Как зовут сербскую певицу luna. Певица Луна: личная жизнь

Главная / Любовь
Певица Луна (Кристина Герасимова, в момент замужества выступала под псевдонимом Бардаш) – украинская певица, чья музыкальная карьера, начавшаяся с размещения песен на сервисе YouTube в 2014-2015 году, достигла пика популярности в период 2016-2018-х.

Привлекательная внешность, приятный голос и ностальгический стиль исполнения, характерный для поп-музыки постсоветского пространства 90-х годов в современной обработке позволили исполнительнице получить широкую известность среди заинтересованной аудитории.

Детство и образование

Кристина Викторовна Герасимова родилась 28 августа 1990 года в городе Карл-Маркс-Штадт (ныне Хемниц) в ГДР. Её родители жили в этом немецком городе во время военной службы отца семейства. После объединения Германии в 1990 году и распада Советского Союза в 1991-м семья Герасимовых переехала в Киев.


Период жизни в Германии практически никак не отразился на еще маленькой тогда Кристине, хотя она и вспоминала в интервью мамины рассказы о совместных прогулках по Дрезденской картинной галерее или её рождении в лодке, плывущей по Эльбе.

С раннего детства Кристина стремилась к музыке и искусству, чему немало способствовали и родители девочки. Немалой их заслугой было то, что Кристина Герасимова обучалась в музыкальной школе по классу вокала и фортепиано.


По собственному признанию певицы, событием, которое определило её стремление к музыкальной карьере, стала поездка на Кубу в 2002 году. Оказавшись вдалеке от родителей, Кристина не занималась учебными делами, а только сочиняла песни, наслаждаясь особой кубинской атмосферой свободы и радости.

В 2007 будущая певица Луна успешно окончила киевскую школу № 53 с углубленным изучением немецкого языка. Следующим этапом стало обучение в одном из киевских вузов на факультете журналистики. Хотя режиссура и музыка привлекали девушку значительно больше, чем профессия журналиста.

Начало музыкальной карьеры

В 2009 году произошла встреча Кристины с ее будущим мужем Юрием Бардашем – музыкальным продюсером, основателем и солистом хип-хоп группы «Грибы».

Интервью с Кристиной Герасимовой

Отношения с Юрием никогда не были легкими. По воспоминаниям самой певицы, сначала её беременность, затем постродовая депрессия испортила отношения между супругами, и в 2014 году они приняли решение о временном разъезде. Именно в этот период Кристина испытала творческий подъем, написала более 30 песен и, предварительно наложив музыку на текст, опубликовала композиции под названием «Луна» и «Виграй» в своих аккаунтах в YouTube и Soundcloud. Новая исполнительница быстро привлекла к себе внимание аудитории.


Согласно воспоминаниям Кристины, в детские годы она уже интересовалась музыкой определенного жанра и направления. В круг ее интересов прочно входили Земфира , «Мумий-Тролль», Линда и «Гости из будущего». Это сильно повлияло на музыкальный стиль самой Луны в будущем. Песни Кристины относятся к поп-музыке, при этом сама исполнительница и её поклонники связывают специфику её композиций с ностальгической эстетикой музыкальной культуры 90-х годов прошлого века.

Быстрый взлет

Свой успех Кристина закрепила 15 октября 2015 года клипом на песню «Осень», снятым ею во дворе дома. Простота и оригинальность окружения и самого текста вызвали огромный интерес со стороны ценителей популярной музыки. Видео быстро собрало несколько сотен тысяч просмотров, а этот успех в итоге стал началом карьеры певицы.

Луна -Осень

Первое публичное выступление Кристины состоялось в рамках осеннего показа мод «Mercedes-Benz Kiev Fashion Days», где ей удалось покорить публику своими несложными песнями о любви. Примечательно, что в следующие годы певица не раз принимала участие в этом мероприятии, оставив свой след даже в одной из модных коллекций, предметы из которой были украшены строками из текстов Луны.


Период с конца 2015 по май 2016 года был полностью посвящен подготовке к выходу в свет первого студийного альбома Кристины Герасимовой под названием «Маг-ни-ты». Именно к его релизу певица взяла себе псевдоним Луна. Полностью он был презентован на дебютном сольном концерте певицы в Киеве. Ряд лиричных и запоминающихся композиций («Луна», «Осень», «Магниты», «Бутылочка», «Расстояния» и «Мальчик, ты снег…») сразу покорил крупные украинские и русские радиостанции. Продюсером альбома была сама Луна.

До конца 2016 года основным занятием Луны и её партнеров стали гастроли по странам СНГ и Израилю, а 3 ноября с успехом прошел дебютный московский концерт певицы. Параллельно с этим 28 октября 2016 года Луна выпустила мини-альбом «Грустный дэнс».

Постоянные гастроли и разлуки с сыном послужили для Луны вдохновением для создания песен на тему любви на расстоянии, вошедших во второй студийный альбом «Остров свободы». Релиз был назначен на 18 ноября 2017 года, а главным синглом диска стала композиция «Free Love», видеоклип на которую собрал рекордное для певицы количество просмотров на YouTube – 4,8 миллиона. Вскоре после выхода в свет альбом достиг 3 места по скачиваниям в русскоязычном разделе iTunes.

Клипмейкерство

Помимо части собственных клипов, ярким примером которых стало видео на песню «Осень», в 2011 году Кристина Герасимова сняла и смонтировала для популярной певицы Юлии Nelson видеоклип на песню «Не Тобой».

Клип, который Кристина Бардаш сняла для Юлии Нельсон

Успешно завершенная работа придала девушке уверенности в себе, позднее в список работ Луны попали клипы на композиции певицы Inaya и группы «Нервы». Кстати, все проекты, кроме Юлии Nelson, относятся к украинской компании «Kruzheva Music», основателем и владельцем которого является Юрий Бардаш.

Личная жизнь Луны

Как указывалось выше, Кристина Герасимова в 2009 году вышла замуж за продюсера Юрия Бардаша. Будучи беременной, Кристина вместе с супругом в 2011 году улетела в Лос-Анджелес, где вскоре и появился на свет их сын Георгий.

Луна – Огонёк

Все последние новости из жизни Луны можно узнать со страниц вокалистки в Instagram и во вконтакте, а ознакомиться с ее композициями и клипами – в профиле певицы на YouTube.

Известно, что 12 апреля 2019 года, в День космонавтики, Луна презентует новый, очень личный альбом «Заколдованные сны» в одном из клубов Минска.

3 ноября в Москве выступила Луна - киевская певица, о которой последние полгода не говорит только ленивый. The Village встретился с Кристиной Бардаш до и после первого московского сольника, чтобы осмыслить ее феномен.

«Мальчик, ты снег, которого не будет, я докажу, что ты слеп, как и другие люди», - промозглым ноябрьским вечером тысяча человек в клубе близ Тверской хором поют песню девушки, о которой год назад знали лишь в узких кругах. В августе 2015 года киевлянка Кристина Бардаш выложила на YouTube гипнотический клип «Луна », а через пару месяцев - видео «Осень », снятое на пленочную камеру самой певицей, позирующей в кадре с трехлетним сыном. Спустя всего год я стою в толпе распаренных москвичей, выучивших простые тексты из этих клипов от первой до последней строчки.

Выучить их, бесспорно, помогли журналисты: только за последние несколько месяцев у Кристины взяли интервью Иван Дорн и редакторы всех важных интернет-сайтов, ее полюбили фотографы глянца и прогрессивные англоязычные журналы - в день концерта i-D назвал Луну звездой украинской музыкальной революции. Я знакомлюсь с Кристиной в гримерке клуба «Известия Hall» и сразу чувствую, что от настойчивого внимания она подустала, - строгая и сдержанная, певица сидит перед зеркалом и сразу будто бы устанавливает невидимую дистанцию, хотя и легко переходит на ты. «Я решила не давать интервью следующие полгода или год, - вторит она моим мыслям. - Хочется, чтобы общение с журналистами оставалось обоюдным обменом». В гримерке играет этническая музыка, на столе стоят цветы и большое блюдо с орехами, до концерта остается пара часов.

Кристине Бардаш 26 лет, и большую их часть она прожила в Киеве, если не считать раннее детство в Дрездене, где служил ее отец, и два с половиной года в Лос-Анджелесе, где в начале десятых годов она жила с мужем, продюсером и основателем важнейшего украинского поп-лейбла Kruzheva Юрием Бардашом. В США Бардаш родила и растила сына Жорика - героя будущего клипа на песню «Осень». «Два с половиной года не привязали меня к Штатам, - вспоминает Луна. - Меня ничего там не вдохновляло, я немножко сходила с ума. Но через год до меня дошло, что я там почерпнула. Изменился вкус, появился стиль. Ты два года не работаешь, а только ходишь в музеи, на выставки, ярмарки винтажных вещей, смотришь последние коллекции. Короче, культурно образовываешься. Конечно, путешествовать - это очень важно. Но в Киеве как-то лучше получается заниматься творчеством». В Украине же Кристина занималась фотографией и музыкальным продакшеном, снимала клипы Ноггано и певице Ие, многообещающей в пору ее сотрудничества с «Кружевами». Так или иначе все последние годы Бардаш была тесно связана с лейблом своего супруга, но кажется, что теперь, когда объектив камеры направлен на нее саму, ей гораздо комфортнее. Высказываю эту мысль Кристине, и она уверенно кивает.

Бардаш утверждает, что название проекта «Луна» закрепилось после того, как они с поэтессой Лизой Готфрик сочинили одноименную песню с дебютного альбома «Маг-ни-ты». После знакомства с Кристиной кажется, что другого названия и быть не могло: она рассказывает о своем увлечении медитациями и астрологией, о четырех стихиях, дисбаланс которых вскоре после первого большого сольника в Киеве на некоторое время лишил Бардаш сил создавать музыку. «Я долго боролась с этим личными способами, о которых не хочу рассказывать», - говорит она. В середине разговора в гримерку с визгом врываются киевские подруги Бардаш, с одной из которых, энергичной мулаткой Аннет, мы разговоримся за дверью. Аннет рассказывает, что она живет в Киеве, работает поваром, а с Луной подружилась лет шесть назад на съемках клипа главного проекта «Кружев» Quest Pistols, в котором Юрий Бардаш снимал Кристину. «Она совсем не изменилась с тех пор. Если охарактеризовать ее одним словом, это „космос“», - без запинки рассуждает Аннет.

Шлейф вокруг стремительно дебютировавшей певицы Луны, сотканный из космоса и эзотерики, низкобюджетных VHS-видео, смонтированных на коленке, легкой эротики и приглушенного минималистичного звука, не мог не озадачить критиков - подумать только, жена продюсера, удачно переиначившего группу Quest Pistols в Quest Pistols Show, начинает рассылать в правильные редакции кустарные клипы, настойчиво называя себя DIY-проектом и рассказывая о первичности искренности в своей музыке. Луна говорит, что продюсирует себя сама, но и от помощи команды не открещивается. Так, ее саунд-продюсер Александр Волощук ответственен не только за звук на записях Луны, но и за песни 17-летней R’n’B-звезды «Кружев» Андро , которого журналисты не долго думая окрестили цыганским The Weeknd. Волощук играет на концертах Луны на басу. Остальных музыкантов собирали перед первым сольным концертом в Киеве в мае этого года. Их двое - клавишник Андрей Латик и гитарист Александр Карев. «Латик - киевская версия Джонни Джуэла, который играет в The Chromatics и Glass Candy. Он коллекционирует старые синты, их у него штук 12, и все заточены под такой саунд», - рассказывает Волощук. «Это киевская тусовка, здесь все друг друга знают. Гитарист Шурик - это лучший друг Саши Волощука, - продолжает Бардаш. - Когда у нас была встреча по поводу первого концерта, Саша сказал ему: „Ты же понимаешь, что это серьезная группа? Это не просто телочка“». Участие в проекте супруга Кристина отрицает, хотя в своем сообществе во «ВКонтакте» порой и Юрия Бардаша продюсером «Луны».

Простые и надолго оседающие в голове тексты Кристина пишет как сама, так и в компании соавторов: например, завершающую первый альбом балладу «Мальчик, ты снег» и холодную «Самолеты» ей написал давно знакомый автор, работающий с «Кружевами», чье имя Кристина просит не афишировать. «Он страдает от психического расстройства и вообще довольно сложный человек, но со мной легко нашел общий язык. Иногда приходит и говорит: „Кристин, подбрось денег на лекарства, а я песню тебе напишу?“ Я соглашаюсь, и вот получаются „Самолеты“. Ну ты слышала „Самолеты“, да? Там очень сильный текст. Его могла написать или я, или он».

За сценой у Кристины Бардаш - броня из менеджеров, пиар-агентов, фотографов и операторов. Все они суетятся и двигаются в ускоренном темпе - в отличие от скапливающихся в зале зрителей, лениво гуляющих мимо бара с пинаколадами. Я здороваюсь с каждым третьим - всюду журналисты, фоторедакторы, продюсеры, творческие студенты и просто приятные лица из ленты фейсбука. «Я часто ставлю Луну на своих сетах, - рассказывает знакомый главред и организатор веселых гей-вечеринок. - Заходит прекрасно. В последний раз поставил песню „Мальчик, ты снег“, так мой друг разрыдался, ходил и не мог успокоиться». Через несколько минут Кристина Бардаш в черном боди и белом кружевном платье, делающем комплимент ее эльфийской внешности, поднимается на сцену, зрители оглушительно ревут - и дальше уже не смолкают, хором подпевая песням с тем самым азартом, который выдает, что играло у каждого из них в наушниках на репите этим летом.

За спиной у Луны всего три больших сольника: в Киеве - в мае этого года, в Риге и Екатеринбурге - в рамках текущего тура «Затмение». Зная это, увиденным впечатляешься: музыкантам комфортно вместе, за спиной Кристины друг друга живописно сменяют видеоинсталляции в духе песен: астрологическая символика, ночное шоссе, сцены из аниме. В финале трека «В городе модников» Кристина берет в руки смартфон и снимает себя и фанатов на фронтальную камеру - изображение проецируется на большой экран. Пристально глядя своими большими глазами в объектив, Бардаш говорит с залом: «Я знаю, что сегодня здесь собрались настоящие модники: все дизайнеры, все самые красивые девочки и их мужья». Московская публика переглядывается, не узнавая себя в перечисленных слоях населения. Нарочито наивные фразы то ли вырываются нечаянно, то ли вторят инфантильному имиджу: «Нож ранит, как и любовь», «Часто внешний мир мешает осуществиться вашей мечте, поэтому вы должны слушать свое сердце» - настоящая непосредственность Бардаш в итоге обнаруживает себя не в клипах и интервью, а в случайных словах, брошенных со сцены.

Ближе к финалу концерта, когда центр зала поет вместе с Луной новую песню, а по краям качаются вдохновившиеся романтическими текстами пары, я отхожу рассмотреть мерч певицы - толстовки, футболки и чехлы для айфонов. Он, как и любой продукт производства команды Луны, смотрится сверхактуально: кириллический шрифт на мрачных оттенках и простых фасонах; примерно так, с некоторыми скидками, выглядела бы коллаборация Гоши Рубчинского и H&M, взявших за референс обложку «Звезды по имени Солнце». «У нее даже мерч классный», - вздыхает девушка поблизости.

После концерта, как после успешно сданного экзамена, Кристина в эйфории прыгает на сцене, а затем уходит, но ненадолго - через несколько минут мимо меня проносится восторженный парень с криком: «Она разрешает с собой фотографироваться!» Успех, удача, новая победа украинской музыки в стране молодежи, взращенной на душевных поп-песнях о сложностях любви.

Я заезжаю на afterparty концерта Луны в популярный клуб на Таганке. Он полон, вокруг немало лиц, мелькавших несколько часов назад в «Известиях». В дверях сталкиваюсь с известным промоутером и совладельцем заведения. Заговорив о героине вечера, он фыркает: «Абсолютно коммерческий проект. Сейчас такие начнут появляться каждые полгода. Жаль, что певицы, которые стараются гораздо сильнее, не получают такого внимания. Кстати, сегодня меня впервые в жизни попросили приставить охранника к артистке. Ну, я приставил, конечно - вон у меня их три, все прекрасные».

О Луне действительно часто говорят, употребляя выражения типа «коммерция» и «продюсерский проект». Ее сравнивают с Ланой Дель Рей, бомбой 2012 года, дивой с изысканной легендой, которую разнесли по миру журналисты, но если Лана взывала к эстетскому духу американских 60-х, то Луну сегодня описывают, прибегая к хайлайтам из постсоветских 90-х и сумбурных нулевых: Света и проекты Макса Фадеева, Линда и группа «Тотал», Ирина Салтыкова и Анжелика Варум. Кристина Бардаш и сама охотно перечисляет эти и родственные им имена, когда рассказывает о любимой музыке своих родителей, и крепко задумывается после вопроса о важной для нее музыке из дня сегодняшнего - скорее всего, дело в волнении перед концертом. Но на самом деле после сольника в Москве становится понятно, что все разговоры об искренности или ее имитации, о независимости или причастности Луны к продюсерскому центру супруга на самом деле бессмысленны: когда полный зал заводит хором припев песни под названием «Грустный дэнс», а мужчины в зале начинают писать своим бывшим девушкам, какая разница, сколько человек стояли за производством дэнса? Успех Луны, который был обеспечен эффектными аранжировками киевлян, лучше многих прислушивающихся к западной тенденции, животной харизмой Кристины Бардаш и инфантильными текстами, взявшими главное из песен про плейбоев Наташи Ветлицкой и метких перлов Ильи Лагутенко, - это следствие и продолжение процесса легитимизации музыки, которая несколько лет назад считалась зазорной. «Широта всех полей, глубина всех морей, высота облаков, красота берегов твоих утонуть не дает мне» - такую идеально простую и доступную чувственность пестовали еще Ева Польна и Юрий Усачёв; в 2016 году ей лишь нужно было придать форму, уместную не только на домашних вечеринках, но и в клубе «Наука и искусство». Это сделала Луна.

«Мне кажется, это хороший пример мифотворчества», - я говорю о Кристине Бардаш со знакомым музыкальным критиком, в прошлом шеф-редактором небезызвестного музыкального издания. «У нас так долго не выходило создать миф вокруг артиста, в который бы все поверили, и вот наконец это случилось». 3 ноября, в день московского концерта, Луна выпускает клип на песню «Нож», хорошо иллюстрирующий ее постепенный выход за пределы этого DIY-мифа, - он снят московской продакшен-группой Great Fruit , также неравнодушной к ностальгической эстетике, и снимавшей видео для магазина «KM20», модно возродившейся марки кед «Два мяча», фестиваля «Ласточка» и продюсера Lay-Far. Чьими бы руками себя ни создавала Кристина Бардаш, чужими или собственными, ее стремительное восхождение в статус самой модной русскоязычной певицы интригует - и оно вполне может продолжаться столько, сколько выросших после распада СССР подростков будут трогать простые песни о расставаниях, напетые на звук винтажных синтезаторов. То есть довольно долго.

«Какая разница, коммерческий мы проект или некоммерческий? - через несколько дней я звоню Бардаш и Волощуку в Киев, и мы обсуждаем итоги тура и планы на будущее. - Ну, коммерческий. Для меня некоммерческий проект - это группа „Людська подоба“. Часто музыканты говорят, что им наплевать на деньги. Я люблю деньги, для умных людей это благо. Если их вкладывать в развитие, то это только помогает достичь прекрасных целей. А по поводу
90-х - мне не нравится, что нас тянут в прошлое. Мы не из 90-х, не из прошлого. Я понимаю, что есть тренд, и ничего против не имею, но наша музыка гораздо шире». «Это эксплуатация тренда такая, - перебивает Кристину Волощук. - Что бы ты ни делал, говорят: „А, девяностые!“ Революция в моде, везде. К 90-м сейчас привязывают все подряд». «Ну да, революция. - задумчиво завершает мысль Бардаш. - Не ротируют на радио, не показывают по телику, а полный зал поет все песни наизусть. Как так? Это революция лично для меня. И я буду дальше развиваться в этом направлении».

Простая, искренняя лирика и минималистичные аранжировки в духе 90-ых – согласно американскому Vogue, именно так выглядит «лицо украинской музыкальной революции». Этот статус издание присвоило киевлянке Кристине Герасимовой, выступающей под псевдонимом Луна. Ее песни не ротировались на радио, а клипы не транслировались по ТВ. Творчество Луны стало популярным благодаря Интернету. При этом сама артистка заявляет, что не считает себя инди-проектом.

Детство и юность

Кристина Герасимова (во время замужества – Бардаш) родилась 28 августа 1990 года в ГДР, где в то время служил ее отец. В городке Карл-Маркс-Штадт (сейчас – Хемниц) семья прожила около двух лет, после чего переехала в Украину. Герасимовы поселились в Киеве.

Вместе с младшей сестрой Алиной Кристина училась в школе №53 в Киеве, успевая после уроков на занятия хореографией. В младших классах Кристина посещала народные танцы, позднее – балет, которому отдала 6 лет. Затем девушка поменяла танцы на музыку. В школе искусств в течение двух лет она занималась сольфеджио, вокалом, посещала хор и брала уроки игры на гитаре.

Музыка

Первое демо Кристина записала, когда ей было 14 лет. Учась в школе, а затем в вузе, девушка писала стихи и музыку, но демонстрировать творчество публике нужным не считала. Первое выступление состоялось лишь в 2015 году. Артистка приняла участие в Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. А уже через год презентовала свой первый альбом «Маг-ни-ты».

Грандиозное сольное выступление произвело на исполнительницу слишком сильное впечатление: Кристина взяла паузу в создании песен и сосредоточилась на выступлениях. Вслед за столицей Украины концерты тура «Затмение» состоялись в Риге, Екатеринбурге, Москве.

Луна, клип "Осень"

В песнях первого альбома – «Мальчик, ты снег», «Бутылочка», «Бэмби» – сразу же определилось характерное для творчества Луны меланхоличное настроение и звучание в стиле поп-музыки 90-ых. Критики проводят параллели с творчеством , . Сама певица в числе любимых исполнителей называет Glass Animals, группы , «Гости из Будущего», а также исполнителей и . Собственный стиль она определяет как «душевный поп».

В конце 2016 года Луна выпустила мини-альбом «Грустный Дэнс». Пластинка отметилась успешным дебютом: в первый же день заняла первую строчку в iTunes Ukraine и вторую в iTunes Russia и iTunes Armenia.

Клип Луны на песню «Огонек»

В 2017 году исполнительница выпустила второй альбом «Остров свободы». Из 8 треков 3 были презентованы ранее в течение года: «Пули», «Огонек», «Друг». Клип на песню «Огонек» оказался самым массовым видео в активе Луны: в кадр попали более 50 человек. За 6 месяцев клип собрал миллион просмотров на Youtube. Песни «Jukebox» и «Free love» стали хитами.

Луна исполняет песню «Jukebox»

Примечательно, что в первых клипах «многостаночница» Луна не только продумывала сюжет и стилистику видео, но и старалась контролировать техническую сторону:

«На съемках «Пули» я действительно выложилась полностью, потому что я продумывала каждый кадр, ездила в рентал, выбирала объективы, камеру, ставила свет - на каблуках, потом лезла в кадр».

В дальнейшем певица согласилась делегировать эти обязанности режиссерам. Это, впрочем, не исключает участия Луны в создании сценария и разработке образов.

Личная жизнь

Кристина была замужем. Ее бывший супруг – продюсер, совладелец компании «Kruzheva Music», участник . Именно Луне посвящен хит «Тает лед».

В 2012 году у пары родился сын Георгий. В то время семья жила в Лос-Анджелесе. Этот период биографии Кристина описывает противоречиво:

«У меня только началась сознательная жизнь. И все это на меня набросилось. Это все классно, но еще эта Америка вокруг, и я просто оказалась наедине с собой и своим призванием быть женщиной. Я какое-то время бодалась, потому что мне хотелось оставаться девчонкой, которая может ходить на дискотеки, курить, тусоваться… Я выбрасывала предметы из дома, орала, чтобы пришла полиция и чтобы меня в дурдом забрали, могла голой выбежать на улицу. Но это нормально, я этого не стыжусь. Мне надо было пережить этот трэш».

В спокойное русло жизнь Луны вошла после написания первого альбома. Как признается артистка, направил знакомый. Девушка заинтересовалась связью человека с природными циклами, космосом, способами управлять своей энергетикой.

В последние годы Украину сотрясает одна революция за другой, и речь на этот раз не только и не столько о политике. За революцией достоинства, когда миллионы украинцев столкнулись с вопросом национальной идентичности, одновременно связывая ее с европейским культурным кодом, последовала , а теперь - еще и музыкальная. Рассказываем, кто такая Луна и почему американский Vogue назвал ее лицом украинской музыкальной революции.

Оценка

Самое интересное на украинской сцене сейчас происходит в новой поп-музыке. , Pianoбой, The Maneken, Иван Дорн - тому подтверждения. Кроме того, продюсерский центр «Кружева», основателем которого является муж Кристины Бардаш - той самой Луны - Юрий Бардаш, уже несколько лет активно поставляет качественных поп-исполнителей, музыкантов, фотографов и продюсеров, многим из которых мы и обязаны возникновением феномена украинской музыкальной революции.



Одной из этих новых поп-исполнителей и стала певица Луна. Проект существует два года, и в 2016-м о Луне как о прорыве киевского музыкального андреграунда заговорили буквально все - от российского Wonderzine до украинского глянца, а теперь - еще и американский Vogue, который впервые обратил внимание на украинскую музыку.


Журналист Лиана Сатенштейн, специализирующаяся на культуре стран СНГ и, в частности, Украины (это она является автором прошлогодней статьи про ), пишет, что музыка Луны - «это символ изменений, происходящих в Украине на фоне политической обстановки, войны и нестабильной экономики». Конечно, само собой напрашивается и сравнение музыки Луны с аналогичным направлением в моде - тем, что делают выходцы из постсоветского пространства и Гоша Рубчинский.


Сама Луна характеризует свой музыкальный стиль как «душевный поп» - в нем чувствуется ностальгия по постсоветским 90-м и нулевым, романтичное увлечение , а также актуальный тренд на «моду гопников», экспортируемую на Запад теми же Гвасалией, Рубчинским, и другими дизайнерами.


Кристина Бардаш - это, возможно, самое непривычное лицо, которое когда-либо становилось символом музыкальной революции,

— пишет о Луне Vogue. Менее чем за год 25-летняя Кристина благодаря своему вокалу, музыкальным видео, записанным буквально на коленке в духе «новой искренности» и личному стилю завоевала внимание музыкальных и модных критиков и просто людей, разбирающихся в современной музыке - и моде, что немаловажно.

" src="https://img1..png" style="width: 780px; height: 433px;" />

— говорит Луна, в то время как Лиана называет ее лицо «эльфийским». После того, как Кристина со своей командой загрузила первый клип на песню «Осень» в Facebook, люди начали сами распространять видео, а уже через полгода все билеты на киевские концерты были раскуплены.


По словам Луны, 90-е и начало 2000-х — главный источник ее вдохновения. И это не случайно, так как именно этот период - минимализма, расцвета и выхода в «большой мир» разнообразных субкультур, феминизма с его «новой женственностью» Фиби Файло, эпохи супермоделей, пика популярности и — больше всего интересует и современную моду.


Для Украины 90-е стали, по словам Луны, «временем революции в головах людей и пробуждения украинской молодежи».

В статье Сатенштейн подробно описывает образ Кристины Бардаш во время интервью: на ней было надето розовое мини-платье Roberto Cavalli на пуговицах, которое «больше бы подошло жене славянского мафиози», однако на Кристине смотрелось абсолютно органично.


Мой стиль зависит от настроения, и то же самое происходит с моей музыкой,

— рассказывает Бардаш. И, действительно, до того, как у Луны появилась возможность покупать одежду в киевских бутиках Helen Marlen и Asthik, она - по ее же словам в предыдущих интервью - одевалась в секонд-хэнде на Лесном (который, кстати, та же Лиана Сатенштейн называет в рейтинге лучших мест для шопинга в Киеве), так как все заработанные средства вкладывала в любимое дело.


Львиной долей популярности Луна обязана не только своему стилю и вокалу, но и подчеркнуто любительским клипам - многие из них сняты на телефон. Луна поддерживает образ «новой искренности», который противопоставляет коммерческой музыке и массовой культуре, медленно убивающим настоящую, живую культуру и искусство. Клип на трек «Осень» Бардаш сняла спонтанно на маленькую карманную камеру, когда отводила сына в детский сад.


Я люблю Киев. Это прекрасный город, хотя некоторые люди разрушают культуру. Но теперь появилось новое поколение молодых ребят, которые меняют ситуацию - и я одна из них,

Говорит Бардаш в интервью Vogue. Феномен певицы Луны в том и заключается, что ее музыка - это, безусловно, часть нашего своеобразного, так скажем, культурного кода с его спальными районами, унылой попсой и инфантильной ностальгией по прошлому, который Кристина Бардаш преобразовывает в качественный современный продукт, интересный Западу. Благодаря таким, как она, Украина обретает новое лицо и через несколько лет перестанет ассоциироваться с нищей, полуразрушенной войной страной, которую часто показывают в новостях и в которой все время что-то не слава богу.

Адюльтер ‐ дело неприятное, но сугубо личное. Однако основатель группы «Грибы» и по совместительству муж певицы Луны Юрий Бардаш решил вынести семейную склоку на публику и опубликовал большое открытое письмо виновнику разлада ‐ саунд‐продюсеру певицы Александру Волощуку. Пост стал настоящей сенсацией, многие пользователи социальной сети Facebook оставили комментарии, чтобы посочувствовать горю музыканта. Другие же обвинили Бардаша в неадекватности и сексизме. Подробнее ‐ в материале «360».

Разрыв дал старт карьере

Луна рассказывала во многих интервью, что именно разлад с мужем сделал ее певицей. Когда Кристина, а именно так зовут звезду, встретилась с Юрием, он уже создал группу Quest Pistols и успешно гастролировал по стране и за рубежом. Девушке тогда было 19 лет, а ему - 27.

После рождения ребенка Кристина Бардаш погрузилась в постродовую депрессию. Начались частые ссоры с мужем. Тогда супруги решили взять паузу в отношениях и разошлись на полгода. За тот период, рассказывала Луна, она написала больше 30 песен. Дебютный клип на песню «Осень» она сняла на телефон в своем дворе, смонтировала за пару часов и выложила на YouTube. Ролик произвел эффект разорвавшейся бомбы: его посмотрели более миллиона человек. Луну начали обсуждать.

Вскоре Кристина и Юрий смогли восстановить отношения. Луна утверждала, что Бардаш является ей поддержкой и опорой не только как муж, но и как продюсер: именно он договаривался о концертах, помогал снимать клипы.

«То, что я изменял своей жене, это наши с ней проблемы»

25 мая в Instagram Луны появилось видео с двусмысленной подписью. В публикации певица сказала, что в ее жизни начался новый этап, а название цикла «Острова свободы» назвала символичным.

В четверг, 7 июня, на Facebook-аккаунте Юрия Бардаша появился пост с большим количеством нецензурных слов и грамматических ошибок. Читать его довольно сложно, поэтому вольно перескажем его вкратце: Бардаш обратился к саунд-продюсеру Луны Александру Волощуку с обвинением в том, что он заставил Кристину изменить ему. Также в тексте продюсер признался, что не раз сам изменял своей жене, но все это считает сугубо семейными делами. При этом обвинений в сторону Луны Бардаш не бросает, поскольку считает, что «с бабы спроса нет».


Источник фото: скриншот публикации Юрия Бардаша на Facebook

Публикация мгновенно разлетелась по Сети. Отметилась в комментариях и сама Луна.

Пост не «провисел» и шести часов: Юрий Бардаш удалил публикацию. Через некоторое время он опубликовал еще один пост, смысл которого остался для поклонников неизвестен.


Источник фото: скриншот публикации Юрия Бардаша на Facebook

В это время в Instagram Луны появилась фотография, подтверждающая, что певица ушла от мужа к Волощуку.

Поклонники певицы поддержали ее решение:

«Мне вот почему-то так и казалось, что вы как-будто как два разных человека под крышей живете. Сначала поверить не могла, что вы женаты…».

«Кристина, хочу искренне тебе пожелать счастья и настоящей любви, да на всю твою жизнь. Ты достойна, ты заслужила, пусть все плохое, быстро забудется, а хорошее будет каждый твой день, просыпайся любимой и засыпай любимой. И так бесконечно…».

«Любовь свободна и чиста! Еще на концерте в Питере заметил между вами искру и давно подозревал о вашей любви!!! Я рад за вас! Это лучшая пара! Я только за вас!».

«Он кричит о разрушенной семье, попрекая ребенком, которого вообще нельзя вмешивать в эти разборки. Однако, когда он прыгал на каких-то баб, то его не останавливал тот факт, что есть „прекрасная жена с золотым ребенком“. Это ему бумеранг за наплевательское и предательское отношение к семье, которой он не дорожил, когда ходил налево. Все эти капризы в соцсетях настолько глупы, что, кроме жалости, ничего больше не испытываешь. Кристина, я безумно рад, что ты сейчас счастлива, любима и наслаждаешься жизнью. Желаю тебе процветания и море любви, которую ты определенно заслуживаешь».

«Все срочно гуглят, кто такой Бардаш»

Особой перчинкой разгоревшегося скандала стали комментарии под публикацией оскорбленного мужа на Facebook. В них за непродолжительное время «жизни» поста успела разгореться нешуточная битва. Поклонники союза Кристины и Юрия разделились на два лагеря. Одни увидели в словах Бардаша сексизм и неадекватность:

Источник фото: телеканал «360»

Другие заподозрили, что таким образом Бардаш решил подогреть свою популярность, и заодно поупражнялись в юморе:






© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры