Домострой читать краткое содержание брифли. Домострой – энциклопедия жизни Древней Руси

Главная / Любовь

Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.

Разделен этот труд на три части. Первая посвящена духовности человека. В ней содержится послание отца к сыну. Наставления о том, как правильно верить и жить в страхе Божием. Ответственность возлагается на мужчин в воспитании и детей, и наставлениях жен своих. За непросветленность их несут ответственность именно они, как главы семейств.

Большее же место в этой части отведено христианским канонам: правильности молитв, наложения креста, наставления в вере и прочее описывается в ней.

Во второй части рассказывается о строении мирском и о роли семьи. Семья – малый храм, часть всего общества. Женатый мужчина – опытный и мудрый. В семье каждому члену отведена своя роль и обязанности. Муж – глава, несущий за все ответственность перед общественностью и перед Богом.

Особое внимание уделено воспитанию детей. Должны привить им родители все необходимые качества: благочестивость, доброту и любовь к ближнему и труду. Содержатся советы по воспитанию и мальчиков, и девочек.

Так же, и для детей есть наставления. Должны они почитать своих родителей. Уважению учить их следует с малых лет. Есть обязанности и детей перед родителями, и родителей перед своими чадами.

За непослушание и провинности к телесному наказанию прибегать стоит лишь в крайних случаях. И нельзя было сразу сгоряча бить ребенка. Для этого было отведено специальное время. А пока, провинившийся мог подумать и осознать свою ошибку. Мог за это время стихнуть и отцовский гнев.

Отец – главный в семье и решения всегда остаются за ним. Но, и жена, хоть и должна мужа своего во всем слушаться, имеет свои права. Она – верная помощница и советчица мужчины.

Содержит «Домострой» наставления и поучения для всех членов семьи. Учит жить в мире с соседями своими. Так же, учит он и повиновению власти. Почитать и служить нужно и небесному отцу, и земному правителю – царю.

А третья часть посвящена практическим советам на каждый день и случай. Можно отыскать там даже рецепты. Есть советы о том, как правильно и рачительно вести хозяйство, как жить по возможностям. Большое внимание уделяется труду. Есть советы для всех. Для женщин можно найти руководства по рукоделию, хранению вещей.

Даже отбросив набожность, можно и в наше время многие из советов взять на вооружение. Особенно то, что касается воспитания. И уважительного отношения к старшим порой не всегда встретишь. Многому можно поучиться у ушедших поколений.

Картинка или рисунок Сильвестр - Домострой

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кантемир Сатиры

    Первая сатира в книге называется «На хулящих учение». Сатира описывает аргументы людей, которые были против науки. По словам Критона

"Домострой" - самая оклеветанная книга во всей русской культуре и... отличный тест на невежество .
Если кто вам рассказывает про «домостроевский быт» и про «пособие по битью жен» можете быть 100% уверены что текста он не читал.
«Домострой» - это наставление по этикету, домоводству и по правильному устроению семейной жизни в контексте семейной экономики.
Большая часть домостроевских наставлений - о том, как не влезать в долги, кроить платье из обрезков и солить грибы.
Он восходит, с одной стороны, к старинной экономической литературе, начавшейся еще в античности с диалога Ксенофонта под тем же названием. Напомню, что слово «экономика» означает именно домострой. Если переводить «Домострой» на греческий или любой из западноевропейских языков, то придется назвать его именно «Economics». С другой стороны, «Домострой» продолжает традицию визнтийских и древнерусских духовно-нравственных поучений. А с третьей, написан в роли набиравшей популярность именно в XVI веке литературы вежества, поучений о том, как не ковыряться в носу. Эти поучения подробно исследованы Норбертом Элиасом в его работе «О процессе цивилизации». Элиас видит в них не только отражение изменения нравов, но и проекцию на частную жизнь человека усиления государства как общественного феномена. Государство требует от человека сдерживания своих аффектов, а именно искусство владения аффектами и есть цивилизация. И, в этом смысле, «Домострой» — это один из первых памятников русской цивилизации, русского строя.

Это трактат о рачительном хозяйстве и накоплении, то есть о том, с чем в России и впрямь всегда была беда - тут тебе и мор, и глад, и огонь, и меч, и нашествие иноплеменных, и междоусобная брань, не успеешь оглянуться, как на месте боярского каменного дома с садом - пепелище да пни. То ли татары пожгли, то ли государевы опричники порезвились. Все в «Домострое» подчинено этой идее - накопить по максимуму, не потратить ничего лишнего, не допустить никакой дыры в бюджете.

Достаточно посмотреть названия разделов: «16. Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне; 36. Как сохранить порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать; 47. О прибыли от запасенного впрок; 54. Как все сохранять в погребе, на леднике и на погребнице».
Муж и жена «Домостроя» - это отнюдь не любовники, решившие для порядка проштамповать паспорта. Это команда менеджеров, от которых зависит, прогорит их «фирма» еще на их старости или же продолжится на десятилетия и столетия. По сути, это увлекательный трактат о том, как жить по средствам и накопить что-то для потомков.
Жена в «Домострое» — это менеджер по персоналу. Её задача — управлять слугами и всем хозяйством Раздавать задания, проверять выполнение, советоваться обо всем с мужем и доносить волю главы семьи до домочадцев. Сюда же включаются и обширные наставления по управлению человеческими отношениями в домохозяйстве — прежде всего о слугах. Слуги не должны воровать, пьянствовать, выбалтывать на стороне хозяйские тайны.
Знаменитое рассуждение о наказаниях которое единственное из всех и помнят «борцы с Домостроем» включено в главу о чистоте в доме и начинается с того, что жена должна, если надо, колотить слуг за непорядок, а уж если у нее самой непорядок, то муж должен провести с нею разъяснительную беседу. А если жена сама не знает и слуг не учит — тогда уж надо ее наказывать. Наедине и без гнева.
При этом дальше идет не расписывание того как наказывать, о чем мечтают наши доморощенные фанаты БДСМ, а напротив: чего делать нельзя. Нельзя бить по лицу, по уху, кулаком в сердце. Нельзя пинать и колотить железными и деревянными предметами. Подробно перечисляются пагубные последствия таких побоев.
Главный пафос «Домостроя» как раз в том, что наказание должно быть тайным, безгневным, за серьезную вину и чуждым домашнего насилия.
Достаточно сравнить это с тем как живут «свободные и эмансипированные современные люди»: публичные пьяные драки, в глаз при детях, поединки на сковородках, матюки на лестничной клетке, выбрасывание вещей из окна и прочая и прочая (привет Кабанову), чтобы убедиться — домостроевская школа семейной жизни современным супругам категорически не помешала бы.
Прежде всего — неукоснительное требование тайны любых семейных конфликтов, затем отказ от гнева, от «ссор» (впрочем формат «семейной ссоры» — порождение как раз женской эмансипации — руки в боки и вперед).
Ну и главное в «Домострое», что тема наказаний вытекает не из темы семейных отношений (там где говорится об отношениях между мужем и женой о применении силы нет ни слова), а исключительно из темы хозяйственного и организационного порядка в семье как предприятии.
Домостроевский быт — это когда жена управляет делами по дому и штатом слуг, а муж ее контролирует и налагает санкции.
Главная тема «Домостроя» — это тема ответственности мужа за всё. Любой провал — это его провал. Его грех отразится на семье жене, детях, слугах. И поэтому «Домострой» — это, прежде всего, книга о мужской ответственности и о миссии мужчины.
Для современных инфантильных мужчин это дискомфортная книга, поэтому они и предпочитают бубнить: «зато мы жену не бьем». И то, кстати, врут. Бьют, конечно, еще как бьют — бьют с бабскими истериками и криками.
Впрочем, та самая глава, из которой, как из главы «Серп и Молот» у Венедикта Ерофеева, вычитывали только побои, содержит и важный урок женам: не следует превращать дом в свинарник.
К сожалению, современные эмансипированные женщины зачастую пренебрегают чистотой дома, а порой даже и бравируют ею, считая её признаком интересности и свободы. Должен заметить, что свинарник — это скучно, грязь — это отвратительно, а женщина, которая пренебрегает чистотой своего дома (как и своей собственной), обрекает себя на отношение как к разовому партнеру для удовлетворения животного инстинкта. Ни о каком доме и строе с грязнулей никто кроме еще большего мужчины-свинтуса даже и не задумается.

К ХVI-му веку относится известное произведение, называемое Домострой. Книга эта состоит из подробных наставлений о том, как надо «строить», т. е., - устраивать домашнюю и семейную жизнь, при чем говорится о жизни боярского дома.

Первые 15 глав Домостроя говорят о религиозных обязанностях человека. Следующие 14 глав посвящены отношениям общественным и семейным, остальные 34 главы - хозяйственным наставлениям. Все сочинение проникнуто религиозным духом. В Домострое ясно высказывается мысль, руководившая большинством русских людей в то время, а именно та мысль, та основная идея, что семья, Церковь и государство составляют как бы единое, целое, неделимое. Семья воспитывает людей для служения Церкви и государству, семья входит в состав Церкви и государства; служение Богу есть единая и общая цель семьи, Церкви и государства. Эту же мысль высказал Владимир Мономах в своем «Поучении» еще в ХII-м веке.

Через века удельных междоусобиц и тяжелого татарского ига прошла и сохранилась эта глубокая мысль о единой общей цели жизни, - но татарщина наложила свою печать на нравы русских людей. В первых 15-ти главах, как уже было сказано, говорится о религиозных обязанностях человека. Человек должен вести «праведное житие», молиться как можно чаще. Вся семья и «домочадцы», т. е. - слуги, должны собираться вместе и петь вечерню, полунощницу, утреню. Перед иконами надо зажигать лампады, свечи, курить фимиам; даются наставления, как после молитвы завешивать иконы полотном от пыли и вытирать их «мягкой губой», чистым крылышком ометать. Много наставлений относится к внешнему обрядовому благочестию, дается наставление удерживать дыхание и не чмокать губами, прикладываясь к иконам, не кусать просфору, а разламывать на маленькие кусочки, - но много есть и чисто духовных наставлений; так, например, говорится о том, что нужно ночью тайно вставать и со слезами молиться Богу о своих грехах. Монашеская жизнь считается идеалом, поэтому и в мирскую семейную жизнь вносятся некоторые черты монастырской жизни, так, например, всем рекомендуется носить четки и молиться по ним; вместо того, чтобы стучаться в дверь, слуги должны «сотворить молитву» за дверью и не входить, пока им «аминя не отдадут». Вспомним, что говорил Владимир Мономах о непрестанной молитве.

В одной главе говорится об общественных обязанностях, о том, как следует относиться к царю и князю. - «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли, и ложно отнюдь не глаголи пред ним, но с покорением истину отвещай ему, яко Самому Богу». - «Глаголет бо Павел Апостол: вся владычества от Бога учинены суть: да еще кто противится властелем, то Божию повелению противится. А царю и князю и всякому вельможе не тщися служить лжею и клеветою и лукавствами: погубит Господь вся глаголющая лжу». Царю и князю надо служить искренно, правдиво и верно.

Несколько глав Домостроя посвящены семейным отношениям и воспитанию детей. В этих главах чувствуется грубость нравов той эпохи и некоторая суровость Глава семьи - муж и отец. Бму, как семейному владыке, все должны безусловно повиноваться. Жена во всем должна с ним советоваться, спрашивать его обо всем, ничего не делать без его согласия. Если же «увидит муж, что непорядливо у жены»? или, что она что-то делает не по его «научению», то муж должен жену свою «наказывати и пользовати страхом наедине; и понаказав и пожаловати и примолвити; и любовию наказывати. А мужу на жену не гневатися, и жене на мужа, - всегда жити в чистосердии». Наказывать следует и детей, и слуг - «смотря по вине и по делу». Но «побить не перед людьми, наедине; поучити, да примолвити», - т. е. объяснить, за что наказание, - «и пожаловати». - «А про всяку вину по уху, ни по видению г(по лицу) не бити; ни под сердце кулаком, ни пинком; никаким железным или деревянным не бить». - «Многи притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст, и главоболие и зубная болезнь»; - «ино» надо «плеткою вежливенько побить, за руки держа, по вине смотря». - «А гнев бы не был, а люди бы того не ведали, не слыхали».

Воспитание детей было суровое. Домострой говорит, что отец не должен даже никогда смеяться с детьми, чтобы они не потеряли к нему уважения. «Казни (т. е. - наказывай) сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет; ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти». Мальчиков нужно обучать ремеслу, девочек - рукоделию. Об учении грамоте в Домострое не говорится. Родители должны заботиться о приданом своих дочерей с раннего детства, откладывать ото всего понемногу. Если же девочка умрет до замужества» этот «наделок» ее пойдет на помин ее души.

На жене, матери, хозяйке дома, лежит вся ответственность за благополучие домашней жизни. В полном подчинении у мужа, она должна воспитывать детей, смотреть за слугами, управлять всем домом. Она первая в доме должна быть на ногах: «николи же слуги государыни не будили: государыня бы сама слуг будила». Вставши, она должна задать всем слугам работу, при чем требуется, чтобы хозяйка все сама умела делать и могла бы всегда показать слугам, как надо прясть, кроить, шить, стирать и готовить пищу. Когда же придет к ней муж, или гости зайдут, «всегда бы над рукоделием сидела».

В той части Домостроя, в которой даются хозяйственные советы, говорится, что у хорошей хозяйки все должно быть в доме свое, своими руками приготовленное - пища и одежда. На торгу следует покупать только то, чего действительно в собственном хозяйстве изготовить нельзя. Много говорится о чистоте, рекомендуется после каждой трапезы мыть не только посуду, чаши, блюда, котлы, но и столы, скамьи и пол. Даются наставления, как предохранять дом от пожара. Даются советы, когда какие блюда готовить - в постные и скоромные дни. Посты естественно соблюдались русскими людьми, из чего мы лишний раз видим, что жили люди церковной жизнью, соблюдая постановления церковного устава.

Последняя, 64-я глава Домостроя, «наказание от отца к сын у», написана, как уже было сказано, священником Сильвестром в наставление его сыну Анфиму с женой. Перед нами встает значительный и симпатичный образ самого Сильвестра, который рассказывает сыну о своей жизни. Мы узнаем, что Сильвестр освободил и наделил всех своих рабов, и многих чужих рабов выкупал и выпускал на свободу. У себя в доме вместе с женой своей он воспитывал множество сирот. Мальчиков обучал какому-нибудь ремеслу, - кто к чему был способен, чтобы они могли зарабатывать свой хлеб; девочек, наделив приданым, выдавал замуж.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Домострой . И в закладках появилось готовое сочинение.

Домострой (полное название произведения: «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому хри-стианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам») — это свод русских традиционных правил и норм поведения человека в быту. «Домострой» можно считать «учебником», который учил людей правилам поведения в семье и обществе, давал проверенные временем сове-ты, как по-доброму свой «дом строить». Эта книга появилась в XVI веке. Автором считается член «Избранной рады » — Сильвестр.

Под словом «дом» в те времена понимали: семью, отношения между людьми (родственниками, слугами), традиции, уклад жизни и домашнее хозяйство.

В «Домострое» утверждается, что основная роль в семье принад-лежит мужчине. Именно он является главой дома, семьи, потому что от его труда зависит благосостояние, да и сама жизнь домочад-цев. Он — кормилец своей семьи. На нем лежит обязанность содер-жать свою жену, детей и весь дом. Следовательно, он является и главным наставником в семье. Его словам и решениям обязаны подчиняться члены семьи и слуги. Но и жена в доме не бессловесна. Она — хозяйка, госпожа во всем, что делается внутри дома.

В «Домострое» прописаны правила воспитания детей. В них под-чёркивается, что ребёнка надо воспитывать с самого раннего дет-ства, «с младых ногтей». Именно в семье дети усваивают нравствен-ные правила, которыми они должны руководствоваться во всей сво-ей жизни. Семья обязана «учить не красть, не лгать, не оговаривать, не завидовать, не обижать, не помнить зла, не гневаться ни на кого».

Особо подчёркивалось, что человеку следует трудиться всю жизнь, не-зависимо от возраста и занимаемого в обществе положения. Каждое дело надо начинать честно, добросовестно, с добрыми помыслами и с понимани-ем его необходимости.

В книге самим священником Сильвестром составлены поучения отца к сыну. Подчёркивается важность соблюдения церковных об-рядов и вежливого отношения к церковнослужителям. Даются по-дробные советы по ведению хозяйства и содержания в чистоте до-ма. Указывается на то, что, пока дети не овладеют ремеслом и не по-строят свой дом, родители в ответе за них перед обществом.

Содержание глав этой книги Предисловие к этой книге(1), да будет так! 1. Поучение отца сыну 2. Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу и в Крест Христов, и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всяким честным и святым мощам 3. Как причащаться Тайнам Божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать и как прикасаться ко всякой святыне 4. как всею душою Господа возлюбить и близкого своего, страх божий иметь и помнить о смертном часе 5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным - любому человеку, кто бы он ни был; и самому все это обдумать 6. Как почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем 7. Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться 8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий - и царям, и князьям, и всяких чинов людям. и священникам, и монахам, и всем христианам 9. Как всякого посещать в страдании в монастырях, в больницах и в темницах 10. Как в церкви божии и в монастыри приходить с дарами 11. Как дом свой украсить святыми образами(41) и в чистоте содержать жилье 12. Как мужу с женою и с домочадцами в доме своем молиться Богу(42) 13. Как мужу и жене молиться в церкви, пребывать в чистоте и всякого зла избегать 14. Как в дом свой приглашать священников и иноков для молитвы 15. Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в твой дом 16. Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне 17. Наказ ключнику на случай пира 18. Наказ господина ключнику, как готовить блюда постные и мясные и кормить семью в мясоед и в пост 19. Как воспитать своих детей в поучениях разных и в страхе божьем(67) 20. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать 21. Как детей учить и страхом спасать 22. Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем(75) 23. Похвала мужьям(79) 24. Как рукодельничать всякому человеку и любое дело делать, благословясь 25. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить 26. Каких слуг держать при себе и как о них заботиться. во всяком их учении и по божественным заповедям, и в домашней работе(85) 27. Если муж сам не учит добру, то накажет его Бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит - примет от Бога милость 28. О неправедной жизни 29. О праведном житии 30. Как жить человеку по средствам своим 31. Кто живет нерасчетливо 32. Кто без присмотра содержит слуг 33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу годить и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой получше устроить, и всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться 34. О мастерицах хороших женах, о запасливости их и о том, что кроить, как сохранять остатки и обрезки 35. Как кроить различную одежду и хранить остатки и обрезки 36. Как сохранять порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать 37. Как хозяйке следует повседневно приглядывать за слугами в домашнем обиходе и рукоделии, а самой ей - все хранить и приумножать 38. Как слуг наставлять, посылая их на люди с чем-то, им велеть не болтать лишнего 39. Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всем спрашивать: и как в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостьями о чем беседовать 40. Наказ женам о пьянстве и о хмельном питье (и слугам также): чтобы тайком не держать ничего нигде, а наветам и обману слуг без дознания не доверять; строгостью их наставлять (да и жену также), как в гостях пребывать и дома себя вести правильно 41. Как жене носить разную одежду и сберегать ее 42. Как хранить в полном порядке посуду всякую и вести домашнее хозяйство, все комнаты содержать хорошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу - проверять жену, поучать и страхом спасать 43. Как самому хозяину, или кому он прикажет, припасы на год и иной товар закупать 44. Как себе на расход купить разный товар заморский из дальних земель 45. 0 том же: когда и что покупать тому, у кого деревень нет, всякие домашние припасы, летом и зимой, и как запасать на год, и как дома разводить всякую скотину, еду и питье держать постоянно 46. Как сохранить припасенный впрок всякий припас постный 47. О прибыли от запасенного впрок 48. Как огородом и садом заниматься 49. Какие запасы напитков держать хозяину для себя и гостей и как слугам их приготовить 50. Поварам наставление, как пиво варить и мед сытить и вино курить 51. Как ключнику присматривать за поварами, за хлебопеками и всюду - за всем хозяйством 52. Как в житницах и закромах у ключника в сохранности было бы все зерно и прочий запас 53. Также и в сушильне присматривать ключнику за рыбой, сушеной и вяленой, за пластовым мясом и языками 54. Как все сохранять в погребе, на леднике и в сарае 55. Как по наказу хозяйскому ключнику в клетях, в подклетях и в амбарах держать все в порядке 56. Как держать на сеновалах сено и лошадей в конюшнях, а на дворе запас дров и леса, и беречь всякую скотину 57. Как готовить на кухнях, в пекарнях и в рабочих избах и как в сготовленном разобраться 58. Как самому хозяину присматривать получше за погребами и ледниками, в житницах и в сушильнях, в амбарах и конюшнях 59. Как хозяину, выведав все, по заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать 60. О торговцах и лавочниках: как лучше с ними расплачиваться 61. Как устраивать двор или лавку, или амбары и деревеньку 62. Как подворное тягло платить или с лавки позем или с деревни подать, а должникам - возвращать долги 63. Указание ключнику, как хранить в погребе всякие припасы соленые - и в бочках, и в кадках, и в мерниках, и в чанах, и в ведерках мясо, рыбу, капусту, огурцы, сливы, лимоны, икру, рыжики и грузди 64. Записи на весь год, что к столу подавать с пасхального воскресенья в мясоед(104) 65. Правило о различных медах сыченых: как сытить меды всякие, как ягодный морс готовить, и квас медовый простой ставить, и пиво простое подсычивать медом, и хмель варить в кипятке, чтобы сытить мед обварной 66. Правила о всех овощах различных, как их обрабатывать и готовить 67. Свадебный чин Послание и наставление отца сыну Некоторые сведения о «Домострое» Словарь устаревших слов

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры