Какой был базаров по характеру. Евгений Базаров

Главная / Любовь

Образ Евгения Базарова занимает центральное место во всем романе. Не удивительно, что из 28 глав он не появляется только в двух. Именно поэтому вокруг этого героя строятся все взаимоотношения и группируются персонажи.

Характеристика Базарова - это сложная цепь последовательных событий, соединенных с новым мировоззрением. Евгения можно охарактеризовать с четырех сторон:

1) Базаров - «новый человек» . Описываемое время в романе являлось временем разночинной революционности, а Евгений был как раз человек, который, кажется, отрицает все - он нигилист, но в то же время представляет себя как демократа, то есть сторонника нового течения в политической мысли. Внешне непривлекательный герой удивляет своей самобытностью, умом и уверенностью в себе. Характеристика Базарова также основывается на его материалистических взглядах, схожих со взглядами многих известных ученых (Мечникова, Боткина, Павлова).

2) Базаров - революционер . Характеристика Базарова подтверждает его революционные взгляды: герой открыто спорит с либеральной аристократией в лице Павла Петровича Кирсанова, он резок в своих убеждениях и суждениях, утверждает, что сначала нужно исправить общество, а потом и болезней не будет. Характеристика Базарова также может указать и на то, что Евгений начисто отрицает красоту и всякое эстетическое наслаждение.

3) Базаров - теоретик . Роман «Отцы и дети» (характеристика Базарова, главного героя романа, составлена в точности по страницам произведения) перевернул сознание многих людей. Герой стремился построить свою жизнь в соответствии с нигилизмом - теорией отрицания чувств, переживания и «всякой белиберды».

4) Базаров - «народный герой» . Характеристика Базарова показывает, что он умеет обращаться с мужиками, так как вырос в деревне; у него народный склад речи; его отличает простота в общении.

Весь роман построен на приеме антитезы: противопоставление Евгения Базарова с Аркадием, с его дядей Павлом Петровичем, противопоставление демократии и аристократизма.

Уверенность и целеустремленность героя каждый раз заставляют вступать его в спор со всеми, но в отношениях с Анной Одинцовой полная характеристика Базарова открывается совсем с другой стороны: оказывается, этот всегда смелый и резкий молодой человек, отрицающий красоту и чувства, способен к глубокой и настоящей любви.

В любовном конфликте проявляются его лучшие черты: умение держать удар отвергла чувства, но Базаров с достоинством вышел из этой «битвы» и одержал психологическую победу над эгоизмом любимой женщины), способность к глубоким душевным переживаниям, переоценке своих ценностей. Именно Анне Базаров посвящает свою предсмертную записку, в которой просит позаботиться о его родителях.

Зачем же Тургенев убивает своего героя? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Основной причиной считается одиночество. Характеристика Базарова подчеркивает это: отвержение всего привели его к обреченной гибели.

». Он сурово и страстно отрицает все, чему поклонялись «отцы», т. е старшее поколение Он – демократ по происхождению и по взглядам, – враг аристократизма, враг дворянства, хотя и мужика идеализировать он тоже не станет. Он вообще отрицает всякий идеализм , метафизику и существование «принципов» – все сводит к физиологии, к физической жизни: «принципов вообще нет, – говорит он, – а есть ощущения». Крайний материализм XVIII в. Гольбаха и Ламетри словно воскрес с новой силой в речах этого русского студента.

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

Твердо стоя на своей крайней точке зрения, Базаров отрицает все, кроме экспериментальной (основанной на опытах) науки. Так он решительно отвергает любовь, как какое-то идеальное чувство:

«любовь в смысле идеальном он называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства, или болезни, и не раз выражал свое удивление, почему не посадили в желтый дом Тогенбурга, со всеми «миннезингерами и трубадурами»».

«Чепухой», «гнилью», «романтизмом» называет он любовь детей к родителям, чувство дружбы, патриотизм и религию... С насмешкой отзывается он об «искусстве»; «ерундой» называет он сочинения Пушкина , с презрением относится к Рафаэлю , к музыке. «Природа не храм, и человек в ней работник» – говорит он решительно. Демократизм его выражается в том, что он, стоя на своей материалистической, все уравнивающей, точке зрения, отрицает всякое неравенство в жизни, – для него нет разницы не только между «дворянами» и «мужиками», – он не признаёт даже существования «великих людей» и «героев»:

«Все люди, – заявляет он, – друг на друга похожи, как телом, так и душой: у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены, – и так называемые нравственные качества одни и те же у всех; небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди – это деревья в лесу: ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой...»

Это грубое, донельзя упрощенное, обобщение, конечно, сплошь неправильно, но оно объясняет нам прекрасно состояние души русского человека, желающего «сплеча» расправиться со всеми остатками старины, – безразлично – темными и светлыми, которые дожили до 1860-х годов. Нигилисты, вроде Базарова, рассуждали так: «были до нас дурные и хорошие люди, происходили злоупотребления и находились люди, обличавшие зло, говорившие, вроде Рудина , пышные речи о служении человечеству, – а жизнь все текла по старому, темная, беспросветная... Не лучше ли сплеча все разрушить, «расчистить место» (слова Базарова) для «новой жизни». Какова будет она, ни Базаров, ни его единомышленники не думали, – они считали своим долгом «разрушить старое», выдохшееся, выцветшее, одряхлевшее, а там – будь что будет» .

В этих мыслях в речах чувствуется отчаяние, которое росло в душе нескольких русских поколений, путавшихся в роковом «заколдованном кругу»: самосознание интеллигенции прояснилось, добро и зло определилось, – а борьба во имя «добра» оказывалась бесплодной... И вот, в лице нигилиста Базарова русское общество приходит даже к такому крайнему «пессимизму», что отказывается верить в плодотворность реформ («самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок», – говорит Базаров). Только одно «знание», по мнению Базарова, спасет нас и наш народ.

Что же делает Базаров для такого «спасения»? – Он только желчно и зло говорит – издевается, оскорбляет других: он не служит своим знанием людям и сторонится от них. Едва ли в том, что он посоветовал Аркадию дать отцу на прочтение какую-то брошюру по естествознанию, можно усмотреть серьезное «служение» его своей идее – необходимости распространять трезвое знание среди народов!». Таким образом, перед вами, в лице героя романа не «общественный деятель», а какой-то, опять-таки, «лишний человек» – тот же Рудин, только озлобленный, – пессимист-индивидуалист, у которого смелое «слово» заменяет «дело». Он сам замечает иногда неустойчивость своего миросозерцания и насилует себя, чтобы быть последовательным: вот почему себя он сам называет «самоломанным».

Но не всегда он справляется с противоречиями – они прорываются сквозь крепкие оковы его воли, – и тогда, за его злыми и смелыми словами, виднеется несчастный человек... Отрицая «принципы», – он, тем не менее, говорит: «мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – т. е., другими словами, признает «принцип полезности». Насмешливо относясь к «любви», уверяя всех, что он смотрит на «любовь» только «с физиологической точки зрения», – он влюбляется в Одинцову так, что не в силах вырвать из сердца своего чувства, – даже перед смертью он хочет ее видеть. В отношениях к старикам-родителям, сквозь напускное пренебрежение к ним, проглядывает его нежная, трогательная любовь... Характернее всего расставанье Базарова с другом его, Кирсановым, он прощается с ним, холодный и равнодушный. «И у тебя нет других слов у меня?» – грустно спрашивает Аркадий... Базаров смущается от этого прямого вопроса, и у него вырывается восклицание: «есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это – романтизм, – это значит рассиропиться!»

В начале романа Базаров представлен задорным, самонадеянным человеком, который верит в свои смелые «слова», – но жизнь доказывает ему ложь этих слов, доказывает ему, что он заблуждается. Он напрягает все силы, чтобы отстоять свои идеи, – он и себя не щадит, готов отказаться от личного счастья, принести в жертву счастье близких: «решился все косить – валяй и себя по ногам!» – гордо говорит он... Но в конце романа он представлен человеком, обессиленным той упорной борьбой, которую он вел с самим собой.

В ненужности этой жертвы, так как она принесена «ложному богу», – его трагизм, его «донкихотство ». И он сознает, по-видимому, это и сам, – и во второй половине романа он представлен пессимистом, разочарованным, измученным духовно человеком. Особенно тяготит Базарова сознание, что в его безотрадной философии чего-то нет существенного... Но он так и не понял, что вся беда его не том, что в нем не было альтруизма, что он среди «живых» людей – одинок и никому не нужен, ни с чем не связан, ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим, – словом, «лишний человек»...

«Я думаю, – говорит он Аркадию, – я вот лежу здесь, под стогом. Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотное в сравнении с остальным пространством, где меня нет, и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!»

Таким образом, в лице своего героя Тургенев изобразил сильного человека, но заблудшегося. В мировоззрении его вскрыл романист коренные ошибки, а в душе его нашел разлад: «слова» Базарова, оказались «напускными», а сам он – «самоломанным»... Так, устами Тургенева, человек 1840-х годов судил, в лице Базарова, чуждое ему поколение молодежи 1860-х годов за крайности её житейской философии. Он отдает должное этому сильному и честному поколению, но он не обольщается этой силой, видит бесплодность её умствований и сожалеет, что направлена она неверно.

Отцы и дети - вечная тема, которая никогда не потеряет своей актуальности. Сегодня мы - дети, не принимающие образ жизни родителей, а завтра мы - отцы, не понимающие поступки детей. Эта тема и стала основой романа Тургенева «Отцы и дети». Описан конфликт между поколениями и между социально-политическими убеждениями героев писался в 60-е годы, теперь уже позапрошлого столетия. А это время, когда усилились противоречия демократов и либералов в связи с вопросом об удалении

Иван Сергеевич родился в дворянской семье. Его мать, Варвара Николаевна, придерживалась строгих крепостнических обычаев и порядков в семье. Она считала, что телесные наказания - это универсальная мера внушения. Понятно, что наказывались не только провинившиеся крепостные, но и ее собственные дети. Их секли за все: за невыученный урок, непонятную шутку, за самую пустячную шалость. В этой жестокой домашней школе жизни Тургенев научился сострадать, до боли сочувствовать чужим мучениям. Но вернемся к теме нашей статьи.

Базаров - характеристика героя

«Отцы и дети» повествует о двух приятелях - Аркадий Кирсанов и Евгений последнего - это описание прагматика. Человек живет постоянной работой. Он не отвлекается на нежности, не признает искусство, красоту музыки или поэзии.

Для него природа - не что иное, как мастерская, которая удовлетворяет Он не замечает в ней красоты. Свобода, сильная воля, постоянный труд, честность, острый ум - в этом весь Базаров. Характеристика его отношений с родителями выявляет, что не такой уж он и «сухарь», и способен на такие чувства, как любовь и нежность. Евгений любит своих стариков, только тщательно это скрывает. Вспыхнувшая любовь к Одинцовой показывает его страстную, и в то же время сильную натуру. Он смог перебороть себя в самый разгар своей страсти. Основным идейным противником Базарова стал Павел Кирсанов.

Базаров и Кирсанов - сравнительная характеристика

Павел Петрович - истинный джентльмен с привычками аристократа. Он приверженец старых порядков. По его мнению, только аристократия способна развивать общество. Поэтому ему чужд, просто ненавистен Базаров. Характеристика их отношений такова: Кирсанов - ярый защитник старых порядков, а Базаров стремится искоренить эти порядки.

Павел Петрович не понимает, как можно не считаться с чужим мнением. Нигилистов он не признает, считает их слабыми и ненужными. И постоянно пытается вызвать своего противника на спор. Базаров же считает всякий спор ненужным сотрясанием воздуха. Но когда его все-таки вынуждают идти на этот спор, он высказывается жестко и прямолинейно.

Вообще, Тургенев передает несостоятельность обеих сторон. Хорошее старое, но уже застывшее состояние - это Кирсанов. Непонятное новое, но живое состояние - это Базаров. Характеристика несостоятельности Кирсанова состоит в том, что нельзя оставаться в одном состоянии, нужно двигаться вперед. А такие, как Базаров - это предвестники перемен. Но они еще не совершенны, они понимают, что нужно все менять, но не умеют делать это правильно. Нельзя полностью разрушать старое, не построив что-то новое. Но в любом случае - будущее принадлежит таким, как Евгений Базаров.

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова, одного из представителей новой, зарождающейся в России социальной силы - разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное.
Образ Базарова занимает центральное место в романе. С одной стороны, Базаров выглядит одиночкой в чужой среде. Писарев в своей статье “Базаров” указывал на то, что “...у Тургенева... не хватило материалов для того, чтобы вполне обрисовать своего героя с разных сторон”. Действительно, автор романа “Отцы и дети” не знал, как держат себя Базаровы с другими Базаровыми, так как он сам принадлежал к среде Кирсановых.
С другой стороны, Тургенев изобразил человека нового типа в его конфликте со старыми формами психологии, идеологии и быта.
На протяжении всего действия романа автор с интересом наблюдает за своим героем и ставит его в различные ситуации.
На характер Базарова, его манеру поведения и личность влияет революционность его мышления. Одевается он просто, его не связывает условный этикет. Базаров легко сходится с простыми людьми. “Мой дед землю пахал!” - с гордостью говорил он. Базаров выступает против дворянских условностей, он смеется над традициями. Отсюда его ироничность, пренебрежение к красивым словам. Автор намеренно поставил своего героя в среду, которая не хочет и не может понять его.
Большую роль в романе играют сцены споров. Базаров не признает никаких авторитетов, тем более традиций. Павел Петрович Кирсанов невзлюбил Базарова за неуважение к другим людям, за развязное, как ему кажется, поведение. На язвительные вопросы Базаров отвечает небрежно, со спокойствием, граничащим с равнодушием. Может быть, именно безразличие Базарова угнетает Павла Петровича, бьет по его чувству собственного достоинства, самоуважению.
В сцене дуэли решается вопрос о том, кто же является носителем истинного благородства. И в этой ситуации П. П Кирсанов оказался морально побежденным.
Базаров - ученый-естествоиспытатель, материалист и революционер. Он увлечен своим делом, его цель - перепроверить известные уже воззрения на собственном опыте. Базаров опирается на непосредственные ощущения, проявления чувств у человека он считает ненужными. Вот в этом он глубоко заблуждался, и Тургенев доказал несостоятельность подобных взглядов, проведя героя через испытание любовью.
Полюбив Одинцову, Базаров понял, что чувства существуют. Любовь оказалась сильнее теорий, она “расшатала” систему взглядов господина нигилиста. Романтизм, отвергаемый поначалу героем, стал присущ и ему самому.
Тургенев сам испытывал “невольное влечение” к своему герою. Обращаясь к читателям и критикам, он писал о Базарове: “Вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения”.
Тургенев не разделял его мыслей об искусстве и природе. Это можно заметить в тексте: Базаров презирает искусство и не признает природу, а Тургенев разворачивает перед нами чудесные пейзажи; Базаров отрицает любовь и дружбу, а Тургенев рисует нам отношения между родителями Базарова и их беззаветную любовь к самому герою.
В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца и гордо смотрит в глаза смерти. Ждать собственную смерть, лицом к лицу столкнуться с ней и не испугаться может не каждый. Но эта жизнь логически завершена - Базаров не смог бы осуществить свои намерения в настоящем.
Образ Базарова кажется то отталкивающим, то привлекательным и загадочным. В нем много противоречий и несоответствий. Тургенев собрал в нем такие черты, которые никак не могут быть у одного человека, это собирательный образ нарождающегося явления в русской жизни.
Несмотря на то, что автора можно скорее отнести к поколению “отцов”, Тургенев во многом согласен с Базаровым. Я думаю, что Тургенев сочувствовал своему герою. И хотя он называл его “трагической личностью” и многое не принимал в Базарове, мастерство писателя-реалиста возобладало - герой-нигилист изображен выразительной и привлекательной личностью.

Задачи и тесты по теме "Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»"

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1

Евгений Базаров – один из главных героев романа И. Тургенева «Отцы и дети». Именно с помощью этого образа автор активно раскрывает проблему взаимоотношений разных поколений людей.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – человек «высокого роста». Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Его возраст граничит с отметкой в 30 лет – Базаров находится в самом расцвете своих сил как умственных, так и физических.

Он не уделяет должного внимания одежде и своему внешнему виду. Костюм его старый и ветхий, он выглядит неопрятно. Базаров не пренебрегает личной гигиеной, но и не отличается таким усердием к своему туалету, как, например, Павел Кирсанов.

Семья Евгения Базарова

У Базарова небольшая семья – в ее составе мать и отец. Отца Базарова зовут Василий Иванович. Он штабс-капитан в отставке. Базаров-отец часто помогает своим односельчанам и оказывает им медицинскую помощь. Василий Иванович по происхождению простой человек, но он довольно образованный и разносторонне развитый. Мать его Арина Власьевна, дворянка по происхождению. Она владелица небольшого имения в провинции, «душ, помнится, пятнадцать». Делами поместья занимается его отец. Сама же Арина Власьевна очень образована и немного знает французский язык (что было привилегией дворян). Евгений Базаров единственный ребенок в их семье, поэтому к нему отношение со стороны родителей довольно трепетное. Они часто попускают ему прохладное отношение к себе.

Происхождение и род занятий

Евгений Базаров – студент. Он пошел по стопам своего отца и в будущем свяжет свое деятельность с медициной. «Я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» – так говорит он о себе сам.

Отец его старался дать сыну хорошее образование и воспитание, поощрял его любознательность и любовь к исследованиям: «рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания». Это значительно помогло Базарову стать успешным в своей профессии.

Он не благородного происхождения, но это не мешает ему занять выгодное положение в обществе и обзавестись хорошими друзьями. Его друзья и знакомые считают, что Базаров сможет добиться значительных результатов на поприще медицины и естественных наук.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Личностные качества

Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения. Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын. У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.

У Базарова незаурядный ум. Это касается не только сферы медицины, но и других сфер деятельности. Такое положение вещей стало причиной развития такого негативного качества, как самоуверенность. Евгений явно осознает свое умственное превосходство по отношению к большинству окружающих его людей и не может удержаться от резких замечаний и критики. Сопутствующим качеством к этому крайне непривлекательному букету добавляется еще и самолюбие. У Павла Петровича такие качества кажутся несовместимыми с родом деятельности Базарова. Дядя Аркадия утверждает, что человек с таким характером не может быть полноценным уездным врачом.


Евгений думает, что он «человек положительный, неинтересный». На самом же деле он довольно привлекательная личность. Его взгляды нестандартные, они мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд, кажется, что он действует по принципу противоположности и противопоставления – Евгений противоречит фактически любой мысли, но, если хорошо разобраться, то это не просто прихоть. Базаров может объяснить свою позицию, привести аргументы и доказательства, свидетельствующие о его правоте. Он довольно конфликтный человек – готов затеять спор с человеком любого возраста и положения в обществе, но между тем, он готов выслушать своего оппонента, проанализировать его доводы, или же сделать вид, что делает их. В этом плане позиция Базарова заключается в таком тезисе: «Докажи мне свою правоту и я тебе поверю».

Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, он очень упрямый, его сложно переубедить, на протяжении романа никому не удалось полностью поменять его отношение к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Фольклорные элементы в образе Базарова

Евгений Базаров не обладает даром красноречия. Он не любит утонченную манеру разговора аристократов. «Об одном прошу тебя: не говори красиво» – говорит он своему другу Кирсанову. В манере разговора Евгений придерживается принципов простого народа – немного грубая речь с множеством вкраплений фольклора – пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки Базарова отображают позицию молодого лекаря в обществе.

Многие из них относятся к положению народа и его невежества. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». В этом случае ситуация усугубляется тем, что у Евгения двоякое отношение к простым людям. С одной стороны, он презирает мужиков за их необразованность и излишнюю религиозность. Не упускает возможности высмеять этот факт: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» С другой стороны по своему происхождению Евгений ближе к простым людям, чем к аристократии. Он искренне сочувствует мужикам – их положение в общество крайне затруднительно, многие находятся на грани нищеты.


Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он считает, что порой стремление к образованию переходит все границы здравого смысла и люди забивают себе голову совсем не нужной им информацией: «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».

Отношение Базарова к любви и романтике

Будучи циником и прагматиком, Базаров полностью отвергает чувства любви и симпатии. «Любовь - белиберда, непростительная дурь» – говорит он. В его глазах мужчина, позволивший любви овладеть своим умом, не достоин уважения.

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец».

В первую очередь это происходит из-за пренебрежительного отношения Базарова к женщинам в целом. В его понятии женщины весьма глупые создания. « Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший». Он рассматривает любовную связь с женщиной только с позиции физиологии, остальные проявления ему не знакомы, поэтому он их и отвергает.

В этом отношении Базаров допускает противоречия. Несмотря на высказывания о бесполезности для общества женщин он предпочитает их общество, особенно в том случае, если представительницы противоположного пола обладают привлекательной внешностью.

История любви Базарова и Одинцовой

Евгений Базаров очень цинично относился к любым проявлениям нежности и любви. Он искренне не понимал людей, которые теряют голову от любви – ему казалось это чем-то неприличным, а такое поведение недостойным для уважающего себя человека. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он».

В один прекрасный момент Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой – молодой вдовствующей девушкой, и попадает в сети любовных уз. В начале Евгений не осознавал своей влюбленности. Когда он с Аркадием Кирсановым посетили Одинцову в ее номере, Базаров ощущал непонятное, несвойственное для него смятение.

Одинцова приглашает друзей к себе погостить в имении. Аркадий, в отличие от Евгения, не скрывает своего восхищения девушкой, поездка будет хорошим способом наладить отношения и добиться благосклонности девушки.

Однако происходит все наоборот – поездка в имение Одинцовой стала губительной для влюбленности Кирсанова, но подала надежду для Базарова.

В начале Евгений пытается скрыть свои чувства. Он начинает вести себя слишком вольготно и развязно. Однако это длится недолго – любовные переживания все больше овладевают Базаровым: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Возникшее чувство стыда и недовольства постепенно уходит – Базаров решается признаться в своих чувствах, но взаимности не добивается. Он замечает, что Одинцова тоже не ровно дышит по отношению к нему, поэтому ее пренебрежение чувствами действуют на него удручающее. Евгений не знает точной причины отказа, и не решается узнать об этом у своей возлюбленной.

Таким образом, Евгений Базаров – очень противоречивый персонаж романа Тургенева. Он талантливый и умный, но его грубость и цинизм перечеркивают все его достоинства. Базаров не умеет находить компромисс в общении с людьми, его возмущает факт несогласия с его точкой мнения. Он готов выслушать оппонента, но на практике все выглядит иначе – это всего лишь тактический ход – для Базарова все решено, его не интересуют другие позиции.

Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах

4.2 (84.62%) 13 votes

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры