Как нарисовать женщину с мужчиной танцующей поэтапно. Что такое «творческая связь»? Учимся рисовать целующуюся аниме пару

Главная / Любовь

Инструкция

Танец – это жизнь, движение, динамика. Можно нарисовать в красивой позе, точно и тонко передать каждую деталь ее хрупкой фигуры и костюма, но рисунок будет в итоге выглядеть безжизненно и статично. Во-первых, чтобы запечатлеть на рисунке движение, нужно выбрать удачное положение тела. Например, можно изобразить , подпрыгнувшую во время танца над сценой. Обратите внимание на положение рук, ног, головы, на то, какие мышцы напряжены в момент прыжка.

Сначала сделайте набросок фигуры. Следите за пропорциями, если хотите, чтобы рисунок выглядел реалистично. Впрочем, для передачи динамики танца пропорциями можно и пренебречь. Излишне вытянутые линии, необычные изгибы иногда могут даже подчеркнуть движение.

Для передачи движения очень важен костюм танцора. Если вы рисуете танцующую девушку, то ее платье либо какие-то ленты должны развеваться в воздухе. То же, кстати, относится и к длинным волосам. Если вы рисуете танцующего , чей костюм не так пышен и воздушен, как , а волосы не такие длинные, то в этом случае особое внимание обратите на напряженные мышцы – именно в тех местах, где они должны сокращаться для данного положения тела.

Слегка размытый, неясный фон – еще один неплохой прием для изображения быстрого движения. Кроме всего прочего, он сосредотачивает взгляд зрителя именно на танцоре.

Попробуйте поиграть с цветом. Порой одних цветовых пятен достаточно, чтобы изобразить страстный и . Кстати, можно и несколько стилизовать рисунок, сделать его более необычным, добавив танцору или танцовщице природные элементы, постоянно находящиеся в движении. Например, нарисуйте девушку, танцующую среди всполохов огня или с морскими волнами вместо платья.

Я собираюсь вам показать, как я создавала персонажей с самого эскиза до конечного результата.

Для меня основополагающей любой работы является сама идея, а иногда и просто яркая эмоция, которую хочется запечатлеть. Каждый пиксель или сантиметр должны быть подчинены единой форме и настроению. Одна моя преподаватель композиции всегда говорила, что работа в первую очередь должна появиться в голове, она должна там пожить.

Итак, я определила для себя цель работы: выявить два ярких характера посредством цвета, динамики и мимики танцоров танго.

Он – это яркий, харизматичный южный самЕц, который в процессе танца словно кричит «посмотрите на меня, я красавец».

Она – это жгучая брюнетка, танцовщица которая гордо несет себя.

Наброски, поиск динамики

Когда мы определились с образами и целями можно приступать к наброскам. Сейчас самое главное это динамика. У любого художника должен быть своеобразный культ линии, именно она указывает вам куда двигаться дальше, будь то карандаш, сангина, уголь либо стилус.

На первом рисунке мы легко намечаем общую динамику формы.

Я делаю несколько набросков, использую рефы для придания большей реалистичности и правильности анатомии. Фото-референсы очень важны, если вы хотите нарисовать объект правильно.

Т.к важнее показать именно образ и характер персонажа останавливаюсь на втором варианте, там лучше просматриваются лица и, как мне показалось, удачнее поза по пластике.

Линия

Я начинаю более детальный поиск для лучшей образности характера танцоров. Делаю ему волевой тяжелый подбородок, что должно усилить его горделивость собой, так же добавляю ямочку. У нее гордый прямой нос и снисходительный взгляд.

Персонажи довольно стилизованы, но не нужно забывать про базовую анатомию такую как то, что челюсть все же входит в череп и их соотношение друг с другом, местонахождение глаз в глазнице относительно скулы и переносицы и т.д. На данном этапе рисунок должен быть лаконичным но харАктерным. Так же обращаем внимание на то, как ложатся складки.

Все объекты проще изначально представлять себе как простые геометрические фигуры(голова-это шар, торс- цилиндр), так складки это цилиндры. Это поможет решить проблему со свето-тенью и формообразованием. Каждая складка имеет свой объём.

Цветовое решение

Переходим к третьему этапу – поиск цвета.

Далее в этом , я обозначила для себя приблизительные цвета, они являются классическими для данного вида танца. Безусловно в процессе они еще будут меняться. Так же я определилась с источником света. Сразу нахожу «большой свет» и «большую тень» без полутонов, это поможет яснее представить себе как падает свет.

Я использую круглую твердую кисть, я редко пользуюсь текстурироваными кистями и не создаю их, особенно это полезно на начальном пути художника, это сильнее развивает фантазию и навыки.

Теперь переходим к этапу детализации образа персонажей.

Ведение работы

Желательно чтобы работа выглядела «товарно» на каждом ее этапе рисования. Все время сравнивайте детали относительно друг друга, главное общее впечатление, а не отлично нарисованный правый глаз. Будет лучше если вы будете вести работу какбы по кругу все более и более уточняя детали и формы. На начальных этапах рисования бывает трудно избавиться от эффекта «коллажа», это происходит как раз от того что все детали рисуются сразу от и до абсолютно не связно друг с другом.

Если вы начинающий и к тому же самоучка вам может быть трудно перестроиться, но поверьте такой метод ведения работы сделает вашу иллюстрацию более профессиональной. Рассмотрите этапы рисования например натюрморта в различных книгах по академическому рисунку и вы поймете о чем я говорю.

В целом хотелось бы еще остановиться на таком моменте как то что все начинается с основ и то что вы не усвоили по академическому рисунку обязательно выплывет и в живописи и в казалось бы таких простых персонажах, о которых я сейчас рассказываю в цифровой графике.

Не важно в каком стиле или редакторе вы рисуете, основы не измены и только хорошо зная анатомию можно действительно правдоподобно нарисовать любого мультяшного персонажа или не существующего монстра.

Итак следующим этапом я начинаю прорабатывать свет и тень, добавлять объем. Часто возникает вопрос как добиться объема. Для этого необходимо в первую очередь увидеть общую форму, она всегда должна преобладать над эффектами и деталями. Необходимо все время анализировать откуда падает свет, что сразу становится темнее, где лучше поиграть на контрасте теплохолодности. У моих персонажей свет падает сверху.

Как видите за счет игры света они не сливаются, у нее свет на лице в том месте где у него тень на шее. Когда вы ну совсем не понимаете формообразование рекомендую ставить себе осевые линии, повторяющие изгибы формы например как показано на рисунке синими линиями. Это сократит время размышлений над проблемой и поможет лучше разобраться в форме, да и наглядней.

Я долго сидела с такой мимикой как у моего персонажа, как оказалось крайне неудобной. И вот наконец примерно поняла как это все устроено при такой яркой улыбке).

Старайтесь как можно чаще отражать работу. Это можно сделать: Image — Image — Rotation — Flip Canvas Horizontal . Это отличный аналог старому способу посмотреть на свою работу в зеркале, когда рисуете живыми материалами.

На этом этапе я слегка обозначила складки, уточнила объем на лицах и теле.

Теперь можно полностью убрать линейный набросок и продолжить проработку деталей.

Ниже наглядно проработка лица

1. Общий цвет. Цветовые отношения друг относительно друга.

2. Находим отношения света и тени, добавляем понемногу деталей.

3. Детализируем , еще раз проверяем анатомию, лишний раз смотрим в зеркало с такой же мимикой как у персонажей, если поза в профиль — находим не один реф понравившейся девушки, а 2 , 4, 5 чтобы точно уяснить принципы освещения, иногда не натренированным глазом трудно отличить уже обработанную и сглаженную в фотошопе фотографию.

Поэтому мы и смотрим несколько рефов. Вообще анализировать анатомию и саму позу полезно до самого последнего этапа, если видите очевидную ошибку, но вам нравится как нарисован этот фрагмент, лучше переделать, т.к дополнительный опыт всегда хорошо, поверьте перерисованное будет выгоднее и лучше и полезнее с точки зрения обучения.

Как видите на третьем этапе я исправила улыбку танцора, ее брови и посадку глаз. Так же детализировала волосы и придала больше нюансов коже.

4. Добавляем еще больше нюансов. Я решила что сережка должна быть большой и объемной, ее интереснее рисовать, в волосы добавила блеск.

Цвет всегда лучше сплошного черного пятна, просто он должен быть сложный. Поэтому я решила заменить ему рубашку на сиреневую, по тону она осталась почти такой же но появился цвет. Так же я изменила ее платье, добавила гипюр.

Это делается просто, можно конечно нарисовать но я пошла более легким путем – просто наложила готовый скачанный гипюр и трансформировала его по форме потом удалила лишнее. Дальше на практике посмотрела как ложится гипюр, у него всегда образуется более темный контур, на месте где он растягивается слегка стерла его, добавила немного складок в местах сгиба. Это показано на картинке ниже:

Я увидела некоторые неточности в построении самой анатомии, так же решила что большая юбка усилит ощущение динамики.

Пока оставлю так, вернусь к ним на последнем этапе общей детализации.

Усложняем одежду, добавляем объем и складки у него на штанинах, прорисовываем обувь. Мне кажется, что на более сложном и холодном фоне персонажи будут выглядеть выигрышнее.

Урок "Как нарисовать балерину" рассчитан для тех, кто уже умеет неплохо рисовать, поскольку рисовать человека совсем непросто. Нарисовать картинку танцующей балерины особенно сложно, поскольку в рисунке нужно передать грацию и изящество танца балета. Но, если вы хотите попытаться нарисовать балерину, попробуйте сделать это вместе со мной поэтапно. Рисуя поэтапно простым карандашом у вас вполне может получиться красивый рисунок балерины.

1. Начальные шаги рисунка балерины

Главное точно соблюдать пропорции и расположение контурных первичных линий, тогда рисунок будет более точным. Вначале нарисуйте юбку балерины (пачку)в виде наклоненного овала, только левый край нарисуйте острым. Далее нарисуйте две линии для ног балерины, две руки и кружок для головы. Теперь вам будет легче рисовать балерину .

2. Общая форма танцующей балерины

На следующих этапах нужно лишь добавлять к основному контуру карандашом линии, вырисовывая фигуру танцующей балерины полностью. Нарисуйте вначале линию плеч, затем линию талии и приблизительную форму ног. Балерина должна быть стройной, поэтому старайтесь рисовать ее фигуру изящной и высокой, чтобы балерина не получилась слишком полной.

3. Нарисуйте полностью ноги и руки балерины

Нарисуйте полностью форму ног и рук балерины. В танце она стоит на носочках, поэтому рисовать их вообще-то несложно, тем более, что на ногах у нее пуанты. Ноги балерины должны быть стройными, не сделайте их слишком полными.

4. Удалите с рисунка лишние контурные линии

Этот этап рисунка балерины уже можно сказать заключительный. Во всяком случае, после того, как вы удалите лишние контурные линии ластиком и нарисуете ладони и пальцы рук, балерина уже будет "танцевать". Останется только к рисунку балерины добавить несколько деталей и в деталях нарисовать лицо девушки.

5. Как нарисовать лицо балерины

Нарисовать платье балерине несложно, а вот нарисовать лицо достаточно сложно, особенно без опыта. Если вы рисуете картинку на весь лист, то нужно постараться лицо нарисовать в мельчайших деталях. Если картинка небольшая, то вполне можно обойтись лишь несколькими общими штрихами рта, носа и бровей и после слегка затенить лицо. Волосы у балерины всегда прибраны, поэтому небольшого контура вокруг головы вполне достаточно. Вот теперь балерина на рисунке почти ожила, и останется лишь украсить ее платье, точнее костюм балерины и добавить в картинке балерины мягким простым карандашом тени.

6. Заключительный этап рисунка балерины

Сделайте пачку балерины прозрачной, для этого нужно как можно больше оставить белого цвета. Нарисуйте детали корсета и затените весь рисунок. Посмотрите еще раз внимательно, возможно какие-то мелочи вы упустили, например завязки на пуантах. Не забывайте, что любой рисунок человека всегда живее смотрится на фоне окружающей его обстановки.

7. Рисуем балерину на планшете

Поскольку балерина танцует на сцене, то желательно нарисовать и пол, можно даже с окружающей в перспективе обстановкой, декорациями. Только не перегружайте рисунок дополнительными элементами, чтобы они не отвлекали внимание от главного персонажа вашей картинки - танцующей балерины.


Если вам понадобится рисовать крупным планом лицо балерины, то этот урок вам поможет это сделать правильно. Человеческие глаза больше всего притягивают внимание, и поэтому они должны быть нарисованы очень точно. На этом уроке мы научимся рисовать глаза человека карандашом поэтапно.


Попробуйте вначале нарисовать условного человека, изучить его пропорции, а после уже рисовать балерину. Прежде всего, несколько советов. В изобразительном искусстве самое главное не точность пропорций и линий рисунка, а изображение главного, самого важного. Для человека - его настроения, характера, выражения глаз, каких-то других особенностей.


Научиться рисовать портрет человека, даже простым карандашом, требует не только времени на обучение, но и таланта. Сложность рисунка портрета человека состоит в умении передать эмоциональное состояние человека, его мимику, глубину взгляда и т.д. Но, научиться простой технике рисования лица человека вполне можно самостоятельно, особенно если рисовать лицо человека поэтапно. Если вы будете рисовать балерину "крупным планом", то этот урок поможет вам правильно нарисовать лицо балерины.


Рисунок Снегурочки также как рисунок балерины выполнен на графическом планшете поэтапно. Вы можете использовать эти уроки, чтобы рисовать обычным простым карандашом.


Ангела каждый представляет по-своему. Кто-то видит его ребенком с крыльями, кто-то представляет в виде девушки.

Балет — один из красивейших видов искусства танца на сцене. Балет возник очень давно. Его родиной считается Италия. Еще в 16 веке при дворе французских королей танцоры демонстрировали придворный балет. Часто это происходило во время балов и различных торжеств. Балет — это прежде всего спектакль, сюжет которого передается через искусство танца. Балетные танцовщики и танцовщицы одеты в специальные костюмы. У девушек это летящие платья и пачки, у мужчин — облегающие трико. Такие костюмы прежде всего созданы, чтобы удобно было танцевать. Балетный костюм начал свою жизнь вместе с зарождением самого балета. Девочки очень любят рисовать балерин. И сегодня мы попытаемся научит вас этому. Балерины — тонкие, воздушные создания, летящие над сценой, как невесомые пушинки. Их виртуозные па просто завораживают зрителей.

Этап 1. Рисуем вспомогательные линии тела балерины. Вначале намечаем личико девушки и линии носа и глаз. От линии шеи рисуем тело с высокой грудью. Очерчиваем ниже талии круг с неровными краями. Это пачка (балетная юбочка). От плечей обозначаем линии рук, точками указываем места локотков, одна рука у нас будет поднята вверх, другая отведена в сторону. От пачки вниз рисуем линию ноги, которая стоит. Точка — это место коленки. От левого верхнего края пачки проведем линию ножки, поднятой назад и вверх.

Этап 2. Теперь приступим к лицу. На основе вспомогательных линий рисуем овал лица, тонкий подбородок, ушко и линию шеи. На горизонтальной линии изобразим глаза, брови. По вертикали — носик и губы.

Этап 3. У балерины никогда практически не бывает распущенных волос. Прическа нашей танцовщицы — вверх зачесанные аккуратные волосы, уложенные пучком и украшенные цветком.

Этап 4. Теперь приступаем к рисованию торса (тела) балерины. Обводим плавными линиями вспомогательные первоначальные наброски, намечаем линию груди, талию. От плеч идут бретельки маечки.

Этап 5. Вдоль верхней вспомогательной линии прорисуем руку, поднятую вверх, там где точка — изобразим локтевой сгиб, пальцы плавно отведены в сторону.

Этап 6. Вдоль горизонтальной вспомогательной линии прорисуем руку, отведенную в сторону. Аналогично рисуем локтевой сгиб и пальцы.

Этап 7. Теперь очень простой этап — балетная пачка. Вдоль неровной окружности показываем мелкие зубчики капроновой юбочки.

Этап 8. Нарисуем правую ножку девушки. Пользуемся вспомогательной линией, вдоль ее изображаем контур ноги, соблюдая пропорции. Там, где точка — место коленного сустава. Ножка обута в пуанты — специальные тапочки для танца, завязывающиеся при помощи ленточек.

Этап 9. Осталось изобразить левую ножку, поднятую вверх и отведенную назад. Она также в пуантах.

Даже образ женщины и мужчины нарисовать не просто, что уж говорить о рисунке карандашом человека в движении. Будь то действие спортсмена, гимнастки или обычного школьника, идущего в школу или домой с занятий, — воспроизведение срисовки по пошаговому мастер-классу отнимет не мало времени. И хоть процесс интересный, запостись терпением, несколькими листами бумаги и ластиком, все же придется.

Человек в движении рисунок карандашом, как нарисовать?

Прежде чем приступить к рисованию, необходимо хорошо продумать задумку или хотя бы выбрать наиболее удачный вариант для срисовки карандашом. Лучше всего, если набросок будет не сложный, а поэтапная работа — понятной, не требующей соблюдения анатомии.

Ниже в статье продемонстрированы несколько поэтапных МК для срисовки, которые подойдут людям разного возраста, с наличием и без навыков рисования карандашом человека в движении.

Девушка из группы поддержки (чирлидинг) с помпонами, фото

Школьницу с помпонами болеющую за любимую команду еще называют — чирлидинг. Она выступает с другими девушками в едином тандеме, демонстрируя завораживающие танцы, отчетливые движение и гимнастические фигуры. В США существуют даже соревнование между группами поддержки за призовые места и звание чемпиона Америки. Неудивительно, что изображать этого персонажа на белом листе многие художники предпочитают в движении. Это позволяет оживить рисунок, сделав человека на нем не просто нарисованным, а «свободным».

Пошаговый урок на фото:

1) Сделайте набросок девушки, чтобы на листе бумаги получился самый настоящий «каркас». Для этого используйте простой карандаш и ластик для исправления погрешностей.

Важно! Чтобы человек получился в движении, необходимо сделать акцент на изгиб позвоночника, одну поднятую руку, другую — отведенную назад, и ступню подведенную ко второй ноге.

2) , выделите и подбородок.

3) Дорисуйте , губы, декольте, и помпоны.

4) Закончите набросок прорисовкой одежды, ног и обуви, выделите все черточки.

5) Раскрасьте картинку цветными карандашами и фломастерами.





Лыжник в движении, фото

Рисунок карандашом человека и по совместительству лыжника нарисовать в разы проще, чем девушку из группы поддержки. Пошаговый мастер-класс позволяет воспроизвести красивую и одновременно легкую картинку за 3 поэтапных шага.

  • Шаг №1

Нарисуйте основные черты образа , которые помогут создать шедевр из соединенных между собой прямых линий.

  • Шаг №2

Доведите набросок до завершения, придав лыжнику пропорциональности, одежды и лыжных палок.

  • Шаг №3

Раскрасьте готовую картинку карандашами, красками или фломастерами.

Девочка в движении, фото

Рисовать ребенка в разы легче, чем взрослого человека. Маленький человек в движении простым карандашом подойдет не только для творчества взрослых-новичков, но и детей школьного возраста, решивших посвятить свободное время озам рисования.

  • Шаг №1

Отметьте на середине листа точку. Отчертите от нее ровную вертикальную линию, а к ней дорисуйте ноги, голову, руки и голову.

  • Шаг №2

Нарисуйте хвостики, выражение лица, одежду, сумку и обувь.

  • Шаг №3

Сотрите лишние линии, завершая набросок рисунка.

  • Шаг №4

Раскрасьте готовую картинку, выбрав подходящие по цветовой гамме тона.

Бегущий человек, фото в движении

Если наши читатели еще не нашли подходящий вариант, как нарисовать человека в движении рисунок карандашом, то самое время взглянуть на более сложные МК. Они требуют четкого соблюдения пропорций, не забывая при этом об объеме, очертаниях и всевозможных деталей.

На фото ниже продемонстрировано несколько решений, правда они все сложные и требуют детального выполнения.

Видеоурок: как нарисовать человека в движении

Многие люди больше запоминают наглядно, когда им демонстрируют все действия на примере. Так почему бы не взять это в пример, посмотрев подробный видеоурок, позволяющий научиться изображать движение торса и рук, ходьбы, бега, человека находящегося в сидячем положении или с грузом.

Человек в движении рисунок карандашом, готовые работы на фото:



© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры