Декабрьское сочинение тема путь - материалы для подготовки к егэ по русскому языку. Презентация - Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Путь Какие книги надо обязательно прочитать при подготовке к этому направлению

Главная / Любовь

здесь уместно биографическое.

И.С. Тургенев, один из плеяды великих русских писателей середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах — героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

Основная часть

Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы: какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?

Что изменяется во взглядах и в нем самом?

К чему он приходит в итоге?

Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.

План сочинения можно представить в виде логических схем. Определение-тезис - «подтезис» +иллюстрации из текста (их может быть несколько). Так вы от темы не отойдете, а это главный недочет в сочинении.

Итак, Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощенными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни . Это тезис.

Докажем это.

  1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это братья Кирсановы, Анна Одинцова, родители. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
  2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом (и правильно!), не признает никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя - «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова все же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
  3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражен чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого.
  4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует в сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде темного леса. Темный лес в народном сознании - что-то незнаемое, непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признает, как и неоднозначность личности своего оппонента.
  5. Перед смертью Базаров признается: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

Это только тезисы! Подберите к ним иллюстративный материал из романа!

Заключение

В заключении надо повторить тезис на новом уровне, или перефразировать его, не забыв автора романа.

И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь (ТЕМА и НАПРАВЛЕНИЕ!) человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить - не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно…

Позволю себе повториться: чтобы не отойти от темы, идите по логической цепочке: вопрос - ответ (тезис) - аргументы («подтезисы») - иллюстративный материал из текста.

Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Сочинение по направлению «Путь»

Путь, дорога, судьба. Всякий человек по-своему движется по жизни, проходит свой путь, преодолевая препятствия. У каждого из нас особая судьба, ведь все мы разные. Кто-то справляется с любыми трудностями, борется за право быть счастливым, а кто-то, к сожалению, плывет по течению жизни, даже не пытаясь сопротивляться. Легких путей не бывает. Главное - найти себя, свое и своих, обрести счастье и подарить его тем, кто рядом.

В русской литературе немало произведений, герои которых ищут себя и свое место в жизни, не боятся промахов и ошибок. Вспомним роман-эпопею «Война и мир» и любимую героиню Л.Н.Толстого Наташу Ростову. В самом начале это непосредственная девочка, мечтавшая повзрослеть, а чуть позднее - красавица, сумевшая на первом в своей жизни балу вскружить голову князю Андрею. Она становится невестой Болконского и по неопытности совершает чудовищную ошибку, поддавшись обаянию Анатоля Курагина и решившись бежать с легкомысленным красавцем. Далеко не каждый читатель способен понять ее поступок, не давая любимой героине Л.Н.Толстого права на ошибку. Противостоять боли и отчаянию, которые охватили Наташу, помогает внутренний стержень, характер. Она осознает, что жизнь продолжается.

Судьба сводит Наташу с князем Андреем еще раз, позволяя быть рядом с умирающим, поддержать его. Женское счастье героиня обретает с Пьером, который становится ее мужем. В конце романа мы видим счастливую многодетную мать, посвятившую себя детям и мужу. Наташа получает удовольствие от семейных забот, забыв о балах и светских развлечениях. На мой взгляд, ее жизненный выбор вызывает уважение. Путь Наташи от живого подростка до чуткой многодетной матери, которую автор сравнивает с самкой, - это дорога к счастью, гармонии с миром и собой.

А помните рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека»? Он знакомит нас с Андреем Соколовым, простым шофером, который обзавелся семьей еще до войны. Счастливую размеренную жизнь разрушает жестокая война. Андрей, ушедший добровольцем на фронт, оказавшись в плену, сохраняет верность себе и стране. Физические страдания, голод, тяжелая работа не сломали Соколова. Напротив, они закалили и без того сильный характер.

Самым страшным испытанием в жизни героя становится потеря семьи. Чудовищная душевная боль и дикое отчаяние охватывают Андрея: война губит близких людей, разрушает семейное счастье, лишает жизнь смысла. Как жить дальше? Для чего жить? Задаваясь подобными мучительными вопросами, Андрей понимает, что ответа на них нет. Настоящей отдушиной, спасительной соломинкой становится для него маленький Ваня, которого бесчеловечная война тоже лишила семьи. Осознание того, что он нужен этому мальчику, дает Андрею силы для продолжения жизни. Неподдельное восхищение вызывает то, что герой, испытавший жуткую боль утраты,

сохранил человечность, добрую душу. Он словно оттаял благодаря встрече с беззащитным Ваней. У Андрея снова есть семья, а значит и смысл жизни. Судьба, словно вспомнив о праве каждого человека на счастье, дает герою еще один шанс. Жизненный путь Андрея Соколова - это пример того, как в человеке сохраняется и крепнет тот нравственный стержень, который еще называют русским характером.

Очевидно, что у каждого из нас своя судьба, свой особый путь в жизни, ведь все мы разные. Кто-то преодолевает любые препятствия, борется за право на счастье, а кто-то, как это ни печально, плывет по реке жизни, даже не делая попыток сопротивляться. Легких путей нет. Самое главное - найти себя, свое место в мире и сделать счастливыми тех, кто рядом.

Понятие пути очень широко и многогранно. Это и дорога в прямом смысле слова, то самое движение в пространстве, которое нередко становится основой пространственно-временной организации произведения. И путь в философском смысле: жизненный путь, нравственное восхождение человека. И судьба - слепой рок, который, как бурная река, несет человека, бессильного что-то изменить.
В литературном произведении дорога может являться композиционной основой. Например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой Чичиков путешествует от одного помещика к другому. На этих встречах во многом и строится повествование. Ученые давно подметили, что помещики расположены на пути главного героя по нарастанию их основного признака (расточительства или накопительства). Так, например, у Ноздрева склонность к расточительству выражена более явно, нежели у Манилова, а Коробочка не такая стяжательница, как Собакевич. Плюшкин же отличается высшим проявлением как одного, так и другого качеств, что доказывает их способность уживаться в одном человеке.
Но образ пути в этой поэме имеет и символическое значение. Это жизненный путь человека, его психологическая динамика.
Интересно, что только у двух героев этого произведения есть предыстория: у Плюшкина и у самого Чичикова. Исследователи считают, что автор нам тем самым намекает: только у этих героев есть будущее. Чтобы расти, нужны корни; чтобы как-то измениться, нужно прошлое. Действительно, мы знаем, что в продолжении поэмы Н.В.Гоголь собирался рассказать о «втором рождении» Чичикова, который должен был стать честным человеком. По этой причине принято считать, что и Чичикова, и Плюшкина, в отличие от других помещиков, можно считать «живыми душами».
Путь как дорога и как судьба изображен в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Герой этого произведения Андрей Соколов, лишившись дома, становится и в прямом, и в переносном смысле скитальцем. Он работает шофером-дальнобойщиком, все время в пути. Андрей обретает что-то вроде дома, пристанища, когда усыновляет Ванюшку, но вскоре ему опять приходится все бросать. Из-за сбитой коровы у Соколова отбирают шоферское удостоверение, и герою вместе с приемным сыном приходится идти искать работу в других местах. Скитания - это и составляющая профессии Соколова, и его доля после того, как он стал бездомным во всех смыслах: дом его был разрушен снарядом, семья погибла, смысл жизни был утрачен. Неслучайно Андрей видит в кошмарах своих близких, которые недостижимы для него.
В то же время, мотив пути в этом рассказе имеет еще и значение судьбы. Рок несет Андрея по жизни, словно ветер - оторванный лист. Герою остается только с достоинством принимать свой жребий. Он не может переломить неблагоприятную судьбу, но может и в таких обстоятельствах сохранить достоинство человека и способность сочувствовать слабому и брать на себя заботу о беззащитном. Ванюшка становится не просто его приемным сыном, он нужен Андрею так же, если не больше, чем Андрей ему. Мальчик - своеобразный якорь, удерживающий главного героя рассказа на краю физической и моральной гибели.
Нередко в литературе мы встречаем изображение пути как некоего нравственного вектора. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает духовный путь Родиона Раскольникова от восхищения «великим человеком» Наполеоном через разочарование в самом себе как «имеющем право» убивать ради высокой цели - к осознанию ошибочности самой цели и самого понимания о величии. Этот путь дается герою с большим трудом, потому что он бродит впотьмах, утратив нравственные ориентиры. Чтобы путь был осмысленным, нужны указатели. Но их у Раскольникова почти нет. Единственный ориентир героя в начале романа - это путь Наполеона: через кровь - к величию. Должно пройти много времени до того, как герой поймет: его идеал - это не путеводная звезда, а лукавый болотный огонёк, заманивающий опрометчивого путника в ловушку. И тогда у Раскольникова вдруг обнаруживается еще один нравственный ориентир. Это Евангелие, а именно рассказ о воскрешении Лазаря. Этот отрывок, напоминающий о том, что Богу возможно всё, что даже мертвый может воскреснуть, а грешный - исправиться, словно бы предлагает Родиону иной путь. Это не путь сильного и жестокого воителя. Это трудная и узкая тропа смиренного грешника, осознающего свое несовершенство.
Очень часто в литературном произведении путь понимается как распутье, выбор. Такой мотив можно встретить во множестве книг. Их герой поставлен перед нелегким и часто неоднозначным выбором, который имеет для него судьбоносное значение. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» многие персонажи оказываются перед необходимостью принять важное решение. Понтий Пилат, понимая, что Иешуа Га-Ноцри невиновен, все же выносит ему смертный приговор. Причина этого - страх, что на него самого могут донести императору. За свой неправильный выбор прокуратор расплачивается веками страдания и раскаяния в содеянном. Можно привести и другой пример. Маргарита в благодарность за исполнение роли хозяйки бала во время Вальпургиевой ночи просит Воланда вернуть ее и Мастера назад, не осознавая, что возвращение в прошлое - это смерть. И в результате они оба с Мастером гибнут и получают «покой». Свой выбор делает и Берлиоз. Он верит, что после смерти его ничто не ждет - и получает это «ничто». То есть выбор, сделанный здесь, в нашем мире, в обычных пространственно-временных рамках, имеет значение для посмертного состояния человека - вне времени и пространства в обычном понимании.
Мотив пути встречается в литературных произведениях очень часто. Но он поистине многогранен и звучит у каждого писателя по-своему. Однако в любом случае он сложнее, чем просто изображение дороги в пространственном смысле. Этот мотив, как было показано выше, имеет также и философское значение.

Понятие пути очень широко и многогранно. Это и дорога в прямом смысле слова, то самое движение в пространстве, которое нередко становится основой пространственно-временной организации произведения. И путь в философском смысле: жизненный путь, нравственное восхождение человека. И судьба – слепой рок, который, как бурная река, несет человека, бессильного что-то изменить.
В литературном произведении дорога может являться композиционной основой. Например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой Чичиков путешествует от одного помещика к другому. На этих встречах во многом и строится повествование. Ученые давно подметили, что помещики расположены на пути главного героя по нарастанию их основного признака (расточительства или накопительства). Так, например, у Ноздрева склонность к расточительству выражена более явно, нежели у Манилова, а Коробочка не такая стяжательница, как Собакевич. Плюшкин же отличается высшим проявлением как одного, так и другого качеств, что доказывает их способность уживаться в одном человеке.
Но образ пути в этой поэме имеет и символическое значение. Это жизненный путь человека, его психологическая динамика.
Интересно, что только у двух героев этого произведения есть предыстория: у Плюшкина и у самого Чичикова. Исследователи считают, что автор нам тем самым намекает: только у этих героев есть будущее. Чтобы расти, нужны корни; чтобы как-то измениться, нужно прошлое. Действительно, мы знаем, что в продолжении поэмы Н.В.Гоголь собирался рассказать о «втором рождении» Чичикова, который должен был стать честным человеком. По этой причине принято считать, что и Чичикова, и Плюшкина, в отличие от других помещиков, можно считать «живыми душами».
Путь как дорога и как судьба изображен в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Герой этого произведения Андрей Соколов, лишившись дома, становится и в прямом, и в переносном смысле скитальцем. Он работает шофером-дальнобойщиком, все время в пути. Андрей обретает что-то вроде дома, пристанища, когда усыновляет Ванюшку, но вскоре ему опять приходится все бросать. Из-за сбитой коровы у Соколова отбирают шоферское удостоверение, и герою вместе с приемным сыном приходится идти искать работу в других местах. Скитания – это и составляющая профессии Соколова, и его доля после того, как он стал бездомным во всех смыслах: дом его был разрушен снарядом, семья погибла, смысл жизни был утрачен. Неслучайно Андрей видит в кошмарах своих близких, которые недостижимы для него.
В то же время, мотив пути в этом рассказе имеет еще и значение судьбы. Рок несет Андрея по жизни, словно ветер — оторванный лист. Герою остается только с достоинством принимать свой жребий. Он не может переломить неблагоприятную судьбу, но может и в таких обстоятельствах сохранить достоинство человека и способность сочувствовать слабому и брать на себя заботу о беззащитном. Ванюшка становится не просто его приемным сыном, он нужен Андрею так же, если не больше, чем Андрей ему. Мальчик – своеобразный якорь, удерживающий главного героя рассказа на краю физической и моральной гибели.
Нередко в литературе мы встречаем изображение пути как некоего нравственного вектора. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает духовный путь Родиона Раскольникова от восхищения «великим человеком» Наполеоном через разочарование в самом себе как «имеющем право» убивать ради высокой цели – к осознанию ошибочности самой цели и самого понимания о величии. Этот путь дается герою с большим трудом, потому что он бродит впотьмах, утратив нравственные ориентиры. Чтобы путь был осмысленным, нужны указатели. Но их у Раскольникова почти нет. Единственный ориентир героя в начале романа – это путь Наполеона: через кровь – к величию. Должно пройти много времени до того, как герой поймет: его идеал – это не путеводная звезда, а лукавый болотный огонёк, заманивающий опрометчивого путника в ловушку. И тогда у Раскольникова вдруг обнаруживается еще один нравственный ориентир. Это Евангелие, а именно рассказ о воскрешении Лазаря. Этот отрывок, напоминающий о том, что Богу возможно всё, что даже мертвый может воскреснуть, а грешный – исправиться, словно бы предлагает Родиону иной путь. Это не путь сильного и жестокого воителя. Это трудная и узкая тропа смиренного грешника, осознающего свое несовершенство.
Очень часто в литературном произведении путь понимается как распутье, выбор. Такой мотив можно встретить во множестве книг. Их герой поставлен перед нелегким и часто неоднозначным выбором, который имеет для него судьбоносное значение. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» многие персонажи оказываются перед необходимостью принять важное решение. Понтий Пилат, понимая, что Иешуа Га-Ноцри невиновен, все же выносит ему смертный приговор. Причина этого — страх, что на него самого могут донести императору. За свой неправильный выбор прокуратор расплачивается веками страдания и раскаяния в содеянном. Можно привести и другой пример. Маргарита в благодарность за исполнение роли хозяйки бала во время Вальпургиевой ночи просит Воланда вернуть ее и Мастера назад, не осознавая, что возвращение в прошлое – это смерть. И в результате они оба с Мастером гибнут и получают «покой». Свой выбор делает и Берлиоз. Он верит, что после смерти его ничто не ждет – и получает это «ничто». То есть выбор, сделанный здесь, в нашем мире, в обычных пространственно-временных рамках, имеет значение для посмертного состояния человека – вне времени и пространства в обычном понимании.
Мотив пути встречается в литературных произведениях очень часто. Но он поистине многогранен и звучит у каждого писателя по-своему. Однако в любом случае он сложнее, чем просто изображение дороги в пространственном смысле. Этот мотив, как было показано выше, имеет также и философское значение.

11 класс . Итоговое сочинение по направлению «Путь» (Вариант сочинения)

Путь… Что же это такое? Если говорить о жизненном пути человека, то можно поразмышлять о том, какие пути бывают у людей, от чего зависит жизненная дорога. Каждый выбирает путь сам. Мне думается, что зависит это прежде всего от того, какую цель ставит идущий перед собой, чего он хочет достичь в жизни. И что хорошо для одного, неизбежно плохо для другого. Каждый человек во что-то верит. И лучшая вера та, которая делает человека готовым к любым ударам судьбы. Тема дороги, тема пути волновала и будет волновать живущих всегда. Поэтому она является одной из главных в литературе.

Хотелось бы вспомнить страницы романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого и его любимых героев - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Оба героя совершают духовный путь поиска истины. Они проходят через ряд потерь и обретений.

Читая этот роман, понимаешь, что человеческий путь- это жизненные неурядицы, несчастья, страдания, это падения и подъёмы. Всё это заставляет героев Толстого искать такие пути, которые являются более совершенными.

С Пьером мы встречаемся в салоне Шерер. Мы видим, как герой защищает Наполеона. Он путается, но его симпатии на стороне французского императора. На выручку Пьеру приходит князь Андрей, который заявляет, что у Наполеона есть такие поступки, «которые трудно оправдать». Жизнь приносит Пьеру новый опыт.

Автор показывает, что Пьер сомневается, разочаровывается, отчаивается. Дуэль с Долоховым, разрыв с Элен стали для героя крахом его надежд и счастья. Герой много размышляет, но не находит ответа на волнующие его вопросы. Что же может принести человеку счастье? Пьер не может ни решить вопросов, ни отказаться от их решения.

Цель жизни- радость, которую даёт человеку внутреннее согласие и гармония с миром. Как же этого достичь? Это мучительный вопрос, на который ищет ответ любимый герой Толстого.

Счастье Наташи и Андрея открыло Пьеру понимание того, что его жизнь неполная, она лишена любви и семьи. Герою снова приходится преодолевать зло и бессмысленность жизни. Пьер на время сдаётся, прекращает борьбу и смиряется со своим несчастьем. Толстой пишет о том, что Пьеру «Слишком страшно было быть под гнётом этих неразрешимых вопросов жизни…Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал». Пьер искал любые занятия,

чтобы забыться на время. Несчастье героями Толстого преодолевается. Автор показывает, что нравственная сила этого вселяет в героев светлый оптимизм. Преодолевает отчаяние и Пьер.

Встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым, простым русским солдатом, помогает возвратить веру к жизни. Толстой показывает, что в самой простой обстановке совершаются самые значительные события в человеческой жизни. Простота и правда – вот что поражает Пьера во время общения с Каратаевым. Герой понял, что простое-это то, что окружает людей в постоянной жизни, к чему человек привык и чему поэтому не придаёт значения. А эта простота и составляет сущность жизни. Толстой подчёркивает, что есть люди, способные научить других видеть нечто важное в жизни, чего сами люди этого не замечают. Каратаев воздействует на Пьера своим существом. В лице Каратаева сияла восторженная радость. И Пьер после такого общения нашёл то спокойствие, ту внутреннюю гармонию, которую так долго искал до встречи с Каратаевым. Смерть и лишения открыли Пьеру глаза на суть жизни, которая была скрыта от него, так как он жил в мире искусственном - мире роскоши и довольства.

Какой жизненной вершины достиг Пьер? Он стал понимать мир по-новому. И понимание этого мира у героя многогранно и сложно. Только бесконечность даёт человеку настоящую меру вещей и позволяет правильно строить жизнь. Пьер обретает счастье, о котором мечтал долго, и семью.

И не только Пьеру открывается эта бесконечность, но и другим героям романа. В душе каждого человека есть нечто лучшее. И это лучшее выше всего в мире.

А жизнь Пьера –это путь к радости и счастью.

Современник Л. Н. Толстого, писатель А. П. Чехов в рассказе «Ионыч» показал жизненный путь доктора Старцева. Жизнь этого героя не привела его к радости и счастью, она привела его к духовной деградации.

Молодой энергичный доктор, поглощённый своей работой, всё время посвящает приёму больных. Ни с кем не общается и никуда не ходит.

Но наступил период, когда доктор хочет найти дорогу к радости и к счастью. Дмитрий Ионович влюбился в Катю Туркину, но счастье не состоялось.

Жизнь Старцева покатилась по другой дороге -в городском обществе отсутствовали образованные и культурные люди, ему не с кем было общаться.

Теперь главной страстью в жизни становятся не счастье и любовь, а страсть наживы и обогащения. Он не успевает аккуратно складывать деньги, располнел, но дело не физической полноте, а в том, что душа героя заплыла жиром бездуховности и безнравственности. Тот светлый оптимизм, который присущ героям Толстого, у доктора Старцева отсутствует.

Почему материальные потребности становятся главными, почему они превалируют в жизни человека - вот вопрос, на который обращает внимание автор рассказа. В жизни не это самое главное. Почему человек не сопротивляется ударам судьбы?

Читая русскую литературу, мы видим, что писатели обращают самое серьёзное внимание на то, каким путём идут их герои.

Хочется верить в то, что в двадцать первом веке мои современники будут уделять самое серьёзное внимание цели и смыслу жизни, чтобы как можно больше людей прошли удачный, счастливый, радостный, содержательный и полноценный путь. Тогда и мир наш будет лучше и интереснее..

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры