Как нарисовать цветок ирис карандашом и акварелью поэтапно для начинающих? Как нарисовать букет цветов ирисов карандашом? Учимся рисовать цветок акварелью (поэтапно) Детские рисунки цветов акварелью.

Главная / Любовь

Акварель - техника сложная. Ее особенность в том, что цветовые переходы и смешения производятся часто не на палитре, а прямо на бумаге. Для того, чтобы этот процесс шел успешно, необходимо потратить некоторое время, наблюдая, как ведет себя краска при высыхании. Особенно следует учитывать уменьшение интенсивности цвета, примерно на треть, впрочем, это вряд ли недостаток. Нежные оттенки отличают живопись свойство оказывает успокаивающее действие на зрителя.

Для примера можно рассмотреть процесс написания цветка, например, тюльпана сорта Parrot. Тема вечная - это чудо природы всегда радует, в букете или на садовой клумбе. Столь же радостные эмоции доставит и картина акварелью, висящая в гостиной или спальне.

Важно помнить о том, что каждый мазок должен содержать оптимальное соотношение краски и воды. Если он будет сухим, то его излишне четкие очертания испортят вашу задумку, а переизбыток влаги не позволит удержать оттенок в пределах намеченного контура - элемента задающего композиционное решение произведения.

Для того чтобы написать цветок акварелью, следует либо поставить этого «натурщика» перед собой, либо запастись его фотографиями. Более светлые тона располагаются на переднем плане, а насыщенная сердцевина бутона позволяет как бы заглянуть внутрь.

Итак, шаг первый. На плотной бумаге рисуется общая композиция изображаемого цветка. Затем начинается подбор красок. В данном случае смешение теплой красной и прохладной ализариново-розовой создает эффект вытягивания плавного перехода оттенков. В тот момент, когда поверхность еще влажная, самое время добавить индийской желтой краски - она органично впишется в красный цвет.

Шаг второй. Не дожидаясь полного высыхания слоя, нужно методично работать над каждым лепестком 20-й кистью. Если краска потекла в каком-то нежелательном направлении по причине излишне смелого мазка, дело можно подправить, наклонив лист и направив ее в противоположную сторону. Вообще, изображая цветок акварелью, определенную размашистость проявлять необходимо, ведь рисунок - отображение эмоций автора, и не стоит их сдерживать.

Шаг третий. Теперь самое время дать картине просохнуть, определиться с промежуточным результатом после создания общей композиции и сравнить с оригиналом получившийся цветок. Акварелью, разведенной не очень щедро, создаются тени. Гамма - фиолетовая, с небольшим содержанием индиго, такое соотношение составляющих цвета позволит придать объемность и выпуклость, особенно если им будет позволено охватить тычинки.

Шаг четвертый. Для того чтобы подчеркнуть выразительность, стоит добавить контрастный и глубокий фон. Написать цветок акварелью и оставить его не оттенённым по краю можно, но так он будет выглядеть ярче. Ведь оттенки этой краски нежны, и картина может просто зрительно затеряться на стене.

Итак, картина готова. Настоящий художник наслаждается самим процессом творчества, а результатом он всегда недоволен. Если кому-то из друзей цветок, написанный акварелью, понравился, то стоит его порадовать таким подарком. Следующая картина получится еще лучше!

Одно из самых волнительных творческих переживаний - видеть, как на холсте оживает сюжет. Сегодня мы попробуем «вырастить» акварельные цветы - нежные фиолетовые анемоны. Выбрали пошаговый мастер-класс из книги Джин Хэйз «Атмосферная акварель» , который покажет, как создавать лёгкие, воздушные и атмосферные рисунки.




Атмосферная акварель

1. Внимательно присмотритесь к цветку и отметьте на бумаге его центр круглым пятном. Можно выбрать цвета французского ультрамарина и ализарина малинового.

2. Намочите бумагу слева от пятна и добавьте по внешнему контуру теплый цвет - насыщенный оранжевый.

3. Короткими, прямыми мазками направьте краску от центра к лепесткам, которые мы изобразим в следующем шаге. Мазки задают направление взгляду зрителя.

4. А теперь самое интересное - лепестки. Работайте с каждым не торопясь и наносите замес погуще (кадмий фиолетовый) - потом вы добавите на них воду.

5. Добавьте еще краски и капните водой на новые лепестки. Получатся разводы, которые прекрасно смотрятся после высыхания.

6. Полностью размойте водой некоторые края лепестков. Ближе к центру цветка углубите оттенок.

7. По одному изобразите лепестки вокруг центра цветка. Варьируйте плотность заливки и размывайте боковые края лепестков. Наблюдайте, как цветок рождается на ваших глазах.

8. Чтобы средний лепесток казался ближе к нам, углубите фиолетовый цвет по влажной заливке. Краска равномерно растекается, но на наклонной поверхности сбежит к нижнему краю. После высыхания лужицы получится интересный эффект, напоминающий загнутый лепесток.

9. Переходим к дальним лепесткам. Они не так важны, как ближние. Проведите только контуры. Цвет здесь служит намеком на фон без лишних деталей.

10. Создав контуры дальних лепестков, сразу добавьте воду с внешней стороны. Движениями кисти от лепестка направляйте краску к краям листа уже знакомым нам методом растяжки.

11. Частично углубите цвет в сердцевине: у анемонов она очень темная. Кроме того, чем темнее цвет, тем нежнее кажутся лепестки благодаря контрасту светлого и темного.

Совет. Контраст между размытыми пятнами и четкими мазками придает изображению выразительность.

12. В завершение углубите оттенок фона. Варьируйте плотность заливки водой и сохраняйте потеки, чтобы получилась интересная текстура. Можете закончить картину, но суть упражнения - создать иллюзию цветка. Сейчас изображение выглядит свежо, ярко.

13. Посмотрите, как выглядит краска после высыхания. Главное, не спешите, и вы научитесь создавать атмосферные, живые композиции.

Совет. Как только объект стал узнаваемым, остановитесь. И для новичков, и для опытных художников самое трудное в свободной технике - понять, когда пора отложить кисть. Работа не должна казаться законченной.

Р исовать цветы и просто и сложно одновременно. Большое разнообразие позволяет не особо зацикливаться на правилах передачи форм. А вот невероятная красота и насыщенность цветных гамм большая головная боль для дотошных художников. Ведь передать эту красоту очень сложно с помощью обычных красок. Поговорим о том, как рисовать цветы акварелью . Этот инструмент наиболее подходящий для передачи того очарования цветов, которое встречается в природе.

Особенности акварельных красок

Если слово «акварель» перевести с греческого на русский, то получим «водяные краски». Ключевое слово «вода» объясняет прозрачность акварельных красавиц, их неподражаемые очарование, сказочность, воздушность. В отношении них можно перефразировать известную пословицу: «Акварель водою не испортишь!». Действительно, чем больше воды, тем прекраснее акварельные произведения.

Очень популярна техника письма «по мокрому» для них. Это когда цветные мазки наносятся на влажную бумагу, соприкасаясь друг с другом. От этого они перемешиваются невообразимым образом, создавая неповторимые сочетания. Ещё одна особенность акварели - это её невероятная прозрачность. Сколько бы слоёв вы ни накладывали, всё равно будет просматриваться каждый предыдущий слой. Благодаря такому качеству, многие мастера акварельной живописи добиваются чудесных эффектов наложения разных цветовых слоёв друг на друга.

Вам уже хочется попробовать эту чаровницу в деле? Не спешите. Иначе первые неудачи могут сильно разочаровать. Хотя акварельные краски одни из самых распространённых среди начинающих живописцев, они самые сложные в освоении. Вот почему:

    Акварель не терпит ошибок. Наложив неверный мазок, его нельзя исправить, если полностью не смыть до того, как он засохнет.

    Очень сложно добиваться чистоты цвета. Для этого нужен очень большой опыт в их использовании. При смешивании более трёх цветов получается грязь, а не цветовой оттенок.


    При использовании многослойной живописи требуется много времени. Необходимо дожидаться полного высыхания последнего слоя, чтобы прописать новый. Не у всех хватает терпения на такую науку.

    Для этих красок нужна хорошая бумага и качественные кисти. К сожаленью, не у всех есть возможность их приобрести. Да и сами краски хорошего качества не так-то просто найти в некоторых обстоятельствах.

Однако, вас не должны останавливать все эти трудности. Ведь освоив азы письма акварелью, вы сможете творить любыми красками. А очарование, присущее только акварельным волшебницам, будет радовать и вас и ваших почитателей.

Рисуем цветы акварелью поэтапно

Начинать обучение письма акварелью лучше всего с цветовых упражнений с заливкой спектральных полосок. Расчертив лист бумаги на квадратики по принципу шахматной доски, закрасьте все горизонтальные линии основными цветами. После того как они высохнут, закрасьте вертикальные полоски теми же цветами. В итоге вы сразу будете знать какие оттенки дают их сочетания.

Теперь можно приступать к натюрмортам из цветов. Можете выйти на природу и писать с натуры, а можете нарвать букет и принести домой. Сразу приготовьте мольберт или этюдник, краски, кисти и специальную акварельную бумагу. Для палитры лучше использовать пластмассовую дощечку, но самый простой способ - это плотная белая бумага, лучше всего такая же, на которой вы рисуете. Итак, всё готово. Приступим:

    Намечаем рисунок. Да, да! Именно, намечаем, рисунок делается чуть заметным нажимом карандаша, чем меньше линий, тем лучше. Ластик, желательно, вообще не применять.

    Начинаем приписывать основные цвета. Для этого подбираем их на палитре. Важное замечание: начинать следует с самых светлых мест и очень важно попадать в цвет с первого раза.

    Прописываем полутени, затем теневые части цветов.

Кроме этого способа можно использовать и популярную технику «по-мокрому» для изображения цветов. При этом на втором этапе смачивают лист водой и начинают прописывать основные цвета на невысохшей бумаге. А уже после высыхания приступают к следующим шагам в приведённой последовательности.

Схема проста, но очень сложна в исполнении. Не отчаивайтесь, если у вас сразу не всё получится. Не сдавайтесь! Пробуйте ещё раз и ещё раз, чем больше будете работать с акварелью, тем послушнее она станет в ваших руках. Не забывайте о том, что любое упорство и трудолюбие вознаграждается.


Касатик, петушок, королевская лилия - это все о нем, о нежном и загадочном ирисе. Учимся рисовать любимый цветок богов и королей.

Прежде, чем приступить к рисованию, хорошо рассмотрите свою цветочную модель. Обратите внимание на расположение лепестков. Три тянутся вверх, образовывая своеобразную трубочку вокруг сердцевины. Эти лепестки называются стандарты. Три нижних, достаточно больших, лепестка с отгибом опускаются вниз. Эти лепестки называются фолы. Каждый фол имеет своеобразную бородку из густых ворсинок у основания. Для нижних лепестков ирисов характерным является и наличие темных тонких жилок.

Листья имеют мечевидную форму, плоские и длинные. Стебли ровные, высокие.

Определите для себя, какие основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник) вы угадываете в очертаниях цветка.

Вариант #1

Попробуем нарисовать одиночный цветок.

Нарисуйте два овала, расположив их так, как показано на фото внизу. Обязательно проведите вертикальную ось симметрии. Линии должны быть тонкими и легкими, при необходимости легко стираться. Эти линии составят границы будущего рисунка.

В верхнем овале прорисуйте три стандарта. Рисование начните с прорисовывания центрального лепестка.



Прорисуйте два элемента, создающих эффект бородок.



Ориентируясь на вспомогательные линии, прорисуйте два боковых лепестка.



Нарисуйте нижний центральный лепесток, стебель и узкий лист. Сотрите вспомогательные линии. Раскрасьте рисунок по своему усмотрению.



Вариант #2

Если вы хорошо разобрали предыдущую технику рисования, значит, вполне осилите и технику, предложенную ниже. Благодаря тщательно прорисованным лепесткам, ирис выглядит более естественно.

Как нарисовать букет цветов ирисов карандашом?

Используя приведенные ниже подсказки и технику, описанную в начале статьи, вы легко нарисуете несколько ирисов, составив из них нежный букет.

Вариант #1

Продумайте будущую композицию. С помощью легких линий сделайте набросок рисунка. Работая над рисованием цветочных лепестков, не забывайте, что ирис далек от идеальной симметрии и именно в этом его прелесть.



Будьте внимательны, работая над деталями рисунка. Не забывайте о характерных для ириса бородках и жилках. Не пренебрегайте нанесением теней. Наличие затененных участков добавит рисунку глубины и контрастности, сделает его более живым и объемным.



Вариант #2

Ниже представлен еще один, достаточно простой, способ нарисовать красивые ирисы. Обратите внимание на цветовое решение рисунка, ведь для ирисов характерно постоянное движение цвета.



Как нарисовать цветок ирис акварелью поэтапно?

Ирисы и акварель созданы друг для друга. Профессиональные художники утверждают, что работать с акварелью достаточно сложно, впрочем, как и рисовать ирисы. Однако, эта статья рассчитана на тех, кто делает первые шаги в изобразительном искусстве, а значит техники, которые предлагаются читателю, не требуют высокого профессионального уровня.

Важно: для работы с акварельными красками используйте соответствующую бумагу. Обычные альбомные листы не подходят, поскольку, бумага для акварелей имеет шероховатую поверхность и лучше держит краску.



Акварель «Ирисы»

Продумайте вашу композицию. При необходимости, сделайте легкий набросок, обозначив головки цветов, стебли и листья.

Определите цветовую гамму будущего рисунка. Пятнышки на схеме внизу - идеальные, с точки зрения профессиональных художников, сочетания цветов.



Акварель любит воду! И даже специальные листы бумаги склонны к деформации в процессе рисования. Чтобы минимизировать последствия деформации, лист следует зафиксировать на поверхности малярным скотчем (по периметру).

Хорошо увлажните акварельный лист с помощью пульверизатора.



Излишки влаги удалите чистой губкой. Внимательно посмотрите на поверхность: лист не должен блестеть. Если вы заметили блеск, еще раз промокните поверхность губкой.



Приступайте к рисованию. Пишите легко, без усилия. Краска будет расходиться мягко, создавая размытый край.



Освоив технику, приступайте к созданию шедевра.



Дайте рисунку высохнуть.

Прорисуйте контуры и детали голевой ручкой или специальным линером, если видите в этом необходимость. Несколько четких линий на рисунке внизу превратили размытые акварельные кляксы в изящные цветы.



Акварель «Ирисы»

«Мокрая» техника не ограничивает полет фантазии и позволяет создавать уникальные цветочные образы.

Акварель «Ирисы»

Сочетание мокрой и сухой техники дает потрясающие, по своей реалистичности, изображения.



Акварель «Ирис»

Чтобы минимизировать последствия деформации от увлажнения и последующего высыхания, лист зафиксируйте на рабочей поверхности малярным скотчем (по периметру).

Сделайте легкий набросок, отметив для себя расположение, форму и размер цветов. С помощью воскового карандаша наведите контуры изображения. Линии должны быть толстыми и четкими. Их назначение - не дать краске растечься и сохранить границы каждого отдельного элемента.

Прорисуйте листья и стебли (карандаш восковый).

Слегка увлажните середину одного из лепестков с помощью кисточки и чистой воды. Раскрашивайте лепестки, работая с двумя сочетающимися цветами (см. схему выше). В результате вы получите красивый и естественный градиент, присущий ирисам. На фото используются фиолетовая и синяя краски.



Не закрашенные области лепестков увлажните чистой водой. Раскрасьте бледно желтой или лимонной акварелью. Ближе к основанию лепестка тонкой кистью капните краску цвета охры. Влажная акварель начнет движение, создавая интересный переход. Оттенить желтый можно также оранжевым. Раскрасьте листья. Дайте рисунку высохнуть. Прорисуйте тонкие жилки на листиках.

Аккуратно затонируйте фон. И прорисуйте тонкие жилки на лепестках.

Видео: Ирис акварелью.Подробный видеоурок.1-ое занятие.ИЗО-студия ТУТА-КА!

Данный пост посвящается акварельной живописи. Речь пойдет о трех художниках и следовательно о 3-х разных историях, которых объединяют цветы нарисованные акварелью.

Их творчество оригинально, но погрузившись в глубину каждого по отдельности, в воображении невольно прорисовывается один единственный и неповторимый цветок. Это хороший знак, оставляющий сладкое послевкусие, которое желаем вам испить.

Рисунки цветов акварелью Fabio Cembranelli

Начнем с бразильского художника Fabio Cembranelli. Фабио получил образование архитектора, окончив государственный университет в Сан-Паулу, после чего решил изучить искусство рисования. Он подошел к делу основательно - отправился на курсы рисунка и фотографии. Теперь регулярно преподает мастер-классы.


бразильского художника восхищают людей со всего мира. Среди национальных художников Fabio Cembranelli считается одним из самых известных. В период с 80-х по 90-е гг. бразилец занимался саморазвитием, путешествовал по Соединенным Штатам Америки и бывал в Европе.

В настоящее время работает с акварелью, маслом и акриловыми красками. Обычно рисует из собственноручно сделанных фотографий или набросков, но использует их только в качестве отправной точки, ведь картины создает в студии, в процессе работы добавляя новые формы, цвета и идеи, которые рождаются на интуитивном уровне. Художник говорит, что ему не нужно видеть букет роз, чтобы нарисовать их. Для этого нужен только один цветок, дабы разгадать его цвет и анатомию.


Больше всего любит рисовать цветы и .

Художники, которые оказали особое влияние на Фабио – William Turner и Edward Seago.

В работе использует прозрачную акварель, ведь, по объяснению художника, именно такая краска (ее особая текучесть) позволяет получать неожиданные цветные смешения, которые подчас рисования непредсказуемо появляются на бумаге или холсте. Спонтанность для художника – это ключ, который и открыл ему дверь в мир искусства.


Fabio Cembranelli участвовал во многих художественных выставках как в Бразилии, так и за границей. Получил много премий. Его работы сегодня можно найти на выставках и в частных коллекциях. Но даже при такой популярности и известности художник продолжает жить в родном Сан-Паулу (Бразилия).

Сейчас он преподает уроки (в том числе и через популярные журналы), проводит мастер-классы, ездит на тематические встречи, работает иллюстратором, а также участвует в художественных конкурсах в качестве судьи. На выставках его картины удостаиваются престижных наград.


Fabio Cembranelli рисует только профессиональными материалами: пигменты от W&N, Holbein, Maimeri Blu, Schminke, акварельная бумага от Arches, Fontenay, Hahnem?lle, кисти использует зачастую плоские и только с синтетическими щетинами.

В январе 2013 года художник посещал Бельгию, чтобы дать свой мастер-класс. Теперь в его планах:

  • Мехико (Мексика) – 22-26 и 28-29 апреля 2013

  • Каталония (Испания) – 25-31 мая 2013

  • Тоскана (Италия) – 15-22 июня 2013

  • с конца июня и по середину августа Фабио ждут во Франции
Расписание на второе полугодие пока составляется.


Лучше всего про художника скажут авторские цветы нарисованные акварелью , а также видео, которое передает с какой непринужденной легкостью и нежностью он пишет на холсте свои шедевры. Сам художник признается, что ему очень близка.

Текучесть линий, неожиданный результат после смешивания красок, прозрачность и светлость картин вы можете посмотреть здесь и сейчас в приведенной видео трансляции.

Я рисую цветы не просто потому, что они симпатичные, я рисую цветы потому, что их очарование дает возможность человеку увидеть мир заново.

Marney Ward - канадская художница родом из провинции Онтарио. Её крупные рисунки цветов акварелью , в некотором смысле, макро живопись, отлично импонирует ярким и чистым краскам. Работы художницы показывают не только мельчайшие детали изображаемых цветков, но также её эмоционально-духовную связь с ними.


Marney Ward утверждает, что её духовная связь с цветами существует ровно столько, сколько она себя помнит. Однако в самом начале жизненной стези художницу интересовала личность Уильяма Блейка. Все свое время она посвящала творчеству английского поэта и художника, мистика и визионера. В конечном итоге, окончив Университет Британской Колумбии со степенью доктора философии, на целое десятилетие Marney отправилась в путешествие под названием трансцендентальная медитация.


Позже она стала преподавать английский язык в Университете Западного Онтарио. К этому времени у неё были две взрослых дочери. Все вернулось на круги своя - юношеская страсть к живописи начала брать верх. Около пяти лет ушло на изучение китайской школы живописи, которая пробудила в художнице безбрежный океан вдохновенной энергии. Следом в жизни художницы появился наставник - Эмили Карр, который научил Марни Вард свободно и беспристрастно выражать мироощущение.

С 2000-го года Марни участвовала в более чем 30-ти крупномасштабных выставках, и на более 10-ти из них получила награды.


Цветы всегда были источником радости и вдохновения для Marney. После изучения цветочных акварельных красок с художниками Кэреном Гейне, Энн Хантер, Элизабет Кинкэйд и другими, она продолжала разрабатывать свой собственный уникальный стиль.

В 2011 г. ее рисунки украшали журналы Art Avenue и Focus, в том же году ее работы стали гвоздем программы сразу в трех книгах.


Ориентировочные цены на ее картины варьируются в зависимости от их размеров: лист 30x37” - 1800-2800$; 21x28” - 1000-1800$, картины меньшего размера - до 1000$.

Галерея с сочными и яркими флористическими акварелями, будто бы выпорхнувшими прямо из души мастерицы, к вашему вниманию!

Картины цветов акварелью Jiang Debin

Уроженец города Чунцин, что находится на территории Китая, Jiang Debin еще с детских лет тянулся к живописи… Сегодня художник входит в состав участников Wan Fung Art Gallery, у основателя которой изначальная цель заключалась в собрании художественного достояния Китая. Изящность и неповторимая манера письма современных китайских художников - тот формат, по которому отбирались работы. Поставленная цель была достигнута и теперь галерея занимает не только весомое место в Китае, но также на территории юго-восточной Азии.

Находкой для галереи оказался сам Debin. Картины цветов акварелью от Jiang Debin"а расслабляют зрителя, погружая его в атмосферу гармонии.


Цзян Дэбинь принимал участие в групповой выставке с 26 февраля по 11 марта 2011 в Wan Fung Art Gallery. Выставка называлась Harmony of Spring («Гармония весны»), была всецело посвящена весне, как времени перерождения природы. На ней было представлено изобразительное искусство сорока известных китайских художников.


Перед экспонентами стояла задача показать не только высокий уровень профессионализма китайских живописцев, но также чудесным образом воспеть оды весне, похвалы весенним существам - птицам, животным и цветам, которые родились на полотнах художников.


С надеждой на правильный перевод с китайского (中国的 представляем вам имена некоторых талантливых художников, которые принимали участие в выставке: Cai Jianru (Цай Цзяньжу), Chen Xinquan (Чен Ксинкуэн), Chen Yongkang (Чен Йонгкэнг), Chen Zhaokang (Чен Жаокэнг), Feng Yiming (Фэн Имин), Hu Yongkai (Ху Юнкай), Huang Youwei (Хуан Ювэй), Lin Decai (Лин Декай), Liu Maoshan (Лю Маошань)… Конечно, это предложение можно продолжать и продолжать пока не наберется 40 человек, но в связи со сложностью произношения имен мы решили вас не мучить, наши дорогие читатели. Так или иначе, авторы, которые принимали участие в масштабном художественном мероприятии (пусть даже и не в полном составе), однозначно достойны внимания и похвалы, ибо все талантливы и оригинальны. Быть может, на страницах блога еще неоднократно прозвучат их имена.

Ну а теперь пришло время погрузиться в галерею цветочных картин Jiang Debin.

Надеемся, что цветы акварелью современных художников вам пришлись по вкусу, как и данная статья. Благодарим за интерес к , подписывайтесь на обновления блога и оставайтесь вместе с Арт верандой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры