Хиромантия от Бориса Акимова. Линия брака

Главная / Любовь


Уж замуж невтерпеж

УРОКИ ХИРОМАНТИИ БОРИСА АКИМОВА

Линии Брака у разных людей отличаются и количеством, и качеством, как и жизни человеческие отличаются одна от другой: «каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу…»

Линия Сердца (1) , спускаясь к мизинцу от указательного пальца, очерчивает холм Меркурия, на котором находятся линии Брака. Собственно, где же еще находится линиям Брака, как не рядом с линией Сердца? «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть».

Один из вопросов, который наиболее часто задают клиенты: брак будет официальным или нет? Я обыкновенно отвечаю следующим анекдотом.

Киев. Начало XX века. Диалог двух евреев.

Изя, куда вы идете? Сегодня будут еврейские погромы!

Соломон Моисеевич, я русский по паспорту.

Изя, вас бить будут не по паспорту, а по морде.

Свидетельствами и печатями можно обмануть, конечно, кого угодно, но только не судьбу. Вообще, линию Брака правильнее назвать линией Привязанности или линией Судьбы. Судьбе все равно, поставите вы штамп в паспорте, закатите банкет на 1000 человек или обойдетесь без ЗАГСа и свадебной помпы. Судьба соединяет двух людей по собственному усмотрению, а дальше уже все зависит от их желаний и личных качеств.

Все браки, привязанности, союзы, взаимоотношения (между людьми вообще и между мужчиной и женщиной в частности) можно разделить на три типа:

Две половинки,

Партнеры,

Два мира.

Две половинки – люди, которые смотрят друг на друга и видят в глазах визави лишь себя. Такого рода союз - это подарок судьбы, кармическая связь, взаимоотношения людей духовно зрелых. Иногда половинки похожи, иногда нет. Их отношения могут носить принципиально отличный характер: отец-дочь или мать-сын. Но в любом случае они дополняют друг друга и не представляют жизни порознь. Вместе они -гармония, любовь и сила, способная свернуть горы.

Партнеры смотрят не друг на друга, а в одну сторону и видят все происходящее примерно одинаково. Их отношения ровные, каждый выполняет свои обязанности. При этом каждый остается индивидуальностью.

Два мира – это совершенно непохожие друг на друга люди, смотрящие в разные стороны. Их отношения чаще носят нетипичный характер: они живут параллельной жизнью, в разных городах или домах, мужчину и женщину, относящихся к этому типу союза, вполне устраивает так называемый «гостевой» брак. Это союз двух противоположностей, объединенных для достижения некой общей цели в жизни. Он чаще встречается среди творческих личностей. Примером подобных отношений служит брак литераторов Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус. Это не был классический брак, это не была семья - ячейка общества. Условия их сосуществования подразумевали наличие свободы отношений и отсутствие детей, у каждого из супругов случались романы на стороне. При этом они прожили вместе, как писала Гиппиус в своих мемуарах, «52 года, не разлучившись ни на один день». Конечно, со временем страсть их поостыла, зато остались уважение друг к другу, привязанность и вместе прожитая жизнь. Это был союз двух разных, мудрых людей, зрелость, увенчанная любовью. Согласитесь, жить так, как жили Мережковский с Гиппиус, значительно лучше, чем в случае, когда отношения начинаются пылко и страстно (со жгучего желания жить «долго и счастливо и умереть в один день»), а потом рассыпаются в прах, не оставляя после себя ничего кроме мрачных воспоминаний. К сожалению, в современной России (да и не только в России) последний вариант весьма распространен: с годами люди отдаляются и становятся чужими, вплоть до ненависти.

Впрочем, пора взглянуть на ладонь.

Поцелует – плюнет

Отношения двух независимых людей представляют собой две линии, исходящие из одной. Впрочем, случаются и исключения. Одна четкая, длинная линия, без каких-либо дефектов, - знак долгой и счастливой семейной жизни. Обладатель такого знака обязательно встретит свою кармическую половину, причем достаточно рано. Такие люди целостны в своих отношениях, семейные узы для них важнее любой интрижки.

Увы, одна линия Брака - явление достаточно редкое. По крайней мере, в нашей стране. Чаще на ладони присутствуют все же две линии. Это знак, указывающий на наличие обстоятельств разрушающих первый брак (как внешних – судьба, так и внутренних – сомнения в правильности выбора партнера). В то же время две линии не являются обязательным указанием на два брака, это может быть и признаком трудного периода во взаимоотношениях с партнером, когда вероятность расставания очень велика. По счастью случается и так, что бури проходят, и возведенный совместными усилиями дом выдерживает напор стихии.

Обладатель трех и более четких линии не избежит развода ни при каких обстоятельствах. Главное, чтобы последующие отношения были лучше предыдущих.

Отсутствие на руке линий Брака или же слабые, но многочисленные линии, -знак одиночества (вплоть до монашества, как в переносном, так и в прямом смысле). В любой стране, в любое время всегда были и будут люди, для которых выполнение социальных функций важнее семейных уз. Впрочем, описанная конфигурация на ладони не исключает короткие связи без глубокой привязанности, как и брак по расчету. Здесь, правда, тоже случаются исключения: описанную картину можно наблюдать на руках детей и подростков, которым еще неведомы страсти, которые не созрели для брака.

Линии Брака чаще других хирологических знаков подвержены трансформации: они могут как появляться, так исчезать. Например, вместо двух линий может остаться одна, даже если у обладателя было два брака. Просто первый был коротким, и от него со временем не осталось ничего.

Короткая линия Брака (2) – непродолжительный союз, который не обязательно может быть бракам, чаще это сильная любовь, оставившая след в сердце. Главное пережить это «счастье» так, чтобы следующая любовь перешла в длительный, крепкий, гармоничный союз, обозначенный четкой и длинной линией (3) .

Тонкая, но длинная линия Брака , говорит о непрочных и неглубоких отношениях, причиной чему - эгоизм и черствость. Но даже при таком раскладе отношения могут тянуться годами и в итоге стать-таки браком.

Наличие точек на линии Брака – трудности во взаимоотношениях, либо проблемы с супругом: болезнь, материальные проблемы.

Волнистая линия Брака указывает и на такие же волнообразные непростые отношения из категории «любит – не любит, поцелует – плюнет…»

Линия Брака, заканчивающаяся крестом , часто трактуется как знак вдовства. Это не соответствует действительности. Описанный знак, к которому можно присовокупить еще и длинные линии, идущие из центра ладони и пересекающие линию Брака, равно как и шрамы ее рассекающие – знак неблагоприятного стороннего воздействия на союз (начиная с вездесущих назойливых родственников и заканчивая участниками пресловутого любовного треугольника).

Линия Брака, заканчивающаяся кисточкой , как правило обозначает развод. Остров, треугольник на линии – скандал.

«Любви все возрасты покорны»

Конечно, главный вопрос – когда соединятся любящие сердца? Датирование по линий Брака, как и датирование на основании иных хирологических признаков, вещь сложная. Казалось бы - чего проще: раздели расстояние от линии Сердца до мизинца на равные отрезки и вычисли примерное время. Увы, сделать это практически невозможно. Во-первых, помянутое расстояние весьма небольшое, и даже если рассматривать его через линзу многократного увеличения, не избежать погрешности от 3 до 5 лет. Во-вторых, у каждого человека жизнь течет по его внутреннему распорядку, она может ускоряться или замедлятся.

Примером «неправильного» датирования служит линия счастливого и единственного брака, которая всегда располагается посередине холма Меркурия, что соответствует середине жизни, хотя такие союзы, дарованные судьбой, заключаются достаточно рано. Поэтому, как я уже заметил, время вступления в брак нужно рассматривать с определенной долей погрешности.

Можно учитывать следующее правило: чем ближе линия Брака к линии Сердца, тем раньше обладатель такого знака заключит союз . Чем ближе к мизинцу, тем позже. Мне доводилось видеть линию Брака, расположенную почти у самой складки (на границе мизинца и ладони). Обладательница этого знака вышла замуж в возрасте 72 года. Могу лишь согласиться с поэтом: «любви все возрасты покорны».

Хиромант Борис Акимов

Борис Акимов

Коррекционная хиромантия. Нарисуй свою судьбу

Линии на человеческой руке начертаны не без причины; они происходят из божественного влияния и собственной человеческой индивидуальности.

Аристотель

© Б. Акимов, 2011

© ООО «Амрита», 2014

Предисловие к пятому изданию

Здравствуйте, Борис Константинович!

Пишет Вам Р. C. из г. Алматы (Казахстан) Занимаюсь хиромантией 12 лет.

В прошлом году у себя я приобрела Ваши книги: «Коррекционная хиромантия» и «Зеркало кармы».

Я сразу сделала себе коррекцию. Проверила на себе. Благодаря треугольнику легких денег, я получила 6 раз деньги, совершенно неожиданные.

Применяю Вашу методику почти ко всем клиентам, причем рекомендую сама и показываю Вашу книгу. Некоторые клиенты слышали о методике и видели Вас и передачи с Вашим участием по телевизору. Сама я тоже видела, но использовать стала после приобретения и изучения Вашей книги.

Учитывая, что к хироманту приходят люди с нелегкой судьбой, то я лично нахожу коррекцию вполне применимой на практике. У меня есть такие клиенты, которые ходят по нескольку раз за «халявными деньгами».

Коррекция ущербных линий дает клиенту надежду и веру в будущее. Мне в работе коррекционная хиромантия помогает.

Борис Константинович, спасибо за знания, приобретя которые, Вы не скрываете, а передаете людям!

С уважением Р. С.

Здравствуй, Боря! Спасибо за «Исповедь хироманта». Проглотила за два дня. Молодец! Рада за тебя! Отличная книга. Реально многим поможет. Хочу тебя повеселить. Так как я все-таки ученый и медик («доктор в квадрате», как говорят друзья), то решила проверить твой метод коррекционной хиромантии на себе (Мечников отдыхает!). Проблем у меня, как и у всех, полно, решить их все я не в состоянии, в основном из-за отсутствия времени. Поэтому решила помочь себе твоим методом, прекрасно понимая, что это такое, для чего делается и как надо делать. Хотя сомнений было больше: ведь нет пророка в своем отечестве, а я тебя знаю уже не один десяток лет. Ну так, думаю, ради шутки, нарисую что-нибудь.

На следующее утро после прорисовки треугольника денег (которых, как всегда, не хватает, пришла в фитнес-центр на занятия по йоге (хожу в этот центр уже 11 лет, из них 5 лет на йогу), и администратор, которую я тоже вижу регулярно несколько лет, попросилась на прием. Прибыток. Значит, метод работает.

Три недели жду. Все спокойно. Надо еще попробовать. Рисую снова. На следующий день звонят коллеги с прежней работы и предлагают договор на разработку экологической программы, хотя с ними уже лет 10 не работаю. Не миллион, конечно, но деньги – они и в Африке деньги. Вот так!

Успехов! Пиши. Марина

Пять лет я хранил молчание. Пять лет применял свой метод почти ежедневно. Пять лет терпеливо ждал отдаленных результатов, чтобы удостоверится в правильности пути. Пять лет анализировал, пробовал и совершенствовал свою методику. Пять лет огранял бриллиант под названием «коррекционная хиромантия».

И сейчас я могу смело сказать: «На сегодня это самая эффективная методика, позволяющая изменить свою жизнь в соответствии с собственными пожеланиями! Да, коррекционная хиромантия работает!»

Долгое время я относился к хиромантии как к развлечению. Я применял ее в своей жизни и врачебной практике, но делал это, совершенно не афишируя своих знаний. У больного я рассматривал интересующие меня линии руки, измеряя пульс. Знакомясь с кем-то и глядя в глаза незнакомому мне человеку, я незаметно фиксировал все движения и анатомические особенности его руки. О его характере и наклонностях ладонь и пальцы говорили мне больше, чем глаза и мимика.

Имея достаточный опыт в хиромантии, все же как врач я видел в хиромантии только возможность диагностики, но не видел возможности лечения. Мне не была интересна хиромантия как предсказание будущего. Я просто не вижу смысла знать будущее. Я вижу смысл его творить.

Но случилось чудо: Судьба открыла мне истинное значение хиромантии – лечить жизнь человека.

Долгое время я не поддавался на уговоры друзей, учеников и добрейшей Гаяны Сергеевны – редактора издательства «Амрита-Русь», издавшего мою первую книгу, написать пособие по коррекционной хиромантии. Первая книга «Исповедь хироманта» посвящена мистике в жизни хироманта, а не хиромантии в жизни мистика, коим я себя считаю.

В тысячу первый раз проверял свой метод на практике, зная, что все должно пройти проверку временем. И справедливо полагал, что авторский метод работает только у автора.

Но час пробил. Знания, копившиеся столько времени и остававшиеся тайной, должны были открыться. Будучи мистиком по жизни, я иногда действую по подсказкам «сверху». Случай не заставил себя ждать: ко мне на прием пришла дама и стала с восторгом рассказывать, что есть такой способ исправления жизни человека, называется – коррекционная хиромантия. Я сделал вид, что не знаю о методе, и попросил ее подробнее рассказать, а потом признался в авторстве. Больше всего меня поразило то, что она употребила мною введенный термин «хирография», далеко не каждому известный.

С этим убеждением и пишу эту книгу.

Надеюсь, она поможет вам сделать вашу жизнь лучше.

Общая хиромантия

История вопроса

Если Судьба и разговаривает с человеком, то ее послания надо искать на его руке. Ведь рука – орган, присущий лишь духовному и творческому существу, человеку, она полностью отражает его индивидуальность. И рука всегда «под рукой». Чаще всего человек видит именно ее. Значит, рано или поздно он обратит внимание на знаки на ладони.

Хиромантия, как и медицина, зарождалась в разных человеческих культурах и в разные времена. Идея читать жизнь человеческую по раскрытой руке приходила на ум мистикам разных эпох и народов.

Первые хироманты появились в Египте, жрецы которого обладали глубокими эзотерическими знаниями примерно 6000 лет назад. В Китае различные гадательные практики были известны чуть позже – с 3000 г. до н. э. Китайские хироманты шли своим путем и в отличие от египетских уделяли большое внимание дерматоглифам – пальцевым рисункам. Это даже отразилось в забавном китайском поверье: «Один завиток – бедность, два – богатство, три, четыре – открывай ломбард, пять – стань торговцем, шесть – будешь вором, семь – встречай несчастье, восемь – ешь солому, девять – голодным не будешь никогда». Это поверье отражает достаточно наивные представления древних китайцев о дерматоглифике.

Упоминается хиромантия и в древних индийских Ведах.

Обычай гадать по пальцам существовал и на Руси. А. Фет пишет в автобиографическом стихотворении:

«Дай-ка ручки! – няня хочет
Посмотреть на их черты. -
Что, на пальчиках дорожки
Не кружками ль завиты?»

От египетских жрецов хиромантия, как и большинство знаний, попала в Древнюю Грецию и Римскую империю. Аристотель преподнес в подарок Александру Великому (Македонскому) трактат о хиромантии, написанный, как говорят, золотом.

Авиценна в своем «Врачебном каноне» упоминает о знаках на руках. Отцы современной медицины Гален и Гиппократ были специалистами в хиромантии. До сих пор студенты-медики изучают симптом, называемый «палец Гиппократа».

В Средние века ученые Иоганн вон Хаген и Парацельс внесли свой вклад в изучение хиромантии. Тогда и стали холмы называться в честь планет: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Аполлон, Меркурий. Считалось, что энергии этих планет формируют холмы на ладонях. В Средние века хиромантия была предметом, изучаемым в европейских университетах. Немецкий врач Ротман представил систему чтения руки, которая стала единым курсом на медицинских факультетах. Впрочем, в это время в Англии и Испании хиромантия считалась колдовством и преследовалась законом. В наше время в Лондоне самое большое количество хиромантов «на душу населения» – около двух десятков официально зарегистрированных специалистов по palmistry . В Москве настоящих хиромантов можно перечислить на пальцах одной руки.

В XIX веке французы д’Арпантиньи и Адольф де Барроль придали хиромантии современный вид, обосновав тезис, что личностные качества играют большую роль в судьбе самого человека и изучение их является обязательным для хироманта. На Востоке судьба считается неизменной. Де Барроль, будучи художником, в 1879 году внедрил технику оттисков ладоней. И он же обнаружил, что линии на ладони постоянно меняют свою форму, появляясь и исчезая. С той поры хиромантия стала хирологией – наукой, изучающей взаимосвязь психотипа, здоровья и событий, происходящих в жизни человека, по структуре, линиям и рисункам ладони. Параллельно хирологии появилась и дерматоглифика – наука о папиллярных рисунках ладони. В отличие от хирологии она официально признана. Ей просто повезло. Ею заинтересовались криминалисты, и дактилоскопия стала неотъемлемой частью криминалистики. А в 1892 году двоюродный брат Чарльза Дарвина сэр Фрэнсис Гальтон выпустил свой классический труд о пальцевых рисунках, чем привлек внимание общественности.

Акимов Борис Борисович

Артист балета, педагог;
Заслуженный артист РСФСР (25.05.1976).
Народный артист РСФСР (14.12.1981).
Народный артист СССР (18.08.1989).

По окончании Московского хореографического училища (педагоги Е. Н. Сергиевская, М. Э. Лиепа), в 1965-1989 годах - в Большом театре; совершенствовался под руководством А. Н. Ермолаева.
Танцовщику, наделенному ярким даром артистизма, особенно был близок острый, экспрессивный язык современной хореографии. Созданные им персонажи отличались сложным, подчас противоречивым характером, силой скрытых страстей. Член КПСС с 1975 года.

В 1978 году окончил отделение педагогов-балетмейстеров ГИТИСа.
В 1980-1988 годах - педагог кафедры хореографии ГИТИСа, с 1989 года - педагог-балетмейстер Большого театра.
Работал по контрактам в театрах «Ковент-Гарден» (Лондон), «Ла Скала» (Милан), «Асами-Маки-балет» (Токио), в Венской опере, Гамбургской государственной опере и Лондонской королевской школе. Снимался в кинофильме-балете «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», 1978). Борис Акимов - автор музыки, сценария и режиссер-постановщик музыкально-поэтического вечера, посвященного 100-летию С. А. Есенина «Я помню, любимая, помню» (Большой театр, 1995).
В 2000-2003 годах - художественный руководитель балетной труппы Большого театра.
В 2001-2005 годах - профессор кафедры мужского классического и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии, в 2001-2002 годах - исполняющий обязанности ректора академии, в 2002-2005 годах - художественный руководитель академии.
12 марта 2013 года принял предложение Большого театра возглавить художественный совет балетной труппы театра.

театральные работы

«Геологи» Н. Н. Каретникова в постановке Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва (1966) - Геолог
«Асель» В. П. Власова в постановке О. М. Виноградова (1967) - Ильяс
«Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, хореография А. И. Радунского (1968) - Иванушка
«Спартак» А. И. Хачатуряна в постановке Ю. Н. Григоровича (1968) - Красс
«Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. М. Фокина (1969) - Солист
«Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа в редакции М. Л. Лавровского (1970, исполнял на гастролях театра в Австралии) - граф Альберт
«Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Н. Григоровича, 1969) - Злой гений (первый исполнитель)
«Лебединое озеро», хореография А. Горского, М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. М. Мессерера (1972) - принц Альберт
«Лебединое озеро», хореография Ю. Н. Григоровича (1973) - принц Зигфрид
«Иван Грозный» в постановке Ю. Н. Григоровича (1975) - Курбский (первый исполнитель)
«Икар» С. М. Слонимского в постановке В. В. Васильева, вторая редакция, 1976) - Клеон (первый исполнитель)
«Ангара» А. Я. Эшпая в постановке Ю. Н. Григоровича (1976) - Сергей
«Подпоручик Киже» на музыку С. С. Прокофьева, хореография А. А. Лапаури и О. Г. Тарасовой (1977) - Павел I
«Жизель» А. Адана (1977) - Ганс
«Эти чарующие звуки» на музыку Дж. Торелли, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо и В. А. Моцарта в постановке В. В. Васильева (1978) - Прoгулки (первый исполнитель)
«Индийская поэма» в постановке Ю. Г. Скотт, Ю. В. Папко (1981) - Хоруд (первый исполнитель)
«Гаянэ» А. И. Хачатуряна в постановке М. С. Мартиросяна (1984) - Нерсо (первый исполнитель)

призы и награды

Государственная премия СССР (1977) - за исполнение партии Сергея в балете «Ангара» А. Я. Эшпая.
Премия Московского комсомола (1974).
Премия Ленинского комсомола (1978).
Орден «Знак Почёта» (1980).
Орден Почёта (22.03.2001).
Орден Дружбы (1.10.2005).
III премия Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1965).

Борис Акимов

Жизнь как чудо

Исповедь хироманта

Река прочла мои мысли.

И встала?

Встала. На секунду она остановилась

и стало возможно перейти на другую сторону.

Река пересохла?

Нет, не пересохла. Она замерла на время.

А потом потекла вверх. Волшебство.

Э. Кустурица. «Жизнь как чудо»
Ведь в человеке не одна только физическая сторона;

в нем и духовная сторона есть,

и есть больше того - мистическая, сверхдуховная сторона.

В. Ерофеев. «Москва - Петушки»
Государственный деятель должен только ждать и вслушиваться

До тех пор пока сквозь шум событий не услышит шаги Бога,

чтобы затем, бросившись вперед, ухватиться за край Его мантии.

О. фон Бисмарк

Женщинам моего рода посвящается.


Женщина

как существо

более таинственна,

мистична и, соответственно,

более чудесна, чем мужчина.

К читателю

Меня иногда спрашивают мои ученики и клиенты, где можно приобрести мою книгу по хиромантии. И очень удивляются, когда выясняют, что я, человек, много сделавший для популяризации хиромантии, ничего не написал. Ведь даже если собрать все мои интервью и публикации в прессе, то уже получилась бы небольшая книга.

Но мне не интересна хиромантия как простое предсказание будущего. Я не вижу смысла знать будущее. Я вижу смысл его творить.

Мне значительно интереснее судьба. Судьба человека - как частность, и Судьба - как великая движущая сила в жизни человека. Свою судьбу, свое предназначение, свою карму и свой закон - смысл жизни, ее тайну мы просто обязаны знать.

Иначе мы обречены блуждать в потемках. Сон разума, как известно, рождает чудовищ.

В моей жизни происходило много интересных событий. Как приятных, так и драматических. Последние почти всегда несли в себе элементы мистики. Порой Судьба вмешивалась в мою жизнь, как повар в салат. Но с годами мы стали лучше понимать друг друга.

В моей жизни много мистики. Иногда кажется, что слишком много.

Мистической стороне жизни и посвящена эта книга. Жизни как чуду. И возможности самому творить это чудо.

Если вы, мой любезный читатель, верите в чудесное - прошу вас.

Чудеса обязательно случаются с теми, кто в них верит.

Пролог
Таким уж я на свет уродился.

Не могу не затевать, дорогая моя, милая моя.

Мне захотелось поговорить с тобой о любви.

Но я волшебник.

Е. Шварц. «Обыкновенное чудо»
Приятное блаженство горячей ванны сняло усталость, расслабило, помогло сосредоточиться. Спокойно обдумал все детали. И, когда садился за письменный стол, хорошо знал, что нужно делать. Я специально принял ванну, хотя всего-то, по большому счету, достаточно было просто вымыть руки.

Раскрыв ладони, долго смотрел на линии. Будто видел их впервые. Взял авторучку, повертел ее. Хороша ли краска? Не спеша снял колпачок.

Рисовать левой рукой на правой ладони было не очень удобно, но и доверить такое важное дело было некому. Красная гелиевая краска отлично ложилась на ладонь, радовала глаз. Линия Жизни прорисовалась хорошо. Далее линия Судьбы. Двойная линия Ума. Треугольник денег, наконец. Для усиления эффекта на левой ладони нарисовал то же самое.

Душа повеселела. Лег в постель. На спину. Руки вдоль туловища. Ладони вверх. Ноги чуть разведены. Шавасана. Поза для релаксации. Погрузился в медитативный транс. Открыл себя для всего мира и весь мир - для себя. Заснул, наверное, с улыбкой на губах.

В тот момент я не мог и предположить, что завтра же утром моя жизнь начнет меняться согласно моему желанию. Медленно и неизбежно. И перемены эти будут долгими и не всегда приятными. Порой даже драматическими.

И я не в состоянии буду их контролировать.

И моя жизнь отныне будет «до» и «после».

И вместе с жизнью буду меняться и я. Будет меняться мой дух, обнажая такие глубины, которые я даже не мог представить. Открывая истины, ранее мне неведомые.

Будто сама Судьба ждала этого момента, чтобы вести меня по новому пути, вырвав из привычной и уютной жизни.

Вести до тех пор, пока старая жизнь не умрет вся, дав дорогу новой, еще не ведомой мне жизни.

Пока все начертанное не исполнится.
Семья
Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,

Лист опавший, колдовской ребенок,


Словом останавливавший дождь.

Н. Гумилев
Жизнь человека предопределена двумя вещами: моментом рождения и тем, с чем родился человек. Назовем последнее памятью души или характером человека. Рождение мы заслужили опытом предыдущей жизни. Характер определяем сами. Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Я родился в деревне Туличево Комарического района Брянской области в семье сельских интеллигентов: отец - Акимов Константин Прокопьевич, директор школы; мать - Акимова Клавдия Петровна, в девичестве Тумакова, заведующая фельдшеро-акушерским медицинским пунктом. На свет мы появились вместе с братом-близнецом Юрой, названным так в честь Юрия Гагарина, ровно через месяц после первого полета человека в космос.

Я жил в деревне до десяти лет. Весь мир принадлежал мне. Каждый прожитый день был чудом. Наказывал отец меня лишь за драки, в которых я отстаивал свой авторитет. Мальчику из интеллигентной семьи не положено было драться. Ну, а как стать мужчиной без борьбы?

Медицина и мистика сопровождали меня с детства. Моя мать имела соответствующее тому времени медицинское образование и достаточную лечебную практику, тем не менее я лечился и у знахарки. Мама знала эффективность нетрадиционной медицины. Помню горящую свечу, иконы, шепот ворожеи. Помогло.

Одна из первых книг, прочитанных мною, когда я уже хорошо умел читать, была «Суеверия и предрассудки» из серии «Библиотека атеиста». Согласитесь, достаточно серьезный выбор для восьмилетнего ребенка. Выбор не случаен, раз уж я помню эту книгу до сих пор.

Из нее я узнал много интересного, в том числе - что у меня есть ведьмина метка: большая родинка на спине. В Бога я, естественно, как и положено нормальному пионеру, не верил.

Эта цикличность меня поразила. Как правило, темный период длился две недели. Значит, мы зависим от какого-то мирового порядка. А в индивидуальном смысле - от Судьбы.

Иногда кажется, что ангелы мои играют со мной. Веселые, видимо, у меня небесные покровители. Я и сам люблю хорошую шутку.

Когда я писал этот кусок про полосатость жизни, то она, полосатость, сразу же не преминула проявиться. В понедельник у меня завис новый ноутбук, в котором был результат двухнедельной работы над книгой. Я не скинул его на флешку, уверенный в том, что компьютер новый - ничего не случится. Случилось. Полетел жесткий диск. И с ним две недели работы.

Во вторник у меня проявились признаки гриппа. А в среду назначена съемка на телевидении.

Съемка прошла нормально, я почти выздоровел, но у ребенка украли мобильник, подаренный на Новый год.

В четверг стукнули на стоянке автомобиль.

В пятницу загорелась проводка в коридоре перед офисом нашего центра. Вызывали пожарных.

Неприятности как салфетки: потянешь одну - вытащишь несколько.

Но зато потом, когда мое интервью показали по ТВЦ в передаче «В центре событий», то… О-о-о! Это было впечатляюще! Причем к интервью я отнесся спустя рукава. Так себе. Еще одно интервью. Результат превзошел все ожидания. Это официальное признание хиромантии вообще и моего метода в частности.

Родился 25 июня 1946 г. в Вене. В 1965 г. по окончании Московского хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии), где учился в том числе и у Мариса Лиепы, был принят в балетную труппу Большого театра. Совершенствовал свое мастерство под руководством выдающегося танцовщика и педагога .
Актерское дарование, мощный темперамент и экспрессивность исполнительской манеры делали Акимова незаменимым участником премьер современного репертуара.
В 1979 г. Борис Акимов окончил педагогическое отделение Государственного института театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).
В 1980-88 гг. преподавал в этом институте (кафедра хореографии).
С 1989 г. является педагогом-балетмейстером Большого театра. Кроме того, выступал в этом качестве в лондонском театре Ковент Гарден, миланском Ла Скала, токийском Асами Маки балете, Венской государственной опере, Гамбургской государственной опере, Баварской государственной опере (Мюнхен), Королевском Датском балете (Копенгаген), Парижской национальной опере, Мариинском государственном академическом театре, Балете Базеля (Швейцария), Национальном балете Голландии (Амстердам) и Лондонской Королевской школе.
Снимался в кинофильме-балете «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», режиссеры Ю. Григорович, В. Дербенев, 1978 г.) и телеэкранизации балета «Лебединое озеро» (1983 г.).
Пишет музыку, еще в советские времена выпустил диск вокальной лирики (на стихи Сергея Есенина).
В 2000-03 гг. Борис Акимов был художественным руководителем балетной труппы Большого театра.
В 2001-05 был профессором кафедры мужского классического и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии, в 2001-02 — исполняющим обязанности ректора академии, в 2002-05 - ее художественным руководителем.
В 2013 г. был председателем Художественного совета балетной труппы Большого театра.
Под его руководством репетируют Вячеслав Лопатин, Александр Войтюк и другие артисты балета.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры