Китайские войска вошли на территорию Таджикистана. Новая эпоха «глобального передела» границ

Главная / Любовь

Попов Дмитрий Сергеевич – кандидат юридических наук,

руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ (Екатеринбург)

Китай уверенно превращается в ведущего торгово-экономического партнера Таджикистана. Однако экономические отношения двух стран нельзя назвать безоблачными и тем более равноправными, что создает для Душанбе новые и пока недооцененные риски.

Таджикистан был одним из первых в регионе, кто стал осваивать предлагаемые Пекином финансовые ресурсы. Процесс пошел особенно активно с середины 2000-х годов, к чему тогда располагали многие объективные обстоятельства. Фактически были свернуты масштабные инвестиционные проекты с участием российской стороны в гидроэнергетике и алюминиевом производстве. Все большую обеспокоенность у Душанбе вызывал риск идеологического вмешательства Ирана во внутренние дела республики по мере укрепления его позиций в таджикской экономике. Соседний Узбекистан ужесточил политику транспортно-экономической изоляции. Появились трудности при получении помощи со стороны мировых финансовых институтов, в частности МФВ, который в 2008 г. обвинил Душанбе в подтасовке показателей социально-экономического развития. США и европейские страны, в принципе, не проявляли интереса к экономическому сотрудничеству с Таджикистаном, за исключением, разве что, строительства мостов и другой инфраструктуры, связывающей республику с Афганистаном. Выпуск гособлигаций и займы на международных рынках свободного капитала были также, по сути, невозможны для Душанбе. В таких условиях для одной из беднейших постсоветских республик Китай оказался как никогда востребованным партнером.

Межгосударственные и межправительственные контакты стали носить интенсивный характер и дополняться систематическими визитами в Душанбе региональных делегаций, преимущественно, из СУАР КНР. Однако, несмотря на многочисленные официальные связи, взаимоотношения между властями Таджикистана и Китая остаются непрозрачными и порождают множество слухов. Китайский капитал в республике предпочитает вести работу кулуарно, непосредственно с местными элитами, где сложились мощные группы, лоббирующие интересы Пекина, в том числе контролирующие поставки китайского ширпотреба на таджикские рынки. Популярными среди многих таджикских чиновников и предпринимателей стали в последнее время поездки в КНР на лечение и отдых.

В экономическом отношении усилия КНР сосредоточены на получении доступа к природным ресурсам Таджикистана (прежде всего, драгоценным и редкоземельным металлам) и расширении рынка сбыта товаров для своего Синьцзян-Уйгурского автономного района. Правительство Республики Таджикистан, в свою очередь, видит в восточном соседе источник финансовых вливаний и ожидает от него помощи в преодолении транспортно-коммуникационной изоляции, в которой страна оказалась после распада СССР.

Основным инструментом проникновения Китая в таджикскую экономику стало широкомасштабное льготное кредитование. После того, как в середине 2000-х годов в результате реструктуризации задолженности перед Россией (299,7 млн дол.) и списания задолженности МВФ (99 млн дол.), внешний долг Таджикистана сократился с 66,3 до 30,2% ВВП, власти республики посчитали возможным вновь расширить коридор внешних заимствований. В 2006 г. правительство республики одобрило получение от КНР трех концессионных товарных кредитов на внушительную для Таджикистана сумму в 603 млн дол. В результате задолженность Душанбе перед Китаем на начало 2012 г. выросла до 878,5 млн дол. и превысила 41 % всего внешнего долга республики, составившего в это время 2,124 млрд. Далеко позади по данным показателям остались прежние главные кредиторы Таджикистана – Всемирный банк и Азиатский банк развития.

Пекин выделяет Таджикистану так называемые «дешёвые» кредиты на льготных условиях и на срок до 20 и более лет, которые на фоне труднодоступности ликвидных российских и западных финансовых ресурсов практически не имеют альтернативы. Возможность использовать их для быстрого решения насущных социально-экономических задач заставляет руководство Таджикистана постоянно наращивать долг перед Китаем. В течение 3-х лет (с 2009 по 2011 гг.) он стабильно увеличивался в среднем на 275 млн дол. в год. Этот путь развития экономики при отсутствии в стране благоприятных условий для частных и государственных иностранных инвестиций представляется глубоко порочным, поскольку лишь создаёт обманчивое впечатление быстрого роста основных макроэкономических показателей и, по оценкам специалистов, ведёт к формированию долговой зависимости.

Что же касается прямых инвестиций, то китайские банки и корпорации явно неохотно идут с ними в таджикскую экономику, практически полностью отдавая приоритет разнообразным кредитным схемам. По некоторым подсчетам из 640 млн дол., вложенных китайцами в Таджикистан к 2008 г., только 36-50 (по разным оценкам) млн пришлось на прямые капиталовложения. Лидером по показателям прямых инвестиций в экономику республики по-прежнему остается Москва.

Россию не может не беспокоить быстро растущий внешний долг Душанбе перед КНР, поскольку Кремль рассматривает Таджикистан наряду с Киргизией в качестве потенциального кандидата на вступление в Таможенный союз и ЕЭП. В этой связи для России крайне важны такие макроэкономические показатели Таджикистана как отношение внешнего долга к ВВП (по независимым оценкам, свыше 40%) и дефицит государственного бюджета. Тем более, крайне важен размер долговых обязательств перед Китаем как государством, объективно не заинтересованным в повышении таможенных пошлин на свою продукцию, что предусматривает присоединение республики к ТС. Кроме того, в Таджикистане, где открыты два крупных рынка (вещевой и стройматериалов) наблюдаются процессы, ранее более характерные для соседней Киргизии и связанные с ростом числа граждан, занятых в челночной торговле с Китаем. Теперь не только Бишкек, но и Душанбе, обсуждая с российскими представителями перспективы подключения к ТС, говорят о необходимости учитывать интересы почти 70 тыс торговцев и посредников, зарабатывающих на перепродажах китайских товаров.

Не менее важно и то, что рост государственной задолженности может привести к корректировке политического курса Душанбе. Усиление кредитной зависимости Таджикистана от КНР облегчает доступ китайских корпораций к природным богатствам и экономическим активам республики, одновременно делая республику более «сговорчивым» партнером при решении деликатных вопросов двусторонних отношений – как это было в январе 2011 г., когда Таджикистан ратифицировал протокол о делимитации и демаркации границы с Китаем, уступив последнему более 1 тыс кв. км спорных территорий на Восточном Памире. По всей видимости, с учетом отсрочки, предоставленной Душанбе по начальным китайским кредитам, таджикская сторона должна приступить к первым большим выплатам Китаю уже в ближайшие годы. Не исключено, что это может привести к образованию своего рода крена в «многовекторной» политике Таджикистана в сторону КНР.

Интересно, что в таджикских общественно-политических кругах бытует мнение, будто Таджикистан в будущем сможет отказаться от выплат по долгам, сославшись на свою несостоятельность. Однако, вероятнее всего, в Пекине предвидят именно такую возможность. Китай будет интересовать не возврат собственно денежных средств, которые во многом и так работали на интересы его компаний, но, прежде всего, доступ к активам таджикских предприятий и месторождениям полезных ископаемых. Одним из возможных вариантов списания долгов в этом случае станет формула, которую чрезвычайный и полномочный посол Таджикистана в Китае Рашид Алимов обозначил как «инвестиции в обмен на природные ресурсы». Она, строго говоря, уже реализуется в Таджикистане, где китайская корпорация ТВЕА к 2013 г. должна возвести Душанбинскую ТЭЦ мощностью 270 МВт и стоимостью около 200 млн дол., получив взамен права на разработку в Таджикистане одного из угольных месторождений.

Кредитные средства выделяются Пекином через Экспортно-импортный банк КНР и «осваиваются» китайскими компаниями (Sinohydro, Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC), China Road, Tebian Electric Apparatus (ТВЕА), Zijin Mining Group, Национальная компания тяжелого машиностроения Китая (CHMC) и др.), которые работают в республике с привлечением собственной техники и рабочей силы. Китайский капитал избирательно подходит к выбору инвестпроектов, избегая вкладывать деньги в производящие и перерабатывающие мощности, способные в будущем составить конкуренцию производителям из КНР. Таким образом, Китай использует эффективную систему поддержки собственного экспорта, чего так не хватает России, совсем недавно приступившей к ее формированию в условиях вступления в ВТО.

Главными направлениями кредитования китайская сторона определила горнодобывающую отрасль и инфраструктуру республики, которую Пекин стремится переориентировать на Восток.

В первом случае к крупнейшим проектам можно отнести добычу свинца и цинка Таджикско-китайской горнопромышленной компанией, разрабатывающей минеральное месторождение «Алтын-Топкан» у города Кайраккум в Согдийской области Таджикистана; а также добычу золота китайской корпорацией «Zijin Mining Group», которая в 2007 г. выкупила бывший Таджикский золоторудный комбинат (ТЗРК) близ г. Пенджикента.

В свою очередь, приоритетом китайского транспортного строительства в Таджикистане является автомобильный коридор по маршруту «Душанбе – Куляб – Калай-Хумб – Хорог – Мургаб – Кульма – Кашгар», который должен связать основные таджикские города с коммуникационной системой Северо-Западного Китая. Реконструируя и создавая дорожную сеть, тоннели, и терминалы, «мировая фабрика» формирует, прежде всего, удобные каналы поставки собственной продукции в республики ЦА и тем самым расширяет свои рынки сбыта. Показательно, что после открытия в 2004 г. на границе двух государств пункта пропуска «Кульма-Карасу» и высокогорного участка дороги «Мургаб − Кульма − Каракорум» между таджикским ГБАО и китайским СУАР, взаимный товарооборот Таджикистана с Китаем за несколько лет вырос с практически нулевых отметок (не считая реэкспорта из Киргизии) до более чем 663 млн дол., по официальным таджикским сведениям 2011 г. Хотя не исключено, что объем товарооборота с учетом т.н. «челночной» торговли, которая учитывается китайской статистикой, может значительно превышать здесь 1 млрд дол., а это уже означало бы превращение Китая в главного торгового партнера республики, которым, по таджикским данным, пока является Россия. До 70% товарооборота при этом приходится на торговлю с СУАР КНР. В планах Таджикистана и Китая – вчетверо увеличить взаимный товарооборот в ближайшие пять лет, в частности за счет обеспечения круглогодичного режима работы высокогорного пункта «Кульма-Карасу».

Обсуждаются и два крупных железнодорожных проекта, способных в случае реализации принципиально поменять геополитическую ситуацию в Таджикистане и закрепить его в орбите влияния КНР. Перспективы первого проекта (Иран – Афганистан – Таджикистан – Китай) упираются в слабое экономическое обоснование и сильную дороговизну, а главное – в позицию Вашингтона, стратегически не заинтересованного в укреплении роли Ирана в регионе и в диверсификации его коммуникаций. Кроме того, Китай уже имеет «железнодорожный вход» в ЦА на границе с Казахстаном, совместно с которым активно вкладывается в расширение пропускной способности местных трансграничных участков и пропускных пунктов.

Второй проект связан с разработкой китайцами одного из крупнейших в мире месторождений меди «Айнак» в 35 км от Кабула, тендер на которое они выиграли в 2007 г. По контракту, китайские недропользователи должны проложить к афганскому месторождению железную дорогу. В Пекине рассматривают два варианта такой магистрали – через Таджикистан и через Пакистан. Надо признать, что маршрут через Пакистан (Хавелиан) может оказаться для Китая более привлекательным, т.к. вписывается в его стратегическую задачу по прокладке железной дороги из западных китайских провинций через территорию Пакистана к порту Гвадар и получению выхода к Персидскому заливу и Аравийскому морю.

Таким образом, именно кредитная политика, подкрепленная персональной работой с элитами, является основным инструментом продвижения интересов Китая в Таджикистане. Она вполне обоснована, учитывая низкую платежеспособность Таджикистана и имеющиеся здесь трудности у прямых инвесторов с возвратом вложенных средств (об этом красноречиво свидетельствует опыт построенной Россией Сангтудинской ГЭС-1). Механизм межгосударственных займов позволяет Пекину «загрузить» китайские компании таджикскими проектами, обеспечив их живыми деньгами из собственных госрезервов и параллельно распределить избыточную для Китая денежную массу за пределами КНР, снижая тем самым инфляционные риски. Направление кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры между находящимся в коммуникационном тупике Таджикистаном и СУАР КНР обеспечивает продвижение китайской продукции на таджикский рынок и развитие промышленности Северо-Западных провинций Китая.

Китай, по всей видимости, намерен придерживаться избранного кредитного курса и в дальнейшем. По крайней мере такой вывод следует из заявления председателя КНР Ху Цзиньтао, который еще в августе 2008 г. в ходе своего визита в Душанбе указал на возможность предоставления Таджикистану дополнительно около 400 млн дол. льготных кредитов. Всего же, по словам Вафо Ниятбекова − аналитика Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана, «Китай заявил о намерениях вложить 3 млрд дол. в экономику Таджикистана», хотя официальными источниками эта сумма не подтверждается.

Безусловно, модель, когда деньги, заработанные таджикскими трудовыми мигрантами в России, идут на приобретение потребительских товаров, произведенных в Китае, нельзя назвать перспективной, но она дает возможность республике, практически не имеющей промышленности и изолированной внутри континента, поддерживать текущий уровень жизни населения и сохранять внутреннюю стабильность. Надо признать, что в этом есть и позитивная роль Китая.

Правительство республики отдало КНР в счет погашения внешнего долга часть земли Таджикистана.

Горно-Бадахшанская автономная область Таджикистана обещает стать очередным конфликтным центром в связи с действиями официального Душанбе. Последний, по данным таджикских оппозиционеров (большая часть из которых представляет интересы полевых командиров ГБАО – прим. авт.), отдал сотни гектаров земли Китаю в счет погашения внешнего долга. Среди территорий, якобы переданных Китайской Народной Республике, – часть земель горно-бадахшанского Мургабского района. Для Китая они имеют особое значение, поскольку представляют собой важный стратегический потенциал, позволяют контролировать вопросы безопасности на спорных территориях, также в этом районе, по некоторым данным, расположены месторождения драгоценных камней и минералов.

Оппозиция ГБАО отмечает, что неделю назад, 6 мая, официальный Пекин начал экспансию на территорию Таджикистана, перебросив в регион китайских военных. Они должны обеспечить порядок в процессе освоения земель гражданскими лицами. Известно, что при строительстве стратегических объектов, разработке месторождений, запуске производства Китай практикует использование в качестве рабочей силы собственные войска. Так, например, Пекин намеревался строить железную дорогу через Киргизию при помощи строительных войск КНР. Аналогичная ситуация имеет место быть сегодня и в Таджикистане.

Всего за 20 с лишним лет независимости РТ, Душанбе отдал более 1,5 тысячи квадратных километров собственных территорий. Так, в середине января 2011 года парламент республики ратифицировал протокол о демаркации своей границы, по сути, отдав китайцам почти 1,1 тысячи квадратных километров спорных территорий, что составило почти 0,8 процента от территории самого Таджикистана. Получается, что за два десятилетия руководство страны подарило Китаю около 1 процента от общей площади государства. Этот факт тогда широко освещался средствами массовой информации двух стран. Позже все тот же парламент внес изменения в закон «О недрах», разрешив зарубежным инвесторам заниматься разработкой месторождений на территории РТ.

Официально подтверждить факт очередной передачи земли, которую уже освоили китайские военные, в Душанбе отказались, однако и не опровергли. Об этом, к слову, общественность Таджикистана периодически предупреждали многочисленные эксперты, однако прогнозы так и остались на уровне псевдо-заявлений. Между тем, как уверяют источники в ГБАО, сегодня Китай ведет активную геологоразведку в Мургабе и на близлежащих территориях. В регион начали въезжать китайцы, которые со временем могут и вовсе вытеснить из района коренных жителей.

– Правительство Таджикистана должно было провести референдум в Горном Бадахшане по этому вопросу, – высказал свое мнение «Новому Региону-Азия» Хуршед Атовулло, председатель центра журналистских расследований РТ. – Я считаю эту сделку незаконной. Реакция на это решение правительства видна всем. Известно, что Бадахшан давно считается нестабильной частью Таджикистана. Во всех переговорах с бывшими полевыми командирами из этого региона правительство Таджикистана постоянно поднимает вопрос о незаконной передаче части области Китаю.

Экспансия подтверждается и статистикой. Так, еще в 2007 году в страну, согласно информации миграционной службы Таджикистана, въехали порядка 30 тысяч китайских рабочих-мигрантов, которых трудоустроили при строительстве дорог и электроподстанций. Многие из них по завершении проектов не вернулись на Родину и предпочли остаться в РТ. На начало 2010 года численность выходцев из Китая в республике превысила 80 тысяч человек. Претензии на земли Таджикистана со стороны Китая были зафиксированы историками еще в конце XIX века. Известно, что в 1884 году Китай и Россия подписали соглашение под названием «Новый Маргелан», согласно которому власти нынешней КНР претендовали более чем на 28 тысяч квадратных километров таджикской территории, из которых сегодня сумели присвоить лишь двадцатую часть.

От 13 мая сего года Виктория Никитина шпарит: «С 6 мая Китай вводит войска на территорию Таджикистана. Часть Горно-Бадашханской автономной области этого государства отдана Китаю за долги. В Душанбе считают, что она непригодна для жилья. Однако Китай относится к этой территории иначе, небезосновательно считая её важной со стратегической точки зрения». В качестве эксперта по поджариванию фактов и перчению аргументов журналисткой был привлечён руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелёв, который нимало не усомнился в информации о вводе китайских войск в Таджикистан.

По мнению этого авторитетного специалиста, данный случай в международных отношениях относится к «особым», даже к событиям-символам. Китай усиливает позиции в мире, превращая экономическое могущество в политическое влияние.


А такое несостоявшееся государство, как Таджикистан, в лице президента вынуждено заигрывать с Китаем: ведь тот даёт деньги, нужные для выборов. Но, задаётся вопросом аналитик, к чему приведёт ввод войск? Как быть тут России?

Учёный советует родному правительству принять свершившееся как факт и учесть этот самый факт во внешнеполитической стратегии. Как же учесть? России следует играть важную роль в Центральной Азии и выделять значительные средства на поддержку её государств. Если этого не сделает она, то этим займутся другие - тот же Китай.

«Что касается самого факта продажи земли за долги, то скажу так: каждая страна суверенна, а потому может искать удобные для неё формы погашения долгов…»

Ну, что тут долго думать, добавим в шутку от себя. Президент Таджикистана может запродать Таджикистан китайцам - и вся недолга. Зачем он ему нужен? Все таджики давно трудятся в России. Так что «форма погашения» очень удобная.

Игорь Ротарь () напоминает, что страшилки о китайском наступлении в Средней Азии будоражат российскую медиасферу несколько лет, и вот дошло и до сообщений об «оккупации Памира Китаем». Дошло и до появления карт, якобы изданных в Поднебесной, на которых Китаю принадлежит вся Центральная Азия и значительная часть России.

Поскольку в Душанбе об «оккупации» попросту не увидели, корреспонденту «Росбалта» пришлось связаться через социальную сеть «Одноклассники» с жителями Мургаба. В ответ он получил несколько ответов о том, что «никаких китайцев» там «не заметили».

Позднее, 7 мая, «новость» о китайском вторжении прояснил киргизский портал «Вести.kg». Начальник Погранслужбы Киргизии Токон Мамытов сказал журналистам, что сообщения о вводе китайских войск в Таджикистан - не более чем «утка». Господин Мамытов заявил:

«Я только сегодня утром разговаривал по телефону с первым зампредом ГКНБ Республики Таджикистан, главой главного управления Погранвойск Таджикистана Мирзо Шерали, и он сказал, что обстановка у них стабильная. Более того, говорить, что Китай занял Мургабский район, значит, в лучшем случае, не понимать происходящих в ЦА процессов. И Душанбе, и Пекин - члены ШОС, подписавшие в рамках этой организации серию документов о соблюдении территориальной целостности. Естественно, сведения о том, что дружественное государство вдруг ни с того ни с сего чуть ли не оккупировало земли своего соседа - ошибочны».

А обозреватель таджикского медиа-холдинга «Аsia plus» Хайрулло Мирсаидов заявил «Росбалту», что слух о китайской экспансии «пустила Россия, и сама же его раздувает». Целью московской «утки» является возвращение Россией «своих пограничников на нашу границу».

По странному стечению обстоятельств, отмечает корреспондент, 8 мая президент России как раз подписал законы о ратификации соглашений об условиях пребывания российских военных баз в Киргизии и Таджикистане.

Возвращаясь к «оккупированным» Китаем территориям Таджикистана, надо добавить вот что.

Ещё 15 апреля, т. е. за три с лишним недели до появления вброса о китайской экспансии, на появилась заметка со ссылкой на упомянутый выше таджикский ресурс «Аsia plus».

Китай получил больше таджикской территории, нежели ему было передано Душанбе, заявил председатель Общенациональной социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров. Как сообщалось на сайте иранского радио «Садои Хуросон», Рахматилло Зойиров не исключает, что в обмен за долги перед Китаем Таджикистан может отдать ещё одну часть территории Мургабского района. Китайские пограничники проникли на 20 км глубже на территорию Таджикистана, чем было раньше обговорено. Иранская радиостанция цитирует Зойирова:

«Я сам лично ездил в Мургабский район и видел, что китайские пограничники на определённых участках установили свои границы на 20 км вглубь таджикской территории, хотя Таджикистан и Китай договаривались о передаче только 1,1 тыс. квадратных километров территории Мургабского района».

Господин Зойиров полагает, что переброска военных сил и техники в Горно-Бадахшанскую автономную область под предлогом проведения там антитеррористических учений связана именно с обсуждением передачи части земель Мургабского района Китаю и долгами Душанбе.

Однако официальные представители Минобороны Таджикистана эти слухи опровергают.

ИА «REGNUM» напоминает, что Таджикистан утвердил передачу КНР части территории в январе 2011 года, когда парламент республики ратифицировал протокол о демаркации границы с КНР, согласно которому Китаю отходит 1,1 тыс. кв. км спорных территорий. Официальная церемония передачи земли состоялась осенью того же года. Площадь Китая выросла на 1158 квадратных километров, а территория Таджикистана уменьшилась на 1%.

Эдуард Лимонов в «проповеди» от 14 мая в своём написал, что то, что происходит в Горном Бадахшане, «вряд ли доступно обозревателям», поскольку там «не Пушкинская площадь», а «горы, и какие дремучие!»

Если Таджикистан передал Китаю территорию в 1,5 тыс. квадратных километров в счёт погашения госдолга, то Таджикистан, считает Лимонов, будет держать информацию об этом в тайне - ведь «раздача кусков» родной земли плохо отразится на морали таджиков.

А что же китайцы? Почему молчат эти?

А им, пишет Лимонов, тоже невыгодно распространение подобной информации: они «предпочитают заглатывать территории молча».

«А то, что китайцы мастера по передвижению границы вглубь чужих территорий, - широко известно. То что они вытворяли на Амуре у острова Тарабаров, когда изменили русло Амура (затопили баржи и возили песок, потому что граница по договору идёт по фарватеру), чтобы оттяпать куски нашей территории, широко известно. Мало кто знает, что там сейчас граница с Китаем проходит по городскому пляжу Хабаровска. Ей-богу, это так!»

Лимонов заявляет:

«Я упрекаю, и буду упрекать соотечественников в политическом легкомыслии и политическом слабоумии.

Они резво вступают в истеричные споры о вещах абсолютно не важных, сугубо московских, и игнорируют серьёзные и страшные проблемы.

Гигантский Китай горячо дышит и сглатывает слюну, глядя на бывшую советскую Азию…»

По словам Лимонова, КНР уже перекрывает реки (к примеру, Чёрный Иртыш) и «ворует для себя четыре пятых водозабора». Теперь, отхватив Памир, он будет контролировать истоки великих рек.

А сейчас оторвёмся от прозы товарища Лимонова и проверим, как себя чувствуют российские военные в Таджикистане: не замечают ли они поблизости китайских орд, посягающих на таджикские урановые и прочие привлекательные территории, и не сдвигают ли где границы. По сути, военные - это наиболее надёжный источник о том, что происходит в республике.

13 мая передал, что части и соединения 201-й российской военной базы, дислоцированной в Таджикистане, несут службу в штатном режиме.

Об этом корреспонденту сообщил руководитель пресс-службы Центрального военного округа Ярослав Рощупкин. «Российская 201 военная база, дислоцированная в Таджикистане, работает в штатном режиме», - подчеркнул товарищ Рощупкин.

Российские военнослужащие не наблюдают китайских войск на территории Таджикистана.

Пока Россия борется за свою сферу влияния к западу от государственной границы, китайцы потихоньку отжимают такой элемент восточной сферы влияния, как Таджикистан - неисчерпаемый источник дворников для городов М. и Л. Интересно, не начнут ли таджики осваивать китайский рынок метлы и совка?

Эмомали Рахмон и Ху Цзиньтао перед заседанием Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в Пекине, 6 июня 2012 года

После распада СССР долгие годы Таджикистан считался самой пророссийской республикой Средней Азии. Но к концу первого десятилетия XXI века новые экономические реалии фактически превратили эту республику в периферию КНР и насос по перекачке денег из России в Китай.

Возвращение Китая в Среднюю Азию

В самом конце XIX века в горах Памира столкнулись интересы четырех государств - трех империй и одного эмирата. Так в результате маневров и мелких столкновений пограничных отрядов России, Британии, Китая и Афганистана случайным образом появилась современная граница Таджикистана.

В конце XVIII столетия, находясь в зените своего могущества, китайская империя Цин вполне серьезно претендовала на все земли Средней Азии. Потом почти до конца XX века Китай пребывал в затяжном кризисе. Какое-либо заметное китайское влияние на среднеазиатские республики отсутствовало вплоть до распада СССР. Таджикистан здесь не был исключением.

Впервые в истории высокопоставленный представитель нового Китая появился на территории еще Таджикской ССР 18 июня 1991 года: Душанбе с ознакомительным визитом посетил чрезвычайный и полномочный посол КНР в СССР Юй Хунлян с супругой. Об этом событии в те дни радостно писала главная газета республики «Коммунист Таджикистана».

Через несколько месяцев, в конце декабря 1991 года Советский Союз исчез. Уже 4 января 1992 года Китай одним из первых признал независимость Таджикистана и установил с ним дипломатические отношения. Китайское посольство в Душанбе открылось 13 марта того же года.

Тогда Таджикистану было не до международных отношений - в республике шла гражданская война, число убитых по самым скромным оценкам исчислялось десятками тысяч. Вновь посольство Таджикистана в Пекине открылось только через пять лет, 7 апреля 1997 года.

Бывший директор совхоза имени Ленина Эмомали Рахмонов, один из победителей в гражданской войне, стал официальным главой Таджикистана в конце 1992 года. В течение последующих десяти лет президент Рахмонов всячески подчеркивал свою пророссийскую ориентацию, но первым его официальным зарубежным визитом в качестве главы государства стала поездка именно в Китай в марте 1993 года (первая встреча с Ельциным состоялась только в августе того же года).

В Пекине главу Таджикистана приняли самые высшие чины КНР и ЦК Компартии Китая. Именно тогда Рахмонов по требованию китайской стороны подписал декларацию, в которой признал, что Таджикистан и Китай «продолжат обсуждение нерешенных пограничных вопросов». Так в завуалированной дипломатичной форме именовались старые территориальные претензии Китая к границам бывшего СССР.

Горные дороги в Таджикистане, 1982 год

Китай не спешил - свои отношения с Таджикистаном он выстраивал осторожно, размеренно, но настойчиво. Для начала Пекину требовались коммуникации, надежно связывающие Таджикистан с Китаем. Граница обеих стран проходит в высокогорном районе Памира, ранее здесь существовали только пастушьи тропы.

В декабре 1996 года страны подписали соглашение об открытии временного торгового прохода «Кульма» на границе Таджикистана и КНР. Одновременно Китай начал масштабное дорожное строительство на своей территории, чтобы в условиях высокогорья открыть современную автомобильную трассу до границы с Таджикистаном. Строительство высокогорных дорог заняло почти восемь лет.

За все 90-е годы Китай ограничился предоставлением кредитов в $10 миллионов и партией гуманитарной помощи на $200 тысяч - для межгосударственных отношений суммы очень скромные, почти символические. При этом китайские кредиты предоставлялись под обязательства Таджикистана закупить китайские же товары.

Прямое участие Китая в экономике Таджикистана в 90-е годы было минимальным и ограничивалось созданием нескольких совместных предприятий по переработке хлопка и реконструкцией Душанбинской табачной фабрики.

В Душанбе, всячески подчеркивая в эти годы свою дружбу с Россией, рассматривали Пекин как важнейшего внешнеполитического партнера. Первым послом Таджикистана в КНР стал последний 1-й секретарь Душанбинского горкома КПСС Джамшед Каримов, в разгар гражданской войны возглавлявший правительство Таджикистана.

До 2000 года президент Таджикистана 12 раз проводил встречи на высшем уровне с главой Компартии Китая Цзян Цзэминем - чаще, чем с главами других государств, включая Россию. Итогом таких встреч стали десятки таджикско-китайских соглашений по всем сферам межгосударственного сотрудничества, а также «исправление» границы Таджикистана в пользу КНР.

В 1999 году Душанбе впервые согласился передать Китаю 200 квадратных километров территории в долине реки Маркансу на стыке границ Китая, Таджикистана и Киргизии. Ровно через год, когда передача была завершена, генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь посетил Душанбе - это был первый визит главы Китая на территорию Таджикистана.

В своем официальном обращении к Рахмонову глава Китая посоветовал «прилагать совместные усилия для повышения отношений между нашими странами на новый качественный уровень в новом веке».

Таджики в китайской одежде

В мае 2002 года президент Рахмонов вновь прибыл в Пекин торжественно отметить десятилетие установления дипломатических отношений между Таджикистаном и КНР. К юбилею стороны подписали еще одно соглашение «О демаркации границы и урегулировании территориальных споров», по которому Таджикистан согласился передать Китаю тысячу квадратных километров в горах Памира.

Урожай хлопка в Таджикистане, 1985 год

Таджикистан по меркам Китая очень небольшая страна - по численности населения в 200 раз меньше. Поэтому масштабы экономической помощи Китая Таджикистану отличаются скромным размером. В обмен на первую уступку территории Цзян Цзэминь в 2000 году принял решение о выделении помощи для Душанбе в размере чуть более $3 миллионов.

В 2004 году между министерствами обороны Таджикистана и КНР подписано соглашение о безвозмездном предоставлении Китаем военной помощи Душанбе на сумму 8 миллионов юаней - то есть немногим более $1 миллиона. Для сравнения, это стоимость одного нового танка Т-90 в том году.

Сотрудничество Таджикистана и КНР в военной сфере развивалось без помпы, но весьма интенсивно. У руководства двух стран совпадали интересы в области борьбы с исламским экстремизмом. Еще с 1994 года Китай стал обучать небольшие группы таджикских офицеров контрпартизанским действиям. А с начала XXI века обе страны проводят регулярные совместные антитеррористические учения в горах на границе с Афганистаном. Такие учения именуются «антинаркотическими».

Помимо очередного исправления границы в пользу Китая, Пекин и Душанбе в 2002 году договорились ускорить завершение строительства автотрассы через перевал Кульма, которая, наконец, должна была связать КНР с Таджикистаном.

Все 1990-е годы Таджикистан почти ничего не покупал в Китае. Во-первых, у небогатой республики и ее населения после гражданской войны не было денег. Во-вторых, несмотря на разрешение приграничной торговли, сказывалось отсутствие современных дорог между странами. В-третьих, экономика самого Китая и граничащего с Таджикистаном Синьцзян-Уйгурского автономного района только набирала обороты.

В те годы из Таджикистана в Китай поставлялось стратегическое сырье - хлопок и главным образом алюминий, производимый на построенном при СССР заводе в Турсунзаде. Торговый баланс Таджикистана с КНР складывался в пользу Душанбе.

В начале XXI века ситуация кардинально поменялась. По статистическим данным в период 1999–2004 годов, экспорт из Таджикистана в КНР увеличился в два раза, а импорт из Китая возрос в 22 раза. По данным таможенного комитета Таджикистана, страна в 2004 году импортировала из КНР только белья на сумму более полутора миллионов долларов. По результатам 2004 года у Таджикистана сложился торговый баланс с отрицательным сальдо более $50 миллионов в пользу КНР - сумма очень внушительная для небольшой таджикской экономики.

Массированная экономическая экспансия Китая в Таджикистан началась именно с 2004 года, когда китайцы завершили строительство дороги в районе перевала Кульма. Современная автотрасса, в некоторых местах проходящая на высоте более 4000 метров над уровнем моря, значительно упростила экономические связи - затраты на транспортировку груза между двумя соседними странами сократились почти в три раза.

С советских времен в Таджикистане сохранялся «Таджикпотребсоюз» - действующее еще по советским лекалам кооперативное торговое предприятие, объединявшее тысячи магазинов и рынков по всей стране. В 2005 году, сразу после открытия автотрассы в КНР, «Таджикпотребсоюз» заключил с Китаем сделку на рекордную для Таджикистана сумму в $1 миллиард.

По договору таджикские кооператоры обязались в ближайшие десять лет закупать у предприятий китайского Синьцзяна одежду, предметы ширпотреба, сельхозпродукты, стройматериалы, механизмы и другие товары. В ответ китайская сторона обязалась построить в Таджикистане новые перерабатывающие предприятия и новую инфраструктуру для магазинов и рынков.

Открытие удобной и относительно дешевой коммуникации с Китаем породило в Таджикистане всплеск «челночной торговли». Количество людей, занятых в таком частном «бизнесе» и зарабатывающих на перепродаже китайских товаров, по примерным оценкам быстро достигло около 70 тысяч человек, то есть почти процент от всего населения Таджикистана.

Алюминиевый завод в Таджикистане, 1996 год

Уже в 2008 году по местной статистике из всей одежды и бытовой техники, проданной на территории Таджикистана, 96% составили товары made in China . С 2002-го по 2009 год товарооборот между Таджикистаном и КНР вырос в 100 раз, прежде всего за счет массового импорта китайской продукции. Даже мука, ранее поставлявшаяся в основном из России и Казахстана, не выдержала конкуренции, и многие районы на востоке Таджикистана перешли на муку из КНР.

«Инвестиции в обмен на природные ресурсы»

К 2005 году Россия в обмен на 201-ю военную базу и комплекс космического слежения «Нурек» реструктурировала, то есть фактически простила Таджикистану значительную часть долгов. Одновременно Международный валютный фонд также списал большую часть таджикской задолженности, образовавшейся за 90-е годы. Таджикистан удачно скинул значительную часть долгового бремени, но, оставаясь бедной страной, был вынужден искать новые источники кредитов - ни Россия, ни международные финансовые структуры давать в долг уже не спешили.

Китай к тому времени не только построил необходимую транспортную инфраструктуру для связи с Таджикистаном, но и убедился в прочности режима безальтернативного президента Рахмонова. Если раньше КНР осторожно ограничивалась очень небольшими, скупыми кредитами, то после 2005 года именно Пекин становится главным источником кредитных денег для Душанбе.

Уже в 2006 году Китай предоставляет таджикскому соседу три первых больших кредита на общую сумму свыше $600 миллионов. К 2012 году долги перед КНР составляют уже 41% внешнего госдолга Таджикистана.

Китай предоставлял свои кредиты формально без каких-либо политических условий. Официальному Душанбе это тем более было приятно после кредитов МВФ, традиционно сопровождавшихся риторикой об углублении демократии. Но при этом значительная часть китайских кредитов выделялась на проекты, фактически служащие стратегическим интересам Китая.

Например, значительная часть кредитных средства пошла на строительство и реконструкцию дорог и иных коммуникаций, связывающих основные города и районы Таджикистана с автомобильной трассой в Китай. Эти дороги, тоннели, мосты и электролинии еще теснее привязывали таджикскую экономику к китайской. Одно из ключевых условий кредитования - строительством должны были заниматься именно китайские компания.

Рост экономической и финансовой зависимости от Китая закономерно обернулся новым исправлением таджикской границы. В январе 2011 года парламент Таджикистана проголосовал за передачу КНР более тысячи квадратных километров в районе Сарыкольского хребта на Восточном Памире. Уже в октябре 2011 года эта территория была передана под юрисдикцию Китая.

В мае 2013 года в СМИ появились противоречивые сообщения, что Китай в одностороннем порядке занял своими войсками некоторые спорные приграничные участки в горах Памира. Появились слухи, что Таджикистан под видом учений направил в этот район армейские части и военную технику. Впрочем, обе страны официально опровергали какие-либо сведения о подобных инцидентах. Кто фактически контролирует эти труднодоступные высокогорные районы - неясно до сих пор. А растущая экономическая зависимость Таджикистана от Китая не позволяет Душанбе публично выступать против Пекина даже в случае реальных осложнений межгосударственных отношений.

Прямые инвестиции Китая в Таджикистан остаются очень скромными, по объемам на порядок уступая китайским кредитам. Инвесторы и кредиторы из КНР тщательно избегают вложений в те производящие и перерабатывающие предприятия Таджикистана, которые являются или могут стать потенциальными конкурентами китайской промышленности.

В основном инвесторов из Китая интересует горнодобывающие отрасли Таджикистана. Единственное в республике предприятие по добыче и аффинажу (очистке) золота «Таджикский золоторудный комбинат» в 2007 году купила крупнейшая в Китае золотодобывающая компания Zijin Mining Group Ltd. Крупнейшее месторождение свинца и цинка в Центральной Азии - таджикский рудник Алтын-Топкан на границе Таджикистана с Узбекистаном - принадлежит Китайской горнорудной компании.

На территории 201-ой военной базы в Таджикистане, 2008 год

Последние несколько лет экономическое взаимодействие Таджикистана с Китаем происходит по схеме недавно прямо озвученной таджикским послом в КНР Рашидом Алимовым - «инвестиции в обмен на природные ресурсы». Характерным примером тут будет строительство китайской корпорацией Tebian Electric Apparatus электростанции в Душанбе в обмен на передачу прав по добыче ископаемых на территории Айнинского района Согдийской области на севере Таджикистана. В этом районе добывают уголь, сурьму и драгметаллы. Здесь сосредоточено 10% мировых запасов сурьмы - химического элемента, без которого не может обойтись современная электротехническая промышленность. Корпорация Tebian Electric Apparatus как раз является одним из основных производителей электроники в Китае.

Денежный насос из России в Китай

В обмен на китайские промышленные товары всего спектра Таджикистан может предоставить исключительно алюминий, хлопок и содержимое своих недр. При этом КНР уже давно занимает прочные позиции, как в хлопкоперерабатывающей, так и в горнорудной промышленности Таджикистана.

Но роль китайского капитала неуклонно растет даже в сферах, которые ранее традиционно контролировались Россией. Так в 2008 году Китай перехватил у «Русала» контракты на строительство в Таджикистане двух заводов по производству фтористого алюминия и криолита - продуктов, без которых не может обойтись современное алюминиевое производство. Это позволит Китаю косвенно влиять на функционирование Таджикского алюминиевого завода, главного экспортного предприятия страны, заметного производителя алюминия в Азии.

В 2013 году экспорт в Китай продукции из Таджикистана составил около $90 миллионов, в то время как импорт из Китая превысил $400 миллионов. Для покрытия торгового дисбаланса Таджикистану, точнее, его населению, приходится искать источники за пределами своей страны.

Сам Китай, мягко говоря, не испытывает дефицита рабочей силы. Окружающие Таджикистан азиатские республики бывшего СССР также по многим причинам не могут предоставить таджикам ни рабочих мест, ни источников доходов. В этих условиях таким источником стала Россия.

Уже в начале XXI века число граждан Таджикистана, легально и нелегально работающих в России, оценивалось от 450 до 650 тысяч человек. С тех пор по статистике Всемирного банка Таджикистан является одним из лидеров среди стран, в которых денежные переводы трудовых мигрантов составляют значительную часть валового внутреннего продукта. В 2008–2010 годах доходы «гастарбайтеров» составляли от 35 до 49% ВВП Таджикистана, каждый год стабильно превышая цифру в $2 миллиарда.

Минимум две трети этой суммы составили переводы таджиков, работающих в России. Здесь граждане Таджикистана уступили только узбекам, гражданам самой населенной среднеазиатской республики бывшего СССР. По данным Центробанка РФ, сумма денежных переводов из России в Таджикистан в 2013 году превысила $4 миллиарда (сумма обратных переводов из Таджикистана в РФ составила около полумиллиарда).

Эта статистика наглядно показывает, что источником покрытия трехсот с лишним миллионов долларов дефицита в торговле Таджикистана с Китаем стала Россия. Таджикские гастарбайтеры зарабатывают деньги, составляющие минимум треть ВВП Таджикистана, а заработанное тратят уже на родине, где 90% промышленных товаров широкого и ежедневного потребления имеют китайское происхождение.

Этот «насос» с успехом работает уже второе десятилетие, гарантируя российским собственникам прибыли от дешевой рабочей силы, таджикским гражданам - возможность поддерживать приемлемый уровень жизни обменом российских зарплат на доступные китайские товары, а растущей промышленности и всей экономике Китая - дополнительный источник внешнего финансирования. Текущая действительность не дает никаких оснований предполагать, что эта экономическая модель будет меняться в ближайшем будущем.

Экономическая экспансия КНР может превратить республику в китайскую колонию

Ратификация в середине января парламентом Таджикистана договора о делимитации границы с Китаем, по которому ему досталось около 1,1 тыс. квадратных километров территории Восточного Памира, вновь привлекло внимание к проблеме китайской экспансии в Центральной Азии. Ее территориальное измерение - далеко не самое главное.

«Пограничные» уступки Китаю после распада СССР сделали все граничащие с ним страны СНГ, включая Россию. Гораздо большую тревогу вызывает экономическая экспансия КНР, способная поставить небольшие в территориальном и демографическом плане государства в критическую зависимость от Китая.

Экономическое проникновение КНР в Таджикистан – явление сравнительно недавнего времени. Вплоть до середины первого десятилетия 2000-х гг. китайское присутствие в республике ощущалось очень слабо, и не в последнюю очередь – из отсутствия связывающих две страны транспортных коммуникаций. И лишь после открытия между Таджикистаном и КНР автомобильной дороги объемы двусторонней торговли начали быстро расти. Другим фактором, повлиявшим на рост экономической активности Китая в республике, стало наличие у него свободных финансовых ресурсов и готовность вкладывать их даже в те сегменты рынка, которые не представляли большого интереса для прочих инвесторов. Никто из мировых и региональных держав не проявлял готовности вкладывать средства в жизненно важную для Таджикистана инфраструктуру, а Китай не только давал кредиты, но и сам привлекал к участию в этих проектах свои компании.

Особенно бурными темпами экономическое сотрудничество двух стран стало расти во время глобального кризиса. Положение крупнейшего торгового партнера Таджикистана – России в эти годы заметно ухудшилось, что не могло не привести к снижению экономической активности. Кроме того, на российско-таджикские отношения не лучшим образом повлияла поддержка Россией в начале 2009 г. позиции Узбекистана по вопросу строительства Рогунской ГЭС. Ухудшение политических отношений негативным образом сказалось на экономике. Сам проект достройки станции был заморожен после того, как «Русал» и руководство Таджикистана не смогли достигнуть договоренности по поводу высоты плотины, а также продажи акций крупнейшего предприятия республики – Таджикского алюминиевого завода («Талко»). В результате инвестиционный проект стоимостью несколько миллиардов долларов был заморожен, а все попытки достроить ГЭС за счет кампании по продаже ее акций населению пока ни к чему не привели.

В этой ситуации таджикские власти стали искать если не замену, то экономический противовес России, единственным претендентом, на роль которого оказался Китай. На российскую «сферу влияния» он не претендовал, но охотно участвовал в тех проектах, которые не представляли для России большого интереса.

Так, в мае 2008 г. в Пекине между «Талко» и Китайской национальной корпорацией тяжелого машиностроения был подписан контракт на строительство в республике заводов по производству фтористого алюминия и криолита, которые в соответствии с первоначальными договоренностями должен был строить «Русал». Согласно контракту на территории Яванского района Таджикистана должны быть построены два завода общей стоимостью около 30 млн. дол., которые должны были обеспечить «Талко» сырьем для производства первичного алюминия, ранее импортируемого компанией из России, Прибалтики и Китая. Среди проектов, реализуемых Китаем в горнорудной области, стоит отметить также освоение золотоносных месторождений в Пенджикентском районе.

Растущий интерес со стороны КНР вызывают проекты в самой перспективной отрасли таджикской экономики – электроэнергетике. Заменить Россию в качестве главного инвестора строительства Рогунской ГЭС Китай пока не стремится. Во многом – из-за нежелания портить отношения с Узбекистаном, через территорию которого проходит трансконтинентальный газопровод «Туркмения-КНР». Однако в более мелких проектах китайские компании уже активно участвуют. В Хатлонской области Таджикистана компания «Синохидро» планирует построить Зеравшанскую ГЭС мощностью в 150 МВт, а также Нурабадскую ГЭС-2 мощностью 350 МВт. В столице республике планируется построить ТЭЦ мощностью 200 МВт, которая будет работать не на импортном газе, а на угле. Реализация этих проектов позволит снизить зависимость Таджикистана от Узбекистана в сфере поставок природного газа. Помимо этого Китай финансирует строительство высоковольтных линий электропередач «Лолазор-Хатлон» и «Юг-Север», которые позволят энергосистеме Таджикистана функционировать независимо от действовавшей вплоть до последнего времени Объединенной энергосистемы Центральной Азии, а в перспективе – начать экспорт электроэнергии в Афганистан и Пакистан.

Китай активно участвует в строительстве автомобильных дорог, с помощью которых Таджикистан стремится повысить свои транспортно-коммуникационные возможности и снизить зависимость от Узбекистана, через который в настоящее время осуществляется большая часть автомобильных перевозок. Ключевым проектом в этой сфере является восстановление международной автотрассы «Душанбе-Кульма», которая соединяет Хатлонскую область с Горным Бадаханом, а далее - с автотрассой Каракорум (КНР). Помимо всего прочего эта автодорога должна способствовать социально-экономическому развитию южной и западной части республики. Из 51,6 млн. дол., составляющих стоимость первой фазы проекта, 49 млн. профинансировано экспортно-импортным банком Китая и 2 млн. – Таджикистаном. Кроме того, Эксим банк КНР выделил большую часть средств на реконструкцию автомобильной дороги «Душанбе-Худжанд-Чанак», ведущей к границе с Узбекистаном. Стоимость работа по этому проекту составила 295,9 млн. дол., из которых 281,1 млн. дол. предоставил Китай, и 14,8 млн. – правительство Таджикистана. Китайская сторона финансирует строительство автодороги Душанбе–Джиргаталь–Ош в направлении Киргизии, а также тоннелей под перевалами Шахристан и Шар-Шар, соединяющего Душанбе с Хатлонской областью. Строительные работы по этим проектам выполняются китайскими компаниями, которые предпочитают использовать китайских рабочих.

Присутствие Китая в других отраслях таджикской экономики менее ощутимо, хотя и довольно значимо для республики. Как во всех странах СНГ, на рынке Таджикистана активно присутствуют китайские производители телекоммуникационного оборудования - ZTE и Huawei Technologies Co. Ltd. Кроме того, в республике работают две сотовых компании, созданных с участием китайской стороны - «М-Теко» и «ТК-Мобайл», единственным учредителем которого выступил ZTE. В отличие от других сотовых операторов, учредителями которых выступают российские и американские компании, «М-Теко» и «ТК-Мобайл» работают в стандарте CDMA, распространенном в Китае и странах Юго-Восточной Азии. По сравнению с принятым в России стандартом GSM он считается более экологичным, но слабая распространенность CDMA-сетей на пространстве СНГ ставить в невыгодное по сравнению с GSM-операторами конкурентное положение.

Наиболее ярко экономическая экспансия КНР в Таджикистане проявилась в сфере торговли. Если в первые годы после распада СССР объемы двусторонней торговли были незначительны, то с середины «нулевых» они стали расти лавинообразно.

По данным министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи, озвученным им во время визита в Китай в апреле 2010 г., в течение первого десятилетия независимости рост объемов двусторонней торговли был не очень значительным: если в 1993 г. она составляла 8,9 млн. то в 2003 г. - 38,8 млн. дол. Однако в течение следующих нескольких лет объем торговли между Китаем и Таджикистаном стал удваиваться едва ли не ежегодно. В 2004 г. он составил 68,8 млн. дол., в 2005 г. - 157,8 млн., в 2006 г. - 323,7 млн. а в 2007 г. - 524 млн. дол. Рекордным стал 2008 г., когда внешнеторговый оборот двух стран преодолел миллиардную отметку и достиг 1 млрд. 679,8 млн. Несмотря на кризис, в следующем 2009 г. масштабы торговли сократились весьма незначительно и составили 1 млрд. 450 млн. дол. Всего же за 16 лет этот показатель увеличился в 116 раз, благодаря чему Китай с 2005 г. прочно вошел в тройку основных внешнеторговых партнеров Таджикистана, по размеру инвестиций в экономику страны занял первое место.

Однако структура двустороннего товарооборота остается крайне несбалансированной. Таджикистан поставляет в Китай почти исключительно алюминий и хлопковолокно, то есть сырье, тогда как в обратном направлении идут товары широкого потребления и продовольствие. При этом объемы китайского импорта в разы превышают экспорт. По данным Института политического анализа и прогноза (г. Бишкек) в 1999-2004 гг. импорт из Китая в Таджикистан вырос в 22,8 раза, тогда как таджикский экспорт в КНР – всего в 2,44 раза. В 2006 г., например, Китай поставил в Таджикистан товаров на 69,2 млн. дол., а Таджикистан – всего на 5,5 млн. дол. Интернет-ресурс «Центральная Евразия» оценивает китайский экспорт в Таджикистан за 2008 г. в 646 млн. дол., а таджикский в КНР – в 109 млн. дол. В итоге на долю ввезенных из Китая товаров пришлось 20% импорта Таджикистана, а поставок таджикской продукции в КНР – всего 7,3% экспорта. В отличие от России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении, богатых углеводородами, Таджикистану просто нечего предложить в обмен на китайский ширпотреб, промышленное оборудование и инвестиции, в связи с чем его торговый баланс постоянно является дефицитным.

Оборотной стороной этих процессов является растущая экономическая зависимость Таджикистана от КНР. Тенденции развития их сотрудничества таковы, что в ближайшее время Китай станет главным экономическим партнером Таджикистана. По данным таджикской статистики за первое полугодие 2010 г., основными внешнеторговыми партнерами республики являлись Россия (402 млн. дол.), Китай (359,4 млн. дол.), Турция (170,5 млн. дол.), Казахстан (117,4 млн. дол.) и Иран (94,1 млн. дол.). Учитывая темпы прироста китайского импорта, для того, чтобы догнать Россию, КНР осталось совсем немного. Возможно, это произойдет уже в этом или следующем году. А смена главного экономического партнера неизбежно повлечет за собой изменения во внешней политике. К тому же Таджикистан в течение последних лет оказался в сильной долговой зависимости от КНР. На конец 2010 г. внешний долг республики достиг 1 миллиард 790,4 млн. дол., 655 млн. из которых пришлось на долю Китая, 378 млн. – Всемирного банка, 325 млн. – Азиатского банка развития и 85 млн. – Исламского банка. В Таджикистане сосредоточено 2/3 всех кредитов, предоставленных КНР странам Центральной Азии. Способствуя развитию таджикской экономики, они вместе с тем увеличивают долговую нагрузку. Не случайно министерство финансов одной из главных своих целей считает недопущение роста внешнего долга в размере более 40% ВВП, что создаст угрозу бюджету.

Возможно, что территориальные уступки, на которые недавно пошел Таджикистан, являются лишь первым случаем, свидетельствующим о его растущей экономической зависимости от КНР. При обсуждении договора о делимитации границы выяснилось, что в республике никто толком не знает, какую именно часть Горного Бадахшана будут передавать Китаю. Считается, что это будет незаселенная людьми территория Мургабского района, расположенная на высоте 5 тыс. метров над уровнем моря. Однако известный таджикский академик Р. Масов предположил, что территория к югу от перевала Уз-Бель, уступленная КНР, богата залежами редкоземельных металлов - урана, золота, никеля, ртути и т.п. По оценкам геологов, расположенные в этом районе территории долины Маркансу или озера Рангкул богаты месторождениями рассыпного золота и драгоценных металлов. Так что уступка определенного участка территории Китаю может быть совсем не случайной. В любом случае часть высокогорья, расположенного в непосредственной близости от границ Индии, Пакистана и Афганистана с его американскими базами может иметь для КНР важное геополитическое и тем более военно-стратегическое значение.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры