Как называется дом в станице. Портал о стройке

Главная / Любовь

Источник:
Социально-исторический портрет дельты Дона: казачий хутор Донской
Г.Г. Матишов, Т.Ю. Власкина, А.В. Венков, Н.А. Власкина
Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012

Традиционные жилые постройки хутора представлены двумя основными типами, для обозначение которых используются термины дом и флигель . Как общее название жилища известно слово хата .

До середины XIX века у низовых казаков наиболее распространенными были квадратные двухкамерные жилища (курени), в которых к основному жилому помещению пристраивалось дополнительное, холодное (сени, чулан, коридор), и вытянутые в длину хаты с сенями – флигели.

Казачий курень отличался не только квадратной формой и круглой (четырехскатной) крышей. Он имел также весьма специфическую, отличавшую его от жилища русских крестьян внутреннюю планировку. Русская печь в курене располагалась в центре основного жилого помещения, а не в углу, как в жилищах крестьян (или у большей части верховых казаков).

Со временем в курене стали выделять перегородками отдельные комнаты (стряпку, спаленку, залу ), вместо русской печи появились печи городского типа – швейцарки, голландки, печи с подтопом. Зажиточные казаки стали строить курени из привозного соснового леса, больших размеров. С конца XIX века получили распространение жилища из кирпича. Такие постройки со временем стали называться круглыми домами .

Термин курень со временем стерся из памяти жителей хутора Донского. В то же время большая часть жилых построек в хуторе сохраняет круглую (квадратную) планировку с постановкой печи в центре. Выделенные перегородками комнаты являются проходными и соединяются по кругу. Это характерно для всей зоны проживания донского казачества: имея материальные возможности строить многокомнатные дома, они все же сохраняли представления о том, что и приватная зона должна быть подконтрольна семье.

Флигели состоят из двух жилых комнат, их обычные названия – кухня и зал . В пристроенном холодном коридоре иногда выделяли кладовку. Нередко коридор пристраивался во всю длину флигеля, и тогда в плане такое жилище оказывалось почти квадратным, то есть приближенным к классическому образцу казачьего дома.

Печи, отопительные системы

Еще недавно на одном и том же подворье в хуторе Донском встречались украинские печи (кабицы ), русские печи (пекарки ) и голландки. Отапливаются в хуторе печками с духовыми шкафами – коробами. Для отопления используются уголь, дрова, баллонный газ. Раньше топливом служили камыш и кизяк. Даровое топливо – камыш – укладывали в топку кабицы одним концом 4-метровой связки, которую по мере сгорания продвигали внутрь.

Популярность обращения с камышом стала причиной небольшой корректировки формы украинской печи: топка у местных кабиц находится заметно ниже, чем у печей этого типа, бытовавших на Украине и в кубанских станицах. Кизячные плиты изготавливались из навоза, который либо просто рубился лопатой, либо формовался в специальных станках и тщательно просушивался в пирамидах на солнце. Запас сухого топлива, как и запас сена для скота, хранился в специальном помещении, защищенном от подтопления.

История казачества - это... "побочная река, впадающая в большую реку русской истории".

В. Г. Белинский

Славяне, как особый народ, впервые упоминаются в повествованиях римских ученых I-II вв. н.э. Плиния Старшего и Тацита под названием венедов. В других источниках этот народ именовался как виниды, склавины и анты. Называя славян великим народом, большинство древних историков выделяют антов, характеризуя их как самых храбрых людей. Новейшие исследования позволяют говорить о гене­тической связи славян со скифско-сарматскими и другими племенами, обитавшими в Восточной Европе.

Следы материальной культуры свидетельствуют о том, что анты жили в землянках, занимались рыбной ловлей, земледелием и ремеслами.

Среди славян древнего и раннефеодального периодов существовало племя под названием родиев, россов или руссов, жившее в Среднем Приднепровье. Они дали название государству с центром в Киеве - Киевская Русь. Отсюда слово "Русь" распространилось на все земли и народы, входившие в состав русского государства. Русские постепенно проникали и на Дон. В 965 году дружины киевского князя Святослава Игоревича в районе нынешнего Цимлянска захватили основанный хазарами в 30-е годы IX в. город Саркел. Разрушенный город был восстановлен, значительно перестроен и превращен в форпост под названием Белая Вежа, что в переводе на современный язык означает "Белая башня" или "Белая крепость". Это было первое на Дону постоянное славянское поселение, созданное из сухого кирпича. Обжига самана тогда еще не знали. Позднее неподалеку возникли другие городища - на левом берегу Дона и под нынешним хутором Ближняя Мельница. К сожалению, раскопки Белой Вежи находятся ныне на дне Цимлянского водохранилища. Этот город выполнял важные стратегические и торговые функции до середины XII века.

В наши дни найдены неопровержимые доказательства, что уже во время Куликовской битвы в 1380 году существовало донское казачество. О донских казаках сохранились свидетельства еще более раннего времени - XII-XIII вв., принадлежащие перу иностранных купцов, дипломатов, путешественников. Они утверждали, что в донских степях обитают христиане "азсаки", "казы", "азаки". В русских летописях они именовались "тмутархане", "тьмутаракане", "бродники", то есть живущие на задворках, в глуши. Все это свидетельствует о том, что донские казаки - потомки древнейших славян "тмутархан-бродников" с изрядной примесью кровей местных кочевников: половцев, ногайцев, булгар, хазар и даже венгров, кочевавших в донских степях в X-XI вв. Таким образом, версия о происхождении донских казаков от беглых московских холопов оказалась несостоятельной.

К 1570 г. на донской земле было уже свыше 30 крупных казачьих поселений. Кроме того, было множество становищ и зимовников. Формирование административных центров вначале в Раздорах в 1549 г., а затем в Черкасске с 1644 года усилило процесс освоения земель казаками.

Казаки селились как в пойме Дона, например, в Черкасске, так и на высоких берегах. Отсюда сформировались два непохожих друг на друга типа казачьего дома. Но оба они имели немало общего. Это общее резко выделяло казачий дом от типичных построек Средней России. Древнерусский дом - это деревянная рубленая изба-четырехстенок, состоящая из жилой клети и небольших сеней-тамбура. Изба устанавливалась на высоком подклете, использовавшемся для хранения продовольственных запасов и других хозяйственных нужд, чтобы изолировать жилье от сырости и не испытывать неудобств зимой при снежных заносах. В одном из углов единого пространства избы на деревянном помосте ставилась глинобитная печь, около которой устраивался дощатый короб, скрывавший лестницу в подклет. Печь ставилась в углу, противоположном красному, т.е. наиболее освещенному, "божнице". Такой тип построек характерен был для самых бедных семей.

Более состоятельные люди строили избы-пятистенки, т.е. жилой дом, состоящий из двух смежных помещений, разделенных капитальной рубленой стеной. Пятая стена разделяла избу с печью и горницу от сеней. Подклет под жилыми помещениями имел прямое сообщение с хозяйственными постройками, которые подводились под общую крышу с жильем. Такой тип построек нашел широкое применение не только в Европейской Руси, но и на Урале и в Сибири.

Казачьи курени появились на Дону во второй половине XVII столетия, когда жизнь казаков приобрела более оседлый характер. Раньше неприхотливый военный быт не требовал особого домашнего уюта, и они обитали в наскоро сделанных землянках, которые в случае опасности оставляли и уходили на новое место. Ведь военные столкновения с азовскими турками возникали нередко по самому незначительному поводу.

За время пребывания в отвоеванном у турок Азове казаки не могли не оценить по достоинству удобств оставленных ими домов и воспользовались этим при строительстве своих жилищ. Но важно заметить, что у турок казаки позаимствовали только идею комфортности жилища, а не планировочную структуру. У всех мусульман дом обязательно делится на мужскую и женскую половины. Казаки же ста ли возводить не длинные прямоугольные дома, а почти квадратные в плане, называя их "круглыми" Планировка их была крестовой: все пространство дома делилось поперечными перегородками на четыре комнаты, а композиционным центром служила отапливавшая их печь. Никакого деления на мужскую и женскую половину не было и в помине.

В отличие от шалашей, именуемых "холобудами", отапливаемую избу казаки окрестили "куренем" Это слово произошло, видимо, от сочетания "курная изба" - дым в таких постройках уходил из печи наружу не через дымоход, а через окна и двери. Изначально "куренями" называли простые мазанки из самана или глины. Позднее этот термин применялся и для домов, отапливаемых "по-белому".

Основными строительными материалами для возведения куреней в донских степях были глина и дерево, реже - камень. Кирпичи и изразцы, как более дорогие материалы, использовались преимущественно для кладки и облицовки печей.

При застройке пойменных земель курень ставился на высокий каменный подклет (омшанник). Он служил одновременно и крепостью, и хранилищем запасов и хозяйственной утвари, защищал дом от разрушения при длительных затоплениях. До сдачи в эксплуатацию Цимлянской ГЭС в 1952 году Дон ежегодно разливался в марте-мае на полтора-три месяца, покрывая водой пойму шириной 10-30 километров. Пойменные поселения, в том числе и Черкасск, оказывались отрезанными от остальной части Области Войска Донского. Единственным средством передвижения в таких поселениях были лодки. Отсюда и своеобразие казачьих куреней - наличие по периметру на уровне жилого этажа балясника - просторного балкона с галдаРеей. Чтобы попасть на жилой этаж, нужно было вначале подняться по лестнице на галдарею. Она служила также причалом для лодок в период разливов рек, для сна или отдыха, конечно же, в теплое время года, а также для прохода «к наружным оконным ставням. Ежегодные наводнения привели к единообразию казачьих куреней.

Так как с севера и по Волге, и по Дону лес сплавлялся в изобилии, дерево как дешевый строительный материал применялось до самых южных границ России. В семьях с небольшим достатком даже в затопляемых казачьих станицах подклет жилого дома тоже выполнялся из лесоматериалов. Забивались два ряда деревянных свай, а пространство между ними засыпалось любым материалом. Обилие деревянных домов и конструкций превращало поселения в готовые костры для пожаров. Если учесть очень плотную застройку из-за экономии земли в черте городков-крепостей, то масштабы пожароопасности очевидны. По воспоминаниям современников, посетивших Черкасск в XVII-XVIII вв., улицы были так узки, что с противоположных галдарей можно было пожимать руки друг другу. Поэтому дошедшие до нас курени относятся преимущественно ко второй половине XIX века. По сравнению с древними, почти не имевшими украшений, они богато декорированы накладной и сквозной пропиловочной резьбой. Особую выразительность фасадам придает широкая, ажурной резьбы доска - подзор, которая прибивается к карнизу под напуском четырехскатной крыши. Стремительным бегом сложного растительного орнамента, варьирующего характерный в прикладном искусстве Дона мотив - виноградный ус, она подчеркивает композиционную завершенность, делает образ куреней неповторимым. Неподражаемость куреней - и в форме крыши. Если в центре России крыша избы, как правило, двухскатная и на чердаке нередко устраивалась светелка, то соломенная, камышовая или реже деревянная кровля куреней - четырехскатная, издали воспринимаемая как круглая. Отсюда и распространенное на Дону название - "круглый дом". К тому же все комнаты куреня имели между собой двери, т.е. можно было пройти "по кругу".

Галдарея и балясник чаще всего имели крышу, общую с домом. Достигалось это без особого труда, так как они имели небольшую ширину - от 70 до 200 см. Свисание кровли над балясником ниже домового карниза позволяло защищать курень в летнюю жару от перегрева, зимой и весной - от традиционных в наших местах ветров и увеличивало защищенность обмазанных или побеленных желтой глиной стен от сырости и дождей. Во всем мы видим мудрость строителей, накопленную веками.

В обычном казачьем жилище помимо кухни и одной или двух спален всегда была и горница. Это слово произошло от древнерусского "горнее", что означает "особо торжественное", верхнее, лучшее (сравните с горним местом в алтарной части храмов). Горница всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей.

Застройка станиц на надпойменных террасах во многом сохранила черты первых куреней в заливных лугах. Правда, заметно снизился подклет, превратившийся в высокий цоколь. В связи с глубокими грунтовыми водами продовольственные запасы стали хранить в погребах уже не в подклетах, а во дворе усадьбы. Балясник заметно укоротился и охватывает только одну или две стороны здания: во дворе и на главном фасаде. Нередко на главном фасаде галддрея выдвигается вперед широким балконом, именуемым в простонародье "крылец".

Если первый тип застройки в изобилии сохранился в Старочеркасске, то второй тип - в Недвиговке и Танаисе. Они и в наши дни составляют архитектурный фон этих селений, заметно отличаясь, напри мер, от соседней малороссийской Синявки. Покосившиеся от времени, вылинявшие на солнце, частично потерявшие свой резной декор, курени с достоинством несут память о прошлом. Словно оттеняя независимый нрав казачества, они не признают красной линии застройки. На улицах то выступают вперед компактной, цельной массой, то скрываются в глубине двора под сенью вековых акаций.

Есть еще один тип казачьей жилой постройки, распространенный на Верхнем Дону. Это так называемый "связевый дом". В нем сени превращены в среднюю комнату, а вдоль входа пристраивается галдарея в виде длинного коридора, выходящего на фасад широким крыльцом. Ярко выраженного подклета нет, он трансформирован в высокий цоколь.

На Нижнем Дону, особенно в станицах Бессергеневской, Багаевской, Кривянской, Грушевской и в самом городе Новочеркасске деревянные дома не красили масляной краской, а перед большими праздниками "белили" местной желтой глиной. В большинстве же станиц дома окрашивали в необычный в целом для России синий цвет. Этот дерзкий колер и ныне можно в изобилии видеть в Батайске, застроенном одноэтажными казачьими деревянными куренями. Наряду с красным, ультрамариновый цвет был излюбленным на Дону: сказывались природное окружение, любовь к морской стихии, торговые связи с народами Востока. Все, как видим, перемешалось в формировании бытового уклада и эстетического вкуса казачества.

В отличие от среднерусских построек, расположенных в условиях холодных зим, хозяйственные сооружения в казачьих усадьбах размещались обычно независимо от жилого дома, в глубине двора. Причем в условиях жаркого лета важно было иметь не только летнюю кухню, но и помимо зимних сараев летние навесы и загоны для животных. Так как 8-9 месяцев в году жизнь людей протекала не в курене, а во дворе, важно было иметь надежные (до 30 метров) санитарные разрывы. Поэтому базы, компостные ямы и туалет размещались в самом конце усадьбы.

Литература:

Кулишов В. И. В Низовьях Дона. - М.: Искусство, 1987.

Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры. - Л.: Стройиздат, 1984.

Пьявченко Е. Казачий курень //Богатый колодезь. Выпуск 1. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1991.

ОТЕЧЕСКИЙ ДОМ

КУРЕНЬ

«Мой дом - моя крепость» - казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты древнейшей самобытной истории. Казачий курень - еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России.
Название «курень» - монгольское. Слово «куриться», то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово «курень» означает «круглый», еще шире - «гармоничный». Монголы куренем называли кочевье, окруженное телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.
На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки - кочевники жили в «кибитках» (юртах) или в балаганах. Такие шатры - балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах.

Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде - это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.
На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Предкавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.
Первые поселения возникали в плавнях - речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь - вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма.
Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек - свайных. Воспоминания о них сохранились в названиях. «Чиганаки» - это и есть постройка на сваях. А жили в них люди племени «чигов». Неслучайно, видно, верхнедонских казаков дразнят «чигой востропузой».
Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище. Казачий курень - двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа «подклет», а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Древнейшие поселения хазар располагались в низовьях рек. Да и совсем недавно еще в Черкасске весной и осенью казаки ездили друг к другу в гости на лодках, а сам городок в периоды разливов был неприступен.

Современный курень - двухэтажный, «полукаменный», то есть первый этаж - кирпичный (прежде - саманный, из кирпича-сырца), второй - деревянный.
Чем дальше на север, тем первый этаж ниже.
А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне».
В центре первого этажа находится комната без окон, которую донские казаки называют «холодной» (может, отсюда это слово перекочевало в название камеры предварительного заключения, что была в каждой станице), кубанцы - «доливкой» (то есть нижняя, «долу», в отличие от горницы: «горний» - высокий, верхний). Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить доливку, что в ней постоянно дул легкий сквознячок остывшего в окружавших «холодную» каморах воздуха. Ах, как сладко пахнут пучки трав, горы яблок, арбузов, развешанный на нитках, на свознячке, виноград! И вся семья собирается, расстелив кошму на прохладном глиняном полу, пьет «узвар» или ест ледяные шипящие соленые арбузы в полдень, в самую жару, когда над степью плывет в пыльном мареве жары испепеляющее солнце.
Каморы узким коридором окаймляют холодную по периметру.
Когда-то здесь в нишах хранилось оружие. Узкая единственная дверь (обязательно открывающаяся вовнутрь, чтобы легко было подпереть ее бревном или камнем) вела на первый, заглубленный, этаж. Войти сюда можно было только по одному, согнувшись под низкой притолокой, и сразу ухнуть на две ступеньки вниз: мой дом - моя крепость. А в старину можно было грохнуться и ниже: прямо перед дверью устраивали «ловчий погреб» - яму с колом посредине, закрытую в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшийся в курень, сразу же попадал туда. Не там ли отстреливался от врагов Кондратий Булавин? Вообще в эту часть куреня чужие не ходили.
Гости обычно поднимались по широким ступеням («порожкам») на второй этаж и попадали на «балясы» - балкон-галерею, террасу, которая иногда окружала весь дом. В домах кавказских казаков эта лестница на второй этаж легко убиралась, а бревном со второго этажа запиралась нижняя дверь.
Как юрта у кочевников, так и курень четко делился на левую, женскую, и правую, мужскую, половины. Прямо за сенцами - самая большая комната, зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда.
В маленьком куреньке главным стержнем, вокруг которого располагались помещения, была печь - грубка. От нее направо располагалась кунацкая, где в казарменной простоте жили неженатые сыновья хозяина - главы семьи. Налево - девичья, детская и стряпка. Левая сторона - потеплее.
В большом курене богатого казака все комнаты были строго разделены. Женщины и маленькие дети никогда не заходили в кунацкую: там было оружие - могли покалечиться. Дети без разрешения не входили в комнату родителей.
Крыты курени бывали камышом или соломой. Такая крыша без ремонта стоит сорок лет. Одна беда - горит как порох. И это заставляло казаков тратиться на железо. Раскаленную железную крышу прекрасно используют для сушки фруктов.

УСАДЬБА

«Каждый казак - государь в своем дворе» - говорит пословица. Если с юридической точки зрения это было действительно так, и даже атаман не мог войти во двор казака без разрешения владельца, все же существовали предписания, которые всеми «гражданами станичного общества» выполнялись неукоснительно. Первым таким требованием- обычаем было: для каждой службы - отдельное строение, то есть отдельно конюшня - самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня), как правило, каменное - кирпичное, отдельно - коровник, курятник, свинарник и т.д. Несколько дворов: перед куренем - баз (тюрк: песчаный), за куренем - левада, а сам курень - крыльцом на улицу, окнами в поле - точно как казаки ложились спать вокруг костра: лицом в сторону врага. На задах - огороды. А вот виноградники, сады и бахчи в станицах и больших хуторах располагались не в усадьбах, а отдельно, в специально отведенных удобных местах. Там нарезались наделы под садовые участки и виноградники. Они были либо общими - хуторскими, станичными, либо частновладельческими. Под бахчи земля отводилась и раздавалась на паи ежегодно.
Такое размещение усадьбы и хуторов объяснялось сравнительным обилием свободной земли, нежеланием станичников жить «в утеснении» (они охотнее переселялись бы на хутора, чем стали бы уменьшать усадебную территорию) и опасением пожара.

СТРЯПКА

С приходом весны огненного страха ради переставали готовить в куренях, и вся кухня перекочевывала в кухню летнюю - стряпку.
Печь в летней кухне была такая же, как в курене, может, чуть поменьше. На ней не спали, и она не служила для обогрева. Хотя в ней могли мыться. Топилась она дрямом-хворостом, соломой, кукурузными будыльями, а чаще всего кизяками. Кизяки изготавливались (топтались) на дальнем заднем дворе из навоза и рубленой соломы. Полученная масса формовалась или резалась и просушивалась. Полученное топливо хранили, как поленницы дров на севере России.
Кизяки горели жарко и давали особый пепел, который долго сохранял жар. На температурный режим сгорания кизяков рассчитана вся казачья кухня.
Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Скота держали много, и при отсутствии чистоты жизнь в курене и на базу была бы невозможна. Печь подбеливали после каждой стряпни - ведерко с белилами и квачом всегда стояло под печкой. Над закрытым черной железной заслонкой печным жерлом - хаблом - всегда был вмазан кусочек зеркальца: стряпухе посмотреться - не измазалась ли сажей. Рядом с летней кухней было огнище, на котором стоял трехногий таган, а на нем либо казан (котел с большим дном), либо разного диаметра кольца, чтобы ставить чугуны. Тут же ставились самовары и стояла железная снасть: самоварные трубы, печные заслонки, ухваты (рогачи), сковородники (чапальники). Печка в летней стряпке выглядела нарядно: она украшалась синим бордюром, в тех местах, где можно было использовать глину или камешки, печку расписывали изображениями коней, казаков, цветов. У веселой казачки каждую субботу детишки разводили на беленых боках печки новые «вавилоны»... По воскресеньям печь не топили и еду разогревали на тагане.
Рядом с печью находился стол, чтобы еда была «с пылу, с жару». А в нескольких шагах от стряпки был погреб, или погребица, где в холоде и на льду хранились мясные и молочные продукты. Над летней стряпкой под навесом висели связки лука, перца, вяленой рыбы. Все это полыхало на солнце золотыми или алыми боками, дразня аппетит. При всем многообразии казачьей кухни (не может еда быть одинаковой на территории от Карпат до Тихого океана) общие для всей казачьей кулинарии черты есть. Главное - продукт предпочтительней готовить целиком. Это касается не только баранов, поросят, гусей и прочей птицы. Даже капусту квасят целыми кочанами. Все гарниры и приправы подаются отдельно.

Алмазов, Б. Казаки. Отеческий дом / Б. Алмазов, В. Новиков.- СПб.: Золотой век, 2013.- С.36-43.

Научно-практическая конференция

«УМНЫЕ КАНИКУЛЫ»

МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ!

КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ.

НОМИНАЦИЯ ««Первые шаги в науку»»

ФИО Герасименко Давид Юрьевич

класс 3

название ОО МБОУ Кагальницкая СОШ№1

населённый пункт и его административно-территориальное подчинение ст.Кагальницкая, Кагальницкого района

домашний адрес Кагальницкий район

ст. Кагальницкая, ул. Почтовая, д.5,а

ФИО руководителя

Топчиёва Татьяна Николаевна

должность учитель начальных классов

место работы МБОУ Кагальницкая СОШ№1

Содержание

    Введение.

а. Обоснование темы.

б. Цели и задачи исследования.

    Основная часть.

а. Первые казачьи куреня.

б. Развитие казачьих куреней.

в. Строительство куреня.

г. Расположение комнат и помещений внутри куреня.

д. Создание макета куреня.

    Приложения.

    Введение

Обоснование работы

Ну, что ж возьмёмся за твой курень, - сказал папа бабушке. Я удивился: "Это что ещё такое?" Папа ответил, что курень - это бабушкин дом. Так раньше казаки называли свои дома. "Какое странное название! Откуда оно взялось? Меня серьёзно это заинтересовало И я решил узнать всё о курене.

Из чего его строили?

Как он выглядел?

Сколько в казачьем доме было комнат?

Как они назывались?

Как дом обогревался?

Было бы интересно сделать макет куреня."

На уроках окружающего мира мы изучали родословное (генеалогическое) древо. У основания кроны на стволе мы расположили прадедушек и прабабушек. По ветвям распределили родителей, тётей, дядей, сестёр и братьев. У всех ребят получились красивые ветвистые кроны. Их ветви как будто переплетаются, поддерживают друг друга, помогают друг другу расти, развиваться. В классе мы говорили о том, что свою родословную люди представляют в виде древа, наверное не просто так. У настоящего дерева есть корни, которые дают силу дереву и оно радует зелёной листвой весной и летом, осенью - нарядной расцветкой, зимой, в тяжёлых условиях, в морозы ветки могут погибнуть, но дерево продолжает жить, до тех пор, пока не погибнет корень. «Корни» моего родословного древа – «казаки», которые дают моему роду силу духа, терпение и стойкость. Станица Кагальницкая – казачья земля и я должен знать, какими были мои предки, как жили, строили семейный уклад. Донские казаки всегда защищали свою Родину, для этого серьёзно изучали военное дело и этим отличались от других народов, живших в России. Возможно, и дома (куреня), в которых они жили, были не совсем обычными.

Я решил узнать, знают ли в нашей школе ребята, что такое "курень" и провёл небольшой опрос учеников разных классов. (Приложение 1)

Из таблицы (Приложение 2), составленной по результатам моего маленького опроса видно, что знания ребят о "курене", недостаточны, но большинство из них с удовольствием бы их расширили. Наверное, нет человека, который бы не интересовался историей родного края, «корнями» - своими предками. Материал для изучения темы я нашёл в районном краеведческом музее. О казачьих обычаях и традициях рассказывала учительница на занятиях по курсу "Доноведение" и автор первой книги о нашей станице Кагальницкой - Ефименко Е.Н. (Приложение 3) Что же у меня получилось я представлю в этой работе.

Цель проекта:

Узнать об особенностях строения жилища казаков.

Задачи:

1. Выяснить, почему донские казаки называли свой дом «куренём».

2. Изучить необычность жилища донских казаков.

3. Создать макет куреня.

Методы: изучение, подбор нужной литературы, материала, из краеведческого музея ст. Кагальницкой, районной библиотеке, а так же в книгах о донском крае и казаках; опрос учеников нашей школы, изучение материалов интернета.

Научно-практическая значимость:

Продукт этого проекта можно демонстрировать на внеурочных занятиях по курсу «Доноведение», а также при проведении внеклассных мероприятий в школе и детском саду.

    Основная часть.

Первые казачьи куреня.

«Мой дом – моя крепость» – часто можно услышать сегодня. А у казаков дом был и местом проживания, и маленькой защитной крепостью.

В старину проще всего было построить полуземлянку, это когда вырывают большую прямоугольную яму, потом внутри всё обжигают соломой, высушивая землю, края обшивают деревом. Ставят крышу, крытую соломой или камышом, по которой со временем могла прорасти трава. В полуземлянках не было окон, а пол мазали глиной и покрывали сухой травой. (Приложение 4)

В древности казаки – полутатары кочевали (перебирались с места на место со своим жильем) и поэтому жили в "кибитках" (телегах или санях с крытым верхом) или в балаганах (временных постройках). Иногда такие балаганы казаки используют и в наше время, когда уходят на дальние покосы или полевые работы.

В 16 веке возникли первые донские поселения казаков. В степях вода чаще находится глубоко в земле, что создаёт трудности при выкопке колодцев. Поэтому ставить своё жильё казаки стали вблизи рек, а так как землянку нельзя выкопать - вода близко, они решили делать стены из камыша или прутьев, переплетённых между собой. Ставили такие плетни в два ряда, а чтобы жильё было теплее и крепче между ними засыпали землю. Крышу, как и в землянке делали из камыша. Но, к сожалению, близость реки приносила вред таким турлучным жилищам. Вода рек сильно разливалась и размывала стены. Тогда казаки решили поднять своё жильё на столбы – сваи. (Приложение 5)

Развитие казачьих куреней

Наши предки были достаточно практичными, поэтому столбы соединяли кирпичными стенами. Получался первый кирпичный этаж, в нём обычно не жили, он был хозяйственным. Сверху ставили второй этаж из дерева. Казаки считали, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне»

Почему же своё жилище они называли «куренем»? Есть разные объяснения возникновения слова «курень». В одних источниках говорится, что оно пошло от «курных изб» - это избы (полуземлянки) без дымоходов, в которых дым от печей выходил через небольшие отверстия и казалось, что изба курит.

Другие источники связывают происхождение слова с казачьими Кругами (общими войсковыми советами), которые раньше проводились на майдане (площади) или в избе, а в переводе на монгольский язык слово «круг» это курень, поэтому жилище, в котором собирался Круг, казаки стали называть курень. Интересно, что комнаты в курене были соединены по кругу - «круглый дом».

Строительство куреня

Основными строительными материалами на Дону были ракушечник или песчаник и, конечно же глина. Из них строили фундамент и стены первого каменного этажа.

Донской край не отличается изобилием леса, поэтому второй этаж чаще собирали не из брёвен, а из толстых обтёсанных деревянных пластин, похожих на современные доски, а щели забивали соломой с глиной, потом обмазывали глиной и белили.

У "круглого дома" одна стена обычно делалась глухой, в остальных делали три или четыре окна на улицу. Снаружи самым необычным, на мой взгляд является балкончик у окон второго этажа. (Приложение 6) Он совсем непохож на современные балконы, куда можно выйти прямо из комнаты. Из окон выхода не было. Для чего же его делали? Оказалось, что всё очень просто. Он нужен был для удобства открывать и закрывать ставни. И ещё он выполнял одну работу: с него гостям было удобно через окна смотреть на свадебные обряды, проводы, а потом можно там же и поговорить (посплетничать). О любителях посплетничать говорили, что они «лясы точат», потому что балкончик казачьего куреня называется – балясником. К дому пристраивалась лестница по которой поднимались на крытое крыльцо – рундук, потом по баляснику чаще переходили в галдарею, это наружный коридор отгороженный досками.

На первом этаже, если им пользовались только в хозяйственных целях окон не было, но были небольшие отверстия, при помощи которых проветривалось помещение и на создаваемом сквозняке лучше хранились продукты питания.

Снаружи на окнах кроме ставен, защищающих жильё от ветра, непогоды, палящих лучей донского солнца и врагов, делали резные наличники с разнообразными фигурками и они были не просто украшением. (Приложение 8) Казаки в то время были очень суеверными, поэтому выпиливали фигурки-обереги и располагали их на наличники, что бы в дом не попали злые силы, чары и недобрые люди.

Крышу делали четырёхскатной. Накрывали, как и в старину, соломой, камышом или чаканом. И в старину люди старались выполнять правила противопожарной безопасности. Материал (солому, чакан, камыш), которым собирались накрыть крышу, сначала макали в глиняный раствор. Это конечно не современный раствор, защищающий от пожара, но он тоже задерживал огонь, давая возможность людям спастись и спасти своё жильё. Позже стали крыть крыши железом. Казаки побогаче обшивали дом доской шалёвкой. Победнее - мазали глиной с соломой и конским навозом. Внутри по стенам между щелями и трещинами вбивались маленькие колышки – чтобы лучше держалась обмазка. Потом дом красился. Казакам нравилось несколько цветов. Среди них голубой, синий, жёлтый, белый. Итак, с точки зрения архитектуры курень готов. Но, оказывается, было несколько типов куреней. (Приложение 8) Это и двухэтажные, и полутораэтажные, и одноэтажные с различными верандами, крылечками, галереями, но всё равно архитектурно похожими.

Расположение комнат и помещений внутри куреня

Интересно название и расположение комнат внутри куреня. На Дону летом всегда было достаточно жарко, а кондиционеров не было, поэтому казаки на первом этаже строили "холодную" комнату без окон, с отверстиями для сквозняка. Интересно то, что казаки научились её строить так, что даже в самый жаркий день прохладный сквознячок всё равно дул из каморок, которые окружали эту комнату. В ней в полуденную жару могла спрятаться и отдохнуть вся семья.

Помните: «Мой дом – моя крепость»? (Приложение 9) Оказывается, проникнуть на первый этаж куреня, где хранилось оружие было не так-то просто. Проникнуть туда можно было только через единственную узкую дверь. Открывалась она во внутрь, откуда её подпирали бревном, поэтому открыть её было почти невозможно. Если, всё-таки дверь поддавалась и открывалась, человеку надо было согнуться и знать, что первую ступеньку специально не сделали, поэтому входить надо осторожно, чтобы не упасть. Но это не самое страшное. «Сюрприз» казаки приготовили дальше. Сразу за ступеньками враг мог попасть в “ловчий погреб” - большую яму с колом посередине. В обычные дни её закрывали сбитыми досками, а во время опасности открывали.

А вот гостей ждали на втором этаже в зале - главной комнате, она всегда была прибрана и ждала гостей. Из залы можно перейти в спальню, её казаки ласково называли домушкой. Из спальни в кухню или стряпную. Оттуда в коридор, а из коридора опять в залу и пройтись по кругу – «куреню». (Приложения 10-12)

Создание макета куреня.

Мне очень хотелось сделать курень, но я понимал, что самостоятельно справиться с этой задачей будет очень сложно или вообще не получится (Приложение13) Изучение материалов по выбранной мною теме увлекло вместе со мной и моих родителей, и я решил попросить у них помощи. Посоветовавшись, мы решили сделать макет, который поможет ребятам изучить внешний вид казачьего куреня. При создании макета мы использовали различные материалы. К сожалению, камыш и чакан оказались слишком крупными для выбранных размеров макета, поэтому крышу накрыли сухим сорго, но он похож на солому. Первый этаж я самостоятельно оклеил материалом имитирующим кирпич. С удовольствием расписал ставни. Очень долго мы с папой клеили балясы. На создание макета у нас ушло несколько выходных. Но результат порадовал всех.

    Заключение с результатами вывода.

Свой проект с показом макета куреня я представил на казачьем празднике «Казачьи посиделки». Ребята с удовольствием слушали меня, но ещё с большим удовольствием они рассматривали макет после праздника и на переменках.

На одном из уроков окружающего мира, где мы изучали родной край, я вместе с учителем предложил ребятам выполнить тест, в котором подготовил вопросы о жилище казаков.

В выполнении теста (Приложение 14) приняли участие все ученики нашего класса – 24 человека. Его результаты меня очень порадовали. Теперь у нас все знали, где селились первые казаки, как они называли своё жильё, чем они крыли крышу и какой она была формы. Из чего строили второй этаж запомнили 20 учеников, что такое балясы вспомнили 17 человек. (Приложение 15)

В конце теста мы попросили ребят вспомнить всё самое интересное о курене и получили ответы:

15 человек написали, что на балкончике – балясах казачки «лясы точили» и смотрели семейные праздники через окна;

9 человек вспомнили об оберегах на ставнях;

17 человек – о всегда холодной комнате первого этажа и «сюрпризе» для врагов - «ловчем погребе», правда название многие забыли, но описали яму с колом в середине.

18 человек, написали, что «курень» это круг.

Проект я решил защищать на «Дне науки в школе», где меня уже слушали и другие ученики нашей школы.

Мы с родителями решили подарить макет нашему школьному музейному уголку. Теперь учителя и ребята с удовольствием изучают внешний вид куреня по макету.

Я надеюсь, что мы - юные казачата, все вместе изучим казачий быт, творчество, старые добрые казачьи обряды и традиции (Приложение 16)

Работа над проектом мне очень понравилась и в конце хочется сказать: «Пока мы знаем свою историю и уважаем свои традиции - МЫ СИЛА! И КАЗАЧЬЕМУ РОДУ- НЕ БУДЕТ ПЕРЕВОДУ!»

    Список использованной литературы.

1. Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Новочеркасск, 1891.

2 . Ригельман А.И. История или повествование о донских казаках. М., 1846

3. Краснов H. Земля Войска Донского. СПб., 1863

4. Есаулов Г.В. Архитектурно-градостроительное наследие Юга России (Его формирование и культурный потенциал). Дис. . д-ра архитектуры: 18.00.01: Москва, 2004 482 с. РГБ ОД

5. Агафонов А.И. История донского края (XVI первая половина XIX в.). Исторические источники и их изучение. Ростов-н/Д., 2001.

6. Ефименко Е. Н., Л.В. Вольное Задонье - край родной станица Кагальницкая Ростов-н/Д., 2017

7. Интернет-ресурсы:

    Приложения.

Приложение1.

Приложение 2

Хотят узнать

(узнать что-то новое)

Не хотят узнать

Всё равно

ЗНАЮТ

НЕ ЗНАЮТ

1-ых классов

2-ых классов

3-их классов

4-ых классов

66

13

53

60

2

4

Приложение 3

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13


Приложение 14

ТЕСТ

    Где селились первые казаки?

в пещерах гор

В полуземлянках в степи

В шалашах в лесу

    Как в 16 веке казаки стали называть своё жилище в первых поселениях?

Избушка

Курень

Дом

    Из чего строили казаки второй (жилой) этаж куреня?

Кирпича

Дерева

Бетонных плит

    Какой была крыша куреня?

Двускатная

Трёхскатная

Четырёхскатная

    Чем казаки крыли крышу куреня?

Черепицей или металлопрофилем

Камышом, соломой или чаканом

Шифером

    Что такое балясы?

Парадная лестница, по которой поднимаются на бал

Балкончик, вдоль окон куреня для удобства открывать и закрывать ставни

    Напиши, что самое интересное в жилище казаков?

Приложение 15


Приложение 16

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеСредняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Презентация к факультативу. Раздел: «Традиции и обычаи» «Жилища казаков» Составила учитель музыки 1 категории Трушина Светлана Юрьевна

Цели и задачи занятия
Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Развивать любознательность Воспитывать любовь и уважение к народным традициям

Как казаки строили себе жильё
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

Турлучные дома

Хаты строили на основе деревянного каркаса – хата тогда называлась турлУчной, от слова турлУк – плетень, обмазанный глиной, или возводили дома из самАна – материала, состоящего из нескольких компонентов.

Строительство турлучных домов
По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы — «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» — глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружениятакой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. . Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

Как казаки строили себе жильё из самана
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой

На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе».

Дома располагались очень компактно, расстояние между хатами, особенно в центре станицы, могло составлять лишь несколько метров. Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи».
В хатах было просто и уютно. Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок).

Значимым местом был печной угол. Большая четырех­угольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома, стремившейся содержать ее в чистоте («всегда чисто вымазана»), а по возможности и украсить ее.

Великая хата

Убранство хаты

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры