Доносчику первый кнут. Доносчику - первый кнут

Главная / Любовь

На этом фото изображена счастливая семья стукачей (за исключением ребенка, естественно). На их примере очень удобно проанализировать феномен доносительства и борьбы с инакомыслием.

На картинке - госпожа Штаркова и ейный муж Звезденков. Вот что написала Штаркова в своем блоге по поводу одной ЖЖ-юзерши, мнение которой Штарковой активно не понравилось:

Этот пост Штаркова уже удалила или закрыла, но от своей идеи настучать не отказалась
О ком это она? Она о многодетной матери, которая занимается благотворительностью (бесплатно учит с чужими детьми английский, кажется), при этом не ноет на судьбу, и, раздраженная чужим нытьем, даже вывесила у себя следующий пост . В котором задается вопросом: а какой вообще смысл во всей этой благотворительности?
Штаркова закипела и решила стукануть. То есть написать, "куда следует" донос на женщину, позволяющую себе задаваться неполиткорректными вопросами. Пусть ей пришьют экстремизм! Разве это не экстремизм - не давать денег инвалидам или призывать к этому?.. Штаркова хочет, чтобы мать шестерых детей строго наказали - оштрафовали или посадили за высказывание мнений, противоречащих нынешней "генеральной линии".
Есть такие люди, для которых идея важнее человека. При Гитлере они стучали на инакомыслящих и позволявших себе высказывания, противоречащие Главной Идее. Разве не свята идея национального величия? Разве не стоит ради блага всех почистить отщепенцев? Пусть пострадают некоторые, но зато когда общество будет очищено от мыслящих инаково, всем станет хорошо...
При Сталине люди того же психотипа охотно доносили на соседей за "разговорчики", противоречащие Главной Идее. Разве не свята идея общего равенства и социальной справедливости? Разве не являются врагами всех нормальных людей отщепенцы, думающие не так? Да, после доноса они пострадают. Но ведь они же преступники! Сами виноваты! Никто их за язык не тянул! Никто не заставлял их совершать преступление - ляпать не то, чего нам всем хотелось бы услышать...
В современном обществе Главная Идея - гуманизм и политкорректность. Гуманизм - прекрасная идея, согласитесь! И ради нее не жалко сгноить человека в тюрьме. Ведь он же преступник! Он высказывают иное мнение - антигуманное! Противоречащее Идее. А Идея - это все для верующих. Во Имя Ее правоверные готовы проливать кровь.
А теперь посмотрите на лица этих елейных правоверных. Что вы чувствуете, глядя на них? Я тоже...
- Какая с-сука! - Быть может воскликнет иной читатель. Я не поддержу его, а лишь печально покачаю головой. Люди слабы и глупы. Отсюда проистекает их подлость. Недалекие и потому жестокие люди, вымещающие на других свои жизненные обиды, были всегда. В разные эпохи они просто прикрывались разными идеологиями. Сегодня прикрытие вот такое...

PS (Предупреждая вопросы о том, почему я назвал эту семейку стукаческой. Дело в том, что именно "ейный муж" писал на меня донос в прокуратуру по поводу вот этого поста Тоже требовал найти врача и посадить. Интересно, неужели он всерьез думал, что я сдам человека? Разве я подонок? Не мог же он не понимать, что при любом раскладе, я скажу дознавателю, что мой пост выдумка! А тогда на что он рассчитывал?.. Низкий интеллект. Одутловатое лицо...)

Сохранено

Доносчику первый кнут (значение) - сейчас применяется как неодобрение доноса, предупреждение доносчика о том, что и ему может навредить его же донос.

Наше государство, как и другие, поощряло (и поощряет) доносы, так как это лучший способ предупредить преступления.

В то же время, недобропорядочные подданные стали пользоваться лжедоносами, чтобы отобрать имущество у соседа, недруга, родственника и т.д. Тогда государство было вынуждено ввести наказания за лжедоносы и правила рассмотрения дел по доносам (например, пп. 13, 14 главы II Соборного Уложения 1649 года). В то время и появилась эта пословица. Она указана в книге " " (1853) (раздел - " ").

Следует отметить, что нелюбовь к доносчикам не только в России. Так, Древнеримский историк Светоний Гай Транквилл (ок. 75 - 160 г. н.э.) в книге "Жизнь двенадцати цезарей" (книга 8 "Домициан") пишет про римского императора Домициана (51-96) - "Ложные доносы в пользу казны он пресёк, сурово наказав клеветников, – передавали даже его слова: "Правитель, который не наказывает доносчиков, тем самым их поощряет""

В книге : По толкованию С. Максимова (1899 г.) / [Послесл. и примеч. Н. С. Ашукина] описывает расследование того времени:

"Доносчик и обвиняемый приводились в судную избу вместе, но допрашивались порознь: "истцу первое слово, а ответчику последнее". Так это и в пословицу попало. Первым ставили перед судейским столом обвинителя, который и повторял донос. Приводили обвиняемого. Он божился и клялся всеми святыми и родителями, отпираясь от поклепов и оправдываясь. Местами и временами он изругивался, искоса и в полуоборот волчьим взглядьем посматривая на злодея-доносчика. Приводили снова этого и ставили очи на-очи. Давалась "очная ставка". "Очи на очи глядят, очи речи говорят": доносчик стоит на своем, обвиняемый, конечно, отпирается. "И не видал, и не слыхал, и об эту пору на свете не бывал".
Тогда, по Уложению царя Алексея Михайловича и по древним судейским обычаям, уводили доносчика в особую пристройку "за стеной" судной избы или в "застенок". Там раздевали его донага, "оставляли босого и без пояса, в одних гарусных чулочках и без чеботов" -- как поется в одной старинной песне. Затем клали его руки в хомут, или связывали назад веревками, обшитыми войлоком, чтобы не перетирали кожи; на ноги привязывали ремень или веревочные путы. На блоке и в хомуте двое вздымали к потолку, двое других придерживали за ноги внизу, оставляя всего человека на весу вытянутым на "дыбе" и не допуская его концами ножных пальцев упираться в пол. Палач становился на бревешки, и вывертывал го лопаток руки (что называлось "встряскою"), и затем, как опытный костоправ, вправлял их, вдвинув изо всей силы на старое место.
Давали висеть полчаса и больше. Если "на подъеме" он не говорил того, что хотели слышать, тогда начинали "пытать" - допытывалися правды. Палач, или заплечный мастер, мерно биль по нагнутой спине "длинником", хлыстом или прутом ("батогом"), а то и просто палкой или даже кнутом, - словом, что первое подвернется палачу под руку, или на что укажут ему. С вывернутыми из суставов руками, со жгучею болью в груди, - на виске "под длинниками" или "под линьками" говорил пыточный с пытки "подлинные речи". Поседелый в приказах дьяк придвигал к дыбе в застенке свой столик: перо у него за ухом и пальцы в крюк. Мучительно-медленным почерком, чтобы какой-нибудь на бумаге крюк не выпустить из рук, "нижет приказный строку в строку, хоть в ряде слов нет проку". В это время доносчик висит на виске и говорит первые пыточные речи, или измененные и дополненные показания, ту "подлинную", понятия о которой несправедливо и неправильно перенесли потом на все то, что называется настоящим и имеет вид безобманного и истинного. Часто случалось, что доносчик, под длинниками, т.е. батогами или хлыстами, гибкими и хлесткими прутьями на дыбе, от своих показаний отказывался и сознавался, что поклепал напрасно или спьяну, или из мести и по злобе. Тогда его опять пытали три раза. И сталось так, как говорят пословицы: "на деле прав, а на дыбе виноват; пытают татя на три перемены".
Если доносчик с этих трех пыток подтверждал свое пыточное сознание, обвиняемого отпускали. Он успокаивался на той мысли, что "нескорбно поношение изветчика". В противном случае подвешивали на дыбу и этого: "оправь Бог правого, выдай виноватого". "Били доброго молодца на правеже в два прутика железные. Он стоит удаленький, - не тряхнется, и русы-кудри не шелохнутся, только горючи слезы из глаз катятся", - выпевают по настоящее время слепые старцы по торгам и ярмаркам. Правится он на правеже ("на жемчужном перекрестычке", как добавляется в московской песне с указанием на то урочище, где было место старых казней), правится он, как береста на огне коробится, и с ущемленными в хомуте руками, - "хомутит" на кого-нибудь, т.е. или клевещет и взводит напраслину на неповинного, или сваливает свою и чужую вину на постороннего. В таком, по крайней мере, смысле и значении убереглось это слово до наших дней вместе с пословицей, обязательно предлагающей "первый кнут доносчику "."

История

Государство и власть в целом всегда были заинтересованы в получении максимально полной и точной информации о положении дел. Поэтому во всех странах существовало и поощрялось правителями доносительство, когда человек, преследуя те или иные цели, сообщал «более сильной стороне» о тех или иных неблаговидных деяниях другого человека , или группы людей.

Однако нередко доносы становились способом избавиться от конкурентов , завладеть чьим-либо имуществом или его частью, просто отомстить за какие-либо обиды. Во времена инквизиции нередко доносили на соседей, как на ведьм или колдунов - и «святая инквизиция» пытками добивалась от обвиняемого признания. В те времена логика инквизиторов требовала признания, и если жертва не признавалась, её ждал костёр, за упорство в грехе и нежелание отречься от дьявола . Имущество еретиков конфисковалось в пользу церкви, половину конфискованного отдавали доносчику.

Чтобы избежать ложных доносов, власть принимала меры по проверке их истинности. Так, в России в 1649 году Земским собором было принято Соборное Уложение ("Уложение" царя Алексея Михайловича), в котором, в частности, вводилась ответственность за за ложный донос

Глава II. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ ... 13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить. 14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать государево дело или слово, а после того они же учнут говорить, что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за собою государево дело или слово, избывая от кого побои, или пьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдать тому, чей он человек. ... ... ГЛАВА XXII. УКАЗ ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, И ЗА КАКИЕ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ ... 5. А будет которой сын или дочь у отца или у матери животы пограбят насильством, или не почитаючи отца и матерь, и избываючи их, учнут на них извещать какия злыя дела, или которой сын или дочь отца и мать при старости не учнет почитать и кормить и ссужать их ничем не учнут, и в том на них отец или мати учнут государю бити челом, и таким детем за такия их дела чинить жестокое наказание, бить кнутом же нещадно, и приказать им быти у отца и у матери во всяком послушании безо всякого прекословия, а извету их не верить. 6. А будет которой сын или дочь учнут бити челом о суде на отца или на матерь и им на отца и на матерь ни в чем суда не давати, да их же за такое челобитье бить кнутом, и отдать их отцу и матери.

Связь смысла пословицы с особенностями русского менталитета

Особое отношение к доносу и доносчикам сложилось в России.

Стукачи , шпионы , агенты - эти названия всегда рассматривались, как оскорбительные или негативные. Впрочем, для «своих» предпочитали использовать слово разведчик , или на худой конец - агент.

В настоящее время многими отмечена психологическая особенность многих жителей Российского государства [ ] - они не поддерживают «власть», и способны отказаться от обещанных властью поощрений доносительства. Этим они существенно отличаются от среднестатистических жителей западноевропейских стран, которые, следуя требованию «соблюдения порядка» предпочитают «сотрудничать с более сильным» - с властью, с государством, нередко прибегая к добровольному и внешне бескорыстному доносительству.

Известная мысль о том, что ябедничать нехорошо, является понятной и близкой для большинства бывших советских граждан.

Уголовная ответственность за ложный донос в современной России

Согласно Уголовному кодексу РФ ложный донос - это вид преступления, относящийся виду "Преступления против правосудия". вводит ответственность за заведомо ложный донос.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры