Горе от ума образ фамусова кратко. ЕГЭ

Главная / Любовь

Этой комедии), стоит Фамусов, представитель чиновного барства. (См. также статью Образ Фамусова .) Грибоедов сам в одном из своих писем (к Катенину) говорит, что в лице Фамусова он изобразил своего дядю, известного московского барина. «Что за тузы в, Москве живут и умирают», – говорит сам Фамусов; именно такого «туза» изображает он сам. Его крупная, живая фигура внушает некоторую симпатию своей живостью, бытовой типичностью и цельностью; но, вслушиваясь в его слова, вникая в смысл его речей, сразу видишь его не менее крупные отрицательные черты. Фамусов, по-видимому, занимает видное место на государственной службе, имеет большой чин. Но как он относится к своей должности, как смотрит на службу вообще? При нем состоит секретарем Молчалин , которого Фамусов держит «затем, что (он) деловой»; Молчалин разбирает дела, приносит своему начальнику бумаги для доклада, но у Фамусова одна забота:

«Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накопилось их;
Дай волю вам – оно бы и засело,
А у меня – что дело, что – не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так – с плеч долой ».

Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза. Иллюстрация Д. Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума»

Видно, что он не вникает в дело, решение которого зависит от него, а только спешит подписать и избавиться от заботы. Служба для Фамусова не представляет из себя исполнения каких-то обязанностей, а является путем и способом для достижения личной выгоды, богатства и славы. В противоположность Чацкому , который считает, что надо служить «делу, а не лицам», Фамусов находит, что «служить лицам» необходимо для того, чтобы достичь знатности. Он ставит в пример (монолог «Вот то-то, все вы гордецы») своего дядю, Максима Петровича, который, будучи уже сам знатным вельможей, –

(«Не то на серебре, на золоте едал;
Сто человек к услугам; весь в орденах») –

сумел шутовской выходкой заслужить милость Государыни (Екатерины II).

«А дядя! Что твой князь, что – граф!
Серьезный взгляд, надменный нрав!
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался в перегиб».

Вот идеал Фамусова! Низкопоклонство – вернейший способ к достижению чинов, а Фамусов называет «гордецом» того, кто не хочет идти этой пробитой дорогой. Не желая даже вслушиваться и вдумываться в горячие возражения Чацкого, Фамусов уверен в своей правоте, потому что так, как он, думали и «делали отцы», так повелось со старых времен. Он совершенно откровенно говорит об этих низких и уродливых приемах чиновного мира; так же просто признается в том, что старается всегда устраивать своих родственников на выгодные места, не заботясь о том, способны ли они выполнять возложенные на них обязанности:

«Как станешь представлять
К крестишку иль к местечку,
Ну, как не порадеть родному человечку».

Свои циничные признания Фамусов высказывает с наивным простодушием.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Примечательны взгляды Фамусова на воспитание детей и на образование вообще. В книгах он не видит ничего хорошего:

«В чтеньи прок-от не велик»,

говорит он в ответ на слова Лизы, что его дочь Софья «ночь целую читала» по-французски. – «Ей сна нет от французских книг, продолжает он, – «а мне от русских больно спится».

В ученьи, в книгах он видит причину всякого вольнодумства и беспорядка:

«Ученье – вот чума, ученость, вот – причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел и мнений».

«…уж коли зло пресечь, –
Собрать все книги, да и сжечь».

Однако, вопреки такому своему мнению, Фамусов нанимает Софье учителей-иностранцев, презрительно называя их «побродягами», но делает это потому, что так делают «все», а главный принцип Фамусова – следовать общему течению. Он дает Софье образование, но не трудится вникать в нравственные качества ее воспитателей: Мадам Розье, «вторая мать, старушка золото», которой Фамусов доверил воспитание дочери,

«За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила».

Каким принципам могла научить такая воспитательница? Очевидно, Фамусов, как и многие другие родители светского общества, стремился для своей дочери набирать «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Лично он не хвалит всеобщего увлеченья иностранцами:

«Кузнецкий мост и вечные французы,

негодует он,

Но видно, что бранит он французов именно потому, что считает их «губителями карманов», и не видит разницы между «книжной» и «бисквитной» лавкой.

Заботы Фамусова о дочери сводятся к тому, чтобы дать ей внешнее воспитание, согласное с общепризнанными требованиями общества, и выдать ее замуж за подходящего человека; он старается внушить Софье, что тот

«кто беден, тот (ей) не – пара».

В его глазах идеал мужа для Софьи – Скалозуб , так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». А то, что Скалозуб противен его дочери, ни мало не беспокоит «заботливого» отца. Что важнее для Фамусова: чтобы Софья выбрала мужа себе по сердцу, или чтобы в обществе говорили, что она сделала блестящую партию? Конечно, – последнее! Общественное мнение , то, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна», вот – пружина и двигатель всех слов и поступков Фамусова.

И все же в этом человеке есть, если не положительные, то хотя бы отчасти симпатичные черты. Симпатично его гостеприимство, свойственное всем истинно русским натурам; дом его открыт:

«Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно для иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет –
Для нас ровнехонько – про всех готов обед».

Но и в этих словах (из монолога «Вкус, батюшка, отменная манера») мы видим, кроме гостеприимства, известную нравственную неразборчивость Фамусова: он тешится своим хлебосольством, а нравственные качества его гостей ему совершенно безразличны. Симпатична в нем искренняя любовь ко всему своему, русскому, московскому; как он восхищается московскими тузами, старичками, дамами, юношами и девицами! Симпатично также добродушие Фамусова, скорее – простодушие, которое так и сквозит во всех его речах. Грибоедов изобразил действительно живого человека, с личными, отличающими его, чертами. «Брюзглив, неугомонен, скор», характеризует его Софья; он вспыльчив, но и отходчив – «часто без толку сердит», но и добродушен.

Говоря о Фамусове, нельзя не упомянуть знаменитых артистов, исполнявших его роль. «Горе от ума» впервые было поставлено на сцене в 1831 году уже после смерти Грибоедова; известен был тогда в роли Фамусова замечательный актер Щепкин. В первой половине ХХ века эту роль необычайно талантливо исполнял знаменитый режиссер и основатель традиции Московского Художественного театраСтаниславский ; роль Чацкого бесподобно исполнял Качалов.


Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.

Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.

Описание внешности и характера Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины. Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:
  • жмется;
  • заигрывает;
  • балуется;
  • меняет мимику.

Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:

  • суетливый;
  • прыткий;
  • неугомонный.
Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.

Положительные черты

Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.

Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.

Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.

Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, - его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, - делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Образцы жизни и идейные принципы

Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.

Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.

Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.


Речевые особенности героя

Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:
  • «мочи нет»;
  • «уморить»;
  • «прозябли»;
  • «невзначай»;
  • «бить баклуши».

Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.

Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян. Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.

Павел Афанасьевич Фамусов - одно из главных действующих лиц комедии, пред­ставитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он извес­тен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимо­му, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Пет­рович, играл при дворе Екатерины II значи­тельную роль. Его «домашние друзья» - князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.

Фамусов - вдовец, он любит дочь, забо­тится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за бо­гатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежно­стью к кругу знатных московских дворян, из­вестен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатери­ны II. Фамусов - сторонник крепостных по­рядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмот­рению представляется ему законным и впол­не справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим до­стоинством. Ругает их, не стесняясь в выра­жениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птица­ми ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину - секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («...и будь не я, коптел бы ты в Твери...»). Служебные дела Фамусо­ва сводятся к подписыванию подготовлен­ных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

На службе Фамусов окружил себя родст­венниками, считая достойной похвалы та­кую заботу о родне. Он с гордостью гово­рит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а пото­му как «деловой»:

Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Самое важное для Фамусова-чиновни­ка - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким обра­зом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Пет­рович - подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то веч­но цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».

Фамусов восхищается и Кузьмой Петрови­чем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на бога­той был женат». Таким людям Фамусов стре­мится подражать. Их способ получения чи­нов и денег он считает самым верным.

Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасше­ствии Чацкого, считает, что болезнь унасле­дована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фаму­сов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И заканчивает свою мысль категоричес­ким требованием:

Нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь!

Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гуверне­рами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сер­дец!» Однако сам следует этой моде:

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Учителей, которых нанимали для обуче­ния детей «числом по более, ценою поде­шевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», - поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного об­разца, когда в глазах пример отца».

Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодо­брением он относится к двоюродному бра­ту Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему - он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называ­ет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий вы­сказывается против того строя, тех поряд­ков, которые являются для Фамусова осно­вой всего его благополучия.

В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий

В сатирической комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» гости, собранные в доме барина Павла Афанасьевича Фамусова, совершенно не случайно оказались героями с нарицательными характеристиками. Раскрывая тему «Фамусов: цитатная характеристика» и разбирая образ хозяина дома Фамусова, стоит отметить, что практические каждое произнесенное его слово выступает в защиту «века страха и покорности». Он любитель поучать молодежь и хочет, чтобы она брала пример со старшего поколения, которое всегда отдавало предпочтение лести и низкопоклонству. Эти качества, по его словам, всегда помогали продвинуться по карьерной лестнице, а значит, и разбогатеть, а большего и желать не надо было.

Дядя Фамусова

Всегда с большим удовольствием вспоминает своего покойного дядю Максима Петровича Фамусов, цитатная характеристика которого звучит примерно так: «Едал не то на золоте, не то на серебре, но если надо было подслужиться, то сгибался вперегиб». Для Фамусова он ведь в свое время дядя был богатым вельможей, жившим во времена правления Екатерины Великой. Фамусов восторженно рассказывает о том, как Максим Петрович случившийся с ним конфуз на приеме во дворце у императрицы использовал себе во благо, разыграв смешного шута, чем обрел благосклонное внимание Екатерины. После чего стал самым почитаемым и уважаемым при дворе вельможей.

Для Фамусова тот высокий государственный чин, который он занимал, не был чем-то важным, он даже не старался вникнуть в суть дела, подписывал бумаги, не читая, как сам он говорил: «Подписано, так с плеч долой». Дочка Софья отмечает, что отец «брюзглив, неугомонен, скор…».

Дядя Грибоедова

Если изучать глубже тему «Цитатная характеристика: «Горе от ума», Фамусов», то прототипом героя Фамусова для писателя Грибоедова послужил его собственный дядя - Алексей Федорович. В своем отрывке «Характер моего дяди» автор отмечает, что характер дяди буквально господствовал лет 20 тому назад. Эту давность Грибоедов называет временами пороков и любезности, считая, что снаружи в нравах было рыцарство, а в сердцах - полная пустота чувств.

Но тут сходство дяди с Фамусовым выявлено лишь в нескольких чертах - бытовых и психологических. В образе Фамусова много всякого типичного, он отождествляет собой большое количество представителей аристократической московской знати. В то время было много дуэлей, при этом многие имели какую-нибудь страсть, например, обмануть мужчину в карты, женщину в любви, а подчиненные зачастую строили своим начальникам подлости, давая обещания и не исполняя их.

Автор дальше объясняет, что если говорить по-простому, то всякий был бесчестный в душе и лживый на языке. И добавляет: «Кажется, нынче этого нет, а возможно, и есть». Но дядю своего он причисляет именно к той эпохе. Он говорит о нем, что дядя мог драться как лев с турками под командованием Суворова, а потом в передних дворцов Петербурга пресмыкался перед случайными людьми, а в отставке и вовсе жил сплетнями.

Фамусов - типичный представитель своего общества

Но, как было сказано раньше, к службе Фамусов не горит, а больше боится скопления бумаг. Развивая дальше тему «Фамусов: цитатная характеристика», надо отметить, что жизнь этого государственного чиновника заполнена не чем иным, как посещением разных приемов, званых обедов и ужинов, крестин и именин. Да и на службе Фамусов окружает себя родственниками, чтобы помочь им подняться по карьерной лестнице и не столь важно, специалист он в этой области или нет, главное, чтобы потом «порадеть родному человечку» и вовремя представить его к ордену.

Фамусов: цитатная характеристика

Фамусов оценивает людей по их чинам и богатству, а для Софьи он ищет подходящего человека, говоря ей: «Кто беден, тот тебе не пара». По его мнению, жених тот, у кого хоть пару тысяч душ наберется. А служанка Лиза подмечает, что ее отец желал бы зятя с чинами и звездами.

В споре с Чацким Фамусов делает свои выводы, заключающиеся в том, что «ученость - вот чума». Он говорит: «Забрать бы книги бы да сжечь». и просвещенность человека не интересуют Фамусова, ему важна знатность и материальное положение, в то время как его оппонент Чацкий резко критикует устаревшие консервативные взгляды московского общества, которые рано или поздно заведут в тупик.

Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.

Павел Афанасьевич - вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».

Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».

Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:

Кто хочет к нам пожаловать, - изволь;

Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнехонько, про всех готов обед.

Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».

Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».

Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда.

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -

заявляет Фамусов.

Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями. Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.

Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, - это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».

В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».

Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.

Образцом жизненного успеха Фамусов счита­ет Кузьму Петровича:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат…

В восторге Фамусов и от своего дяди - Мак­сима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению. Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром - государыня постоянно при­вечала Максима Петровича.

С точки зрения своего круга определяет Фа­мусов достоинства Скалозуба:

Не по летам, и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Его будущий зять должен удовлетворять сле­дующим условиям:

Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - тот и жених.

С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повсед­невной жизни он умеет добиваться своего поти­хоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:

Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!

Он, может быть, и рад бы был душой,

Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.

Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонан­сом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:

Моя судьба еще ли не плачевна?

Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Фамусов привык во всем считаться с неписа­ной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а тради­ции своей среды - нерушимыми и единственно истинными. Убежденный защитник самодержа­вия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дво­рянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным право помещика рас­поряжаться людьми по собственному усмотре­нию: наказывать, продавать, отправлять в ссыл­ку, на каторгу. Крепостных он не считает людь­ми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, об­зывает их ослами, чурбанами, называет Петруш­ками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры