Елизавета александровна баташева урожденная бем. Русская пасхальная открытка начала XX века

Главная / Любовь

В прошлом году исполнилось 170 лет со дня рождения замечательной русской художницы Елизаветы Меркурьевны Бём. Сегодня это имя о многом говорит искусствоведам и практически ничего людям, далеким от искусства. Но именно для них она иллюстрировала литературные произведения, азбуку и с упоением рисовала праздничные открытки, которые давно признаны уникальными.

Wikimedia.org

Елизавета Бём родилась 24 февраля 1843 года в дворянской семье. Ее отец Меркурий Николаевич Эндауров служил коллежским асессором. В 23 года она вышла замуж за Людвига Францевича Бёма (1825-1904), который был известным скрипачом, как и его отец, в свое время приглашенный из Венгрии и ставший солистом Петербургского Императорского оркестра. Кстати, Франц Бём известен и как педагог русских композиторов Глинки, Львова, Верстовского. В семье долго хранились две реликвии - скрипка Страдивари и письмо Бетховена.

Лиза Эндаурова с 14 лет училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, которую в 1864 году закончила с серебряной медалью. Преподавали в этой школе замечательные учителя - И.Крамской, П.Чистяков, Л.Примацци, А.Бейдман. Талант Лизы Эндауровой был разносторонним, ей ничего не мешало экспериментировать, быть самобытной и даже дерзкой - возможно, потому, что материальная сторона дела ее не интересовала ни в семье родителей, ни после замужества.


Новая страница жизни

В 1968 году у супругов Бём родилась дочь, названная, как и мама, Елизаветой. Это событие сделало близкую художнице детскую тему еще более интересной. Часто она рисовала с натуры именно крестьянских детей. Добрая "тётка Бёмиха" приезжала в деревни и рисовала детей, угощая их сладостями.

В то время многие художники, а также писатели старались привлечь внимание общественности к судьбе детей, живущих в бедных семьях, создавая полные трагизма полотна и литературные произведения. Это и "Тройка" Перова, и "Дети, бегущие от грозы" Маковского. Но дети в работах Бём были другими - сытыми, довольными жизнью, хорошо одетыми, часто в русский национальный костюм . Ее не занимал социальный аспект, а привлекала внешняя красота детей, наивность их глаз, чистота улыбок, непосредственность и искренность. И они "жили" счастливой беззаботной жизнью на страницах сказок и азбуки, а также на чудесных открытках.

От акварелей до силуэтов

Ей удавалось писать акварели, заниматься литографией, создавать модные в то время "Силуэты". Кстати, за 14 лет с 1875-го по 1889 год были выпущены 14 альбомов с силуэтами. Среди них альбомы "Силуэты из жизни детей", "Пирог", "Из деревенских воспоминаний", "Поговорки и присказки в силуэтах", "Пословицы в силуэтах".

Wikimedia.org

Сам Крамской называл ее силуэты совершенством. Эти работы на одном из международных конкурсов получили Серебряную медаль. Ярким событием 1883 года стал Альбом "Типы из "Записок охотника" И.С Тургенева в силуэтах". Уникальность этого альбома была очевидной: черные силуэты чередовались с цветными рисунками, что, без сомнения, впечатляло. К счастью, альбом был издан в последний год жизни писателя. Кстати, стоит вспомнить и о двух силуэтах для рассказа "Муму".

Елизавета Бём иллюстрировала журналы, среди них - и детские "Малютка" и "Игрушечка". Ее рисунки украшали великие романы, в том числе "Анна Каренина", а также известную сказку "Репка", поэму Некрасова "Мороз Красный нос". Ее Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Ванька Жуков - прекрасны! Оригинальны и рисунки на библейские темы.

Как ни странно, иллюстрации для "Азбуки" - большого детского альбома для рассматривания, а также басен Крылова успеха не принесли. Критика была беспощадной: дети казались неестественными, а сама книга почему-то напоминала им лавку старьевщика. А ведь рисунки в ней замечательные: рядом с буквой А (Аз) - Ангел, с буквой В (Веди) - Витязь…

От глины до стекла

Имя Елизаветы Меркурьевны Бём также вошло в историю отечественного декоративно-прикладного искусства. Расписанные молитвенники и веера, рисунки для вышивок и кружев, расшитые бисером кокошники, ковши из дерева и фигурки из глины. Все это было сделано руками художницы. А еще были стекло и хрусталь! Что, впрочем, не вызывает особого удивления, ведь на Дядьковском заводе работал брат художницы.

Wikimedia.org

Работы Бём признаются как символичные в развитии русского национального стиля в стекле. По ее рисункам создавались необыкновенные по красоте изделия, которые могли ею и расписываться. Её роспись украшала и фарфор, а рисунки использовались для изготовления эмалей. В них было все: оригинальность, сложная игра цвета и даже народный юмор! А потому работы выставлялись в Париже, Мюнхене, Берлине, Милане, Чикаго и получали медали. Без сомнения, это был новый взгляд на стекло.

Стиль Бём

Критика почти всегда была благосклонная к художнице, а ее работы охотно приобретались коллекционерами. Среди них не только П.М. Третьяков и И. Е. Цветков, но и члены царской фамилии.


Критики первыми заговорили о "Стиле Бём", которому многие пытались подражать. Но главным критиком, вернее, почитателем творчества Е. Бём был ее муж - профессор консерватории в Санкт-Петербурге.

Стоит сказать об одной уникальной особенности стиля Бём - о коротких остроумных подписях: прибаутках, пословицах, загадках , стихотворных строчках, которые были везде - от открыток до изделий из стекла. На открытке с изображением девочки, рисующей куклу, надпись гласит: "Не моя вина, что рожа крива". Или открытка, на которой девочка в окружении матрешек готовит еду для кукол: "На праздник. Купите щи. Чтобы гости шли!".

На одной из открыток есть и уникальная подпись - стихотворные строки, а под ними инициалы "К.Р.": "Я нарву вам букет к именинам, много пестрых пахучих цветов: и шиповнику с диким жасмином и широких кленовых листов". "К.Р." - поэтический псевдоним Великого князя Константина Константиновича Романова (1858-1915).

Wikimedia.org

Впечатляет надпись в стихах на наборе для алкогольных напитков, в который входили стаканы-обманки с нарисованными чертиками, призывающими выпить: "на здоровье", "на веселье", "на задор", "чай, кофе не по нутру, была бы водка по утру", "где выпивал, там и ночевал", "на радости выпил, с горя - запил", "хошь - не хошь, а выпить надо!". Есть надпись и на штофе: "Здорово, стаканчики, каково поживали? Меня поджидали. Пей, пей - увидишь чертей".

Праздничные открытки

Еще одной вехой творчества Елизаветы Бём стали открытки, в том числе рождественские и пасхальные. Хотя в то время праздничной могла быть любая открытка, даже не тематическая. По рисункам Бём было издано 300 открыток, от которых и сегодня веет задушевностью и сердечностью. Сотрудничество Бём с "Общиной Св. Евгении", издательство которой начало выпуск отечественных открыток, оказалось очень плодотворным. Открытки художницы нравились покупателям, потому что воспроизводили сцены из русской, а не заграничной жизни. Краски, темы, манера письма, оригинальность подписей делали открытки интересными для коллекционеров.

Праздничные открытки желали хорошего урожая, приплода скота, веселой встречи Рождества, традиционных гуляний и забав. Да и родные пейзажи были ближе русской душе. Но открытки Бём были особенными. Кто же становился главным героем, к примеру, рождественских открыток художницы? Оказывается, не Дед Мороз , не Снегурочка, не Снежная баба, а дети .

На одной открытке мальчик и девочка летят с горы не в санках, а в гигантских лаптях. Еще одна забавная открытка, на которой девочка и мальчик сидят в лапте, который везет ежик. Надпись гласит: "Зима. В гостях хорошо, а дома лучше". Вот девочка с куклой на фоне большой рождественской звезды: "Рождественская звезда много счастья принесла. Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит". Часто на ее открытках дети несут елочки или окружены вихрем метели: "Мороз не велик, да стоять не велит". Интересна открытка, на которой мальчик везет мешки на санках: "Везу счастье на Новый год. Кому мало - кому до отвала. А вам больше всех". А вот хмурый сердитый мальчик в зимней одежде с палкой, в в руках и в мешке - игрушки, подпись: "Рождественский бука". Хороша и румяная девочка, прижимающая к груди куклу и мишку, рядом елочка: "Вы всегда нас радовали. И дарили и ласкали. Как же нам вам отдарить? Чем на елку подарить?"


Wikimedia.org


Но часто на открытках Елизаветы Меркурьевны дети совершают недетские поступки. Например, маленький мальчик в кроватке поднимает бокал: "С новым годом!". На другой - задумчивый мальчик лет пяти держит в руках рюмку, рядом - вторая: "1 января. Первая рюмка колом. Вторая соколом".

Мальчик и девочка на праздничных открытках - любимый дуэт художницы. Однако не только их изображение, но подписи кажутся несколько взрослыми. Обнимающиеся мальчик и девочка, над ними надпись: "Поцелуй в уста ради праздника Христа". Или пара в национальной одежде Кавказа: "Много дев у нас в горах. Ночь и звезды в их очах. С ними жить - завидна доля. Но еще милее воля!". Забавна и открытка, на которой девочка в богатом русском костюме задумчиво смотрит на кукол-пареньков, одетых в боярское платье. Подпись кажется неожиданной: "Ух-ты, ах-ты, как-то мне замуж идти! За худаго не охота. Хорошаго негде взять!". Еще одна парочка с белой собакой: "Сибирь под снегом закоченела. Без холода не пробыть. Без милаго не прожить!". Две девочки с серьезными глазами, одна внимательно смотрит на другую: "Всякая невеста для своего жениха родится!"

Привлекают внимание философские открытки. Вот красивый русоголовый мальчик сидит за столом, перед ним миска да огромная кружка: "Сяду я за стол да подумаю. Как мне жить. Как мне быть одинокому!". Или серьезная девочка с куклой, рядом глиняный горшок с деревянной ложкой: "Счастье придет и на печи найдет". Так тема праздничных открыток больше никогда и ни у кого не звучала. Не повторился огромный талант Елизаветы Бём.

Елизавета Меркурьевна Бём ушла из жизни 25 июня 1914 года. И только с 90-х годов ХХ века стал оживать интерес к этой замечательной художнице.

Ольга Сокиркина

Оригинал записи и комментарии на

Однако тогда мы видели лишь её работы, которые были посвящены Азбуке. Бесспорно, те работы были просто удивительными и прекрасными. Недаром эту художницу считают одной из самых лучших представительниц искусства иллюстрации в нашей стране. Однако то была лишь часть её работ. Кроме того, что Елизавета Бём создала красивейшую азбуку, она рисовала иллюстрации и для других книг, к примеру: басни А. И. Крылова, «Записки охотника» И. С. Тургенева и т.д. Особо заметна в её творчестве значимость силуэтов. Кажется, что здесь довольно сложно сделать что-то действительно достойное. И всё же Елизавете Бём это прекрасно удалось. Её силуэты — это тщательно прорисованные сюжеты и персонажи. Они выглядят, будто тени или трафареты, но то, насколько качественно и талантливо они прорисованы, просто поражает. Эти силуэты, будучи полностью чёрными и узнаваемыми только по контурам, обладают неким удивительным эффектом. Непонятно, как и почему так происходит, но они действительно кажутся трёхмерными, со всеми необходимыми формами. Такое под силу сделать только самому настоящему профессионалу.

Когда смотришь на эти силуэты, то совершенно забываешь о том, что они черны, как ночь и вполне можешь увидеть самые мельчайшие очертания внутри фигур. Конечно же, это работает тот самый обман зрения, который зачастую здорово подводит своего хозяина. Дело в том, что человеческий мозг зачастую дополняет реальность вещами, которые способны ему помочь в определении окружающего мира, поэтому мы можем увидеть в очертаниях гор чьё-то лицо, в абсолютно чёрном силуэте формы и даже цвета. Художники пользуются этим обманом зрения, но у Елизаветы Бём это получалось лучше всех.

Елизавета Меркурьевна Бём — знаменитая русская художница. (1843—1914 гг.)

Если вы занимаетесь декором или дизайном, строительством или ремонтом собственного дома, то вас наверняка заинтересует продукция от RezbaPro. Здесь вы найдёте резные столбы для лестниц , балясины и многое другое. Большой каталог, где вы сможете выбрать именно то, что подойдёт для стилевого решения интерьера вашего жилища.

Алешенька Попович


Широчайшую известность в России ей принесли открытки, которых она создала более трех сотен. Среди них были и поздравительные к праздникам, и с изображениями национальных костюмов народов России, и на темы русских пословиц, и с героями произведений Л. Толстого, и с загадками о временах года, да и просто с трогательными сценками из жизни детей. Издаваемые многотысячными тиражами, они расходились по всей России. Их можно было увидеть и на закопченной стене в крестьянской избе, и в томике стихов под подушкой курсистки, и в изящном альбоме светской львицы


Елизавета родилась в Петербурге 24 февраля 1843 года, в старинной дворянской семье. Предки её были выходцами из Золотой орды, чья фамилия Индигир (что значит "индейский петух") грамотой, дарованной Ионанном III, была переименована в Эндауровых.

На лето семья обычно выезжала в родовое поместье в селе Щипцы Ярославской губернии. «Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет, - вспоминала впоследствии Елизавета, - иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием»


Стоит отметить, что во второй половине XIX века отношение к девочкам в передовых дворянских семьях изменилось, а их стремление профессионально заниматься музыкой или искусством даже стало поощряться. Родители Лизы не стали препятствовать её желанию учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художников, в которую девочка поступила, когда ей было 14 лет. В 1864 году она с медалью окончила школу и буквально окунулась в творчество, благо, финансовое положение семьи позволяло это делать без оглядки на заработок.


Вскоре сложилась и личная жизнь, в 1867 году Елизавета вышла замуж за талантливого скрипача, педагога Петербургской консерватории Людвига Бёма, с которым ей предстояло счастливо прожить всю жизнь и родить несколько детей.

Людвиг Бём

«Знаете, — говорил Людвиг Францевиц, — смотря на те прелестные произведения кисти Елизаветы Меркурьевны, которые она, бывало, показывала мне во время моих к ней посещений, я не раз думал о том, что я не столько был бы удовлетворён, если бы жена моя была, например, музыкантшей и я, вернувшись из консерватории, ещё полный часто фальшивыми звуками моих учеников, встречал бы и дома опять, хотя бы и хорошие, но всё же музыкальные звуки; а тут я прямо отдыхаю на ея рисунках…»

Интересен факт, что Людвиг Францевич владел скрипкой Stradivarius, которую получил в наследство от своего дяди вместе с письмо Бетховена.

А Елизавета Меркурьевна рассуждала «Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, всё равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л.Н.Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдётся время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой своё занятие, я и по выходе замуж и после того, как родила ребёнка, всё так же, если ещё не более, занимаюсь любимым делом»

Все творческое наследие Елизаветы Меркурьевны можно разделить на два этапа: силуэт и акварель.

Елизавета Меркурьевна не писала большие картины, но её рисунки пользовались неизменной популярностью. Чаще всего она рисовала сценки с детьми. С середины семидесятых годов стала работать и в технике литографируемого силуэта, который она собственно и создала и таким образом возродила искусство ситуэта в России.

Казалось бы, даме скорее пристало изготовлять силуэты лёгким и привычным способом — вырезанием из чёрной или тонированной бумаги. Но художница избрала свой путь, так как только возможности литографии, рисования на камне, позволяли ей не только сразу выпускать свои книги небольшими тиражами, но делать тончайшую проработку всех деталей, которая была бы невозможна при вырезании ножницами. Она тщательно вырисовывала пёрышки птичек и кудряшки на головке деревенской девочки, шерсть собаки и кружева на платьях кукол — мельчайшие подробности делали графику Елизаветы Бём необычайно тонкой, душевной, живой, по ним можно было понять то недоговорённое, что оставалось скрыто от зрителя внутри её силуэтов.

Интересно, что маститые художники восприняли её работы с нескрываемым восторгом. Её учитель Крамской писал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». Илья Репин, подарив художнице свою картину, начертал на обороте холста: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких».

Кстати, ей принадлежит авторство одного из первых российских комиксов. В 1880 году вышла её книга «Пирог», с последовательными сценками, изображающие детей, сделавших пирог и к радости собаки уронивших его. Книга была очень популярна, её с удовольствием разглядывали не только дети.

Каждое лето она приезжала в своё родовое имение и всякий раз, перед тем как ехать туда, Елизавета Меркурьевна покупала охапки деревенских платков, игрушек и лент для крестьянок и их детей. Дети её любили и называли свою барыню «Бёмиха».

Елизавета Меркурьевна рисует крестьянских детей

В 80-е годы Елизавета Меркурьевна стала сотрудничать с издательствами, как художник-иллюстратор. Её рисунки многие годы печатались в детских журналах «Игрушечка» и «Малютка». Круг её интересов был широк, она проиллюстрировала полтора десятка книг, в том числе произведения И. Тургенева, Л. Толстого, А. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, русские народные сказки, пословицы и поговорки.

Обложка «Типы из Записок охотника» И.С. Тургенева


Иллюстрация к сказке «Репка»

Казалось бы, какое-то не серьезное искусство - силуэты, иллюстрации, открытки. Но Елизавета Меркурьевна неоднократно участвовала в престижных российских и международных выставках (в Париже, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго) и не оставалась без призов, включая золотые медали. Первое свое международное «золото» она привезла из Парижа еще в 1870 году с выставки акварельных рисунков и миниатюр. А до этого было «серебро» из Брюсселя с международного состязания по технике акварели и силуэта. Любопытно, что призы ей доставались не только на художественных, но и на промышленных выставках, ведь она делала рисунки для изделий из хрусталя и стекла, расписывала фарфор.

С 1893 года Бём увлеклась изготовлением стеклянной посуды. Случилось это после поездки в Орловскую губернию на Мальцовские заводы, где директором хрустального завода был её брат Александр. Она делала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши. Придумывала рисунки для эмалей.


Братина с орнаментом в русском стиле. Бесцветное стекло с росписью эмалью. Конец XIX века. Мальцевские заводы.

Всего Бём издала 14 альбомов, которые неоднократно переиздавались, в том числе и за границей. Даже в Америке её книги силуэтов выдержали несколько изданий.

Уже в начале XX века появились подражатели ее стилю, многие ее композиции стали переносить на фарфоровую посуду, использовать в кустарном производстве, на деревянных тарелках, шкатулках, пасхальных яйцах. «Бёмовский стиль» распространился повсеместно.

Показателем признания художника служило и приобретение его работ Третьяковым. Акварели Елизаветы Бём неоднократно покупались Павлом Михайловичем, как и другими российскими коллекционерами живописи. Их приобретали для своих коллекций и члены царской семьи.



С началом Первой мировой войны, на 71-м году своей жизни, уже вдовая и одинокая, давно продавшая и Страдивари, и многие полотна, безвозвратно проводившая внуков на фронт, Елизавета Меркурьевна писала: "...Я все еще не оставляю своих занятий, несмотря на слабость зрения и боль в изработанных руках... тружусь не в силу необходимости, а очень любя свое дело... Благодарю Бога за наслаждение, дарованное мне через призвание. А сколько замечательных людей оно мне доставило, сколько подарило дорогих, дружеских отношений..."


Открытки Елизавeты Бём пользовались невероятной популярностью на рубeже XIX-XX вв. Их можно было увидеть в коллекциях императорской семьи, в Третьяковской галерее и в избах простых крестьян. Очаровательные детки в русских национальных костюмах, изображенные в различных бытовых сценах, и сегодня вызывают умиление обывателей.




Елизавета Меркурьевна Бём (в девичестве Эндaурова) появилась на свет уважаемой богатой семье в 1843 году. Художница вспоминала: «В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием» .



Тогда считалось, что девочкам достаточно только обучения рукоделию и основам ведения хозяйства, но родители Лизы прислушались к мнению «понимающих» людей и отправили 14-летнюю дочь в столичную Рисовальную школу Общества поощрения художников. Лиза посещала занятия таких признанных мастеров, как Иван Крамской, Павел Чистяков, Луиджи Премацци. Она окончила Рисовальную школу с отличием.

В 1867 году Елизавета Эндаурова приняла предложение руки и сердца Людвига Бёма, преподававшего в Петербургской консерватории. Муж не препятствовал увлечению супруги.



В 1875 году художница создала несколько силуэтов и сшила их в альбом. Ее дядя, владевший картографическим заведением, растиражировал ее работы. Публика с восхищением восприняла подобное творчество. Вдохновленная столь положительным результатом, Елизавета Бём создала еще один альбом «Силуэты из жизни детей». Илья Репин высоко оценивал ее творчество: «Её черненькие я люблю больше многих беленьких» .



Позже художница иллюстрировала журналы, обложки к книгам, но настоящая слава на родине и заграницей пришла к ней после того, как она стала рисовать открытки. Главными героями на них становились маленькие дети в русских народных костюмах. Они изображались в бытовых ситуациях. Открытки сопровождались незамысловатыми надписями или же пословицами и поговорками.





Открытки от Елизаветы Бём имели колоссальный успех. Их приобретали для себя и члены императорской семьи, и обычные мастеровые и крестьяне. На международных выставках работы Бём неизменно получали медали и призы. Одно французское издательство предложило за огромные деньги Елизавете Меркурьевне заключить договор на эксклюзивное право печати ее работ. Это значило, что в таком случае художница не могла бы публиковаться в России, поэтому она отказалась.




Елизавета Меркурьевна Бём продолжала плодотворно работать до самой смерти. Ей постоянно приходили заказы на оформление детских книг, ведь иллюстратор с большим усердием выводила непослушные завитушки на детских головках, а получившиеся образы выходили такими душевными.

Елизаветы Бём не стало в 1914 году, но ее открытки продолжали переиздаваться десятилетиями.





В начале ХХ века тематика открыток была очень обширной. Так, В Германии в 1900 в коробках с шоколадными конфетами Theоdоr Hildebrаnd und Sohn также можно было отыскать

Добрым талантом, который нес свет и радость взрослым и детям, обладала Елизавета Меркурьевна Бем (1843 - 1914).

Детство и юность

Бем Елизавета родилась в Санкт-Петербурге в семье выходцев из старинного татарского рода Эндауровых, которые перешли на службу русским царям в XV веке. С пяти до четырнадцати лет она жила в имении отца в Ярославской губернии. До конца своей жизни Бем Елизавета любила сельскую жизнь и деревенских ребятишек. Они были постоянным источником вдохновения, в то время когда Елизавета Меркурьевна стала уже взрослым человеком. А пока девочка не выпускала из рук карандаш и рисовала на любом клочке бумаги, который попадался ей под руку. Знакомые ее родителей посоветовали отдать учиться увлеченную искусством девочку. Родители, когда дочке исполнилось 14 лет, определили ее в Школу поощрения художников. Ее учителями были выдающиеся люди - П. Чистяков, И. Крамской, А. Бейдман. Школу Бем Елизавета закончила в 21 год в 1864 с Золотой медалью.

Замужество

Спустя три года Лизочка Эндаурова выходит замуж за Людвига Францевича Бема. Он был старше на 16 лет, но очень привлекателен своей неординарностью. Это был музыкант-скрипач, который потом занимался преподавательской деятельностью в петербургской консерватории. В их доме всегда звучала музыка, и не только скрипичная. Фортепиано был также любимый инструмент. Брак, в который вступила Бем Елизавета, был счастливым. Она родила несколько детей. Семья жила на Васильевском острове, впоследствии, когда дети выросли и стали жить отдельно, то все равно по поводу и без него вся семья вместе с внуками-гимназистами собиралась в приветливом гостеприимном доме бабушки Елизаветы Меркурьевны, и вновь сказочно звучала скрипка Страдивари, которая некогда принадлежала Бетховену, и на которой теперь играл Людвиг Францевич. Он привез ее с собой из Вены.

Силуэты

В XVII веке зародилось увлечение вырезания ножницами из сложенного листа бумаги портретов-силуэтов, контурных изображений профилей. В XVIII веке оно стало просто повальным. Люди сидели и по вечерам целыми семьями вырезали более или менее сложные картинки. Это могли быть парусники, бегущие кони или портрет человека в полный рост со шляпой и тросточкой. Для этого использовалась как черная, так и белая и цветная бумага. Увлекался этим и Ганс Христиан Андерсен. Были умельцы в этом милом занятии, которые виртуозно владели ножницами.

В XIX веке на уровень высокого искусства его подняла Бем Елизавета. С 1875 она начала изготавливать силуэтные картинки в технике литографии. На отшлифованной поверхности камня она специальными чернилами наносила тщательно выписанный рисунок с мельчайшими деталями (кудрявые волосики детей, перышки птиц, кружевца на кукольных платьицах, тончайшие травинки, лепесточки цветов), затем протравливала его кислотами, и в результате после нанесения краски и печати происходило маленькое чудо. Таким сложным способом делала Елизавета Бем силуэты. Теперь их можно было многократно распечатать для целого тиража книг.

Сначала появились открытки «Силуэты». Через два года вышел альбом «Силуэты из жизни детей». Не менее пяти альбомов было издано позже. Они пользовались безумной популярностью. Их издавали не только в России, но и за рубежом, в частности в Париже. Ее поклонниками были и Лев Толстой, и Илья Репин.

Иллюстрации

Бем Елизавета с 1882 года иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и Малюточка». Позже - сказку «Репка», басни И. Крылова и «Записки охотника» И. Тургенева, А. Чехова, Н. Некрасова, Н. Лескова. И везде к ней приходил успех. Строжайший критик В. В. Стасов восторженно отзывался о ее работах. Ее силуэты перепечатывала вся Европа. Одно за другим выходили ее издания в Берлине, Париже, Лондоне, Вене и даже за океаном. Уже когда зрение ослабело (1896 год) и художница оставила силуэтную технику, то все равно ее произведения участвовали в Международных выставках, получая медали. Так, в 1906 году художница получила в Милане золотую медаль.

Азбука

В наше время не удалось точно установить, когда вышло первое издание «Азбуки». Видимо, это произошло примерно в конце 80-х годов. Это замечательное произведение так и притягивало ребенка, заставляя его вглядываться в красочные рисунки, попутно запоминая буквы. Для буквы «буки» инициал разрисован в виде змея, который ухватил себя за хвост. А картинка изображает маленького боярина.

На каждой странице шел занимательный текст, который сопровождался красочной иллюстрацией. Буквы были исполнены в стиле тех инициалов, которые делали узорной цветной вязью миниатюристы XIV - XVI веков. Вот, например, буквица глаголь.

Она показывает маленького гусляра, который сидит в избе на скамеечке и приговаривает присказки. С любовью к маленькому ученику сделала рисунки Елизавета Бем. «Азбука» просто притягивает и не отпускает ни родителей, которые учат своего малыша, ни ребенка, который внимательно рассматривает каждую картинку, слушая, что читают ему родители. Эта «Азбука» переиздается в виде подарочных изданий и в XXI веке с тканевыми и кожаными обложками с бронзовыми застежками. А в середине XX века часть букв переиздавалась в Нью-Йорке.

Открытки к праздникам

Это особая линия в творчестве мастера. Открытые письма, которые рисовала Елизавета Бем, художница сумела сделать яркими и запоминающимися. Это были праздничные открытки, которые люди посылали на Рождество или Пасху.

Подписи к ним делала сама художница, проявляя большую изобретательность. Тексты включали в себя элементы пасхальных песнопений, а также цитаты из русских поэтов и любимые художницей пословицы и поговорки. Открытки появились в начале 1900-х годов. Елизавета Бем первоначально сотрудничала с издательством общины св. Евгении, позже - в Петербурге с фирмой Ришар и И.С. Лапиным в Париже. Открытые письма выходили большими тиражами по меркам того времени - по триста экземпляров. Казалось бы, что стоят очаровательные детишки и несут крашеные яйца и вербу. Но мальчуган и девчушка настолько милы, что этот неброский по колориту рисунок много говорит сердцу.

Открытки на каждый день

Они тоже нравились покупателям, потому что на них были изображены сценки из русской жизни, полные поэзии, задушевности и сердечности. К ним художница делала подписи. И главными героями ее открыток были деревенские дети, которых Елизавета Меркурьевна видела каждое лето, когда приезжала в имение под Ярославлем.

Тем, кто, например, поссорился, было предназначено открытое письмо, которое призывало не сердиться и не быть букой, а помириться. Здесь дети одеты в исторические костюмы, которые она собирала. У художницы была большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства. Поэтому в недостоверности ее упрекнуть нельзя. Даже такой «пустячок», как открытка, становился произведением искусства, которое основано на правде.

Так мила открыточка с надписью «сердце ответа ждет». Эти открытки следовали традициям национальной культуры и включали фольклорные элементы.

Изготовление посуды

Случайно стеклом и его обработкой, съездив к брату Александру на завод по изготовлению хрусталя, а это сложные технологии, увлеклась Елизавета Меркурьевна, и, как всегда, к ней пришел успех. Во-первых, глядя на старинные традиционные братины, кубки, чарки, ковши, она начала делать формы. Затем уже подошла к росписи. А эта была работа, связанная с ядовитыми фтористыми испарениями. При травлении стекла художница надевала маску. И сразу же в тот же год, что она начала заниматься декором стекла, на выставке в Чикаго она получила Золотую медаль.

В 1896 году состоялся двадцатилетний юбилей творческой деятельности Елизаветы Меркурьевны. Вся творческая интеллигенция откликнулась на него. Поздравления пришли от Льва Толстого, И. Айвазовского, И. Репина, В. Стасова, И. Забелина,

В 1904 году Елизавета Меркурьевна стала вдовой, но все равно не мыслила себе жизни без творчества. А в 1914 году, накануне мировой войны, она скончалась. В советское время ее работы не были востребованы, их старались забыть. Не погибло подлинное искусство, которое создавала Елизавета Бем. Биография ее сложилась счастливо. Ее произведения живы и радуют ее почитателей и теперь, когда прошло сто лет спустя после ее кончины.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры