Как появились эльфы - волшебная история сказочных существ. Кто такие эльфы? Какие бывают эльфы

Главная / Любовь

Мифологические и исторические эльфы

Согласно "Воспитанию в Домах двух Чаш", "Взятию сидов" и других ирландских саг, сидами, а затем эльфами, стали называться жившие раньше в Ирландии, Уэльсе и на севере Франции боги и богини Племени богини Дану (Туата де Дананн) после их поражения от Сыновей Миля Испанского (ориентировочно в 1700-700 гг. до н.э.). По одной из версий саги "Воспитание в Домах двух Чаш" (их всего пять), страна была поделена на две части Аморгеном - поэтом и мудрецом гойделов (народ, к которому относились сыновья Миля), таким образом, что Племени богини Дану достался нижний, подземный мир. В нем и стали жить мифологические эльфы, о которых я сказал выше. Сиды не были единственным местом, куда, согласно преданиям, ушло Племя богини Дану (Туата де Дананн) после поражения от Сыновей Миля. В ирландских сагах также говорится, что народ Племени Богини Дану уплыл за море и поселился на таинственных островах - Брендана , Блаженных, Яблоневых… Ориентиром местонахождения новой родины Туата де Дананн может служить фрагмент из саги "Приключения Арта, сына Конна". Племя богини Дану, собравшееся на совет в Стране Обетованной из-за Бекумы Белокожей (дочери Эогана Инбира), которая совершила прелюбодеяние, изгоняет ее в Ирландию: " Итак, она была изгнана по ту сторону морского пространства и великой пучины; и ее отослали именно в Ирландию, ибо Племя богини Дану ненавидело Сыновей Миля, после того как было изгнано ими из Ирландии ".
В саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв» указывается примерно то же расположение страны, где обосновались эльфы. Эльфийка, соблазнявшая Кондлу, пела ему:
«
Давно влечёт тебя сладкое желание,
Со мной за волну унестись ты хочешь.
Если войдешь в мою стеклянную ладью,
Мы достигнем царства Победоносного.
Есть иная страна, далёкая,
Мила она тому, кто отыщет её.
Хоть, вижу я, садится уж солнце.
Мы её, далекой, достигнем до ночи
».
Эта мифическая страна эльфов находилась за морем, вероятно, там, где садится солнце (то есть в Америке).

Читайте мою работу "Исход белых богов. От Гипербореи до острова Пасхи "

Таким образом, после поражения от Сыновей Миля мужчины и женщины Племени богини Дану (Туата де Дананн) были оттеснены на периферию освоенного пространства - за море, на острова, в недра холмов, которое получило название "Волшебная страна". А сами они стали называться эльфы.

Эльфы – боги и богини Племени Богини Дану Туата де Дананн), жившие в Ирландии


Как следует из вышеизложенного, жившие с VI тысячелетия до н.э. до 1700-700 гг. до н.э. в Ирландии боги и богини Племени богини Дану (Туата де Дананн), по-существу, и были историческими эльфами (прототип мифологических эльфов из Иного мира).
В работе "Эльфы в Древней Ирландии. Тайна Племени богини Дану " я детально реконструировал внешний вид, одежду, способности и образ жизни этого народа. Поэтому отмечу здесь лишь их главные особенности. Эльфы были высокими, идеально сложенными, вечно молодыми и прекрасными юношами и девушками с очень светлой кожей, тонкими чертами лица, голубыми, серыми и, вероятно, зелеными (?) глазами и длинными золотистыми волосами, которые своей безупречной красотой могли свести с ума простых смертных. Эльфы были вечно молоды и не умирали от старости, что свидетельствует об очень большой продолжительности их жизни - например, бог Данда и богиня Банба жили более 3000 лет, а по некоторым данным, даже более 10 000 лет. Их можно было только убить. В отличие от своих предшественников (кроме фоморов и Фир Болг) и преемников, Сыновей Миля, эльфы располагали тайным магическим знанием и владели секретами колдовства. Они были величайшими чародеями, обучавшими первых друидов. Эльфы могли оживлять умерших. Одной из важнейших особенностей этого народа была их чудесная магическая способность к изменению формы, внешнего вида и размера. Они могли превращаться в животных, птиц, рыб (лошадей, волков, коров, лебедей, воронов, угрей и др.), уродливых старух, а также в различные стихии природы. Эльфы были не только величайшими чародеями, но и учеными людьми, обучавшими первых друидов, в совершенстве постигшими законы природы и умевшими ею управлять. Они имели всестороннее знание о целебных и энергетических свойствах растений и использовали их для лечения различных заболеваний, смертельных ран и при совершении заклинаний.

На основании приводимой в скандинавских преданиях информации по ним практически невозможно. Они рассматриваются в них скорее духами - эльфами, чем реальными земными жительницами. В таких же духов - сидов и эльфов превратились боги и богини Племени богини Дану после поражения от гойделов - Сыновей Миля. Это случилось между 1700-700 гг. до н.э. Такими же духами - эльфами временами считались и апсары, правда, из индийской мифологии трудно установить, когда произошла трансформация в апсар и гандхарвов - духов (эльфов) апсар и гандхарвов - реальных земных жителей.
На основании вышесказанного можно говорить о двух возможных периодах жизни в Скандинавии валькирий - эльфов (эльфиек). 1) Они обитали там еще до потопа и время их жизни совпадало с поздними событиями, описанными в индийском эпосе, которые нашли отголосок в скандинавских преданиях о передвигающихся по воздуху на крылатых конях девах-воительницах (более вероятно).
2) Валькирии - эльфийки жили в Скандинавии примерно в то же время, что и Племя Богини Дану - Туата де Дананн - эльфы в Ирландии, то есть примерно с IV до II или I тысячелетия до н.э. Возможно даже, они два раза обосновывались в Скандинавии, как и Племя богини Дану в Ирландии, и были вынуждены уйти оттуда на несколько тысячелетий сразу после потопа.

***

Таким образом, время жизни на Земле эльфов, как и других белых богов , в число которых они входили, было невероятно долгим и продолжалось с конца мезозойской эры или начала палеогена (65,5 млн. лет назад) до II или I тысячелетия до н.э. Что с ними стало потом, говорится в моих работах "Исход белых богов. От Гипербореи до острова Пасхи " и "Эмансипированные женские общества: взгляд из глубины веков ".

Сейчас, после изучения североамериканских, центральноамериканских, южноамериканских, египетских, шумерско-вавилонских, индийских, китайких, корейских, японских и друх преданий, мне стало понятно, куда ушли эльфы (они же Племя богини Дану, Туата де Дананн, Туата де Ану, гандхарвы, апсары, валькирии). Часть эльфов (по-видимому, в основном богов-мужчин), вероятно, вместе с другими белыми богами адитьями , уплыли на кораблях в Северную Америку , прошествовали в виде "белых богов ", ведомых "Кецалькоатлем", "Кукульканом", "Бочикой", "Вира Кочей", через всю Северную, Центральную и Южную Америку, расчертили пустыню Наска (по-видимому, сохранив один или несколько летательных аппаратов, существование которых отмечается в преданиях индейцев Северной и Южной Америки), затем уплыли на остров Пасхи и другие острова Полинезии и дальнейшем были перебиты там. Сегодня о могуществе Туата де Дананн свидетельствуют лишь былые предания, североамериканские холмы-маунды и рисунки пустыни Наска . О том же, как выглядели представители этого божественного народа, говорят прижизненные портреты гандхарвов-туата-эльфов, оставленные на острове Пасхи .
Другая часть эльфов, по большей части богинь - эльфиек, создали поселения и государства амазонок в Причерноморье, Малой Азии, Африке и Южной Америке (вероятно, дойдя до туда с эльфами-мужчинами) и погибла во время многочисленных битв и стычек с местными жителями.


© А.В. Колтыпин, 2009
(добавления и исправления 2012 г.)

Приветствую вас, я Гендальф.

Сегодня мы продолжаем знакомство с представителями сказочного мира Земли. И следующая раса, с которой я хочу вас познакомить – это эльфы.

Как я уже рассказывал вам, эльфы, также как и гномы, прибыли когда-то из туманности Альфа-Центавра, и являются потомками этой галактической цивилизации. Обе эти расы унаследовали ее особенности – любознательность и любовь к природе, тонкое чувствование природных вибраций. Ее представители прибыли на Землю во многом именно потому, что природа на Земле – особенная и необычная, хранящая уникальные энергии. Жители Альфа Центавра изучали не только природу своего мира, но интересовались и другими мирами Вселенной. Они также наблюдали и за Землею с самого начала ее существования. Восхищаясь гармоничностью и слаженностью процессов, протекающих на ней, они чувствовали, что за этой стройностью природных явлений должна стоять какая-то абсолютно новая сила, которая поддерживает Землю. И когда представителей Альфа Центавра пригласили воплотиться на Земле, они были очень воодушевлены и рады возможности познать неведомую и таинственную для них природную силу.

Те представители Альфа Центавра, которые стали гномами, с увлечением стали исследовать природу на уровне энергий. Для этого они изучали не только камни, но и познавали возможности вещества в целом. Их интересовали тонкие процессы, происходящие в веществе. В результате они научились трансформировать одно вещество в другое с минимальными затратами энергии, например, превращать кусочек угля в алмаз, а ртуть – в золото. Можно сказать, что они были родоначальниками алхимии, которой потом долгое время увлекались люди. Как правило, такие люди, изучая разные свойства природных веществ, вспоминали свой опыт, полученный в сказочное время. Ведь когда-то давно они тесно взаимодействовали с гномами, а может и сами воплощались в этой расе. И теперь они старались повторить в физической реальности те удивительные эксперименты, которые проводили раньше.

Безусловно, в случае успеха они смогли бы принести большую пользу человечеству! Но, к сожалению, в вашей реальности есть ограничения, которых в сказочном мире не существует, и поэтому попытки алхимиков, как правило, были безуспешны. Но невозможность воплощения мечты алхимиков еще связана и с тем, что они «вспоминали» только часть того, о чем знали когда-то. И часто не учитывали каких-то тонкостей, без которых процесс трансформации вещества не получался. Сейчас же, в новое время, за счет прихода новых энергий, можно проявить опыт «сказочного» прошлого во всей полноте. Также многие гномы готовы общаться с людьми, и такое сотрудничество может реализовать удивительные возможности в вашем мире!

Если гномы воплотили свой интерес к природе через научное познание, то другие представители Альфа-Центавра, ставшие эльфами, решили изучать природные энергии через свое чувственное восприятие. Эти существа всем своим сознанием, душою и телом как будто специально были созданы для этого. Их тело тонко чувствует любое колебание воздуха, еле заметный шелест листьев, даже движение гор, незаметное обычному глазу. Они воспринимают любое явление этого мира не физически, а больше на уровне чувств. Можно сказать, они видят и слышат переживания этого мира и могут сами прожить их. Общаясь с рекою, они чувствуют ее настроение и пребывают в нем, гуляя по лесу, они видят то, чем живет каждое дерево и все создания лесного царства. Они чувствуют в себе силы и желание помогать природе на уровне эмоций. Например, какое-то дерево обеспокоено чем-то, или оно поранено, или ему мало солнца. Тогда эльф подходит и успокаивает дерево, спрашивает, чем он может помочь. Он может вылечить дерево своими вибрациями, или даже помочь ему переместиться на новое место. Эльфы ощущают свою ответственность за гармонию в природе и помогают ее поддерживать. Делают они это потому, что их сердце неразрывно связано со всем происходящим в ней, и если природе где-то больно, то больно и им. Восстанавливая природные энергии, они чувствуют, как радуются все существа и духи стихий, и сами наполняются этим чувством. И, с одной стороны, эльфы настолько открыты всему происходящему в мире, что очень ранимы. Все низкие вибрации действуют на них губительно, и если где-то происходит конфликт, то они реагируют на него очень остро. Но именно за счет своей чувствительности они могут найти причину дисгармонии и могут ее разрешить. Они делают это с открытым сердцем, и сама природа, и весь мир вокруг отвечают им благодарностью.

Можно сказать, что эльфы – это стражники природной гармонии. Придя на Землю, они расселились таким образом, чтобы поддерживать все стихии природы. Так появились лесные эльфы, своей любовью и заботой защищающие лес. Есть водяные эльфы, живущие по берегам рек и озер, и они поддерживают водные миры. Существуют горные эльфы, живущие в пещерах высоко в горах, и они защищают стихию ветра и камня. Практически в каждом природном месте на планете можно встретить своих эльфов, чутко охраняющих ее. Конечно, существуют они в своем тонком мире, но их мир неразрывно связан с вашим через природные вибрации. Ведь природа на планете – одна и та же. С ней общаетесь и вы, с ней тесно связаны и все жители сказочного мира. Поэтому именно на природе вы легче всего можете установить связь с представителями разных рас, и в первую очередь – с эльфами. Именно они являются некими стражниками, хранителями входа в сказочный мир. И если вы знаете об их присутствии и обращаетесь к ним, то они вас обязательно услышат. Увидев, что вы пришли на природу с добрыми побуждениями, они постепенно начнут открывать для вас доступ к их тонкому пространству. И так, раз за разом, приходя на какое-то природное место, где вам хорошо и комфортно, вы можете все больше устанавливать связь со сказочным миром. Это будет происходить на уровне чувств. Вы также, как и эльфы, начнете понимать то, что чувствует дерево, или река, или ветерок, нежно шелестящий листьями. Это будет происходить за счет общения с эльфами, того контакта, который вы будете постепенно устанавливать с ними. Ведь через ваше взаимодействие вы будете «вспоминать» опыт вашего общего прошлого. Возможно также, что и у вас были воплощения среди эльфов, и тогда способность чувствовать природу и общаться с нею своими вибрациями может проявиться в вас очень естественно и легко.

Для того, чтобы вы смогли лучше вспомнить свою связь с эльфами, я расскажу вам чуть больше об их жизни и том, как они взаимодействовали с другими расами, в том числе и с людьми.

Находясь на природе, эльфам не нужно строить дома. Ведь они хотят быть в постоянном контакте с нею. Поэтому лесные эльфы спят на деревьях или строят себе небольшие шалаши из опавших веток. Водные эльфы селятся в камышах вдоль рек, а горные эльфы выбирают для жизни пещеры, созданные природой. Им практически не нужна материальная пища, да и тело их больше состоит из энергий, чем из материи. Поэтому практически все, что им нужно, они получают благодаря общению с природой. Материальная пища же им нужна больше для того, чтобы усилить и проявить те вибрации, которыми их питает природа. Для этих целей они общаются с деревьями, травами и грибами, и те делятся с ними пониманием тех энергий, которые они хранят. Они также передают эльфам материальное проявление своих вибраций - листья и плоды. Из них эльфы делают специальные отвары и снадобья. И в тот момент, когда им нужно проявить и усилить в себе определенное качество или состояние, то они употребляют заранее приготовленное средство. Эти снадобья во многом имеют лечебное и магическое действие. Например, некоторые из них являются колоссальным источником энергии и могут на некоторое время дать огромную физическую силу. Другие могут восстанавливать внутренний баланс и лечить от тяжких душевных расстройств, или усиливать восприятие окружающего мира, раскрывать остроту зрения, чуткость слуха и обоняния. Некоторые снадобья помогают увеличить время жизни организма и практически сделать его бессмертным. Поэтому эльфы имеют возможность жить очень долго, если на то у них есть желание.

Некоторые средства могут открыть в любом существе магические способности. Например, перевести организм на более тонкие вибрации, и таким образом существо становится незаметным для других, существующих в более проявленном мире. Или же появляется возможность мгновенно перемещаться в пространстве на далекие расстояния за счет попадания в параллельные реальности. Многие средства помогают лучше ощущать тонкий план и взаимодействовать с ним. Обретая контакт с этим «потусторонним» миром, эльфы издавна учились создавать в нем изменения, благоприятно влияющие на их реальность. Так они осваивали науку создания магических заклинаний. Многие из них становились настоящими волшебниками, заклинания которых до сих пор поддерживают баланс в природе.

В «сказочные» времена эльфы делились своими магическими снадобьями с представителями других рас, помогая им раскрыть те уникальные качества, которые были тем нужны. Все эти средства действовали на генетическом уровне, активировали ДНК и помогали проявить те способности, которыми они уже обладали раньше, будучи в других цивилизациях. Таким образом сказочные жители ускоряли свое развитие, находили возможности для реализации того предназначения, с которым они пришли на Землю из других миров и цивилизаций. Во многом именно снадобья эльфов помогали каждому жителю сказочного мира приспособиться к земным энергиям, осуществить трансформацию их тел, которая была им нужна для проявления своего потенциала.

Таким образом, эльфы во многом являются хранителями древней науки о лекарствах, а также родоначальниками медицины и биологии. Те удивительные свойства, которыми обладают их средства, связаны с тем, что эльфы очень хорошо чувствовали уникальную энергию, существующую в каждом организме. И могут найти ту вибрацию, которая сможет заботливо раскрыть его внутренний потенциал, проявит вовне его уникальные качества.

Каждое существо, живущее в природе – это хранитель определенной энергии, нужной для всеобщего развития и баланса. Несмотря на то, что в любом организме присутствуют все энергии, дающие жизнь, какая-то определенная вибрация проявлена наиболее сильно. Именно она дает ему индивидуальность. Эльфы, за счет своей чувствительности и любви ко всему живому, научились чутко настраиваться на энергию индивидуальности живого существа, ту уникальную вибрацию, которая проявляет его качества в физический мир. Они обнаружили свой глубочайший интерес в постижении этих энергий.

Если два существа принадлежат к одному биологическому виду и генетически очень близки друг другу, то они имеют и сходные энергии. И такие энергии больше связаны с проявлением материальных особенностей организма. Но у каждого живого существа есть и более тонкие, индивидуальные вибрации, которые отвечают за реализацию душевных, чувственных качеств. И эти энергии – проявление духовной сути, той души, которая пришла на Землю с какой-то задачей и связывает существо с его Высшим Я. Эльфы чувствуют, как трогательно и нежно воплощаются эти энергии души во внешности и образе жизни всего живого, придавая ему индивидуальность. Именно с этой сокровенной частью каждого существа они всегда стремятся быть в непосредственном контакте. Для них это является высшим проявлением красоты и гармонии. И когда они общаются с кем-то на уровне этих волн, их переполняет любовь и нежность, ликование и вдохновение. Они могут бесконечно долго, с наслаждением любоваться такими проявлениями, и поэтому чувствуют огромную ценность в том, чтобы усиливать и проявлять подобные вибрации. С этим они связали все свое личное развитие, проявляя свою чувственность и индивидуальность. В этом они всегда помогали и другим жителям сказочного мира. Поэтому их снадобья были не просто средством раскрытия магических способностей и качеств, а возможностью проявить духовную суть любого существа в реальности. Это и было наивысшей целью, с которой эльфы пришли на Землю!

Для воплощения этой своей необыкновенной и важной роли эльфы использовали не только снадобья, но и все возможные способы. Чувствуя вибрации своей души, они старались воплотить их на уровне эмоций и чувств. Это проявлялось в их языке, который обрел особую красоту и мелодичность. Но слов не хватало для проявления всех их переживаний… Для этого они стали сочинять прекрасные песни и стихи, вторя зову своего сердца. Они изобрели музыкальные инструменты, обладающие проникновенным, удивительно нежным звучанием. Каждый музыкант мог настроить свой инструмент так, чтобы тот звучал на вибрациях именно его души. Эльфы искали возможность не только произнести, но и изобразить то, что чувствуют. Они научились проявлять себя в танце, отпуская свое тело в творческом самовыражении. Они создавали божественно красивые картины, в которых каждый оттенок и штрих соответствовали тому, что они чувствуют. С каждым своим новым творческим проявлением они как будто глубже понимали себя, все более точно и чутко выражали ту нежную вибрацию, которая зажигала в них желание творить.

Эльфы чувствовали проявление тонких энергий души во всем, что их окружало, и поэтому их творчество было неразрывно связано со всем окружающим миром. В такие моменты они будто настраивались на биение сердца всей Природы, их чувства становились чувствами воды, леса и духов, обитающих в них. И этот единый поток чувств лился через их сердце, и все их существо вибрировало в такт тонкой музыки, в которой звучал окружающий мир. Своим творчеством они проявляли, усиливали эти вибрации, помогали природе воплотить свою душу во всех своих явлениях. Это было удивительным единством, которое за счет резонанса поддерживало все существующее.

Своим творчеством эльфы помогали не только природе в целом, но могли поддерживать и представителей других рас. Они могли исцелять музыкой, вдохновлять стихами, активировать новые способности других через танец. Но не было каких-то четких законов, как лучше это делать. Эльфы настраивались своим сердцем на вибрации души другого существа и начинали творческий процесс. Вибрации, которые они чувствовали, воплощались в том наилучшем качестве, которых требовала душа того, кому они помогали. Танец, музыка, рисунок, стихи… все это сливалось в едином ритме, в котором они находились. При этом существо как будто расцветало, напитывалось блаженством и удовольствием, ведь в тот момент оно находилось в чувственном контакте с теми вибрациями, которые были основой его жизни на Земле!

Эльфы также помогали проявить свою индивидуальность и людям. Как я уже рассказывал вам, в человеческой расе воплощались представители разных галактических цивилизаций. Среди людей были потомки плеядианцев, которые унаследовали от своих предков тонкую чувствительность и совершенствовали свои душевные качества через отношения друг с другом. Им эльфы помогали проявить свои внутренние переживания наиболее тонко и ярко, и таким образом они улучшали взаимопонимание между собою. Эти люди могли очень хорошо понимать и эльфов, ведь во многом были похожи на них. Таких людей и эльфов часто объединяли общие интересы, они были хорошими партнерами и часто создавали общие семьи, у них рождались и общие дети.

Также среди людей были потомки орионцев, главным интересом которых было занятие наукой и создание технологий. Их восприятие строилось больше на логическом мышлении, и поэтому для них эльфы, воспринимавшие все на уровне чувств, долгое время оставались загадкой. С другой стороны, подсознательно они чувствовали большую потребность в общении с эльфами. Их притяжение происходило на уровне душ, их сердца открывались друг другу вопреки логике и всем различиям между ними. Мужчины-орионцы часто влюблялись в нежных и чутких эльфиек, отличавшихся неотразимой красотой. Эльфийкам тоже нравились мужчиы-орионцы, их практичность, мужество и физическая сила. Таких качеств не было у эльфийских мужчин… Поэтому их женская энергия будто сама тянулась мужской силе, которой обладали потомки орионцев. Такие любовные союзы были, с одной стороны, очень противоречивыми, ведь супруги были очень разными. Но за счет общения и взаимной поддержки они развивали в себе те качества, которых им не хватало по отдельности. Так их любовь становилась удивительным путем их жизни, раскрывающим их уникальные способности.

Такое сближение эльфов и людей привело к тому, что сейчас практически у каждого человека есть гены, связанные с эльфами. Ведь ваши возможности тонко чувствовать природу и все творческие таланты – это проявления эльфийских генов. Эти способности помогают вам чувствовать и проявлять свою душу, то самое нежное и трепетное, что существует внутри вас. Само общение с эльфами всегда помогало вам усилить контакт со своей душой, поэтому эльфы для вас всегда были чем-то особенно близким и родным, а контакт с ними – источником радости и вдохновения. Но в процессе развития людям пришлось выйти из союза со сказочными существами, и контакт с эльфами также ослаб. Долгое время многие люди поддерживали связь с эльфами на тонком плане, общались с ними в лесах и горах. Поэтому эльфы так часто присутствуют в сказаниях и легендах многих народов. Кроме того, в новое время каждый из вас может вновь восстановить контакт с эльфами и тем самым усилить в себе проявления своей души и творческие способности.

А сейчас я приглашаю самих эльфов сказать то, что имеет ценность для восстановления вашей душевной связи!

Приветствуем вас, мы эльфы. Все это время мы были рядом, внимательно и с удовольствием следили за тем, что говорил Гендальф. Нам очень приятны его слова. Мы хотим лишь добавить, что мы готовы общаться с каждым человеком, который чувствует потребность в большем проявлении качеств своей души, своего чувствования природы и окружающего мира. Мы чувствуем душевную близость с каждым из вас, и готовы начать общение. Возможно, вы даже и не подозреваете, какие чудесные грани могут открыться для вас, когда вы начнете познавать особенности вашего чувствования. Душа каждого из вас – уникальна, и нет повторений в проявлении индивидуальности. Вы многое уже знаете о себе, и все, что мы будем делать для вас, будут не слова, а наши чувства… по отношению к вам! И даже мы сами не знаем, как они могут проявиться. Наше общение позволит и вам, и нам самим вспомнить те чувства, которые нас объединяют. Что же это будет? Творческое воплощение наших общих намерений и мечтаний, выражение желания творить и созидать именно в том качестве, в котором этого больше всего хочет душа каждого из нас! И мы хотели бы развиваться в этом вместе с вами. Мы сможем открыть для вас новые ощущения и краски вашей души. Для нас же общение с вами создаст новые возможности воплощения всего того, что мы чувствуем. Ведь в нашей реальности нам проще установить контакт с той сутью, которой является душа, но истинное воплощение и действие возможно именно в вашем, физическом мире! И полнота нашего взаимодействия откроет дорогу познания того, что есть творчество для каждого из нас!

Как мы можем начать общаться друг с другом? Как сказал Гендальф, мы можем более отчетливо ощутить наш контакт на природе, где нам легче сблизиться по вибрациям. Ведь природа – это то, что объединяет наши миры. Также мы можем заниматься творчеством вместе. И тогда, когда вы чувствуете вдохновение, вы можете приглашать нас. На ваш внутренний призыв откликнутся те из нас, которые наиболее близки вам, имеющие с вами душевную, и, возможно, даже родственную связь! За счет такого резонанса мы сможем усиливать творческие способности друг друга, создавать удивительные шедевры, проявлять новые прекрасные грани нашей души!

Мы любим вас, и остаемся рядом с вами,

Дарья татаркова

Вчера состоялась премьера последней части эпического переложения «Хоббита» - «Битва пяти воинств». За последние пятнадцать лет Питер Джексон вместе с прекрасными актерами создал совершенно отдельный образ Средиземья. Как бы ни представляли поклонники Толкина воображаемый мир его произведений и населяющих его героев, нельзя отрицать, что без фильмов новозеландского режиссера он был бы намного беднее. Главными героями новой трилогии стали гномы и хоббит, однако зрителей не перестают приманивать более элегантными персонажами: так, Джексон вставил Леголаса в переложение книги, где героя, по сути, нет. Мы решили вспомнить всех эльфов из фильмов Питера Джексона и разобраться, кто из них самый классный, а кто нет.

Галадриэль

эльфийка, владычица Лориэна


Галадриэль - один из важнейших персонажей истории Средиземья. Дочь королей, она была одной из тех, кто возглавил восстание эльфов и повел их прочь из Валинора. Толкин описывал ее как «величайшую эльфийку» и самую могущественную и прекрасную из тех, кто остался в Средиземье на момент событий «Властелина колец». С постепенным пониманием настоящей природы своего прошлого все ее действия стали своеобразным искуплением грехов. Помощь, которую она оказывала Братству, прекрасная тому иллюстрация. Несмотря на то, что ее гордость никогда бы не позволила героине обладать кольцом всевластья, настоящую силу характера она показывает, признавая это и отказываясь от него. Галадриэль может читать мысли других существ и заглядывать им в душу. Она прожила невероятно долгую жизнь, став свидетелем и посильным участником воображаемого мира Толкина, - на момент ее последнего упоминания эльфийке было семь тысяч лет.

Арвен

полуэльфийка, дочь Элронда, королева Гондора


Вечерняя звезда Арвен Ундомиэль в книгах была уж совсем не на виду. Толкин удостоил ее мимолетного описания и кое-как обозначил ее как мотивацию Арагорна в походе по спасению Средиземья. В фильме же - и хочется верить, что без сценаристок Фрэнсис Уолш и Филиппы Бойенс именно здесь не обошлось - Арвен становится не менее отважной, чем ее муж - будущий король. Заменив эльфа Глорфиндела, она сама спасает Фродо от назгулов, доставляя его к отцу в Ривенделл. Арвен присутствует во всех фильмах, но уже не как мотивирующий приз, а катализатор судьбы Арагорна. Без ее самопожертвования и решения остаться не запустились бы процессы, которые затем привели силы добра и Арагорна к победе. Финальное решение эльфийки быть со своим мужем отчасти пропитано горечью: она навсегда вынуждена попрощаться со своей семьей и своим народом, целиком покинувшим Средиземье. В книге после того как ее муж умер, а дети выросли, она ушла в леса Лориэна и решила больше не жить, попадая тем самым в чертоги мертвых в Валинор.

Леголас

эльф, сын Трандуила, принц Лихолесья


Леголас стал своего рода рок-звездой Средиземья благодаря кинотрилогии «Властелин колец». Джексон вместе с Блумом придумывали ему новые уровни отвязности, о которых в книге и речи быть не могло. Например, он на щите, как на серфе, съезжает по лестнице и одновременно выдает очередь из стрел - тут даже объяснять ничего не нужно. Несмотря на то, что оригинальный дух книжного персонажа в фильмах сохранился сполна, присущая юности (по эльфийским меркам) наглость и джексоновский юмор обеспечили этой инкарнации принца Лихолесья армию преданных поклонниц практически моментально. При этом Леголас унаследовал от отца неприязнь к гномам и семейную вспыльчивость.

Его присутствие в новой части смотрится, конечно, уж как-то совсем неловко. Блум выглядит, скорее, как более накачанный дядя того мальчика, что был в нулевых, а компьютерное омоложение и вовсе превращает его в восковую фигуру. Создается ощущение, что он там не на своем месте, будто сбежавший экспонат мадам Тюссо, неожиданно попавший на съемки. Тем не менее мы гордимся Леголасом за то, что он смог перерасти папино влияние и, вопреки вековой неприязни, лучший друг у него гном, которого, как пишет Толкин, он даже забрал с собой в Валинор.

Элронд

полуэльф, владыка Ривенделла


Элронд был не совсем эльфом, если уж смотреть строго. Оба его родителя, Эарендил и Эльвинг, происходили от союзов эльфов и людей, так что Элронду был предоставлен выбор между судьбой эльфа и человека. В отличие от своего брата-близнеца Элроса, остановившегося на втором варианте и в итоге основавшего королевство людей Нуменор, Элронд решил стать эльфом. В фильмах Джексона роль Элронда досталась Хьюго Уивингу, и, если поначалу зрители тыкали на него пальцем и кричали - «это же Агент Смит», к концу нулевых какие-либо ассоциации с «Матрицей» испарились.

Как и в книгах, Элронд предстает одним из самых мудрых эльфов Средиземья, которому действительно небезразлична участь остальных жителей его мира. Он прожил несколько тысяч лет, успев поучаствовать в войне против Саурона задолго до событий «Властелина колец». Помимо этого Элронд обладал даром предвидения и эльфийской телепатией, которой в фильме даже огромные расстояния оказались не помехой. В довершение ко всему сказанному, Элронду было доверено самое могущественное из эльфийских колец Вилья - так что, прямо скажем, тягаться с ним практически некому.

Тауриэль

эльфийка из Лихолесья


Эту эльфийку придумали специально для фильмов, и если вы думаете, что история отношений Арвен и Арагорна была сложной, то что уж говорить о Тауриэль, влюбившейся в гнома. Толкин себе таких вольностей не позволял: для него союз эльфов и людей был чем-то невероятно трагичным, и таких за всю историю Средиземья было всего три. В экранном «Хоббите» же разница, даже внешняя, уж будем откровенны, между эльфами и гномами (по крайней мере этим) не такая кардинальная, а избранник Тауриэль Кили вполне мог бы сойти за эльфа, при условии ушей и отсутствия щетины. В довершение ко всему Тауриэль взбунтовалась против своего короля и, вопреки приказу, отправилась помогать гномам отбиваться от орков. Как капитан стражи она умеет воевать не хуже любого мужчины и к тому же охраняла земли Лихолесья, чувствуя, в отличие от остальных, что темные силы сгущаются, что бы ни говорил Трандуил.

Халдир

эльф, капитан стражей Лориэна


Один из начальников стражей Лориэна, Халдир в книге был проводником Братства по Лориэну, когда те дошли до владений Галадриэль. Джексон же решил отдать эльфу куда более значительную роль, тем самым превратив его из случайного знакомого в трагическую фигуру важного момента отношений между людьми и эльфами. В «Двух башнях» Халдир показан капитаном отряда, который эльфы послали на помощь в обороне Хельмовой Пади. Неожиданное решение не бросать людей в беде, даже при том, что, вероятнее всего, они отправляются на смерть, помогло укрепить веру, что народам все-таки удастся сплотить силы в борьбе против общего зла. Отношения между Халдиром и Арагорном при этом показаны, скорее, как дружеские, с намеком, что эти двое могли знать друг друга и раньше. Халдир погибает в битве от меча орка.

Келеборн

эльф, владыка Лориэна


Келеборн - однозначно положительный персонаж, при этом самый скучный из всех. Про него известно довольно мало, а прославился он тем, что являлся мужем Галадриэль. Несмотря на статус одного из мудрейших эльфов Средиземья, Келеборн всё время остается где-то на вторых ролях и не имеет прямого отношения к происходящему - соответственно, и в фильмах он появляется совсем мало. В книгах, в отличие от последнего фильма первой трилогии, он был последним эльфом, покинувшим Средиземье, с которым ушли и последние живые воспоминания о них.

Трандуил

эльф, король Лихолесья


Король Лесных эльфов Трандуил - невероятно гордый персонаж, чья надменность не раз играла с ним злую шутку. В отличие от остальных, он появляется еще в «Хоббите», что делает его одним из первых эльфов Толкина, когда-то увидевших свет, тогда, правда, без имени. В киноверсии лесному королю уделено довольно много внимания, просто потому что устоять и не использовать такого персонажа было бы не возможно. Для своего грандиозного появления Трандуил в исполнении Ли Пейса выбрал огромного оленя с ветвистыми рогами - такой выход за доли секунды рассказывает нам довольно много о персонаже, любящем покрасоваться.

Трандуил сам довел свои отношения с гномами до тревожного натяжения из-за своих комплексов по поводу богатств и самоцветов, которых ему всё время было мало. В фильме агрессивность и алчность короля ставят его в один ряд скорее со злодеями, нежели союзниками. При всех грехах Трандуил тем не менее встанет на сторону людей и гномов в Битве пяти воинств против орков. В будущем же внимание на себя перетянул его сын Леголас, которого он отправит в Ривенделл во время событий «Властелина колец».

Фигвит/Линдир

эльф Ривенделла


Фигвит - самый дурацкий, но самый смешной, пожалуй, персонаж всего списка эльфов экранизаций. Судите сами: его имя - это на самом деле аббревиатура фразы «Frodo is grea... who is THAT?!?» Так героя третьего плана трилогии кольца Джексона назвал, конечно, не сам режиссер, а тройка веллингтонских документалистов, снявших потом одноименный фильм про феномен Фигвита. Дурацкое имя лучше никакого - так можно хоть как-то идентифицировать его, все-таки «эльф из свиты» не говорит совсем ни о чём. Можно было бы забыть о нем, как о любом другом безымянном эльфе, если бы не актер, его сыгравший. Брет Маккензи - это половина проекта «Flight of the Conchords», комедийного дуэта Бретта и Джамейна, снявших свой HBO-сериал про то, как они покоряют Нью-Йорк. Притом что с первого взгляда Маккензи не узнать, бдительные фанаты все-таки умудрились его разглядеть.

В первом фильме Фигвит сидел в совете, но после веселой шумихи вокруг персонажа Джексон решил дать ему в третьем фильме целую реплику. Он говорит всего одну фразу: «Леди Арвен, мы не можем медлить! Моя госпожа!» (серьезно, только это), что не помешало ему заработать свою фан-базу и стать регулярным героем фанфикшена самого разного толка. В «Хоббите» Маккензи сыграл другого эльфа из Ривенделла - Линдира, правую руку самого Элронда.

Отличительные признаки эльфов

Как определить, является ли особь эльфом или человеком? Можно уповать на генетическую память предков, но вдумайся, читатель: не принимаешь ли ты за нее плод своего воображения? Да, это, бесспорно, обидно осознавать, но ведь никто не мешает тебе проверить себя! А «генетическая память» неоднократно подводила многочисленных фанатов Профессора Толкиена, воображающих себя эльфами. Впрочем, воображение — оно ведь и есть воображение, не более.

Две расы довольно близки по строению и в свое время были весьма дружны. Так, например, пишет Кораблев в комментарии к саге «Чаро-Лейфи»: «Традиционно принято обращать внимание на лейтмотив о людской помощи эльфам при родах. Хотя ведь и сами эльфы весьма часто помогают смертным в подобных ситуациях».

В XIII веке английский священник Лайамон написал поэму «Брут», где говорится: «…Время настало, когда предначертано было, чтоб Артур (британский король) родился. Как только он появился на свет, эльфы приняли его, они заговорили ребенка (bigoben) «могучими чарами (galdere), они дали ему силу величайшего воина. Во-вторых, они предначертали ему быть благородным королем. Третье он получил от них — дар долгой жизни» .

Это же подтверждает и Толкиен в «Законах и обычаях Эльдар»: «В начале жизни между детьми Двух Народов было мало различий, и человек, увидевший эльфийских детей за игрой, мог легко поверить, что это дети Людей, некоего прекрасного и счастливого народа. Ибо в ранние свои дни дети эльфов еще восхищались миром вокруг них, и огонь их душ не сжигал их, и бремя памяти было еще легко им» .

Тем не менее, несмотря на большое внешнее сходство, между двумя расами немало различий. Об этом сегодня я и хочу поговорить, читатель.

1. Первый и главный признак: эльф, в отличие от человека, живет очень долго , поэтому нет ничего удивительно, что он «запрограммирован» на более медленное, неторопливое развитие. Поскольку у него почти отсутствует ген старения (вернее, когда происходит осознание своей эльфийской сущности, ген начинает действовать во много раз пассивнее человеческого), эльф должен выглядеть гораздо моложе своих человеческих сверстников. Вот что по этому поводу пишет Толкиен в «Законах и обычаях эльдар»: «Эльдар взрослели телесно медленнее, чем люди, но разумом — много быстрее. Они начинали говорить еще до того, как им исполнится один год, ив том же возрасте учились ходить и танцевать, ибо их тела скоро на чинали подчиняться их воле… К концу третьего года жизни дети смертных начинали перегонять эльфов, торопясь вырасти, пока для эльфов длилась первая весна детства. Дети людей могли совсем вырасти, пока эльдар того же возраста оставались телом подобны детям смертных… Не ранее пятидесятого года жизни достигали эльдар того роста и принимали тот облик, в котором жили всю дальнейшую жизнь и до сотни лет могло пройти, прежде чем они становились взрослыми» .

Выше уже говорилось, что эльф, осознавший себя эльфом на каком-то определенном этапе жизни, как бы застывает в данном возрасте. На самом же деле это впечатление — внешнее: со временем он все-таки меняется, но — раз в десять Медленнее, чем человек. «Эльфы на самом деле становятся старше, хотя и очень медленно: предел их жизни — жизнь Арды, которая хотя и за пределами счета людей, все же не бесконечна. И Арда тоже стареет» . Даже эльфы, еще не осознавшие себя таковыми, выглядят моложе своих лет , ибо такова их генетическая природа. И в результате эльф, которому лет 50-60, выглядит на 20-30 человеческих, а которому на вид 40-50 человеческих лет, может быть какого угодно возраста — и 100, и 200 лет… Взгляните на себя в зеркало — сколько вам лет на самом деле, и сколько дают незнакомые люди на первый взгляд?

Эльф почти всегда выглядит моложе своих лет, и никогда — старше. Первая проверка эльфа — проверка временем!

2. Эльфы — Сиды, Ши, Туата де Данан, Дивный народ — и это подтверждают многочисленные исследования — имеют иную формулу крови , отличную от человеческой. К сожалению, в этой книге мало научных выкладок подобного рода, и поэтому скажу об эльфийской крови только одно: белых телец (лейкоцитов) в крови эльфа больше, чем у человека, (не путать и не принимать за белокровие!) и, тем не менее, уровень гемоглобина у эльфа всегда высок. Кроме того, регенерация кожных покровов у эльфов идет очень быстрыми темпами: все шрамы, порезы и ссадины заживают вдвое быстрее, чем у человека. То же самое можно отнести и к костной ткани: переломы костей у эльфа срастаются быстрее. Быть может, недаром эльфы называли людей «энгвары» — «болезненные»? А вот больничный покой эльфам не рекомендован! Вспомним Роберта Кирка и его «Трактат»: универсальный закон для эльфа — движение, и только движение!

Проверь формулу своей крови, исследуй себя на гемоглобин. Эльфы зачастую имеют завидное здоровье и обладают большой выносливостью.

3. Иммунная система эльфа тоже иная. Например, замечена удивительная стойкость эльфов к венерическим заболеваниям (сифилис, гонорея) и вирусу СПИДа. Известны случаи, когда эльф имел половые контакты с несколькими людьми, больными одним и тем же венерическим заболеванием, при этом не заразился им. Вирусы таких заболеваний, видимо, слабы в эльфийском организме. Впрочем, это утверждение требует окончательной проверки.

4. Другая особенность эльфа — иная структура кожи. О хорошей ее регенерации мы уже говорили. Кожа у эльфа, как правило, гладкая, непористая, под ней крайне мало потовых желез. Поэтому «эльф редко и несильно потеет, однако долго находиться на открытом солнцепеке ему не рекомендуется. (Не потому ли эльфы всем другим временам суток предпочитают сумерки?)

Теперь — о волосатости. Волосы на голове у эльфов, как правило, весьма привлекательны и составляют одно из главных украшений. Но у мужчин-эльфов почти нет растительности на лице: усы и борода весьма редки и жидки. На теле же волосы встречаются, но в гораздо меньшем количестве, чем у человека.

Мало растительности на лице, нет усов и бороды? Так ты близок к эльфам!

Это — только то, что относится к генетическому набору и здоровью в целом. Теперь рассмотрим внешние признаки принадлежности к эльфийской расе. Как я уже говорила, их не так много, расы похожи, и все же…

5. Что отличает картинного, мультипликационного эльфа от человека? Правильно — острые уши ! Правда, представлены они там несколько утрированно: торчат над головой наподобие ослиных, иногда и вовсе поросли волосами. Ну, а в жизни? Острые уши — действительно, распространенный признак эльфийской принадлежности. Но при этом они не возвышаются над головой подобно локаторам! Уши эльфа прежде всего отличаются от человеческих особой формой — они как бы сплющенные по бокам и с выделяющейся вершинкой, чаще всего острой, в отличие от круглой, человеческой. Интересная особенность: при осознании себя эльфом, при длительном общении с природой или себе подобными уши эльфа слегка изменяют форму на более «заостренную». Ты можешь мне возразить, читатель, приведя в пример людей достаточно пожилых с острой формой ушей: как же так, если это эльфы, почему постарели, а если люди, почему с эльфийскими ушами?


Увы, читатель — это, скорее всего, действительно эльфы (либо полуэльфы, либо гоблины — тот или иной вид носителей крови древних рас) как уже и говорилось выше, но — эльфы так и не проснувшиеся. Впрочем, проснуться для эльфийской сущности никогда не поздно.

Попробуй понаблюдать за формой своих ушей. У эльфов они почти всегда заострены.

6. Внешний вид эльфов «вычислить» не так-то просто. Что уж нам говорить, когда и Перворожденные эльфы принимали некоторых людей за своих соплеменников — эльфов. Но…

Во-первых, сразу хочу возразить всем тем, кто «вычисляет» эльфов по цвету глаз или волос, руководствуясь, например, книгами Профессора Толкиена. Скажем, утверждает, что у всех нолдор серые глаза и черные волосы, и тот, кто имеет подобный признак — действительно эльф. Это, извините, бред, ибо, как много существует родов человеческих, так же много есть и эльфийских, и я самолично наблюдала самый разный «окрас» эльфов: от ярких блондинов до жгучих брюнетов (вопреки, кстати, отдельным утверждениям, что эльф не бывает черноглазым, не бывает с прямыми волосами, и т.д., и т.п.) А чтобы лучше понять Профессора в этом вопросе, обратимся еще раз к его «Законам и обычаям эльдар». Итак, «ламатьяве (наслаждение звучанием и формой слов) считалось признаком личности более важным, чем другие, вроде роста, цвета волос и черт лица». Или вот, к примеру: «Как утверждают эльдар, единственная полностью неизменная черта любой личности — принадлежность к определенному полу. Ибо они считают эту черту принадлежностью не только тела (роа), но и духа (инно) в равной мере; таким образом, личности в целом. Личность или индивидуальность они часто называли эссе, что значит «имя», но также и эрде, или «целостность», «неповторимость». Посему те, которые возвращались из Мандоса после гибели их первого тела, всегда возрождались с тем же именем и того же пола, что и прежде.» Это, кстати, нелишне принять к сведению многочисленным поклонникам творчества Толкиена, воображающим себя существами другого пола (как правило, женщинам, называющим себя мужскими именами и утверждающим, что у них «мужская квента». Честное слово, для истинного поклонника творчества Профессора подобное поведение выглядит смешно и жалко!)

Но — к делу. Как правило, у эльфа и эльфийки длинные волосы, которые редко укладывают в прическу: эльфы очень любят свою природу и мало ее меняют. Волосы эльфов часто волнистые (хотя, еще раз повторюсь — немало и прямых!), глаза — яркие, нередко встречаются миндалевидной формы, лица чаще всего овальные и продолговатые. Круглолицых среди эльфов очень мало. Черты лица у эльфов чаще резкие и броские. Сложением они отличаются достаточно субтильным : даже при высоком росте мужчины чаще всего худощавы и редко наращивают большую мышечную массу, хотя имеют отличительную черту — широкие плечи при узкой талии (сложение Аполлона), а женщины не имеют сильно выпуклых частей тела: огромные бюсты и массивные бедра у эльфиек отсутствуют. (Маленький камешек в огород любителей картин в стиле фэнтези Бориса Валледжо). За счет этого даже бытует мнение, что эльфийские мужчины и женщины мало отличаются друг от друга. Толстых среди эльфов практически нет (хотя иногда встречаются среди полуэльфов полноватые личности, но это — за счет преобладания человеческой сущности.) Вместе с тем, сложение эльфов многие считают идеальным: формы их приближены к человеческим классическим, но — более тонкие и хрупкие. Еще одна отличительная черта внешности эльфов — бледный цвет лица: им редко присущ румянец.

Посмотри на себя в зеркало — насколько ты похож на эльфа?

7. Общая объединительная черта всех эльфов — способность к украшательству себя и себе подобных. При этом, как уже говорилось, природу свою они меняют мало (например, мне ни разу не доводилось слышать об эльфе, сознательно сделавшем себе пластическую операцию с целью довести себя до совершенства). Но все, что происходит от творческого начала — шитье, вышивание, прядение, кузнечное и ювелирное дело, а также музыка и поэзия присущи им в полной мере. Из эльфов получаются неплохие художники, дизайнеры, модельеры.

Эльф-мужчина всегда что-то планирует, изобретает, моделирует в смысле благоустройства своего внешнего облика или своего жилища. Женщины-эльфийки очень часто любят украшения и одежду из блестящих тканей.

Теперь — по поводу одежды. Излюбленные цвета эльфов — синий и зеленый (реже — черный, но это качество проявляется в тревожные дни: черный для эльфа — цвет защиты).Форма одежды, как правило, облегающая: мужчинам нравятся водолазки, узкие джинсы и высокие сапоги; женщины же отдают предпочтение узким платьям и юбкам (что при субтильности эльфов смотрится совсем неплохо!)

Понаблюдай за своей одеждой, вспомни любимые цвета: эльфа просто тянет нарядить себя в эти оттенки.

Впрочем, все это касается только внешности эльфов, но эльфа от человека отличает в первую очередь именно внутреннее содержание. Чаще всего, оно диаметрально противоположно человеческому.

Поэтому обратимся к этой стороне личности.

8. Главная черта эльфийской сущности в отличие от человеческой — самодостаточность. Эльф почти всегда знает, чего хочет, уверен в себе, его редко бросает в крайности. Его любимая позиция — «золотая середина». Может быть, именно поэтому самое предпочтительное время суток для них — сумерки: среднее между днем и ночью. Как правило, они любят ночь, но со звездами, сумерки, но не с полностью угасшим дневным светом. Среди эльфов скорее преобладают «совы», нежели «жаворонки». Личность эльфа гармонична и сбалансирована, эльфам несвойственны опрометчивые поступки наподобие суицидальной склонности из-за разочарования в жизни. Эту их самодостаточность и внутреннее спокойствие неуверенные мечущиеся люди зачастую принимают за высокомерие, чувство превосходства над другими, а иногда — за наглость и самомнение.

Именно поэтому эльфы приучились к хитрости и определенной мимикрии: с одними они — одни, с другими -другие, а какие они вообще, не знает никто. У эльфа благодаря такой мимикрии множество друзей, но, если разобраться, все эти друзья — хорошие знакомые, не знающие его до конца, а душу эльф раскрывает редко, и, как правило — только себе подобным. Самодостаточность и позиция «золотой середины» — основная черта эльфа.

9. Отношения людей и эльфов всегда складывались неоднозначно. Еще бы: такие похожие и… такие разные! Эльфы — Перворожденные , по Толкиену, признавали всего три человеческих рода, с которыми стоило общаться, остальных же человеческих особей предпочитали игнорировать.

Теперешний же эльф почти всегда с детства плохо переносит людей (видимо, инстинктивно чувствует — не поймут!) и выбирает по отношению к ним одну из двух позиций — пассивного дружелюбия или полного невмешательства в их дела. А вот люди относятся к эльфам двояко: одни сразу подпадают под очарование эльфа и не могут противостоять ему, другие по непонятным причинам начинают ни с того, ни с сего ненавидеть чужака-эльфа.

Почему? Тут можно внести предположение. От эльфа всегда исходит поток чуждой людям энергии. Одни расположены к ней и впитывают ее, а точнее -подпитываются ею (около эльфа всегда полно энергетических вампиров), другие же нерасположены абсолютно. Одного лишь чувства жаждут эльфы от людей, и никогда не добиваются его — человеческого равнодушия. Но люди просто физически неспособны остаться равнодушными к эльфам!

Проверь себя на отношения с людьми: тебя — к людям, и людей — к тебе.

10. Между прочим, и эльфийская психология отличается от человеческой. Поэтому реакции эльфа на многие события реальной жизни непредсказуемы для людей. С человеческой точки зрения, эльф может обидется на совершенно обычную фразу и вместе с тем не отреагировать на явное оскорбление в свой адрес. Люди, которым встретился эльф, если намерены с ним общаться, должны подлаживаться под его темперамент, иначе он попросту уйдет в себя и не будет реагировать на окружающих. Опять же, если эльф считает своего собеседника недостойным себя (например, человеком иных, неприемлемых для него принципов), общения как такового не получится: эльф всем видом проявит обидную снисходительность, обрушив на собеседника всю свою надменность.

Понять эльфа до конца сможет только другой эльф. А так как последних немного, у эльфов довольно часто наблюдается второй вариант поведения — кажущееся высокомерие и удел волка-одиночки.

Вспомни собственную реакцию на окружающие события: реакцию эльфа люди считают неадекватной. Как правило, об эльфе среди людей бытует мнение: «Какой странный!»

11. По поводу эльфийской сексуальности высказываются два диаметрально противоположных мнения. Первое — что эльфы андрогинны и асексуальны: у них, мол, разум правит чувствами, поэтому они неспособны любить. Второе — что эльфы весьма любвеобильны. Порой настолько, что разобьют твое сердце и, не заметив, пойдут себе дальше. Самые опасные соблазнители, мол, именно эльфы. К какому же из двух мнений склоняюсь я? Скорее ко второму, чем к первому, но — с большой оговоркой.

Разберемся по порядку. Эльфы не андрогинны и не асексуальны, напротив, их половые признаки ярко выражены. Если не ошибаюсь, этот вывод был сделан (например, К. Асмоловым в его исследованиях), скорее исходя из небольшого различия между эльфийскими мужчиной и женщиной, по сравнению с людскими представителями обоих полов. Вроде как эльфииские юноши такие же длинноволосые и худенькие, как девушки, и поэтому сексуальностью тут не пахнет… На самом же деле эльфы считаются одними из самых совершенных творений природы. «И обликом своим подобны они идеальным людям высокого роста, но уж, конечно, не литературным крылатым карликам». (Л. Кораблев, перевод исландских саг). Их способностью завораживать полны легенды и предания, в которых они зачастую выступают соблазнителями и соблазнительницами. О том, скольких смертных, начиная с Томаса Лермонта, уводили в свое царство эльфийки и феи, можно даже не говорить — факт общеизвестный. Ну, и мужчины-эльфы не отставали: вспомнить хотя бы историю Мидхира из Туата де Данан, похитившего жену у мужа…

Тут нелишне привести строки из поэмы Дж. Гауэра «Confessio Amantis», кои упоминает в своей работе «О волшебных историях» Профессор Толкиен. Поэт описывает молодого повесу, привлекательного, как эльф:

И в то же время читаем у того же Толкиена в «Законах и обычаях»: «Эльдар вступали в брак единожды в жизни, по любви или хотя бы свободной воле с обеих сторон. Даже когда в поздние дни, когда, как говорит история, многие из эльдар Средиземья стали развращены, и их сердца затмила тень, что лежит на Арде, не много повестей могли они рассказать о деяниях вожделения среди них… Эльдар не делают беспечных ошибок в выборе пары. Их нелегко ввести в заблуждение, и дух у них правит телом, а потому желания лишь тела редко направляют их, а по природе они воздержанны и стойки».

Так все-таки — соблазнительны или воздержанны? Позволю себе допустить предположение. По всей видимости, секс, как и все остальное, эльфами воспринимается свободнее, чем людьми. Такова уж эльфийская натура: зачастую эльф в любовных вопросах попросту плывет по течению, а сердца вокруг него как бы неожиданно для него самого разбиваются… В конце концов, у него в запасе масса времени для того, чтобы найти свою пару и определиться с любовью и браком. Поэтому человеческий страх, что «время уходит, а я еще никого не нашел», отсутствует у эльфов начисто! Между тем, если постоянного партнера нет, эльф может вести весьма свободный образ жизни. Хотя и извращений любого рода эльдар стараются избегать. Да, по природе они очень верны, но -только своему партнеру, и только при наличии глубокого чувства. Если эльф находит свою пару, он полностью погружается в свою любовь и как бы «умирает» для всех остальных. И еще: чувство эльфа, как и сам эльф, гораздо долговечнее человеческого!

О любви людей и эльфов написано множество поэм. Но, как мне кажется, эту любовь и подобные союзы именно потому воспевали поэты, что такие случаи — редкость. «Приручить» эльфа человеку трудно: эльф — существо дикое и непредсказуемое. Человек, повторяюсь, не может устоять перед чарами эльфа или эльфийки, но редкий эльф надолго увлекается смертным! Отличительная черта всех эльфов — беззаботность, легкое восприятие жизни, а, следовательно, и способность быстро освобождаться от прежних привязанностей. (Тем более, если партнер(ша) не кажется ему отвечающим требованиям о дальнейшем союзе. А удовлетворить таким требованиям человеку непросто: он, бедняга, зачастую даже не понимает, чего от него хотят.) Случаи глубокой и преданной любви людей и эльфов бывают, если человек не отказывается понять и принять чуждую себе природу эльфа. В подобной ситуации эльф может стать настолько верным своей любви, что его чувство переживет чувство его партнера — человека.

Поэтому все же истинное счастье эльф (эльфийка) может обрести только с себе подобными. Эльф всегда поймет собрата, не будет стеснять его свободу и не даст стеснить свою…

Если ты по натуре — очень верная личность, в то же время легко «отходчив» в любовных отношениях — ты ближе к эльфам.

12. Весьма немаловажный вопрос при определении эльфа — отношение к деторождению и детям. Самая странная, пожалуй, особенность эльфа (и большое отличие от людей) — их дети не родятся вне брака! Даже если один из родителей — человек, а другой — эльф, все равно, и полуэльфы не родятся в свободных гражданских союзах. Сам же вывод был мною сделан после наблюдения за многими эльфийскими и полуэльфийскими парами: те из них, кто придерживался принципа «свободных отношений», при всем желании не производили потомства, хотя чисто с медицинской точки зрения оба были вполне здоровы. Объяснить подобную вещь невозможно: такая мелочь, как штамп в паспорте или произведенный обряд, играют роль в таком важном моменте, как рождение. Можно было бы предположить, что, поскольку дух у эльфов правит телом, то они сами отдают себе мысленный приказ: «Никаких детей!», и этот приказ осуществляется. Когда бы не настойчивое желание некоторых зачать ребенка вне брака, и — полный провал…

Обратимся еще раз к излюбленным мною «Законам и обычаям эльдар»: «Их [эльфов] дети были немногочисленны, но очень им дороги. Их семьи, их дома были связаны любовью и глубоким чувством родства духовного и телесного, и дети мало нуждались в воспитании или обучении. Редко бывало в каком доме более четырех детей, и число их с течением лет росло все медленнее. Но даже в древние дни, пока эльдар было еще немного, Феанор был прославлен как отец семи сыновей, и история не знает никого, кто превзошел его…

Что касается зачатия и вынашивания детей: год проходит от зачатия до рождения ребенка эльфов [на самом деле — чуть меньше девяти месяцев по человеческому летоисчислению. Все дети-эльфы рождаются чуть раньше положенного срока — от авт. ] У эльфов отмечается из года в год именно день зачатия. По большей части, это дни весны…

Еще эльдар говорят, что для зачатия и еще более для вынашивания детей уходит у них больше жизненной силы, духовной и телесной, чем для детей смертных. Потому и происходи так, что эльдар производят на свет немного детей, и что происходит это в юности их или в начале жизни, разве что странный и тяжкий удел выпадает им. Но в каком бы возрасте они не вступили в брак, их дети рождаются спустя краткое время после свадьбы. Краткое — по счету эльдар. По счету смертных зачастую проходит довольно много времени между венчанием и рождением первого ребенка, и еще больше — до рождения другого… [не меньше полутора человеческих лет со дня свадьбы — от авт. ] Эльдар зачинают детей только в дни счастья и мира, насколько это возможно» .

От себя хочу добавить лишь, что у эльфов есть еще одна особенность: мальчик или девочка рождаются, как правило, в соответствии с желанием родителей. Не случалось встречать ни одну эльфийскую (или полуэльфийскую) семью, где бы дети родились «не того пола». И еще: если оба родителя после свадьбы долгое время не хотели детей, зачать их оказывается совсем непросто…

Вспомни, читатель, когда и как родился твой ребенок. У эльфов они рождаются только в браке.

13. Еще одна деталь, отличающая эльфа от человека — магия. Склонность к магии действительно свойственна эльфийскому характеру. Но, если человеку, чтобы стать великим магом, нужно долго и много учиться, то магия эльфов иная. Цивилизация эльфов, видимо, была магичной изначально, поэтому многие паранормальные способности заложены в эльфах с детства. Эльф, как правило, не становится большим волшебником, с другой стороны, ему не приходится учиться тем талантам, что уже даны ему. Хотя, даже для развития небольших магических способностей, эльфы часто патологически ленивы.

Какими же заложенными способностями наиболее часто обладает эльф? Как правило, даром эмпатии (чувствование чужого эмоционального фона), а некоторые — и телепатии; даром предвидения; умением казаться незаметным (при определенных обстоятельствах можно пройти в двух шагах от эльфа и не заметить его — при этом ему даже не надо прятаться — скорее всего, именно отсюда и возникла легенда об умении эльфов проходить сквозь стены); любовными чарами — о них уже говорилось выше; умением отгораживаться от внешнего мира (между ним и собеседником возникает что-то вроде невидимой стены, после чего собеседник не может посмотреть ему в глаза); некоторые обладают умением управлять поступками людей (с помощью мыслей). В общем контексте я не упомянула о таких эльфийских талантах, как ясновидение, способность наделять другого удачей, способность увеличивать урожай, находить клады… Справедливости ради надо сказать, что последние таланты есть далеко не у каждого эльфа, или не у каждого развиты. Что же касается первых, то в том или ином наборе они встречаются у многих эльфов. Магия ли это или до сих пор малоизученные способности организма, затрудняюсь сказать.

Леонид Кораблев так пишет об эльфах в своем «Маленьком трактате»:

«Они (эльфы) способны проникать разумом в будущее и читать мысли смертных. Alfar skilia, то есть эльфы чувствуют, понимают, предвидят. Дар прозрения дан эльфам, а также Норнам» .

«Разумеется, только белое чародейство могло придти от (или привести к) эльфам. И хотя известны случаи, когда эльфы (или их потомки полуэльфы) пользовались для своих целей иногда вредоносной магией, никогда черное искусство не связывалось с Сокрытым народом. Лишь некоторые смертные, получив доступ к тайным эльфийским знаниям, умудрялись обращать часть из них во зло» .

Говоря о магии, нельзя не упомянуть эльфийскую музыку и стихосложение. Почти все эльфы имеют хороший слух и голос, умеют играть на музыкальных инструментах. Эльфы прекрасные менестрели, но главное все же другое: многие люди считали, что именно с помощью песен-заклинаний эльфы и проявляют свою магию. Пением своим лесные эльфы завораживали случайных прохожих, магическая музыка заставляла людей забыть дом и друзей и предпочесть им Волшебную страну… В переводах исландских саг Л. Кораблев пишет: «В заключение, говоря о Чаро-Лейфи» (Торлейве Тордарсоне), необходимо упомянуть самое громкое событие в его жизни — в 1611 году, вместе с другим «силовым поэтом» Йоуном Гвюдмундссоном Ученым Торлейв посредством сочиненных ими магических рифм изгнал самого страшного за всю историю «немертвого» (draugur), который своими яростными нападениями запугал было целую область Стад в Снайфьоле» .

14. И еще одно. Эльфы, как известно — народ весьма чувствительный. Чаще всего они чувствуют приближение плохой погоды, а также, к примеру, психологический дискомфорт от назревающего конфликта. Возможно, этот предстоящий конфликт людям пока вообще незаметен, а погода испортится только к завтрашнему вечеру — предчувствия эльфа, как правило, не обманывают, это проверено многолетней и многократной практикой. И, хотя они не любят поучать людей (так, известна поговорка: «У эльфа и у ветра не спрашивай совета»), если уж от эльфа исходит какое-то предостережение, к нему нелишне прислушаться. Часто именно эльфы видят вещие сны, именно эльфы слышат голоса, предупреждающие их о том или ином событии, а то и просто откуда-то знают, что произойдет (по сленговому выражению, «скачивают информацию из астрала»). Такие способности есть не у всех эльфов, но у очень многих из них.

Лучше всего эльфы чувствуют друг друга, как бессмертный Дункан Маклауд — своих сородичей. Необязательно при приближении, как в случае с Маклаудом. Но достаточно увидеть собрата в лицо — и ты понимаешь, что перед тобой «это самое существо».

При общении с себе подобными эльфы передают друг другу энергию, восполняя при этом свою собственную. Чрезвычайно вредно для эльфа постоянно находиться в мире людей — нужно общаться с себе подобными хотя бы раз в месяц. Если вы интересуетесь эльфами, ищите себе подобных.

О том, что вы — эльф, с точностью вам могут сказать только другие эльфы.

Итак, в этой главе была сделана попытка сформулировать основные признаки отличий двух рас — людей и эльфов. Сразу оговорюсь, что этот перечень далеко не полон и в нем отсутствуют столь важные данные, как различный состав крови (по слухам, даже в процентном соотношении), генетические исследования, а также реакции на возможные раздражители. Но эта книга — не медицинский справочник, и я, читатель, оставляю за собой право когда-нибудь восполнить эти пробелы в издании совершенно другого профиля и при помощи и поддержке профессионалов в этой области.

Не полон этот перечень и с точки зрения исследования типов эльфийской личности. Впрочем, именно это и оставляет простор для дальнейших исследований (была бы охота исследовать!)

Маленькое дополнение тебе, читатель. После всего вышеперечисленного не впадай в крайность — не идеализируй эльфов. Согласно многим книгам фэнтези, легендам и кинофильмам, эльфы, например, невозможно красивы. Это далеко не всегда так. Да, эльф — совершенное творение матушки — природы, но не настолько, чтобы разить наповал всех вокруг (хотя бывают и такие).



Человеку эльфийская красота может порой казаться даже непривлекательной: слишком утонченные худенькие девушки, тонкие юноши без накачанных мышц, часто с резкими чертами лица — такое любят далеко не все. Вот что не отнять у эльфийского народа, это складность: они тонки, но не костлявы, и очень соразмерны. И по поводу их ума небольшая критика: да, эльфы умны, но порою столь ленивы, что зарывают свои таланты в землю. Все вышеперечисленное относится к эльфам этого мира, в параллельных мирах, где история пошла по другому пути развития, возможно, встречается и более идеальный вариант расы эльфов. Да и, как уже говорилось, чистых эльфов на земле сейчас почти нет, расы сильно перемешались между собой.

А в принципе, найти эльфов в толпе и отличить их от людей не так уж трудно. Ищите и обрящете!

С. Павлова. Дорога к Единорогу.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры