История возникновения колоколов на руси. “Колокола земли русской” Какой металл используют в изготовлении языка колокола

Главная / Любовь

История колоколов начинается с бронзового века (4-1 тысячелетия до нашей эры), характеризующегося распространением по всему миру металлургии меди и её сплавов и изготовлением на их основе боевого оружия, орудий труда, предметов быта и т.д. Археологами найдены бронзовые бубенцы и колокольчики при раскопках древних городов Китая, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, возраст которых восходит к 20 веку до н.э. Уже к началу нашей эры в период зарождения Христианства бронзовые колокола и колокольчики получили широкое распространение и выполняли как культовые, так и светские функции.

Во времена гонения христиан (1-3 века н.э.) не могло быть речи об использовании колоколов в их церковной службе. Призыв к богослужению производился через особых лиц из низших клириков, называвшихся народособирателями. Позже стали призывать в храм возглашением перед дверьми каждой семьи "аллилуйя" или употребляли колотушку, ударяя ею в дверь монастырской кельи. К концу 3 века в храмах и монастырях уже повсеместно применялись била и клепала, то есть деревянные или металлические доски, в которые били молотком (колотушкой). После прекращения гонений на христиан в 311 году римский, а затем византийский император Константин Великий пытался внедрить для призыва к богослужению духовые инструменты - трубы, но они после его смерти просуществовали недолго.

До 5 века колокола редко использовались в церковной службе. Они делались литыми, кованными, клёпанными, имели небольшие размеры и самую различную форму, звучали неважно. Толчком к их распространению явилось изобретение в начале 5 века епископом г. Нола провинции Кампана в Италии Святым Павлином (353-431) тюльпанообразной формы бронзовых колоколов и организация им массового их производства в его провинции. Легенда гласит, что, возвращаясь однажды после службы домой, он прилег в поле отдохнуть и заснул. Во сне ему снились ангелы с полевыми цветами-колокольчиками, от которых шли приятные звуки. Он так был поражён виденным, что, придя домой, сразу приказал мастерам отлить несколько бронзовых колокольчиков по типу полевых. Они оказались удачными и эта форма колоколов , названных "кампанами", стала быстро распространяться по всей Европе, а наука о колоколах стала называться кампаналогией. Название "кампаны" в отношение колоколов также часто встречается в церковно-славянских книгах.

Первое документальное упоминание об использовании колоколов в церковной службе христиан относится к 6 веку. Официальное же введение колокольного звона в церковную службу принадлежит Римскому Папе Сабиниану в 604-606 годах. После этого колокола стали быстро распространяться в Западной Европе вплоть до Англии и особенно в 8-9 веках. Появление же колоколов на Руси связывают вообще с распространением Христианства в восточноевропейских странах. В Византии, откуда пришло к нам Православие, впервые колокола появились в 865 году, когда венецианский дож Орсо I прислал в подарок константинопольскому царю Михаилу III дюжину небольших колоколов , которые повесили на специально выстроенной башне рядом с Софийским собором. Однако, как полагают ученые, колокола попадали на Русь главным образом не через Византию, а через другие западные страны (причём часто в качестве военных трофеев). Тому также свидетельство лингвистика. Старославянское слово "клакол" и русское "колокол" по звучанию близки к немецкому "glocke", а византийское "камбана" и церковно-славянское "кампан" - к латинскому "сатрапа". До наших дней сохранились целыми лишь два древнерусских колокола домонгольского периода и фрагменты ещё 40 колоколов. Размер нижнего диаметра этих колоколов колеблется от 30 до 60 см. Бронза, из которой они литы, содержит 20-24 процента олова. На одних из них помещены надписи на старославянском языке, на других (видимо, завезенных с Запада) - на латинском. Однако по форме они практически одинаковы и аналогичны западноевропейским колоколам того времени типа "улей", "сахарная голова" или колоколам монаха Тео-фила. Это сходство может говорить о том, что в тот период во всех христианских странах колокола изготовлялись по единому стандарту и что оптимальное процентное соотношение меди и олова в колокольной бронзе уже было достигнуто в ту пору. На Руси колокола не сразу стали столь же распространёнными и ценимыми, как традиционные с давних времен била (бильца, клепала), представлявшие собой особые доски, в которые ударяли колотушкой (молотком, клепалом, током). К колоколам относились настороженно как к пришельцам с католического Запада. До 15 века в yставах Киево-Печерского и других монастырей на Руси звон в колокола не предусматривался. Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) также был противником колоколов, гулкий металлический звон которых резал слух, и первые колокола в основанном им Свято-Троицком монастыре были установлены только через 30 лет после его кончины.

Признав за колоколами известное право, била, стоявшие у истоков православного звона, ещё долго держались, особенно в монастырях и сельских храмах. Так, проведённая во второй половине 17 века (века расцвета колокольного искусства на Руси) перепись церковного имущества в Новгородской епархии показала, что в то время била использовались в подавляющем числе монастырей и храмов. К сожалению, традиции использования бил в церковной службе постепенно забывались и к 20 веку тонкости ремесла их изготовления и умения звона на них в России были практически утрачены за исключением некоторых монастырей и старообрядческих приходов на Алтае, в Сибири, Украины и других местах.

Производство колоколов на Руси прошло через те же этапы, что и на Западе. Сначала колокола лили монахи, но затем колокололитейное дело перешло к ремесленникам. Среди литейщиков, работавших на Руси, вначале было немало мастеров, выписанных великими князьями из западных стран. Но, начиная с 15 века, стали выдвигаться таланты и среди русских литейщиков. К сожалению, о многих нам ничего не известно, так как до середины 16 века на колоколах обычно не принято было делать надписи и украшения, а в летописях в основном упоминали тех, кто заказывал колокола или в честь кого они лились.

Надо отметить, что профессия литейщика колоколов (а часто оно совмещалось с литьём пушек) очень ценилась и передавалась по наследству. Литейщики имели большие льготы, надел земли, получали сравнительно большое жалование и давали присягу, что будут достойно вести себя на работе и в быту. Чтобы стать литейщиком, каждый новичок должен иметь рекомендацию и поручительство нескольких мастеров. После успешного выполнения важных государственных заказов обычно литейщики награждались ценными подарками. Но высшей наградой для них было присвоение звания "государев мастер" и помещение их фамилии или имени на отлитых ими изделиях.

С возрастанием мощи Московского княжества и объединения всех земель в единое Российское государство росла как церковная, так и светская роль колоколов . Храмы и монастыри старались приобрести всё большее количество колоколов и больших размеров. Этому способствовало также улучшение качества звучания колоколов за счёт выбора оптимального профиля. В 16-17 веках русские умельцы разработали уже свой профиль и методику его построения, которые остались практически без изменения до наших дней. При этом технология отливки была доведена до такого совершенства, что позволяла отливать колокола с заранее заданными свойствами.

В 1734-1735 годах императрица Анна Иоанновна решила отлить колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Отливку этого непревзойденного гиганта начал литейщик Иван Моторин и после его смерти завершил ее его сын Михаил. Для дальнейшей его очистки колокол подняли на деревянные стропила. Предполагалось также для него построить специальную колокольню, так как он не влезал в колокольню "Иван Великий" и на Успенскую звонницу. Но вскоре случился сильный пожар в Москве и Кремле; деревянная конструкция, на которой весел колокол, загорелась и колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упавшие на колокол горящие брёвна могут его расплавить, народ стал поливать его водой. После пожара обнаружили, что от колокола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу колокола - его падение в яму или температурные напряжения при его поливании водой - не известно. Так и ни разу не позвонив, колокол пролежал в земле более 100 лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли, очищен и поставлен на постамент в Кремле рядом с колокольней "Иван Великий" по проекту итальянского инженера-учёного Монферана, где он и продолжает находиться до сих пор. С тех пор было много проектов по его восстановлению, но тщательное его исследование в 1970-х годах показало, что он имеет много трещин и ремонту не подлежит.

Заказчиками колоколов обычно выступали царская семья, бояре, слободы или монастыри (храмы), которые отливали колокола в честь святых, чудотворцев или имени, которому посвящен храм. Звонницы обычно формировались, начиная с малых колоколов . Приобретение и подвеска нового, большего размера колокола всегда были праздником для народа. По традиции часто 1/3 стоимости колокола давал храм, ещё 1/3 давал благодетель (меценат, спонсор) и остальную часть народ собирал "с кружкой", то есть всем миром.

В конце 19 века русские колокола приобрели мировую славу. На многих международных выставках были представлены изделия российских колокололитейных заводов, а их владельцы награждены золотыми и серебряными наградами. Наши колокола отличались не только своим тембром, но и исключительно высоким художественным оформлением, что делало их уникальными произведениями искусства. Помимо этого некоторые крупные производители, мечтая выйти на международный рынок, стали подтачивать колокола и составлять из них звонницы, настроенные на нотный ряд в 2-3-4 октавы с целью исполнения на них различных мелодий. Однако эта деятельность не получила дальнейшего развития в связи с начавшимися в начале 20 века трагическими событиями в России.

Наивысшей наградой у колокольщиков России было право изображать на своих изделиях государственный герб (т.н. "право герба"). Далее по важности шли медали: большая и малая золотая, большая и малая серебряная и бронзовая. За успешное выполнение правительственных заказов нередко владельцы колокололитейных заводов награждались правительственными орденами и юбилейными медалями. Некоторые из них становились почётными гражданами своих городов. Для мастеров-литейщиков наиболее почётным считалось помещение их фамилии на отливаемых ими изделиях, но не все владельцы колокололитейных заводов шли на такое поощрение мастеров, так как при крупном промышленном производстве колоколов в их изготовлении принимало участие большое количество специалистов.

Надо отметить, что, начиная с давних времен, колокольные мастера искали замену колокольной бронзе. Что только они не пробовали: чугун (первые чугунные колокола на Руси были отлиты при Иване Грозном), серебро, стекло, фарфор и другие материалы, но вывод был один - лучше колокольной бронзы трудно придумать.

Постепенно колокола становились из предметов литья в художественные произведения. Хотя качеству звучания всегда уделялось большое внимание, колокольные мастера со временем всё больше вкладывали сил в оформление колоколов. До 15 века колокола были в основном гладкие, надписи содержали время изготовления и религиозные тексты, имена мастеров-литейщиков не ставились. До 13 века буквы вырезались (гравировались) в теле колокола, а с 14 века стали делаться выпуклыми. Впоследствии содержание надписей усложнялось, их стали посвящать историческим событиям, государям, дарителям и т.д. Надписи выполнялись на церковно-славянском, русском или латинском языках, иногда стихами, криптограммами и т.п. Постепенно выработался русский стиль узоров, различных украшений и изображений, в том числе икон и святых.

Становясь всё более благозвучными и громкими, колокола использовались на Руси для:

Церковной службы

Созывания народа на вече (народные собрания)

Указывания дороги заблудившимся путникам в ненастье

Оповещения об опасности или несчастье (пожар и т.д.)

Призыва на защиту Родины

Приветствования победных войск

Полюбив колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокола имеют какую-то волшебную силу и их отожествляли с живым существом.

Колокола на Руси подвешивались различным способом:

1. На деревянных столбах, перекладинах и даже деревьях.

2. В особых сооружениях: колокольнях и звонницах.

3. Под крышей храма в одном или нескольких куполах.

4. При входе в храм: над папертью, в арках крыльца, на особых небольших (переносных) звонницах.

5.Внутри храма с западной стороны (напротив алтаря).

В домонгольский период церкви на Руси были небольшие и деревянные и они не требовали каких-либо сложных сооружений для колоколов .

На Руси специальные сооружения для колоколов - звонницы и колокольни - стали строить с 11 века, в то время как на Западе с 7 века. Сперва, они были деревянные, а с 15 века стали делаться из камня и в первую очередь в наших крупных городах: Москве, Новгороде, Пскове и других. Стили этих построек были самые различные. Вначале они устанавливались отдельно от храма, так как часто служили и в качестве сторожевых вышек (иногда они были частью крепостных сооружений). Начиная с 16 века, колокольни и звонницы стали строить в ансамбле с храмом, а с 17 века как единое сооружение с ним.

Стиль первых колоколен был очень простой - одноярусное четырёхгранное сооружение под шатровой крышей. Начиная с 16 века, стали строить многоярусные и многогранные здания с открытыми проёмами вверху каждой грани, с круглыми или шатровыми крышами. Затем стили менялись: романский, готический, барроко и, наконец, классический.

Другой тип сооружения для колоколов - звонница, когда колокола располагались горизонтально в проёмах специально построенной для этого стены или на широкой площадке вверху с одним или несколькими пролётами. Звонницы шли из традиций Псково-Новгородской архитектуры. Этот стиль упорно пытался утвердить во второй половине 17 века патриарх Никон, однако он не нашёл дальнейшего распространения.

Надо отметить, что в 16-17 веках особенностью церковного архитектурного строительства являлось обязательное устройство на первых этажах колоколен и звонниц небольших храмов.

Нужно сказать также несколько слов о колокольном звоне внутри храма, так как некоторые сомневаются, не вредит ли он зданию и внутреннему убранству церкви. Вообще использование колоколов для внутрихрамовой службы всегда приветствовался народом, который верил, что их звон изгоняет злых духов (демонов) и приближает души к Богу. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах, неурожаях и прочих бедствиях полагалось неустанно звонить в колокола. До недавнего времени это считалось обычными предрассудками. Однако сегодня экспериментально доказано, что звон колоколов с физической точки зрения полезен, так как исходящий от них (но неслышимый нами) ультразвук очищает воздух храма от пыли и микробов, что благоприятно сказывается и на иконах, настенных росписях и т.д.

Одновременно давно замечено, что колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Учёные связывают это с существованием в человеке биоритмов и резонансных частот для каждого его органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов и бил, успокаивают человека, а высокие - чаще всего возбуждают его. Сегодня появились специальные методики использования колокольных звонов для лечения душевных расстройств человека.

Что касается способа звона, то в колокола сперва пытались звонить молотком (как и в била), языком или раскачкой самого колокола. Последний способ был основным на Западе и используется широко до сих пор. У нас он называется "очепной", например, такой способ звона до сих пор существует в Псково-Печерском монастыре. Но как первый, так и последний способы не прижились на Руси, тем более что их трудно было использовать при звоне в большие колокола и на звонницах с большим количеством колоколов. Кстати, именно из-за раскачки или вращения самих колоколов на Западе не могли использоваться колокола весом более 1500 пудов, так как при их работе не выдерживала конструкция как их подвески, так и колоколен. Что касается Азии, то там большие колокола также использовались для культовых целей (правда, в несколько ином виде). Эти колокола могли подвешиваться как на перекладине, так и ставиться раструбом вверх, но ударяли в них чаще всего колотушкой или подвешенным бревном.

В конечном счёте с 17 века на Руси стал повсеместно использоваться звон путём раскачивания языка, что позволяло легко звонить как в малые, так и в большие колокола. При этом один звонарь мог справляться сразу с 5-7-10 колоколами и вызванивать самые различные ритмические рисунки, да так, что многие иностранцы дивились умению наших звонарей.

Они - «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным набатом, то переливчатым благовестом. У каждого русского колокола своя судьба, своя история. К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…

Вечевой Новгородский колокол

О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.

Угличский набатный ссыльный колокол

До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.

Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря

Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением - это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем. Тайнопись была разгадана лишь в 1822 году. Из нее следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича - "от любви своея душевная и от сердечного желания". В 1930-х годах все колокола монастырской звонницы были сняты и разбиты. Последним «пал» Большой Благовест, самый певучий колокол России, - в октябре 1941 года. Скорее всего, его переплавили на военные нужды. Ныне от него сохранилась лишь часть языка, находящаяся в обители.

Соловецкий пленный колокол

Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» - еще одним символом чудесного спасения обители.

Царь-колокол

«Царь-колокол» относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый "тысячник", установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал этот колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом "Реут" в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 - 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван "Царем-колоколом". Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся "небольшой" кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, "Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.

Колокола Ростова Великого

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем". В следующем году - "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол - в 2000 пудов по имени "Сысой". Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. "Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола - от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: "Красный" и "Козел". Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный - об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны.

Колокола Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры - "Чудотворцев", отлитый в 1420 году при игумене Никоне - преемнике преподобного Сергия Радонежского. "Лебедь", или "Полиелейный" был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам "царь и великий князь Борис Федорович всея Руссии и с царицею". Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или "Воскресный" колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол "Царь", в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов! Зимой 1930 года, исторические колокола "Корноухий", "Годуновский" и "Царь", шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. Об этой трагедии сохранилось свидетельство в дневниках М.М. Пришвина: “11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола... Большой Царь доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами... Когда он упал, то и разбился вдребезги. По-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого.” 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.


П ервоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала .

Семантрон попал на Русь в конце десятого века, одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения. Инструмент здесь был назван "било", а его металлический аналог - "клепало". Согласно некоторым источникам, в Киевской Руси не было тех пород дерева, из которых можно было бы создавать звучные инструменты, поэтому значительно больше были распространены железные или медные клепала.

Самые ранние упоминания о билах на Руси встречаются в Лаврентьевской летописи, написанной примерно в то же время, когда в Восточной Церкви был утвержден Типикон. В этой летописи говорится о том, что била использовались в Печерском монастыре в окрестностях Киева (позже этот монастырь стал Киево-Печерской Лаврой). Первое упоминание била связано с печальным событием - смертью Св. Феодосия, игумена монастыря (1062 - 1074), который после пасхального богослужения смертельно заболел. "После пяти дней болезни, он наказал братии вынести его во внутренний двор. Приблизительно в седьмом часу вечера братья положили его на салазки, вывезли и поставили его перед храмом. Там он попросил созвать всех монахов. Чтобы исполнить его просьбу, стали ударять в било". В том же году било упоминается ещё раз, но уже в связи с менее печальными обстоятельствами. В повествовании о монахе Матвее Прозорливом сказано, что он, выходя из церкви "седе, опочивая под билами".

Различные источники указывают на то, что бронзовые колокола и била или клепала сосуществовали на Руси со второй половины одиннадцатого века. Информация об этих инструментах достаточно скудна, но, относительно того, что касается различий в их использовании, мы можем установить следующее: колокола, как правило, использовались в крупных и богатых городских храмах, а било и клепало преимущественно в монастырях и небольших приходских храмах. Хотя в Печерском монастыре - крупнейшей русской обители на то время - использовалось только било. Что же касается громадного числа приходских храмов и монастырских общин, то они просто не могли позволить себе колокола, и поэтому там ударяли в била или клепала для призыва к богослужению.

Упоминания об использовании бил или клепал (иногда вместе с колоколами) встречаются в рукописях конца четырнадцатого века. В летописи, датируемой 1382 годом, автор повествует о том, что во время разорения Москвы войском ордынского хана Тохтамыша в тот же год, "не бе звонения во колоколы ни в била". Несколькими годами позже, Епифаний Премудрый в написанном им "Житии преподобного Сергия Радонежского", говорит о том, что святой Сергий принял решение ударять в било перед тем, как войти вместе с братьями в Свято-Троицкий монастырь.

Даже в конце XVI века, когда колоколов на Руси стало больше, и их размеры стали увеличиваться, била и клепала ещё не полностью исчезли, особенно в деревенских храмах. В новгородском храме Св. Филиппа использовалось железное клепало до тех пор, пока в 1558 г. там не появился первый колокол. В конце 1580-х годов во многих храмах и монастырях в Новгороде всё ещё использовались била и клепала.

С XVII века и до революции упоминания о билах носят единичный характер, а их использование находится в тени величайших колокольных событий, которые прославили Россию. Колокол известен на Руси издревле, и за сотни лет российской истории колокола стали символом и олицетворением этой истории. Недаром в музыкальных произведениях русских классиков нет ни намека на бильное клепание, а вот колокольный звон является в русской музыке исключительным выразительным средством. Среди летописных текстов нет ни одного свидетельства, где описывалось бы какое-либо народное неудовольствие или сопротивление повсеместному распространению колокольного звона. В народном сознании колокол является одновременно и билом: даже следуя указаниям Типикона, звонари все свои звоны исполняют все-таки на колоколах - и не находят в этом никакого противоречия. Даже язык колокола в некоторых старинных текстах называется "било", а само происхождение слова "колокол" иногда ведут к греческому слову "калкун" (синоним слова "семантрон").

Известны отдельные эпизоды изготовления бил и в XVIII веке (отливка чугунных досок на Петровском заводе), и в XIX веке (отливка на заводе Чарышникова большого била в форме кольца для Киево-Печерской Лавры). В XIX веке старинное металлическое било находилось в Псково-Печерском монастыре, в это било регулярно стучали... сторожа.

В нынешнее время изредка в России предпринимаются успешные попытки восстановления клепания в била. Можно привести, по крайней мере, два примера: клепание ко всенощному бдению в московском подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, а также клепание в малое било в Ново-Тихвинском монастыре Екатеринбургской епархии . Интересно, что среди старообрядцев повсеместно распространены именно колокола, а не била. Вряд ли использование бил приобретет массовый характер в будущем, ведь современные технологии колокольного литья позволяют теперь даже самым малоимущим приходам обходиться без клепания в древо. Но несомненно, била остаются трогательным и памятным явлением православной культуры.

только в конце X века появились колокола.


Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон".

Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.

Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824) , которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти…" В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.

После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.

В XIV в. литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси. Центром литейного дела становится Москва. Особую славу в это время стяжал "россиянин Борис", отливший много колоколов для соборных храмов. Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов.

Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.

Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.

И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров..

При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.

Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров.

Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров 1606 г., Игнатий Максимов 1622 г., Андрей Данилов и Алексей Якимов 1628 г. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит "Царь колокол" (позднее перелитый). В 1667 г. отлит колокол в Савино-Сторожевский монастырь весом 2125 пудов.

В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом царя от1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными.

3. "Царь колокол"


О собое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная сXVI в. этот колокол переливался несколько раз.

Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.

Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734 г. были закончены все необходимые подготовительные работы. Для строительства печей было израсходовано 1214000 шт. кирпича. Но в этом году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г. все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).

До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.

С художественной стороны, "Царь колокол" имеет великолепные внешние пропорции. Украшен колокол изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых Ангелами, находятся надписи (поврежденные). Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхний и нижний фризы украшены пальмовыми ветвями. Украшения, портреты и надписи выполнены: В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым и П. Серебяковым. Хотя часть рельефных изображений при отливке пострадала, но сохранившиеся части говорят о большом таланте русских мастеров.

На изломе цвет колокольной меди беловатый, которого не имеют другие колокола. Принято устойчивое мнение, что, это связано с большим содержанием золота и серебра. После поднятия колокола неоднократно поднимался вопрос о его ремонте. Были смелые решения о спайке отломившейся части, но все попытки оставались только смелыми предложениями.

В царствование Николая I, для колокольни Ивана Великого отливаются в 1817 г. колокол "Большой Успенский" ("Царь-колокол") весом 4000 пудов (отлит мастером Яковом Завьяловым), Ныне самый большой из действующих колоколов в России. Самый лучший по тону и звуку. Самый большой из действующих в мире колокол отлитый в 1632 г. весом 4685 пудов, находится в Японии в городе Киото. колокол "Св. Иоанна" весом 3500 пудов и колокол, получивший название "Новый колокол", весом 3600 пудов. В Петербурге, мастером Иваном Стукалкиным, для Исаакиевского собора в это время отлито 11 колоколов. Интересным является тот факт, что все колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков. Для этой цели их было отпущено из царской казны 65,5 тонн. Самый большой колокол весом 1860 пудов, имел изображения в 5 медальонах русских императоров.

Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый "Благовестник". На этом колоколе было запечатлено целое историческое событие - Крымская война - в прозе и картинах. Монастырь в 1854 г. подвергся жесточайшему обстрелу английского флота, за 9 часов по монастырю было выпущено 1800 снарядов и бомб. Монастырь выстоял осаду. Все эти события были запечатлены на колоколе. В нескольких медальонах располагались изображения: панорама Соловецкого монастыря, посрамленный английский флот, картины боя. Венчали колокол изображения Богородицы и соловецких чудотворцев.

Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой "Сысой" (Получил название в память Ростовского митрополита Ионы (Сысоевич))весом 2000 пудов отлит в 1689 г., "Полиелейный" 1000 пудов в 1683 г., "Лебедь" весом 500 пудов отлит в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13. Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным на три настроя: ионинский, акимовский и дашковский, или егорьевский. Долгие годы в XIX в. гармонической настройкой ростовских колоколов занимался протоиерей Аристарх Израилев.

Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольной меди. Но были колокола и из других металлов. Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В Харькове в Успенском кафедральном соборе был колокол весом 17 пудов из чистого серебра.Отлит колокол при Николае II в 1890 г. на заводе П. Рыжова,. в память избавления от гибели царской семьи при крушении поезда. Бесследно исчез в гражданскую войну. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие, от 1 до 45 пудов.

К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.

4. Устройство колокола


О тличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:

  1. Точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.
  2. Высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола.
  3. Толщиною стен колокола.
  4. Правильным подвешиванием колокола.
  5. Правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.

Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой.

В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания.

Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:

Горизонтальные пояски и бороздки

Орнаментальные фризы (растительные и геометрические)

Выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание

Рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.

На рисунке показана схема колокола:




Украшение колокола несет отпечаток эпохи, соответствует ее вкусам. Обычно включает такие элементы: рельефные иконы, орнаментальные фризы, надписи и орнаменты.

Внутренняя надпись обычно содержит информацию о времени литья колокола, именах заказчика, мастера и вкладчиков. Иногда в надписи встречались слова молитвы, определяя значение колокола как гласа Божьего.


5. Времена молчания


П осле Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти.

Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые "исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению".

Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно "исходя из государственных нужд".

Для ликвидации наиболее ценных колоколов было принято решение о продаже их за границу. "Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов, является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши…", - писал идеолог атеизма Гидулянов.

Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд (изготовление котлов для столовых!).

Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. Особенно ощутимы были изъятия колоколов из древнейших монастырей и городов. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева ,Ризоположенского , Покровского монастырей Суздаля.

Еще более трагичной была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой лавры . За гибелью гордости России - колоколов первой на Руси обители, следили многие. Иллюстрированные печатные официозы типа "Безбожника" и другие печатали фотографии низверженных колоколов. Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов общим весом 8165 пудов. В своем дневнике о событиях в Троице-Сергиевой лавре писатель М. Пришвин сделал запись: "Я был свидетелем гибели… сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи, - это было похоже на зрелище публичной казни".

Своеобразное применение, части московских колоколов, нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.

В 1933 г. на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет, плановым порядком, было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.

В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.

Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.

Правильное расположение колоколов - это одно из важнейших условий качественного колокольного звона.

Не существует какого-либо единого "рецепта" при выборе схемы развески колоколов. Для того чтобы решить столь творческую задачу, специалисту требуется одновременно учитывать множество условий. В этом материале мы попытаемся обобщить основные критерии, определяющие порядок развески колоколов.

Критерии для планирования развески колоколов:

1) Акустический
Специалисту необходимо представить себе общую картину распространения звука от колоколов вокруг колокольни. Иногда приходится даже походить вокруг колокольни и мысленно представить себе с каждой стороны, какие именно колокола будут расположены с соответствующей стороны. Ведь стоит только отойти немного в сторону, и картина восприятия звона может весьма существенно измениться: часть колоколов окажутся скрытыми за пилонами колокольни, другие окажутся напротив слушателя. При дальнейшем движении слушателя картина вновь изменится. Расположение колоколов должно быть таким, чтобы колокольный звон "сопровождал" людей, входящих в храм и выходящих из храма.

Бывает так, что во время трезвона прихожане слышат только свист от неуместно близко расположенной трели, а в это время благовестник "надрывается" в соседнем проеме колокольни, спрятанный за пилоном. В таком случае, нечего пенять только на низкое качество колоколов - следует обратить внимание именно на их развеску.

Иногда пишут, что низкие частоты колоколов якобы огибают препятствия. Не нужно этим обольщаться при оборудовании звона: любое существенное препятствие на пути распространения звука приводит к неизбежному снижению звукового давления. Колокол будет наиболее отчетливо слышен там, откуда видно колокол или откуда видно проем, в котором (за которым) колокол находится.

Следует уделять особое внимание выбору колоколов для расположения их над входом в храм. Такое расположение должно быть наиболее "выигрышным", с точки зрения благозвучия. Вспомним, например, о звоне при Архиерейских богослужениях. Колокольный звон является самым первым приветствием храма при встрече Владыки, звон должен оставлять по себе благоприятную память и после архиерейского отъезда.

2) Музыкально-гармонический
Часто колокола на колокольне не представляют собой некий единый стройный подбор. Некоторые колокола "противоречат" друг другу, не согласуются друг с другом в общем звоне.

Отдельно следует сказать о колоколах малого веса: среди них могут попадаться дублирующие друг друга колокола, иногда резкость звучания одного колокольчика перебивает звучание соседних колоколов подобного веса. И здесь многое также зависит от грамотно выбранной схемы развески колоколов. Иногда звонари формируют даже несколько альтернативных групп зазвонных колоколов.

Развеска средних колоколов также предполагает множество вариантов. Некоторые колокола необходимо располагать только в противоположных зонах колокольни, а совсем неподходящие колокола могут быть и вовсе отставлены от звона.

Итак, не всегда достаточно только "развесить колокола по порядку". Хотя в общем случае действует правило: относительно расположения звонаря колокола располагаются так, чтобы наиболее высокие по звучанию колокола были справа от звонаря, а наиболее низкие - слева. Нужно стараться соблюдать такую последовательность колоколов, при которой колокола все более низкого тона были бы расположены друг за другом. Такой последовательный звукоряд поможет звонарю избежать неожиданностей при управлении подзвоном. Впрочем, в свете вышеизложенного, такая последовательность колоколов является рекомендуемой, но не исключительно обязательной.

3) Конструктивный
Расположение колоколов определяется наличием колоколонесущих балок на ярусе звона и схемой их расположения. Если колокольня старой постройки, то чаще всего уже невозможно менять расположение балок или монтировать новые балки. На многих старинных колокольнях балки расположены очень замысловато. Это и перекрестья балок, и распорки, и проемные балки, и несущие тяги-связи. Во всем этом нужно тщательно разбираться, как бы "читая" замысел строителей и архитекторов. И согласно увиденному, определять расположение колоколов. Если же колокольня только проектируется и никаких балок еще нет - здесь ответственность за будущее удобство ложится именно на специалиста-звонаря, который обязан подсказать проектировщикам, какие балки должны быть предусмотрены и где они должны находиться.

4) Архитектурный
Колокольня или звонница является неотъемлемой частью храмового архитектурного ансамбля. Колокола сами по себе украшают колокольню. И в этом смысле, специалист по развеске колоколов должен обладать неким художественным вкусом. Хаотичное расположение колоколов вызывает ощущение захламленности яруса звона и вовсе не украшает церковное здание. Качественно оборудованный звон красив и внешне, само расположение колоколов имеет существенную архитектурную выразительность. Например, нужно стараться, чтобы колокола в проемах колокольни располагались бы по центральной оси проема.

5) Ландшафтный
Дороги вокруг храма, различные жилые и нежилые строения, реки и многое другое - все это должно влиять на порядок расположения колоколов. Внимательность при планировании развески может позволить в будущем избежать многих проблем - например, конфликтов с жильцами соседних домов (у которых, почему-то, колокол оказался прямо напротив окна). Колокольный звон должен наполнять окружающее пространство, но не быть источником раздражения для окружающих. Не менее важный вопрос - дальность распространения колокольного звона. Эта дальность также может зависеть от грамотного расположения колоколов, с учетом окружающей ландшафтной обстановки.

6) Звонарский
Звонарю должно быть удобно при исполнении звона. Выбор расположения колоколов - это всегда первый шаг в разработке всей системы управления звоном. Чаще всего, при нелогичном распределении колоколов на колокольне, приходится вести сложную и запутанную систему тяг и оттяжек, чтобы звонарь управлял бы всеми колоколами. Увы, в некоторых случаях, одного звонаря для звона становится недостаточно. Разумеется, если во время трезвона необходимо раскачивать в оба края язык благовестника весом пять тонн и более - то необходим второй звонарь. Во всех других случаях нужно добиваться, чтобы звон мог бы производиться все-таки одним звонарем. И здесь схема развески колоколов имеет решающее значение, наравне со схемой расположения тяг колокольных языков.

Во всех арках колокольни, в начале свода арки, обычно закладываются балки для развески колоколов. В сохранившихся старинных колокольнях в этих местах или чуть выше проходят железные связи (тяги). На эти связи можно развешивать мелкие зазвонные и подзвонные колокола. По центру восьмигранных колоколен устанавливают две, а иногда и три балки для размещения необходимого числа больших колоколов от 50 пудов и более. В центре колоколен известных московских храмов Василия Блаженного и Спаса Преображения, что на Песках, размешено по три-четыре больших колокола.

Размещение высокого звонарского помоста определено необходимостью для звонаря свободно ориентироваться в пространстве: видеть начало и конец крестного хода, подъезд архиерея, совершение молебнов вне храма и т.д. Звонарский помост должен максимально приближать звонаря к зазвонным, трельным колоколам и обеспечивать эффективное управление звоном. Обычно помост располагают в арке колокольни на удалении от верха балки колокольни в 180 см. Помост начинается под балкой с колоколами и простирается внутрь на 150 см, так, чтобы звонарь мог отступить от колоколов на удобное расстояние.

История колоколов ведет свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола - бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы колокольчиков.

Китайский колокольчик времен династии Чанг (Chang) 16-11 в. до н.э., диаметр 50 см

В конце XVIII века в России учредили "образцовую почту". Но западный почтовый рожок не прижился на русской земле. Доподлинно не известно, кто прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е годы XVIII века. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае, а их появление легенда связывает с якобы разбившимся здесь Вечевым новгородским колоколом. Подробнее об этом можно узнать на очень интересном сайте Валдайского музея колоколов

В советские годы тысячи русских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено. 20-е годы XX века стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных, станционных… К счастью, в наши дни искусства колокольного литья и колокольного звона возрождаются. А коллекционеры сохранили в своих собраниях колокольчики ямщицкие, свадебные, коридорные, бубенцы, ботала, ропотни и гремки. Недавно Валдайскому музею колоколов частным коллекционером передан в дар редчайший пирамидальный бронзовый колокольчик предположительно II века н.э., найденный неподалеку от Керчи.

А как велико разнообразие сувенирных колокольчиков - и не рассказать. Нет пределов в этом деле, как нет предела таланту и фантазии художника и мастера.

Светлана НАРОЖНАЯ
Апрель 2002г.

Источники:

М.И. Пыляев "Исторические колокола", Исторический вестник, СПб, 1890, т.XLII, октябрь (статья перепечатана в сборнике "Знаменитые колокола России", М., "Отечество-Крайтур", 1994).
Н. Оловянишниковъ "История колоколов и колокололитейное искусство", издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912.
Percival Price "Bells and Man", New York, USA, 1983.
Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology", Princeton, New Jersey, USA, 1985.
Ю. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991.
Сайт мануфактуры "WHITECHAPEL"
Иллюстрации:

И.А. Духин "И заливается задорно бубенец" (статья), журнал "Памятники Отечества" № 2(12), 1985г.
Ю. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991г.
Percival Price "Bells and Man", New York, USA, 1983
Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology", Princeton, New Jersey, USA, 1985
Сайт Валдайского музея колоколов

Сайт ЗАО "Пятков и Ко" (Россия)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры