Капитанская дочка любовь гринева к маше. Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка

Главная / Любовь

Многие критики говорят, что повесть «Капитанская дочка» является одним из самых лучших произведений, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным, оно считается венцом его творчества. В этой повести Пушкин затронул вопросы, которые волнуют человечество и по сей день: это вопросы о чести и о доблести, о любви и о родительской опеке, о том, в чем же заключается смысл жизни человека.

Пушкин сосредотачивает все свое внимание на описании Гринева, но тем не менее, можно сказать, что Маша Миронова, простая девушка, воплощает пушкинский идеал –

Она является человеком, способным на подвиги, на самопожертвование, у нее присутствует врожденное чувство чести и достоинства. Мы можем предположить, что именно благодаря огромной всеобъемлющей машиной любви Гринев и становится настоящим человеком.

Впервые мы видим Машу Миронову тогда, когда Гринев приезжает в Белогорскую крепость на службу. Маша не производит огромного впечатления на героя: она ничем не примечательна, скромна, не красавица. Изначально Гринев даже думает, что Маша – это какая-то дурочка, также в этом его старательно убеждает его друг Швабрин.

Однако в скором времени Гринев понимает,

Как же ошибочно первое впечатление – ему удается углядеть в Маше Мироновой те человеческие качества, которые высоко ценятся в обществе. Он понимает, что Маша девушка чувствительная, скромная и благоразумная. Между нашими героями завязываются нежные чувства, которые быстро перерастают в любовь.

Примечательна и та сцена, где Маша Миронова впервые проявляет свой настоящий характер: она дает отказ на предложение Гринева выйти за него замуж. Маша аргументирует это тем, что без благословления родителей она на такой серьезный шаг пойти не может: это говорит о том, что девушка чтит мнение родителей Гринева. Также Маша готова пожертвовать своим счастьем ради счастья любимого: она даже предлагает ему найти ту девушку, которую его родители бы наверняка одобрили.

Также мы можем вспомнить то, что даже когда Маша трагически потеряла своих родителей и пережила такое сильное потрясение, она осталась верна своим взглядам и убеждениям. Кроме того, девушка никак не откликнулась на ухаживания Швабрина, переметнувшегося на вражескую сторону, она осталась верна своему возлюбленному. Она пишет письмо, которое затем получает Гринев.

В нем Маша сообщает, что Швабрин зовет ее замуж. Петр Гринев решает во что бы то ни стало спасти Машу Миронову. После того, как он ее спас, сразу же стало понятно, что судьба свела этих двоих людей для того, чтобы они всегда были вместе.

« » является величайшим произведением русской литературы. Хотя основная тема повести посвящена кровавому крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева, история любви и играет в ней не маловажную роль. По моему мнению, именно благодаря Маше Мироновой Гринев вырос из «зеленого» юнца до настоящего офицера.

Первая встреча героев повести произошла в Белогорской крепости. Стоит отметить, что Маша была обычной скромной и тихой девушкой, не производившей особого впечатления. Автор описывает ее так: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

Кроме того, из рассказов своего друга , Гринев представлял Машу простой «дурочкой». Мать девушки, говорила, что ее дочь была настоящей «трусихой», ведь испугавшись пушечного залпа, чуть не умерла.

Но с развитием сюжета произведения, мнение Гринева о Маше меняется. Он видит в ней весьма умную и образованную особу. Молодые люди начинают сближаться и между ними возникают нежные чувства.

Нужно отметить, что главные герои вынуждены были бороться за свое счастье. Так, Маша, проявив твердость своего характера, отказывается выйти замуж за Петра без благословения его родителей. Она даже готова уступить место другой, той, которая подойдет родителям Гринева, только ради того, чтобы любимому жилось счастливо.

После захвата мятежниками Белогорской крепости, Маша теряет своих родителей, их публично казнят. Комендантом крепости становится предатель Швабрин, который мечтает реализовать свой план и женить на себе девушку. Он запирает Машу, садит ее на хлеб и воду, заставляет принять его предложение. Но девушка непреклонна. Она остается верна своему любимому. Маша даже готова расстаться с жизнью, чтобы не выходить за Швабрина.

Каким-то дивным образом девушке удается передать Петру весточку о том, что она попала в такую беду. Гринев ни думая не минуты едет в крепость и спасает Машу. После этого молодые люди окончательно понимают, что по-настоящему любят друг друга. Гринев привозит Машу в родительский дом. Теперь ее принимают, как родную дочку.

Позже, судьба вновь испытывает молодых людей. По лживому письму Гринева отправляют под суд. Чтобы помочь своему любимому Маша решает ехать к самой Екатерине II. Императрица прислушивается к словам девушки и милует Петра.

Думаю, что , на примере Маши Мироновой и Петра Гринева, хотел показать нам какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной. Отношения, где царит любовь, уважение и самопожертвование.


Настроение сейчас - среднее

Я тут наваляла сочинение по Капитанской дочке:) берите кому надо!))

Во имя любви.

Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению,но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель,заступитесь за меня,бедную!", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью,он не считает возможным назвать имя Маши,боясь,что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову,что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку...".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия,думая,что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она,по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню,сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева,в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора,гибели и ссылки так же,как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы,идеалы,любовь. Беспринципного и бесчестного человека,которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками,низостью,подлостью,без друзей,любимых и просто близких людей.

Тема урока: Маша Миронова,её преданность и верность любимому

З адачи урока.

    Проанализировать образМаши Мироновой, раскрыть проблему нравственного воспитания.

    Развить навыки выборочной работы с текстом, выразительного чтения.

    Дать нравственные понятия о долге, чести, целомудрии, возвышенной любви.

Тип урока :обобщение и систематизация изученного

Оборудование : портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Работа с текстом:

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

6. Оценивание учащихся за урок.

“… нельзя было ее узнать и не полюбить”.
А. С. Пушкин “Капитанская дочка”

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

В течение нескольких уроков вы находились во власти пушкинского произведения.

Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, волновались, переживали и радовались. Тема нашего сегодняшнего урока будет не менее интересной. Я хочу начать урок с эпиграфа. Разговор сегодня пойдет действительно о М.Мироновой, о её преданности и верности любимому человеку.

Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблен, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Состояние влюбленности было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Людмила и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве А.С. Пушкина.

3. Беседа с классом. Маша Миронова. Анкета героини.

    Фамилия, имя, отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)

    Имя, отчество матери. (Василиса Егоровна.)

    Цвет волос героини. (Светло-русый.)

    Приданое героини. (“Частый гребень, да веник, да алтын денег”.)

    Фамилия офицера, сватавшегося к Маше “месяца за два до приезда” Гринева в крепость. (Швабрин.)

    Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи. (Гринев.)

    Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини. (“Пара серег”.)

    Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. (Оренбург.)

    Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. (Отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна.)

    Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи. (Урядник Максимыч.)

    Лицо, выразившее желание быть “посаженым отцом” на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой. (Пугачев.)

    Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. (Царское Село.)

    Лица, сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург. (Палаша и Савельич.)

    Особа, взявшая на себя обязательство “устроить состояние” бедной сироты. (Екатерина II.)

    Губерния, где “благоденствует потомство” Петра Гринева и Маши Мироновой. (Симбирская.)

Учитель: Какой предстает перед нами Маша Миронова в самом начале? Найдите описание ее внешности и зачитайте. (Гл. “Крепость”)с 143

Скромная, застенчивая, боязливая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса Егоровна даже называет ее трусихой. Кроме того, сказано, что Маша – бесприданница.

Учитель: Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их красота - в другом. А на что вы обратили внимание в образе Маши Мироновой?

Учитель: Маша с первых же строк предстает перед нами робкой и застенчивой. Но значит ли это, что она бесхарактерная?

Нет. Отказ Швабрину свидетельствует о твердом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в девках на всю жизнь. Да это надо понять: представьте себе глухую деревушку, где живет девушка, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным ее шансом устроить свою судьбу. Это говорит не только о твердом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство .

Сразу ли возникли чувства у Гринева к Маше?Почему Гринев полюбил Машу?

Давайте обратимся к сцене объяснения в любви Гринева Маше с.149

Учитель: Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминацией?

Объяснение после получения письма от отца Гринева, в котором он запрещает сыну жениться, 5 гл. “Любовь” Давайте посмотрим инсценировку в исполнении ваших одноклассников

Учитель Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

Прежде всего, она думает о любимом человеке. Когда рушится всякая надежда на счастье, она находит в себе силы покориться судьбе, так как твердо убеждена, что без родительского благословения счастье невозможно. Ее любовь бескорыстна. Она думает о счастье любимого человека, а личное благополучие для нее не важно, поэтому она жертвует собой, своими чувствами .

Учитель: У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой.

Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я вас любил” А. С. Пушкина (индивидуальное задние №1).

Я вас любил, любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ни чем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Так дай вам бог любимой быть другим.

Учитель: Какие строки разговора Маши с Петром Гриневым созвучны стихотворению?

Значит, Маша готова отказаться от личного счастья ради сохранения чести, и не только о девичьей, но и человеческой. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь умнее и взрослее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум, и благородство девушки, так и ее верность народной морали.

Учитель: Расскажите о судьбе Маши после взятия пугачевцами Белогорской крепости.

Письмо Маши С 172

Какие черты характера проявила Маша в это время?

Швабрин вынуждал ее выйти за него замуж, обращался с ней жестоко, подвергал ее многим испытаниям. Но она все выносила стойко, не изменила себе, потому что она в людях ценила доброту, бескорыстие, искренность, благородство .

Учитель: Казалось бы, что Маша, наконец-то свободна, обретет счастье. Ее освобождают, родители Петра приняли и полюбили ее. Но новый удар. Арест Петра Гринева, обвиние его в пособничестве бунтовщикам. Маша понимала, что если бы Петр захотел, то мог бы оправдаться, но не рассказывал всей правды, чтобы не впутать ее в эту историю. Она считает себя виновной в том, что ради ее спасения Петр оказался во вражеском стане. И опять Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени своего жениха.

Учитель: Как же поступает Маша?

Маша решает поехать к императрице, где откровенно и с “жаром” рассказывала, что Гринев подвергся всему ради нее одной.

Учитель: Какие новые черты характера раскрылись в Маше в этом эпизоде?

Мужество, умение противостоять, защищать интересы близких, уверенность в своих силах.

    Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

4. Итог урока.

    Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

    Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

    Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

5. Домашнее задание .

    Что есть нравственная красота в вашем понимании?

6. Оценивание учащихся за работу на уроке.

В самом начале произведения Маша Миронова представляется тихой, скромной и молчаливой дочкой коменданта. Она выросла в Белогорской крепости со своим отцом и матерью, которые не могли дать ей хорошего образования, но воспитали её послушной и порядочной девушкой. Однако капитанская дочка росла одиноко и замкнуто, отделённая от внешнего мира и, не зная ничего, кроме своей деревенской глуши. Ей кажутся восставшие крестьяне разбойниками и злодеями, и даже ружейный выстрел нагоняет на неё страх.

При первой встрече мы видим, что Маша - обычная русская девушка, «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», которая воспитана в строгости и проста в общении.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе героини: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». О её характере: «Смела ли Маша? -- отвечала ее мать. -- Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки».

Но, несмотря на всё это, капитанская дочка имеет и свой собственный взгляд на мир, и не соглашается на предложение Швабрина стать его женой. Маша не потерпела бы брак не по любви, а по расчёту: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!»

А. С. Пушкин описывает капитанскую дочку, как невероятно стеснительную девушку, которая поминутно краснеет и поначалу не может заговорить с Гринёвым. Но такой образ Марьи Ивановны остаётся у читателя ненадолго, вскоре автор расширяет характеристику своей героини, чувствительной и благоразумной девушки. Перед нами предстаёт натура естественная и цельная, привлекающая к себе людей приветливостью, искренностью, добротой. Она уже не боится общения, и заботится о Петре во время его болезни после поединка со Швабриным. В этот период раскрываются истинные чувства героев. Нежная, чистая забота Маши оказывает на Гринёва сильное влияние, и, признаваясь в своей любви, он делает ей предложение руки и сердца. Девушка даёт понять, что их чувства взаимны, однако при её целомудренном отношении к замужеству она объясняет своему жениху, что не выйдет за него замуж без согласия родителей. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается от предложения Петра Андреевича. В этот момент проявляется разумная непорочность характера девушки: её поступок совершается ради любимого и не допускает совершения греха. Красота её души и глубина чувства отражаются в её словах: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…». Вот пример самоотречения во имя любви к другому человеку! Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева - человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

Когда начинается восстание Пугачёва и приходит известие о скором нападении на Белогорскую крепость, родители Маши решают отправить её в Оренбург, чтобы уберечь свою дочь от войны. Но бедная девушка не успевает уехать из дома, и ей приходится стать свидетельницей ужасных событий. Перед началом приступа А.С.Пушкин пишет, что Марья Ивановна пряталась за спиной Василисы Егоровны и «не хотела отстать от неё» . Капитанской дочке было очень страшно и беспокойно, но она не хотела этого показывать, отвечая на вопрос отца, что «дома одной страшнее», с «усилием улыбнувшись» своему возлюбленному .

После захвата Белогорской крепости Емельян Пугачёв убивает родителей Марьи Ивановны, и от глубочайшего потрясения Маша серьёзно заболевает. К счастью девушки, попадья Акулина Памфиловна забирает её к себе в опеку и прячет за ширмой от Пугачёва, пирующего после победы в их доме.

После отъезда новоиспечённого «государя» и Гринёва нам открывается твердость, решительность характера, непреклонность воли капитанской дочки.

Злодей Швабрин, перешедший на сторону самозванца, остаётся за главного, и, пользуясь своим положением главного в Белогорской крепости, принуждает Машу выйти за него замуж. Девушка не соглашается, для неё «легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иваныч» , поэтому Швабрин мучает девушку, не впуская никого к ней и давая только хлеб и воду. Но, несмотря на жестокое обращение, Маша не теряет веры в любовь Гринёва и надежды на избавление. В эти дни испытаний перед лицом опасности капитанская дочка пишет своему возлюбленному письмо с просьбой о помощи, так как понимает, что, кроме него, за неё заступиться некому. Марья Ивановна стала настолько храброй и бесстрашной, что Швабрин не мог представить, что она сможет бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят» . Когда же наконец приходит к ней спасение, её охватывают противоречивые чувства - её освобождает Пугачёв - убийца её родителей, бунтарь, перевернувший её жизнь с ног на голову. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» .

Емельян Пугачёв отпускает Машу и Петра, и Гринёв отправляет возлюбленную к своим родителям, прося Савельича сопровождать её. Доброжелательность, скромность, душевность Маши располагают к ней всех окружающих, поэтому Савельич, который рад за своего воспитанника, собирающегося жениться на капитанской дочери, соглашается, говоря такие слова: «Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию…» . Родители Гринёва не оказываются исключением, кого поразила Маша своей скромностью и искренностью, и они хорошо принимают девушку. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Даже батюшке любовь Петруши «уже не казалась пустою блажью», а матушка только и хотела, чтобы её сын женился на «милой капитанской дочке».

Ярче всего раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Всё семейство было поражено подозрением об измене Петра государству, но больше всех переживала Маша. Она чувствовала себя виноватой в том, что он не может оправдаться, дабы не впутывать любимую, и была совершенно права. «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти» .

Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность» , Маша отправляется в Петербург. Она была настроена твёрдо и решительно, поставив перед собой цель во чтобы то ни было оправдать Петра. Встретившись с Екатериной, но не зная пока об этом, Марья Ивановна открыто и в подробностях рассказывает свою историю и убеждает императрицу в невиновности любимого: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве только потому, что не хотел запутать меня» . А.С.Пушкин показывает стойкость и непреклонность характера героини, её воля сильна, а душа чиста, поэтому Екатерина верит ей и освобождает из-под ареста Гринёва. Марья Ивановна была очень тронута поступком государыни, она, «заплакав, припала к ногам императрицы» в благодарности.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры