Г белых л пантелеев. Белых Г., Пантелеев Л

Главная / Любовь

С одной стороны книга Г.Белых и Л. Пантелеева "Республика ШКИД", написанная бывшими беспризорными, одними из тех, кому судьба готовила участь бродяг, воров, налетчиков с другой стороны книга великого педагога и деятеля образования В.Н. Сорока-Росинского "Школа им. Достоевского".

Обе эти книги повествуют о "Школе социально-индивидуального воспитания имени Достоевского", позднее сокращенная ее дефективными обитателями в звучное "Шкид".

В облупленном трехэтажном здании на Петергофском проспекте работает новая школа-интернат. Где педагогам совсем нелегко обуздать буйную ораву подростков, сызмала привыкших к вольной, кочевой, бесшабашной жизни. У каждого из них своя, богатая приключениями биография, свой особый, выработанный в отчаянной борьбе за жизнь характер. шкид белых пантелеев росинский

"Республика Шкид" - добрая и веселая книга о беспокойных жителях интерната для беспризорных, об их воспитателях, о том, как хулиганы и карманные воришки превращаются в людей, поступки которых определяют понятия "честь", "совесть", "дружба". В этой книге авторы отлично, а порою и блестяще рассказывают о том, что было пережито ими лично и товарищами за время пребывания в школе. Они сумели нарисовать изумительно живо ряд характеров и почти монументальную фигуру Викниксора, заведующего школой.

Повесть была написана авторами через три года после ухода из школы, в 1926 году, когда старшему из них -- Белых -- шёл двадцатый год, а Пантелееву было восемнадцать лет. В кабинете заведующего петроградским губернским отделом народного образования Лилиной Златы Ионовны появились два юноши с большой кипой бумаги. "Мы написали книгу о школе Достоевского" - сообщили они, и вывалили на стол огромную пухлую рукопись…Дальнейшие события закрутили ребят с неимоверной быстротой. Всего через год рукопись, слегка "причесанная" рукой Шварца и Маршака, и дополненная иллюстрациями Тырсы, воплотилась в талантливейшую книгу. Книгу, о которой быстро заговорили. Книгу, которая неожиданно приобрела огромную популярность у читателя и стала настоящим событием в литературе. Книгу, которая, наконец, через 40 лет будет талантливо экранизована режиссёром Геннадием Полокой.

Но "Республика Шкид" - это литературное произведение, где в художественной форме бывшие ученики школы рассказывают о своем обучении в ней, о своих шалостях и проказах и о своих впечатлениях от всего ими здесь пережитого. Художественное произведение не фотография действительности, автор его может по-своему распоряжаться фактами: одни может выдвигать на первое место, другие затушевывать, об ином умолчать. Он волен и осветить, и оценить их по-своему. Он может кое-что и прибавить, присочинить - то, чего не было, но что все-таки могло быть.

Совсем иное - школа имени Достоевского В.Н Сорока-Росинского. В книге "Школа Достоевского" он полно и глубоко рассказал о своем педагогическом методе, о своей системе и - шире - обо всей своей жизни педагога. Это не художественный вымысел, а реальные люди, жившие и действовавшие в ней в 1920-1925 гг. Это педагогическая система, выражавшаяся в ряде действий учителей и воспитателей этой школы, в ряде их педагогических приемов. Это ребята, учившиеся в ней, подвергавшиеся процессу своего перевоспитания и как-то реагировавшие на эти воздействия на себя со стороны педагогов. Рукопись эта обрывается на полуслове. Но и сто пятнадцать ее страниц, и те статьи и материалы, которые сейчас стали известны, воспоминания учеников и коллег - все это дает достаточное основание, чтобы определить значительный вклад В.Н. Сорока-Росинского - практика и теоретика - в развитие советской педагогической науки. В 1920 году Сорока-Росинский стал заведующим школой имени Достоевского. Руководство этим интернатом для трудных детей было, вероятно, самым значительным делом его жизни. С чувством глубокой благодарности вспоминает он и о своих коллегах по школе. "Никогда еще, - пишет он, - не работали ленинградские учителя с таким подъемом, так вдохновенно и плодотворно, невзирая ни на что - ни на голод, ни на разруху, ни на всеобщее обнищание".

Итак, давайте же посмотрим на особенности педагогов, которые трудились бок о бок с гениальным заведующим "трудной" школы Викниксором.

1) Черты и психологические особенности педагогов, работавших в школе им. Достоевского.

Из шестидесяти педагогов, в разное время пришедших в школу Достоевского, удержалось всего десять. Но это были, как писал В. Н. Сорока-Росинский, "породистые", с четко выраженной личностью педагоги". Ядро педагогического коллектива составили товарищи Сорока-Росинского по Путиловскому училищу: добрая и отзывчивая Элла Андреевна Люминарская или Эланлюм, как прозвали её шкидцы, рискнувшая занять пост заместителя; Константин Александрович Меденников (Косталмед), обучавший ребят гимнастике; Александр Николаевич Попов (Алникпоп), преподававший историю. Все они согласились давать в порядке совместительства несколько уроков в неделю по своим специальностям. От учителей многое зависит: будет ребенок с аппетитом поглощать знания или игнорировать все то, что говорят учителя.

Элла Андреевна Люминарская, она обладала такой особенностью, как тонкая способность сочувствия в прямом смысле этого слова, т. е. способность заражаться настроением другого человека -- чувствовать его радость или непосредственно переживать его горе. Это и помогло ей получить расположение учащихся.

Ещё одного из учителей описал сам Сорока- Росинский в своей книге:

"Был преподаватель математики Д. Представьте себе жгучего брюнета, далеко уже не первой молодости, с пышной шевелюрой, с чрезвычайно выразительной физиономией кавказского образца, с глазами, как сливы, и с необычайно широким диапазоном разных эмоциональных реакций…

Этот учитель оказался в состоянии, несмотря на все его выходки, добиться того, что математика стала для его учеников любимым предметом. Никаких конфликтов у Д. с ними не было: он хорошо знал свое дело, всегда с увлечением преподавал, всегда был искренен и доброжелателен, прилагал все усилия, чтобы обучить своих питомцев, радовался вместе с ними их успехам, горевал вместе с ними при неудачах. И ребята ценили его".

Так каким же педагогом нужно быть, чтобы заполучить расположение шкидцов? Чтобы не быть изгнанным данной республикой?

Я считаю, что нужно быть настоящим, любить своё дело и верить, что семена добра, которые ты посеешь, обязательно принесут свои плоды и помогут беспризорной детской душе "выйти в люди". Настоящий учитель будет относиться к ученикам с материнской нежностью, отцовской любовью и мудростью наставника.

2)Что ценил Виктор Николаевич Сорока- Росинский в своих коллегах.

В книге "Школа Достоевского" Виктор Николаевич выделяет две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, "породой" и безразличные, "беспородные". Он ценил в первую очередь в учителе его личность, определенный склад характера, его неповторимый стиль. Только те педагоги, кто способен тонко чувствовать настроение ребят, умеет вместе с ними, и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого из них добивались расположения Сорока- Росинского и его воспитанников.

А авторы книги "Республика ШКИД" тепло описывали преподавателя словесности, который завоевал их расположение исполнением уличного фольклора во время занятий. Но Викниксор не приемлил такой метод и принцип работы педагога, потому что считал, что наставник должен не только увлекать и вести за собой своих питомцев, но и давать рациональное зерно знаний.

3)Какие приёмы и методы использовали в своей работе учителя школы им. Достоевского с детьми.

Он ценил нестандартные подходы, но только те, которые приносит пользу, поэтому в своей работе использовал следующие методы:

1) "Всякое знание превращать в деяние". Использование игрового начала в обучении и воспитании учащихся- вот что лежало в основе школы имени Достоевского. Любое из знаний шкидцы ценили лишь тогда, когда его можно было сразу пустить в ход, сделать из него что-нибудь осязаемое, интересное. Например, после урока истории ребята в кружке изо рисовали на исторические темы, изготовляли наглядные пособия. Применение игрового начала в обучении не только очень оживило классную работу, но и обеспечило возможность продолжать обучение на вечерних занятиях в виде веселых инсценировок.

"Сначала читали вслух учителя, а затем и наиболее смышленые ребята. А когда перешли от прозы к поэзии, то шкидцы поняли, что существует еще один вид искусства -- декламация. А это сразу привлекло наиболее одаренных в этом отношении воспитанников и возбудило у остальных интерес и дух соревнования. От простой декламации перешли к обыгрыванию сюжета, к чтению по ролям -- совсем как в театре, а вскоре задекламировали под руководством учительницы немецкого языка и по-немецки.

2) "День по часам и минутам".

Виктор Николаевич ценил каждую минуту, поэтому установил строгий распорядок дня. Завтрак, обед и ужин были в определенные часы и только в столовой, а ни в спальных комнатах, как это приноровились делать шкидцы. Тех, кто проказничал, ждало наказание- свой завтрак они получали в ужин. Это помогало организовать порядок в столовой. Также, отдельное внимание заведующий школой уделял чистоте. Своих домочадцев школа привела в опрятный вид. Ведение чистоты и порядка- один из принципов работы Сорока- Росинсского.

3) "Инициативность детей в любой деятельности" - так формулировал Виктор Николаевич один из главных принципов воспитания. В школе постоянно возникали различные творческие союзы детей, любой из шкидцев имел право на выпуск своей газеты или журнала, право на полемику. Всё это давало простор развитию самостоятельности и творчества. Не случайно среди выпускников Шкиды оказалось немало людей, нашедших свое призвание в литературной деятельности, в интеллектуальном труде.

4) "Власть народу". Чтобы воспитанники чувствовали себя не только объектами, но и субъектами воспитательного процесса, кухню, кладовую и гардероб полностью передали в руки детей. По каждой из этих частей хозяйства выбирался староста, в помощь которым назначались дежурные на каждый день. Дежурные принимали продукты из кладовой, проверяли закладку продуктов в котел. Через них же происходила и раздача всякой еды. Все служащие питались вместе с ребятами за одним столом.

Была в школе Достоевского и обязательная физическая работа -- участие в хозяйственной жизни: заготовка дров, мытье посуды, уборка комнат для сна и занятий, лестниц, уборных, изготовление зимней обуви, а также дежурства по кухне, по столовой, по гардеробной и спальне. Но никакой вид труда никогда не применялся как наказание. Более того: если обычные трудовые наряды назначались в порядке очереди, то такие неприятные работы, как мытье уборных, производились, лишь на добровольных началах. Причем желающих всегда находилось больше, чем требовалось. Введенная регистрация каждым воспитанником добровольного доброго дела привела к всеобщему увлечению "добровольчеством", когда ребята стали сами просить работу: помыть пол, лестницы, уборные, наколоть дрова и т. д. Добровольный труд стал для шкидцев нормой жизни.

5)"Система разрядов". В школе производилась оценка поведения воспитанников. Но принималась ни балльная система, а система разрядов. Разрядов получилось пять. В первом разряде те, кто не имел ни одного замечания в "Летописи" в течение четырех недель. Перворазрядники пользовались еженедельными отпусками с субботы до понедельника, если у них имелись родители или знакомые, известные заведующему. Перворазрядники пользовались правом прогулок в свободное время и в течение рабочей недели.

Ко второму разряду относились те, кто за неделю не имел записей в "Летописи". Они так же, как и перворазрядники, пользовались отпуском, но право свободной прогулки для них ограничивалось временем после обеда и началом вечерних занятий.

В третий разряд входили те, кто получал не более трех записей в "Летописи" в течение недели. Такие пользовались лишь отпуском, если имели родителей, но правом свободной прогулки они не пользовались, а могли играть лишь во дворе или гулять с группой в сопровождении дежурного воспитателя.

В четвертом разряде считались те, кто получил свыше трех замечаний, а поэтому и лишались как права отпуска, так и прогулок вне школы даже с воспитателем.

Наконец, в пятом разряде значились те, кто был замечен в воровстве, позволял себе насильничать по отношению к младшим или слабосильным товарищам, был виновен в умышленной порче школьного имущества и в наглом поведении по отношению к педагогам. Такие не пользовались ни отпуском, ни прогулками вне двора школы; к таким в критических случаях мог быть применен и изолятор -- комнатенка, где обычно хранились маты и другие гимнастические принадлежности.

Все полученные за день замечания рассматривались заведующим либо его заместителем. Каждый записанный имел право возражать против записей, и если ему удавалось доказать свою правоту, то запись вычеркивалась. Разряды же устанавливались воспитателями на еженедельных классных собраниях с правом апелляции заведующему школой. В результате распределение всяких благ очень упрощалось: оглашался список вещей, подлежащих распределению, старосты составляли список нуждающихся, а затем эти вещи распределялись в порядке очереди по разрядам.

Наряду с замечаниями в "Летопись" вносились такие поступки, как заступничество за обиженного товарища, хорошая инициатива, отлично выполненная работа или выполнение в порядке добровольчества не по наряду каких-нибудь тяжелых или неприятных работ. Такие поощрительные записи принимались в расчет при определении разряда, особенно когда ставился вопрос о его снижении.

В тех случаях, когда какому-нибудь четверто- или пятиразряднику никак не удавалось продвинуться вверх, нередко ему на помощь приходил "сламщик" и заявлял, что берет его на поруки. Эта мера, придуманная самими воспитанниками, вытекала из принятой у беспризорников "сламы" -- содружества двух товарищей, каждый из которых должен был делиться со своим "сламщиком" всем, что имел, и во всем ему помогать. Но "сламщик" не просто брал на поруки своего товарища -- он еще и отвечал за него своим разрядом: всякое замечание заносилось не только провинившемуся, но и поручителю.

Все выше перечисленные приёмы работы педагогов школы имени Достоевского способствовали формированию интеллигентов из беспризорников. Так какими были ребята до определения их в шкиду?

4)Психолого- педагогическая характеристика воспитанников школы им. Достоевского.

Этих сорванцов вырастила улица. Она вложила в их головы свои порядки, где воровство- это не преступление, а способ выживания. Беспризорников, карманников, воров, хулиганов, успевших, несмотря на юный возраст, пройти сквозь огонь и воду направляли на порог новой жизни. Это были дети, изувеченные непосильными для их возраста переживаниями. Половина -- с уголовным прошлым. Всё в них -- и психика, и нервы, и жизненная установка -- требовало даже не ремонта, а полной перестройки.

Книга Белых и Пантелеева строится так, что начинаешь видеть, как постепенно складывались традиции, правила и законы Шкиды, как шаг за шагом незаметно менялась она вся в целом, и менялся облик каждого ее воспитанника в отдельности. Из этих ребят вышли хорошие честные люди - рабочие, военные, писатели, режиссеры, учителя, агрономы…

Бывшие питомцы Шкиды не только приобрели профессии: они стали участниками большой жизни страны. Сделаться хорошим вором, шнифером или квартирником - в этом видел свое счастье Цыган. Теперь у него совсем другая мечта - служить людям. В этом заслуга школы Достоевского и её педагогов. Именно они смогли из неустойчивой психики каждого ребёнка ежедневно по кирпичику вкладывать только лучшее, построить правильные жизненные уклады и правильный взгляд на мир.

5)Разбор педагогической ситуации по книгам и фильму:

Педагогические приемы, способные воздействовать на воспитанников ежедневно внедрялись под руководством Заведующего школой, который открывается с самых разных сторон: добрый и мягкий, грозный и карающий, реально, трезво и мудро видящий жизнь и врученных ему ребят - и чудак, буквально ребенок, которого ничего не стоит обвести вокруг пальца опытному, прожженному хулигану. Авторы говорят только о фактах, но каждое слово, каждый жест, каждая деталь так красноречивы, что за конкретными поступками Викниксора угадывается и другая, скрытая от глаз воспитанников жизнь, явственно ощущаются долгие часы раздумий и размышлений педагога.

Так, замечательно чувствуется этот второй план в эпизоде, когда Викниксор держит речь перед укравшими табак ребятами. И в испытующем взгляде, каким он окидывает присмиревших воспитанников, и в торжественных и грозных словах и в том, как он невыносимо долго затягивает паузу перед окончательным решением и, только, вымотав как следует ребят, объявляет о полном их прощении, вызвав бурю радости и раскаяния, - во всем этом виден, конечно, продуманный и взвешенный расчет. Впрочем, вряд ли один лишь расчет, даже самый тонкий, мог бы воздействовать на этих многоопытных бузовиков. Каждой клеточкой своего существа они чувствуют, что перед ними стоит не только рассерженный заведующий, имеющий право решить судьбу любого из них. Рядом с ними близкий, необходимый им человек: в их глазах Викниксор похож сейчас на отца. Отнюдь не сентиментальному Гришке хочется показать свое лицо заведующему, "показать, что он в слезах и что слезы эти настоящие, как настоящее раскаяние". Но и Гришке суждено увидеть, что "Викниксор - гроза шкидцев, Викниксор - строгий заведующий школой - тоже плакал, как и он, Янкель, шкидец".

Заключение

В заключении хочется сказать, что читая эти произведения, попадаешь в неизвестный для тебя мир со своими порядками и устоями. Нашему поколению тяжело судить о времени, которое давно миновало. А эти книги позволяют читателю узнать и переосмыслить времена ушедших лет. Хвала тем людям, которые тогда и сейчас вкладывают свою душу в воспитание и перевоспитывание на пользу обществу и самому индивидууму. Да, многое зависит от учителя, и очень непросто быть настоящим педагогом, наставником для детских душ. Это сложная, но благодарная работа, так как ты вкладываешь самое лучшее в детей, а дети- наше будущее. Замечательная школа имени Достоевского вернула шкидцам самое ценное- право чувствовать себя человеком. Закрывая эту веселую и лирическую книгу, понимаешь, как дорого авторам это их прошлое, дороги и незабываемая, трудная и сложная их юность, и тот дом, та республика Шкид, которая вывела их в люди. Эти книги подтверждают мою веру в человека, самое удивительное, самое великое, что есть на земле нашей.

Соавторы Григорий Георгиевич Белых (1906-1938) и Л. Пантелеев (псевдоним Алексея Ивановича Еремеева, 1908-1987) в детстве были беспризорниками. Подружились они в 1921 году, когда попали в петроградскую Школу-коммуну имени Достоевского, прозванную Республикой ШКИД. Руководитель этой школы для трудновоспитуемых подростков, замечательный педагог Виктор Николаевич Сорока-Расинский («Викниксор») сумел превратить банду малолетних воров и хулиганов в настоящую самоуправляемую республику со своими гимном, гербом, а главное - с честными, уважительными, товарищескими отношениями между воспитанниками. О годах, проведенных в школе, соавторы рассказали в 1926 году, почти сразу после выпуска, будучи еще совсем молодыми людьми. Книга стала очень популярной, но вскоре Белых был репрессирован, и «Республика ШКИД» оказалась запрещена почти на 30 лет. Однако и школьникам 1960-х годов оказались близки ее герои: и лихой Цыган, и талантливый Мамочка, и основательный Офенбах, и неразлучные друзья Янкель и Пантелеев (прототипами которых были соавторы). А вышедший в 1966 году фильм режиссера Геннадия Полоки посмотрели десятки миллионов зрителей.

Обоснование выбора книги: выбор рабочей группы проекта, выбор участников голосования.

Характеристика доступности последних изданий книги: переиздавалась неоднократно, в 2012 г. из-во Астрель, 3000 экз.

Характеристика доступности в электронных библиотеках: представлена в большинстве известных электронных библиотек.

Описание связи с книги с программой образования, отраженной во ФГОС: не входит в программу инвариантный рекомендательный список.

Алексей Пантелеев - один из героев легендарной «Республики ШКИД». Книгу о беспризорниках читал каждый советский школьник. Но немногие знают о судьбе одного из авторов. В ранние годы Л. Пантелеев был предоставлен самому себе. Но беспризорным детством не ограничились беды прозаика.

Родители

Сотни тысяч детей после революции остались без попечения родителей. Большинству из них были уготована криминальная судьба, а стало быть - нищета, болезни, ранняя смерть. Одним из осиротевших советских детей был Алексей Пантелеев. Настоящая фамилия - Еремеев. Героя этой статьи революция сначала сделала сиротой, затем вынудила скрывать неудобную биографию.

Еремеев Алексей Иванович родился в купеческой семье. Отец был казачьим офицером, но разочаровался в службе и по примеру родных занялся продажей древесины. Старшему сыну было всего восемь лет, когда Иван Еремеев ушел из семьи. Мать осталась с тремя малолетними детьми. Октябрьские события Алексей Пантелеев не помнил, так как осенью 1917 года заболел и пролежал в горячке несколько недель.

И мать, и отец будущего прозаика принадлежали к купеческому роду. Иван Андрианович Еремеев был офицером, образ его навсегда остался в памяти сына. Отец героя повести «Ленька Пантелеев» имеет немало общих черт с родителем писателя, но в отличие от художественного персонажа он не был запойным пьяницей. Семью Иван Андрианович оставил не по собственной воле. В 1918 году он встретился последний раз со своим старшим сыном, вскоре погиб. По некоторым данным, Иван Андрианович несколько месяцев провел в тюрьме.

Разруха

После государственного переворота в стране воцарился хаос. Продукты, которые до 1917 году присутствовали на столе в обилии, вдруг превратились в деликатес. Повсюду проводились обыски, аресты. Мать будущего писателя приняла решение покинуть Петроград: нужно было спасать детей от голода. Семья переехала в Ярославскую губернию.

Алексей Еремеев, впоследствии известный всей стране как прозаик Л. Пантелеев, с детства читал запоем. Кроме того, с ранних лет он начал сочинять рассказы и стихотворения. Автор повести «Ленька Пантелеев», подобно своему юному герою, полюбил литературу с ранних лет. Читал он даже тогда, когда страна погрязла в разрухе, голоде, нищете, а в семье будущего прозаика надолго воцарились бедность и болезни.

Два года семья прожила в деревне, затем вернулась в родной город. Денег не хватало. Те, что мать давала мальчику, он тратил на книги. И будущий автор знаменитой «Республики ШКИД» принялся выкручивать электрические лампочки с целью дальнейшей продажи. За что и был арестован и направлен в школу, которую изобразил в художественном произведении вместе в соавторстве с другом Григорием Белых.

Викниксор

Когда речь идет о такой фигуре в литературе, как Алексей Иванович Пантелеев, невозможно не упомянуть выдающегося педагога. Н. Сороки-Росинского. Его образ выведен в книге «Республика ШКИД». Г. Белых и Л. Пантелеев создали персонаж, прозванный воспитанниками школы им. Достоевского Викниксором.

Сорока-Росинский выступал против утверждения о том, что трудные дети являются морально и психически неполноценными. Педагог был уверен, что беспризорники — это обычные дети, попавшие в трудные жизненные обстоятельства. Если бы Алексей Еремеев не попал в легендарный детский дом, не была б создана одна из лучших книг отечественной литературы о детях и подростках. А в литературном мире никогда бы не стали известны такие имена, как Белых, Пантелеев.

Повесть «Республика ШКИД»

В двадцатые годы Алексей Еремеев познакомился с Григорием Белых. В те годы по Петрограду ходили слухи о налетчике Леньке Пантелееве. Герой этой статьи, хотя и отличался тягой к знаниям, был подростком сложным, выделялся даже на фоне беспризорников чрезвычайно крутым нравом. В честь бандита и получил Еремеев свое прозвище. Будущий писатель в школе был известен под именем Григорий Черных. Прозвище друга Пантелеева - Янкель.

Спустя три года после того, как воспитанники покинули школу, была написана автобиографическая повесть. Центральные герои книги - Григорий Черных и Алексей Пантелеев. Однако немалое внимание авторы уделили в повести и другим персонажам.

Школа находилась в старом трехэтажном здании на Петергофском проспекте. Педагогам было непросто обуздать дикий нрав подопечных. У каждого из них была богатая биография, до поступления в школу они вели вольную, кочевую и бесшабашную жизнь. Несмотря на трудности, позже Сорока-Росинский вспоминал, что никогда прежде ленинградские педагоги не работали с таким воодушевлением и самоотдачей. В начале повести «Республика ШКИД» преобладают портреты педагогов и воспитанников. Во второй - истории из жизни школы. Теме детства и впоследствии отдавал предпочтение Алексей Пантелеев.

Рассказы

Произведения, созданные в 1928 году, посвящены психологии подростков. К таким сочинениям относятся «Карлушкин фокус», «Часы». Портретные характеристики уже на раннем этапе творчестве Пантелеева созданы мастерски.

В тридцатые годы писатель уделял особое внимание воспитательной теме. Мотивы беспризорного детства уходят на второй план. Ведущей темой в рассказах Пантелеева становится детский героизм, примером чего служит произведение «Честное слово». Педагогические принципы Пантелеев применял и в воспитании собственной дочери. Своего рода отцовским дневником является произведение «Наша Маша», в котором позиция автора отличается спартанской требовательностью, нравственным максимализмом и при этом безграничной любовью к ребенку.

Григорий Белых

Жизнь друга писателя Л. Пантелеева оборвалась трагически. Григорий Белых, возможно, создал бы немало произведений, если б не смерть в возрасте тридцати двух лет. В 1935 году прозаик-журналист был репрессирован. Причиной обвинения в контрреволюционной деятельности стало стихотворение о Сталине. Донос на писателя был составлен его родственником. Муж сестры Г. Белых случайно обнаружил у того на столе стихотворения подозрительного содержания, о чем незамедлительно сообщил в надлежащие органы. Журналист был осужден по 58-й статье. Умер в 1938 году в пересыльной тюрьме.

Повесть о Леньке Пантелееве

Одним из редакторов произведения молодых авторов был Самуил Маршак. Детский поэт порекомендовал переписать одну из глав, дополнить, создать из нее полноценное литературное произведение. Так появилась повесть «Ленька Пантелеев».

Произведение начинается с описания ранних лет героя. Особое внимание автор уделяет портрету отца, который изображен человеком сложным, противоречивым, но необычайно честным. Затем изображены последствия октябрьских событий и начало воровской карьеры Леньки. Мальчику чудом удалось избежать заключения. В конце повести он оказался в школе им. Достоевского. С этого события и начинается новая жизнь Леньки, как и прочих героев книги Белых и Пантелеева.

«Наша Маша»

После войны прозаик много писал. Его охотно печатали. В 1956 году у писателя родилась дочь, которой он посвятил произведение «Наша Маша». Книга является сборником записей-наблюдений, которые ведут многие родители. Но как правило, в качестве авторов таких дневников выступают матери. В этом случае необыкновенную щепетильность и наблюдательность проявлял отец.

Маша была поздним ребенком. Отец ее был в свое время лишен внимания и заботы и, быть может, потому уделял чрезмерное внимание единственной дочери. Маша стала исключительно начитанной и развитой девочкой, но ей не хватало живого общения со сверстниками. В юности начали развиваться психические заболевания. Несколько лет Маша Пантелеева провела в лечебницах. Умерла спустя три года после смерти отца.

Критика

В тридцатые годы, когда был арестован Белых, Пантелееву чудом удалось избежать репрессии благодаря Чуковскому. Детский писатель и поэт высоко ценил талант этого автора. Чуковский отмечал выразительный язык Пантелеева, а также искренность и правдивость, присутствующие в его книгах. Человек, переживший столько невзгод, не может не вызывать доверия читателей. Но, стоит сказать, что иного мнения о книге Пантелеева и Белых придерживался Макаренко. Создатель «Педагогической поэмы» не принял «Республику ШКИД», точнее, метод, который применял в работе с воспитанниками главный герой повести - Виктор Николаевич Сорокин.

Особенности повести

В «Республике ШКИД» присутствуют мемуарные записи, очерки, рассказы и портреты героев. Книгу Пантелеева и Белых нередко сравнивают с трудом Макаренко. Главное же отличие заключается в том, что в первой повествование ведется не от лица педагога. События, описанные в книге о беспризорниках, попавших в школу им. Достоевского, рассказаны с позиции сложных подростков.

Авторов повести интересовали самые разные люди. Каждый из персонажей мог стать главным действующим лицом независимо от того, был он воспитанником или воспитателем. В структуре произведения присутствует некоторая сумбурность. Объясняется она обилием воспоминаний выпускников школы. В эпилоге, написанном в 1926 году, авторы рассказывают о встрече с героями повести. Один из шкидовцев стал другой трудился в типографии, третий стал агрономом.

«Верую…»

Л. Пантелеев был человеком глубоко верующим, о чем свидетельствует последняя книга. «Верю…» - произведение, изданное после смерти автора. Книга имеет исповедальный характер. В ней автор передал свои мысли, переживания. Последнее сочинение мало общего имеет с «Республикой ШКИД» и многочисленными рассказами, ориентированными на юных читателей.

Писатель умер в 1987 году в Ленинграде. Его перу принадлежит четыре повести и несколько десятков рассказов. По его произведениям создано три кинокартины и один мультипликационный фильм. Но имя его всегда будет ассоциироваться с книгой, которую он создал в соавторстве с Григорием Белых - «Республикой ШКИД».

«РЕСПУБЛИКА ШКИД»

Петроград начала двадцатых годовпрошлого века. Голод, разруха, бои у города, блокада города Белой армией, лишенные своих семей подростки – все это в книге Г.Белыхи Л.Пантелеева «Республика Шкид».

«Много подростков за время революции, голода и гражданской войны растеряли своих родителей и сменили семью на улицу, а школу на воровство, готовясь в будущем сделаться налетчиками…

Подростков собирали всюду. Их брали из «нормальных» детдомов, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции… Комиссия при ГУБОНО сортировала этих «дефективных» или «трудновоспитуемых», как называли тогда испорченных улицей ребят и распределяла по новым домам.

Так в 1920-ом году на Старо-Петергофском проспекте открылась «Школа социально-индивидуального воспитания» имени Достоевского», позднее сокращенная ее обитателями в звучное «Шкид».

Один из первых читателей рукописи «Республика Шкид» С.Я.Маршак писал, что шестьдесят воспитанников – это

«Буйная орава подростков, сызмала привыкшая к вольной, кочевой, бесшабашной жизни. У каждого из них была своя, богатая приключениями биография, свой особый, выработанный в отчаянной борьбе за жизнь характер… На первый взгляд, герои Шкиды – бывалые ребята, прошедшие сквозь огонь, воду и медные трубы, отчаянные парни с воровскими повадками и блатными кличками… [На самом деле это] искалеченные жизнью, изморенные долгим недоеданием, истеричные подростки, по нервам которых всей тяжестью прокатились годы войны, блокады, разрухи».

Характеры воспитанников в книге – яркие, острые, запоминающиеся.

Пожалуй, самый талантливый – Еонин по кличке Японец. Он свободно говорил на четырех языках, переводил Гете, Гейне, Шамиссо. Был одним из создателей гимна Шкиды. Паинькой не был и часто оказывался во главе тех явлений, что назывались в Шкиде «бузой».

Янкель, т.е. Гришка Черных – один из авторов книги – Григорий Белых. Он честно и беспощадно написал о себе.Рано отбился от семьи, отказался учиться. Много читал, сочинял стихи, рисовал. Чтобы выжить, воровал или работал «советской лошадкой» - на саночках перевозил поклажу мешочников.

Алеша Еремеев, он же Ленька Пантелеев, другой автор книги, сам пришел в Шкиду, решив исправиться. У него, тринадцатилетнего, к тому времени была богатая биография. После революции пропал отец, голод заставил семью скитаться по российским городам. Все было в его жизни - он обманывал, воровал, много читал, сочинял поэмы, стихи, рассказы.

Другие фигуры повести не менее колоритны: сирота и вор по кличке Цыган; бывший барон и бывший кадет по прозвищу Кунец, клептоман и неврастеник Старолинский и другие.

Время от времени в Шкиде поднимались отчаянные восстания.

Бузилы придумали свой герб – здоровенный кулак, пробивший стекло, и его девиз « In Busa veritas » - «Истина в бузе».

«Дефективные» бузили по разным причинам: то они вдруг горячо полюбили никчемного воспитателя и отстаивали его; то, наоборот, освистывали и унижали случайных учителей – халдеев, которые заискивали перед ними; то всем старшим классом-отделением воровали и скрывали это…

При этом Шкида действовала вдохновенно, являя собой в порыве единый организм, не распадавшийся на шестьдесят человек.

Буза гасла тоже по-разному: всемогущий и умный завшколой объявлял всеобщее прощение; или он же вводил остракизм и наказанных досрочно выпускал, направляя в техникум, в типографию.

Однажды буза перешла в неожиданное русло: ребята стали выпускать газеты и журналы.

«Кто поверит теперь,- говорится в книге, - что в годы блокады… и бумажного кризиса…в Шкидской маленькой республике с населением в шестьдесят человек выходило шестьдесят … периодических изданий – всех сортов, типов и направлений?»

Японец Еонин строчил для газеты большой исторический труд «Суд в Древней Руси», Горбушка пыхтел над лирикой, Пантелеев писал про электричество и будущее радио…

Три месяца лихорадило Шкиду. Наконец, осталось четыре издания из шестидесяти.

Во главе школы стоял известный в двадцатые годы педагог Виктор Николаевич Сорока – Росинскийили Викниксор по-шкидски.

И создание школьного гимна и герба, и введение самоуправления и республики в школе для «трудновоспитуемых», и школьный музей, и летний отдых ребят, да и многое другое шло от завшколой.

Он много думал над «выпрямлением» своих подопечных и над тем, как вырастить их нужными стране людьми. Необходима была цель, он ее нашели поставил перед ребятами задачу: учиться!

И Шкида училась страстно, до самозабвения! По десять-двенадцать часов в день шли уроки, даже летом.

Викниксор поддерживал благие начинания шкидцев. Например, по просьбе воспитанников он нашел «политграмщика», комсомольского работника, разбиравшегося в политике; сделал легальными заседания «Юнкома» - организация юных коммунаров.

Но самое важное – он создал для ребят Дом, где было тепло, надежно-защищенно жить.

Один из выпускников Шкиды Цыган, позже написал:

«Передайте ему привет и мое восхищение перед его талантом предугадывать жизнь, находить пути для нас».

Завшколой был не одинок. Со временем около него сплотились единомышленники, терпеливые, умные, понимающие. В «Республике Шкид» с особой теплотой описываются отважная Элла Андреевна; добродушный гигант и спортсмен Меденников по прозвищу Косталмед; тихая Ольга Афанасьевна, заразившая интересом к анатомии всю школу; веселая и деятельная Мирра Борисовна, ставившая спектакли с ребятами.

Но были в школе и халдеи. Это бурсацкое прозвище давалось фигурам, по словам Пантелеева, «жалким, иногда комичным, а иногда и отвратительным».

Он называл их учителями-шарлатанами, неудачниками и горемыками.

«Тут были и церковные певчие, и гувернантка, и зубные врачи, и бывшие офицеры, и бывшие учителя гимназии, и министерские чиновники…, - писал Пантелеев. – [Они]приходили в детдом для того, чтобы получить паек и трудовую книжку…».

Но как ни подстраивались они к шкидцам, не смогли удержаться в школе.

Оставались настоящие, талантливые, преданные делу педагоги. Они и давали ребятам «путевку в жизнь».

Добрые люди вышли из стен Шкиды: писатели, журналисты, учителя, инженеры, офицеры, агроном, конструктор, шофер, министр…

Книга «Республика Шкид» была написана в начале 1927 года совсем молодыми ее выпускниками – Белых шел двадцать первый год, Пантелееву - девятнадцатый.

Биографическая повесть бывших беспризорных была отмечена и поддержана известными писателями: М.Горьким, С.Маршаком, Е.Шварцем, Б.Житковым.

Алексей Максимович Горький отзывался о ней, как о книге «талантливой, преоригинальной, живой, веселой, жуткой».

За десять лет книгу переиздали десять раз и перевели на многие языки мира. А вот в период с конца тридцатых годов до 1960 года ее изъяли из чтения, потому что Григорий Белых был репрессирован и умер в тюрьме.

Пантелееву предлагали издать повесть только под его именем, но с возмущением это отверг.

Заново повесть появилась лишь в 1960 году.

Это книга о великом таланте педагога, об уважении к личности самого потерянного, о возвращении веры в собственное достоинство, о преданности делу и ребятам, о кропотливом труде, когда не ждешь сиюминутных результатов и побед.

Недаром С.Я. Маршакв своем выступлении на первом съезде писателей сопоставил эту школуполутюремного режима с Царскосельским пушкинским Лицеем!

В начале 20-х годов прошлого века питерские подростки Алёша Еремеев (будущий писатель Л.Пантелеев) и Гриша Белых учились и воспитывались в школе имени Ф.М.Достоевского - интернате для трудных и беспризорных ребят. В 1927 году вышла их повесть о жизни в интернате - «Республика Шкид». Примечательна история, или судьба, этой книги. Незаурядна и сама книга - как документальный рассказ и как художественное произведение.

Слово Корнею Ивановичу Чуковскому:

«Биография Алексея Ивановича Пантелеева очень ярка и эффектна. В детстве он был беспризорником, похищал и электролампочки, и арбузы, и валенки. Если попадался, его били. Потом его отдали в школу для малолетних правонарушителей.

После чего семнадцатилетним юнцом он написал вместе со своим сверстником Григорием Белых талантливую и очень громкую книгу, которая была встречена бурными хвалами и спорами. Вскоре она вышла за рубежом в переводах на французский, голландский, японский и несколько других языков. <…>

Откуда у “мальчиков, только что покинувших стены детского дома”, такая крепкая литературная хватка, словно “Республика Шкид” для них не первая проба пера, а по крайней мере десятая или, скажем, пятнадцатая?

Теперь из повести “Лёнька Пантелеев” мы знаем, что так оно и было в действительности. Чего только не писал этот необыкновенный мальчишка: и статьи для самодельных журналов, и стихи, и драмы, и памфлеты, и частушки, и сатиры, и повести. <…> Белых тоже не был начинающим автором. Вспомним хотя бы бойкий еженедельник “Комар”, издававшийся им ещё на школьной скамье.

<…> …преждевременным опытом обладали сотни тысяч беспризорных детей, бродивших по бескрайним просторам тогдашней России и переполнявших сверх меры всевозможные колонии, лагеря и приюты. Однако среди них не нашлось никого, кто написал бы “Республику Шкид”.

Потому что одного житейского опыта было бы здесь недостаточно. Нужно было, чтобы доподлинное знание жизни, всех её обид, передряг и тревог сочеталось у этих юных писателей с богатой начитанностью, с тем сознательным стремлением к художественному “складу и ладу”, которое всякому автору даётся не только инстинктом таланта, но и долгим общением с книгами.

Именно “склад и лад” этой повести обеспечили ей долгую жизнь в потомстве. Композиция её безупречна. С геометрической правильностью распределены все её эпизоды и сцены в порядке нарастания эмоций.

<…> …в этой повести нет ни одной дряблой или бесцветной страницы. В каждой новой главе новая фабула, новый закруглённый сюжет, рассказанный с неизменным азартом и зачастую уморительно смешной.

Ибо, говоря о достоинствах “Республики Шкид”, необходимо указать и на это: она написана весёлым пером. <…>

Вся повесть проникнута той мальчишески-острой насмешливостью, тем юмором удали, озорства и задора, который был заметной чертой в душевном облике тогдашних беспризорников.

Этот юмор характеризуется словами: “море по колено”, “чёрт не брат”. При всей серьёзности своего содержания, книга о республике Шкид вся искрится молодыми улыбками…» («Пантелеев», 1968 г.).

Слово Л.Пантелееву:

«Начинал я своё школьное образование в приготовительном училище баронессы фон Мерценфельд в Петрограде, учился ещё в двух приготовительных, учился в реальном училище, в бывшей частной гимназии, в сельскохозяйственной школе, в профшколе, на рабфаке, в военном училище, на курсах киноактёров… Всех парт, за которыми мне пришлось посидеть, пожалуй, даже не вспомнишь. Но если бы и в самом деле случилось чудо, и в один прекрасный день я проснулся помолодевшим лет, скажем, на пятьдесят, и нужно было бы решать, в какой школе мне хотелось бы снова учиться, думаю, я назвал бы школу имени Достоевского, ту школу для трудновоспитуемых ребят, о которой мы с Гришей Белых рассказали впоследствии в повести “Республика Шкид”. <…> В Шкиде мы зимой и летом проводили за партами по десять и больше часов и не чувствовали при этом никакой усталости, ни малейшего переутомления. Наоборот, учёба была для нас высочайшей радостью. А ведь мы находили ещё время и для чтения, и для игры, и для бурной издательской деятельности, и для театральных постановок, и для активной работы в обществе “Старый Петербург - Новый Петроград”. И для бузы. Да, для той мировой бузы, о которой мы не побоялись рассказать нашим несовершеннолетним читателям на страницах “Республики Шкид”» («Только в Шкиду», 1973 г.).

«“Республику Шкид”, довольно толстую книгу, мы с Гришей Белых написали за два с половиной месяца. Это очень небольшой срок. Правда, книгу писали два автора. Но книга - это не бревно, которое нести легче вдвоём, чем одному. Немало времени уходило у нас на споры и даже на ссоры. А написалась эта книга быстро потому, что нам ничего не надо было выдумывать. Мы просто вспоминали и записывали то, что ещё так живо хранила наша мальчишеская память. Ведь очень мало времени прошло с тех пор, как мы оставили стены Шкиды. Одному из нас было восемнадцать, другому девятнадцать лет. Кроме того, в этом возрасте не очень хорошо представляешь себе, что такое литературное мастерство. Писали мы нашу первую книгу не задумываясь, как бог на душу положит» («Как я работаю», 1978 г.).

«Осенью 1923 года мы с Белых оставили стены Шкиды, а в конце 1925 уже работали над повестью. Год спустя, к большому удивлению авторов, она и в самом деле очень громко зашумела.

Повезло нам во всех отношениях. Мы попали в лучшую редакцию того времени. Наши редакторы С.Маршак и Е.Шварц, умевшие помочь автору организовать книгу, подсказать ему нужное слово, в этом случае оставили авторский текст в полной неприкосновенности (если не считать одной главы, написанной мною по какой-то мальчишеской прихоти ритмической прозой. Эту главу я по просьбе Маршака переписал) («Как я стал детским писателем», 1979).

Иллюстрации к первому изданию книги сделал мастер книжной графики Николай Андреевич Тырса. Пантелеев и тогда, и много позже восхищался его рисунками:

«То, что он сделал с “Республикой Шкид”, казалось (и кажется) мне стоящим на грани волшебства.

Это очень точный реалистический рисунок с едва уловимым оттенком гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести.

<…> А как верно, с каким необыкновенным проникновением в то, что называется духом эпохи, написан Петербург начала двадцатых годов! Какое всё точное и какое всё т о г д а ш н е е - и Нарвские ворота, и старая Петергофская дорога, и шофёр таксомотора, и малолетние уличные торговки и - в первую очередь - сами шкидцы, эти гавроши Октябрьской революции, эти бесшабашные и вместе с тем думающие, читающие, сочиняющие стихи босяки!..» («Тырса», 1966 г.).

Теперь, за время своей уже долгой жизни, «Республика Шкид» превратилась в легенду. С 1966 года её легендарность поддерживается фильмом Геннадия Полоки. Интересно, что отношение Пантелеева к любимой зрителями кинокартине было неоднозначным.

«…Я знаю, что автор сценария, а тем более автор экранизируемой книги, редко бывает доволен готовым фильмом. Понимаю, что экранизировать повесть или роман “слово в слово” нельзя: у каждого искусства свой язык, свои законы.

И всё-таки…

<…> Вероятно, трогательное и человечное в картине есть, иначе её не ходили бы смотреть по 5-10 раз, в чём признаются многие мои читатели пионерского и комсомольского возраста. Вряд ли фильм покоряет только своей экспрессией, беспрерывными драками, беготнёй, дешёвыми трюками (которых там тоже немало), мальчишеской лихостью… Нет, успех фильма, что называется, заслуженный, ставили его талантливые люди, в нём принимают участие талантливые актёры, его украшает отличная музыка композитора С.Слонимского. И всё-таки я должен сказать, что, на мой взгляд, фильм не доносит до зрителя всей суровой красоты тех далёких лет, всей сложности характеров, всей многогранности быта нашей вольнолюбивой мальчишеской республики. <…> Жизнь Шкиды на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле» («Где вы, герои “Республики Шкид?”», 1967).

Далее в этой статье, напечатанной в «Комсомольской правде», Пантелеев рассказывает о том, как сложилась судьба его однокашников. Оказывается, не только он и Белых были причастны к литературному творчеству. Рано умерший Георгий Ионин (по шкидскому прозвищу Японец) работал с молодым Шостаковичем над либретто оперы “Нос”. Костя Лихтенштейн (Кобчик) выпустил “Приключения мистера Флуста в Ленинградском торговом порту”, Евстафьев и Ольховский - «Последнюю гимназию».

Сам «основатель и бессменный президент» республики Викниксор - заведующий школой Виктор Николаевич Сорока-Росинский (в фильме его роль исполнил Сергей Юрский) в конце жизни писал книгу «Школа Достоевского». А ещё в 1927 году через «Вечернюю красную газету» он приветствовал успех своих воспитанников и верно отметил, что Белых и Пантелеев сумели соединить «факты с вымыслом и прозаическую действительность с поэтической фантазией» .

О своём соавторе (в “Республике Шкид” он Гришка Черных по прозвищу Янкель) Пантелеев пишет: «Кроме “Республики Шкид” он написал ещё несколько книг. Одна из них, “Дом весёлых нищих”, после долгого перерыва была переиздана в позапрошлом году издательством “Детская литература”. “Республика Шкид” тоже долгое время была разлучена с читателями. Объясняется это тем, что в 1939 году жизнь Г.Г.Белых трагически оборвалась» .

Понимать это нужно так: Григорий Георгиевич Белых (1906-1938) был одной из жертв сталинских репрессий. Ни в статье 1967 года, ни в комментарии к собранию сочинений Л.Пантелеева 1983-85 годов прямо об этом не говорится. Хотя говорится о том, что с 1927 по 1937 год «Республика Шкид» на русском языке издавалась десять раз, а с 37-го по 60-й - ни разу. Зато из дневниковой записи 1943 года Пантелеева мы узнаём, что ему дважды предлагали издать книгу только под его фамилией.«Разумеется, ни тогда, ни сейчас на этот позор я не пошёл» , говорит он (см. 4-й том того же собрания сочинений).

Когда стало возможным переиздание «Дома весёлых нищих», Пантелеев написал предисловие о своём друге. А об учителях и учениках школы Достоевского он в разные годы написал ещё «Шкидские рассказы», и повесть «Лёнька Пантелеев» - о своём дошкидском детстве. Вместе - «Дом весёлых нищих» Г.Белых, «Лёнька Пантелеев» Л.Пантелеева, «Республика Шкид» и «Шкидские рассказы» - всё это представляет нам картину предреволюционного и послереволюционного времени, как её видели два трудновоспитуемых и очень даровитых юноши.


Библиография:

Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид / Рис. Н.Тырсы. - Л.: Дет. лит., 1988. - 270 с.: ил. - (Библ. сер.).

Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 416 с. - (Любимое чтение).

Пантелеев Л., Белых Г. Республика Шкид. - М.: Терра - Кн. клуб, 1999. - 464 с. - (Сокровищница дет. литературы).

Пантелеев Л., Белых Г. Шкидские рассказы; Белых Г. Дом весёлых нищих. - М.: Терра - Кн. клуб, 1999. - 432 с. - (Сокровищница дет. литературы).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры