Господин из сан франциско смерть главного героя. Жизнь и смерть в рассказе А.И

Главная / Любовь

…….И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу……
После долгой борьбы с наглой смертью, которая пришла так неожиданно, и подавила своей мощью, казалось такую значимую и прекрасную жизнь, господин из Сан-Франциско, верней душа господина из Сан-Франциско еще долго бунтовала из-за такой несправедливости, и из-за того, что будучи человеком, он столько сделал для того что бы быть значимым и уважаемым человеком, обрести богатство и отправиться в круиз всей семьей. Ему казалось, что если есть деньги, а они у него были, так как он всегда к ним стремился, то и смерть подвластна им. Но это было все не так. Потихоньку господин из Сан-Франциско начал осознавать истины, о которых забыл в погоне за лживым благополучием.
Когда его тело помещали в трюм, господин из Сан-Франциско был уже готов к этому и смирно сопровождал его как последнюю мирскую ценность, но что-то задержало его на палубе, и он в своих раздумьях остановился, несмотря на то, что тело его продолжали нести. К этому моменту он буквально прозрел: он уже понимал, что дорогими нарядами нельзя заместить тягу к прекрасному, что общество богатых людей очень редко бывает искренним и теплым, что живя той жизнью, которой он жил, нельзя добиться уважение, что все в его жизни было наигранно и куплено. Господину из Сан-Франциско было обидно и горько, что в мире где он жил, была ложь, и что даже та прекрасная, казалось бы, идеальная пара влюбленных, была ничем иным, как парой актеров. Теперь, после смерти, он видел больше, чем мог видеть при жизни, в том числе и души людей: во всем экипаже «Атлантиды» он видел только маски, за которыми или омертвление души, или съедающая грусть и печаль. Все они были похожи, все эти люди сделали ставку на материальное богатство. А зачем? А потому что никто из них не знал того, что узнал умерший господин из Сан-Франциско, никто не знал, что то к чему они стремятся, это мираж счастья, теплого и манящего, которым все хотят овладеть. Господин из Сан-Франциско потеряв материальную часть своей жизни, то есть тело и деньги, чувствовал ту часть жизни, про которую обычно говорят духовная. Он чувствовал, что не все жены банкиров счастливы, и что за милой и жизнерадостной улыбкой большинства дам местами были страшные вещи: депрессивные и мрачные мысли, а порой и даже рассуждения о самоубийстве. Душа его, побродив по палубам сквозь пассажиров корабля, еще больше разочаровавшись в той жизни, которой она жила, отправилось вниз, в недра корабля, туда, где покоилось её тело.
В трюме душа господина из Сан-Франциско чувствовала себя более уютно, так как там, наверху, все было как прежде, только сам господин из Сан-Франциско стал другим. Считается, что после смерти, человек перестает существовать, но это не так, после смерти, некоторые люди только начинают жить, так как их земная жизнь не оставила ничего после себя. Что мог вспомнить господин из Сан-Франциско? Может быть свадьбу? Рождение дочери? Но нет, в это время мысли его были совсем о другом….Только сейчас, он полностью понимал, что те цели, которые ставишь перед собой, не всегда правильные и не всегда приводят к хорошему результату, и то что нужно держать всегда свою жизнь под контролем и хотя бы иногда задумываться о том, что будет через год, два. Душа сидела рядом с телом и понимала, что уже поздно что-то изменить, а люди сверху и не знали о том, какие мудрые суждения находились почти на самом дне корабля….

>Сочинения по произведению Господин из Сан-Франциско

Жизнь и смерть

Ивана Алексеевича Бунина в литературном мире часто называют «последним классиком за то, что в своих произведениях он раскрыл весь спектр проблем конца 19 - начала 20 века. Творчество этого писателя всегда волновало людей, а его произведения были и остались актуальными. Одна из наиболее интересных тем, которую он затронул, была неотвратимая гибель буржуазного мира. Именно об этом он повествует в своем рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Рассказ написан в 1915 году, когда страна уже была втянута в Первую мировую войну. Это был сложный период для всех. Люди как бы пытались понять причины этой катастрофы и найти выход из сложившейся ситуации. Эта же тенденция отразилась в рассказе Бунина. Автор рассуждает о том, что же на самом деле важно в жизни, к чему нужно стремиться, а без чего можно обойтись. В ходе произведения мы узнаем, что главный герой богатый американец, у которого все в жизни благополучно, но, несмотря на это, вскоре он неожиданно умирает.

Автор намеренно не называет имени гражданина, чтобы читатель понял, что это просто один из миллионов других граждан мира с похожими целями, ценностями и стремлениями. Он всю жизнь работает на идею, не успев насладиться плодами своей работы. А когда, наконец, разбогатев, к пятидесяти восьми годам решает попутешествовать и отдохнуть, то оказывается уже поздно. Здесь напрашивается вопрос: а стоили ли его усилия и труды того, чтобы всего лишь несколько дней провести на «Атлантиде»? Стоило ли это желание соответствовать «высшему свету» того, чтобы постоянно откладывать жизнь на потом? Вероятнее всего, что нет.

К тому же жизнь, за которой он гнался, оказалась искусственной, ненастоящей. В ней нет места проявлению индивидуальности. Здесь нужно отдать должное мастерству автора как художника. Он рисует картину жизни на «Атлантиде», где все ходят в смокингах одного и того же фасона, едят и делают все по распорядку, слушают ту же музыку, курят сигары, восседают на камышовых креслах, словно на троне и т.д. Но планы нашего героя одним только плаванием на пароходе не ограничиваются. Он планирует посмотреть весь Старый Свет: Англию, Италию, Францию, Афины, Палестину и даже Японию.

Жизнь гражданина из Сан-Франциско прерывается на острове Капри, куда он с семьей бежит от ненастной неапольской погоды. Во время чтения в уютной комнате отеля его внезапно хватил удар. Самое ужасное, что администрацию, в первую очередь, волнует о репутация отеля. По сути, его смерть ничего не значит для этих чужестранцев, окружавших его в последние минуты. По иронии судьбы на родину его везут в трюме той же пресловутой «Атлантиды». Тем временем, на палубе развлекается все то же общество потребителей, которым ни капли неинтересна участь какого-то господина-богача.

Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирут общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях всего мира есть много общего. Особенно показателен в этом плане замечательный рассказ «Господин из Сан-Франциско», написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны.
В этом коротком произведении, которое можно назвать своеобразным «мини-романом», И. А. Бунин рассказывает о жизни людей, которым деньги дают, как кажется на первый взгляд, все радости и блага мира. Что же это за жизнь, жизнь общества, «от которого зависят все блага цивилизации: фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войны, и благосостояние отелей»? Постепенно, шаг за шагом писатель подводит нас к мысли, что жизнь эта полна искусственного, ненастоящего. В ней нет места фантазии, проявлениям индивидуальности, потому что все знают, что над" делать, чтобы соответствовать «высшему» обществу. Пассажиры «Атлантиды» одинаковы, жизнь их идет по установленному распорядку, они одеваются в одинаковую одежду, в рассказе почти отсутствуют описания портретов попутчиков главного героя. Характерно и то, что Бунин не называет ни имени господина из Сан-Франциско, ни имен его жены и дочери. Они - одни из тысячи подобных им господ из разных стран мира, и жизнь их всех проходит одинаково.
И. А. Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли увидеть всю жизнь американского миллионера. Некогда он выбрал себе образец, на который хотел равняться, и после долгих лет напряженного труда он наконец понял, что добился того, к чему стремился. Он богат. И герой рассказа решает, что настал тот момент, когда он может насладиться всеми радостями жизни, тем более что у него есть для этого деньги. Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет - едет туда и он. Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония. Господин из Сан-Франциско поставил своей целью наслаждаться жизнью - и он ею наслаждается, как умеет, точнее, ориентируясь на то, как это делают другие. Он много ест, много пьет. Деньги помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от всего, чего он не желает видеть. Но именно за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел и никогда не увидит.
Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа приносит на алтарь наживы молодость ради умозрительного счастья в будущем, но он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь. Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, «беззаботного гуляки и красавца», равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы - вот что является, по мнению И. А. Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.
И. А. Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, высочайшее чувство, оказывается искусственным в этом мире богачей. Именно любовь для своей Дочери не может купить господин из Сан-Франциско. А она испытывает трепет при встрече с восточным принцем, но не по- тому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что внем течет «необычная кровь», потому что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду. И высшая ступень опошления любви - пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры «Атлантиды», не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь капитан корабля знает, что она «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле».
Смерть господина из Сан-Франциско ничего не изменила в мире. И вторая часть рассказа с точностью до наоборот повторяет первую. По иронии судьбы герой возвращается на родину в трюме той же «Атлантиды». Но он больше не интересен ни гостям судна, которые продолжают жить по своему распорядку, ни хозяевам, потому что он не оставит теперь денег в их кассе. Продолжается и жизнь в Италии, но герой рассказа уже не увидит красоты гор, моря. Впрочем, это и неудивительно - он не увидел их и тогда, когда был жив. Деньги иссушили в нем чувство прекрасного, ослепили его. А потому он, миллионер, господин из Сан-Франциско, лежит сейчас в ящике из-под содовой в трюме корабля, за которым следит со скал Гибралтара Дьявол, а «в гроте скалистой стены Монте- Соляро, вся озаренная солнцем», стоит матерь Божия, заступница «всех страждущих в этом злом и прекрасном мире».

Цели урока:

  • формирование гуманистического мировоззрения;
  • воспитание любви и уважения к творчеству И.А. Бунина;
  • развитие читательской культуры и понимания авторской позиции по вопросу о жизненных целях;
  • овладение умениями чтения и анализа художественного текста

Планируемые результаты:

предметные:

  • понимать роль творческого наследия Бунина в духовной жизни России;
  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
  • уметь определять тему, проблему, идею рассказа;
  • давать характеристику персонажам произведения.

метапредметные:

познавательные:

  • уметь ставить познавательную задачу;
  • предлагать тезисы
  • находить необходимые аргументы;
  • делать необходимые выводы и обобщения

регулятивные:

  • уметь ставить цели и определять последовательность задач для их достижения;
  • выполнять необходимые учебные действия для решения задач урока

коммуникативные

  • организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  • отстаивать свою позицию и учитывать позицию собеседника

Личностные:

  • формирование высокой нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Слово учителя: Как чуткий художник, Бунин ощущал приближение великих катастроф. Рассказ “ Господин из Сан-Франциско” был написан в 1915 году. События русской революции 1905 года и начавшаяся Первая мировая война представлялись писателю концом света, гибелью цивилизации, поэтому он стал задумываться над вопросом: что же ожидает человечество в страшном, деспотичном, порочном мире? На одной чаше весов жизнь - на другой смерть. Что же перевесит? Не случайно в качестве эпиграфа Бунин взял фразу из Апокалипсиса: “Горе тебе, Вавилон, город крепкий!” Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Эти слова предрекали печальную участь всему греховному миру, который бездумно, легкомысленно мчится навстречу своей неминуемой гибели.

Учитель: Почему Бунин назвал корабль “Атлантида”?

Ученик: Как и затонувший мифический континент, Атлантида, гигантский корабль с одноименным названием, на котором путешествуют персонажи рассказа, вот-вот исчезнет в страшной океанской буре. “Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая ее... а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги за ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальном зале все сияло и изливало свет, тепло и радость...”.

Учитель: Так на страницах рассказа появляется тема страшной беды, трагедии, смерти. Это предчувствие возникает у постороннего наблюдателя, читателя, но не у праздных обитателей парохода, которые привыкли наслаждаться беззаботной жизнью, кружась в вихре танца. У персонажей даже нет имен! Почему?

Ученик: Все пассажиры одинаковые. Они не яркие личности, способные привлечь чье- либо внимание, а денежные пустышки, которые едут в Европу с шиком проводить время. Эти люди веселятся, танцуют, курят, пьют, красиво одеваются, но их жизнь скучна и неинтересна, каждый день похож на предыдущий. Их мир искусственен, но он им нравится, они с удовольствием живут в нем.

Ученик: Пассажиры “Атлантиды” утром “пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам... а в одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый...”. Ни одного намека на духовность, на искренность чувств, на высоту стремлений.

Учитель: Для чего описывается нанятая пара влюбленных, “за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья... только один командир знал, что эта пара нанята играть в любовь...”.

Ученик: Чтобы показать, что даже это великое и святое чувство здесь ненастоящее! Бесцельное, “растительное” существование!

Учитель: Жизни, судьбы, интересы этих людей настолько похожи, что нет необходимости уделять внимание каждому.Кажется, что писатель наугад выбрал одного персонажа из этой серой массы и на его примере показал, насколько хрупка и непрочна та ниточка, которая связывает человека с жизнью. Кто же это главный персонаж рассказа - безымянный господин из Сан-Франциско? Как автор относится к этому персонажу?

Ученик: Уже с первых страниц автор не скрывает своего презрительного отношения к герою, потратившему всю жизнь на создание материального благополучия и только в 58 лет решившему жить по- настоящему: “Он был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное... во- первых, он был богат, а во-вторых, только что приступил к жизни”. В последних словах звучит явная писательская ирония.

Учитель: Не поздно ли приступать к жизни в столь почтенном возрасте? Может это уже не начало ее, а конец? Вся она была потрачена на накопление миллионов, которые даже не обеспечили герою достойный уход из жизни. Когда он умирает от удушья в гостинице на Капри, как меняется отношение окружающих к умершему и его жене?

Ученик: На глазах становятся равнодушно-черствыми хозяин отеля и коридорный Луиджи, ведь эта семья не будет больше тратить свои деньги в отеле, а покинет остров. На просьбу жены перенести мужа в номер, хозяин отказывается, цинично заявив, что выгоды в этом для него нет. Поэтому господин умирает на “дешевой железной кровати”, а не в дорогих апартаментах. На всем острове, ни за какие деньги для умершего господина не нашлось настоящего гроба.

Учитель: Его “засовывают” в ящик из-под содовой, непочтительно переправляют с места на место, пока не доставляют обратно на “Атлантиду”. Этот эпизод показывает всю тщетность и бессмысленность накоплений, вожделений, самообольщений, которыми существовал до этого момента главный герой. Жизнь его оказалась пустой и бесцельной. И вот для него все изменилось. Он поменял комфорт верхних палуб на холодный и мрачный трюм, напоминающий преисподнюю. А что поменялось на пароходе?

Ученик: На самом пароходе ничего не поменялось. Так же продолжают праздновать господа и работать слуги. Никто не замечает отсутствие американца. “И опять, опять пошел корабль в свой далекий морской путь... Но там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал в ту ночь”. Эти люди даже не подозревают, что возможно скоро наступит их неизбежный черед проститься с этой бездуховной, порочной жизнью.

Учитель: Что противопоставляется бесцельному механическому существованию?

Ученик: Противопоставляется подлинная, естественная жизнь. В рассказе встречаются эпизоды, посвященные простым рыбакам острова Капри. Вот кто живет настоящей жизнью!

Учитель: Найдите эпизоды о жителях острова. Как и чем они живут?

Ученик: Рыбак Лоренцо - “высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии... он принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров”. Он рад своей маленькой удаче, свободен, весел и счастлив. А тем временем по прекрасному солнечному острову, по обрывам Монте-Соляре шли два горца. В гроте скалистой стены, вся в тепле и блеске стояла матерь божия. “Они обнажили головы - и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире...” Они ни о чем не просили, а просто молились и радовались жизни.

Учитель: Авторский идеал воплощен в образах простых рыбаков и горцев, в красоте окружающей природы, он отражен в Мадонне, украсившей грот, в самой солнечной, сказочно-прекрасной Италии, отторгнувшей от себя господина из Сан-Франциско. На каком приёме построен рассказ?

Ученик: Произведение построено на приеме антитезы.

Ученик: Бунин показывает, что для смерти не важны имущественные и сословные грани, разделяющие людей. Все на этой земле равны. Симпатии писателя на стороне простых людей, которые живут в согласии с миром природы и со своей верой в Бога.

Учитель: Да, надо уметь радоваться каждому дню, дарованному судьбой, солнечному лучу, окружающей природе и Божьей милости. Нужно прожить так, чтобы после смерти о тебе осталась долгая и светлая память.

Подведение итогов, выставление оценок.

Во многих своих произведениях И.А.Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях всего мира есть много общего. Особенно показателен в этом плане замечательный рассказ "Господин из Сан-Франциско", написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны.

В этом коротком произведении, которое можно назвать своеобразным "мини-романом", И.А.Бунин рассказывает о жизни людей, которым деньги дают, как кажется на первый взгляд, все радости и блага мира. Что же это за жизнь, жизнь общества, "от которого зависят все блага цивилизации: фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войны, и благосостояние отелей"? Постепенно, шаг за шагом писатель подводит нас к мысли, что жизнь эта полна искусственного, ненастоящего. В ней нет места фантазии, проявлениям индивидуальности, потому что все знают, что надо делать, чтобы соответствовать "высшему" обществу. Пассажиры "Атлантиды" одинаковы, жизнь их идет по установленному распорядку, они одеваются в одинаковую одежду, в рассказе почти отсутствуют описания портретов попутчиков главного героя. Характерно и то, что Бунин не называет ни имени господина из Сан-Франциско, ни имен его жены и дочери. Они - одни из тысячи подобных им господ из разных стран мира, и жизнь их всех проходит одинаково.

И.А.Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли увидеть всю жизнь американского миллионера. Некогда он выбрал себе образец, на который хотел равняться, и после долгих лет напряженного труда он, наконец, понял, что добился того, к чему стремился. Он богат. И герой рассказа решает, что настал тот момент, когда он может насладиться всеми радостями жизни, тем более что у него есть для этого деньги. Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет - едет туда и он. Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония. Господин из Сан-Франциско поставил своей целью наслаждаться жизнью - и он ею наслаждается, как умеет, точнее, ориентируясь на то, как это делают другие. Он много ест, много пьет. Деньги помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от всего, чего он не желает видеть. Но именно за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел и никогда не увидит.

Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа приносит на алтарь наживы молодость ради умозрительного счастья в будущем, но он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь. Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, "беззаботного гуляки и красавца", равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы - вот что является, по мнению И.А.Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.

И.А.Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, высочайшее чувство, оказывается искусственным в этом мире богачей. Именно любовь для своей дочери не может купить господин из Сан-Франциско. А она испытывает трепет при встрече с восточным принцем, но не потому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что в нем течет "необычная кровь", потому что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду. И высшая ступень опошления любви - пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры "Атлантиды", не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь капитан корабля знает, что она "нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие

деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле".

Смерть господина из Сан-Франциско ничего не изменила в мире. И вторая часть рассказа с точностью до наоборот повторяет первую. По иронии судьбы герой возвращается на родину в трюме той же Атлантиды. Но он больше не интересен ни гостям судна, которые продолжают жить по своему распорядку, ни хозяевам, потому что он не оставит теперь денег в их кассе. Продолжается и жизнь в Италии, но герой рассказа уже не увидит красоты гор, моря. Впрочем, это и неудивительно - он не увидел их и тогда, когда был жив. Деньги иссушили в нем чувство прекрасного, ослепили его. А потому он, миллионер, господин из Сан-Франциско, лежит сейчас в ящике из-под содовой в трюме корабля, за которым следит со скал Гибралтара Дьявол, а "в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озаренная солнцем", стоит матерь Божия, заступница "всех страждущих в этом злом и прекрасном мире".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры