Караваджо произведения. Краткая биография караваджо

Главная / Любовь

Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо . Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано , около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Спустя некоторое время модный живописец Чезари д"Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.

В это время были написаны такие картины Караваджо, как "Маленький больной Вакх" и "Мальчик с корзиной фруктов".

По характеру художник , который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.

© Меризи да Караваджо / public domain Картина Меризи да Караваджо "Лютнист", 1595. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


© Меризи да Караваджо / public domain

В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя , который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — "Корзина с фруктами", "Вакх" и "Лютнист". В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как "Концерт", "Амур-победитель", "Гадалка", "Нарцисс". Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к "чистому" натюрморту и "авантюрному" жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.

Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины "Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной", "Святая Екатерина Александрийская", "Святая Мария Магдалина", "Экстаз святого Франциска", "Отдых на пути в Египет", "Юдифь", "Жертвоприношение Авраама".

© Фото: public domain Караваджо "Юдифь, убивающая Олоферна". ок.1598-1599


На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — "Призвание апостола Матфея" и "Мученичество апостола Матфея" (1599-1600). Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра".

© Фото: Микеланджело да Караваджо Картина "Иоанн Креститель", Микеланджело да Караваджо

В 1602-1604 годах художник написал "Положение во гроб" ("Снятие с креста") для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию "Мадонна ди Лорето" для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина "Успение Марии".

В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.

В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины "Семь дел милосердия" (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), "Мадонна Розария" и "Бичевание Христа". На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна "Усекновение главы Иоанна Крестителя" и "Святой Иероним", на Сицилии — "Погребение святой Луции" для церкви Святой Луции, "Воскрешение Лазаря" для генуэзского купца Ладзари и "Поклонение пастухов" для церкви Санта Мария дельи Анджели. К последним произведениям Караваджо относится также картина "Давид с головой Голиафа", на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.

В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.

18 июля 1610 года Караваджо скончался от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.

Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве — караваджизм.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Знаменитый итальянский художник, Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio) известен как самый яркий реформатор живописи на рубеже XVI – XVII веков (годы жизни: 1571 – 1610 гг.).

Караваджо достигает такого мастерства в использовании контрастов света и тени в своих картинах, что после него возникает даже целое поколение художников-«караваджистов». Караваджо не признавал существующие правила о том, что с помощью рисунка необходимо создавать идеализированные образы на полотнах – изображал на своих картинах настоящих людей: уличных мальчишек, куртизанок, стариков.

Мастер не оставил потомкам ни единого наброска – творил сразу на холсте.

Художник родился в пригороде Милана, где после эпидемии чумы рано остался без отца, и мать переехала с детьми в городок Караваджо. Талантливый юноша имел сложный неуживчивый характер. В 1591 году ему пришлось сбежать в Рим, после трагических разборок с карточным игроками, изображенными затем в работе «Шулера».

К слову, в различные передряги он будет попадать еще не раз на протяжении всей карьеры. Караваджо неоднократно был под следствием, однако слава скандалиста и дебошира не мешала ему быть востребованным.

В столице заметили его дар живописца, дав покровительство и базовые навыки – у мастеров школы . Так как в истории искусства уже был гений по имени , наш художник выбрал иной путь – он взял себе прозвище «Караваджо», копируя название родного города.

В Риме он оставил миру лучшие полотна в период творчества с 1592 по 1606 годы.

29 мая 1606 года в жизни Караваджо произошла трагическая случайность – во время уличной игры в мяч был убит Рануччо Томассони, а виновным в убийстве посчитали великого мастера. Чтобы не быть осужденным, художник подался в бега, оставив Рим.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Затем он переехал в Ла-Валетта (Valletta, столица Мальты) , и вступил в Мальтийский орден. Однако его скитания не прекращались до конца жизни. В итоге художник умер от малярии в 39 лет, забытый и отверженный, оставив миру десятки своих шедевров.

Кисти Караваждо принадлежат первые натюрморты в итальянской живописи – «Корзина с фруктами» – один из наиболее известных натюрмортов мастера, где фрукты изображены настолько точно, как будто это макросьемка.

Но плоды он начал изображать немногим ранее, на портретах подростков – это «Юноша с корзиной фруктов», «Вакх».

Некоторые наиболее удачные сюжеты живописец повторял 2-3 раза, по заказу богатых вельмож – «Гадалка», «Мальчик, чистящий фрукты» (один из первых шедевров). Женщин он изображал редко – «Кающаяся Магдалина», «Юдифь, убивающая Олоферна», «Мадонна и младенец со святой Анной» и еще несколько работ.

Рим в начале XVII века стал своеобразной школой для европейских художников. Со временем мастер техники «кьяроскуро» открыл собственную мастерскую, где у него было немало талантливых учеников, таких как Марио де Фьори, Спада, и Бартоломео Манфреди.

Впоследствии подражание «кьяроскуро» Караваджо стало очевидно в полотнах Веласкеса и Рубенса, Рембрандта и Жоржа де Латура.

Часть работ художника безвозвратно утрачены, и тем не менее в Риме осталось множество картин Караваджо, лицезреть которые можно бесплатно в церквях и платно в музеях и частных коллекциях. Далее мы приводим полный список картин с адресами для истинных поклонников творчества великого мастера.

Бесплатно

Церковь Сан-Луиджи-дей-Франчези

  • Адрес: Piazza di S. Luigi de’ Francesi, 00186 Roma

Любители полотен Караваджо чаще всего заходят в святую обитель Сан-Луиджи-деи-Франчези (San Luigi dei Francesi) – одну из «жемчужин» Рима, но из названия понятно, что церковь была открыта для французской общины. Она была построена как дань уважения французскому монарху Людовику IX (1214-1270), сумевшему положить конец непримиримой вражде церкви и светского руководства. А в Византии правитель смог договориться о выкупе священной реликвии всего христианского мира – Терновый венец Спасителя (хранится во Франции).
Церковь стала очередным «долгостроем», однако за 70 лет наполненную шедеврами святую обитель завершили к 1589 году. Здесь все пронизано духом почитания Святой Марии, как и подобает в католицизме. Однако снаружи постройка выглядит довольно скромно, если не считать статуи, а вся роскошь – внутри. Фрески Доминикино, отделка цветным мрамором, образа в позолоте.

Здесь в Капелле Контарелли (слева от главного алтаря) можно посмотреть 3 работы великого Меризи да Караваджо с изображенными сценами из жизни Святого Апостола Матфея.

Живописец сменил предыдущего мастера, и после Кавальеро д’Арпино что-то пришлось завершить, а что-то переделать. Те люди, что наняли работать Караваджо, рисковали, поскольку мастер не любил эскизы, работал под пучком направленного света и выстраивал композицию иначе, чем множество его современников. Но риск был оправдан, и сегодня мы имеем возможность лицезреть «Призвание Апостола Матфея».

«Призвание Апостола Матфея» (холст 322 x 340 см, написан в 1599 г.) – это известный сюжет о призвании сборщика налогов Иисусом в ученики, впоследствии мытарь Левий стал Апостолом и автором «Евангелия от Матфея». Два хорошо одетых юноши, присевших возле мытаря, с неподдельным интересом вглядываются в образ Спасителя, призывающего указующим перстом избранного Им. В работе чувствуется влияние предшественников, например, характерная кисть руки Господа с известного полотна Микеланджело в .

Интересно отметить, что святой Матфей является покровителем налоговых органов едва ли не во всех странах мира.

Мученичество святого Матфея

«Мученичество святого Матфея» (холст 323 х 343 см, написан в 1599-1600г.) – на полотне изображена сцена убиения благовестника, где угадывается автопортрет самого Караваджо. Эксперты утверждают, что лицо художника – в одной из фигур очевидцев события на заднем плане, обращено назад. Художник-реалист нарушил религиозные каноны, и патетику заменил реализмом страданий за Благую Весть. Полотно для фамильной часовни семьи Контарелли.

Святой Матфей и Ангел

«Святой Матфей и Ангел» (холст написан в 1599-1602 г.) – изображен одухотворенный Апостол, который внимает голосу Ангела, записывая Евангелие от Матфея. Картина известна тем, что заказчик был шокирован реализмом образа, где Святой Апостол изображен как простолюдин, вопреки канонам.

Базилика Святого Августина

  • Адрес: Piazza di Sant’Agostino, 00186 Roma

Церковь Святого Августина (Sant’Agostino) – еще одно место в Риме, где любители живописи имеют возможность увидеть шедевр Караваджо. Постройку легко найти на площади с тем же названием.

Здесь можно полюбоваться картиной Караваджо «Мадонна ди Лорето» и другими шедеврами итальянских мастеров эпохи.
Реалистичность библейских персонажей и особая манера письма Караваджо сделали его знаменитым и хорошо оплачиваемым. Он выполнял выгодные заказы на оформление церквей. В последнее десятилетие жизни живописец писал картины преимущественно на сюжеты из Евангелия, изображая библейских персонажей.

Мадонна ди Лорето или Матерь паломников

«Мадонна ди Лорето или Матерь паломников» (холст, 1604-1605г) – работа находится в первой капелле слева, и это самое нашумевшее полотно мастера. Тут не обошлось и без экстравагантных выходок – алтарный образ Богоматери написан с куртизанки.

Куртизанки позировали всегда и всем, но он первым отказался превращать обычную натурщицу в идеализированный образ Мадонны, а оставил все как есть.

Сановники были возмущены обнажением груди до неприличия, хотя это обычное дело для кормящей матери. Но именно нарушением канонов прославились реформаторские полотна Караваджо. Некоторых современников также смущали грязные стопы паломников, изображенные на картине, но таков закон реализма.

Библейские сюжеты, воплощенные на полотнах Караваджо, были настолько впечатляющими, что их неоднократно пытались копировать. Однако особая манера письма не давала шансов копиистам, а все подделки выглядят тусклыми и бледными. Большинство работ великого мастера «кьяроскуро» написаны на библейский сюжет, поэтому были в почтении у религиозной элиты.

Базилика Санта-Мария-дель-Пополо

  • Адрес: Piazza del Popolo
  • Время работы: 7:15–12:30, 16:00–19:00

Еще одно место в Риме, где выставлены два шедевра Караваджо и многие другие произведения искусства. Невзрачная на вид базилика Basilica di Santa Maria del Popolo открыта в утренние и вечерние часы. Сюда легко добраться на метро (красная ветка А) до станции Flaminio или пешком от за 10 минут. Этот объект – часть туристического маршрута, рядом с северными воротами Рима (Porta del Popolo), где слева стоит неприметное строение, одно из святилищ Девы Марии. Скромный облик постройки обманчив, но как написано в Библии: «Вся красота дочери Царя внутри».

Ваша цель – левый неф у алтаря – полотна Аннибале Карраччи и Меризи да Караваджо.

Обращение Савла или Павел на пути в Дамаск

«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г.) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Караваджо несколько раз изображал эту историю, и этот вариант наиболее реалистичен, более известен как композиция с лошадью. Фарисей Савл (Саул), имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Его попутчики ничего не поняли, но застыли в оцепенении, а чудесный свет ослепил Павла на 3 дня, что впоследствии привело его к исцелению, покаянию и служению Богу.

Распятие Святого Петра

«Распятие Святого Петра» (1600-1601 г.) – на холсте изображен Святой Апостол Пётр (бывший Симон), избранный Христом, которого распинали на кресте вниз головой. Такое неестественное положение, в котором Апостол с готовностью принял смерть – желание мученика. Он считал, что недостоин быть распятым как Христос. Именно об этом повествует картина Караваджо, великого мастера игры света и теней.

Платно

Галерея Боргезе

  • Адрес: Piazzale del Museo Borghese, 5, 00197 Roma
  • Стоимость: 14 евро – , как купить билет без посредников

Мальчик и корзина с фруктами

«Мальчик и корзина с фруктами» (1593-1594 г.) – это одна из первых работ, где тщательно проработано изображение каждого плода.

Больной Вакх

«Больной Вакх» (1592-1593 г.) – известный автопортрет живописца. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Пришлось выполнять заказ без натурщика и писать свое зеленоватое бледное лицо с зеркального отражения. Одно из лучших творений мастера было продано за долги из частной коллекции его учителя живописи в Риме Кавальер д’Арпино, было конфисковано и попало в коллекцию Шипионе Боргезе, племянника папы римского. Ценителей искусства живописи восхищает не только страдальческий лик полуобнаженного юноши, но и мастерское изображение кистей бело-розового и черного винограда.

Мадонна и младенец со святой Анной

«Мадонна и младенец со святой Анной» (1606 г.) – одна из самых почитаемых работ, известна как «Мадонна со змеёй», где Христос и Мария наступили на голову аспида.

Пророчица Анна, согласно апокрифическим текстам – это мать Марии, бабушка Иисуса, которая благословила Младенца, когда его впервые принесли в храм, в этом сюжете стоит поодаль. Работа для алтаря церкви Св. Анны.

Святой Иоанн Креститель

«Иоанн Креститель» (1610 г.) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Манера письма живописца узнаваема по непревзойденному мастерству изображения обнаженных юношей, ярко очерченных светом. Хотя библейский образ воспет многими живописцами, не все они отражают суровый образ Предтечи, крестившего народные массы в Иордане. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Чтобы придать значимость своим работам, живописцы давали своим работам имя Иоанна Крестителя. Для достоверности на полотнах изображали посох и шкуры овнов – атрибуты скитальца и аскета.

Святой Иероним в размышлении

«Святой Иероним в размышлении» (1606 г.) – полотно с философским смыслом, где человеческий череп побуждает старца к размышлениям о сути бытия. Говорят, что этот сюжет вдохновлял многих авторов шедевров литературы и искусства. Помните «Быть или не быть…»?

Давид с головой Голиафа

«Давид с головой Голиафа» (1609-1610 г) – наиболее интересная картина, которую живописец долгое время возил с собой и совершенствовал.

Это одно из поздних полотен Караваджо. Художник все еще находился вне закона и надеялся на прощение папы. Караваджо изображает себя в виде Голиафа, которому Давид отрубил голову, но Давид на картине не показан как победитель – он смотрит на отсеченную голову Голиафа почти с сочувствием. Картину Караваджо отправил в Рим, как дар кардиналу Шипионе Боргезе, чтобы получить папское помилование и в знак этого на мече Давида находятся буквы “h.o.s.”, означающие «скромность побеждает гордость».

Хотя нам кажется, что головы непропорциональны, но это вовсе не ошибка художника.

В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Когда войска израильтян и филистимлян стояли на поле боя, пастушок Давид принес братьям обед, но битва не начиналась – у Израиля не было достойного поединщика. А великан Голиаф (ростом 2,5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Давида возмутили пренебрежительный тон в адрес израильтян и их Бога, и он сразил гордеца в лоб камнем из пращи. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Поэтому на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.

Пинакотека Ватикана

  • Адрес: Viale Vaticano
  • Стоимость: 20 евро
  • Время работы: c 9:00 до 16:00
  • с лицензированным гидом
  • в музеи Ватикана по пятницам

Также картины Караваджо есть в пинакотеке Ватикана, которая включена в комплекс .

Погребение Христа

В Ватикане взору многочисленных паломников представлена иллюстрация библейского сюжета «Погребение Христа» (холст 300 x 203 см, написан в 1602-1603 г.). Эту композицию впоследствии копировали многие последователи Караваджо, она также известна как «Положение во гроб Христа». Его сняли с креста и положили в пещере, предназначенной под место для погребения.
Один из шедевров великого живописца, который хранится в Ватиканской пинакотеке, изначально был написан для церкви Кьеза Нуова (Chiesa Nuovo). Композиция впечатляет глубиной трагизма центральной сцены Евангелия – о распятии Спасителя и его погребении перед Его чудесным воскрешением. Иисус умер на кресте за грехи всего человечества, став совершенной искупительной жертвой Богу. Одно из сильнейших проявлений трагизма в реалистичных полотнах мастера.

Известен особый случай, когда его приверженность реализму доходила до фанатизма – изображение мертвой натуры для картины «Воскрешение Лазаря».

Как известно из Евангелия, Иисус пришел воскрешать своего умершего друга, брата Марфы и Марии, на 4-й день, когда тело «уже смердит». Натурщики отказались позировать с разлагающимся трупом, и Караваджо принуждал их так стоять угрозами, пока не достиг цели. Но эта работа выставлена в региональном музее города Мессина (Museo Regionale Interdisciplinare di Messina) на Сицилии в городе Мессина, а не в Риме.

Палаццо Дория-Памфили

  • Адрес: Via del Corso, 305
  • Билет: 12 евро
  • Время работы: c 9:00 до 19:00

Палаццо Дория-Памфили (Palazzo Doria Pamphilj) – это серое здание с запоминающейся архитектурой, принадлежавшее кардиналам. Впоследствии дворец перешел в частную собственность от семьи Альдобрандини к Памфили, породнившейся с еще одним благородным родом – Дория. Их потомки посвятили много времени и сил на то, чтобы пополнить семейную коллекцию шедевров новыми творениями искусства, включая 2 картины Караваджо.

Кающаяся Магдалина

«Кающаяся Магдалина» (1595 г.) – известный библейский сюжет о раскаянии блудницы, пойманной на прелюбодеянии, которую фарисеям и законникам Иисус не разрешил побивать камнями. Всем известно изречение Иисуса «кто без греха – первым брось в нее камень», которое дало этой женщине право на жизнь и покаяние. Впоследствии она омыла слезами ноги Иисуса и намазала драгоценными благовониями накануне распятия.

Отдых на пути в Египет

«Отдых на пути в Египет» (1595 г.) – изображено Святое Семейство во время бегства с Младенцем, которое описано в «Евангелии от Матфея». Известный эпизод из жизни Иосифа и Марии, которые были вынуждены скрываться от царя Ирода, велевшего стражникам убивать всех младенцев до 2-х лет. Причина гнева – пророчество о рождении Мессии и Спасителя, о котором поведали волхвы, видевшие Вифлеемскую звезду.

Палаццо Корсини

Дворец (Палаццо) Корсини (Palazzo Corsini) находится в районе , рядом с Виллой Фарнезина. Сады, постройки и коллекция произведений искусства принадлежала уважаемому семейству флорентийцев, перебравшихся в Рим. Здесь есть и живописное полотно Караваджо.

Иоанн Креститель

«Иоанн Креститель» (1603-1604 г.) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. В те времена это был один из наиболее популярных библейских образов, поэтому так много версий. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Иисус называл его величайшим из пророков. Но полуобнаженную натуру часто рисовали художники в те времена, и когда хотели выгодно продать картины с изображением юношей, образ дополняли посохом скитальца и шкурами овнов.

Никто не может с определенной долей достоверности утверждать, почему в последнее десятилетие Караваджо писал сцены из Евангелия.

Было ли это обращение раскаявшегося грешника к Богу, хорошо оплачиваемые заказы художника в церквях или чтение Святого Писания – не известно. Работы последнего десятилетия мастер живописи подписывал буквой «F», что обозначало «брат» (член братства верующих). Его полотна тем и ценны, что это не просто сценки на библейскую тему, в них чувствуется вся глубина сопереживания.

Коллекция Одескальки – Бальби

  • Адрес: Palazzo Odescalchi Balbi, Piazza dei Santi Apostoli, 80

Обращение Савла

«Обращение Савла» (ок. 1600 г.) – один из вариантов композиции, которая впечатляет своей реалистичностью – библейский персонаж, ослепленный божественным светом с неба. В Деяниях Святых Апостолов рассказывается о фарисее, «неумеренном ревнителе отеческих преданий» и Закона Моисеева, который держал в страхе первых учеников Иисуса Христа. Божественный свет сначала его ослепил, затем коренным образом изменил жизнь, и Савл (Саул) стал Павлом, величайшим из Апостолов.

Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Сложная композиция с драматичным сюжетом отражается в каждом жесте – ослепленный Савл закрыл глаза руками. По дороге в Дамаск его ослепил божественный свет, приведший к покаянию, после чего он стал известен как Апостол Павел, написавший значительную часть Нового завета.

Пинакотека Капитолийских музеев

Гадалка или Предсказатель судьбы

«Предсказатель судьбы» или «Гадалка» (холст 99 x 131 см, 1594-1595 г.). Сюжет художник писал несколько раз под заказ для состоятельной клиентуры. Существует также несколько копий композиции, которую неоднократно повторяли его последователи. Однако его живопись с потрясающими эффектами света и тени.

неподражаема, благодаря чему подделки легко отличить от подлинника.

Молодой художник, прибывший в Рим, много экспериментировал, подыскивая характерные типажи для своих полотен.

Талантливый живописец отвергал общепринятые приему живописи маньеризма и изображал в своих картинах реальных, живых людей в такой же обстановке. Он отвергал общепринятую манеру письма эпохи барокко, ему импонировал Ломбардский реализм.

Современники свидетельствовали о реальной истории встречи Караваджо с цыганкой, которая предрекла ему непростую судьбу. Он дал ей денег и пригласил в дом в качестве натурщицы для своего очередного шедевра «Гадалка».
Немало сюжетов на его полотнах не связано с религиозной тематикой, и эти жанровые сценки сегодня дают возможность понять, как выглядели итальянцы в те времена. Его современники на полотнах, их быт, одежда, посуда и музыкальные инструменты, сегодня хорошо известны по самым популярным картинам, включая «Предсказатель судьбы».

Дворец Барберини

Palazzo Barberini туристы могут найти на Via delle Quattro Fontane 13, неподалеку от знаменитого фонтана. Роскошный Дворец в стиле барокко – одно из наиболее посещаемых мест, где выставлено еще одно выликое творение Караваджо.

Юдифь, убивающая Олоферна

«Юдифь, убивающая Олоферна» (1599 г.) – живописная иллюстрация к известной легенде. На полотне все необычно и ломает классические стереотипы живописи тех времен. Особенно интересна реалистичная гримаса отвращения иудейской вдовы во время обезглавливания вавилонского полководца.

Нарцисс

«Нарцисс» или «Юноша, рассматривающий себя в отражении» (1599 г.) – на картине мастерски изображен юноша, пристально смотрящий на свое отражение в воде. Сюжет картины – очень известный и был взят из «Метаморфоз» Овидия: прекрасный юноша, которого полюбила нимфа, отверг ее любовь, за что был наказан богами

К сожалению, часть полотен Караваджо украдено или утрачено, по некоторым есть копии, есть картины, приписываемые кисти Караваджо, но их авторство оспаривается. Есть и другие работы, но они украшают коллекции Европы и Америки. Большая же часть картин находится в Риме, куда мы и рады вас пригласить за вдохновением.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Его называют реформатором европейского изобразительного искусства XVII века, внесшим много нового в господствовавший до этого стиль. Если ранее образы на господствовавших в то время религиозных полотнах идеализировались, то с появлением Караваджо в их изображении стал использоваться максимальный натурализм. Он одним из первых применил новый метод письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Реалистичность прописанных образов делала античных богов, христианских святых и мучеников ближе к миру живых людей, в них ярко читались индивидуальность и характер, что снижало их пафос, делало искусство более «демократичным». Все детали, даже второстепенные, прорисовывались крайне тщательно, что создавало эффект реальности, «осязаемости». Караваджо внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта, ранее относившимся к «низким» жанрам.

Примечательно, что, создавая свои сложные композиции, художник не использовал эскизы и зарисовки, сразу реализовывая замысел на холст.

Помимо уникального таланта художник был неординарной личностью со сложным характером. Сама история его жизни – живописное полотно, полное контрастов: творческие взлеты и успехи соседствуют с дуэлями, драками и дебоширством, а за посвящением в рыцари следуют тюремные заключения, побег из Рима из-за убийства, скитания по разным городам Италии и смерти в возрасте 37 лет от малярии в одиночестве и печали.

Начиная свой творческий путь с бедствования в Риме: случайных заработков и дописывания картин признанных мастеров, Караваджо достиг престижного положения и добился однозначного одобрения своих работ при жизни, с чем не всегда везло многим талантливым мастерам. Ему давали множество заказов.

Стоит заметить, что не всегда заказчики понимали новаторство художника: некоторые работы из-за неотступного следования правде жизни и изображения тела во всей естественности считались неприличными, однако это не мешало продавать отвергнутые работы просвещенной публике, высоко ценившей талант живописца.

«Вечерка» вспоминает 6 наиболее значимых картин великого художника, выполненных в различных жанровых направлениях.

1. Религиозная живопись: "Положение во гроб" (1602-1604).

Одно из наиболее монументальных произведений художника. Картина предназначалась для алтаря римской церкви Кьеза Нуова. Долгое время она считалась самым главным шедевром художника. В 1797 году французы увезли ее в Париж в музей Наполеона. В 1815 году полотно было возвращено и с 1820 года оно находится в Пинакотеке в Ватикане.

К библейским сюжетам Караваджо пришел в своем более зрелом творчестве. В них художник находил драму современного бытия. Преднамеренно довольно обыденно трактуя высокие образы, отходя от возвышенной красоты и героизма, он пытается поднять суровую действительность до уровня легенды, мифа. И наоборот, спустить высокопарность религиозных героев к драме народной жизни, а оплакивание Христа – к событию, понятному всем.

В лицах, позах и жестах персонажей нет ни малейшего намека на патетику и возвышенные чувства. Герои Караваджо ведут себя естественно, как обыкновенные, простые люди. В искреннем горе они склонили свои головы, как будто согнулись под тяжестью навалившегося на них несчастья. Благодаря углу зрения зритель как бы включен в картину. Контраст яркого потока света и темной части картины подчеркивает скорбную выразительность всего полотна.

Вот некоторые персонажи композиции. Тело Христа поддерживает молодой Иоанн Евангелист, которому перед смертью Иисус поручил заботу о своей матери. Ноги Спасителя придерживает Иосиф Аримафейский; этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя. Из женщин крайняя слева - мать Иисуса, Дева Мария.

2. Мифологическая живопись: "Вакх" (1592-93)

Данная картина также отлично отображает новаторский стиль Караваджо, его нестандартный подход к трактовке сюжетов: его Вакх никоим образом не напоминает недоступное пафосное божество. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.

Автор словно говорит, что это вовсе не Вакх, а некая совершенно ординарная личность, надевшая на себя атрибуты античного Бога и глядящая на зрителя томным и в то же время настороженным взглядом из-под полуопущенных ресниц. Однако чувственное обаяние картины настолько велико, что зритель не чувствует ни капли иронии или негатива.

Это полотно отлично отображает фирменную черту художника – отображение празднично – игрового начала и даже эротического подтекста в античных сюжетах.

Картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.

3. Портретная живопись: "Лютнист" (1595)


Эта картина визуально отлично знакома даже тем, кто не знаком с творчеством художника. «Юноша с лютней» (второе название картины) - раннее произведение художника, но уже в нем в полной мере проявились все особенности художественного языка мастера, его стремление передать материальность окружающего мира.

На картине изображен музыкант, играющий на лютне. Его фигура, одетая в белую рубашку, четко выделяется на темном фоне стены. Вдохновенное лицо музыканта, с полураскрытыми губами и влажным блеском в мечтательных глазах вносит в бытовую сцену поэтическое настроение и здоровый налет чувственности. Эффекты освещения еще больше подчеркивают праздничную и лиричную атмосферу музицирования.

Лежащая перед музыкантом скрипка со смычком словно приглашает зрителя присоединиться к исполнителю и сыграть дуэтом. Слева на столе лежат фрукты и овощи, чуть дальше в глубине видна ваза с цветами. Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объемность и весомость. Более того, предметы натюрморта также имеют свои индивидуальные характеристики: потрепанные ноты, лютня с трещиной, помятая груша.

Интересно, что споры о том, какого пола герой картины Караваджо, не прекращаются с XVII столетия. Однако, сам автор говорил, что для этой (и других) картины позировал его любимец Марио Миннити, с которым тот жил в молодости в Риме. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения)

Приятен факт, что картина хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.

4. Автопортрет: «Больной Вакх» (1573-1610)

Несмотря на повторное обращение к мифологической тематике, этот шедевр раннего периода творчества Караваджо, относится к автопортретам художника. В картине, написанной после его пребывания в больнице, проявились первые признаки драматизма, которым отмечена зрелая живопись мастера. Пробыв долгое время между жизнью и смертью, он потом нередко обращался к этому состоянию в своих полотнах.

Название возникло позже, когда в лице выздоравливающего от болезни юноши, изображённом на полотне, признали бога виноделия Вакха. Картина была написана в период жизни Караваджо в Риме. Не имея возможности заплатить натурщику, художник срисовал для картины своё зеркальное отражение. Это позволило потомкам создать представление о его внешности.

Тему бренности бытия молодой Караваджо обыгрывает очень искусно: в самом колорите с холодными, зеленовато-синими тонами почти физически ощущается состояние озноба, которым охвачен молодой человек. Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором живописец изобразит его пару лет спустя на картине, о которой мы рассказывали выше, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Но если Вакх на полотне из Уффици изображен здоровым, цветущим и призывно играет концом своего кушака, то этот слаб и не думает никого дразнить или веселить. На голове у него - наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено. И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю.

Сейчас произведение находится в собрании галереи Боргезе в Риме.

5. Бытовая живопись: «Шулеры» (около 1596г.)


Как уже говорилось, Караваджо – один из основателей жанровой живописи. Карточная игра – довольно часто повторяющая тема в его творчестве (он и сам был страстным игроком, и в одной из игр и завязалась драка, повлекшая убийство, после чего художник вынужден был бежать).

За грубым деревянным столом идет карточная игра, одна из разновидностей старинного покера. Слева молодой и, судя по всему, неопытный игрок внимательно разглядывает свои карты. Через его плечо туда же смотрит средних лет мужчина, один из шулеров. При этом пальцами правой руки он подает тайный знак своему напарнику, который сидит напротив и прячет за спиной пятерку червей. Слева на переднем плане в коробке возвышается столбик, составленный из монет, - предмет вожделения нечистой парочки.

Картина полна внутреннего динамизма, характеры игроков тщательно прописаны и создают впечатление об их личности.

В 1627 году после смерти владельца полотна кардинала дель Монте картина «Шулеры» была инвентаризирована среди прочего его имущества, но затем была утеряна. Местоположение картины было неизвестно в течение долгих лет, она была случайно обнаружена в европейской частной коллекции лишь только в 1987 году. В настоящее время полотно находится в музее Кимбелл.

6. Натюрморт: «Корзина с фруктами» (ок. 1596 г.)

Картина является знаковой, потому что до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету, изображенному на картине. Корзина находится на уровне глаз зрителя, и край стола отграничивает пространство изображения от внешнего пространства. Однако, изобразив корзину стоящей на столе лишь частью своего основания, художник добился впечатления, что корзина, частично «сойдя» с холста, вторглась в пространство зрителя. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.

Картина хранится в Пинакотеке Амброзиана в Милане.

Интересные факты

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.

Микеланджело Меризи да Караваджо (29.09.1571 — 18.07.1610) – великий итальянский художник. Считается одним из величайших художников 17 века. Через контраст света и тени он добился яркого эмоционального напряжения, взрыва чувств, что потом назвали караваджизмом. Художник работал в религиозных жанрах, мифологических и жанровых.

Судьба Караваджо была поистине непростой. Он отучился в художественной школе в Милане. В 1606 году после жуткой ссоры и последующей за этим дуэли, убил своего противника и был вынужден бежать в Неаполь. После этого художник перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.

На Мальте Караваджо поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. За покровительством и прощением он отправился в Рим, но, так и не добравшись, умер от лихорадки в городке Порто д’Эрколе. Он так и не успел узнать, что Папа Римский простил все его преступления и помиловал.

Наверное, такая драматическая жизнь немало поспособствовала его ярко выраженной, экспрессивной живописи. Правдивые, даже жестокие картины, изображающие убийства и предательства, передают нам неспокойное состояние живописца, частые переживания.

Он выступал против устоявшихся законов художественных школ, и был настоящим новатором своего времени. Персонажи его картин, залитые светом и чёткими, глубокими тенями, поражают своей монументальностью, пластикой и выразительностью. Его герои настолько естественны, что кажется — сейчас они покинут полотно и окажутся реальными людьми.

Картины Караваджо оказали огромное влияние на культуру и искусство будущих поколений художников. Его стиль перенимали такие именитые художники, как , Йорданс, Сурбаран, Рембрандт.

Караваджо картины

Гадалка
Лютнист Мальчик, укушенный ящерицей Больной Вакх Вакх


Шулера
Юдифь и Олоферн
Давид с головой Голиафа Иоанн Креститель Медуза
Музыканты
Мученичество святого Матфея
Неверие апостола Фомы


Отдых на пути в Египет
Пишущий Святой Иероним
Поцелуй Иуды
Призвание апостола Матфея Распятие Святого Петра Святой Матфей и ангел
Ужин в Эммаусе

КАРАВАДЖО (Caravaggio; настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) , итальянский живописец. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. До начала 1590-х годов учился у миланского художника С. Петерцано; в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. Савольдо, А. Моретто, Дж. Романино, Л. Лотто). Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Чезари (Кавалер д’Арпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94; «Больной Вакх», около 1593, оба - в галерее Боргезе, Рим). Благодаря торговцу картинами маэстро Валентино, Караваджо познакомился с кардиналом Франческо Мария дель Монте, который стал покровителем мастера и ввёл его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю.

В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). В его ранних религиозных произведениях поэтическая трактовка сюжета как нравственного примера («Св. Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт; «Св. Екатерина Александрийская», около 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим; «Экстаз св. Франциска», 1597-98, Уодсворт Атенеум, Хартфорд, США), как явленного божественного присутствия в мире («Отдых на пути в Египет», 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим) соединяется с полными драматизма сценами насилия и смерти («Юдифь», около 1598, Национальная галерея старого искусства, Рим; «Жертвоприношение Авраама», 1601-02, галерея Уффици. Флоренция).

Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме. В сценах призвания и мученичества апостола Матфея Караваджо принципиально обновляет концепцию религиозной картины, в которой особую роль начинает играть свет, преображающий и драматизирующий евангельское событие. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Завораживающая выразительность картин Караваджо строится на умении точно передать реальный мотив, при этом не сводя его к обыденности. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур.

В 1601 году Караваджо написал две картины - «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. В них, как и в цикле для капеллы Контарелли, нашло выражение новое религиозное мироощущение, характерное для времени Контрреформации: обыденная повседневность человеческого бытия преображается Божественным присутствием; искренняя вера бедняков и страждущих проявляется в благочестии, в чистоте народного милосердия. Каждое произведение Караваджо - это живой фрагмент реальности, изображённый с максимальной достоверностью и глубоко пережитый художником, который пытается осмыслить события христианской истории, понять их побудительные причины и претворить свои размышления в пластические формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразительный лаконизм жестов при энергичной лепке пластических объёмов и насыщенности звучного колорита позволяют художнику добиваться небывалой глубины и искренности в передаче религиозного чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы.

Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. В 1606, во время игры в мяч, Караваджо в ссоре совершил убийство, после чего бежал из Рима в Неаполь, откуда в 1607 году перебрался на остров Мальта, где был принят в Мальтийский рыцарский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена художник был брошен в тюрьму, откуда бежал на остров Сицилия. Из-за преследований со стороны Мальтийского ордена, изгнавшего его из своих рядов, в 1610 решил вернуться в Рим, надеясь на помощь влиятельных покровителей, однако по дороге умер от лихорадки. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь); на Мальте в 1607-08 - «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе - в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта); на Сицилии в 1609 - «Погребение св. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе - в Национальном музее, Мессина). Напряжённый драматизм, присущий искусству художника, приобретает в его поздних работах характер эпической трагедии. Монументальные полотна, построенные на соотношении глухого, тёмного фона и крупных фигур первого плана, озарённых вспышками пульсирующего света, обладают необыкновенной силой эмоционального воздействия, вовлекают зрителя в изображённые события. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника.

Творчество Караваджо оказало большое влияние на современное ему искусство не только Италии, но и Европы в целом, затронув большинство работавших тогда художников (смотри Караваджизм).

Лит.: Marangoni М. Il Caravaggio. Firenze, 1922; Знамеровская Т. П. Микеланджело да Караваджо. М., 1955; Всеволожская С. Микеланджело да Караваджо. М., 1960; Röttgen Н. Il Caravaggio: ricerche е interpretazioni. Roma, 1974; Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников. М., 1975; Hibbard Н. Caravaggio. L., 1983; Лонги Р. Караваджо // Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984; Caravaggio е il suo tempo. Cat. Napoli, 1985; Marini М. Caravaggio. Roma, 1987; Calvesi М. La realtà del Caravaggio. Torino, 1990; Cinotti М. Caravaggio: la vita е l’opera. Bergamo, 1991; Longhi R. Caravaggio. 3. Aufl. Dresden; Basel, 1993; Gash J. Caravaggio. N. Y., 1994; Бонсанти Дж. Караваджо. М., 1995; Свидерская М. И. Караваджо. Первый современный художник. СПб., 2001; Ламбер Ж. Караваджо. М., 2004; Caravaggio: Originale und Kopien im Spiegel der Forschung / Hrsg. von J. Harten. Stuttg., 2006.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры