Гроза характеристика образа кабановой марфы игнатьевны. Характеристика и образ кабановой кабанихи в пьесе островского гроза сочинение Внешность кабановой из пьесы гроза

Главная / Любовь

Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но драматург создал законченный образ, тип самодура. Островский не только ввел в литературу слово “самодур”, но и художественно разработал само явление самодурства, выявил, на какой почве оно возникает и развивается.

Дикой куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Грубый и бесцеремонный, он другим уже быть не может. Его речь невозможно спутать с языком остальных персонажей “Грозы”. Уже первое появление Дикого на сцене раскрывает его натуру. Он пользуется тем, что племянник находится от него в материальной зависимости. Лексикон Савела Прокофьевича пестрит бранными словами, грубыми выражениями. Так он разговаривает с Борисом: “Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом”. Причина такого отношения к людям - в осознании своего превосходства и полной безнаказанности.

Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит. Интересно, как они называют друг друга: “кум”, “кума”. Так обычно в народе обращались к хорошо знакомым, находящимся в приятельских отношениях, пожилым людям. В этой сцене почти нет ремарок, диалог ведется спокойно и миролюбиво. Именно у Кабановой Дикой ищет успокоения, навоевавшись дома: “Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить”. Прижимистость и разнузданность - это, конечно, не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества. Но ведь оно выделилось из народной среды. Но, оторвавшись от народной культуры, эта часть купечества утратила лучшие стороны народного характера.

В Диком есть черты, присущие народу. Так, явления природы он воспринимает в чисто религиозных традициях. На просьбу Кулигина дать денег на сооружение громоотвода Дикой гордо отвечает: “Вот суета”. Вообще слова Кулигина - в представлении Дикого - это уже преступление перед тем, что даже он, Дикой, уважает.

Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она является антиподом Катерины. Правда, обеих их объединяет самое серьезное отношение к домостроевским порядкам и бескомпромиссность. Кажется, ее искренне огорчает падение нравственности среди молодого поколения, неуважительной отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно. Она ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении правил, предписанных домостроем. Ее заботит будущее своих детей - Тихона и Варвары.

Драматург мотивирует поступки Кабановой особенностями ее характера, условиями общественного и домашнего уклада, чисто материнскими чувствами. Поэтому образ получился столь убедительным и впечатляющим. Сын Кабанихи Тихон женат. До сих пор он жил только ее, матери, умом, был ее собственностью, никогда ни в чем ей не перечил. В результате из него вырос человек, лишенный самостоятельности, твердости, умения постоять за себя. Он любит свою жену Катерину, не может и не хочет держать ее в страхе, не требует от нее почитания. Мать чувствует, как постепенно сын уходит из-под ее власти, что у него появляется своя жизнь, что к жене он относится не как хозяин, а по-своему тянется к ней. Островский показал в Кабановой материнскую ревность, объяснил ее активную нелюбовь к Катерине. Марфа Игнатьевна убеждена в своей правоте, в необходимости чтимых ее законов. Любящая мать, она еще и очень властная женщина. Противостоять ей может только сильная личность.

Противостояние показано в “Грозе” уже в самом начале действия, где ощущается непримиримость двух разных миров, мира Кабановой и мира Катерины. Семейная сцена на бульваре, хотя и происходит не за высоким забором, погружает нас в атмосферу дома Кабановых. Первая реплика главы семейства - это приказ: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала”. Далее следует покорный ответ Тихона: “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!” Семейная сцена является одной из ведущих в пьесе, но события в основном происходят на улице, на миру - Островский верно уловил и передал, что жизнь купеческого сословия, еще не порвавшего с традициями народной жизни, несмотря на высокие заборы и прочные засовы, имеет открытый характер, при котором невозможно скрыть, что происходит в том или другом семействе.

Вслушаемся в реплики Кабанихи: “Не очень-то нынче старших уважают”; “Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят”; “Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю”. Кажется, ничего обидного, ничего неприятного в сетованиях Кабанихи нет. Но разговор построен драматургом так, что симпатий к Марфе Игнатьевне не возникает, сочувствия она не вызывает. Кабанова присутствует во многих сценах, ей гораздо больше, чем Дикому, отведено в произведении времени: она - одна из тех, кто активно движет действие, приближая его к трагической развязке. Она считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубокому убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним. Кабаниха вразумляет Тихона, не понимающего, для чего Катерина должна его бояться: “Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?” Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявляется в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Дикость и нелепость такого “порядка” очевидны. Главное для Кабанихи - сказать, соблюсти ритуал. Она убеждена: если не будут соблюдаться домостроевские законы, жизнь человеческая лишится опоры, семья рухнет.

Оказывается, “прекратить” Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении; да и вся беда в том, что сопротивления он почти ни в ком не встречает. Однако эта его внутренняя слабость, эта трусость свидетельствует о том, что Дикой, как и Кабаниха, недолговечен, что владычеству Диких приходит конец.

События “Грозы”, характеры, ход драматического действия не только обращены к трагическим сторонам русского патриархального быта, с его темнотой, ограниченностью, дикостью, но и открывают перспективу обновления жизни. Всем строем пьесы Островский передал, насколько накалилась душная атмосфера Калинова. Требование безропотного повиновения, абсолютного подчинения уже встречает стихийное сопротивление. Наступают иные времена, когда раздается голос протеста у слабых людей, когда иные начала проникают в мир темного царства.

Кабаниха очень богата. Об этом можно судить потому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву), что ее уважает Дикой. Но дела Кабанихи мало интересуют драматурга: в пьесе ей отведена другая роль. Если в Диком показана грубая сила самодурства, то Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. Она «поедом ест» домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. С иезуитской изощренностью она выматывает из них душу, оскорбляет их человеческое достоинство ни на чем не основанными подозрениями. Она умело использует различные приемы.для утверждения своей воли.

Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно («Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»), и лицемерно прибедняться («Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать»), и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!», «В ноги кланяйся!»). Кабаниха старается показать свою религиозность. Слова: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Только грех один!» - постоянно сопровождают ее речь. Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго соблюдает старинные обычаи. Неизвестно, верит ли Кабаниха в нелепые сказки Феклуши и приметы горожан, сама она ничего подобного не говорит. Но она решительно пресекает всякие проявления свободомыслия. Высказывания Кулигина против предрассудков и суеверий она осуждает, а суеверные пророчества горожан, что «эта гроза даром не пройдет», поддерживает и назидательно говорит сыну: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет». И в религии, и в старинных обычаях она видит главную цель: запушить человека, держать его в вечном страхе. Она понимает, что только страх может удержать людей в подчинении, продлить пошатнувшееся господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене бояться его, Кабанова в ужасе восклицает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. Как верный страж этого порядка, она поучает своих домашних на виду у толпы горожан. После признания Катерины она громко, с торжеством говорит Тихону: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» В сыне Кабанихи, Тихоне, мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители «темного царства». Они были бы совершенно спокойны, если б могли сделать всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям «маменьки» Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» - уверяет он мать.

А ведь Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Но все человеческое подавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли. Однако трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!», то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное, гневное обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тоска по свободе, стремление к любви и преданности - все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины -к Борису. Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он образован и кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен, .и этовызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство. Но Катерина горько обманулась в Борисе. Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется.

Могущественная купчиха, которая боится всего нового, – такой образ создал в пьесе «Гроза». Как настоящий диктатор, Кабаниха защищает домострой и устоявшиеся привычки. Ведь все новое несет в себе опасность и возможность потерять контроль над близкими.

История создания

Пьеса «Гроза» впервые опубликована в 1860 году. На написание произведения писателя подтолкнула личная драма, которая нашла отражение в произведении. В Кабанихе Островский воплотил характеристики тирана, деспота и самодура. Писатель специально не описывает детали внешности героини, чтобы читатель самостоятельно, только на основе внутреннего мира персонажа, создал образ купчихи.

Островский также не указывает точный возраст героини. При этом Кабаниха уповает на собственное старшинство и призывает молодое поколение к уважению:

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Получившийся образ, равно как и произведение в целом, вызвал ожесточенные споры среди современников писателя. Но, несмотря на различные точки зрения, «Гроза» стала гимном предреформенного общественного подъема.

«Гроза»


Марфа Игнатьевна живет в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Муж женщины умер, оставив Кабаниху с сыном Тихоном и дочерью Варварой. В провинциальном городке о купчихе ходят неприятные слухи. Женщина – настоящая ханжа. Для посторонних людей Марфа Игнатьевна с радостью подает страждущим, но близких людей женщина терроризирует.

Женщина велит окружающим жить по устаревшим моральным принципам, которые ежедневно нарушает сама. Героиня считает, что дети не должны иметь собственного мнения, обязаны почитать родителей и беспрекословно слушать мать.

Больше всех достается жене Тихона – . Молодая девушка вызывает у пожилой купчихи ненависть и ревность. Кабаниха часто упрекает сына, что молодой человек больше любит молодую супругу, чем мать. Героиня проводит время за нравоучениями, лицемерие которых заметно окружающим.


Конфликт между молодой невесткой и купчихой обостряется с отъездом Тихона. Глава дома, которая считает проявления ласки признаком слабости, наказывает сыну строго отчитать жену перед отъездом. Женщина презирает мужчину, искренне любящего Екатерину. Купчиха считает сына слишком слабым, поэтому подавляет волю молодого человека собственным авторитетом, превращая жизнь Тихона и Катерины в ад.

Как только Тихон покидает Калинов, Кабаниха следит за невесткой с удвоенным вниманием. От женщины не ускользает, что с Екатериной происходят перемены, поэтому в момент возвращения Тихона домой купчиха вновь наседает на молодых.


Катерина и Тихон (кадры из постановок)

Когда Катерина не выдерживает давления и признается в измене, Кабаниха испытывает удовлетворение. Женщина оказалась права, свобода воли по отношению к жене не приводит ни к чему хорошему финалу. Даже после смерти невестки Кабаниха не смягчается. Марфа Игнатьевна не разрешает сыну отправиться на поиски супруги. А при обнаружении тела удерживает Тихона, чтобы тот даже не попрощался с женой.

Экранизации

В 1933 году на экраны вышла экранизации «Грозы», режиссером которой выступил Владимир Петров. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.


В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телеспектакль «Гроза» по одноименному произведению Островского. Красочная кинокартина пришлась по душе телезрителям. Деспотичную купчиху сыграла актриса Ольга Харькова.

В 2017 году режиссеры вновь обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий поставил собственную интерпретацию «Грозы». Телеспектакль сочетает архаику и авангардизм. Образ Кабанихи на сцене воплотила народная артистка России Марина Игнатова.

  • Анализ диалогов героев «Грозы» позволяет сделать вывод, что Кабаниха воспитана в старообрядческой вере. Поэтому женщина отвергает нововведения, даже железную дорогу.

  • В театре купчиху часто изображают пожилой женщиной. Хотя писатель не указывает возраст героини, персонажу едва ли больше 40 лет.
  • Островский наградил Марфу Игнатьевну говорящим именем и фамилией. «Марфа означает «госпожа», а фамилия Кабанова распространена среди купечества. Прозвище «Кабаниха» женщина получила за упрямство, котором прославилась среди жителей города.

Цитаты

«Не очень-то нынче старших уважают».
«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».
«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
«Как зачем бояться?! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.



Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина , держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…»

Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального.

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…».

К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».

Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…».

Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - богатая купчиха, вдова. У Кабанихи есть дочь Варвара и сын Тихон. В доме Кабанихи также живет жена Тихона - Катерина, главная героиня пьесы.

Кабаниха - лицемерная и хладнокровная старуха. Больше всего в жизни она ценит заведенные в обществе порядки и обычаи. Кабаниха любит давать наставления и "читать морали" своим детям.

Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе "Гроза" в цитатах

Кабаниха - грозная женщина:

"...Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней..."

"...недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет..." (Тихон в переносном смысле называет мать "грозой")

Кабаниха - строгая, "крутая" женщина:

"...(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит..."

"...(строго). Ну, ну, говори, коли уж начала..."

"...Маменька-то у вас больно крута..."

Кабаниха - жестокая, бессердечная женщина:

Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь..." (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)

Кабаниха - лицемерная женщина. Она дает милостыню бедным ("оделяет нищих" ), дома обижает своих же близких. Кабаниха обижает своих детей, Тихона и Варвару, а также свою невестку:

"...Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем..."

"...А теперь поедом ест, проходу не дает..." (Кабаниха обижает сына Тихона)

"...Мать на нее нападает..." (о Кабанихе и Катерине)

Кабаниха любит держать всех в страхе. Она считает, что только так можно добиться порядка:

"...Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?.."

Чтобы выжить в доме Кабанихи, нужно уметь обманывать. Так считает Варвара, дочь Кабанихи:

"...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало..." (Варвара о своей семье)

Кабаниха держит взрослого сына Тихона "в неволе". Тихон без "маменьки" не делает ни шагу:

"...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь..."

Кабаниха ревнует сына к его молодой жене:

Кабаниха усердно молится Богу, но при этом она каждый день грешит, обижая своих близких:

"...Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне..."

Кабаниха требует, чтобы молодые люди больше уважали стариков (имея в виду, в том числе, себя):

"...Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет..."

Кабаниха строго соблюдает обычаи, порядки и традиции и заставляет молодежь делать то же самое:

"...Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!.."

"...Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то..."

"...Ничего-то не знают, никакого порядка..."

Кабаниха - подруга и кума купца Дикого:

Критика об образе Кабанихи в пьесе "Гроза"


"... в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя", и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.


Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.


Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:


Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <...>


Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.


Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать..."

Краткая характеристика Дикого в пьесе "Гроза"

Савел Прокофьевич Дикóй - зажиточный купец, влиятельное лицо в своем городе. Дикой - сварливый и скандальный человек. Он не может ни дня прожить без ругани. Он ругается на своих родных, знакомых и работников.

Дикой обижает тех, кто слабее его или ниже по положению. Но при этом он никогда не ругается с тем, кто сильнее его: их он боится. Дикой - жадный человек. Он не любит платить жалованье (зарплату) своим работникам за их честный труд.

Однажды к Дикому из Москвы приезжает его племянник Борис. Тот надеется получить от дяди наследство, оставленное бабушкой. Для этого племяннику нужно вести себя вежливо и покорно со вздорным дядей.

Однако Дикому трудно угодить, поэтому Борис не уверен, получит ли свое наследство когда-либо. Так же и работники Дикого никогда не знают, заплатит ли хозяин за работу или нет.

Образ и характеристика Дикого в пьесе "Гроза" в цитатах

Дикой - богатый, уважаемый купец:

"...Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе..."

"...Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело..."

Дикой не может жить без ругани. Вся его жизнь основана на ругани:

"...Как не ругать! Он без этого дышать не может..."

"...Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?.."

Дикой может обругать и обидеть человека ни за что:

"...Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет..."

"...За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?.."

Дикой тиранит свою семью. Его домашние не знают, как ему угодить:

"...А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам..."

"...столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут..."

"...На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!.."

Дикого в городе называют "воином", потому что он "воюет", ругается со всеми:

"...Одно слово: воин!.."

"...Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?.."

Дикой считает людей ниже себя "червякам", которых он может помиловать или раздавить по своем желанию:

"...Так ты знай, что ты червяк.Захочу – помилую, захочу – раздавлю..." (Дикой говорит Кулигину)

Дикой никого не боится:

"...Боится, что ль, он кого!.."

"...Унять-то его некому, вот он и воюет!.."

"...Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю..."

Все жители города боятся Дикого:

"...Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение..."

Дикой является очень жадным человеком:

"...Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека..."

Мужчина не любит платить жалованье своим работникам:

"...У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит..."

"...А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится..."

Когда Дикой не может поругаться с каким-то важным человеком, он срывает свою злобу на домашних:

"...А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!.."

Работники Дикого жалуются на него городничему за то, что тот не платит жалованье как следует:

"...К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет..."

Но городничий не в силах повлиять на Дикого, который совсем не боится чиновника:

"...Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!»..."

"...потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!.."

Дикой понимает, что он - злой человек, но ничего не может с собой поделать:

"...Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю..."

Иногда Дикой раскаивается в своем поведении и даже просит прощения у несчастных, которых он обругивает:

"...После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся..."

В семье Дикого все радуются, когда он уходит из дома:

"...Дома-то рады-радехоньки, что ушел..."

Жена Дикого каждое утро в слезах умоляет домашних не сердить его:

"...Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!.." (о жене Дикого)

У Дикого есть дочери-подростки:

"...Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет..."

Дикой должен выплатить племяннику Борису часть наследства от бабушки. Борис получит наследство, только если будет почтительно вести себя с дядькой Диким:

<...>

Несмотря на все старания Бориса, Дикой все время ругает его:

На самом деле Дикой не хочет выплачивать наследство Борису и его сестре, потому что он очень жаден. Судя по всему, Борис никогда не получит наследство, ради которого так старается угодить дядьке:

"...У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!.."

Дикой является кумом злой купчики Кабанихи:

"...Что это ты, кум, бродишь так поздно?.."

Дикой любит поговорить с Кабанихой по душам. У Кабанихи и Дикого много общего, они оба злые люди и оба изводят своих родных:

"...А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать..."

Критика об образе Дикого в пьесе "Гроза"

"В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. <...>

Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду... .

Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело. <...> Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, в роде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие."

Краткая характеристика Бориса в пьесе "Гроза"

Борис Григорьевич - молодой мужчина, племянник купца Дикого. Борис хорошо образован и одевается модно, "не по-русски". Борис недавно приехал в город Калинов из Москвы, где жил с родителями и сестрой. Родители Бориса умерли.

Бабушка оставила Борису и его сестре наследство. Но получить наследство они могут только, если будут вести себя почтительно с дядькой Диким. Борис пытается угодить вздорному и жадному дядьке, но, судя по всему, ему все равно не видать наследства.

Борис - неплохой, но трусливый и бесхарактерный человек. Наследство оказывается для Бориса важнее возлюбленной Катерины Кабановой. Отчасти из-за этого предательства Катерина решает расстаться с жизнью и в конце концов погибает.

Образ и характеристика Бориса в пьесе "Гроза" Островского

Борис - молодой человек, племянник купца Дикого:

"...Борис Григорьич, племянник его, молодой человек..."

Борис - сирота. Его родители умерли от холеры:

"...оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались..."

Борис - образованный человек. Он получил хорошее воспитание от родителей, а также учился в Коммерческой академии:

"...молодой человек, порядочно образованный..."

"..Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион..."

Борис одевается модно, "не по-русски":

"...Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски..."

Борис надеется получить наследство бабушки от дядьки Дикого. Но это возможно, только если Борис будет почтительно относится к дядьке:

"...бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <...> Если мы будем к нему почтительны..."

Дядька Дикой все время ругается на Бориса. Но племянник терпеливо переносит ругань ради бабушкиного наследства:

"...Загнан, забит..."

"...Это Дикой племянника ругает..."

"...Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит..."

Борис терпит обиды Дикого не столько ради себя, сколько ради сестры:

"...Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль..."

Борис боится, что дядька Дикой не выплатит ему наследство:

"...Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость..."

Борис живет у дядьки Дикого и работает на него, но не знает, заплатит ли тот ему что-либо:

"...«Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно..."

Борис - хороший человек, по мнению Кулигина:

"...Хороший он человек, сударь..."

Борис - скучный человек, по мнению Варвары:

"...Скучный такой..."

Борис - смирный человек:

"...Ишь ты! Смирен, смирен, а тоже в разгул пошел..."

Борис говорит, что безумно любит Катерину, но при этом бросает ее в самый тяжелый момент:

"...Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!.."

Борис - нерешительный человек. Он "мечется и плачет", когда раскрывается его связь с Катериной. Но он ничего не предпринимает:

"...Мечется тоже; плачет..."

Борис - трусливый человек. Он не берет Катерину с собой в Сибирь, потому что дядька Дикой рассердится за это:

"...Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись..."

В конце концов бесхарактерность и Бориса, и Тихона приводит к тому, что Катерина бросается в Волгу и погибает:

"...Женщина в воду бросилась!.."

Краткая характеристика Варвары в пьесе "Гроза"

Варвара Ивановна Кабанова - это дочь богатой купчихи Кабанихи и сестра Тихона Кабанова. Варвара тайно встречается с Ваней Кудряшом, служащим купца Дикого.

Варвара - умная и хитрая девушка. Она, как и все остальные члены семьи, терпит обиды своей матери Кабанихи. Но, в отличие от Катерины, Варвара не падает духом, а приспосабливается к тяжелой жизни и учится врать матери.

Варвару не мучает совесть за то, что она, незамужняя девушка, ходит по ночам на тайные свидания. И хотя это может повредить ее репутации, Варвара делает то, что хочет.

Хитрая Варвара также помогает Катерине устроить свидание с ее возлюбленным Борисом.

В конце концов, устав от скандалов с матерью, Варвара убегает из дома со своим любимым Кудряшом.

Образ и характеристика Варвары в пьесе "Гроза"

Варвара - дочь злой купчихи Кабанихи. Мать "точит", обижает Варвару, как и всех остальных членов семьи:

"...Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова – взяла да и ушла..."

Варвара делает вид, что уважает мать Кабаниху, но про себя осуждает ее поведение:

"...Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!.."

"...Варвара (про себя). Нашла место наставления читать..."

Варвара - молодая красавица:

"...Что, красавицы? <...> Красота-то ваша вас радует?..."

Варвара не любит много разговаривать:

"...Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне..."

Варвара - "греховодница". Она встречается по ночам с Кудряшом, что для незамужней девушки ее круга считается неприличным:

"...Показываются Кудряш и Варвара. Целуются..."

"...Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это!.."

"...Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть..."

Варвара и Кудряш давно встречаются за спиной у Кабанихи:

"...Ну, прощай! (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.).."

Варвара не замужем, но она более "испорченная" девушка, чем замужняя Катерина:

"...Говори! Я хуже тебя..." (Варвара о себе)

Варвара не обманщица, но она научилась обманывать, чтобы выжить в своей семье, где всем заправляет злая и властная Кабаниха:

"...У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало...."

"...калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила... Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя..."

Варвара считает, что можно делать все, что хочется, но тихо, "шито-крыто":

"...А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было..."

Варвара жалеет и любит Катерину, несчастную жену своего брата Тихона:

Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня? <...>.любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то!

Катерина считает Варвару милой девушкой и любит ее "до смерти":

"...Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

Хитрая Варвара устраивает тайное свидание Катерины и Бориса в овраге:

"...Что она это делает-то? Что она только придумывает?

"...Знаешь овраг за Кабановым садом?.." (Варвара - Борису)

В конце концов Варвара убегает с Кудряшом из дома - подальше от злой матери Кабанихи:

"...Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло..."

Критика об образе Варвары в пьесе "Гроза"

"...Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.

Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.


В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными... <...>



...автор создал... типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто..."

Краткая характеристика Тихона в пьесе "Гроза"

Тихон Иванович Кабанов - сын богатой купчихи Кабанихи. У Тихона есть сестра Варвара Кабанова. Тихон женат на молодой женщине, главной героине пьесы - Катерине Кабановой.

Тихон Кабанов - бесхарактерный мужчина, настоящий "маменькин сынок". Тихон не смеет ступить и шагу без согласия матери. При этом он глубоко несчастлив и живет в доме матери, как в тюрьме. Когда погибает Катерина, Тихон винит во всем свою злую мать, не признавая за собой вину.

Образ и характеристика Тихона в пьесе "Гроза"

Тихон Кабанов - сын купчихи Кабанихи, "маменькин сынок", который во всем слушается мать:

"...Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!.."

"...Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг..."

Тихон, как и остальные члены семьи, терпит обиды от своей вздорной матери:

"...Да когда же я, маменька, не переносил от вас?.." (переносит обиды)

Тихон - дурак, глупый человек. Он сам признается, что у него нет своего ума, поэтому он во всем слушается матери:

"...хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта..." (Кудряш о Тихоне)

"...Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить..."

"...Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим..."

Тихон - мягкий, плаксивый мужчина:

"...А ты уж испугался, расплакался!.."

"...Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?.."

Тихон покорно исполняет все приказы матери:

"...Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит..."

"...Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано..."

Для Тихона жизнь с матерью похожа на жизнь в тюрьме в кандалах:

"...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить,.."

"...И на воле-то он, словно связанный..."

"...Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?.."

Свою жизнь с матерью Тихон считает мучением:

"...Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!.."

Тихон мечтает вырваться на свободу, но ничего не делает, чтобы освободиться от матери:

"...Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то..."

Когда Тихон уезжает из города по делам, он уходит в загул и все время пьет:

"...Я в Москву ездил, ты знаешь? <...> я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил..."

"...Он как выедет, так запьет..."

Кабаниха ревнует Тихона к жене, поэтому "ест его поедом":

"...То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого»! А теперь поедом ест, проходу не дает – все за тебя..."

"...Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая..."

Тихон говорит, что любит и жену, и мать. Но при этом он никогда не заступается за жену, на которую часто нападает Кабаниха:

"...Одно другому не мешает-с: жена сама по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею <...> Я обеих люблю..."

Тихон говорит, что жалеет свою жену Катерину и не хочет ее бить. Но по приказу матери он все-таки бьет Катерину:

"...А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее..."

В смерти Катерине Тихон винит свою мать. За собой Тихон вины не признает, хотя его безволие и бесхарактерность также стали причиной страданий Катерины:

"...Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы <...> Вы ее погубили! Вы! Вы!.."

Критика об образе Тихона в пьесе "Гроза"

"Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.

Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест..."

Краткая характеристика Кудряша в пьесе "Гроза"

Ваня Кудряш - это молодой человек, возлюбленный Варвары Кабановой. Ваня Кудряш работает конторщиком у вздорного купца Дикого.

Кудряш - сильный, крепкий парень. Ваня Кудряш - грубиян и парень с характером. Он не боится купца Дикого, которого в городе боятся все.

Кудряш и Варвара Кабанова тайно встречаются за спиной у Кабанихи, матери Варвары. В конце пьесы Варвара убегает с Кудряшом из дома.

Образ и характеристика Кудряша в пьесе "Гроза"

Кудряш - это молодой человек:

"...молодой человек..."

Кудряш - статный, сильный мужчина:

"...Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили..."

Кудряш - парень с характером. Он не боится вздорного купца Дикого и умеет дать ему отпор:

"...он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею..."

Ваня Кудряш - грубиян:

"...Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится..."

Ваня Кудряш - бойкий парень, который за словом в карман не полезет. Он не хочет рабствовать перед Диким, которого все боятся:

"...Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану..."

"...Я за свою… да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!.."

Кудряш любит играть на гитаре и петь:

"...Кудряш берет несколько аккордов на гитаре..."

"...(входит с гитарой). <...> Да со скуки песенку споем. (Поет.)..."

Кудряш - непостоянный, ветреный парень, "лихой на девок":

"...Тебе это, может быть, все равно: ты одну бросишь, а другую найдешь..." (Борис о Кудряше)

"...Больно лих я на девок-то!.." (Кудряш о себе)

Кабанова, или как ее называют – Кабаниха – одна из главных героинь в пьесе Островского «Гроза». Марфа Игнатьевна является богатой купчихой, а также вдовой. У нее двое детей: сын Тихон и дочь Варвара. В ее доме сын Тихон проживает вместе со своей женой Катериной.

Кабаниха представлена, как злая, завистливая и лицемерная женщина, которая ненавидит, казалось бы, всё вокруг себя. Ее любимое занятие - это читать морали сыну и дочери, а Катерин она вообще держит в страхе. Один ее вид грозен и бесстрашен.

Писатель не зря наделяет главу семейства таким странным прозвищем. Оно полностью передает характер героини. Оценив ее действия, можно с уверенностью назвать ее бессердечной.

Самым большим ее проступком является то, что сына своего она вырастила безвольным и бесхарактерным человеком. Он не может и шага ступить, не спросив ее. Таким образом, он не может и даже не пытается защитить свою жену от нападок свекрови. Со стороны же Кабанихи читатель видит обыкновенную ревность к собственному сыну.

Ее образ противоречив: она верит в Бога, но творит зло, подает милостыню, но обижает своих близких. Она умело играет на глазах окружающих: прикидывается непонимающей, называет себя старой и изможденной, но вместе с тем полна решимости поучать других.

Естественно, что образ Кабановой – это прототип Екатерины, ее противоположность. Хотя, общее между ними всё-таки есть. Они обе уважают старину, но понимают ее по-разному. Для свекрови старина – это то, что должно подчинять молодежь. Ее установка говорит о том, что старые люди должны приказывать, а молодые беспрекословно подчиняться. У Катерины же другие представления. Для нее старина – это любовь и забота к ближнему, это милосердие и сострадание не только в отношении пожилых людей, но и ко всем окружающим. Катерина является жертвой Кабанихи, которая терпит издевательства и ругань, в то время как Варвара лишь делает вид, что слушает мать, придерживаясь на самом деле только своих взглядов.

После прочтения пьесы читатель осознает, что именно Кабаниха способствовала гибели Катерины. Она угрожала, что сведет счеты со своей жизнью, явно убегая от нападков свекрови. Может, Кабаниха и не желала такой развязки, но желание сломить невестку в любом случае преобладало. Как итог, семья Кабановой рушится. Дочь обвинила мать в гибели Катерины и ушла из дома, Тихон же впадает в запой.

2 вариант

Всем нам известна драматическая пьеса Островского «Гроза», в которой есть интересная героиня – Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Кабаниха представлена в образе богатой купчихи. Марфа Игнатьевна является давно овдовевшей женщиной.

Эту женщину можно охарактеризовать как любительницу показывать свою силу. Власть и сила духа – главные черты образа Кабанихи.

От всех Марфа Игнатьевна требует обязательного подчинения, в том числе и от родных. Она практически всегда недовольна ими. Ежедневно их ругает и воспитывает, особенно недовольна своим сыном и Катериной. От людей Кабаниха требует выполнять обряды и чины. Она считает, что семейный порядок важно поддерживать в страхе.

Кабаниха любит заниматься разными делами и основные интересы выражаются в выполнении установленных порядков.

Кабаниха и Катерина имеют небольшую схожесть в том, что обе не способны к примирению слабым чертам характера. Вторая схожесть выражается в религиозности, обе почитают её, при этом не веря в прощение. На этом схожесть черты характеров их заканчивается.

Различия в характерах выражаются тем, что она одухотворена и мечтательница, вторая любительница соблюдения порядков в мелочах. Для Катерины на первом месте стоит – любовь и воля, у Кабанихи – выполнение приказов.

Кабаниха чувствует себя блюстительницей порядка, считая, что с её кончиной в мире и дома наступит хаос. Никто не сомневается, что у барыни властный характер, который она периодическим всем показывает.

Сама Кабаниха, сколько бы не ругала своих детей за то, что они непослушны, никогда не жалуется на них. Поэтому, когда невестка открыто при людях признается, для нее это неприемлемо и оказывается страшным ударом по её самолюбию, к которому добавился бунт сына, кроме этих неприятностей добавляется еще одно – побег дочери из родного дома.

В окончание пьесы автор показывает крушение властного, на первый взгляд несокрушимого мира Кабанихи. Для нее страшный удар, что все вышло всё из - под контроля барыни. Разумеется, что читатель ей не сочувствует, потому что в этом её вина. Что заслужила, то и получила.

В заключение хочется отметить, что образ Марфы Игнатьевны олицетворяет патриархальный уклад жизни. Она утверждает, что не её дело хорошо это или плохо, но соблюдать его нужно.

Развязка пьесы трагична: Катерина погибает, сын бунтует, дочь убегает из дома. Со всеми происходящими событиями в пьесе мир Кабанихи рушится, вместе с ним и она.

Сочинение на тему Кабаниха

Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой. Богатая купчиха и вдова имела двоих детей, Варвару и Тихона, который имел в женах Екатерину. Она была типичным представителем старшего поколения, который любит давать наставления и читать нотации. Для нее самым главным приоритетом в жизни было соблюдать установленные в обществе обычаи и порядки. Она не любила своих детей, держала весь дом в страхе, и часто обижала людей.

Автор пьесы описывает свою героиню как грозную, строгую, злую, жестокую и бессердечную женщину. Она не пренебрегала тем, чтобы проявлять лицемерие. На людях она старалась вести себя порядочно. Помогала бедным, но в то же время обижала родных детей и свою невестку Екатерину. Она нередко уходила ото всех, чтобы помолиться Богу. Но это не помогало ей жить святой жизнью. Ее дети считали, что выжить в доме их матери можно только одним способом, научиться обманывать. Своего Сына Марфа Игнатьевна предпочитала держать в страхе. Часто ревновала его к молодой жене. В своих наставлениях она не раз повторяла, чтобы молодые люди уважали стариков. На самом деле она имела только себя. Ей не так важно было, чтобы слушались других. Просто ей нравилось держать всех в страхе и чувствовать, что она держит все в своих руках. Кабаниха строго соблюдала традиции и заставляла молодежь делать то же самое.

Героиня была весьма суровой женщиной. Часто можно было услышать, как она бранит и критикует всех вокруг. В ее характере можно было наблюдать деспотизм, который являлся результатом ее слепого доверия сложившимся обычаям. Суровость ее выражалась и в отношении к собственной невестке. Каждое слово Екатерины она обрывала и делала ядовитые замечания. Она осуждала невестку за то, что та ласково обращалась со своим мужем. По ее мнению, женщина должна бояться мужа настолько, чтобы чувствовать себя его рабою.

В итоге своим поведением и отношением к жизни Кабаниха задушила все живое вокруг себя. Дети ее были несчастны. Судьба каждого из них не является привлекательной для читателей. Возможно, каждый, кто читал пьесу, задумался, а стоит ли быть таким суровым почитателем придуманных человеком традиций.

Александр Николаевич Островский написал свою пьесу «Гроза» в 1859 году. В центре сюжета находится конфронтация между поколениями. Старшее поколение всегда держалось на старых нравах, опытах и обычаях. Они отказывались понимать молодых. А те, напротив, никогда не стремились следовать установленным веками традициям. Поэтому старшие пытались перевоспитать их волю Данная проблема, которую описал в своей пьесе Островский навсегда останется значимой, пока существуют отцы и дети. Родители желают, чтобы дети были похожи на них, и следовали их путями.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Тыбурция в повести В дурном обществе Короленко сочинение

    Произведение «В дурном обществе» было написано писателем в годы, которые он провел в ссылке, и сразу после издания, принесло автору небывалую славу. Герои повести имеют реальных прототипов

  • Образ и характеристика Барона в пьесе На дне Горького сочинение

    Барон – взрослый мужчина, один из жителей ночлежки, по совместительству работающий сутенёром. К такой жизни, по его словам, его привела череда несчастий, из-за которой он оказался без гроша

  • Сочинение Роль книги в жизни человека

    Книга играет немаловажную роль в жизни человека. Именно из книг мы черпаем самые необходимые знания, получаем важную информацию; иногда, просто прочитав книгу, получаешь небывалые впечатления, душевную теплоту, прекрасные жизненные уроки.

  • Дубровский и Троекуров сравнительная характеристика сочинение

    Дубровский и Троекуров – две личности, две человеческие судьбы, которых объединяет много общего. Например, тот факт, что они относятся к дворянскому роду и дореволюционной эпохи девятнадцатого столетия

  • Сочинение Мой родной русский язык рассуждение

    С древних времен, люди обмениваются мыслями, выражают свои эмоции и передают информацию не только жестами, но и при помощи языка. Ведь только человек может писать и читать, это и есть одно из главных отличий нас от животных

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры