Эрнст неизвестный скульптор. Эрнст Иосифович Неизвестный

Главная / Любовь

Эрнст Неизвестный. Он ушел от нас в августе 2016-го. Ушел всемирно известным, вопреки своей фамилии.

Человек, жизненный девиз которого «Не уступать: никому - ничего - никогда» уважали друзья и враги. Художник с бурной, насыщенной биографией: война (2-й и 3-й Украинские фронты, штурм Будапешта, тяжелейшее ранение в конце войны в Австрии); лидерство в художественной жизни «шестидесятников», знаменитая выставка в Манеже «30 лет МОСХ», разгромленная Никитой Хрущевым, сложные отношения с советским государством и предсказуемая эмиграция на волне 70-х.

Художник мощного таланта, заявивший о себе еще в годы ученичества: студенческие работы Неизвестного приобрели Третьяковка и Русский музей, были удостоены похвалы Пикассо и Ренато Гуттузо.

Скульптор, прошедший путь от работы «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина» для музея в родном Свердловске до монументальных скульптур-метафор, украсивших многие города мира. Они стоят в Нидерландах, на Асуанской плотине в Египте, у одного из польских монастырей, в арт-музее перед зданием ООН в Нью-Йорке, в Ватикане и музее скульптур Неизвестного в шведском Уттерсберге. В его скульптурах воплотились страшные беды 20 века: холокост, депортация народов, сталинские политические репрессии (свою «Маску скорби» Неизвестный поставил не где-нибудь, а в Магадане). Он сумел «завершить» свой разговор с Хрущевым, создав ему надгробный памятник на Новодевичьем…

Главным своим произведением мастер считал композицию «Древо жизни», над которой работал с 1956 по 2003 гг. и которую подарил Москве. Это своеобразная скульптурная история всего человечества, которая читается как книга. В нее вошли все образы, созданные Неизвестным до этого: Прометей, распятие, Богоматерь, Архангел Михаил, портреты Будды и Юрия Гагарина, сюжет изгнания из рая и еще многое…

Его творчество сочетает в себе мощь, тонкий интеллект и философское обобщение. Свое профессиональное художественное образование в Суриковском институте Неизвестный довершил философским факультетом МГУ. Его кумиром был Леонардо да Винчи - родственный ему по духу титан Возрождения, художник, изобретатель, философ.

Признанный во всем мире (профессор крупнейших университетов США и член Академий Наук Швеции, Нью-Йорка, Европы), Эрнст Неизвестный до последнего мгновения чувствовал себя (и был!) частью русской культуры. Уже новой России он подарил не один монумент. Здесь Неизвестного избрали почетным зарубежным членом Российской Академии художеств. Житель Нью-Йорка с 1977 года, свой 80-летний юбилей Неизвестный отпраздновал в России.

К боевым наградам - медали «За Отвагу» и ордену Красной Звезды в 90-х годах прибавились медаль «За участие в Великой Отечественной войне», орден «За заслуги перед Отечеством» III степени и «Знак Почета».

А еще Неизвестный был автором популярной песни «Батальонный разведчик» и бронзовой статуэтки Орфея - главного приза Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ, которым каждый год награждают отличившихся тележурналистов. «Орфей» Неизвестного - это символ борьбы человека с тяжелыми жизненными препятствиями…

C Новгородом всемирно известного скульптора связывает история несостоявшегося проекта.

1 октября 1996 г., по приглашению руководства АО «Акрон», Эрнст Неизвестный прибыл в Новгород чартерным рейсом частной авиакомпании «Орел». Целью делового однодневного визита стали переговоры об установке в Новгороде монумента Архангела Михаила, который Неизвестный специально разработал для древнего города.

Вероятно, великий скульптор посчитал уместным присутствие здесь образа предводителя небесного святого воинства, своим чудом спасшего Новгород от нашествия войск хана Батыя в 1239 году. Несомненно, что высокообразованному Неизвестному уж точно был знаком текст Волоколамского патерика XVI века, повествующего о том, как Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. И слова Батыя при виде киевской фрески с изображением Михаила: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

В интервью местным СМИ Э. Неизвестный особо подчеркнул, что у него много заказов в России и за рубежом, но «Новгород настолько историческая жемчужина, что, когда представилась возможность поработать здесь, я просто не смог отказаться…» . Скульптор познакомился с достопримечательностями города, чтобы определиться с местом установки монумента. Обсуждение графического изображения (фор-эскиза) скульптуры прошло на уровне губернатора области М. Прусака с участием архитекторов, историков, сотрудников музея-заповедника, художников. Несмотря на то, что произведение мастера с мировым именем сделало бы честь любому городу, новгородские специалисты и культурная общественность высказали однозначное возражение против 20-метрового памятника. Основным аргументом стали озабоченность по поводу искажения исторической среды Новгорода и нарушение архитектурно-градостроительной традиции, по которой главной доминантой является Софийский собор. К чести Э. Неизвестного, он согласился с аргументами, сказав, что Новгород - место особое и поездка в древний город дала ему иное его понимание. Тогда, в 1996-м, стороны договорились взять тайм-аут. Монумент Архангелу Михаилу в Новгороде так и не состоялся…

Однако… Парящий Архангел Михаил с мечом (композиция Э. Неизвестного «Возрождение») встал в апреле 2000 г. в Москве, на Ордынке, у бывшего особняка промышленника Морозова.


Литература к статье:

Визит Неизвестного // Новгородские ведомости. - 1996. - 2 окт.
. Гость Новгорода // Новгород. - 1996. - 3 окт. (№ 40).
. Владимиров М. Известное о визите Неизвестного, или нужен ли Новгороду архангел Михаил? // Новгородские ведомости. - 1996. - 4 окт.
. Зборовский К. Господа Великого Новгорода // Профиль. - 2000. - июль.

Монумент установлен в Одессе по случаю 200-летия города. Идея родилась у Эрнста Неизвестного ещё в 1944 году, когда он побывал в Одессе, только что освобождённой от фашистов. Скульптуру он создавал в Нью-Йорке, и её пришлось перевозить частями по морю.

2. «Орфей», 1994 год


Статуэтка, изображающая древнегреческого музыканта Орфея, который играет на струнах собственной души, стала главным символом Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ. Оригинальный «Орфей» два метра в высоту и находится в Нью-Йорке.

3. Памятник на могиле Хрущёва, 1995 год


Скульптор создал надгробие по просьбе родственников Хрущёва, несмотря на то, что при жизни глава государства называл работы Неизвестного «дегенеративным искусством» и вообще находился с ним не в самых лучших отношениях.

4. «Древо жизни», 2004 год


Неизвестный задумал эту скульптуру в 1956 году, однако воплотить идею ему удалось только спустя 48 лет. На «ветках» дерева собраны портреты самых выдающихся личностей - от Будды до Юрия Гагарина. Монумент расположен в торгово-пешеходном переходе «Багратион».

5. «Прометей и дети мира», 1966 год


Композиция находится в лагере Артек. Её основой послужили камни, которые дети привели из 85 различных стран. Рядом с рельефом высечены слова: «Сердцем - пламенем, солнцем - сиянием, костром - заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, равенства, братства, труда, счастья навсегда озарим!».

6. «Маска скорби», 1996 год


Мемориал расположен в Магадане, где был перевалочный пункт этапируемых заключённых - он посвящён памяти жертв политических репрессий. Внутри монумента находится копия тюремной камеры.

7. «Память шахтёрам Кузбасса»


Памятник находится в городе Кемерово. Шахтёр держит горящий уголёк, который также символизирует горящее сердце. Интересно, что автор отказался от гонорара за этот монумент.

8. «Цветок лотоса», 1971 год


Гигантский стилизованный цветок установлен у Асуанской плотины в Египте в 1971 году в честь советско-арабской дружбы. Высота скульптуры составляет 75 метров.

9. «Возрождение», 2000 год


Это первая скульптура Эрнста Неизвестного, установленная в Москве. Расположена она у особняка Морозовых-Карповых на Ордынке. Архангел Михаил, являющийся центром композиции, по замыслу автора, призван охранять Россию от тёмных сил.

10. «Сквозь стену», 1988 год


Эту скульптуру мастер в 1996 году привёз в Россию и США в качестве подарка Борису Ельцину. Эрнст Неизвестный пожелал президенту, чтобы образ прорывающегося сквозь стену человека помог ему побороть болезнь.

История жизни
Неизвестный родился в Свердловске 9 апреля 1925 года. Мать назвала его Эриком. И лишь в 1941 году перед самой войной, получая паспорт, он записал свое полное имя - Эрнст. Дед его был купцом, отец - белым офицером, адъютантом Антонова. Позднее он был детским врачом, отоларингологом, работал и как хирург. Когда пришли красные, то должны были расстрелять деда и отца. Но бабка вспомнила, что дед тайно печатал в своей типографии коммунистические брошюры. Тогда она нашла эти документы и предъявила большевикам. Никого не расстреляли.
Его мать - баронесса Белла Дижур, чистокровная еврейка, христианка, в середине девяностых еще была жива и публиковала свои стихи в одной из нью-йоркских газет.
Эрнст еще мальчиком имел репутацию отъявленного хулигана. Приписав себе лишний год, уже в семнадцать лет, Эрнст окончил военное училище - ускоренный выпуск. Там, на войне, лейтенант Неизвестный получил расстрельный приговор трибунала, замененный штрафбатом. И там же, на Великой Отечественной, он получил несколько боевых наград и ранений. Одно из них было тяжелейшим три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, открытый пневмоторакс… Спас Неизвестного гениальный русский врач, имени которого он так и не узнал, - это было в полевом госпитале. После войны бывший офицер три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником, кололся морфием, борясь со страшными болями, даже стал заикаться.
Потом Неизвестный учился в Академии художеств в Риге и в московском Институте имени Сурикова. Параллельно с этими занятиями он слушал лекции на философском факультете МГУ.
Получив диплом в 1954 году, он уже через год становится членом Союза художников СССР, а чуть позже - лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве за скульптуру «Нет ядерной войне!». Уже в то время проявилось его тяготение к «большому стилю» - подчеркнутая пафосность и яркая мифологичность каждой скульптуры.
В 1957 году Неизвестный исполняет статую, ставшую известной - «Мертвый солдат». Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и все еще судорожно сжатой в кулак рукой - человека, последним жестом еще символизирующего борьбу, движение вперед.
Далее он создает образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, - «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).
В 1962 году на выставке, посвященной тридцатилетию МОСХа, Неизвестный совершенно сознательно согласился быть экскурсоводом Н.С. Хрущева. В своем праве на первенство в искусстве он не сомневался. А смелости ему всегда хватало. Однако результат встречи не оправдал его надежды.
Несколько лет его не выставляли. Но после снятия Хрущева временная опала закончилась Неизвестный начал выезжать за границу и получать серьезные государственные заказы. Он создал, например, в 1966 году декоративный рельеф «Прометей» для пионерского лагеря «Артек» длиной 150 метров. Правда, никаких премий ему не присуждали. Тем не менее его известность в Европе и США постепенно росла, его работы начали закупать коллекционеры. Да и выставки, которые проводились в небольших залах научно-исследовательских институтов, становились событием.
«Возвращаясь же к произведениям 60-х годов, хочется сказать еще о двух из них, - пишет Н.В. Воронов. - Это, во-первых, «Орфей» (1962-1964). Песня одиночества. Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Деформация, утрированность, преувеличения - все здесь работает на образ, и разорванная грудь кровавым криком вопит об одиночестве, о невозможности существования в этом подземелье жизни без веры, без любви, без надежды. Мне представляется, что это одна из самых сильных вещей Неизвестного 60-х годов, может быть, менее философская, обращенная больше к нашему чувству, к непосредственному восприятию. Наверное, менее диалогическая по сравнению с другими произведениями, более близкая к привычному представлению о реализме, но тем не менее одна из самых выразительных.
И вторая - «Пророк» (1962-1966). Это своего рода пластическая иллюстрация к собственным мыслям Неизвестного, высказанным в те же годы. Он писал «Cамым любимым моим произведением остается стихотворение Пушкина «Пророк», а самым лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же стихотворения».
В 1971 году Неизвестный победил на конкурсе проектов памятника в честь открытия Асуанской плотины в Египте - с монументом «Дружба народов», высотой 87 метров. Другими крупными работами в первой половине семидесятых стали - восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше (1973-1975) и декоративный рельеф для Московского института электроники и технологии в 970 метров (1974).

1974 год стал своеобразным рубежом в его творчестве скульптор создал памятник на могиле Хрущева, ставший его последней крупной работой, установленной на родине до эмиграции.
«Этот надгробный памятник, - отмечает Н. В. Воронов, - быстро стал популярным, ибо в концентрированной художественной форме передавал суть деятельности и воззрений Хрущева. На небольшом возвышении в несколько необычной мощной мраморной раме стояла удивительно похожая бронзовая позолоченная голова Никиты Сергеевича, причем вылепленная просто и человечно, отнюдь не с тем налетом «вождизма», к которому мы привыкли на многочисленных памятниках великим людям, стоящим чуть ли не в каждом городе. Особый смысл в окружающих эту голову мраморных блоках. Своеобразная рама была выполнена так, что одна ее половина была белой, а другая - черной…»
Скульптор не хотел эмигрировать. Но ему не давали работы в СССР, не пускали работать на Запад. С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие.
На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.
Из его 850 скульптур у него закупили только 4! Против него возбуждались уголовные дела, его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Более того, Неизвестного постоянно встречали на улице странные люди и избивали, ломали ребра, пальцы, нос. 67 раз подавал Неизвестный заявление, чтоб его отпустили на Запад строить с Нимейером. Не пускали. И тогда он решает вообще уехать из России - 10 марта 1976 года скульптор покинул родину.
Когда Неизвестный оказался в Европе, канцлер Крайский выдал ему австрийский паспорт, правительство отдало одну из лучших в стране студий. Но скульптор перебирается из Австрии в Швейцарию к Паулю Сахару (Шоненберту), одному из богатейших людей мира. Тот купил скульптору казарму в Базеле под новую студию. Его жена Майя Сахар, тоже скульптор, боготворила Неизвестного. Она отдала ему свою студию со всеми инструментами, со всей библиотекой.
«К этим людям, - говорит Неизвестный, - шли на поклон Пикассо и Генри Мур. Встретиться с Паулем Сахаром - это было все равно, что повидаться с господом Богом. А святым Петром, открывшим райскую дверь, оказался Слава Ростропович. Слава Ростропович даже написал книгу «Спасибо, Пауль» - про то, как Пауль вывел в люди многих из сегодняшних великих. И вот я оказался перед лицом карьерного господа Бога. Но я взял и уехал, по своим соображениям. Я не выдержал жизни в доме богатого человека…..
…В 1976 году я приехал в Америку, и буквально на следующий день состоялось открытие в Кеннеди-центре моей работы - бюста Шостаковича. Были большие статьи и телепередачи. Меня взялись опекать Алекс Либерман и Энди Уорхол. С Уорхолом я очень дружил. Ему принадлежит фраза «Хрущев - средний политик эпохи Эрнста Неизвестного».
Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет социальных связей, щедрой рукой все их передал мне. Президентов, королей, крупнейших критиков, художников, политиков. Подключившись к этой светской жизни, я очень скоро понял это не для меня. Ты приходишь на «парти», тебе вручают двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких нагрузок. Я сжег визитные карточки. Перестал общаться. В социальном плане это откинуло меня в самый низ».
Но Неизвестный добился того, что знаменитости, с которыми его познакомил Ростропович, стали приходить к нему в мастерскую как к скульптору.
До дома Неизвестного ехать от Манхэттена часа два-три. Сначала через весь Лонг-Айленд, а потом добираться на пароме. Через десять минут плавания появляется берег чистенького, ухоженного острова Шелтер, населенного ушедшими на покой миллионерами, важными молодыми людьми с дорогими манерами - и знаменитым русским скульптором. Художнику принадлежит участок площадью в один гектар и половина озера. Дом построен по проекту самого Неизвестного и соответствует его духу. К нему пристроена студия, высокий цилиндрический зал с галереей.
Когда мастер уезжал из России, жену Дину Мухину и дочь Ольгу с ним не пустили. В октябре 1995 года Неизвестный снова женился. Аня - русская, давно эмигрировала. По профессии - испанистка.
Сам Неизвестный преподавал в Гамбурге, в Гарварде, в Колумбийском университете и в Нью-Йоркском - искусство, анатомию, философию, синтез искусств. Мог стать постоянным профессором, но не захотел. Ему очень нравилось преподавать, но мешала рутинная бумажная работа. А еще отчеты, заседания... Все это отнимало слишком много драгоценного времени.
Как всегда, скульптор очень много работает в мастерской. Хотя за последние годы перенес две операции на сердце. Один раз он даже пережил клиническую смерть. Его снова спас русский доктор - Саша Шахнович.
«…Я много трачу, - говорит Неизвестный, - материал, отливка, помощники - идет омертвление огромных денег. В мой парк вложено несколько миллионов долларов - если считать одну отливку. А когда не работаю, богатею деньги не расходуются, а дают дивиденды.
По правилам, 12 экземпляров скульптуры имеют статус оригинала. Я раньше и отливал по 12. А теперь стараюсь давать минимальные тиражи - ну два, ну три экземпляра. Это повысит не стоимость, нет, но ценность работ. И это создает мне перспективу жизни, есть для чего жить - для работы. А если происходит затоваривание, психологически очень трудно работать.
На Западе же я понял, что свободу творчества дают деньги, это кровь творчества; нужно вкладывать очень много денег, чтобы создавать скульптуры».
Наряду с крупными работами Неизвестный создает произведения, относящиеся к мелкой пластике, а также многочисленные графические циклы. Важной составляющей творчества художника всегда была и книжная графика. Еще в конце шестидесятых годов он создал цикл иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Они увидели свет в серии «Литературные памятники».
Последнее десятилетие Неизвестный занимался оформлением самого популярного произведения в мире - Библии. В его иллюстрациях к «Экклезиасту» выражен сложный и противоречивый мир современного человека. Здесь нашли отражение традиции Босха и Гойи, гротескно видевших окружающую действительность и не находивших в ней светлых начал.
Мелкая пластика невольно привела Неизвестного к совершенно новому направлению в его творчестве он стал заниматься созданием ювелирных изделий. Отработанная в мелкой пластике особая утонченность движений помогла скульптору творить необычайно изящные произведения, причем он тяготеет не к украшениям, а к предметам интерьера. Тем самым он как бы продолжает основную линию творчества, направленную на познание человека и самого себя.
В 1995 году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. В девяностые годы скульптор не раз приезжал на историческую родину по делам. В 1995 году он открыл в Магадане памятник жертвам сталинских репрессий - семнадцатиметровую железобетонную «Маску скорби». Большую часть расходов Неизвестный взял на себя, отдав на сооружение памятника 800 тысяч долларов из своих гонораров.
В художественной галерее «Дом Нащокина» состоялась первая персональная экспозиция скульптуры, живописи и рисунка Неизвестного, проводимая в России после его эмиграции. На ней были отражены основные этапы творческого пути художника с 1966 по 1993 год.
Однако вернуться в Россию навсегда мастер не может. Его творчество связано с огромной материальной базой. Это машины, литье, студия, заводы. Начинать все снова после семидесяти - это невозможно даже ему, обладающему каким-то секретом творческого долголетия.
И все же, чем вызвана в столь солидном возрасте такая неуемная жажда творчества «Абсолютным безумием и работоспособностью», - отвечает маэстро.
И еще….. «Великих художников-атеистов не было. Дело в том, что нужно обладать некоторой скромностью. Не нужно себя считать исключительным, оторванным от полета уток, от изменения звезд, от приливов и отливов.
Единственное существо, которое вдруг возомнило, - это человек. Это не значит, что ты назначен Богом! Это глупости, Бог никого не назначает. Он принимает».

ТАЛЛИНН, 10 авг — Sputnik. Знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный скончался в Нью-Йорке на 92-м году жизни.

Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). До 1942 года Эрнст Неизвестный занимался в школе для художественно одаренных детей, а в 1943-м ушел добровольцем в Красную армию.

В 1945 году преподавал рисунок в Суворовском училище в Свердловске.

С 1946 по 1947 год учился в Академии художеств Латвийской ССР в Риге, в 1954 году окончил Московский художественный институт имени В. Сурикова (мастерская Матвея Манизера). Параллельно с учебой в институте посещал занятия на философском факультете Московского государственного университета.

В своем творчестве художник и скульптор отдал дань академическому реализму, но в 1950-е годы сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма. В основном он работал с бронзой, в которой отливались во многих вариантах его скульптурные замыслы, а в монументально-декоративных рельефах — с бетоном.

© Sputnik / Юрий Иванов

Среди важнейших циклов мастера — "Гигантомахия" (с 1958 г.), "Образы Достоевского" (с 1963 г.), "Образы Данте" (с 1966 г.).

Неизвестным были созданы 150-метровый декоративный рельеф "Монумент Дружбы детей мира" в пионерском лагере "Артек" в Крыму (1966), Памятник в честь дружбы народов ("Цветок Лотоса") на Асуанской плотине в Египте (1968), 15-метровая скульптура "Прометей" для выставки "Электроника-72" (1972), 970-метровый рельеф для Института электроники и техники в Москве (1974), скульптурный памятник "Крылья" для Института легких сплавов в Москве, монументальный архитектурный фасад для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975).

В 1974 году скульптор исполнил надгробие Никиты Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, подчеркнув контрастом форм и цвета внутренний драматизм и противоречивость его правления.

В 1976 году Эрнст Неизвестный эмигрировал сначала в Швейцарию, в 1977 году — в США.

В 1976 году он завершил создание бронзовой головы Дмитрия Шостаковича по заказу Центра Кеннеди в Вашингтоне.

В 1980-х годах Неизвестный неоднократно выставлялся в галерее Магна в Сан-Франциско. По заказу галереи в конце 1980-х годов скульптор создал цикл Man through the Wall, который был посвящен крушению коммунизма.

В 1988 году он создал модель скульптуры "Новая статуя Свободы" в честь Китая и стран третьего мира. В 1989 году завершил работу над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений Сэмюэла Беккета.

С 1989 года мастер часто приезжал в Россию. В 1994 году создал статуэтку "ТЭФИ". В 1995 году его скульптура "Золотое дитя" была установлена в морском порту Одессы (Украина).

В июне 1996 года в Магадане на сопке Крутой был открыт монумент "Маска скорби" Эрнста Неизвестного. Центральная скульптура монумента — стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слезы в виде маленьких масок. Правый глаз изображен в форме окна с решеткой. На обратной стороне — плачущие женщины и обезглавленный мужчина на кресте. Внутри монумента — копия типичной тюремной камеры сталинского времени.

Последним его монументом стал памятник Дягилеву, установленный в Перми в 2007 году.

Эрнст Неизвестный был приглашенным профессором Нью-Йоркского, Гарвардского, Йельского, Калифорнийского, Колумбийского университетов.

Скульптор был членом шведской Королевской академии наук, почетным членом Европейской академии искусств, наук и гуманистики в Париже, действительным членом Академии искусств и наук в Нью-Йорке, членом Латвийской академии наук.

В 1996 году был советником по культуре президента РФ Бориса Ельцина.

Эрнст Неизвестный награжден орденом Красной Звезды (1945), российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000). В 1996 году он был удостоен Государственной премии РФ.

Эрнст Неизвестный: Биография и самые известные работы скульптора

Из открытых источников

Всемирно известный мастер скончался в Нью-Йорке на 92-м году жизни

Всемирно известный скульптор Эрнст Неизвестный родился на Урале, в Свердловске в 1925 году в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного и детской писательницы Беллы Абрамовны Дижур.

Неизвестный рано начал рисовать, школьником ходил в изостудию при Дворце пионеров. С 1939 по 1942 годы участвовал во Всесоюзных конкурсах детского творчества. Учился в Ленинградской средней художественной школе (сейчас Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской Академии художеств). И сразу же после ее окончания в 1943 году ушел на фронт.

Служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта. В конце Великой Отечественной войны 22 апреля 1945 года в Австрии был тяжело ранен и за проявленный героизм "посмертно" награждён орденом Красной Звезды. Но Неизвестный вернулся в Свердловск живым. Долго ходил на костылях. Преподавал черчение в Суворовском училище.

В 1946-1947 гг учился в Академии художеств в Риге, а затем, в 1947-1954 гг. - в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета.

В 1956-57 годах вновь вернулся в Свердловск и работал литейщиком на заводе "Металлист".

Наиболее значительным произведением Неизвестного, которое было создано в СССР был "Прометей" (1966). Он стоит во Всесоюзном пионерском лагере "Артек" на камнях, привезенных детьми из 83 стран мира. Теперь это территория оккупированного Крыма.


Из открытых источников

За свои работы Неизвестный подвергся критике со стороны Никиты Хрущёва, который в 1962 году на выставке назвал его скульптуры "дегенеративным искусством. Позже Эрнст Неизвестный создал надгробный памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище, по просьбе его родственников.


Из открытых источников

В 1975 году Эрнст Неизвестный создаёт барельеф на здании архива ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде. Это было его последнее произведение в Советском Союзе перед эмиграцией.


Аргументы и факты

В 1976 году Неизвестный эмигрировал в Швейцарию, в 1977 году переехал в США. В 1980-х годах скульптор много раз выставлялся в Magna Gallery в Сан-Франциско. По заказу галереи господин Неизвестный создал цикл "Man through the Wall", посвященный крушению коммунизма.

В 1994 году создал статуэтку ТЭФИ.

Аргументы и факты

В 1996 году Неизвестный закончил своё монументальное (высотой в 15 метров) произведение "Маска скорби", посвящённое жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане.


Аргументы и факты

В 2000 году в Москве был открыт памятник Эрнста Неизвестного "Возрождение" с фигурой Архангела Михаила, предводителя небесных сил в борьбе со злом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры