Галерея Бельведер в Вене: фото, адрес. Бельведер в Вене — королевская роскошь в центре Австрийская галерея

Главная / Любовь

Дворец Бельведер строился в качестве летней резиденции для принца и выдающегося полководца своего времени Евгения Савойского. Комплекс находится в одном из центральных районов Вены — Ландштрассе. Он включает три основных объекта — Верхний Бельведер, Нижний Бельведер с оранжереей и огромный дворцовый парк.

Проект был выполнен Лукасом фон Хильдебрандтом в характерном барочном стиле. После смерти владельца дворец приобрела старшая дочь императора Священной Римской империи Карла VI — Мария Терезия, но оставила его на длительный период времени в запустении. В 1770-х годах сыном королевы и императрицы Иосифом II в. Верхний дворец была перевезена огромная коллекция произведений искусства, и по его указанию составлен каталог.

Современники Лукаса фон Хильдебрандта считали, что трудами архитектора был создан «маленький Версаль». Ему удалось воплотить идею воинской триумфа принца Евгения Савойского и подчеркнуть его духовное величие.

Со времени строительства архитектурный ансамбль практически не изменился. Была переделана лишь оранжерея, примыкающая к Нижнему Бельведеру, и исчез зверинец, находившийся у Верхнего дворца. В период с 1945 по 1955-й были восстановлены залы, подвергшиеся разрушениям во время бомбежек Второй мировой войны.

Австрийская галерея

Известный на весь мир художественный музей размещен в дворцовом комплексе Бельведер. В экспозицию входят произведения разных направлений и эпох, начиная со Средневековья и заканчивая современностью.

Основная часть коллекции посвящена австрийским художникам, работавшим на рубеже XIX-XX столетий, в эпоху так называемого «конца века». В их работах прослеживается ожидание перемен и страх перед будущим, беззаботность и эфемерность бытия. Тогда Вена славилась проявлениями и поддержкой современных для тех лет направлений изобразительного искусства. Это был модерн, абстракционизм, импрессионизм, ранний функционализм и прочие новшества, пришедшие на смену склонного к излишествам барокко.

Первоначально, в 1903 году, Австрийскую галерею разместили в оранжерее Нижнего Бельведера. По настоянию передовых художников она была названа «Современной галереей». Ими был передан в дар государству ряд картин и скульптур, что в дальнейшем должно было послужить основой коллекции. Однако через шесть лет объект переименовали в «Королевскую австрийскую государственную галерею», а заодно собрание пополнили другими произведениями искусства австрийских мастеров художественного творчества. С 1918 года в ее подчинении находились оба дворца.

В постоянной экспозиции присутствуют работы Климта, Кокошка, Роллера, Шиле, Мозера и других мастеров.

Верхний Бельведер

Богато украшенный дворец был построен в 1722 году в качестве представительской резиденции. В его залах была размещена бесценная художественная коллекция, собранная принцем-меценатом, Марией Терезией и ее наследником — Иосифом II. Публичный музей распахнул свои двери в 1781 году, одним из первых в мире. Через 110 лет коллекцию переместили в Художественно-исторический музей, а в 1896 году дворец был отдан наследнику австрийского престола в качестве резиденции.

Сегодня в залах присутствуют работы австрийских художников XIX—XX вв. эпохи «конца века», а также более современных живописцев. Ядром коллекции и главной гордостью считаются работы Густава Климта — основоположника модерна в австрийской живописи. До 2000 года его произведений насчитывалось более 30, но, как оказалось, не все они были приобретены законно. Часть полотен после проверки музейного фонда пришлось передать наследникам согласно закону о реституции.

В Верхнем дворце было подписано несколько важных государственных документов, в том числе:

  • Венский протокол 1941 года, свидетельствующий о присоединении к Берлинскому пакту 1940 года Королевства Югославия;
  • Декларация о независимости Австрии 1955 года, установившая суверенность государства.

Во дворце расположено несколько залов, украшенных лепниной, фресками и барельефами. Внимание привлекают залы Терена, Карлоне, Мраморный. Над их оформлением работали Карло Карлоне, Маркантонио Чиарини, Гаэтано Фанти.

Нижний Бельведер

Дворец был заложен в 1714 году, а уже через два года он был готов к заселению. Здесь располагались жилые комнаты принца и залы. Во время Французской революции, случившейся в 1789-99 гг., в Нижнем Бельведере проживали представители королевской фамилии.

В 1815 году было решено переместить во дворец огромную художественную коллекцию, находившуюся в австрийском Инсбруке, в замке Амбрас. В 1903 году здесь же открыли «Современную галерею».

К центральному корпусу пристроено два удлиненных крыла. Интерьер выполнен в изысканном стиле. В оформлении принимали участие известные мастера. В удивительном по красоте Мраморном зале находятся оригинальные аллегорические статуи работы Георга Р. Доннера, снятые с фонтана «Провидение», расположенного на венской площади Нойе Маркт. Стены зала украшены лепниной и фресками Гаэтано Фанти, на потолке — роспись Альтомонте Мартино. В здании можно посетить Мраморную галерею, Золотой кабинет, Зеркальный и Гротескный зал, а также парадную спальню принца, декорированную уникальной обивкой.

Во дворце с 1923 года размещен Музей австрийского барокко, где выставлены работы австрийских живописцев XVII—XVIII вв. Рядом с дворцом расположены конюшни и оранжерея.

Парк и сады

Земля под застройку и разбивку парка была приобретена принцем Евгением Савойским в 1697 году, тогда еще за пределами города. Планировка территории началась через три года. Проект был заказан Доминику Жерару, но основные работы выполнялись Антоном Циннером, известным в то время специалистом по ландшафтному дизайну.

К 1725 году парк, раскинувшийся между двумя дворцами, предстал во всем своем очаровании. Он великолепно заполнил пространство, симметрично развернувшись вдоль главной оси дворцового ансамбля. Сегодня здесь присутствуют живые изгороди, деревья и кустарники, фонтаны и каскады, скульптуры, террасы и клумбы. Местная флора насчитывает более четырех тысяч растений. Лучшее время посещения — весна и лето.

В XVIII веке в дворцовом парке могли свободно прогуливаться представители любых сословий.

Парк разбит на три сада:

  • Замковый — главный;
  • Камерный — частный сад принца (рядом с оранжереей);
  • Альпийский — самый старый в Европе (восточнее Верхнего дворца).

Цены на билеты

Стоимость посещения Верхнего Бельведера:

  • для взрослых — 16 €;
  • для студентов до 26 лет и пенсионеров — 13,50 €;

Цена билетов в Нижний Бельведер и Оранжерею:

  • для взрослых — 14 €;
  • для студентов до 26 лет и пенсионеров — 11 €;
  • для детей до 18 лет включительно — 0 €.

В Вене работают мобильные приложения такси — Mytaxi, TaxiPlus, Taxi 31300, Taxi 40100, Uber.

Дворец Бельведер: видео

Галерея Бельведер в Вене является одним из самых значительных музеев мира и находится в одноименном замке, который был построен как летняя резиденция принца Евгения Савойского.

Архитектор Иоганн Лукас фон Хильдебрандт по заказу принца возвел настоящий шедевр - венский Бельведер. Этот необыкновенный замок состоит из двух садовых дворцов, Нижнего и Верхнего Бельведеров построенных в 1714—1716 гг. и 1721—1722 гг. Тогда жилые дворцы за пределами городских стен ценились очень высоко, но ни один из них не мог сравниться с Бельведером принца Евгения, который, будучи верховным главнокомандующим императорскими войсками, губернатором испанских Нидерландов и принцем правящего дома герцогов Савойских, имел в Вене ранг второго императора.
Относительно скромный Нижний Бельведер служил для принца летней резиденцией, а значительно более пышный Верхний Бельведер предназначался для размещения его художественной коллекции и в качестве площадки для придворных праздников. Замковый комплекс является великолепным примером организации интерьеров барокко, в которых архитектура вписана в композицию из садов, террас, пандусов, великолепных аллей, фонтанов и водоемов.
В 1903 году в Оранжерее Нижнего Бельведера была открыта «Современная галерея». Название музея, вскоре, было заменено на «Императорскую Австрийскую Государственную Галерею», а после распада монархии в 1918 году на «Австрийскую Галерею».
В 1923 году в Нижнем Бельведере был открыт Музей эпохи барокко, а год спустя в Верхнем Бельведере появилась «Галерея XIX века».
После Второй мировой войны Музей средневекового искусства разместился в оранжерее Нижнего Бельведера. Музей эпохи барокко по-прежнему оставался в Нижнем Бельведере, а коллекции XIX и XX веков сохранили за собой место в Верхнем Бельведере.
Коллекции Бельведера охватывают эпохи от средневековья вплоть до настоящего времени, причем лишь относительно малая часть коллекций может находиться в постоянной экспозиции, так как выставочные площади, несмотря на величину дворца, ограничены.



Общий вид Бельведера. Гравюра И.А.Корвиния по рисунку Соломона Кляйнера. 1740


Принц Евгений Савойский. 1716




Входной вестибюль в Верхнем Бельведере


Парадная лестница в Верхнем Бельведере


Мраморный зал в Верхнем Бельведере


Мраморный зал в Нижнем Бельведере


Неизвестный скульптор. Мадонна с младенцем. 1360


Неизвестный скульптор. Коленопреклоненный ангел. 1380


Неизвестный мастер. Грехопадение. 1521


Бальтазар Пермозер. Триумф Принца Евгения. 1718-1721


Георг Доннер. Венера в кузнице Вулкана. 1735


Георг Доннер. Аллегория реки Еннс. 1737-1739


Георг Доннер. Аллегория реки Марч.1737-1739


Георг Доннер. Агарь в пустыне. 1738-1739


Иоганн Георг Дорфмайстер. Аполлон и Минерва. 1761


Франц Ксавье Мессершмидт. Мария Терезия. 1765


Франц Ксавье Мессершмидт. Злой как черт. 1770


Франц Ксавье Мессершмидт. Клювоголовый. 1770


Кристиан Фридрих Вильгельм Байер. Смеющийся фавн. 1770


Леопольд Кислинг. Марс, Венера и Амур. 1810


Йохан Непомук Шаллер. Борьба Беллерофонта с химерой. 1821. Мрамор


Виктор Тилгнер. Портрет геолога доктора Ами Буэ.1878


Огюст Роден. Памятник Виктору Гюго. 1909. Терракота


Константен Менье. Докер. 1888-1893. Бронза


Фернанд Кнопфф. Нимфа. 1896. Гипс


Макс Клингер. Сидящяя на корточках. 1900-1901. Мрамор


Аристид Майоль. Скованная Свобода. Деталь. 1905. Бронза


Огюст Роден. Густав Малер. 1909. Бронза


Антон Ханак. Юный сфинкс. Деталь. 1916. Мрамор


Густин Амбрози. Портрет Отто Вагнера. 1917. Бронза


Александр Архипенко. Обнаженная натура. 1920. Бронза


Фритц Вотруба. Большой сидящий. 1949. Известняк


Андреас Уртайль. Стоящая фигура с поднятыми руками (Страх). 1958. Бронза


Вано Аврамиди. Стоящая фигура. 1960

Gerbert Frodi, Verena Traeger. Meisterwerke der Österreichischen Galerie Belvedere. Wien. 2003

Прошу прощения за возможные ошибки в транслитерации имен.

Австрийская галерея Бельведер

Австрийская галерея Бельведер (Österreichische Galerie Belvedere)

Австрийский Бельведер - это архитектурно-парковый комплекс. Дворцы Верхний и Нижний Бельведер построены в XVIII веке по велению принца Савойского. Сегодня здесь расположена Австрийская национальная картинная галерея (Österreichische Galerie Belvedere), где представлены все известные художники и скульпторы Австрии.

Архитектор Иоганн Лукас фон Хильдебрандт по заказу принца возвел настоящий шедевр - венский Бельведер. Этот необыкновенный замок состоит из двух садовых дворцов, Нижнего и Верхнего Бельведеров построенных в 1714—1716 гг. и 1721—1722 гг. Тогда жилые дворцы за пределами городских стен ценились очень высоко, но ни один из них не мог сравниться с Бельведером принца Евгения, который, будучи верховным главнокомандующим императорскими войсками, губернатором испанских Нидерландов и принцем правящего дома герцогов Савойских, имел в Вене ранг второго императора.

Относительно скромный Нижний Бельведер служил для принца летней резиденцией, а значительно более пышный Верхний Бельведер предназначался для размещения его художественной коллекции и в качестве площадки для придворных праздников. Замковый комплекс является великолепным примером организации интерьеров барокко, в которых архитектура вписана в композицию из садов, террас, пандусов, великолепных аллей, фонтанов и водоемов.

В 1903 году в Оранжерее Нижнего Бельведера была открыта «Современная галерея». Название музея, вскоре, было заменено на «Императорскую Австрийскую Государственную Галерею», а после распада монархии в 1918 году на «Австрийскую Галерею».

В 1923 году в Нижнем Бельведере был открыт Музей эпохи барокко, а год спустя в Верхнем Бельведере появилась «Галерея XIX века».

После Второй мировой войны Музей средневекового искусства разместился в оранжерее Нижнего Бельведера. Музей эпохи барокко по-прежнему оставался в Нижнем Бельведере, а коллекции XIX и XX веков сохранили за собой место в Верхнем Бельведере.

Коллекции Бельведера охватывают эпохи от средневековья вплоть до настоящего времени, причем лишь относительно малая часть коллекций может находиться в постоянной экспозиции, так как выставочные площади, несмотря на величину дворца, ограничены.

Галерея, в которой выставлены произведения мастеров живописи IX и XX веков, французских импрессионистов, располагается в Верхнем Бельведере. Дворец построили для торжественных приёмов. Его внутренние интерьеры: парадная лестница; изящный зал Террена, который служит вестибюлем; мраморный зал, расписанный фресками Карлоне и украшенный лепниной; потолочные плафоны работы мастера Джакомо дель По - могут служить примером парадной барочной роскоши. Здесь можно увидеть работы типичных представителей раннего австрийского экспрессионизма Оскара Кокошки, Эгона Шиле, а так же современных мастеров и художников периода «бидермайер» (Г. Вальдмюллер, Р. фон Альт, Георг Вальдмюллер, Ф. фон Амерлинг и др.).
Но главное достояние галереи - полотна Густава Климта. Верхний Бельведер представляет значительную коллекцию его работ, среди них: «Поцелуй» - самый известный шедевр художника; «Золотая Адель»; «Адам и Ева». Жизнеутверждающие, «солнечные» картины Климта считают воплощением стиля «венский модерн» - Сецессион. В собрании также немало работ немецких, итальянских мастеров, творений голландских и австрийских художников.

В 1903 г. в оранжерее Нижнего Бельведера по настоянию современных венских художников открылась Австрийская галерея Бельведер - «Современная галерея». Это коллекция произведений «барокко» и экспонатов средневекового искусства (они выставлены в оранжерее). Здесь проводят временные тематические выставки. Нижний зал дворца украшен фресками работы Мартино Альтомонте. В Нижнем Бельведере великолепно сохранились внутреннее убранство и старинная мебель.

1.Эгон Шиле. Поцелуй.

2.Огюст Роден. Памятник Виктору Гюго. 1909. Терракота

3.Бальтазар Пермозер. Триумф Принца Евгения. 1718-1721

4.Мраморный зал в Нижнем Бельведере

6.Общий вид Бельведера. Гравюра И.А.Корвиния по рисунку Соломона Кляйнера. 1740


7.Принц Евгений Савойский. 1716

8.Георг Доннер. Венера в кузнице Вулкана. 1735

9.Мраморный зал в Верхнем Бельведере

10. Густав Климт

11.Неизвестный мастер. Грехопадение. 1521


12. Густав Климт

13.

14.Мраморный зал в Верхнем Бельведере

15.Франц Ксавье Мессершмидт. Злой как черт. 1770

16.Неизвестный скульптор. Мадонна с младенцем. 1360

17.Входной вестибюль в Верхнем Бельведере

18. Парадная лестница в Верхнем Бельведере.

19.Неизвестный скульптор. Коленопреклоненный ангел. 1380

20.Андреас Уртайль. Стоящая фигура с поднятыми руками (Страх). 1958. Бронза

21.Фернанд Кнопфф. Нимфа. 1896. Гипс

22.Иоганн Георг Дорфмайстер. Аполлон и Минерва. 1761

23.Огюст Роден. Густав Малер. 1909. Бронза

24.Франц Ксавье Мессершмидт. Мария Терезия. 1765

25. Купальщица. Пьер Огюст Ренуар.

Галерея Бельведер (Вена, Австрия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Австрию
  • Горящие туры в Австрию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Венский Дворец Бельведер интересен сам по себе, однако любителей искусства влечет сюда еще и прекрасное собрание живописи и скульптуры. Одноименную галерею открыли в 1903 г., когда художественное объединение Сецессион предложило венцам познакомиться с работами австрийских и зарубежных художников, отрицавших классическую живопись. Большинство экспонатов организаторы подарили новому музею, в том числе и картину Ван Гога «Равнина у Овера». Тогда никто еще не представлял их будущей стоимости.

«Ядро» галереи - выставленные в Верхнем дворце 24 картины Густава Климта, среди которых «Поцелуй» - автопортрет художника с подругой Эмилией Флеге. Прекрасны и другие его творения «золотого периода»: «Юдифь», «Адам и Ева», «Фрица Ридлер». В результате послевоенной реституции 10 полотен, включая обе знаменитые «Адели», возвращены наследникам предыдущих владельцев, но и то, что осталось удивляет и восхищает.

Огромный интерес вызывают картины Эгона Шиле «Семья» и «Объятие». Аллегорический цикл Ганса Макарта «Пять чувств» в академическом стиле кажется инородным среди модернистских полотен, однако именно его считают предтечей Густава Климта. Мраморный зал Нижнего дворца украшают фрески Мартино Альтомонте на мифологические сюжеты. Здесь выставлены предметы средневекового искусства и произведения в стиле барокко. На свободных площадях устраивают тематические выставки и временные экспозиции.

Практическая информация

Адрес: Вена, Prinz-Eugen-Strasse, 27. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамваях № 71 до ост. Unteres Belvedere или №№ D, 2 до ост. Schwarzenbergplatz.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00. Цена билета для взрослых - 22 EUR, для пенсионеров и студентов - 19 EUR, вход для подростков моложе 18 лет бесплатный. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Бельведер – это не только роскошный барочный дворец, но и место хранения ценнейших художественных коллекций Австрии – с главными работами Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки.

Принц Евгений Савойский (1663-1736), прославленный полководец и ценитель искусства, поручил Иоганну Лукасу фон Хильдебрандту сооружение своей летней резиденции, дворца и парка Бельведер, располагавшейся тогда за городской чертой.

Этот шедевр эпохи барокко состоит из двух дворцов (Верхний и Нижний Бельведер), где сегодня размещается собрание австрийского искусства от Средних веков до наших дней.

Верхний Бельведер - крупнейшая в мире коллекция работ Климта и «Поцелуй»

Основу коллекции Бельведера составляют 24 картины Густава Климта, в том числе его золотые работы «Поцелуй» и «Юдифь». Всемирной известностью пользуется, прежде всего, «Поцелуй» Климта. Картина размером 180 x 180 см была создана в 1908/09 гг. и изображает Климта и его подругу Эмилию Флёге в качестве влюбленной пары. «Поцелуй» является пожалуй самым известным произведением искусства Австрии. Кроме того, большое впечатление производят созданные Климтом портреты женщин, которыми тоже можно полюбоваться в Верхнем Бельведере.

Постоянная выставка в Верхнем Бельведере в начале 2018 года получила абсолютно новую концепцию: в семи тематических залах на трех этажах можно увидеть в общей сложности 420 произведений. Тематически экскурсия начинается с истории Бельведера. В других залах демонстрируются произведения искусства эпохи средневековья, барокко, классицизма и бидермейера. Венскому модерну и искусству периода около 1900 года, разумеется, посвящена отдельная большая зона на втором этаже, где также нашел свою новую родину «Поцелуй» Климта. И, наконец, на третьем этаже демонстрируются произведения искусства межвоенного и послевоенного периодов.


«Поцелуй» Густава Климта

- Belvedere, Wien
- WienTourismus/Paul Bauer

Потолочные фрески Карло Инносенцо Карлоне, Маркантонио Киарини и Гаэтано Фанти

- WienTourismus/Paul Bauer
- WienTourismus/Paul Bauer
- WienTourismus/Paul Bauer

Нижний Бельведер и барочный сад

В то время как Верхний Бельведер служил в целях репрезентации, Нижний Бельведер был дворцом, в котором жил принц Евгений. Феодальное великолепие благородного хозяина дворца отражается в Гротескном зале, Мраморной галерее и Золотой комнате. В Нижнем Бельведере и в Оранжерее проводятся тематические выставки. В парадных конюшнях, где когда-то стояли лучшие скакуны принца, сегодня можно полюбоваться жемчужинами средневекового искусства.

Парковый комплекс Бельведера является вершиной барочной ландшафтной архитектуры. Перед дворцом находится так называемый отражающий пруд, в котором отражается фасад дворца. Три большие террасы с фонтанами соединяют Верхний Бельведер с Нижним. Камерный сад изначально был предназначен только для хозяина дворца и его ближайших друзей. Альпийский сад в дворцовом парке является старейшим в Европе.


- WienTourismus/Gregor Hofbauer

Золотой кабинет в Нижнем Бельведере

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры