Что такое обертон у юного робертино лоретти. Биография

Главная / Любовь

Робертино Лорети (итал. Roberto Loreti; 22 октября 1946 года, Рим, Италия), известный как Робертино и Робертино Лоретти - итальянский певец, в подростковом возрасте (в первой половине 1960-х годов) завоевавший мировую известность.

Робертино Лорети (Roberto Loreti)
Полное имя Роберто Лорети
Дата рождения 22 октября 1946
Место рождения Рим, Лацио, Италия
Страна Италия
Профессии певец
Певческий голос
дискант (в детстве), баритональный тенор
Псевдонимы
Robertino
Лейблы
Triola Records

Роберто Лорети родился 22 октября 1946 года в Риме в семье штукатура Орландо Лорети пятым из восьмерых детей. Музыкальная одарённость мальчика проявилась чрезвычайно рано, но поскольку семья была небогатой, Робертино, вместо того чтобы заниматься музыкой, старался зарабатывать деньги - пел на улицах и в кафе. В раннем детстве снялся в эпизодических ролях в фильмах «Анна» (1951) и «Возвращение дона Камилло» (1953). В шесть лет он стал солистом церковного хора, где получил азы музыкальной грамоты, а с восьми лет пел в хоре Римского оперного театра. Однажды на представлении оперного спектакля «Убийство в кафедральном соборе» композитора Ильдебрандо Пиццетти в Ватикане Папа Римский Иоанн XXIII был так растроган исполнением Робертино сольной партии, что пожелал лично с ним встретиться.

Когда Роберто было десять лет, его отец заболел, и мальчик стал работать помощником у булочника. Он разносил готовую выпечку и пел, и вскоре владельцы местных кафе начали соперничать за право, чтобы он выступал именно у них. Однажды Робертино пел на празднике печати и получил первый в своей жизни приз - «Серебряный знак». Потом он участвовал в радио-конкурсе непрофессиональных певцов, где завоевал первое место и золотую медаль.

В 1960 году во время проведения XVII Летних Олимпийских игр в Риме его исполнение песни «’O sole mio» в кафе «Гранд-Италия» на площади Эседра услышал датский телепродюсер Сайр Вольмер-Сёренсен (1914-1982), который и дал толчок его профессиональной певческой карьере (под именем Robertino). Он пригласил будущую мировую «звезду» к себе в Копенгаген, где буквально через неделю состоялось выступление в телешоу и подписан контракт на запись и выпуск пластинок с датским лейблом Triola Records. Вскоре вышел сингл с песней «’O sole mio», который стал золотым. Гастроли по Европе и США прошли с огромным успехом. В Италии его сравнивали с Беньямино Джильи, а французская пресса величала его не иначе, как «новый Карузо». Во время первого визита во Францию президент Шарль де Голль пригласил его выступить на специальном гала-концерте мировых звёзд во дворце Шансельри. Вскоре популярность Робертино достигла и стран Восточной Европы, включая СССР, где также были выпущены его пластинки, несмотря на то, что первая его поездка туда состоялась лишь в 1989 году.

По мере взросления голос Робертино изменился, утратив детский тембр (дискант), но певец продолжил эстрадную карьеру уже с баритональным тембром. В 1964 году семнадцатилетним юношей он вышел в финал 14-го фестиваля в Сан-Ремо с песней «Маленький поцелуй». В 1973 году Лорети решил сменить род занятий. На протяжении 10 лет он занимался кинопродюсированием и коммерцией, неподалёку от своего дома открыл магазин продовольственных товаров. Однако в 1982 году Роберто Лорети вернулся к гастрольной деятельности.

Робертино Лорети продолжает петь, ездит с концертами в Россию, Норвегию, Китай, Финляндию. С 2011 года Маэстро Роберто участвует в проекте «Робертино Лорети. Возвращение навсегда», автором которого является Сергей Апатенко. Проект осуществляется силами поклонников звезды. В рамках проекта проходят не только концерты и творческие встречи, но и мастер-классы для подрастающих талантов, а также открытие музыкальных и вокальных школ, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Кроме того, под патронатом Роберто Лорети прошел детско-юношеский фестиваль вокального мастерства «СОЛЕ МИО».

В рамках проекта «Возвращение навсегда» в 2012 году прошли турне Роберто Лорети по городам Южного Федерального округа, в 2013 и в 2014 годах в Москве, Санкт-Петербурге, в столицах прибалтийских государств.

В 2015 году состоялась презентация книги-автобиографии «Однажды это случилось со мной...» «Нищета и восхождение на Олимп славы, фанатичная любовь поклонников и интриги, слава и разочарование - всё это пришлось пройти мне и не помешало остаться человеком» - написал Роберто.

По мотивам книги будет написан сценарий и снята художественная кинолента. Первые главы книги опубликованы в центральных СМИ.

В рамках проекта итало-российская группа сняла документальный фильм «Настоящие итальянцы» «Итальяни Вери» (автор М. Раффаини) с участием Лорети, Кутуньо, Аль Бано, Фольи, Булановой, Светиковой, Апатенко и др. Фильм получил приз на фестивале в Болонье в 2013 году. С 2014 года фильм презентован в России.

Jamaica 2013
O sole mio 1996
Un bacon piccolissimo 1994
Mama 2013
Torna a Surriento 1996
Era la donna mia 1996
и много других.

Дискография

Пластинки, выпущенные в СССР

Граммофонные пластинки (78 об./мин)[править | править вики-текст]
Год
изготовления
матриц №
матриц Песни Диаметр
1962 39487 Солнце моё (Э. Куртис) 25 см
39488 Вернись в Сорренто (неаполитанск. Torna a Surriento, Э. Куртис)
1962 0039489 Попугай 20 см
0039490 Ямайка
1962 39701 Трубочист (итал. Spazzacamino, итальянская народная песня) 25 см
39702 Колыбельная (итал. La ninna nanna, итальянская народная песня)
1962 0039747 Уточка и мак (А. Маскерони) 20 см
0039748 Мама (неаполитанская песня)
1962 39749 Санта Лючия 25 см
39750 Душа и сердце (неаполитанск. Anima e cuore, С. Д’Эспозито)
1962 39751 Ласточка 25 см
39752 Подарок
1963 0040153 Девочка из Рима 20 см
0040154 Черазелла
Долгоиграющие пластинки (33 об./мин)[править | править вики-текст]

Робертино Лорети и Марио Треви в 1964 году
Год
изготовления
матриц № каталога Песни Диаметр
Формат
1962 Д 10835-6 Поёт Робертино Лоретти
Солнце моё (Э. Капуа)
Аве Мария (Ф. Шуберт)
Мама (итал. Mamma), неаполитанская песня
Душа и сердце (неаполитанск. Anema e core, Д. Эспозито)
Попугай (итал. Papagallo), итальянская песня
Санта Лючия, итальянская песня
Ямайка (итал. Jamaica), итальянская песня
Маки и гусыни (итал. Papaveri e papere, А. Маскерони)
Вернись в Сорренто (неаполитанск. Torna a Surriento, Э. Куртис)
10"
гранд
1962 Д 00011265-6
Подарок (итал. Per un bacio piccino)
Трубочист (итал. Spazzacamino)
Ласточка (итал. Rondine al nido)
Колыбельная (итал. Ninna nanna)
7"
миньон
1962 Д 00011623-4
Письмо (итал. Lettera a Pinocchio)
Девочка из Рима (итал. Romanina del Bajon)
О моё солнце
Черазелла (итал. Cerasella)
7"
миньон
1963 Д 00012815-6
Серенада (итал. Serenada, Ф.Шуберт)
Счастье (Л.Керубини)
Голубка (итал. La paloma, Ардо)
Огненная луна (итал. Luna rossa, А.Крещенцо)
7"
миньон
1986 М60 47155-6 Робертино Лоретти «Душа и сердце»
Солнце Моё (Э. ди Капуа - Дж. Капурро)
Аве Мария (Ф. Шуберт)
Мама (итал. Mamma, Ч. Биксио - Б Керубини)
Душа и сердце (итал. Anema e core, С. д’Эспозито)
Трубочист (итал. Spazzacamino, Э. Рускони - Б. Керубини)
Голубка (итал. La paloma, С. Ирадьер, обработка Ардо)
Попугай (итал. Papagallo, Б. Хойер - Г. Рокко)
Санта Лючия (Т. Котро - Э. Коссович)
Ямайка (итал. Jamaica, Т. Вилли)
Уточка и мак (итал. Papaveri e papere, А. Маскерони)
Вернись в Сорренто (Э. де Куртис - Дж Б. де Куртис)
Госпожа Удача (итал. Signora Fortuna, Франья - Б. Керубини)
Колыбельная (итал. La ninna nanna, И. Брамс)
12"
гигант
Робертино Лорети в популярной культуре[править | править вики-текст]
Популярность юного певца нашла отражение в различных областях культуры. Песни в исполнении Робертино Лорети, равно как и упоминания о нём самом, неоднократно использовались в советском и российском кинематографе. Так, фонограмма песни «Ямайка» (1962) звучит в таких фильмах, как «Знакомьтесь, Балуев» (1963), «Москва слезам не верит» (1979), «Маленький гигант большого секса» (1992), «Брат» (1997), а также в новелле «Дачурка» сатирического киноальманаха «Большой фитиль». Робертино Лорети упоминается в картинах «Я шагаю по Москве» (1963) и «Мальчики» (1971).

Знаменитый певец из Италии Робертино Лоретти стал «звездным ребенком» благодаря своему уникальному голосу. В возрасте восьми лет на него уже обрушилась национальная слава, а к десяти годам он получил всемирную известность. Судьба у юного певца получилась тернистая, ведь общеизвестно, что у славы и признания в любом возрасте есть обратная сторона медали – постоянная работа с изматывающим графиком и нескончаемым напряжением.

Настоящее имя певца – Роберто. Он вырос в Италии в семье со скромным достатком. У мальчика было 7 братьев и сестер. Музыкальные способности у Робертино проявились с самого маленького возраста, но родители не могли уделять достаточного количества времени для их развития.

Мальчик начинает подрабатывать выступлениями на улице и в кафе, затем он начинает петь в церковном хоре. Здесь его замечают продюсеры, он снимается в эпизодических ролях в нескольких фильмах, получает возможность стать участником музыкальных конкурсов талантов, которые успешно выигрывает.

Началом профессиональной карьеры Робертино можно считать исполнение песни-гимна на Олимпийских играх в Риме. Мальчику было 13 лет, когда с ним подписал контракт известный продюсер из Дании.


Юный возраст играл на руку Робертино – он был чистым и невинным, как и его голос. Мальчика ждал оглушительный успех – он записывал песни и выпускал альбомы, его приглашали в качестве специального гостя на самые крупные и масштабные концерты. Рост популярности певца был ошеломительным. Его фото и пластинки были везде, по нему сходили с ума поклонницы. Его творчество ассоциировалось с самой жизнью и живительной силой искусства.

График выступления юноши был сумасшедшим, гастролировал Робертино по всем без исключения странам Европы, поэтому неудивительно, что однажды он серьезно заболел. Низкое качество оказанной срочной медицинской помощи чуть не стоило ему жизни – сделанный грязным шприцем укол спровоцировал гангрену и временный паралич ноги. Он выздоравливает и продолжает творческий путь, по мере взросления меняется голос Лоретти, поэтому он начинает исполнять эстрадные песни. Хитами этого периода его творчества стали композиции «Аве Мария», «Санта Лючия», «Мама» и «Джамайка».

Перешагнув через рубеж в 35 лет, Робертино бросает эстраду на целое десятилетие, посвящая себя продюсированию и бизнесу. Он не становится очень успешным в своей деятельности, но наконец-то получает возможность пожить как обычный человек. После этого продолжительного отдыха он возвращается на сцену, где и по сей день исполняет любимые хиты и новые композиции.

Голос и СССР

Успех Лоретти дошел и до Советского Союза, мальчика еще в юном возрасте, на пике его карьеры, позвали выступать в СССР. Однако этому не суждено было сбыться – продюсеры не хотели привозить мальчика в страну, где гонорары за выступление были смехотворными, а львиная доля заработка шла в руки государству. Они сорвали запланированные гастроли мифом о том, что у Робертино пропал голос.


Лишь много лет спустя, будучи состоявшимся взрослым певцом, Лоретти приехал в СССР, где у него были миллионы поклонников. И его ждал теплый прием, ведь многие годы жители этой страны раскупали пластинки с записями выступления Лоретти и всей душой полюбили песни этого талантливого исполнителя. Его поклонницей была сама .

Однажды его песню «О, голубка моя» перепел на русский язык . В СССР у певца было много друзей. Одним из них стал певец .

Личная жизнь

У Робертино есть большая семья, за свою жизнь он был дважды женат. От первой жены, которая умерла достаточно молодой, у него остались дети - двое ребят, вторая жена подарила ему еще одного сына.


Робертино Лоретти с женой Маурой и сыном Лоренцо

Только третий ребенок Робертино обладает талантом, похожим на дар отца. Он очень красиво поет, обладает прекрасными голосовыми данными. Однако отец не желает своему сыну судьбы артиста, ведь этот путь сопровождают многие подводные течения, которые могут быть вредны и опасны для неопытного юноши.

В 2017 году артист будет праздновать 70-летний юбилей. Он счастливо живет в Италии и гастролирует по всему миру со своей новой музыкальной программой. Всю свою жизнь он посвятил исполнению традиционных итальянских песен, чему безмерно счастлив и рад.


В современной России и бывших странах Советского Союза Робертино - достаточно частый гость. Он приезжает с частными визитами и в рамках своей профессиональной деятельности. Иногда он даже участвует в масштабных концертах и ТВ-передачах в качестве почетного гостя или строгого, но справедливого члена жюри.

В 2016 году он спел дуэтом с поразившим его юным талантом – участником музыкального конкурса вокалистов на Украине по имени Александр Подолян.

Робертино Лоретти (р. 22.10.1948) - певец

Родился в Риме в большой семье. Его мама - сеньора Чесира вспоминала, что он с трехлетнего возраста начал напевать различные песенки. Стоило только ему услышать мелодию, как он сразу её повторял. В музыкальной школе Робертино заниматься не довелось. В шесть лет он был солистом в церковном хоре и именно там получил первые уроки музыки и вокала. Его голос был таким редким, что уже в восемь лет его стали привлекать в хор Римского оперного театра. Дело в том, что в некоторых итальянских хоровых произведениях есть соло для так называемого "белого детского голоса". Вот Робертино и был этим самым "белым голосом". Со взрослыми он не мог выступать часто, поэтому основным его заработком было выступления в кафе и ресторанах.

Однажды Робертино пел на празднике печати и получил первый в своей жизни приз - "Серебряный знак". Потом он участвовал в конкурсе для непрофессиональных певцов, который проводился на итальянском радио. Победителей определяли радиослушатели, которые по телефону сообщали в редакцию имя понравившегося певца. Робертино выдержал все четыре тура и опять завоевал первое место и золотую медаль. Это позволило тринадцатилетнему мальчику войти в состав исполнителей, которые развлекали участников и зрителей Олимпийских игр 1960 года, проходивших в Риме. Робертино выступал в кафе "Гранд-Италия" на площади Эфедра.

Когда он исполнял свою любимую песню " O sole mio" ("Моё солнце"), его услышал датский музыкальный критик Вольмер Соренсен. Он записал на магнитофон его песни, потом разыскал отца Робертино - Орландо и сказал: " Мне нравятся эти песни. Если они понравятся и моим коллегам в Дании, то я могу пригласить Вашего сына в Копенгаген, чтобы он мог учиться музыке и выступать. Ждите телеграмму." А через три дня на имя Робертино пришла телеграмма, в которой было написано всего одно слово: "Выезжай".

Четыре года Робертино Лоретти жил в Дании и объехал с гастролями весь мир. В 1962 году он приезжал и в СССР и выступал в Москве. В СССР он имел невероятную популярность. Из всех окон летом неслось: "Джамайка, Джамайка", пластинки с двенадцатью песнями, которые исполнил Робертино в том летнем концерте, издавались огромными тиражами.
А потом о Робертино Лоретти вдруг перестали писать. У нас в стране поползли слухи, что жестокие хозяева певца заставляют бедного мальчика постоянно выступать на концертах. Из-за чего у него пропал певческий голос. Эти слухи живы до сих пор. Вы можете спросить любого о судьбе Робертино, вам расскажут именно эту версию. А на самом деле все было совсем не так.
Просто пел он, в основном, уже в Италии, иногда гастролируя в Скандинавии, Франции, Германии. В 1964 году 18-летний Робертино выступил на фестивале итальянской песни в Сан-Ремо и вошел в пятерку сильнейших с песней "Маленький поцелуй". А не выступал он потому, что у него "ломался" голос, и кроме того он сломал ногу, катаясь на лыжах в Австрии, на съемках фильма "Красная лошадка".

Новый голос Лоретти уже не был похож на высокий детский, этот голос определяют как "драматический тенор". Робертино пел классические арии, неаполитанские песни, много песен он написал сам. В 1973 году он сделал перерыв в концертной деятельности, участвовал в создании художественных фильмов и даже открыл собственный магазин недалеко от своего дома. В конце концов он понял, что торговля - это не его дело.

В 1982 году он снова начал петь, причем звучать он стал даже лучше. Эстрадные и неаполитанские песни, оперные арии в его исполнении снова расходятся миллионными тиражами. Поет он только "в живую", повсюду его называют "послом итальянской песни". В США Лоретти пригласили в 1988 году сниматься в роли великого тенора Марио Ланца, в фильме, посвященном его памяти. Снова он гастролирует по всему миру, в том числе и России, Молдавии, Белоруссии, Казахстане.
Живет семья Лоретти в огромном доме с садом рядышком с виллами Софи Лорен и Марчело Мастрояни. Он владелец ночного клуба, бара, ресторана, в котором часто сам и поет. В Риме у него конюшня на 12 арабских скакунов, он выращивает породистых лошадей и готовит их для скачек. Другое хобби певца - кухня, он любит лично готовить обеды для семьи и гостей. Первая жена - Роберта умерла, оставив ему двоих детей, а вторую его супругу зовут Маура, она моложе певца на 15 лет. У них родился сынишка Лоренцо, сейчас ему 8 лет, он очень похож на отца в детстве и унаследовал его голос, поэтому ему тоже пророчат "звездное" будущее. Однако, папа Роберто считает, что сначала нужно получить серьезное образование, ведь ему самому этого не удалось добиться из-за бесконечных гастролей.(википедия)




И Робертино Лоретти - итальянский певец, в подростковом возрасте (в первой половине 1960-х годов) завоевавший мировую известность.

Биография и карьера

Роберто Лорети родился 22 октября 1947 года в Риме в семье штукатура Орландо Лорети пятым из восьмерых детей. Музыкальная одарённость мальчика проявилась чрезвычайно рано, но поскольку семья была не богатой, Робертино, вместо того чтобы заниматься музыкой, старался зарабатывать деньги - пел на улицах и в кафе. В раннем детстве снялся в эпизодических ролях в фильмах «Анна» (1951) и «Возвращение дона Камилло» (1953). В шесть лет он стал солистом церковного хора, где получил азы музыкальной грамоты, а с восьми лет пел в хоре Римского оперного театра. Однажды на представлении оперного спектакля «Убийство в кафедральном соборе» композитора Ильдебрандо Пиццетти в Ватикане Папа Римский Иоанн XXIII был так растроган исполнением Робертино сольной партии, что пожелал лично с ним встретиться.

Когда Роберто было десять лет, его отец заболел, и мальчик стал работать помощником у булочника. Он разносил готовую выпечку и пел, и вскоре владельцы местных кафе начали соперничать за право, чтобы он выступал именно у них. Однажды Робертино пел на празднике печати и получил первый в своей жизни приз - «Серебряный знак». Потом он участвовал в радио-конкурсе непрофессиональных певцов, где завоевал первое место и золотую медаль.

В 1960 году во время проведения XVII Летних Олимпийских игр в Риме его исполнение песни «’O sole mio » в кафе «Гранд-Италия» на площади Эседра услышал датский телепродюсер Сайр Вольмер-Сёренсен (1914-1982), который и дал толчок его профессиональной певческой карьере (под именем Robertino ). Он пригласил будущую мировую «звезду» к себе в Копенгаген , где буквально через неделю состоялось выступление в телешоу и подписан контракт на запись и выпуск пластинок с датским лейблом Triola Records. Вскоре вышел сингл с песней «’O sole mio», который стал золотым . Гастроли по Европе и США прошли с огромным успехом. В Италии его сравнивали с Беньямино Джильи , а французская пресса величала его не иначе, как «новый Карузо ». Во время первого визита во Францию президент Шарль де Голль пригласил его выступить на специальном гала-концерте мировых звёзд во дворце Шансельри. Вскоре популярность Робертино достигла и стран Восточной Европы , включая СССР, где также были выпущены его пластинки, несмотря на то, что первая его поездка туда состоялась лишь в 1989 году.

По мере взросления голос Робертино изменился, утратив детский тембр (дискант), но певец продолжил эстрадную карьеру уже с баритональным тембром. В 1964 году семнадцатилетним юношей он вышел в финал 14-го фестиваля в Сан-Ремо с песней «Маленький поцелуй». В 1973 году Лорети решил сменить род занятий. На протяжении 10 лет он занимался кинопродюсированием и коммерцией, неподалёку от своего дома открыл магазин продовольственных товаров. Однако в 1982 году Роберто Лорети вернулся к гастрольной деятельности.

Робертино Лорети продолжает петь, ездит с концертами в Россию, Норвегию, Китай, Финляндию. С 2011 года Маэстро Роберто участвует в проекте «Робертино Лорети. Возвращение навсегда», автором которого является Сергей Апатенко . Проект осуществляется силами поклонников звезды. В рамках проекта проходят не только концерты и творческие встречи, но и мастер-классы для подрастающих талантов, а также открытие музыкальных и вокальных школ, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Кроме того, под патронатом Роберто Лорети прошел детско-юношеский фестиваль вокального мастерства «СОЛЕ МИО».

В рамках проекта «Возвращение навсегда» в 2012 году прошли турне Роберто Лорети по городам Южного Федерального округа, в 2013 и в 2014 годах в Москве, Санкт-Петербурге, в столицах прибалтийских государств.

В 2015 году состоялась презентация книги-автобиографии «Однажды это случилось со мной...» «Нищета и восхождение на Олимп славы, фанатичная любовь поклонников и интриги, слава и разочарование - всё это пришлось пройти мне и не помешало остаться человеком» - написал Роберто.

По мотивам книги будет написан сценарий и снята художественная кинолента. Первые главы книги опубликованы в центральных СМИ.

В рамках проекта итало-российская группа сняла документальный фильм «Настоящие итальянцы» «Итальяни Вери» (автор М. Раффаини) с участием Лорети, Кутуньо , Аль Бано , Фольи , Булановой , Светиковой , Апатенко и др. Фильм получил приз на фестивале в Болонье в 2013 году. С 2014 года фильм презентован в России.

Песни

  1. Jamaica 2013
  2. O sole mio 1996
  3. Un bacon piccolissimo 1994
  4. Mama 2013
  5. Torna a Surriento 1996
  6. Era la donna mia 1996

и много других.

Дискография

Пластинки, выпущенные в СССР

Граммофонные пластинки (78 об./мин)

Год
изготовления
матриц

матриц
Песни Диаметр
1962 39487 Солнце моё (Э. Куртис) 25 см
39488 Вернись в Сорренто (неаполитанск. Torna a Surriento, Э. Куртис)
1962 0039489 Попугай 20 см
0039490 Ямайка
1962 39701 Трубочист (итал. Spazzacamino , итальянская народная песня ) 25 см
39702 Колыбельная (итал. La ninna nanna , итальянская народная песня )
1962 0039747 Уточка и мак (А. Маскерони) 20 см
0039748 Мама (неаполитанская песня)
1962 39749 Санта Лючия 25 см
39750 Душа и сердце (неаполитанск. Anima e cuore, С. Д’Эспозито)
1962 39751 Ласточка 25 см
39752 Подарок
1963 0040153 Девочка из Рима 20 см
0040154 Черазелла

Долгоиграющие пластинки (33 об./мин)

Год
изготовления
матриц
№ каталога Песни Диаметр
Формат
1962 Д 10835-6 Поёт Робертино Лоретти
  1. Солнце моё (Э. Капуа)
  2. Аве Мария (Ф. Шуберт)
  3. Мама (итал. Mamma ), неаполитанская песня
  4. Душа и сердце (неаполитанск. Anema e core, Д. Эспозито)
  5. Попугай (итал. Papagallo ), итальянская песня
  6. Санта Лючия , итальянская песня
  7. Ямайка (итал. Jamaica ), итальянская песня
  8. Маки и гусыни (итал.
  9. Вернись в Сорренто (неаполитанск. Torna a Surriento, Э. Куртис)
10"
гранд
1962 Д 00011265-6
  1. Подарок (итал. Per un bacio piccino )
  2. Трубочист (итал. Spazzacamino )
  3. Ласточка (итал. Rondine al nido )
  4. Колыбельная (итал. Ninna nanna )
7"
миньон
1962 Д 00011623-4
  1. Письмо (итал. Lettera a Pinocchio )
  2. Девочка из Рима (итал. Romanina del Bajon )
  3. Черазелла (итал. Cerasella )
7"
миньон
1963 Д 00012815-6
  1. Серенада (итал. Serenada , Ф.Шуберт)
  2. Счастье (Л.Керубини)
  3. Голубка (итал. La paloma , Ардо)
  4. Огненная луна (итал. Luna rossa , А.Крещенцо)
7"
миньон
1986 М60 47155-6 Робертино Лоретти «Душа и сердце»
  1. Солнце Моё (Э. ди Капуа - Дж. Капурро)
  2. Аве Мария (Ф. Шуберт)
  3. Мама (итал. Mamma , Ч. Биксио - Б Керубини)
  4. Душа и сердце (итал. Anema e core , С. д’Эспозито)
  5. Трубочист (итал. Spazzacamino , Э. Рускони - Б. Керубини)
  6. Голубка (итал. La paloma , С. Ирадьер, обработка Ардо)
  7. Попугай (итал. Papagallo , Б. Хойер - Г. Рокко)
  8. Санта Лючия (Т. Котро - Э. Коссович)
  9. Ямайка (итал. Jamaica , Т. Вилли)
  10. Уточка и мак (итал. Papaveri e papere , А. Маскерони)
  11. Вернись в Сорренто (Э. де Куртис - Дж Б. де Куртис)
  12. Госпожа Удача (итал. Signora Fortuna , Франья - Б. Керубини)
  13. Колыбельная (итал. La ninna nanna , И. Брамс)
12"
гигант

Робертино Лорети в популярной культуре

Популярность юного певца нашла отражение в различных областях культуры. Песни в исполнении Робертино Лорети, равно как и упоминания о нём самом, неоднократно использовались в советском и российском кинематографе. Так, фонограмма песни «Ямайка» (1962) звучит в таких фильмах, как «Знакомьтесь, Балуев » (1963), «Москва слезам не верит » (1979), «Маленький гигант большого секса » (1992), «Брат » (1997), а также в новелле «Дачурка» сатирического киноальманаха «Большой фитиль ». Робертино Лорети упоминается в картинах «Я шагаю по Москве » (1963) и «Мальчики » (1971).

Отрывок песни «Санта-Лючия» в исполнении Робертино Лорети был использован группой «Ария » в качестве вступления к песне «На службе силы зла», открывающей альбом «Герой асфальта » (1987), а в компьютерной игре «Hitman: Blood Money » в главном меню звучит песня «Ave Maria» в исполнении Робертино Лорети.

Напишите отзыв о статье "Лорети, Робертино"

Примечания

Ссылки

  • в газете «Комсомольская правда » за 24 ноября 1987 г.
  • Роберто Лорети на 10 ноября 2013 в передаче Попутчики.
  • Лорети, Робертино, , автобиографическая повесть

Отрывок, характеризующий Лорети, Робертино

– Давно у тебя молодчик этот? – спросил он у Денисова.
– Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его пг"и себе.
– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
– Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
– Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
– Слышишь? – сказал он.
Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
– Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
– Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
– Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

Х
Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
– Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
– Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.

«БЕЛЫЙ ГОЛОС» РОБЕРТИНО ЛОРЕТТИ

Было время, когда в Советском Союзе почти изо всех открытых окон слышны были «O sole mio», «Джамайка» и другие известные песни в исполнении итальянского мальчика . Он начал петь чуть ли не с самого рождения, что для Италии не так уж и необычно. В этой стране поют все, и у большинства итальянцев красивые сильные голоса. Ребенка же ждало другое будущее, и его голос был не просто красивым и сильным. Он был уникальным. Поэтому уже в шесть лет мальчик стал солистом церковного хора, а в восемь – пел в хоре Римского оперного театра.

Карусель

Есть в классических операх хоровые партии для так называемого «белого голоса». Его тембр, светлый и чистый, характерен только для детских мальчишеских голосов до мутации. Высокие взрослые женские голоса эти партии исполнять не могут, так как все равно дают слишком много грудного звука. Когда Робертино исполнял одну из таких партий в хоре, его заметил датский импресарио и решил сделать из мальчика звезду.

Сайр Вольмер-Серенсен, который дал толчок профессиональной певческой карьере Роберто (под именем Робертино ) пригласил будущую мировую «звезду» в Копенгаген, где через неделю состоялось выступление в телешоу «TV i Tivoli» и подписан контракт на запись и выпуск пластинок с датским лейблом «Triola Records». Вскоре вышел сингл с песней «O Sole mio», который стал «золотым». Гастроли по Европе и США прошли с огромным успехом. Французская пресса называла Лоретти «новый Карузо». Во время первого визита во Францию президент Шарль де Голль пригласил Робертино выступить на специальном гала-концерте мировых звезд во дворце Шансельри. Вскоре популярность певца достигла и CCCР, где также были выпущены его пластинки (на ВСГ «Мелодия») и он приобретает культовый статус, несмотря на то, что первая его поездка туда состоялась лишь в 1989 году.

СССР и Робертино Лоретти

Жизнь юного Лоретти завертелась, как в калейдоскопе. Гастроли следовали одни за другими, пластинки выходили миллионными тиражами. Продавались они и в СССР. Робертино мечтал побывать в этой далекой и загадочной для него стране. Однако он не знал, что в СССР артистам не принято платить столько, сколько во всем мире. Основной доход от любых концертов получало государство. И все же советское руководство очень хотело устроить концерт Робертино в Москве, потому что его популярность здесь была велика. В Италию отправился один из комсомольских руководителей. Но импресарио Робертино , памятуя о том, что выступление в СССР невыгодно финансово, не разрешил певцу встречаться с советским представителем.

Сложилась непростая ситуация. Гастроли Робертино с нетерпением ждал весь Советский Союз. И публика вряд ли была бы удовлетворена какими бы то ни было объяснениями. Надо было что-то делать. Изобретательный чиновник придумал миф, будто мальчик потерял голос.

Это была выдумка. Голос Робертино не терял, но сложный процесс перестройки голоса не прошел бесследно. Во время мутации голоса один из датских музыкальных профессоров заявил, что мальчику необходимо подождать с выступлениями, по крайней мере, 4-5 месяцев, чтобы сделать из его голоса тенор. Но антрепренер Робертино не пожелал прислушаться к этому совету. И снова начались гастроли по разным странам.

Вскоре Робертино действительно заболел, как все утверждали, и серьезно. В Австрии на съемках фильма «Кавалина Росса», он очень сильно простудился. Необходимо было лечение. В Риме мальчику сделали укол и по небрежности загрязненной иглой. Образовалась опухоль, она захватила правое бедро и уже подходила к позвоночнику. Маленькому итальянцу угрожал паралич. Жизнь Робертино спас один из лучших профессоров Рима. Все окончилось благополучно. А, поправившись окончательно, певец вновь вернулся к работе в Копенгагене.

Робертино, да не тот

Весь мир с нетерпением ждал возвращения на сцену певца и строил догадки, каким будет его «новый» голос. Лоретти с честью вышел из сложной ситуации. Его новый голос оказался не лирическим мягким тенором, как можно было ожидать, а скорее тенором драматическим. Выступления возобновились. И в 1964 году Лоретти вошел в пятерку сильнейших исполнителей на фестивале итальянской песни в Сан-Ремо с песней «Маленький поцелуй». Он исполнял как новые, так и старые песни, которые полюбила публика. Среди них хиты пятидесятых «Джамайка» и «Вернись в Сорренто». Они звучали по-новому, но, к сожалению, менее интересно, чем прежде. Той славы, что была у мальчика Робертино , у взрослого Роберто уже не было…

В 1973 году Лоретти решает сменить род занятий. Причин, по которым он покинул эстраду, было несколько. Во-первых, певец устал от жизни гастролера. Захотелось пожить другой жизнью. Во-вторых, на эстраде стали меняться стили. В моду входили новые музыкальные направления. Они были не близки Роберто. Он на всю жизнь остался поклонником традиционной итальянской песни.

Закончив с сольными выступлениями, Лоретти занялся продюсерской деятельностью. Это не принесло ему большого дохода, но и не разорило. На протяжении 10 лет он занимался и коммерцией. Однако в 1982 году он возвращается к гастрольной деятельности, потому что по ночам ему снились концерты и аплодисменты.

Трудный разворот

Обратный путь на Олимп невероятно тернист. Возвращаться всегда труднее, чем уходить. Но Лоретти прошел эту дорогу достойно. Он один из немногих в мире певцов, кто никогда не пользуется фонограммой. Почти десять лет голос Лоретти отдыхал, и это пошло ему на пользу. В восьмидесятые годы певец обрел вторую молодость. Он стал записывать и оперные арии, и неаполитанские песни, и эстрадные шлягеры. А в 1989 году сбылась давняя мечта. Он побывал на гастролях в Советском Союзе. Тогда-то и был окончательно развеян миф о потере голоса.

Семья Лоретти живет в огромном доме с садом. Певец владеет ночным клубом, баром и рестораном, в котором часто сам и поет. В Риме у него конюшня, где он выращивает породистых лошадей и готовит их для скачек. Другое хобби Робертино – кухня. Он любит готовить обеды для семьи и гостей.

Первая жена певца умерла, оставив ему двоих детей, а вторую его супругу зовут Маура, она моложе Роберто на 15 лет. У них родился сынишка Лоренцо – точная копия отца, от которого он унаследовал прекрасный голос. Ему пророчат звездное будущее. Но Лоретти-старший не в восторге от такой перспективы, потому что за мишурой аплодисментов и восторгов поклонников скрывается напряженная работа. Далеко не каждому она по силам. Лоретти хочет, чтобы сын получил сначала серьезное образование. Это можно понять, так как самому Роберто не удалось этого сделать из-за череды бесконечных гастролей.

Сам о себе Лоретти говорит, что он большой лгун. И при этом всегда хитро улыбается. Он – истовый католик. Его жена Маура каждый раз, когда он уезжает на гастроли, берет с него клятву на кресте, что он не будет ей изменять.

До настоящего времени продолжает выступать по всему миру и записывать пластинки. Певцу за шестьдесят, но его имя всегда будет ассоциироваться с тринадцатилетним итальянским мальчишкой Робертино , который очаровал весь мир своим ангельским голосом в конце пятидесятых.

ФАКТЫ

Роберто Лорети родился в Риме в 1947 году в небогатой семье с 8 детьми. В раннем детстве снялся в эпизодических ролях в фильмах «Анна» и «Возвращение дона Камилло».

Однажды на оперном спектакле «Убийство в кафедральном соборе», состоявшемся в Ватикане, папа римский Иоанн XXIII так был растроган исполнением Робертино своей партии, что пожелал лично с ним встретиться.

Когда Лоретти было 10 лет, владельцы местных кафе соперничали за право, чтобы он выступал именно у них.

Однажды, выступая на празднике печати, певец получил первый в своей жизни приз – «Серебряный знак». Потом участвовал в радио-конкурсе непрофессиональных певцов, где завоевал первое место и золотую медаль.

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры