Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский. Их образы и описание

Главная / Любовь

История создания пьесы Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии. Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.


Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.




Положение женщин в России в 1 половине 19 века. Положение женщин в России в 1 половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта. собой свод правил семейного быта.


Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.


Система действующих лиц пьесы Говорящие фамилии Говорящие фамилии Возраст героев Возраст героев «Хозяева жизни» «Хозяева жизни» «Жертвы» «Жертвы» Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Какое место занимает Катерина в этой системе образов?




Система действующих лиц пьесы «Жертвы» Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Кулигин: «Лучше уж стерпеть».




Особенности раскрытия характеров героев Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами.


Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя: Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кудряш: «А что?» Кудряш: «А что?» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».


Использование приема контраста и сопоставления: монолог Феклуши монолог Кулигина, монолог Феклуши монолог Кулигина, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, Катерина Варвара, Катерина Варвара, Тихон Борис Тихон Борис


Домашнее задание Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Чем отличается от жителей города Кулигин? Чем отличается от жителей города Кулигин? Дикой и Кабаниха. Дикой и Кабаниха.

Тема урока: Драма «Гроза». Система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

Цели:

1. Познакомить с системой образов драмы «Гроза» А.Н. Островского.

2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

3. Воспитание патриотизма на примере драмы Островского «Гроза»; пробудить интерес к творчеству Островского

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку по теме, видеорепортаж о городах, расположенных на реке Волге.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме урока

Работа с текстом пьесы Островского «Гроза».

Система действующих лиц пьесы.

«Темное царство»

Кабанова Марфа Игнатьевна

Дикой Савел Прокофьич

странница Феклуша

мещанин Шапкин

служанка Глаша

Жертвы «темного царства»

Катерина

Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Учитель вместе с учащимися составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

"Хозяева жизни"

Дикой . Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Вопросы для обсуждения

 Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

 Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

 Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

 Катерина -- поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

 Кулигин -- речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

 Дикой -- речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

 Кабаниха -- речь лицемерная, "давящая".

 Феклуша -- речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Использование приема контраста и сопоставления:

 монолог Феклуши -- монолог Кулигина;

 жизнь в городе Калинове -- волжский пейзаж;

 Катерина -- Варвара;

 Тихон -- Борис.

Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы -- "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Дадим характеристику городу Калинову , выясним, как живут здесь люди, ответим на вопрос: "Прав ли Добролюбов, называя этот город "темным царством"?

« Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города -Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города».

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?

Задания для анализа двух монологов Кулигина (д. 1, явл. 3; д. 3, явл. 3)

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. -- это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.

Вывод. Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса? Оказывается, город Калинов противоречив. С одной стороны -- это чудесное место, с другой -- жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь "за запорами и воротами".

Вопросы для обсуждения

Как можно оценить монологи Феклуши (д. 1, явл. 2; д. 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина .

Каковы жители, обитающие здесь? Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).

Чем отличается от жителей города Кулигин? Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума .

Кто подготавливает их появление? Кудряш вводит Дикого, Феклуша -- Кабаниху .

Дикой

    Кто он по своему материальному и общественному положению?

    В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?

    Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?

    Как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него?

    Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?

    Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?

Кабаниха

    Кто она по своему общественному и материальному положению?

    На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?

    В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?

    Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?

    Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?

    Каковы особенности речи Кабанихи?

    Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Кабаниха

"ругатель"; "как с цепи сорвался"

"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"

"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе -- ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.

Она сама:

"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

Вывод . Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод . Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой -- ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинова так:

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…».

«Самодуры русской жизни».

    Что означает слово «самодур»? (дикий, властный человек, крутой сердцем)

    Каково ваше представление о Диком?

    Что является причиной необузданного произвола Дикого?

    Как он относится к окружающим?

    Уверен ли он в безграничности власти?

    Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом персонаже?

2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?

3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

Результаты действий этих героев:

 талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: "Нечего делать, надо покориться!";

 добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: " а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь"; он полностью подчинен матери;

 Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: "И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало";

 образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

Так ломает темное царство неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Итог урока.

Город Калинов -- это типичный город России второй половины XIX века. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе -- это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают "хозяевам жизни" право диктовать свою волю "жертвам". В правдивом показе такой жизни -- позиция автора, призывающая изменить ее.

Домашнее задание

Выписать характеристику Катерины (вн. вид, характер, поведение, какая была в детстве, как изменилась в доме Кабановых). Определить основные этапы разви­тия внутрен­него кон­фликта Ка­терины. Подготовить выразитель­ное чтение наизусть монологов Катерины (действие 2 явле­ние 10 и дей­ствие 5 явле­ние 4).

Добролюбов

Писарев

Характер Катерины составляет…

Добролюбов принял личность Катерины…

Решительный, цельный русский…

Ни одно светлое явление не…

Это характер по преимуществу…

Что это за суровая добродетель…

У Катерины все делается…

Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины,…

В Катерине видим мы протест…

Воспитание и жизнь не могли дать…

Горько такое освобождение; но что же делать, когда…

Катерина разрубает затянувшиеся узлы…

Нам отрадно видеть избавление…

Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий…

      выписать другие понравившиеся высказывания, характеризующие Катерину (обязательно)

      определить свое отношение к данным тезисам, подобрать аргументацию (обязательно).

Открыл «запоры» двух богатых купеческих домов города Калинова – дома Кабановой и Савёла Дикόго.

Кабаниха. Властная и жестокая, старуха Кабанова представляет собою живое олицетворение правил ложного, ханжеского «благочестия»: она знает их хорошо, она сама выполняла их и неуклонно требует их выполнения от других. Правила эти следующие: младшие в семье должны покоряться старшему; они не имеют права иметь свое мнение, свои желания, свой мир, – они должны быть «обезличены», должны быть манекенами. Затем они должны «бояться», жить в страхе».. Если не будет страха в жизни, то, по её убеждению, мир перестанет стоять. Когда Кабанова убеждает сына, Тихона, действовать на жену «страхом», он говорит, что вовсе не хочет, чтобы Катерина «боялась» его, – ему достаточно, если она будет его «любить». «Как зачем бояться? – восклицает она, – Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться – меня и подавно! Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь? Али, по-вашему, закон ничего не значит?». Наконец, третье правило – не вносить в жизнь ничего «нового», стоять за старину во всем, – во взглядах на жизнь, в людских отношениях, обычаях и обрядах. Она сокрушается, что «старина выводится». «Что будет, как старики-то перемрут? Как будет свет стоять, уж я и не знаю!» – говорит она совершенно искренне.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Таковы взгляды Кабановой, и в способе их проведения в жизнь сказывается её жестокая натура. Она давит всех своим властолюбием; она ни к кому не знает жалости и снисхождения. Она не только «блюдет» за выполнением своих правил, – она вторгается с ними в чужую душу, придирается к людям, «точит» их ни с того, ни с сего... И все это делается с полным сознанием своего «права», с сознанием «необходимости» и с постоянными заботами о наружном благочинии...

Деспотизм и самодурство Кабанихи куда страшнее того, который проявляет Гордей Торцов в пьесе «Бедность не порок », или Дикой. У тех нет вне себя никакой опоры, и потому их все же можно, хоть редко, искусно играя на их психологии заставить на время стать обыкновенными людьми, как это делает Любим Торцов со своим братом. Но нет той силы, которая сбила бы Кабанову: помимо своей деспотической натуры, она всегда найдет себе опору и поддержку в тех устоях жизни, которые она считает неприкосновенной святыней.

Савёл Дикой. Не таков другой «самодур» этой драмы – купец Савёл Дикόй. Это – родной брат Гордея Торцова: – грубый, вечно пьяный, считающий себя вправе всех ругать потому, что он богат, Дикой деспотичен не «по принципу», как Кабанова, а из каприза, из прихоти. Никаких разумных оснований для его поступков нет – это необузданный, лишенный всяких логических оснований, произвол. Дикой, по меткому определению калиновцев, – «воин»: по его собственным словам, у него, «дома постоянно война идет». «Ты – червяк! Захочу – помилую, захочу – раздавлю!» – вот, основание его отношений к тем людям, которые слабее, или беднее его. Характерным отголоском старины сказалась одна черта его, – изругав во время своего говенья мужика – он «на дворе, в грязи ему кланялся, – при всех... кланялся!»... В этом «всенародном покаянье» выражался в нем проблеск уважения к какому-то высшему нравственному порядку вещей, установленному стариной.

Тихон Кабанов. В семье Кабановой молодое поколение представлено сыном её Тихоном, невесткой Катериной и дочерью Варварой. На всех этих трех лицах по-разному отразилось влияние старухи Кабановой.

Тихон – совершенно безвольное, слабое существо, обезличенное матерью.. Он, взрослый мужчина, повинуется ей, как мальчик, и, боясь ее ослушаться, готов унижать и оскорблять свою любимую жену. Стремление к свободе у него выражается жалким, трусливым пьянством на стороне и такой же трусливой ненавистью к родному дому...

Варвара Кабанова. Варвара – натура более смелая, чем брат. Но и ей не под силу открытая борьба с матерью, лицом клицу. И она завоевывает себе свободу обманом и хитростью. «Благочинием», лицемерием прикрывает она свою разгульную жизнь. Как ни странно, на такую жизнь девушки в городе Калинове смотрели сквозь пальцы: «когда же и погулять, как не в девках!» – говорит сама Кабанова. «Грех не беда, молва нехороша!» – говорили в кругу Фамусова . Та же точка зрения и здесь: огласка, по мнению Кабановой, всего страшнее.

Варвара пыталась и Катерине устроить такое же «обманное счастье», которым наслаждалась сама со спокойной совестью. И это привело к страшной трагедии.

Феклуша. Странница-богомолка Феклуша представляет в «Грозе» полную противоположность пытливому механику Кулигину . Глупая и хитрая, невежественная старуха, она произносит обвинение против всей новой культурной жизни, – проблески которой тревожат «темное царство» своей новизной. Весь мир, с его суетой, кажется ей «царством плоти», «царством Антихриста». Кто служит «миру», – тот служит дьяволу и губит душу. С этой точке зрения она сходится с Кабанихой и со многими другими обитателями Калинова и всего изображённого Островским «темного царства».

В Москве – кишит жизнь, суетятся, торопятся, точно ищут чего-то – рассказывает Феклуша, и противопоставляет этой «суете» мир и тишину Калинова, с заходом солнца погружавшегося в сон. Феклуша по старинному объясняет причины «городской суеты»: дьявол невидимо разбросал «семена плевелов» в сердца человеческие, – и люди отдалились от Бога и служат ему. Всякая новизна пугает Феклушу в её единомышленников, – паровоз она считает «огнедышащим змеем», и с ней согласна старуха Кабанова... А в это время здесь же, в Калинове, Кулигин мечтает о perpetuum mobile... Какое несогласимое противоречие интересов и мировоззрений!

Борис. Борис Григорьевич – племянник Дикого, – образованный юноша, который с легкой, вежливой улыбкой слушает восторженные речи Кулигина, – ибо не верит в perpetuum mobile. Но, несмотря на свою образованность, в культурном отношении, он ниже Кулигина, который вооружен и верой, и силой. Борис ни к чему не применяет свое образование, и силы для борьбы с жизнью у него нет никакой! Он, без борьбы с совестью увлекает Катерину и без борьбы с людьми, покидает ее на произвол её судьбы. Он – слабый человек, и увлеклась им Катерина просто потому, что «на безлюдье и Фома – дворянин». Некоторый лоск культурности, чистоплотность и порядочность в манерах, вот, что заставало Катерину идеализировать Бориса. Да и невтерпеж было ей жить, не было бы Бориса, – она идеализировала бы другого.

Приложение 5

Цитаты, характеризующие действующих лиц

Савёл Прокофьич Дикой

1)Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

2) Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!

3) Кудряш. …а этот, как с цепи сорвался!

4) Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может.

Действие первое, явление второе:

1)Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?

1) Борис. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, сто не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого не следовало бы.

2) Борис. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то угодить не могут; а уж где ж мне!

Кудряш. Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его по утру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

3) Шапкин. Одно слово: воин.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Действие первое, явление первое:

1) Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот, как с цепи сорвался!

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Варвара

Действие первое, явление седьмое:

1) Варвара. Говори! Я хуже тебя!

Тихон Кабанов

Действие первое, явление шестое:

1) Варвара. Так нешто она виновата! Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя.

Иван Кудряш

Действие первое, явление первое:

1) Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он (Дикой) меня, он чует носом –то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

2) Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Сталь быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится.

3) Кудряш. … Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, я перед ним рабствовать не стану.

4) Кудряш. …Больно лих я на девок-то!

Катерина

Действие второе, явление второе:

1) Катерина. И никогда не уходится.

Варвара. Отчего ж?

Катерина. Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!

2) Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.

Кулигин

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для под -держки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

Борис

Действие первое, явление третье:

Борис. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а вс е-таки не привыкну никак.

Феклуша

1) Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростию и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

2) Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать - много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут пер -сидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Прощай покудова!

Глаша. Прощай!

Феклуша уходит.

Нравы города:

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. И не привыкнете никогда, сударь.

Борис. Отчего же?

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубое -ти да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным тру -дом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городни -чий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, го ворит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить...

2) Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростию и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

Действие второе, явление первое:

3) Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать - много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут пер -сидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша. Отчего ж так, с песьими?

Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!

Глаша. Прощай!

Феклуша уходит.

Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.

Взаимоотношения в семье:

Действие первое, явление пятое:

1) Ка б а н о в а. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы пере -нести! А, как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну, и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну, и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык....

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я вас
давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как
женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

К а б а н о в а. Да во всем, мой друг! Мать, чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Действие второе, явление второе:

2) Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ни -чего не могу.

В а р в а р а. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

Гроза

Действие первое, явление девятое:

1) Варвара (оглядываясь). Что это братец нейдет, вон, никак, гроза заходит.

Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!

Варвара. Что ты, с ума, что ли, сошла! Как же ты без братца-то домой покажешься?

Катерина. Нет, домой, домой! Бог с ним!

Варвара. Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то.

Катерина. А коли далеко, так, пожалуй, подождем немного; а право бы, лучше идти. Пойдем лучше!

Варвара. Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Катерина. Да все-таки лучше, все покойнее; дома-то я к образам да Богу молиться!

Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.

Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!


1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина - поэтическая речь, похожая на заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами;

Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами;

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами;

Кабаниха - речь лицемерная, «давящая»;

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя.

Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

3. Использование приема контраста и сопоставления:

Монолог Феклуши - монолог Кулигина;

Жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

Катерина - Варвара;

Тихон - Борис.

Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - «хозяева жизни» и «жертвы», в позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Город Калинов - это типичный город России второй половины XIX в. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе - это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни - позиция автора, призывающего изменить ее.

А.Н. Островский «Гроза». Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме

Катерина
В детстве В семье Кабановых
«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Вывод. Для Катерины главное - жить согласно своей душе Вывод. Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему

Мир, в котором живёт героиня. Выросла в простой купеческой семье, где царили любовь и уважение друг к другу. В религии находила высшую правду. Её мир наполнен поэзией и красотой. Они - в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, в вышивании золотом по бархату.

Характер героини. Натура сильная, страстная, свободолюбивая. «Я ещё лет шести была..! Обидели меня чем-то дома... я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!». «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!» - признаётся она. - А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой».

В чём трагедия героини. Катерина светлая, искренняя, но там, где ей приходится жить (в доме Кабановых), эти качества просто никому не нужны. А она не хочет жить по законам «тёмного царства» и не умеет к ним приспосабливаться, потому что это значило бы изменить свои нравственные устои.

Любовь в жизни героини. Вышла замуж не по любви, но очень старалась быть Тихону хорошей женой. Потребность в любви живёт в ней - она ищет любви самозабвенной, жертвенной. Тихон по-своему её любит, но боится этой любви. Во всём подчиняясь матери, он не может защитить жену. Вспыхнувшая страсть к Борису лишила героиню воли - родилась новая Катерина, готовая умереть за свою любовь. Брак, освящённый в церкви, свят для неё, и она хорошо осознаёт последствия своей греховной любви. Борис единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах, он даже советует ей покориться судьбе. Катерина: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Ради любви она готова на всё, даже преступить те понятия о грехе и добродетели, которые для неё святы.

Гибель Катерины - это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

Катерина отличается внутренней силой и свободолюбием, так как в детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре; поэтому она и не сломалась под давлением «темного царства», смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.

Критики о драме «Гроза»

«Гроза» явилась поводом для бурной полемики, развернувшейся между двумя революционно-демократическими журналами: «Современник» и «Русское слово». Но критиков более всего занимала революционная ситуация в России, её возможные перспективы, а не литературные вопросы.

Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»

Пьеса оставляет самое отрадное впечатление, которое вызывается концом, в котором дан страшный вызов «тёмному царству», самодурной силе.

В Катерине мы видим протест против Кабановской нравственности, она «луч света в тёмном царстве». Если женщина - самое бесправное существо - выражает протест, это значительно.

Катерину можно сравнить с пружиной (чем больше гнёт, тем больше «отдача», когда пружина от гнёта избавится).

«Гроза» - самое решительное произведение А. Н. Островского.

Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»

Катерина - «полоумная мечтательница» (она ежеминутно кидается из одной крайности в другую, сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и не знает, что будет делать завтра. Она на каждом шагу путает и свою жизнь, и чужую, и, наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшийся узел самым глупым средством - самоубийством).

Оценивает «стихийный протест» Катерины как глупую бессмыслицу, она в лучшем случае «болотный огонёк», а «лучом света» называет Евгения Базарова. Критик не верит в революционную возможность крестьянства (Катерина невежественна и суеверна), а верит в естественные науки как в революционную силу, способную просветить народ.

А. А. Григорьев «После „Грозы“ Островского»

Увидел в пьесе поэзию «народной жизни»: «Это создано так, будто не художник, а целый мир создавал».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры