Два богача главная мысль. Анализ стихотворения в прозе И.С

Главная / Любовь

(1 вариант)

И.С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях…». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия.

В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор тем не менее считает, что «далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.

Это стихотворение в прозе предлагает читателю задуматься над собственным отношением к жизни.

(2 вариант)

Стихотворение в прозе – лиро-эпический жанр: как эпический он имеет сюжет, композицию, систему героев, а как лирический – явно выраженную авторскую позицию.

В центре внимания автора произведения крестьянская семья, живущая в разоренном домишке, принявшая к себе сироту-племянницу. Тургенев вспоминает об «одном убогом крестьянском семействе», мы даже не знаем имен этих людей, их судеб, прошлого, будущего, но автор смог в нескольких репликах передать характеры мужа и жены, их отношение друг к другу, к жизни. Решается вопрос о том, брать или не брать Катьку-племянницу в дом, где, скорее всего, множество своих детей. Баба пытается отговорить мужа: «последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить…». Отсутствие соли в доме – показатель бедности, начало различных болезней, да и просто без соли еда не имеет того вкуса. Но ведь голод-то все-таки не грозит, с голода не умрут. И аргументы жены разбиваются о флегматичное мужиково: «А мы ее… и несоленую». Интересно, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе; во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (простая крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении важных вопросов последнее слово. Многоточие, стоящее после слов бабы, говорит о том, что это не все доводы, которые она приводила мужу, а может быть, уже не первый раз заходит этот разговор, много было сказано. Тогда можно было бы поставить многоточие и в начале ее слов. С другой стороны, разговор этот бессмысленный, все равно возьмут, девать девчонку некуда, не звери же. И говорить не о чем. Оба это прекрасно понимают, и чуть ироничный ответ мужа мягко настойчив, он тоже уговаривает, понимая, что не только на себя взваливает лишний груз.

Поступок семьи сравнивается с благодеяниями Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»: не всякий богач захочет делиться, поэтому автор искренне восхищается его щедростью, но отдать последнее способны единицы. «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

Позднее творчество Ивана Тургенева включает назидательные стихотворения в прозе. Они относятся к лиро-эпическому жанру, так как соединяют в себе важные составляющие эпоса – сюжет, структуру и лирики – четкую позицию автора, его чувства. Тургенев в произведениях подымает важные проблемы человечества, рассуждает о морали, указывает на пороки общества, и в то же время восхищается простыми добрыми поступками.

«Два богача» - стихотворение в прозе, которое можно сравнить с притчей или басней. Здесь так же есть назидательность, ярко выраженная мораль в конце.

Начинается миниатюра с того, что рассказчик приходит в умиление от поступков некого богатого человека по фамилии Ротшильд. Он обладает огромным состоянием и жертвует «целые тысячи» на нужды больных, образование детей, уход за стариками. С одной стороны автор действительно считает поступок Ротшильда достойным, однако внимательный читатель сможет уловить легкую иронию в словосочетании «целые тысячи». Что значат для богача эти несколько тысяч? Они никак не ухудшат его материальное положение.

Вслед за Ротшильдом рассказчик вспоминает об одном бедном семействе крестьян. Они живут крайне бедно, но приняли в свой дом племянницу, которой больше не к кому было идти. Автор показывает, что это решение не было для них простым. Баба пыталась образумить своего мужа, ведь прокормить еще «один рот» в их семье будет крайне сложно, тогда даже соль станет для них роскошью. Чем будем похлебку солить – вопрошала баба. На что мужик отвечал с юмором и грустью – «А мы ее … и не соленую…» Такой простой ответ так много рассказал об этом человеке, готовом терпеть лишения ради других.

Он понимает, что доставит хлопоты своей жене, но не может отказать бедной девочке в доме и хлебе.

В стихотворении Иван Тургенев рассказывает о благодеянии двух людей: Ротшильда и бедного крестьянина. Первый тратит много денег, и поэтому его деятельность удостоилась похвалы тысяч людей. Его благотворительность у всех на виду. Поэтому он получает взамен славу. Второй сделал на первый взгляд незначительное добро – приютил бедную девочку. Взамен он не получил ни славы, ни одобрения. Ведь даже жена на него немного обижена. Однако то, что племянница получила шанс хоть и на бедную, но приличную жизнь – заслуга этого мужика.

В стихотворении в прозе сравниваются разные виды богатства – материальное и душевное. Богач Ротшильд тратил много денег, но никого не осчастливил лично. Небогатый крестьянин отдал частичку своей души новому члену своей семьи.

Произведение Тургенева «Два богача» - высокоморально и заставляет читателей задуматься о настоящих ценностях.

Это маленькое произведение Тургенева, входящее в цикл стихотворений в прозе, должно быть охарактеризовано по жанру как притча-рассуждение. Притча — это краткий рассказ-иносказание поучительного характера, написанный в аллегоричной форме. Жанры притчи и басни близки, тем более их следует различать. Сближает жанры наличие морали или поучения, однако притча содержит философское обобщение, мудрое суждение о жизни, из которого мы извлекаем для себя поучение. Басня же, также несущая в себе меткие наблюдения, умные обобщения, остроумные суждения, отличается в большей мере житейской мудростью, поэтому имеет мораль.

Стихотворение-притча «Два богача» особенно тем, что в нём присутствует образ автора, обычно в лирике принимающего роль лирического героя. Обратите внимание, что авторский голос и его суждение обрамляют собственно притчу — разговор мужика и бабы. Возможно, для того чтобы растрогать читателя великодушием простого человека, этого разговора было бы достаточно. Однако тогда мог ускользнуть истинный смысл всего произведения, поскольку его цель и глубже по своей идее, и шире. Тургенев, начиная стихотворение, уже создаёт основание для достижения этой цели. Говоря о Ротшильде, автор употребляет два выражения: «громадные расходы» и «целые тысячи»; в первом случае слово «громадные» относит нас в недоступный мир богача Ротшильда, слово «целые», употреблённое Тургеневым без иронии, приведено с целью подтвердить, какое большое значение имеют тысячи Ротшильда для другого мира — бедных и обездоленных.

Что же есть у мужика и бабы, берущих к себе сиротку? Из имущества — разорённый домишко, состояние их жизни — полная нищета. И тем не менее мужик убеждает бабу взять девочку Катю, сознательно отказывая себе даже в самом необходимом. Отсюда заключительную фразу Тургенева («Далеко Ротшильду до этого мужика!») можно понимать следующим образом: во-первых, великодушие обоих резко различается, так как Ротшильд, пусть совершая благое дело, жертвует малой частью своего состояния, в то время как мужик готов отдать всё, что имеет. Во-вторых, в случае с Ротшильдом доля душевного участия в жизни других невелика по сравнению с властью денег, поэтому и люди живут в разных мирах, а бедные крестьяне могут предложить только душевную заботу, что объединяет мир крепче любого богатства.

Последние произведения Ивана Тургенева увидели свет в 1882 году. Это были короткие заметки, раздумья и наблюдения из записных книжек писателя. Название цикла менялось несколько раз. Первоначально автор назвал сборник «Посмертное», затем написал на латыни Senilia, что означает – «Стариковское». Но окончательный вариант, под которым сборник был опубликован, получил название «Стихотворения в прозе».

Пожалуй, это самое удачное решение. В небольших текстах осмыслена проза жизни, а затем изложена в краткой лирической форме. Миниатюры

Сборника не рифмованы, но их язык весьма поэтичен. Одно из наиболее емких произведений цикла – «Два богача» . Всего несколько строк хватило Тургеневу, чтобы создать ряд образов и заставить читателя задуматься.

Произведение, написанное в июле 1878 года, состоит из двух частей, имеет зачин и концовку. В нем сравнивается благотворительность Ротшильда и бедной крестьянской семьи. Писатель отмечает, что щедрость одного из богатейших людей планеты заслуживает восхищения, поскольку далеко не все состоятельные люди отдают часть своих доходов «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых» . Такие добрые дела вызывают у писателя похвалу и умиление. Но тут же Тургенев вспоминает об «убогом крестьянском семействе» . которое принимает в свой «разоренный домишко» сиротку. Короткий разговор между мужем и женой полон благородства и душевной щедрости.

В чем ущемляет себя миллиардер, отдавая деньги бедным? Вряд ли он чувствует какие-либо изменения в своей роскошной жизни. А вот крестьянская семья, приютив сироту, не сможет купить даже соли для похлебки. Да разве только в еде дело? Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд. Нужно не только одеть, обуть и накормить, но и отдать девочке частицу души, заменить ей родителей.

Тургенев не сообщает подробности о семье крестьян. Читатель не знает, есть ли у них свои дети. Скорее всего, что есть. Потому и ворчит добродушно женщина. Автор не называет также имен героев. С одной стороны, такой подход создает обобщение, с другой – подчеркивает простой социальный статус семьи.

Характерно, что оба говорят «мы» . осознавая себя единым целым. Вот тихий ежедневный подвиг, истинное душевное богатство простого крестьянина, о котором не трезвонят на весь мир газеты.

Салтыков-Щедрин говорил о произведениях Тургенева, что после их прочтения легко дышится, верится, тепло чувствуется. Это в полной мере касается и миниатюры из пяти предложений «Два богача».

Сочинения по темам:

  1. И. С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения...
  2. Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который...
  3. Дмитрий Павлович Санин (помещик пятидесяти двух лет) перебирает в столе старые письма. Неожиданно он находит футляр с гранатовым крестиком и...
  4. Года два спустя на Пантелея Еремеича Чертопханова обрушились всевозможные бедствия. Первое из них было для него самое чувствительное: от него...

План
В в е д е н и е
«Стихотворения в прозе» - размышление о сущности человеческой жизни.
Основная часть
Сопоставление щедрости Ротшильда с крестьянским семейством, принявшим племянницу.
Заключение
Стихотворение позволяет задуматься над собственным отношением к жизни.
И.С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях...». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия.
В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.
В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.
Данное «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры