Исаак ильич левитан певец русской природы. Левитан: еврейский певец русской природы

Главная / Любовь



Не то, что мните вы, природа: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть любовь, В ней есть язык... В ней есть язык... Ф. И. Тютчев Ф. И. Тютчев


Исаак Ильич Левитан


Родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года, в посаде Кибарты (Литва), в семье железнодорожного служащего е годы - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье еще трое детей (две дочери и сын) семья Левитанов переезжает в Москву Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый "оригинальный" класс переведен во 2-ой, "головной" класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомство в Михаилом Нестеровым умирает мать Левитана. Начало дружбы с Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым умирает отец Левитана. На ученической вставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана - "Вечер" и "Солнечный день. Весна" родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года, в посаде Кибарты (Литва), в семье железнодорожного служащего е годы - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье еще трое детей (две дочери и сын) семья Левитанов переезжает в Москву Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый "оригинальный" класс переведен во 2-ой, "головной" класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомство в Михаилом Нестеровым умирает мать Левитана. Начало дружбы с Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым умирает отец Левитана. На ученической вставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана - "Вечер" и "Солнечный день. Весна".


Апреля - первый отклик на пейзажи Левитана в печати. 2 июня - получает "малую серебряную медаль" за этюд масляными красками на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж "Вид Симонова монастыря", который пользуется большим вниманием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитана на стипендию генерал-губернатора Москвы В.А.Долгорукого январь - П.Третьяков приобретает картину Левитана "Осенний день. Сокольники" вместе с Константином Коровиным работает на этюдах в Звенигороде совет преподавателей исключает Левитана из училища "за непосещение классов участвует в создании декораций к феерии А.Н.Даргомыжского "Русалка". В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж "Река Истра" и дарит его Чехову апреля - первый отклик на пейзажи Левитана в печати. 2 июня - получает "малую серебряную медаль" за этюд масляными красками на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж "Вид Симонова монастыря", который пользуется большим вниманием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитана на стипендию генерал-губернатора Москвы В.А.Долгорукого январь - П.Третьяков приобретает картину Левитана "Осенний день. Сокольники" вместе с Константином Коровиным работает на этюдах в Звенигороде совет преподавателей исключает Левитана из училища "за непосещение классов участвует в создании декораций к феерии А.Н.Даргомыжского "Русалка". В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж "Река Истра" и дарит его Чехову.


Первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомство с С.П.Кувшинниковой первая поездка на Волгу (май месяц), неудачная и разочаровывающая вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе Левитан создал некоторые из своих шедевров получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину "Тишь" П.Третьяков приобретает картины Левитана "После дождя. Плес" и "Вечер. Золотой Плес". Первая поездка за границу. Лето вместе с С. П. Кувшинниковой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма) принят в члены Товарищества передвижных художественный выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана "Тихая обитель" пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи, выставленные Левитаном первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомство с С.П.Кувшинниковой первая поездка на Волгу (май месяц), неудачная и разочаровывающая вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе Левитан создал некоторые из своих шедевров получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину "Тишь" П.Третьяков приобретает картины Левитана "После дождя. Плес" и "Вечер. Золотой Плес". Первая поездка за границу. Лето вместе с С. П. Кувшинниковой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма) принят в члены Товарищества передвижных художественный выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана "Тихая обитель" пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи, выставленные Левитаном.


Создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем". Направляет для русского отдела Всемирной выставки в Чикаго знаменитую картину "Вечерний звон" ("Вид монастыря накануне праздника") создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем". Направляет для русского отдела Всемирной выставки в Чикаго знаменитую картину "Вечерний звон" ("Вид монастыря накануне праздника") дарит Павлу Третьякову картину "Владимирка". Вторая поездка за границу создает ряд шедевров яркого, праздничного характера - "Март", "Свежий ветер. Волга", "Золотая осень" в Мюнхене на международной выставке с успехом экспонируются картины Левитана. Поездка по Ладожскому озеру в поисках "мотива для новой песни" тяжело заболевает (расширение аорты, порок сердца). Создает картину "Весна. Большая вода". Третья поездка за границу августа собрание Академии художеств присваивает Левитану звание академика. 1 сентября - начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества по рекомендации врачей едет в Крым. Гостит в Ялте у А.П.Чехова. В русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонируются пейзажи Левитана умирает 22 июля 1900 года в Москве...


"Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался - ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности." (Юон К.Ф.)






Исаак Ильич Левитан - русский художник. Родился 18 августа 1860года в местечке Кибарты, ныне Кибартай (Литва). Отец Левитана - учитель иностранных языков, переводчик. Семья художника жила очень бедно, тех грошей, что получал отец за уроки французского, едва хватало на пропитание. Однако, когда у детей появилось влечение к искусству, родители восприняли это с радостью и всячески им в этом помогали. В результате, сначала старший сын Авель, а потом и Исаак поступили в Московское училище живописи.

Начало карьеры предвещало быть светлым и удачным, но вскоре умирает его мать, а потом и отец от тифа. В семнадцать лет Исаак Левитан оказался на улице, нищенствовал и скитался. За неуплату его исключают из училища. Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Вскоре, за преуспевание в искусстве, совет учителей решает освободить Левитана от уплаты и даже назначить ему небольшую стипендию, так как состояние живописца было поистине бедственным. Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Он не опустил руки, а продолжал писать прекрасные картины, которые теперь висят во всех самых знаменитых музеях мира.

В семнадцать лет Левитан стал учеником Василия Григорьевича Перова. Иногда к занятиям подключался друг Перова Саврасов. Оба учителя были художниками-передвижниками. Они сразу заприметили талантливого парня и взяли Левитана в свою мастерскую.

Несмотря на то, что Исаак долго бедствовал, скитался, голодал, порой ночевал где придётся - на чердаках и на улице, его картины оценивали многие ведущие художники того времени. Они восхищались его талантом, глубиной передаваемого образа, серьёзностью преподнесения живописи. Его картины начинают появляться на выставках.

Вырваться из нищеты ему помог театр. Он пишет декорации к операм и постановкам. Небольшие заработки помогли ему поехать в Крым. После того, как он привёз картины из Крыма то обрёл настоящую известность. Все картины раскупились за короткое время. Исаак Левитан за свою жизнь написал около тысячи картин. Был дружен с великими людьми его эпохи, но в 1896 году от болезни сердца Исаак Ильич Левитан - великий русский художник покинул этот мир, оставив после себя великое наследия русской культуры.

Берёзовая роща

Близ Бордигеры

Бурный день

Избушка на лугу

Лесные фиалки и незабудки

Лес зимой

Летний вечер. Река

Мостик. Славинская слобода

Над вечным покоем

На севере

Ненюфары

Осенний день. Сокольники

Осень. Охотник

Пчельник

После дождя. Плес

Тихая обитель

Тростник и кувшинки

И. И. Левитан, картины которого всем хорошо известны с детства, создал за свою недолгую жизнь более тысячи картин, рисунков и этюдов. Весь свой дар он отдал людям, оставив себе ни с чем не сравнимое счастье творца.

Детство и юность будущего художника

Будущий певец родился 30 августа 1860 года в небольшом местечке вблизи Кибарты, находившейся на территории нынешней Литвы. Отец будущего художника был и постарался помочь своим детям, Исааку и его брату Авелю, получить знания. Первоначальное образование братья получили дома под его руководством. Жизнь в отдалении от культурных центров страны не сулила никаких перспектив, и семья Левитанов переехала в Москву. У Исаака Ильича с самых ранних лет проявился талант к рисованию, и, несмотря на крайнюю бедность, он сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Годы учёбы были необыкновенно тяжелы для молодого студента. Один за другим умерли родители, и Исаак должен был сам заботиться о куске хлеба. Но было и много радостного. Талант, помноженный на упорство, помогли ему сразу войти в число лучших студентов училища. Его работы занимали первые места на конкурсах и приносили награды. Судьба послала ему замечательных педагогов, В. Г. Перова, А. К. Саврасова и В. И. Сурикова. Именно эти люди помогли в полной мере раскрыться таланту молодого живописца. Но самое главное, они ввели его в круг знаменитого общества художников-передвижников.

Первый настоящий успех

В марте 1877 года Москва встречала пятую передвижную художественную выставку. Впервые Леитан демонстрировал свои работы в одних залах с признанными мастерами кисти. Успех оказался неожиданным и шумным. Особенно отмечалась его картина "Осень". Левитана переполняло счастье. В те годы высшей оценкой работы каждого художника была покупка его полотна Третьяковым для своей знаменитой галереи. Очень скоро картины Левитана появились в его залах.

Через некоторое время в жизни Левитана произошло ещё одно важное событие. Известный меценат и создатель частной оперной труппы, Савва Морозов, набирал группу художников для оформления своих постановок. Был приглашён и И. И. Левитан. Картины его были хорошо известны Морозову. Работа в театре не только помогла в развитии таланта художника, но укрепила материально. Он отправляется в поездку на Волгу.

Поездка на Волгу и за границу

Великая русская река была известна ему, главным образом, по стихам Некрасова и картинам Репина. Из поездки Левитан привез целую серию картин. Широко известны из них такие, как "Вечер на Волге", "Золотой плёс", и многие другие. И вновь его полотна в Третьяковской галерее. Это уже не просто успех, это триумф.

И. И. Левитан, картины которого столь популярны в России, отправляется за границу. В Париже, Берлине и Риме он посещает крупнейшие музеи мира и изучает работы старых мастеров. Разумеется, это приносит пользу, но долго оставаться вдали от России он не может. В своих письмах друзьям художник рассказывает о том, как тянет его домой, к родным русским пейзажам.

Создание картины "Вечерний звон"

Впереди была одна из самых знаменитых его работ. Картина Левитана "Вечерний звон" никого не может оставить равнодушным. Это столь знакомое всем полотно наполнено необыкновенным лиризмом и теплотой. Идея картины появилась у Левитана в Слободке под Звенигородом. Там довелось ему наблюдать Саввино-Сторожевский монастырь в лучах заходящего солнца.

Художника поразила красота увиденного. Но работу над картиной он начал в Юрьевце, где на берегу озера расположен Кривозерский монастырь. Таким навеяна двумя монастырями. Многие исследователи творчества художника полагают, что ощущать поэзию старых храмов научил его Саврасов.

Последние годы жизни художника

В 1897 году было представлено широкой публике ещё одно полотно, ставшее шедевром русской пейзажной живописи. Это Сравнительно скромная по размерам, она масштабна по содержанию. Весеннее возрождение жизни, пробуждение новых сил и надежд являются её основными мотивами.

И. И. Левитан, картины которого вошли в золотой фонд отечественной культуры, прожил недолгую жизнь. Он скончался 4 августа 1900 года, как бы подводя итог развитию живописи 19-го века.


План:

I. Певец русской природы

II. Краткие сведения биографии

III. Творчество Левитана

IV. Описание картины «Март»

V. Картины Левитана: «Март», «Владимирка», «Осенний день. Сокольники.»

VI. Заключительная статья

I . У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в стране свои любимые места и были свои пристрастия. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним своим современникам и потомкам.

Но ни у кого из художников природа средней России не была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана. Почти никто из художников до Левитана не показал глубокого очарования, таящегося в простоте русского пейзажа. Почти никто до Левитана не показал величия наших просторов, скрытую силу наших мягких, подчас как бы затушеванных красок, всю живописность самых обычных вещей – от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе. Вглядываясь в картины Левитана, мы ловим себя на том, что написанное этим превосходным художником мы много раз видели вокруг себя, но не запомнили. Все это проскользнуло мимо нас, как пейзаж за окнами вагона.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет вглядеться в природу и передает нам свою любовь к родине. Большинство из нас умеет просто смотреть, тогда как мы должны учиться вглядываться, пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы откроем в окружающей нас природе такое разнообразие форм и красок, о каком раньше и не подозревали. Вот такому углублённому наблюдению природы учат нас художники и в первую очередь Левитан.

При жизни Левитана было принято искать и находить в его картинах различные оттенки грусти, печали и даже уныния. Время было унылое. Оно пыталось окрасить все окружающее в свой цвет. Левитановское уныние – это, конечно, глубочайшая неправда. Как можно назвать печальным художника, раскрывшего все богатство красок русской природы во всей их непрерывной изменчивости?! Как можно говорить о грусти художника, картины которого пропитаны до последней нитки на холсте любовью к своей стране?!

Грусти не было и нет. Но иногда при виде картин Левитана у нас появляется вполне законное сожаление, что мы не можем вот сейчас, в эту минуту, немедленно перенестись в те места, которые изображены на полотне. Это вовсе не грусть, это совсем иное – действенное, живое, плодотворное, всем знакомое чувство, которое мы называем грустью только потому, что не можем его точнее определить.

Всю жизнь Левитан отдал тому, чтобы воспеть нашу родную страну. Поэтому так велика наша благодарность художнику.

II . Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку, на которой рукой Левитана было написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты его жизни.

Он родился в небогатой еврейской семье железнодорожного служащего. Рано потеряв отца и мать, остался без всяких средств к существованию. Его детство и юность были полны лишений, унижения. Как еврей он не раз подвергался различным гонениям. Даже будучи всеми признанным, знаменитым художником, он был вынужден оставить Москву, и только упорные хлопоты его друзей позволили ему вернуться и получить право жительства в ее окрестностях. В 1873г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа – сначала А.К.Саврвсов, затем В.Д.Поленов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники.», «Мостик. Саввинская слободка.») словно говорят: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование ее пейзажей в другом. Здесь все требует неторопливого, вдумчивого взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворенная.

III . Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается еще простор – и так без конца («После дождя. Плес»). Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист». В картине «У омута» Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут – место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния – здесь сводят счеты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец К.А.Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе…Я бы хотел выразить грусть».

Подобные чувства вызывает и знаменитое полотно «Владимирка». Пустынная, бескрайняя дорога – путь осужденных на каторгу – рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» - слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо – символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

Одна из самых лирических картин Левитана – «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворенности, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображен летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещенный последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушенные, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

В 1894 – 1895 гг. в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ – «Золотая осень». Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX XX вв., изображавшие природу, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана – признавая или отвергая его живописную манеру.

IV . Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в. Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не заявились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней – все предвещает весну: вся природа, все предметы – все пронизано ожиданием. Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

Левитан давно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых фигурок. Но лошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа: убрать ее из картины нельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела. Здесь ничего и не происходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим вместе с этой деревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами любоваться этой первой улыбкой пробуждающейся весны.

Недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустая скворечня на высоких еще голых ветвях тополя напоминает, что скоро должны вернуться ее обитатели, незакрытая дверь служит приметой того, что здесь только что был человек. Построение «Марта» отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают жителя в картину, помогают ему мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана «Март» отличается более замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две разные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простые соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность, и завершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. В отличие от более ранних пейзажистов, которые стремились показать весь предмет, уместить в пределах картины все дерево, весь дом, Левитан складывает свою картину как бы из отдельных отрывков, срезанных рамой, но все эти части, фрагменты образуют законченное целое, составляют своеобразное единство. Никогда еще прежде он не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома, на опушке леса.

VI . Левитан сумел по-новому, свежо, проникновенно передать красоту деревенской улицы, трогательную околицу села, загадочность омута, осенний листопад, дрожащие обнаженные осины и рощи белоствольных берез, мартовскую оттепель и голубые тени на рыхлом ноздреватом снегу. Все сияло, пело и совершенно покоряло зрителей, узнавших в левитановских пейзажах свое, сокровенное, родное, чему название – Русь.

Критики окрестили Левитана «певцом закатов и осенней скорби». Но он не любил этого прозвища.

Левитан умер за несколько лет до первых вспышек народных восстаний 1905г. Он ждал их, в них верил. Но старый недруг бедняков – туберкулез – свалил мастера в период наибольшего расцвета его таланта.

Сейчас многие работы Левитана находятся в Третьяковской Галерее. С их появлением, появлением работ Репина, Сурикова и многих других современников этих живописцев настает блистательный период русского искусства.

«Владимирка». 1892г., Государственная Третьяковская Галерея

«Март», 1895г., Государственная Третьяковская Галерея

«Осенний день. Сокольники.» 1879г. Государственная Третьяковская Галерея

Список используемой литературы :

1) М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев, М.Г.Неклюдова, энциклопедия «Искусство», изд.: «Просвещение», Москва, 1969г., с.440-442

2) М. Аксенова, «Энциклопедия для детей», том 7,

«Искусство», часть вторая, изд.: «Аванта плюс»,

Москва, 1999г., с. 392-395

3) «Государственная Третьяковская Галерея», изд.:

«Искусство», Москва, 1988г., с.187

4) энциклопедия «Что такое? Кто такой?», том 1, изд.:

«Просвещение», Москва, 1968г., с. 400-401

Исаак Ильич Левитан – русский художник. Родился 18 августа 1860года в местечке Кибарты, ныне Кибартай (Литва). Отец Левитана – учитель иностранных языков, переводчик. Семья художника жила очень бедно, тех грошей, что получал отец за уроки французского, едва хватало на пропитание. Однако, когда у детей появилось влечение к искусству, родители восприняли это с радостью и всячески им в этом помогали. В результате, сначала старший сын Авель, а потом и Исаак поступили в Московское училище живописи.

Начало карьеры предвещало быть светлым и удачным, но вскоре умирает его мать, а потом и отец от тифа. В семнадцать лет Исаак Левитан оказался на улице, нищенствовал и скитался. За неуплату его исключают из училища. Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Вскоре, за преуспевание в искусстве, совет учителей решает освободить Левитана от уплаты и даже назначить ему небольшую стипендию, так как состояние живописца было поистине бедственным. Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Он не опустил руки, а продолжал писать прекрасные картины, которые теперь висят во всех самых знаменитых музеях мира.

В семнадцать лет Левитан стал учеником Василия Григорьевича Перова. Иногда к занятиям подключался друг Перова Саврасов. Оба учителя были художниками-передвижниками. Они сразу заприметили талантливого парня и взяли Левитана в свою мастерскую.

Несмотря на то, что Исаак долго бедствовал, скитался, голодал, порой ночевал где придётся - на чердаках и на улице, его картины оценивали многие ведущие художники того времени. Они восхищались его талантом, глубиной передаваемого образа, серьёзностью преподнесения живописи. Его картины начинают появляться на выставках.

Вырваться из нищеты ему помог театр. Он пишет декорации к операм и постановкам. Небольшие заработки помогли ему поехать в Крым. После того, как он привёз картины из Крыма то обрёл настоящую известность. Все картины раскупились за короткое время. Исаак Левитан за свою жизнь написал около тысячи картин. Был дружен с великими людьми его эпохи, но в 1896 году от болезни сердца Исаак Ильич Левитан – великий русский художник покинул этот мир, оставив после себя великое наследия русской культуры.

Берёзовая роща

Близ Бордигеры

Бурный день

Избушка на лугу

Лесные фиалки и незабудки

Лес зимой

Летний вечер. Река

Мостик. Славинская слобода

Над вечным покоем

На севере

Ненюфары

Осенний день. Сокольники

Осень. Охотник

Пчельник

После дождя. Плес

Тихая обитель

Тростник и кувшинки

Вечер на Волге

Вечерние тени

Вечерний звон

Вечер. Золотой плес

Весна. Большая вода

Ветхий дворик. Плес

Владимирка

Заросший пруд

Золотая осень

Золотая осень. Слободка

Источник http://art-assorty.ru/130-levitan-hudozhnik-kartiny.html

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры