Чем отличается гармонь хромка от других. Гармонь (гармошка) — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Главная / Любовь

Русская гармонь хромка с клавиатурами 25×25

Гармо́нь (разговорное — гармошка, греч. ἁρμονικός — созвучный, стройный, гармоничный) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

История

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Также некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям искусствоведа Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Существуют и другие взгляды на этот вопрос.

Гармонь считается народным инструментом татар со второй половины XIX века.

Гармонь в годы Великой Отечественной войны

В конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа советских солдат, было отправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года — уже более 60 000 (согласно директиве Наркомата Обороны).

Отличительные особенности

По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:

  • Гармони могут иметь определённую тональность, например Ля, До, Ре, Фа — это означает тональность мажорной гаммы (у некоторых гармоней — минорной гаммы ), которую можно извлекать на гармони.
  • Как правило, на гармони можно получать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков — как у гармони хромки .
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Разновидности

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Народные гармони

Русские гармони

Гармонь «Кубань»

Упрощенный вид гармони. Размер клавиатур: 23х12. В басовой клавиатуре имеет 6 нот: До-Мажор, Фа-Мажор, Соль-Мажор, Ля-Минор, Ре-Минор, Ми-Мажор. В правой клавиатуре существуют 3 октавы: Малая октава, 1 октава, 2 октава (до ноты Ля). Ремень в основном кожаный, на правое плечо. Окраска: темно-красное лакированное дерево или чисто зеленый вариант. Широко распространена в России и Украине. Изготавливалась во времена СССР Росмузпром-Армавирской Фабрикой. Ее цена на тот момент составляла 26 рублей.

Хромка

Гармонь хромка, в большинстве случаев, имеет правую и левую клавиатуру с 25 кнопками в каждой (25×25).

Тальянка

Сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12−15 кнопок, на левой — три. Левые три клавиши издают звон колокольчиков. Два колокольчика наподобие велосипедного колокольчика расположены также слева. В России тальянку можно считать любимым народным музыкальным инструментом татарского народа.

Другие виды

Вятская, саратовская, елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие виды.

Других народов

  • Кавказские: осетинская (фæндыр ), грузинская (дол-гармони ), азербайджанская или ориентальная гармонь.
  • Других народов России: татарская (татар гармун), марийская гармонь (марла-кармонь).

Звук при сжатии-разжатии меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:

  • С разными звуками: тульская хроматическая (изобрёл — Николай Белобородов совместно с Леонтием Чулковым), саратовская, черепашка, бологоевская, немецкие («немки»), венские («венки») и др.
  • С одинаковыми звуками: хромка, вятская, ливенская («ливенка»), вологодская, елецкая рояльная, сибирская, восточные гармони (татарские, кавказские) и др.

Гармонь, или гармошка - это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара - меха

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень...

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка!

Поэзия российских деревень!

В 1780 г. петербургский мастер Киршник высказал идею о создании музыкального инструмента с язычками и указал на способ извлечения звука, который теперь применяется во всех язычковых музыкальных инструментах .


Основной считается версия о том,что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название "северянка"(не буду утверждать точно,но,возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).


Гармонь - один из любимых музыкальных инструментов русского народа.


Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды гармоней, которые пользуются популярностью в нашей стране.


ХРОМКА: ПОЛУЧИТСЯ ЛИ НА НЕЙ СЫГРАТЬ ХРОМАТИЧЕСКУЮ ГАММУ?

Именно с хромкой многие россияне ассоциируют слово «гармонь». Некоторые «подкованные» с музыкальной точки зрения люди удивляются одному факту: звуковой ряд хромки основан на мажорной гамме, при этом гармошка называется хроматической.


1 - язычок; 2 - проемный клапан; 3 - голосовая планка; 4 - входная камера аккордов; 5 - входная камера басов; 6 - входные камеры мелодии; 7 - мех; 8 - левый полукорпус; 9 - правый полукорпус; 10 - гриф; 11 - кнопки клавиатуры мелодии; 12 - сетка; 13 - кнопки клавиатуры аккомпанента

На ней не сыграть всех бемолей или диезов, но всё-таки имеется 3 полутона в правом верхнем углу клавиатуры.

Сердцем гармошки являются голосовые планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд на планочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках (правая или левая), которые соеденены между собой мехами. Меха имеют свойство складыватся с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же, имеет в устройстве свои нюансы и различия.

Схема нот на гармони хромка 25x25.



Аккорды на гармони хромка 25x25:

Правая сторона мелодии:

Существует несколько разновидностей хромки, самыми известными из которых являются нижегородская хромка, кирилловская хромка и вятская хромка. Они все имеют одинаковое оформление, а вот звучание у каждой из этих разновидностей своё, уникальное. Поэтому их очень легко отличить на слух.


ТУЛЬСКАЯ ОДНОРЯДКА: ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЗВУК НЕ ОДИНАКОВ, КОГДА МЕХА РАСТЯГИВАЮТСЯ И СЖИМАЮТСЯ…

Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, народный инструмент. Звуковые возможности большинства гармоней определяются интервальной структурой звукоряда, но в случае с «Гостьей из Тулы» определяющим фактором является соотнесенность с движением меха.

Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них - количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки.


ЕЛЕЦКАЯ ГАРМОНЬ: ГАРМОНЬ-ПОЛУАККОРДЕОН?

Некоторые виды гармоней не являются таковыми «в чистом виде», один из примеров такого инструмента - Елецкая гармонь. Её нельзя назвать «чистокровной» гармонью, поскольку она считается прямым предком аккордеона. Правая клавиатура инструмента имеет бемоли и диезы, то есть полную хроматическую гамму. Левую клавиатуру можно назвать выносным грифом с аккордами и клавишами басов.

За всё время своего развития, а первая Елецкая гармонь появилась в далеком 19-м веке, менялась её функциональная часть и внешний вид. Но одно всегда оставалось неизменным - великолепные музыкальные и технические возможности.


ЧЕРЕПАШКА: ЛЮБИТЕЛЯМ МАЛЕНЬКИХ ГАРМОШЕК

Главная особенность инструмента - компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш, диапазон более современных вариантов увеличился благодаря расширению клавиатуры до 10 клавиш. Строй гармони - диатонический, при сжатии и разжиме мехов издаются разные звуки.


Есть несколько разновидностей Черепашки: «с четырьмя клавишами», «Черепашка Невского» и «Черепашка Варшавского». Последний вариант считается самым современным, все соответствующие язычкам и мелодиям клавиши перенесены в нем с левой клавиатуры на правую.


Тульская хроматическая гармоника - гениальное изобретение тульского музыканта Белобородова. Изготовлена в 1875-1878 годах «гармонных дел мастером» Л.А.Чулковым по эскизам Белобородова и при непосредственном его участии. Это двухрядная гармоника с полной хроматической гаммой, не с семью (как у обычной гармоники), а с 12-ю звуками. Это делает звучание более полным, расширенным.


Эти и другие разновидности гармоней, такие как русская «венка», тальянка, псковская резуха и другие, были, есть и остаются любимейшими инструментами русских жителей, не смотря на то, что с момента появления гармоней прошло более 150 лет!


История

Хромка появилась в самом конце XIX века и изначально назывались «северянка». Только по прошествии 15-20 лет её стали называть хромкой из-за сходства с другими, действительно хроматическими ручными гармониками (например - баяном) в том, что высота звуков при смене направления меха (сжиме-разжиме) у этих инструментов и у хромки не меняется.

В начале своего появления, на правой клавиатуре хромки имелась 21 клавиша, на левой клавиатуре - 12 клавиш с отдельными звуками (басами) и аккордами (схема 3) . После, длительный период времени, на правой клавиатуре размещали 23 клавиши. В настоящее время, наиболее распространённым видом гармони хромки является хромка с 25-ю клавишами в правой и 25-ю клавишами в левой клавиатуре (условное обозначение: 25×25 ) .

В 1925-30 годы гармонь хромка окончательно вытеснила из массового использования двухрядную венскую гармонь («венку») , и до настоящего времени стала основным видом русской гармони .

Клавиатуры

Гармонь хромка имеет определённую, из нескольких возможных, тональность, например Ля, До, Ре, Фа - это означает тональность мажорной гаммы , которую можно извлекать на гармони.

Примечание : приведённые ниже примеры нот соответствуют гармони с тональностью До .

Несмотря на своё название, гармонь хромка (сокращение от слова хроматическая ) является диатоническим музыкальным инструментом, то есть звукоряд данной гармони основан на диатонической натуральной мажорной (и параллельной ей минорной) гамме. Мажорная гамма имеет ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си ; минорная гамма: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль .

Вертикальные ряды кнопок у правой и левой клавиатур нумеруются, начиная от меха.

Правая

Схема 1
2 1
Ми 2
Фа 2
Соль 1
Ре 1
До 1
Фа 1
Ми 1
Ля 1
Соль 1
До 2
Си 1
Ми 2
Ре 2
Соль 2
Фа 2
Си 2
Ля 2
Ре 3
До 3
Фа 3
Ми 3
Ля 3
Соль 3
До 4
Си 3

Схема 1. Условные обозначения: нижний индекс рядом с нотами означает номер октавы.

На правой клавиатуре исполняется мелодия . Количество вертикальных рядов кнопок - 2, количество кнопок - 25.

Диапазон правой клавиатуры - три мажорных гаммы (3 неполных октавы), тональность которых соответствует тональности гармони: звуки от До первой октавы до До четвёртой октавы .

Отдельно, в самом верху клавиатуры, располагается 3 дополнительных хроматических (альтерированных) звука: Соль-диез первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У хромки с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль .

Левая

Схема 2
1 2 3
Фа 7 Ре
7 Си
Ля Ре
Си
Си 7 Соль
7 Ми
До Соль
Ми
Ре Б До
М Ля
Ми До
Ля
Фа Б Фа
М Ре
Соль Фа
Ре
Ля

Схемы 2 и 3. Условные обозначения: Б - мажорное трезвучие, М - минорное трезвучие, 7 - септаккорд. Ноты относятся к большой октаве .

На левой клавиатуре исполняется сопровождение для мелодии (аккомпанемент). Количество вертикальных рядов кнопок - 3, количество кнопок - 25.

Диапазон левой клавиатуры - одна мажорная гамма (басовые (низкие) ноты от До до Си большой октавы), тональность которой соответствует тональности гармони, и один хроматический звук Фа-диез .

Первый вертикальный ряд кнопок (самый ближний к меху) называется вспомогательным , в нём располагаются кнопки только с определёнными басовыми звуками, которые повторяются, кроме самой верхней кнопки Фа-диез , в двух других вертикальных рядах клавиатуры. Звуки Ля и Ре дублируются трижды. Дублирование кнопок необходимо для удобства игры на гармони.

Кроме отдельных басовых звуков, в левой клавиатуре также имеются кнопки, при нажатии которых звучит целый аккорд, а именно:

  • Три мажорных трезвучия : Фа, До, Соль - в третьем ряду.
  • Два минорных трезвучия : Ре, Ля - во втором ряду.
  • Три септаккорда : Ре - в третьем, Ми, Си - во втором ряду.

У некоторых видов хромок в левой клавиатуре располагается только 12 кнопок, строй которой совпадает со строем клавиатуры с 25-ю кнопками, только без ближнего к меху вертикального ряда (не три, а два вертикальных ряда кнопок) и двух самых верхних горизонтальных рядов (схема 3) .

Исполнители

Примечания

Литература

  • Мирек А. М. … И звучит гармоника. - М .: Советский композитор, 1979. - 176 с.
  • Мирек А. М. Справочник по гармоникам. - М .: Музыка, 1968. - 131 с.
  • Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. - 2-е издание. - М .: Лёгкая индустрия, 1974. - 288 с.
  • Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. - 2-е издание. - М .: Лёгкая индустрия, 1971. - 248 с.
  • Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. - М ., 1997. - 247 с.
  • Бажилин Р. Н. Самоучитель на двухрядной хроматической гармонике. - Нотное издание. - М .: Издательский дом В. Катанского, 2004. - 112 с.
  • Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш . - Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. Изд-во: Советская энциклопедия. - М .: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672 с. - ISBN 5-85270-254-4
  • ГОСТ 25992-83 - Инструменты музыкальные язычковые. Общие технические условия.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Дело даже не в трех полутонах в верхней части правой клавиатуры – ее звуковой ряд не позволяет причислить инструмент к хроматическим.

Все просто: когда известная нам хромка начала свое восхождение на вершины хит-парадов начала 20 века, был изобретен баян, который по факту и является типичной хроматической гармоникой. Сложно было не обратить внимания на схожесть этих двух инструментов в том, что при смене направления меха высота звука не изменяется – в результате уменьшительно-ласкательный эпитет «хромка» закрепился за гармоникой с мажорным звукорядом. Это, конечно, распространенная ошибка, но не будем относиться слишком строго к таким неточностям – история знает немало подобных примеров. В США вообще баян воспринимается не иначе как кнопочный аккордеон, хотя это не совсем верно.

Есть один момент в пользу сторонников хроматического происхождения хромки – в довоенное время широкое распространение имели инструменты не с 25, как сегодня, а с 27 клавишами правой клавиатуры. Соответственно, такие гармони располагали пятью полутонами, что делало их возможности гораздо более широкими. Да, впоследствии хромка «похудела» на пару клавиш, но не переименовывать же ребенка из-за того, что он изменил прическу, верно?

То, что хромки со временем практически полностью вытеснили все остальные русские гармони, хоть и являет собой достаточно прискорбный факт, однако говорит в пользу знаменитой двухрядки. Кстати, двухрядкой хромку можно назвать только с конструкторской точки зрения – диатонический звукоряд относит ее скорее к стандартным однорядным инструментам.

Современные производители могут предложить самые разные вариации хромки: шуйские (такие известные модели «Чаек» как , и C48 XLi), тульские (301М , Куликово поле), а также белорусские, кировские, вологодские гармоники – при этом доступна стандартная комплектация и экземпляры, исполненные в соответствии с пожеланиями клиента.

Индивидуальные изменения могут касаться как внешнего вида инструмента, так и его звукоряда и настроек. Так, в последнее время профессиональные гармонисты все чаще возвращаются к моделям с пятью или даже семью полутонами. То же самое можно сказать и о розливе, который при правильном оформлении усиливает полетность звука гармони и обогащает ее тембр. Несмотря на то, что практикующие музыканты чаще всего предпочитают лично настраивать розлив, количество биений может быть задано в соответствии с пожеланиями заказчика.

Описать все особенности хромки в одном материале невозможно – да и стоило ли пытаться? Если вам по вкусу звучание этого чудесного инструмента, то заглянуть ему в душу получится только при личном общении. Поэтому дерзайте – и будет вам счастье.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры