Как правильно ставить свечи за упокой. Кому ставить свечи в церкви

Главная / Любовь

Свечи – препараты, состоящие из комбинации твердых жиров с активными компонентами. В зависимости от них препараты могут быть обезболивающими, венотонизирующими, противоотечными, кровеостанавливающими, антибактериальными. Изделия имеют гладкую, слегка скользкую поверхность, облегчающую введение в задний проход. Препарат расфасовывается в герметичные блистеры, невскрытые упаковки могут храниться до 5 лет.

Ректальные суппозитории могут быть монокомпонентными, содержащими только одно активное вещество. Однако большая часть современных препаратов обладает комплексным действием и способна решать сразу несколько проблем, характерных для . Выбрать нужное средство и точно рассчитать дозировку должен лечащий врач, он же следит за состоянием пациента и в случае необходимости вносит коррективы в терапевтическую схему.

Среди самых распространенных вариантов можно выделить:

  1. Свечи с обезболивающим эффектом , содержащие лидокаин, бензокаин, новокаин. К этой категории относится , .
  2. , подходящие для уменьшения геморроидальных узлов, повышения элестичности сосудов и предотвращения тромбозов. Большая часть подобных препаратов содержит гепарин. В эту категорию входит , .
  3. Противоопухолевые и противовоспалительные суппозитории. В их состав включается преднизолон, антибиотики, легкие анестетики. Среди самых популярных препаратов Преднизолон, .
  4. Ранозаживляющие и регенерирующие. Монопрепараты с единственным активным веществом, заживляющие даже глубокие разрывы и обширные повреждения. В эту категорию попадают и , доступные и очень эффективные.
  5. Гомеопатические препараты. Включают экстракты лекарственных трав, действуют очень мягко, но отличаются хорошей эффективностью. Восстанавливают ткани, предупреждают отеки и воспаления, лечат внутренние и наружные повреждения кожи и слизистых. В эту группу попадают , полынью, зверобоем, шалфеем, ромашкой.
  6. Особняком стоят препараты , обладающие сильным кровеостанавливающим и венотонизирующим свойством.

На нашем сайте представлена следующая полезная информация про заболевание геморрой:

  • Подробное описание различных стадий: , ;
  • Особенности и ;
  • Перечень лекарств, свечей и мазей, которые применяются в лечении этого заболевания .

Так же есть материалы, которые, возможно, вам будут интересны:

А о вредных и полезных продуктах для мужского органа вы можете .

В чем преимущество такого лечения?

Суппозитории включаются в любую лечебную программу. Их можно использовать в качестве профилактики, применять на разных стадиях геморроя, включать в восстановительный курс после резекции геморроидальных узлов.

Свечи имеют массу преимуществ перед другими лекарственными формами:

Препарат действует локально , не попадая в желудок, активные компоненты полностью выводятся из организма вместе с мочой или калом. Период вывода не превышает 12 часов, что полностью исключает интоксикацию при передозировке.

Имеют меньше противопоказаний по сравнению с инъекциями и таблетками. Они подходят для лечения больных с проблемами желудочно-кишечного тракта, почечной недостаточностью, гипертонией.

Просты в использовании. Свечи от геморроя: инструкция по применению очень проста. Для их введения нужно внимание и аккуратность, но больной может делать это самостоятельно. Единственное требование – точно соблюдать дозировку и правила гигиены.

Лечебные суппозитории обладают комплексным действием. Они не только снимают боль, устраняют кровотечения или отеки, но и способствуют нормальной дефекации. Пленка из растопившегося жира защищает стенки прямой кишки и поверхность геморроидальных узлов от травматизации.

Простота хранения. Ректальные суппозитории имеют длительный срок годности – от 3 до 5 лет. Вскрытую упаковку можно хранить в нижнем отсеке холодильника, замораживание не допускается. Запечатанные блистеры успешно хранятся при комнатной температуре вдали от отопительных приборов.

Показания и противопоказания

Ректальные суппозитории назначают при следующих симптомах геморроя:

  • боль внутри прямой кишки;
  • большое количество внутренних узлов, склонных к увеличению;
  • повышенная температура, слабость, анемия;
  • мелкие разрывы слизистых;
  • частые запоры и диареи;
  • внутренние и внешние отеки;
  • дискомфорт после дефекации;
  • в области заднего прохода.

Свечи можно вводить от 1 до 4 раз в день. Курс зависит от активных компонентов и индивидуальной переносимости препарата.

Свечи с антибиотиками или сильными анестетиками рекомендуется применять короткими курсами по 5-7 дней.

Препараты с гепарином и другими венотониками можно использовать дольше, курс длится 10-14 дней.

Затем следует небольшой перерыв, после которого лечение можно возобновить.

Желательно проводить под контролем врача, так как существует опасность неправильных сочетаний или передозировки.

Несмотря на свою эффективность, ректальные свечи имеют некоторые противопоказания.

  • обильных ректальных кровотечениях;
  • глубоких внешних трещинах, склонных к нагноениям и воспалениям;
  • аутоиммунных заболеваниях;
  • злокачественных опухолях прямой кишки;
  • индивидуальной непереносимости компонентов препарата.

При передозировке наблюдаются побочные эффекты: жжение и зуд в области анального отверстия, покраснения и сыпь на коже возле заднего прохода. В редких случаях возможна диарея, головная боль или тошнота.

При обнаружении стойких негативных симптомов лечение нужно прервать.

Как пользоваться свечами от геморроя?

Как правильно ставить свечи от геморроя — рассмотрим по пунктам.

Подготовка к процедуре

Перед введением суппозиториев необходимо подготовиться.

  • Если нормальная дефекация невозможна, стоит сделать очистительную клизму с теплой водой.
  • Затем область заднего прохода обмывается водой с детским мылом, обсушивается махровым полотенцем или марлевой салфеткой.
  • Особую осторожность нужно соблюдать при очищении кожи, на которой имеются повреждения: потертости, сыпь, анальные трещины.
  • Перед введением не стоит использовать мази, гели и другие наружные средства.

Если предполагается вводить свечи 3-4 раза в день, нет необходимости очищать кишечник. Достаточно подмывания теплой водой и обсушивания кожи.

Свечи извлекают из упаковки непосредственно перед применением. Заранее вскрывать упаковку нельзя, суппозитории могут высохнуть или загрязниться.

Введение суппозиториев: как сделать это правильно

Вводить свечу удобнее в положении лежа на правом боку. Тем, кому такая поза не подходит, можно попробовать вставлять свечу стоя, слегка наклонившись вперед или присев.

Важно, чтобы мышцы заднего прохода были полностью расслаблены , а анальное отверстие максимально открыто. Если свеча кажется слишком сухой или жесткой, ее кончик можно смазать вазелиновым маслом или глицерином.

Рукой раздвиньте ягодицы и с легким усилием продвиньте свечу в анальное отверстие. Суппозиторий должен полностью пройти сфинктер, не причиняя дискомфорта.

После введения нужно сомкнуть ноги и полежать не менее 20 минут.

Если имеются позывы к дефекации, их нужно перетерпеть. Чаще всего эти позывы – обычная реакция на инородное тело в прямой кишке. Неприятные ощущения пройдут через несколько минут.

Лучше всего вводить свечи перед сном. Препараты снимут боль и другие неприятные симптомы, давая возможность спокойно уснуть. За 7-8 часов все активные компоненты усвоятся в максимальном объеме, утром пациент будет чувствовать себя значительно лучше.

После введения свечи область заднего прохода закрывается стерильной марлевой салфеткой. Можно использовать гигиенические прокладки или бинт, сложенный в несколько слоев. Такая конструкция нужна для предохранения нижнего и постельного белья.

Под воздействием температуры тела парафин, воск, вазелин, входящие в состав суппозиториев, будут плавиться и естественным образом выходить из организма. Незначительное количество жирных компонентов может обнаружиться и в кале, пугаться этого не стоит. Твердые жиры, входящие в состав суппозиториев, организмом не усваиваются.

Ректальные суппозитории показаны при разных геморроя, они действуют быстро, легко усваиваются и имеют минимум противопоказаний. Теперь вы знаете как использовать свечи от геморроя. Лечение лучше проводить под контролем врача, это поможет избежать побочных эффектов и осложнений.

1:507

Когда мы приходим в храм, мы заходим в церковную лавку, чтобы приобрести свечи и затем поставить их перед иконами. А зачем? Такая традиция, скажут, принято так.

1:798 1:803

И не удивительно, что многие люди приходят в церковь только ради того, чтобы «поставить свечку». Не на богослужение, не для молитвы. А подразумевая под зажжением свечки в церкви некое магическое действо, которое уже само по себе приносит счастье. Этакая потребительская, в основе своей языческая, форма общения с «высшими» силами, как сделка: я вам свечку – вы мне «чтоб всё хорошо у меня стало».

1:1527

И заглядывают такие люди в церковь лишь по превеликим праздникам, ну, или по крупной житейской нужде. Ставят свечку, как будто галочку в воображаемой «книге учета хороших» дел», и, уверенные, что всё сделали по-христиански, со спокойной совестью забывают об этом самом христианстве до следующей свечки.

1:553 1:558

Есть и такие, которые кое-что смыслят себе в православии, чаще заходят в церковь, даже могут и часик выстоять, слушая пение и разглядывая иконы. Такие христиане предпочитают, раз уж дошли до храма, по максимуму обойти все иконы, по крайней мере, самые красивые и крупные, и перед каждой поставить свечку, попросить за себя и близких. Какая-то икона да поможет - практично рассуждают они – главное, свечки везде поставить, чтоб уж наверняка… И выходят они из храма, удовлетворённые проделанной работой и вполне довольные собой: «Ай да я, сколько добра попросил, должно сработать! Плюс выгода – сэкономил на покупке свечей».

1:1692

1:4

Да, практичные люди приходят в храм со своим пучком свечек, закупленными по дешёвке где-нибудь в похоронном агентстве или другой торговой точке. И даже не задумываются, что, по сути, приносят они каинову жертву. Да, тучную, обильную, но неискреннюю, корыстную, жадную.

1:495 1:500

ЧТО ТАКОЕ СВЕЧА В ХРАМЕ?

1:554

2:1058 2:1063

Это наше скромное вещественное подношение Богу. Нужно понимать, что свеча, купленная за стенами храма и затем принесённая в храм – это не жертва, а попытка откупиться. И ставить такие свечи к иконам нельзя. Просить у Всеведущего Создателя что-то для себя и при этом хитрить – всё равно, что играть в дурачки с самим собой. Такая игра и свеч-то не стоит.

2:1708

2:4

Лучше уж в храме купить всего две свечки по двадцать рублей , чем приходить с десятком, купленным на ту же сумму за пределами храма. Покупка свечей есть малая жертва Богу и его храму , пусть она будет необременительная, главное - добровольная.

2:450 2:455

Количеством свечей не «задобришь» святых. Испросить духовной помощи можно, принося своё только от чистого сердца.

2:669 2:674

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым затепли перед образом свечку, пусть она будет даже маленькая, но угодная Богу. Горящая свеча – видимый знак тёплого, светлого горения человеческого сердца, горячей любви к Богу, Богоматери, к святому, кому ставится свеча. Но если нет всего этого, то свечи не имеют никакого значения, жертва пустая.

2:1324 2:1329

Ставить свечу формально, с холодным сердцем - грех . Зажигая свечу, нужно молиться, хотя бы своими словами, но внимательно, благоговейно, с верою. Все свои мысли и чувства обращая к Богу.

2:1670 2:4

СУЕВЕРИЯ О ЦЕРКОВНЫХ СВЕЧАХ

2:66


3:572 3:579

Со свечами связано много суеверий, и все они бессмысленны. Распространяют их в основном невоцерковлённые религиозно безграмотные люди.

3:831 3:836

Не следует верить разговорам о том,

3:905
  • что свечку надо ставить только правой рукой;
  • что если она потухла, значит, будут несчастья;
  • что нельзя опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке, и так далее.
3:1223

Но вот что точно нельзя – это приобретать церковные свечи для неких магических действ, ворожбы, колдовства. Само по себе всё это чудовищный грех. И если вы совершали его, пусть даже по глупости, в детстве, не говоря уже об осознанном участии в этих богомерзких делах, то как можно скорей исповедуйтесь, принесите глубокое покаяние. И пусть свечи, которые вы зажжете, сообщают небу только о ваших богоугодных намерениях.

3:1990

3:4

КАК ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ СВЕЧИ

Если подсвечник наполнен песком, то поставить свечу очень просто.

3:184 3:189

4:693 4:698

Если же он металлический, то низ свечи следует прогреть от любого, уже горящего фитиля. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Проделывать это можно не только перед службой, но и во время нее. Нужно только не мешать молиться другим прихожанам.

4:1250 4:1255

Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

4:1629

Бывает так, особенно в престольные праздники, что все подсвечники заняты. Как ставить свечи в церкви в этом случае? Ни в коем случае не нужно беспокоиться по этому поводу, а тем более сердиться.

4:355

Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

4:552

Свечу надлежит просто положить на край подсвечника или поблизости от него. Ее обязательно поставят другие верующие или служки, как только место освободится. Останется только порадоваться, что в храме так много прихожан, а их вера столь крепка.

4:1002

Поставив свечку перед избранным вами угодником Божиим, мысленно произнесите: «Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне грешной (ом) (или имя, за кого просите)».
Затем надо подойти и приложиться к иконе.

4:1390

КОМУ И СКОЛЬКО СТАВИТЬ СВЕЧЕЙ

4:1455

5:1961

5:4

Нет обязательных правил сколько и кому ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу.

5:179 5:184

В первую очередь, хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

5:680 5:685

СВЕЧИ ЗА ЗДРАВИЕ И ЗА УПОКОЙ

5:748

6:1254 6:1259

Свечи «За упокой» обычно ставятся в церкви на специальный поминальный стол - канун, чтобы почтить добрую память человека, отошедшего в мир иной, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

6:1789 6:4

Если ставишь свечи за других людей или за души усопших, то поминаешь имена тех, за которых ты приносишь эту малую жертву свою. Ты можешь ставить по одной свечечке за каждое имя или одну большую свечу за нескольких живых лиц или душ усопших.

6:444 6:449

Свечки «за здравие» ставятся по различным поводам: в благодарность за что-либо, в помощь при трудном решении, перед серьезной поездкой, рискованным делом и так далее.

6:757 6:762

КАКИМ ИКОНАМ И КАКИМ СВЯТЫМ СТАВИТЬ СВЕЧИ

6:848 7:1354 7:1359

Конечно же, главными являются мысли, с которыми ставится свеча.

7:1477 7:1482

Если вымолитесь за человека, страдающего заболеванием, помолитесь перед иконой Божьей Матери «Целительница», к поставьте свечку.

7:1725

7:4

Если встал человек на путь алкоголизма, то свеча может быть поставлена иконе «Неупиваемая Чаша». Часто ставят свечи своим святым покровителям.

7:271 7:276

Если ставишь свечу (свечи) за себя, то говоришь при этом Господу, Богородице или святому, пред образом которого ставишь свечу, чтобы эта свеча была принята за тебя, твое здоровье и спасение.

7:624 7:629

8:1133 8:1138

МОЖНО ЛИ ДЕРЖАТЬ ГОРЯЩУЮ СВЕЧУ В РУКЕ И СТОЯТЬ С НЕЙ?

С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка . Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник , который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

8:2230

8:4

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ОБ ОТПУЩЕНИИ ГРЕХОВ?

Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

8:526 8:531

КАКОМУ СВЯТОМУ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ПРИ СЕМЕЙНОМ РАЗЛАДЕ, КОГДА МУЖ ХОЧЕТ УЙТИ ИЗ СЕМЬИ?

О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской . Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу, испросить прощения, попытаться примириться.

8:1120 8:1125

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О НЕКРЕЩЕНОМ НОВОРОЖДЕННОМ РЕБЕНКЕ, КОТОРЫЙ ЗАБОЛЕЛ?

Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится. Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.

8:2265

8:4

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ПРИСТРАСТИЛСЯ К НАРКОТИКАМ?

Об избавлении от этой страсти можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

8:451 8:456

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СЕРЬЕЗНО ЗАБОЛЕЛ?

Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим . Кроме этого надо знать, что болезнь ребенка – для всей семьи время молитвы и покаяния. Она как бы стимулирует духовную жизнь. Малышу следует давать святую воду, омывать его этой водой.

8:1081

И самое главное - это причащение больного ребенка Святых Христовых Таин. Причащение может быть как дома, так и в больнице, и в храме, в зависимости от состояния малыша. Если ребенок уже умеет молиться, пусть делает это сам, если же не умеет, то родителям и крестным надо делать это за него. И, разумеется, духовное делание должно сочетаться с лечением, которое сможет рекомендовать профессиональный доктор.

8:1824 8:4

КАКОЙ ИКОНЕ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ПЕРЕД ПРЕДСТОЯЩЕЙ ОПЕРАЦИЕЙ?

Можно поставить свечи и помолиться святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану. А еще надо подготовиться к Исповеди и Причастию, заказать молебен о благополучном исходе операции, узнать имя врача и помолиться о том, чтобы его руками управлял Господь.

8:683 8:688

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О ЗДРАВИИ САМОГО СЕБЯ?

Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

8:1083 8:1088

МОЖНО ЛИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ СТАВИТЬ СВЕЧИ ЗА УПОКОЙ?

Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем

8:1293 8:1298

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О БЛАГОПОЛУЧИИ В ДЕЛАХ?

Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах. Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

8:2640

8:4

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ ЗА ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБШЕГО НЕКРЕЩЕНОГО И ВООБЩЕ ОБ УПОКОЕНИИ НЕКРЕЩЕНЫХ?

Ставить свечи и молиться за некрещеных можно , но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

8:374 8:379

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ В ПАСХУ?

Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.

8:812 8:817

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ, КУПЛЕННЫЕ В ДРУГОМ ХРАМЕ?

Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

8:1098 8:1103

ЧТО ДЕЛАТЬ СО СВЕЧОЙ ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ КУЛИЧЕЙ И ЯИЦ? МОЖНО ЛИ УНОСИТЬ ЕЕ ДОМОЙ?

Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

8:1436 8:1441

ЗАЧЕМ СНИМАЮТ СГОРЕВШИЕ ТОЛЬКО ДО ПОЛОВИНЫ СВЕЧИ, ВЕДЬ МЫ ЗА НИХ ДЕНЬГИ ПЛАТИМ…

Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы – жертва уже принята Богом.

8:2009

8:4

КОГДА ПРИМЕНЯЮТ ЛАДАН? МОЖНО ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ ДОМА?

Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.

8:407

Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться Святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом со словами, идущими от сердца.

06.10.2014

Ставя свечку в церкви, человек делает добровольно некую жертву Господу. Этим он выражает свою готовность прислуживать и слушаться Бога. Символ теплоты и любви к Отцу Божьему, Богородице и иным святым. Но не все знают, что чтобы поставить свечу за здравие, нужно придерживаться определенных правил.

Как ставить свечу во здравие в храме?

Стоит понимать, что приходить в церковь, как мужчины, так и женщины должны в скромном одеянии. Мужчины не должны приходить в головных уборах, а также спортивном костюме, к женщинам тоже относиться, но только вот покрывать голову все же нужно. Наносить макияж также не рекомендуется.

Традиции

Чтобы поставить свечку в храме за здравие себя или же своих близких, стоит знать традиции, которых нужно придерживаться. Так во время службы нельзя ходить по церкви или же мешать другим прихожанам своими просьбами о том, чтобы они пропустили вас или же поставили за вас свечу. Так, что лучше всего будет приходить после службы или до нее. Выбирать время стоит тогда, когда не будет литургии.

Ставить свечи стоит в соответствии с такой традицией. Сначала нужно подойти к иконе, которая является самой чтимой в храме или же к Празднику. Она будет расположена напротив входа в алтарь. Вам нужно будет подойти к мощам Святых, если они есть в церкви. Потом подойдите так чтобы перед вами была икона святого , которого имя носите и вы, а только потом подходите к подсвечнику, где ставят свечи за здравие. Ставят за здравие на любой из подсвечников, которые есть в храме, от их расположения значимость не будет зависеть. Только вот стоит не ставить свечи на стол для панихид, он имеет распятие, по форме он прямоугольный.

Свечки во здравие ставят Матери Божьей, Спасителю, Пантелеймону целителю, Святым, исцеляющим недуги, а также помогающие в трудных ситуациях в жизни человека. К примеру, супруги, которые страдают бесплодием, могут поставить свечку Праведным Божьим отцам Анне и Иоакиму, которые известны, как родители Пресвятой Богородицы, а вот женщины, которые вынашивают ребенка – Божьей Матери. Также те, кто имеют недуги или просят об исцелении кого-то, стоит поставить свечку:

Матроне Московской,
Саровскому Серафиму,
иным почитаемым Угодникам Божьим.

Покупать свечи нужно в храме, в лавке. Стоимость будет на свечи различна, только вот этот фактор не будет иметь никакого значения, главное искреннее обращаться к Богу. Подойдите к иконе Святого, перекреститесь и повторите 2 раза Отче наш. Поставьте свечу на свободное место в подсвечнике.


Довольно часто люди приходят в церковь, желая поставить свечу, однако, они не знают, как правильно это делается. Именно поэтому в рамках данной статьи необходимо немного рассказать об этом ритуале. Прежде всего, ...



Многие люди задаются вопросом, — «Как же необходимо вести себя в Храме?», бывает, что спросить об этом не у кого, а спрашивать у всезнающих бабушек не хочется. В первую очередь стоит понять, что Храм это не светское...


Политика конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности регулирует порядок обработки и использования персональных и иных данных сотрудником «Витаферон» (сайт: ), ответственным за Персональные данные пользователей, далее - Оператор.

Передавая Оператору персональные и иные данные посредством Сайта, Пользователь подтверждает свое согласие на использование указанных данных на условиях, изложенных в настоящей Политике конфиденциальности.

Если Пользователь не согласен с условиями настоящей Политики конфиденциальности, он обязан прекратить использование Сайта.

Безусловным акцептом настоящей Политики конфиденциальности является начало использования Сайта Пользователем.

1. ТЕРМИНЫ.

1.1. Сайт - сайт, расположенный в сети Интернет по адресу: .

Все исключительные права на Сайт и его отдельные элементы (включая программное обеспечение, дизайн) принадлежат «Витаферон» в полном объеме. Передача исключительных прав Пользователю не является предметом настоящей Политики конфиденциальности.

1.2. Пользователь - лицо использующее Сайт.

1.3. Законодательство - действующее законодательство Российской Федерации.

1.4. Персональные данные - персональные данные Пользователя, которые Пользователь предоставляет о себе самостоятельно при отправлении заявки или в процессе использования функционала Сайта.

1.5. Данные - иные данные о Пользователе (не входящие в понятие Персональных данных).

1.6. Отправление заявки - заполнение Пользователем Регистрационной формы, расположенной на Сайте, путем указания необходимых сведений и отправка их Оператору.

1.7. Регистрационная форма - форма, расположенная на Сайте, которую Пользователь должен заполнить для отправления заявки.

1.8. Услуга(и) - услуги, предоставляемые «Витаферон» на основании Оферты.

2. СБОР И ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

2.1. Оператор собирает и хранит только те Персональные данные, которые необходимы для оказания Услуг Оператором и взаимодействия с Пользователем.

2.2. Персональные данные могут использоваться в следующих целях:

2.2.1. Оказание Услуг Пользователю, а также для информационно-консультационных целей;

2.2.2. Идентификация Пользователя;

2.2.3. Взаимодействие с Пользователем;

2.2.4. Оповещение Пользователя о предстоящих акциях и других мероприятиях;

2.2.5. Проведение статистических и иных исследований;

2.2.6. Обработка платежей Пользователя;

2.2.7. Мониторинг операций Пользователя в целях предотвращения мошенничества, противоправных ставок, отмывания денег.

2.3. Оператор в том числе обрабатывает следующие данные:

2.3.1. Фамилия, имя и отчество;

2.3.2. Адрес электронной почты;

2.3.3. Номер мобильного телефона.

2.4. Пользователю запрещается указывать на Сайте персональные данные третьих лиц.

3. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ И ИНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Оператор обязуется использовать Персональные данные в соответствии с Федеральным Законом "О персональных данных" № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. и внутренними документами Оператора.

3.2. Пользователь, отправляя свои персональные данные и (или) иную информацию, дает свое согласие на обработку и использование Оператором предоставленной им информации и (или) его персональных данных с целью осуществления по указанному Пользователем контактному телефону и (или) контактному электронному адресу информационной рассылки (об услугах Оператора, вносимых изменениях, проводимых акциях и т.п. мероприятиях) бессрочно, до получения Оператором письменного уведомления по электронной почте об отказе от получения рассылок. Пользователь также дает свое согласие на передачу, в целях осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом, Оператором предоставленной им информации и (или) его персональных данных третьим лицам при наличии надлежаще заключенного между Оператором и такими третьими лицами договора.

3.2. В отношении Персональных данных и иных Данных Пользователя сохраняется их конфиденциальность, кроме случаев, когда указанные данные являются общедоступными.

3.3. Оператор имеет право хранить Персональные данные и Данные на серверах вне территории Российской Федерации.

3.4. Оператор имеет право передавать Персональные данные и Данные Пользователя без согласия Пользователя следующим лицам:

3.4.1. Государственным органам, в том числе органам дознания и следствия, и органам местного самоуправления по их мотивированному запросу;

3.4.2. Партнерам Оператора;

3.4.3. В иных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством РФ.

3.5. Оператор имеет право передавать Персональные данные и Данные третьим лицам, не указанным в п. 3.4. настоящей Политики конфиденциальности, в следующих случаях:

3.5.1. Пользователь выразил свое согласие на такие действия;

3.5.2. Передача необходима в рамках использования Пользователем Сайта или оказания Услуг Пользователю;

3.5.3. Передача происходит в рамках продажи или иной передачи бизнеса (полностью или в части), при этом к приобретателю переходят все обязательства по соблюдению условий настоящей Политики.

3.6. Оператор осуществляет автоматизированную и неавтоматизированную обработку Персональных данных и Данных.

4. ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

4.1. Пользователь гарантирует, что все Персональные данные являются актуальными и не относятся к третьим лицам.

4.2. Пользователь может в любой момент изменить (обновить, дополнить) Персональные данные путем направления письменного заявления Оператору.

4.3. Пользователь в любой момент имеет право удалить свои Персональные данные, для этого ему достаточно отправить электронное письмо с соответствующим заявлением на Email: Данные будут удалены со всех электронных и физических носителей в течение 3 (трех) рабочих дней.

5. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

5.1. Оператор осуществляет надлежащую защиту Персональных и иных данных в соответствии с Законодательством и принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты Персональных данных.

5.2. Применяемые меры защиты в том числе позволяют защитить Персональные данные от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ними третьих лиц.

6. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ТРЕТЬИХ, ЛИЦ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ.

6.1. Используя Сайт Пользователь имеет право заносить данные третьих лиц для последующего их использования.

6.2. Пользователь обязуется получить согласие субъекта персональных данных на использование посредством Сайта.

6.3. Оператор не использует персональные данные третьих лиц занесенные Пользователем.

6.4. Оператор обязуется предпринять необходимые меры для обеспечения сохранности персональных данных третьих лиц, занесенных Пользователем.

7. ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

7.1. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Оператором, возникающим в связи с применением Политики конфиденциальности, подлежит применению право Российской Федерации.

7.2. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством по месту регистрации Оператора. Перед обращением в суд Пользователь должен соблюсти обязательный досудебный порядок и направить Оператору соответствующую претензию в письменном виде. Срок ответа на претензию составляет 7 (семь) рабочих дней.

7.3. Если по тем или иным причинам одно или несколько положений Политики конфиденциальности будут признаны недействительными или не имеющими юридической силы, это не оказывает влияния на действительность или применимость остальных положений Политики конфиденциальности.

7.4. Оператор имеет право в любой момент изменять Политику конфиденциальности, полностью или частично, в одностороннем порядке, без предварительного согласования с Пользователем. Все изменения вступают в силу на следующий день после размещения на Сайте.

7.5. Пользователь обязуется самостоятельно следить за изменениями Политики конфиденциальности путем ознакомления с актуальной редакцией.

8. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОПЕРАТОРА.

8.1. Контактный Email.

(21 голос : 4.62 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

________________________________________

Наставление православному христианину о церковной свече.- М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры