Иконостасы. Иконостасы для храмов Иконостас из дерева

Главная / Любовь

Иконостас в храме

Иконостас - (греч. eikonostasion, от eikon - «изображение, образ» и stasis - «место стояния») - алтарная перегородка, отделяющая Святая Святых от остального храма. Иконостас прошел долгий путь становления, прежде чем предстал перед нами в своем законченном, привычном виде. Как правило, в иконостас включается несколько рядов икон, каждый из которых имеет свое символическое значение и занимает особое место.

В православных церквях иконостас – центральная часть храма.

Как выбрать

В данной рубрике представлен широкий выбор готовых работ нашего производителя различной отделки: от аскетичных до богатых вариантов. Можно выбрать и купить иконостас по готовому, т.н. "типовому" проекту. Также Вы можете заказать иконостас для Вашего храма , обсудив с консультантом все индивидуальные пожелания.

Все вопросы, связанные с ценами на изготовление иконостаса , подходящего по размеру для Вашего храма, Вы можете задать нашему консультанту по иконостасам:

Екатерина, моб. +7-920-737-03-37.

Если время не рабочее, то пишите к нам на почту: .

Выбор стиля и материала для изготовления иконостаса на заказ - дело тонкое и сложное, поскольку иконостас является центром любого храма, он должен вписываться как в архитектурный стиль храма, так и в общий интерьер. Индивидуальна каждая церковь – неповторим и иконостас в ней.

Символика

Иконостас в православном храме рассказывает всю историю православного учения – от пророчеств о Рождении Сына Божьего, до Его Распятия и Воскресения. Кроме того, это преграда, отделяющая алтарь от церкви, символизирует границу между земным и небесным. Но и порядок построения рядов в иконостасе глубоко символичен. Он отражает иерархию небесную, а Врата Царские являются прообразом входа в Рай.

Материалы изготовления, виды отделки и вставки

Изготовить и купить иконостас для храма можно из самых разнообразных материалов: из дерева, мрамора, керамики, металла и даже стеклопластика. Но деревянные иконостасы являются наиболее распространенными. Дерево – натуральный, экологически чистый материал. Для иконостасов отбирается лес высшего качества, без изъянов. При правильной заготовке дерева для изготовления иконостаса, срок его службы будет очень долгим.

Отделка иконостасов, как и материалы для их изготовления крайне разнообразна:

  • резьба. Витые орнаменты, созданные в технике резьбы, украшают множество иконостасов в православных храмах;
  • серебрение, золочение необычайно украшает иконостас, делает его сверкающим и торжественным;
  • эмаль. Такая отделка, несмотря на внешнюю хрупкость материала, крепка и долговечна, кроме того, не требует особого ухода;
  • басма. Часто используется при украшении иконостасов, поскольку такая техника позволяет выполнить сложный орнамент и легко повторить его для других деталей.

Проект на иконостас делается согласно с архитектурой храма, для этого мы просим высылать фотографии, либо специалист знакомится с архитектурой на месте. Далее главный архитектор рисует эскиз, после его утверждения готовит проект. Также за основу можно брать ранее выполненные работы мастерской "Промысел", которые выложены в этом разделе, но и в этом случее иконостас будет индивидуальный, так как идет привязка к архитектуре храма, о чём мы говорили выше. Также иконостас можно заказать из любых пород дерева (кедр, сосна, ольха, липа, ясень, дуб) по своему образцу, который ближе по душе. От начала проектирования до установки уходит 2-7 месяцев. Цена иконостаса формируется в зависимости от его конструктивных особенностей, сложности исполнения, материала и размеров. Иконостас может быть деревянный, резной, с позолотой. После согласования и утверждения проекта мастерская просит внести 20% от стоимости икностаса и бригада мастеров приступает к его изготовлению. Далее происходит поэтапная оплата работы, мы предлагаем 5 этапов, по просьбе заказчика работу можно разбить до 10 этапов. Мастерская высылает еженедельный фотоотчет с комментариями, также заказчик может ежедневно наблюдать за созданием иконостаса через вебкамеры, которые установлены в столярной мастерской. Доставка и сборка иконостаса входит в общую стоимость. На сегодняшний день мастерской "Промысел" создано более 70 церковных иконостасов. Мы внимательно относимся к вашим пожеланиям. Все заказчики оставались довольны нашими специалистами и подходом к делу. Мастерская церковной утвари "Промысел" изготавливает качественные иконостасы и предлагает их по очень доступным ценам. Будем рады проконсультировать вас по любым вопросам, связанным с изготовлением иконостасов на заказ, пожалуйста, обращайтесь.

Цена за кв.м.: 52 500

Замеры, эскиз, проектирование, доставка (до 1000 км от Москвы) и сборка входят в основную стоимость.

Подробные условия работы нашей мастерской смотрите внизу страницы и в разделе "Доставка и оплата".

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • Храмовые иконостасы конца XVII – XIX века Ростова Великого

  • Заказывать иконостас лучше всего в той организации, где занимаются изготовлением иконостасов профессионально, а не от случая к случаю.

    Тогда можно быть уверенным, что сделанный из дерева иконостас простоит долгие годы, десятилетия, или даже несколько столетий без изменения геометрии, появления трещин или иных дефектов.

    В России есть несколько мастерских, чьи мастера обладают многолетним опытом изготовления резных иконостасов любой сложности.

    При заказе иконостаса стоимость, как правило, рассчитывается индивидуально в зависимости от выбранного материала, размеров и сложности резьбы.

    Исключением являются иконостасы, сделанные по типовым проектам, т.е. изготовление которых поставлено на поток, и которые собираются из отдельных стандартных резных модулей. С одной стороны, это позволяет существенно сократить стоимость и сроки изготовления иконостаса. С другой - даже при изменении цвета и размеров иконостаса в оформление храмов вносится некое однообразие, повторение.

    Для того, чтобы заказать иконостас , отправьте на e-mail чертеж, определяющий общую форму иконостаса (площадь иконостаса может быть одинаковой, но конечная стоимость изготовления отличаться), и общие пожелания в элементах резьбы по дереву. Также на конечную стоимость влияет выбор материала (липа, дуб, бук) и отделка (тонировка и лакировка; покраска эмалью; сусульное золото).

    Иконостас в православном храме

    Средняя часть храма знаменует собою прежде всего горний, ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни. По некоторым толкованиям, эта часть храма знаменует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный, Царство Божие, новое небо и новую землю в собственном смысле. Толкования сходятся в том, что средняя часть храма - это тварный мир, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, область превыспреннего, где совершаются тайны Божий.

    При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и водружался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда - решетка , являвшаяся символом-знамением отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ - образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Он обращен своей лицевой стороной, иконами к средней части храма, носящей у нас название церковь, собственно церковь. Совпадения понятий Церковь Христова вообще, весь храм в целом, его средняя часть очень знаменательны и с духовной точки зрения не случайны.

    Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, есть область обоженной твари, область вечности, Царства Небесного, куда стремится в своем духовном пути полно та верующих людей земной Церкви, находящих свое спасение в храме, в церкви. Здесь, в храме, земная Церковь, таким образом, должна соприкасаться, встречаться с Церковью Небесной. В соответствующих молитвах, прошениях, где поминаются все святые, возгласах и действиях богослужения давно было выражено общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало до времени такого внешнего образа, который бы выказал, явил собою ясным, видимым способом невидимое, духовное предстательство Небесной Церкви за земную, ее посредничество в спасении живущих на земле. Таким видимым символом, точнее, - стройной совокупностью символов-образов стал иконостас.

    Все это можно отнести к любой иконе, в том числе и находящейся в жилом доме, и к настенным росписям храма. Отдельные иконы в разных частях храма и в частных домах, а также настенные росписи в храме имеют и силу Духа Святого, и способность через свое посредство вводить человека в общение с теми святыми, которые на них изображены, и свидетельствуют человеку о том состоянии обо женности, к которому и он сам должен стремиться. Но эти иконы и композиции стенных росписей или не создают общего образа Небесной Церкви, или не являются тем, чем является иконостас , а именно средостением между алтарем (местом особого присутствия Бога) и собранием (экклисией), церковью, совместно молящихся в храме людей. Поэтому иконостас есть совокупность образов, обретающих особенный смысл оттого, что они составляют алтарную преграду.

    Средостение между Богом и земнородными людьми Церкви Небесной, являемое иконостасом , определяется также глубиной догмата о Церкви, как о необходимейшем условии личного спасения каждого человека. Без посредничества Церкви никакое напряжение личного стремления человека к Богу не введет его в общение с Ним, не обеспечит ему спасения. Человек может спастись только как член Церкви, член Тела Христова, через таинство Крещения, периодического покаяния (исповеди), причастия Тела и Крови Христовых, молитвенного общения со всей полнотой Небесной и земной Церкви. Это определено и установлено Самим Сыном Божиим в Евангелии, раскрыто и объяснено в вероучении Церкви. Вне Церкви нет спасения: "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец" (русская пословица)!

    По мере необходимости или случая общение верующего человека с Небесной Церковью и прибегание к ее посредничеству может быть чисто духовным - вне храма. Но поскольку речь идет о символике храма, то в этой символике иконостас есть необходимейший внешний образ посредничества Небесной Церкви.

    Иконостас устраивается на том же возвышении, что и алтарь. Но это возвышение продолжается от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся. Возвышение это бывает на одну или несколько ступеней от пола храма. Расстояние между иконостасом и окончанием возвышенной площади насыпается солеей (греч. - возвышение). Поэтому возвышенная солея называется внешним престолом в отличие от внутреннего, что в середине алтаря. Это название в особенности усваивается амвону - полукруглому выступу в середине солеи, против царских врат, обращенному внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

    Амвон в центре солеи означает восхождение (греч. - "амвон"). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль), так как на амвоне во время литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектений, священниками - проповеди, поучения, с амвона епископы обращаются к народу. Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех, верующих во Христа, причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную.

    Солея в богослужебном отношении есть место для чтецов и певцов, которые называются ликами и изображают собою лики ангелов, воспевающих хвалу Богу. Поскольку лики певцов таким образом принимают непосредственное участие в богослужении, они и располагаются выше остального народа, на солее, в ее левой и правой сторонах.

    В апостольские и первохристианские времена все присутствовавшие в молитвенном собрании христиане пели и читали , особых певчих и чтецов не было. По мере возрастания Церкви за счет язычников, не знакомых еще с христианским песнопением и псалмопением, поющие и читающие стали выделяться из общей среды. Кроме того, ввиду величия духовного значения поющих и читающих, как уподобляющихся ангелам небесным, их стали выбирать по жребию из числа наиболее достойных и способных людей, как и священнослужителей. Они стали называться клириками , то есть избранными по жребию. Отсюда и места на солее справа и слева, где они стояли, получили названия клиросов. Следует сказать, что клирики, или лики певчих и чтецов, духовно обозначают для всех верующих то состояние, в котором все должны пребывать, то есть состояние непрестанной молитвы и славословия Богу. В той духовной войне с грехом, которую ведет земная Церковь, основным духовным оружием является Слово Божие и молитва. Клиросы в этом отношении суть образы воинствующей Церкви, что особенно обозначается двумя хоругвями - иконами на высоких древках, сделанными по подобию древних воинских знамен. Эти хоругви укрепляются у правого и левого клиросов и выносятся в торжественных крестных ходах как знамена победы воинствующей Церкви. В XVI-XVII вв. русские воинские полки назывались по имени тех икон, которые изображались на их полковых знаменах-хоругвях. Это были обычно иконы храмовых Праздников важнейших кремлевских соборов, из которых они жаловались войскам.

    В кафедральных архиерейских соборах постоянно, а в приходских храмах по мере надобности, при приездах епископа, в центре средней части храма, против амвона, находится возвышенная квадратная площадка , помост для епископа. На него архиерей восходит в уставных случаях для облачения, совершения некоторой части богослужений. Этот помост носит названия архиерейский амвон , облачальное место или просто место, рундук. Духовное значение этого места определяется пребыванием на нем архиерея, что изображает собою пребывание Сына Божия во плоти среди людей. Архиерейский амвон в таком случае означает своим возвышением высоту смирения Бога Слова, восхождение Господа Иисуса Христа на вершину подвига во имя спасения человечества. Для восседания архиерея на этом амвоне в предусмотренных Уставом моментах богослужения ставится седалище-кафедра . Последнее название в обиходе перешло в название всего архиерейского амвона, так что отсюда и образовалось понятие кафедральный собор, как главный храм области данного архиерея, где постоянно стоит на середине храма его кафедра. Это место украшается коврами, на нем имеет право стоять и совершать службу только епископ.

    За облачальным местом (архиерейским амвоном), в западной пене храма устраиваются двустворчатые двери или врата, ведущие из средней части храма в притвор. Это главный вход в церковь. В древности эти врата особенно украшались. В Уставе они называются красные, по причине их благолепия, или церковные (Типикон. Последование пасхальной утрени), так как являются главным входом в среднюю часть храма - церковь.

    В древних православных храмах эти врата зачастую оформлялись красивым, полукруглым вверху порталом, состоящим из Нескольких арок и полуколонн, уступами идущих от поверхности стены внутрь, к самым дверям, как бы сужая вход. Эта архитектурная деталь врат знаменует собою вход в Царство Небесное. По слову Спасителя, "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь " (вечную; Мф. 7:14), и верующим предлагается находить этот узкий путь и входить в Царство Божие тесными вратами. Уступы портала призваны напомнить об этом людям, входящим в Храм, создавая впечатление сужающегося входа и знаменуя в то же время те ступени духовного совершенства, которые необходимы для исполнения слов Спасителя.

    Арки и своды центральной части храма, находящие свое завершение в большом центральном подкупольном пространстве, соответствуют обтекаемости, сферичности пространства Вселенной, небесному своду, простертому над землей. Поскольку видимое небо является образом Неба невидимого, духовного, то есть области небесного бытия, постольку стремящиеся ввысь архитектурные сферы средней части храма изображают область небесного бытия и самое стремление душ человеческих от земли к высоте этой небесной жизни. Нижняя часть храма, главным образом пол, знаменует собою землю. В архитектуре православного храма небо и земля не противопоставляются, а, напротив, находятся в тесном единстве. Здесь наглядно показывается исполнение пророчества Псалмопевца: "Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет от земли, и правда приникнет с небес " (Пс. 84:11, 12).

    По самому глубокому смыслу православного вероучения, Солнце правды, Свет истинный Господь Иисус Христос является тем духовным центром и вершиной, к которым стремится в Церкви всё. Поэтому издревле в центре внутренней поверхности центрального купола храма принято было помещать образ Христа Вседержителя. Очень быстро, уже в катакомбах, этот образ обретает вид поясного изображения Христа Спасителя, благословляющего людей правой рукой и в левой держащего Евангелие, раскрытое обычно на тексте "Аз есмь свет миру ".

    В размещении живописных композиций в центральной части храма, как и в других частях, нет шаблонов, но есть определенные канонически допускаемые варианты композиций. Один из возможных вариантов следующий.

    В центре купола изображается Христос Вседержитель. Под Ним по нижнему краю сферы купола - серафимы (силы Божий). В барабане купола восемь архангелов, небесных чинов, призванных блюсти землю и народы; архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Так, Михаил имеет при себе огненный меч, Гавриил - райскую ветвь, Уриил - огонь. В парусах под куполом, которые образуются переходом четырехугольных стен центральной части в круглый барабан купола, помещаются образы четырех евангелистов с таинственными животными, соответствующими их духовному характеру: в северо-восточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов с орлом. Напротив, по диагонали, в юго-западном парусе, - евангелист Лука с тельцом, в северо-западном парусе - евангелист Марк со львом, напротив, по диагонали, в юго-восточном парусе, - евангелист Матфей с существом в образе человека. Такое размещение образов евангелистов соответствует крестообразному движению звездицы над дискосом во время евхаристического канона с возгласом "ноюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Затем по северной и южной стенам сверху вниз следуют рядами изображения апостолов от семидесяти и святителей, преподобных и мучеников.

    Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до границы изображений высотой обычно по плечи человека идут панели, на которых нет священных изображений. В древности на этих панелях изображались полотенца, украшенные орнаментом, что придавало особую торжественность стенным росписям, которые, как великая святыня, как бы преподносились людям по древнему обычаю на украшенных полотенцах. Панели эти имеют двоякое назначение: во-первых, они устраиваются для того, чтобы молящиеся при большом стечении народа и тесноте не стирали бы священных отображений; во-вторых, панели как бы оставляют место в самом нижнем ряду здания храма для людей, земнородных, стоящих в храме, ибо люди несут в себе образ Божий, хотя и затемненный грехом, являясь в этом смысле также образами, иконами. Это соответствует и тому обычаю Церкви, согласно которому каждение в храме совершается сначала святым иконам и настенным образам, а затем людям, как носящим образ Божий, то есть как бы одушевленным иконам

    Северная и южная стены, кроме того, могут заполняться изображениями событий священной истории Ветхого и Нового Заветов. По обе стороны входных западных дверей в средней мсти храма помещаются изображения "Христос и грешница" и Опасение утопающего Петра". Над этими вратами принято помещать изображение Страшного суда, а над ним, если позволяет пространство, - образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества. На столпах в средней части храма, где ни есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются образы растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина много бытия, перечисляющая различные Божий создания. В орнаменте могут использоваться также такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звезды.

    Кроме центрального купола, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя. Купол принято обычно устраивать там, где есть храм придел. Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, центрального, еще несколько храмов-приделов, то над средней частью каждого из них сооружается купол. Впрочем, наружные купола на кровле не всегда и в древности строго соответствовали количеству храмов-приделов. Так, на кровлях трехпридельных храмов часто стоят пять куполов - во образ Христа и четырех евангелистов. При этом три из них соответствуют приделам и потому изнутри имеют открытое подкупольное пространство.. А два купола в западной части кровли возвышаются только "ад кровлей и изнутри храма закрыты сводами потолка, то есть не: имеют подкупольных пространств. В позднейшие времена, с конца XVII в., на кровлях храмов ставилось иногда множество куполов безотносительно к количеству приделов в храме. При этом соблюдалось только, чтобы хотя центральный купол имел открытое под купольное пространство.

    Помимо западных, красных врат, православные храмы имеют обычно еще два входа: в северной и южной стенах.

    В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы - большой деревянный Крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине "I H Ц I" (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости - останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя ставится образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, по левую Его руку - образ Иоанна Богослова. Помимо своего главного назначения передать людям образ крестного подвига Сына Божия, такое Распятие с предстоящими призвано также напомнить о том, как Господь перед смертью на Кресте сказал Матери Своей, указывая на Иоанна Богослова : "Жено! се, сын Твой ", и обратясь к апостолу: "Се, Мати твоя " (Ин. 19:26-27), и тем самым усыновил Матери Своей, Приснодеве Марии, все верующее в Бога человечество. Взирая на такое Распятие, верующие должны проникаться сознанием того, что они суть не только дети сотворившего их Бога, но, благодаря Христу, и дети Матери Божией, так как они причащаются Тела и Крови Господних, которые образовались из пречистых девственных кровей Девы Марии, родившей по плоти Сына Божия. Такое Распятие, или Голгофа, великим постом выдвигается на середину храма лицом ко входу для сугубого напоминания людям о крестных страданиях Сына Божия ради нашего спасения.

    Там, где в притворе нет должных условий, в средней части храма, обычно у северной. стены, ставится стол с кануном (каноном ) - четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием. Здесь служатся панихиды по усопшим. Греческое слово "канон" в данном случае означает предмет, имеющий определенные очертания и размеры. Канон со свечами знаменует собою, что вера в Иисуса Христа, проповедуемая Четвероевангелием, всех усопших может делать причастниками Божественного света, света вечной жизни в Царстве Небесном. В центре средней части храма постоянно должен стоять аналой (или аналой) с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой - вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства читать возложенные на аналой Евангелие, Апостол или прикладываться к иконе на аналое. Употребляемый прежде всего в практических целях, аналой имеет значение вообще духовной высоты, возвышенности, соответствующей тем святым предметам, которые на него полагаются. Пологая верхняя доска, поднимающаяся вверх, к востоку, знаменует возвышение души к Богу посредством того чтения, которое совершается с аналоя или целования лежащих на нем Евангелия, Креста, иконы.

    Входящие в храм поклоняются прежде всего иконе на аналое. Если в храме пет иконы ныне празднуемого святого (или святых), то полагаются святцы - иконописные изображения святых по месяцам или полумесячиям, воспоминаемых в каждый день этого периода, помещенные на одной иконе. В храмах должны быть 12 или 24 таких иконы - на весь год. В каждом храме также должны быть небольшие иконы всех великих праздников для положения их в праздничные дни на этом центральном аналое. Аналои ставятся на амвоне для чтения Евангелия диаконом во время литургии. За праздничными всенощными бдениями Евангелие читается на середине храма. Если служба совершается с диаконом, то в что время диакон держит раскрытое Евангелие перед священником или архиереем. Если священник служит один, то он читает Евангелие на аналое. Аналой используется при таинстве Исповеди. На него полагаются в этом случае малое Евангелие и Крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя с лежащими на нем Евангелием и Крестом. Аналой используется и при многих других службах и требах. Он не является обязательным священно-таинственным Предметом в храме, но удобства, которые аналой доставляет при богослужении, настолько очевидны, что его применение очень широко, и практически в каждом храме есть несколько аналоев. Аналои украшаются одеждами и покрывалами того цвета, какой имеют в данный праздник одежды духовенства.

    Вид, стиль и высота иконостаса обуславливаются храмом его возведения, так как иконостас является неотъемлемой его частью. Прежде, чем приступить к созданию иконостаса, необходимо изучить архитектуру, историю и стиль того храма, куда планируется его поместить. Он должен быть соразмерен масштабам и пропорциям храма и соответствовать его общей стилистике. В древние времена проектированием иконостаса занимались специальные церковные архитекторы. В настоящее время данную профессию дополнили современные технологии, позволяющие создавать еще более совершенные проекты.

    Иконостас из мрамора "Botticino".

    Так, в компании ИСАКИДИС проектированием иконостаса занимаются архитекторы, имеющие церковное образование, и конструкторы, имеющие многолетний опыт работы и специализирующиеся именно на проектировании церковного убранства. А используемая технология 3D моделирования позволяет воссоздать модель будущего проекта, благодаря которой Вы сможете предварительно оценить, какой конечный вид примет церковная работа. После согласования модели, наши специалисты приступают к последующим этапам реализации иконостаса.

    Что же касается истории, то первые упоминания иконостаса относят к 4 веку. На тот момент отделять алтарь от остальной части храма начинали различными преградами и завесами. Берет свои истоки иконостас от византийских храмов, где иконостасы создавали из камня. В то время они были представлены в виде сочетания парапетов, колонн и каменных балок, которые получили название "темплон". По центру располагался крест, а по бокам образы Иисуса и Богоматери. Постепенно структура усложнялась и добавлялось количество представленных икон. На Древней Руси храмы в своем убранстве во многом повторяли византийских предшественников. Но зачастую это не всегда представлялось возможным, так как большинство храмов на Руси было деревянными, на стены которых не наносилась никакая роспись, а убранство и роскошь достигались путем увеличения количества образов в иконостасе.Так в начале 17 века от византийских прообразов в 2-3 яруса и появился классический высокий русский иконостас, состоящий из 5 уровней.

    Иконостасы 15-17 века имеют простейшее строение и называются тябловыми (походит от русского "тябло", что означает брус, или еще ранее от латинского "табула", что переводится как доска, или от искаженного греческого слова "темплон"). В таких иконостасах иконы размещаются между горизонтальными брусами, которые в свою очередь либо расписываются растительными орнаментами сами, либо закрываются расписными досками. Данные брусы закрепляются в предназначенных для этого углублениях в северной и южной части храма. Это считается самым древним видом иконостаса, убранство которого со временем становилось все более богатым. И уже к 17 веку большинство таких иконостасов имело скульптурные украшения и позолоченную резьбу. Стоит отметить, что изначально церковь не одобряла данного явления. Однако на сегодняшний день особой роскошью отличаются не только иконостасы, но и вся церковная утварь.

    Иконостас из известняка.

    В процессе таких преобразований возник более сложный вид - резной иконостас, который с 17 века практически полностью сменил тябловые иконостасы. Особенность резного иконостаса в том, что он представляет собой уже достаточно сложную систему горизонтального и вертикального членения, богато украшенного резными элементами, литыми пластинами, лепниной и т.д. По горизонтали размещаются архитравы, междуярусные карнизы, резные фризы. По вертикали располагаются различные колонны, пилястры, полуколонны с резными сложными элементами.

    В 17-18 веке свое влияние на убранство иконостаса оказывает стиль борокко, что приводит к еще большему усложнению его декора. Теперь на резьбу в разных техниках наносят позолоту и серебро, чередуют полированные и матовые поверхности, используют цветные лаки для подцветки позолоченных и посеребрянных элементов.

    К 19 веку эти техники получили уже повсеместное распространение и к убранству иконостасов добавилось еще украшение фризов драгоценными камнями различного цвета и огранки.


    Для классицистического же храма 18-19 века характерно использование одновременно высокого иконостаса и открытого пространства верхней части алтаря. Примечательно, что в данный период иконостас представляет собой архитектурное сооружение в виде триумфальных арок, портиков или имеет вид "храм в храме", при этом характерной особенностью является минималистичное количество икон.

    В большинстве своем, иконостасы по структуре имеют несколько рядов (еще их называют ярусы или чины), количество которых зависит от традиционных особенностей региона и категориальности самого храма.

    В период 15 века иконостасы имели трехярусную структуру, в 16 веке ярусов было уже 4, а в конце 17 века их количество иногда достигало даже 7 (дальше "этажность" расти перестала). Но все же наибольшее распространение получили конструкционные решения из 5 ярусов.

    По своей сути, иконостас олицетворяет собой историю созидания мира и каждый ряд, имеет свое особое название и символическое значение.

    Одноярусные иконостасы

    1. Первый чин (снизу) называется "местным", с царскими вратами.Получил такое название ввиду расположения на этом уровне икон либо с изображением святых, которые особо почитаются в данной местности, либо символизирующих важный местный праздник.

    На этом уровне некоторые иконы присутствуют всегда, в независимости от храма.

    С правой стороны от Царских врат обязательно располагается икона Спасителя, а с левой - образ Богородицы.Расположение это не случайное и олицетворяет собой встречу каждого Христосом и Девой Марией пред вратами и сопровождение в Царство Небесное.На самих вратах изображают образ 4-х евангелистов (Матвей, Марк, Лука и Иоан) и сюжет Благовещения. Над вратами сверху второго ряда располагается "Тайная вечеря".

    Икона с правой стороны от Спасителя называется "храмовой иконой" и изображается на ней святой или событие, которому посвящено возведение данной церкви. С левой стороны от Богоматери размещают "икону местного ряда" с образом святого, особо чтимого в данном регионе.

    На южных дверях (справа от молящегося) и северных (слева) чаще всего изображены архангелы Михаил и Гавриил или архидиаконы Стефан и Лаврентий соответственно, но иногда используют и другие вариации.

    Все остальные образы в местном ряду занимают святые, высоко почитаемые в этой местности.

    Одноуровневый иконостас относят к византийскому стилю и устанавливают сегодня обычно в небольших церквях либо при необходимости сделать алтарную преграду частью пространства храма, не преграждая обзор росписи самого алтаря.

    Двухярусные иконостасы

    2. Второй чин располагается над местным и называется "праздничным". Состоит этот уровень из 12 праздников (Вознесение, Рождество, Преображение и другие значимые с точки зрения Церкви события). А в центре всей композиции этого уровня находится икона "Тайная вечеря".

    Примечательно, что в более ранние периоды этот уровень находился выше Деисуса, на третьем уровне, но позже его сместили ниже, чтобы прихожане смогли лучше изучить праздничные иконы.

    Двухярусные иконостасы также как и одноярусные, создаются по византийскому образцу. Их возведение часто обусловлено архитектурными особенностями храма. Например, когда возникает необходимость подчеркнуть полукупол апсиды алтаря.

    Трехярусные иконостасы

    3.Третий чин считается самым важным, центральным и носит название "Деисус". В центральной части этого ряда размещается икона "Спас в силах", изображающая Иисуса в качестве судьи, а (по бокам пророки) с двух сторон отображены святые, которые обращаются к Христу с молитвами.Именно поэтому этот ярус и носит такое название, происходящее от греческого "деисис", что означает "Моление".

    Трехуровневый иконостас достаточно распространен (по сравнению с одно- и двухуровневым) и также как и предыдущие два вида создается по прототипу византийского образца. За счет своей высоты органически вписывается в храмовое пространство, воссоздавая единую композицию с настенными фресками.

    Четырехярусные иконостасы

    4. Четвертый чин называется "пророческим". В то время как третий ряд своими иконами относит верующих к Новому Завету, то этот ярус переносит во времена Ветхого Завета, когда пророками было предсказано рождение Христа. В центральной части изображается Богоматерь с младенцем на троне, а по бокам размещаются пророки.

    Четырехуровневый иконостас появился впервые на Руси, когда было принято считать, что всю церковную историю было бы уместно отображать на сооружении, которое будет отделять алтарь от всей остальной части храма.

    Пятиярусные иконостасы

    5. Пятый чин носит название "праотческого" и отсылает верующих к еще более давним событиям. На этом уровне по бокам отображают праотцов - от Адама до Моисея. В центральной части изображают "Ветхозаветную Троицу", символизирующую предвечный совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога во имя искупления греховного падения человека. Венчает иконостас изображение распятия.

    Пятиярусный иконостас относят к классическому высокому русскому иконостасу, который является наиболее распространенной вариацией выделения алтаря от остальной части церкви на сегодняшний день. Такой вид иконостаса позволяет реализовать концепцию "храм в храме", когда сам иконостас выступает в роли отдельного храма, в которое заключается святое место.

    Шестиярусные и семиярусные иконостасы

    6-7. Иногда над праотческим рядом размещают шестой и седьмой чин, которые называют "страстными". Шестой ярус посвящают Страстям Христовым, на котором изображаются муки Иисуса в течение недели перед распятием и Воскресением. Седьмой ярус посвящают Страстям апостольским.

    В любом случае, какой бы иконостас Вы не выбрали, для реализации проекта на высоком уровне необходима профессиональная работа настоящих специалистов. Компания "Исакидис" предлагает изготовить иконостасы для храма из природного камня. На основании эскизного проекта архитекторы "Исакидис" разрабатывают рабочие чертежи, а художники прорабатывают оформление иконостаса. В процессе проектирования активно используются компьютерное моделирование и 3D-технологии. Современное высокоточное итальянское оборудование дает возможность воплотить в реальность сложнейшие изделия.

    Вы можете выбрать в нашем каталоге камня любой понравившийся материал и заказать проект. Обратившись в компанию ИСАКИДИС Вам больше не о чем беспокоиться - все остальное за Вас сделают наши специалисты.

    Инкрустация иконостаса

    По желанию заказчика любая модель может быть украшена полудрагоценными и драгоценными камнями. Например, иконостасы из мрамора, изящны и неповторимы, и обладают особой одухотворенностью - ведь над созданием камня трудилась сама природа. Натуральный мрамор с его необычным узором предоставляет широчайшую палитру выбора и придает готовому изделию индивидуальность и величие. А украшение полудрагоценными и драгоценными камнями позволяет придать по-настоящему роскошный вид.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры