов, представитель прославленного семейства Бенуа.

В 1996 году приз включен в программу ЮНЕСКО «Всемирное десятилетие культуры». В 2002 году Министерство культуры Российской Федерации включило проект в федеральную программу «Культурное наследие России». В 2009 проект «Бенуа де ла Данс» получил патронат и право на логотип Европейского культурного парламента как программа международного значения.

Международная балетная премия «Бенуа де ла данс» (Benois de la danse) в 25-й раз назвала победителей и представила триумфаторов прошлых лет. Два концерта - «Новые лауреаты» и «Звезды «Бенуа де ля данс» подвели итоги четвертьвекового пути, пройденного командой этого популярного приза.

Концерт звезд на исторической сцене Большого театра парадно завершился «Классическим па-де-де» Гзовского в исполнении хозяев площадки Ольги Смирновой и Семена Чудина, а до того представил сочинения грандов мировой хореографии - Ролана Пети, Мориса Бежара, Ханса ван Манена, Начо Дуато, Уэйна МакГрегора, Каролин Карлсон. Еще один полноправный участник этого списка сам появился на сцене. Прославленный швед Матс Эк вместе с не менее знаменитой супругой Аной Лагуной показал «Память» на музыку Ника Рельке, в которой двое уже немолодых людей вспоминают прошедшее, грустят о несвершившемся и надеются на будущее. Уже за одну эту пронзительную композицию «Бенуа де ла данс» можно простить все конъюнктурные и организационные грехи.

К чему этот неюбилейный пассаж? К тому, что театральная общественность оценивает «Бенуа де ла данс» по-разному. Противники проекта утверждают, что звание балетного «Оскара», которым иногда жонглируют, она носит незаслуженно - дескать, отборщиков тут нет, номинантов называют члены жюри, они же определяют победителей. Сторонники указывают на бескорыстный характер начинания - артисты, приезжающие на гала-концерты, выступают бесплатно, весь сбор - немалый, учитывая цены на билеты в Большой театр, - идет в пользу артистов-ветеранов.

Истина, как всегда, посередине. С одной стороны, мероприятие, подводящее итоги прошедшего сезона и отмечающее его лучших представителей, действительно можно назвать корпоративным. Бессменный председатель жюри Юрий Григорович из года в год приглашает в судьи своих коллег - худруков и директоров, а они, в свою очередь, выдвигают номинантов из подведомственных им театров. С другой - у патриарха мирового балета столько разнообразных друзей и почитателей, что диапазон стилей, жанров и исполнителей - а это гарантия зрительского интереса - премии обеспечен. Даже при том, что зрителям не всегда удается посмотреть композиции, за которые участники номинированы: уставом приза предусмотрены замена номера и даже отсутствие лауреата по болезни или занятости.

Что касается юбилейного вручения, то оно продемонстрировало все плюсы и минусы этого незаурядного проекта. Собравшиеся так и не увидели достижения победительницы в номинации «Лучший хореограф» Кристал Пайт, удостоенной награды за постановку балета «Канон сезонов» в Парижской опере. В то же время наличие в программе сочинений ее конкурентов Алексея Ратманского (дуэт из балета «Семь сонат» в исполнении солистов Балета Сан-Франциско Лорен Стронджин и Джозефа Уолша) и Сиди Ларби Шеркауи (дуэт из балета «Дидона и Эней», солисты - Дрю Джакоби и Матт Фоли) заранее гарантировало яркие впечатления. Особенно хороша была не виданная ранее на московской сцене композиция из «Дидоны». Если и весь балет сделан на подобном уровне, то марроканца из Фландрии можно смело зачислять в высшую хореографическую лигу, где давно и заслуженно обретается Ратманский.

Звание лучшего танцовщика по праву разделили Уго Маршан, представляющий «Гранд-опера», и премьер Большого театра Денис Родькин, сорвавший овацию за дуэт из «Дамы с камелиями» (партнерша - Нина Капцова). Лучшей танцовщицей жюри признало этуаль Парижской оперы Людмилу Пальеро, которая в Москву не приехала. Приз с ней разделила малоизвестная балетному миру Мария Риккето (Национальный балет Уругвая), и это явно конъюнктурное решение, призванное поддержать латиноамериканскую труппу.

Публика выдала выступающим свои призы зрительских симпатий, то есть особо бурные аплодисменты. По-настоящему завели зал два номинанта - прыгучий, как мячик, солист Вашингтонского балета Бруклин Мак (па-де-де Дианы и Актеона, партнерша Айрано Кимура) и экспрессивная кореянка Сеюл Ки Пак (дуэт Фригии и Спартака, партнер Дже У Ли).

Муза Джона Крэнко и Джона Ноймайера Марсия Хайде получила приз в самой почетной номинации «За жизнь в искусстве».

Я верю, лучшее еще впереди, - заявила балерина и продемонстрировала залу приз-статуэтку работы Игоря Устинова.

С этой скульптурой, изображающей танцующую пару, оказалась связана единственная мировая премьера нынешней концертной дилогии. Вечер лауреатов открылся композицией Toi Moi («Ты и я») на музыку Игоря Демуцкого в хореографии Юрия Посохова (исполнители - Виктория Джайани и Джозеф Уолш). Постановщик явно вдохновлялся созданиями Леонида Якобсона и Бориса Эйфмана, оживлявших скульптурные изображения Родена. Правда, его предшественники, дав артистам потанцевать, всё же собирали тела в итоговую позу. Посохов же, совершив экскурс по различным телоположениям, этим финалом пренебрег: возможно, решил, что за 25 лет зрители и так запомнили, как выглядит приз «Бенуа де ла данс».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры