Гуманистический пафос поэзии, осознание своего долга перед народом.

Главная / Любовь

Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом «гуманизм» понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим?

Действие пьесы М. Горького «На дне» происходит в грязной ночлежке. Обитали ее, на первый взгляд, вполне соответствуют заведению: это воры, бродяги, словом, люди, буквально опустившиеся на самое «дно» жизни. Но оказывается, что почти у каждого из них есть мечта. И это делает их положение не таким уж безвыходным: они хотели бы изменить свою жизнь. Однако герои фактически смирились со своим положением и не пытаются что-то сделать.

Конфликт возникает с момента появления в ночлежке странники Луки. Он убежден, что в душе каждый человек добр, но надо лишь дать возможность проявиться доброму началу. Появление Луки всколыхнуло общество «дна», его обитатели начинают верить в свои мечты. Лука – утешитель потерянных, отверженных людей. Они потянулись к нему, чувствуя, что этот человек может дать им опору и силы, чтобы жить. Лука прекрасно видит наивность и, может быть, несбыточность воздушных замков героев: Васька Пепел мечтает стать честным землевладельцем, Актер – вернуться на сцену, Настя – быть любимой любимым человеком. Однако Лука продолжает исповедовать «ложь во спасение». Он искренне верит, что ложь, которая помогает человеку, лучше правды Сатина, лишающей последней надежды. Ведь человек жив лишь до тех пор, пока жива надежда. Необходимо стремиться даже к самому крошечному лучику света. Можно согласиться со словами Сатина о том, что не жалеть, а уважать человека нужно. Но уважение и подразумевает веру в людей, в их возможности.

На мой взгляд, позиция Луки – позиция истинного гуманиста. Он искренне надеется повлиять своими словами на обитателей ночлежки и возродить в них любовь к жизни. Хотя мы не видим нравственного преображения героев, но зато очевидно пробуждение в их душах всего самого светлого и чистого, о чем они и сами раньше не подозревали. Трагедия же заключается не в ложности стремления Луки утешить людей, а в их неверии в собственные силы. Лишившись поддержки извне, в себе ни один из героев не нашел внутренней силы противостоять обстоятельствам. Люди «дна» все оказались духовно слабы.

Гуманистический пафос пьесы заключается в том, что автор позволяет нам увидеть, как мечта преображает человека. Здесь проявляется типичная для творчества Горького назидательность: если человек будет верить в свои силы, то любая цель окажется достижимой. Наша судьба, действительно, в наших руках.

Поиски добра и справедливости... Они смущают умы, разжигают страсти. В столкновении разных идей и убеждений художники пытаются найти высшую правду, ту единственно правильную идею, которая может стать общей для всех людей.

Поиски справедливости иногда заводили Федора Михайловича Достоевского в беду, заставляли выступать против собственных более ранних убеждений. Но в наиболее сложные для писателя и всего народа годы он продолжал искать пути освобождения человечества от страданий, которые несет с собой антигуманный строй.

В романе «Преступление и наказание» отражено два мира. Один мир - город богатый, другой - бедный, о котором и пойдет речь в произведении. Именно там страдают люди.

Достоевский показывает, что душный город, грязь и теснота способствуют ощущению духовного одиночества людей. И поэтому люди относятся друг к другу с недоверием, завистью и ненавистью.

Герои произведения попадают в ситуации, которые не подлежат никаким правилам. Если бы Соня Мармеладова не пошла на улицу - умерли бы с голода ее родные. Сестра Раскольникова, Дуня, соглашается на брак с циником Лужиним, чтобы дать возможность брату Родиону закончить университет. Для обеих героинь добро в отношении к ближним становится злом в отношении к себе. Однако обе они способны на самопожертвование. Недаром Солнышка дарит Раскольникову «простонародный» крестик. Ведь путь обновления героя - признания народной веры, носителем которой является Соня Мармеладова. Судить героя может только она. Судить любовью, чувствительностью и взаимопониманием. Подтекстом автор высказал идею, что людей спасет братское отношение друг к другу.

А насчет Дуни, то она и Разуміхін почти не вспоминают о Боге, их гуманизм сугубо земной, а к «наполеоновской теории» они относятся так же негативно, как и Соня.

Даже страж общественного строя Порфирий Петрович является человеком гуманным, потому что пытается спасти общество не столько от преступников, сколько от теорий. Гораздо порядочнее, чем Раскольников, выступает Свидригайлов, потому что в нем пробудилась совесть. Поэтому он спас от голодной смерти детей Катерины Ивановны, вытащил из грязи и стыда Соню, оставил деньги для своей невесты, чтобы защитить ее от возможного падения. Своим самоубийством Свидригайлов доказывает Раскольникову невозможность иного пути для человека, нарушившего моральные принципы общества: «Понимаю, какие вопросы у вас в ходу: нрав-чувственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А когда так, то и соваться не надобно: нечего не за свое дело браться».

Проявления доброты свойственны даже дурнуватому Лебезятникову, который заступился за Соню без малейшей личной заинтересованности, даже рискуя перед хозяйкой и соседями своей репутацией тихого жильца, потому что этому персонажу не свойственны ни подлость, ни ложь, ни низость.

Более девяноста персонажей в романе Достоевского. В чертах каждого из них, главных или эпизодических, можно найти множество положительных черт, изувеченных обществом.

Но в борьбе с этим обществом формируются фигуры Разумихина и Дуни, к которым можно полностью отнести слова Федора Достоевского: «Уже подрастает поколение, которое будет гуманно, человечно и великодушно».

«Третье цветение» М. Рыльского — явление, уникальное в нашей литературе, — объединяет четыре сборника поэта «Голосеевская осень», «Стая Веселик», «В тени жаворонка», «Зимние, записи».

Для лирики писателя последних лет характерна простота, ясность, философская углубленность. Не только красота природы (сборник «Розы и виноград»), но и красота души человеческой волновала художника. Человек, пишет М. Рыльский, без ощущения поэзии, искусства не может быть по-настоящему счастливой. Какой же должна быть поэзия, способная взволновать современника? В сборнике «В тени жаворонка» в стихотворении «Поэтическое искусство» автор дает ответ на этот вопрос: Только дойдя склона возраста, Поэзию я понял. Как простоту такую большую, Такое единение точных слов. Если нет тщетной позолоте, Ни всякого уловкой тонким Нет места, как подлости, В сердце чистом и пылко. Достаточно популярной в украинской литературе где-то с 60-х годов стала проблема человек и наука. Рыльского, как поэта-философа, эта проблема тоже интересовала. Он часто задумывался над тем, нужны научные открытия высшего сорта, какую роль в эпоху НТР должен сыграть поэзия. Поэт, как и наши родители, был свидетелем выхода в космос первого человека — Гагарина Юрия Алексеевича. После этого события стало существенно меняться мироощущение, свитомислення. Именно в это время началась дискуссия лириков и физиков. Рыльский, участник дискуссии, на вопрос, нужно ли искусство эпохе космических открытий, сказал: А я добавлю: любить можно Поэзию в сутки ракет. Потому странная вещь: человек каждая какой-то мере поэт («Стихотворение в альбом»)

Рыльского смущало то, что некоторые поэзию, искусство отдал на откуп технократическим, а то и прагматичным, потребительским тенденциям, а он, как поэт-гуманист, боролся за то искусство, которое способствовало гармоничному развитию личности. В стихотворении «Диалог» поэт напишет:

Как же так убого вы живете, Что же так пали вы, скажите, что в дни космической ракеты Соловья не в силах понял? Внутренний мир человека во всей его красе воспетый автором в «Голосеевской осени». По мнению поэта, определяющей чертой интеллектуальной человека должна быть духовность. Поэзия сборники, как говорят литературные критики, повернулась в сторону внутреннего мира, духовной жизни человека и способствовала развитию этого жанра, его тем, жанров и мотивов.

Традиционная тема тяжелого бремени прожитых лет и превращение его в хвалу жизни также имеет место в сборнике. В стихотворении «Как забыть» поэт писал: Жаль по прошлому, вещь известная, Да и нынешнее когда пройдет … Но пусть побьет тех оскомина, Кто весну зимой проклянут. Последний сборник поэта «Зимние записи» (1964). Она поражает читателя необыкновенной силой выраженных в ней мыслей и чувств. Как заметила литературная критика, читая стихи этого сборника, читатель сразу погружается в мир поэта — «чистый, тихий», светло-кристальой.

В стихах сборника — исповедь о том, чем жила, болела и радовалась его Беспокойная и беспокойная душа на склоне лет. Но не горечью проникнуты поэту строки. Его сердце охватывает радость от того, что жизнь не прожита нарочно, что жизнь прожита с людьми.

В стихотворении «Пахнет снегом, сеном, конским потом» художник смущен тем, что, к сожалению, современный человек начинает терять связь с природой, и предостерегает:

Поймите, люди, дело единую —

Что врать не умеет мой язык …

Внук мой любит запах бензина,

Ну, а я до сих пор еще не привык. В лирике последних лет, в частности в последний сборнике «Зимние записки» М. Рыльский как настоящий поэт-гражданин, позорит носителей тех пороков, которые имели место в жизни:

Братопродавци с белыми руками

И с черными сердцами — вот они,

Что взывали анонимными письмами

Дорогу в карьеру и в будешь. Заключительный стихотворение сборника «Следы маленьких ног на сыром снегу» — это мгновенные впечатления от увиденных на снегу следов ножек маленького ребенка. Они навевают воспоминания. Особенно это остро чувствует пожилой человек. И эти маленькие следы детских ножек в художественном ощущении автора стали основой для утверждения вечности ржи

М. Т. Рыльский — поэт с большой буквы. Свое литературы кредо он выразил в стихотворении «Что я ненавижу и что я люблю»:

Вещи простые и чистые люблю я:

Сердце для друзей открытый.

Разум, к другим внимателен.

Труд, что мир веселит,

Пожатие руки мозолистой,

Синие рассветы над водами;

Мужество и верность.

Народ и народы-Я люблю!

В предполагаемом решении судьбы главных романических героев - Елены и Лангового, - в трактовке непростых взаимоотношений Владимира Григорьевича и Мартемьянова в полной мере проявился гуманистический пафос автора. Разумеется, в гуманистическом аспекте решены автором и образы подпольщиков и партизан, "простых" людей, теряющих близких в страшной мясорубке войны (сцена гибели и похорон Дмитрия Ильина); страстным авторским отрицанием жестокости окрашены описания предсмертных мук Пташки-Игната Саенко, замученного в белогвардейском застенке. Об этом рассказано в монографиях о писателе А.Бушмина, Л.Киселевой, С.Заики и др. Мы же хотим подчеркнуть, что вопреки теории "социалистического гуманизма" гуманистический пафос Фадеева распространялся и на героев противоположного идейного лагеря. Всеволода Лангового справедливо сближали с Алексеем Турбиным: "Слова - родина, честь, присяга не были для Лангового только словами". Он заботился "о русском достоинстве и чести", "готовил себя к делам великим и славным" и завоевал себе право на власть над людьми "личной доблестью, умом, преданностью долгу - так, как он понимал его". Судьбе угодно было сделать его карателем... Как и для каждого большого писателя, для Фадеева классовый критерий в оценке человека не был определяющим. Человеческое обаяние Лангового, его преданность любимой женщине и даже человеческие слабости (в эпизоде с "роковой женщиной" - женой Маркевича) - все это складывается в живой, художественный образ. Фадеевым была предпринята еще одна попытка дать оценку событиям гражданской войны с общечеловеческих позиций. Это - картина сна Сени Кудрявого, хотя она и отдает некоторой нарочитостью и сусальностью. В путанице сна Сеня встречается с юнкером, которого когда-то арестовал: "Тогда, в живой жизни, Сеня не испытывал ничего, кроме злобы к юнкеру, и едва не заколол его, а сейчас, во сне, Сеня взбежал к нему на площадку и замахнулся штыком - и вдруг увидел, что юнкер совсем не страшен, а очень молод и сильно напуган, и лицо у него простое, как у подпаска. Он был так напуган и молод, этот юнкер, и так походил на подпаска, что его совсем нельзя было колоть, его нужно было погладить по голове. Сеня даже протянул руку, но он все же не мог забыть, что это юнкер, а не подпасок. "Нет, это опасно нам...-сказал он себе и отдернул руку.- Что опасно? - вдруг мучительно подумал он.- Да, опасно спать!"- почти выговорил он, разрепляя веки и прислушиваясь к тому, что творится в расположении хунхузов". И тем не менее в этом тоже была позиция писателя, нашедшего в себе мужество по-настоящему романтизировать белого офицера Лангового.

Объединяет четыре сборника поэта «Голосеевская осень»- «Стая веселиков», «В тени жаворонка», «Зимние записи». Для лирики писателя последних лет характерна простота, ясность, философская углубленность. Не только природы (сборник «Розы и виноград»), а и красота души человеческой волновала художника. , пишет М. Рыльский, без ощущения поэзии, искусства не может быть по-настоящему счастливым. Которой же должна быть , способная взволновать современника? В сборнике «В тени жаворонка» в стихе «Поэтическое искусство» дает ответ на этот вопрос:

  • Лишь дойдя до склона века,
  • Поэзию я понял.
  • Как простоту такую большую,
  • Такое единение точных слов.
  • Когда ни напрасной позолоте,
  • Ни всяким уловкам тонким
  • Нет места, как подлости,
  • В сердце чистом и пылком.

Довольно популярной в украинской литературе где-то с 60-х лет стала проблема человека и науки. Рыльского, как поэта-философа, эта проблема тоже интересовала. Он часто задумывался над тем, нужны ли научные открытия высшего уровня, какую роль во времена НТП должна сыграть поэзия. , как и наши родители, был свидетелем выхода в космос первого человека - Гагарина Юрия Алексеевича. После этого события стало существенно изменяться мироощущение. Именно в настоящее время началась дискуссия лириков и физиков. Рыльский, участник дискуссии, на вопрос, нужно ли искусство времен космических открытий, сказал:

  • А я прибавлю: любить можно
  • Поэзию в пору ракет.
  • Так как странная вещь: человек каждый
  • В какой-то мере поэт.
  • («Стих в альбом»)

Рыльского смущало то, что кое-кто поэзию, искусство отдал на откуп технократичним, а то и прагматическим, потребительским тенденциям, а он, как поэт-гуманист, боролся за то искусство, которое оказывало содействие гармоническому развитию личности. В стихе «Диалог» поэт напишет:

  • Как же так убого вы живете,
  • Что же так пришли в упадок вы, скажите,
  • Что в дне космической ракеты
  • Соловья не в силе понять?

Внутренний мир человека во всей его красоте воспет автором в «Голосеевской осени». По мнению поэта, определяющей чертой интеллектуального человека должна быть духовность. Поэзия сборника, как говорят литературные критики, повернулась в сторону внутреннего мира, духовной жизни человека и оказывала содействие развитию этого жанра, его тем, жанров и мотивов.

Традиционная тема трудного бремени прожитых лет и преобразования его в хвалу жизни также имеет место в сборнике. В стихе «Как забыть» поэт писал:

  • Жаль за прошлым, вещь известная,
  • Да и настоящее когда-то пройдет…
  • Но пусть побьет тех оскомина,
  • Кто весну зимой проклянет.

Последний сборник поэта «Зимние записи» (1964). Он поражает читателя необыкновенной силой выраженных в нем мыслей и чувств. Как отметила литературная , читая стихи этого сборника, читатель сразу погружается в мир поэта - «чистый, тихий», светло-хрустальный. В стихах сборника - исповедь о том, чем жила, болела и радовалась его мятущаяся и неспокойная душа на склоне лет. И не горечью пронизанные строки поэта. Его сердце охватывает радость от того, что не прожита умышленно. «Пахнет снегом, сеном, лошадиным лотом» художник взволнован тем, что, к сожалению, современный человек начинает терять связь с природой», и предостерегает:

  • Поймите, люди, вещь единую -
  • Что врать не может мой язык
  • Внук мой любит благоухание бензина,
  • Ну, а я и до сих пор еще не привык.

В лирике последних лет, в частности и последнем сборнике «Зимние записки» М. Рыльский как настоящий поэт-гражданин, позорит, носителей тех пороков, которые имели место в жизни:

  • Братопродавцы с белыми руками
  • и с черными сердцами - вот они,
  • Что слали анонимными письмами
  • Дорогу в карьеру и в чины!

Заключительный стих сборника «Следы маленьких ног на сыром снегу» - это мгновенные впечатления от увиденных на снегу следов ножек маленького ребенка. Они навевают воспоминания. Особенно где остро ощущает пожилой человек. Эти маленькие следы детских ножек в художественном ощущении автора стали основанием для утверждения вечности ржи М. Т. Рыльский - поэт с прописной буквы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Гуманистический пафос лирики М. Рыльского последних лет . Литературные сочинения!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры