Классный час на тему: «Разговор с Родиной. Сценарий "россия начинается с тебя" За селом на рассвете где колышется рожь

Главная / Любовь

Мухтар Ауэзов. «Серый Лютый».

Художник А. Лурье.

К. А. Федину

Выезжаем из города на рассвете. Внизу, над рекою, стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана, точно видение, поднимаются стены городского собора, темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою, из тумана, как в стародавние времена, слышится рожок пастуха.

Что-то древнее, призрачное во всем этом! Мы проезжаем мост, пустую базарную площадь, сворачиваем на большой тракт. Солнце встает над лугами. В клочьях поднявшегося тумана дымится лента реки; в заросших осокой, невыкошенных низинах без устали дерут коростели. Седые от утренней росы, у самой дороги лежат высокие, густые валы свежего сена. Там и там, в просторах заливных лугов, молнией вспыхнет в луче восходящего солнца и вдруг погаснет стальное лезвие косы. С лугов тянет туманом, медовым запахом трав. Под крутым берегом реки, отразившись в зеркале воды, пролетел лазурный зимородок - наша райская птица.

Тишина, утро, простор. Мы выезжаем на большак - широкую, бойкую дорогу, обсаженную старыми развесистыми березами, покрытыми потрескавшейся корою. Мало осталось этих древних берез - они дряхлы, дуплисты и, кажется, спят непробудным сном, до самой земли опустив свои плакучие ветви.

Еще стоят кое-где вдоль дороги похинувшиеся деревянные крестики, заросшие высокой муравою. По народному обычаю, отмечали на Смоленщине такими придорожными крестиками памятные места, где нежданная смерть застигала прохожего или проезжего человека. Сколько страшных рассказов слышал я в детстве об убиенных и умерших в пути, опившихся, сраженных грозою, утопших! Тревожное чувство вызывали эти немые памятники печальных событий. Помню, как набожно крестилась мать, как торопили мы, бывало, лошадей, минуя место, овеянное памятью давней трагической кончины…

Вот на перекрестке дорог высится знакомый тесаный камень. По рассказам стариков, некогда здесь стоял веселый кабак; гремя бубенцами, сюда подкатывали ямщицкие и помещичьи тройки, у изгрызенной коновязи, прикрытые армяками, дремали лохматые лошаденки возвращавшихся из города загулявших мужичков. По старинному обычаю, вместо писаной вывески над крышею кабака висела «ведьмина метла» - густая еловая ветка, служившая призывным маяком для проезжих и прохожих гуляк.

Дорога бежит, извивается, пропадает в кудрявых березовых рощах, исчезает в заросших ольшаником глубоких оврагах и рвах, темнеет весенними промоинами, краснеет размытой глиной. Вокруг - холмы, поля, колышется и дымит рожь, нежно зеленеют овсы, туманятся луга. Солнце светит весело и ярко; пухлые, белые, чуть золотистые облака плывут по синему летнему небу, а по холмам за рекою, по сизым хлебам, скользят их лиловые тени… Чернеют соломенными старыми крышами деревни, синевеют за рекою нетронутые леса; зеленым островком кажется деревенское старое кладбище с высокими соснами, с покосившимися крестиками на могилах, с островерхой крышей кладбищенской часовни - каплицы. От кладбища не спеша идет человек в подпоясанной ремешком рубахе; босые, серые от пыли ноги мягко ступают по гладкой, горячей от солнца дороге, стариковские зоркие глаза глядят на нас с любопытством…

Мы едем не торопясь, иногда идем пешком на подъемах. Ямщик идет рядом с дугою, бодро пощелкивая кнутовищем по пыльным солдатским сапогам. Бронзово-черный затылок его оброс курчавыми волосами; на выцветшем сукне старой солдатской гимнастерки налипли слепни. Слепни жадно вьются над потной спиной лошади, липнут на холку, на грудь. Скаля зубы, ямщик давит их рукою, вытирая о колени испачканную кровью грязную мозолистую ладонь.

День занимается ясный, паркий, высоко стоит солнце. По макушкам берез нет-нет прошумит и затихнет полуденный теплый ветерок. Он колышет ветви берез, наносит с полей запах трав и хлебов. В рощах пахнет сыростью, грибами, кое-где под деревьями еще лежит роса. Повиснув в знойном воздухе, плещется над межою крыльями длиннохвостая пустельга…

Я смотрю на поля, на деревья, на недвижно повисшую в воздухе освещенную солнцем пустельгу. Сколько картин, событий, забытых судеб, историй воскрешают эти знакомые с детства места, дороги! Вот здесь, над рекою, стоял против церкви большой, с пустыми зарадужелыми окнами, нежилой дом дворян Пенских, и мне опоминаются слышанные некогда рассказы о грозной барыне Пенчихе, беспощадно поровшей дворовых девок и баб, о полусумасшедшем карлике-барине, ходившем молиться в поле под старый дуб (развесистый дуб этот показывали мне в детстве). Далеким, почти сказочным показывается и недавнее прошлое: волостное правление на краю села, казенка, окруженная шумливыми хмельными мужиками, чернобородый старшина Фетисыч с заплывшими аленькими глазками, чахоточный длинношеий писарь… Далеким прошлым кажутся эти отжитые времена.

Стерт с лица земли, по бревнышкам разнесен дом дворян Пенских; сожжено, головешки не сыщешь, «волостное правление»; с землею сровняли мужики двор кузнечихи Марьи, в смутные годы укрывавшей у себя разбойников-бандитов… Осталась от прежнего высокая белая колокольня, да по-прежнему вьется- бежит среди зеленых лугов знакомая наезженная дорога.

Кормить останавливаемся в старинном Болдинском монастыре.

Проезжаем подмонастырную, богатую некогда деревню с высокими тесовыми крышами, резными нарядными крылечками, с затейливыми скворечнями на деревьях. Монастырь обнесен кирпичной оградой с бойницами, через которые - сказывают люди - некогда лазили по ночам гулять к солдаткам-бабам молодые монахи. Тяжелы, несокрушимы монастырские кованые ворота с тяжелым железным запором. Прославился монастырь веселыми вхождениями монахов, которых духовные власти ссылали на покаяние в эту глухую обитель. Теперь в монастыре - музей и хозяйственный склад, а на опустевшем монастырском дворе пробирается между камнями веселая зеленая мурава. Темная фигура единственного уцелевшего монаха-скопца, отрекшегося от своего сана и оставшегося жить при музее, испуганной птицей метнулась за углом каменного дома…

В опустелом монастыре задерживаемся недолго. Солнце уже высоко, поднимается над дорогою легкая пыль. Дороги здесь вьются вдоль реки перелесками, полями - уводят в синюю зыблющуюся даль.

Большая темная туча растет за рекою. Мы наблюдаем, как надвигается с запада страшная туча, как клубятся, сивой грядою бегут впереди нее грозные клокастые облака. Застывший воздух тяжел и недвижен. Как бы стараясь подчеркнуть наступившую предгрозовую тишину, наперебой изо всех сил стрекочут кузнечики; еще настойчивее липнут к усталой лошади злые слепни. Отсвет пробившегося сквозь облака солнца янтарными бликами ложится на лица. Внезапно налетевший вихрь вдруг поднимает с дороги, несет в глаза пыль, отчаянно треплет, заворачивает на деревьях листву, играет гривою лошади с завязшими в ней репьями. Все громче, все грознее приближаются громовые раскаты. Смутное чувство забытого детского страха возникает в душе.

Первые капли дождя, смешиваясь с пылью, грузно падают на дорогу, на пыльные крылья тележки. Подгоняя лошадь, мы едем, пока позволяет дождь, потом, торопливо привязав к изгороди лошадь, скрываемся в лес под деревья. Макушки деревьев грозно качаются над нами, уныло скрипят. Беспрерывно одна за другою полыхают молнии, громыхает гром, с треском обрушиваются близкие удары, после которых еще сильнее вдруг припускает дождь.

Пережидая грозу, мы сидим долго в лесу под деревьями, потом, мокрые почти до костей, по прибитой дождем траве выходим на залитую водой дорогу. Потемневшая от дождя лошадь радостным ржаньем приветствует нас. Далеко-далеко за полями поднимаются сизые клубы дыма. Это горит деревенский сарай, зажженный прокатившейся грозою. Грозная темная туча медленно уходит. Все реже и реже полощут

1

Сценарий курсового мероприятия

«Россия – все, чем я живу!», (слайд 1)

посвященного дню Конституции

Эпиграф: (слайд 1)

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться ,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.

1-ведущий Какое прекрасное имя – Россия!

Мы с именем этим добрей и сильней.

В нём ветер надежды и дни фронтовые,

И шорох берёз, и печаль журавлей.

Завьюженный лес и молчанье полей.

Я в сердце своём это имя носила,

Когда расставалась с Россией моей.
1 - ведущий Проходят года над моею страною,

Проходят года над великой судьбой,

И если мы в жизни чего-нибудь стоим,

То лишь потому, что мы сердцем с тобой.
2 - ведущий Какое прекрасное имя – Россия!

Она нам свой добрый характер дала.

Всю жизнь об одном я судьбу лишь просила,

Чтоб вечно Россия счастливой была.

1 ведущий

Необозримая ширь полей. Развесистые белые берёзы. Степей необъятный простор. Это – Россия.
2 ведущий

Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь ясными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.
1 ведущий

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувший след. И это - Россия.
2 ведущий
Руки матери. Её песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия!
Стихотворение «Родина» (читает учащийся)

«Родина» - мы произносим,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха,

И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна.

И в траве тропиночка видна.
«Родина» - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой!
Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть – чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли –

И навек останется святым.

Землю ту, что Родиной назвали

Коль придётся, сердцем защитим.
1 ведущий :

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, каждый человек должен проделать большую работу по самовоспитанию и приобретению гражданских качеств. А гражданские качества проявляются не только и не столько в его словах, но, главным образом в его реальных делах.

2 ведущий :

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий ,
Большой отдачи ждет от вас страна.
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И, может, от твоей руки
Зависит все, что будущим зовётся.

1 ведущий :

Да, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. (Слайд № 2 с географической картой России ). Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 с видами природы России).

Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.

2 ведущий :

За селом, на рассвете, где светло от берёз,

Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

1 ведущий :

Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын. Многие поэты прославляли наше Отечество через свои произведения. Вот как говорил Сергей Есенин

2 ведущий :

…Знать у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси. (слайд с этим стихом -13)
Стихотворение (читает учащийся)

Как не любить мне эту землю,

И эту синь, и эту зелень

И тропку тайную во ржи!
Мне хорошо в твоих раздольях,

Моя любовь, моя земля,

Крестьянка русская в ладонях

Весною нянчила тебя…
Как не любить мне эту пашню,

Что битва кровью обожгла!

Как мне забыть за правду павших

Крестьян из нашего села!

1 ведущий :

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель , но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Песня «С чего начинается Родина»

1 ведущий :

Каждая страна по традиции имеет свой гимн, флаг и герб. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству.
2 ведущий :

Торжественная песнь-гимн занимает особое место среди высших официальных символов государства. Гимн народа – это сокровищница его национальной культуры.
Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена! (слова на слайде - 14)

1 ведущий :

Каждый житель России должен наизусть знать гимн своей страны. Когда исполняют государственный гимн все встают, мужчины снимают головные уборы.

Стихотворение «Широка страна моя родная»

(читает учащийся)

Широка страна моя родная,


От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.
Всюду жизнь привольно и широко,

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет.
Над страной весенний ветер веет,

С каждым днём всё радостнее жить,

И никто на свете не умеет

Лучше нас смеяться и любить!
Но сурово брови мы насупим,

Если враг захочет нас сломать.

Как невесту, Родину мы любим,

Бережём, как ласковую мать!
Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

1 ведущий :

Следующим государственным символом России является государственный флаг страны. (слайд флага – 15, 16)

2 ведущий :

А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови , и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий – Украины цвет,
Белый – Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!

1 ведущий :

А теперь мы поговорим о государственном гербе нашей страны. Герб России славен своей многовековой историей. Однако бурное 20-е столетие резко изменило многовековые геральдические традиции нашей страны

(слайды гербов нашей страны 17, 18, 19, 20, 21, 22)

2 ведущий : (слайд герба России - 23)

На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко -
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом ,
И змей, копьем сраженный.

Вершины гор, попутный ветер,

По нивам вдаль бежит волна,

Ты для меня милей всего на свете,

Моя земля, моя страна!

Шумят леса, сверкают реки,

Возводит юность города.

Моя судьба слилась с тобой навеки,

Моя душа тобой горда.

Простор морей, сады Алтая,

Цветы на северном снегу –

Я всю тебя, от края и до края,

В сыновьем сердце берегу.

Над Ангарой, над Енисеем

От новых строек даль светла.

Страна моя, я сил не пожалею,

Чтоб ты ещё светлей была!
1 ведущий :

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни.

2 ведущий :

Край родной долготерпенья… Тютчев отмечает основную черту русского народа – терпение. «Господь терпел и нам велел»- гласит русская пословица. Значит, это наше терпение «Царь Небесный» благословил?

(видео ролик)

1 ведущий : (слайд 24)

Россия всю свою многовековую историю терпела: нашествия ; войны; погромы; пожары; болезни; страдания и выходила из этих испытаний обновлено, словно птица Феникс из пламени. За то, что Россия много терпела и страдала, её и называют «Святой» и «Священной».

1 ведущий :

Мы сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принёс мир народам. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. Никогда не погаснет в наших сердцах свет Победы! Каждый гражданин страны, в том числе и юный, должен быть готов к защите Родины.
Стихотворение (читает учащийся)

Завет

В час испытаний

Поклонись Отчизне.

По-русски,

И скажи ей:

Ты жизнь моя!

С тобою жить,

С тобою – умирать!
Будь верен ей.

И как бы ни был длинен

Тяжкий день военной маяты,

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, как Минин,

Будь ей Суворовым,

Коль воин ты.
Люби её.

Клянись, как наши деды,

Горой стоять

За жизнь её и честь,

Чтобы сказать

В желанный час победы:

И моя тут капля есть!

1 ведущий :

Наверное, каждый человек , способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая песни и стихи, посвященные родной земле…

Песня «Гляжу в озера синие»

Стихотворение (читает учащийся)

Откуда начинается Россия?

Скурил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастия

К труду, к терпению, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие.

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя!

1 ведущий :

Сегодня мы говорили о нашей Родине, её символах и задумались над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли её, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело.

2 ведущий :

Хочется, чтобы на земле всегда был мир. Поэтому больно слушать радио и смотреть телевидение. Каждый день на Земле гибнут люди. Мы не хотим воевать, а на планете пусть всегда будет мир.
Песня «Пусть всегда будет солнце»

2 ведущий :

Дорогие друзья. Наш праздник завершается. Мы поздравляем с днем Конституции Российской Федерации!

* * *
За селом на рассвете, где светло от берез,
Я спросил у России: «Где ты силы берешь?
Где берешь ты отвагу и свою красоту,
Соловьиные зори, синих рек чистоту?»

Там, где ясное небо, где колышется рожь,
Я спросил у России: «Где ты счастье берешь?
Где берешь ты улыбку, где спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь?»

На меже у опушки, в голубой тишине
За селом на рассвете вдруг послышалось мне
В тихом шелесте нивы, в легком звоне ветвей:
- Да от наших любимых, дорогих матерей!

Я домой возвратился, и у мамы спросил:
- Где берешь ты, родная, столько жизненных сил,
Столько нежности, ласки, доброты и тепла,
Что от глаз твоих ясных вся Россия светла?

Призадумалась мама, поправляя платок
И ответила тихо: «У России, сынок…»

* * *
Других, не себя, милосердию учим,
В сердцах уличаем кого-то во зле,
А там, за туманом, за лесом дремучим,
Есть место святое на грешной земле.

Стучатся к нам в души то счастьем, то горем
Зимы кулаки и ладошки весны.
А там за туманом, за сказочным бором,
Есть место святое, где все мы равны.

В тиши той священной ни песни, ни крика,
Обманщик вдруг вздрогнет, замрет краснобай.
Стекает закатом в траву земляника,
И тянутся ветки деревьев к грибам.

В правах там равны и вдова, и невеста,
Наполнены гнезда там вечностью звезд.
На грешной земле есть священное место -
Священное место - крестьянский погост.

* * *
Ах, как бы я хотел весною
Тропинкой талой в звонкий день
Уйти куда-нибудь с тобою
От шумных сел и деревень.

Хотел бы все твои печали
Оставить где-то позади,
И, ничего не замечая,
Счастливым рядышком идти.

Не слышать шорохи и звуки,
Не видеть птиц и гнезд в кустах,
Твои доверчивые руки
Вдруг ощутить в своих руках.

И в белой роще незнакомой
В глаза родные посмотреть,
Забыть, что ждут нас где-то дома,
И ни о чем не сожалеть.

Осыпать прошлую тревогу
Росой в лесную благодать,
К твоим губам найти дорогу,
А все другие - потерять!…

* * *
Затерялся в репейнике след
Тот, что я здесь когда-то оставил.
Лишь струится над памятью свет:
Желтый лист на зеленой отаве.

Старый вяз, словно раненый зверь,
Шарит ветками в поисках детства.
Крепко заперта в прошлое дверь,
И не пустит никто обогреться.

Где-то трубит рассерженный лось,
Мышь шуршит в заколоченном доме.
Рыжий ветер, промокший насквозь,
Что-то ищет в холодной соломе.

В роднике загустевшую тушь
Не пригубят ни люди, ни кони.
Лишь на боль мою тянет из луж,
Как и встарь, подорожник ладони…

* * *
Ты для меня как заря и как тайна,
Годы искал, а вот встретил случайно,
Не затерялась ты в мире огромном -
Светлая лилия в омуте темном!
Не затерялась, не запропала,
А лепестки по воде расплескала.
Дни так длинны! А свиданья - коротки,
Мне до тебя - и ни вплавь, ни на лодке.
И надо мною кувшинки смеются,
Не донырнуть до тебя не коснуться.
Хочешь, в жару истеку я слезою,
Чтобы лишь вместе быть, рядом с тобою?
Хочешь, твоим стану стеблем и корнем,
Белая лилия в омуте черном?
Ива молчит, усмехается вереск,
Знают, ко мне ты не выйдешь на берег.
В темную глубь среди полдня заманишь,
Но лепестки мне свои не протянешь.
Сколько бродить мне напрасно влюбленным,
Светлая лилия в омуте черном?
Свет твой прохладный, мои неудачи
Осень погасит и в реченьке спрячет.

* * *
О, что за создания - русский народ!
В избе-развалюхе старушка живет.

В почете была. И была знаменита.
Теперь же соседями даже забыта.

Живет-доживает на старости дней
Без злобы на мир, без обид на людей.

Живет-доживает, как в сумерках серых, -
Ни к бывшей снохе и ни в дом престарелых.

Все было - прошло. Ни вдова. И ни мать.
«Зачем же я буду кого-то стеснять?»

Одна, как в пустыне, нища и убога,
Достатка, здоровья не просит у Бога.

Ночами стоит у лампады своей:
«О, Боже, пошли ты мне смерть поскорей!

О, Добрый Всевышний, я слезно молю,
Прими же Ты грешную душу мою…»

* * *
За деревней сонною, за печалью тихою
Пахнет луг туманами пополам с гречихою.

В лозняке за выпасом, над рекой недальнею
Истекают росами голоса печальные.

Я стою да слушаю, - хочется, не хочется, -
Справа - грусть глубокая, слева - одиночество.

Бродят по тропиночкам в темноте - не светятся,
Только я предчувствую, что они здесь встретятся.

Так и вышло к радости. И сбылось пророчество:
Где-то в пойме встретились - грусть и одиночество.

Ласточки над омутом. Спит звезда на отмели.
Обнялись два голоса и зарю приподняли.

Родине

Мимо тусклых рябин
По тропинке гусиной
Выйду в поле один
На свиданье с Россией.

Воздух, что на меду -
Малый Ковш - без закуски.
И к земле припаду
По-крестьянски, по-русски.

Боль и бедность - не грех,
Мать виновных не ищет.
Поклонюсь я за всех
Неимущих и нищих.

И у неба светло
Попрошу как прощенья,
Чтоб убавилось зло,
Не иссякло терпенье.

Чтоб садились за стол
С верой мы и любовью,
И чтоб каждый твой стон
Отзывался в нас болью.

7 класс Классный руководитель Останина Г.А.

Классный час «Земля отцов - моя земля» о Дню государственности и к 380-летию вхождения Якутии в состав России)

Цель : сформировать представление об исторически значимых событиях в жизни якутов

формировать мыслительные операции;

развивать внимание, память, речь, логическое мышление, компетентность;

воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.


Все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.

За селом, на рассвете, где светло от берёз,

Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”

Где берёшь ты отвагу и свою красоту?

Соловьиные зори, синих рек чистоту?

Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”

“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,

Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

“Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить,

И нам порой так нужно оглянуться”.

Ребята, каждое государство имеет гимн, герб, флаг (показ).

Наша Родина – России! Наша малая родина – Якутия!

Белый цвет –

синий –


зеленый –

Какие еще государственные символы Якутии вы знаете?

Какие правила необходимо соблюдать при прослушании гимна?

Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите гимн? (Чувство гордости…)

А сейчас сыграем в игру.

Игра « Что отдашь Земле родной»

Дети делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: « Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»

Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет , например: посажу сад, буду строить красивые дома, и т.д. После его ответа все поднимают руки, и ребенок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого- либо из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается. Если в классе четное количество детей, водящих двое.

Дети садятся на свои места

« Самая нужная вещь»

Жил некогда в одной из стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Но вот царь состарился и решил передать свое царство тому из сыновей, кто окажется самым способным для нелегкого дела. Призвал он сыновей и говорит:

Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш уже не может больше править страной. Я давно бы отрекся от трона , если бы только исполнилась моя заветная мечта, что никак не дает мне покоя. Вот я и надумал: тот из вас, кто сумеет исполнить мою мечту, станет править царством.

Пусть здравствует наш дорогой отец, воля его священна для нас! Что же это за мечта, исполнить которую не смог наш мудрый родитель?

Видите вон то огромное, вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его тем, что самое нужное на свете, что принесло бы счастье всему моему народу. Хранилище пока пустует. И тот из вас, кто заполнит его самой нужной на свете вещью , пусть унаследует мой трон. Возьмите из моих сокровищ, сколько чего пожелаете, и отправляйтесь каждый сам по себе из города в город, из страны в страну, отыщите самую нужную вещь и заполните мое хранилище. Даю вам сроку три раза по сорок дней.

Сыновья поцеловали руку отца и пустились в путь. Три раза по сорок дней ходили и ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный день явились, предстали перед отцом.

Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну и как, нашли вы ту самую нужную на свете вещь?

Да, нашли, дорогой наш отец!- отвечали царю сыновья. И отец тотчас повел их к двери хранилища. А там собрались все придворные и народу видимо- невидимо. Царь отворил дверь и подозвал старшего сына.

Там проще верить и любить,

Мечтать, самим собою быть,

Простят тебя там и поймут,

И ни за что не упрекнут.

Цели: расширение исторических знаний учащихся; популяризация государственных символов и гимна Российской Федерации; воспитание патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине

Оформление: флаг и герб Российской Федерации; слайды с пейзажами России

Ход мероприятия

Поэтом може ш ь ты не быть ,

Но гражданином быть обязан.
Н.А. Некрасов

Звучит фонограмма «С чего начинается Родина» на фоне звучания музыки звучат слова ведущей.Ведущая: « С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…» - так поется в песне. Так оно и в жизни. Ведьв школе мы учимся не только писать и считать, в школе мы рассуждаем о добре и зле, учимся любить и ненавидеть, получаем заряд патриотизма. За школьной партой мы переживаем самые сложные свои годы становления личности, гражданина.Откуда начинается Россия?С Курил, Камчатки или с Командор?О чем грустят глаза ее степныеНад камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастьяК труду, терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем звезда ее. Она прекрасна!Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней - РоссияНе с гор берет начало, а с тебя!

Звучит гимн Российской Федерации (прошу всех встать)

1-й ведущий .
Я - гражданин.

Я - гражданин Вселенной,Я - мира гражданин.

Я - гражданин своей страны,Я - гражданин России!


2-й ведущий .
Добрый день, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященногостране, в которой мы живем - России.
-
Россия, Русь, Родина, родимый край,
Мама, отчий дом — самые дорогие слова для русского человека. Русь — «голубая» и «златая», «деревянная» и «полевая», «задремавшая» и «буйственная», это «край дождей и непогоды».
1
- й ведущий ; Непознанная, загадочная, в страна березового ситца», со своими обычаями и традициями, ж ивем мы посреди большой России. Средь городов, лесов, озер, полей, И есть у нас, когда бы нас спросили, Меч для врага, объятья для друзей!
2- йч т е ц .
Нам Родину завещано любить
И Сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не
перервать связующую нить.
И нам порой так нужно
оглянуться... (На экране проецируются фотографии русской природы)
2-й чтец . Русь моя, любимая Русь!
-
Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную;
Смотрю и не насмотрюсь.
1- йч т е ц . Величаю
тебя опять, дорогая земля былинная, — Славлю каждую высь и пядь, Любуюсь полями, долинами.
2-й чтец .Славлю каждую тропку твою.
Славлю
раннюю зорьку каждую,
С неустанной душевной жаждою
Светлый стих из ромашек вью.
1-й ведущий . Наша Родина имеет
богатую историю, и каждая ее страница вызывает у нас неподдельное достоинство. Все мы — дети великой России, защищенные российским трехцветным флагом.
2- й в е д у щ и й . Откуда произрастает, какойсмысл несет в себе бело-сине-красное сочетание?
( Просмотр слайдов о символах Р.Ф.)
1-й чтец.

За селом, на рассвете,

Где светло от берез, Я спросил у России:
«Где ты силы берешь?» 2-й чтец . Где берешь ты отвагу,
И свою красоту,
Соловьиные зори,
Синих рек чистоту?

З - йчтец. За селом, на рассвете,Где колышется рожь,Я спросил у России:
«Где ты счастье берешь?»

4-й чт ец.

Где берёшь ты улыбку,Где — спокойную ость?Расскажи мне, поведай,Солнцеликая Русь!»

Ведущий:

Сколько цвета! Сколько сини!

У тебя, моя Россия!

Многоликая земля.

Это - Родина моя!

Ты хранишь народов дружбу!

Это детям, взрослым нужно!

Это нужно всем сейчас!

Только здесь мы понимаем,

Россия - светлый дом!

Он друзей всегда встречает,

Помнит каждый регион!

Сценка « Регионы России»

(показывают учащиеся 8 класса)

1 скоморох: Вы узнали нас, друзья?

2-й: Скоморохи - он и я!

1 Смену нашу открываем и Россию прославляем!

2- Ведь Россия - светлый дом,

Помнит каждый регион!

2-й Нижний Новгород, Тюмень

Веселятся целый день!

1-й: Край Алтайский, Барнаул, Омск, Черкесск, Орел, Тамбов,

2-й: Татарстан, Анапа, Бийск,

1- й: Ой, смотри, не ошибись!

2-й: Адлер, Астрахань, Москва,

То, что надо города!

1-й:Ленинградская область.

А еще Ростовская.

1-й: Чувашия, Ессентуки!

Эх! Просторы широки!!!

Чтец: Дети мы одной страны!

Необъятной стороны!

Любим мы, тебя Россия!

Твои дочери, сыны!

2-й: Посмотрите-ка, друзья,

Как Россия широка!

1-й: Купола, поля, березы,

В каждом звуке - песни звон!

И росинки, будто слезы,

Словно сказки - чудный сон.

1-й: А давайте кА мы сюда пригласим все города,

И края и области необъятной Родины!

Чтоб они нам рассказали,

Чем их область, город славен!

2-й: Что же есть такое там, О чем хотят поведать нам?

«Выходят города»

(роль городов играют учащиеся, каждый прославляет свой город)

1. Н - Новгород:

У нас есть ГАЗ,

У нас есть ПАЗ,

Мы с ветерком прокатим вас!

2. Ставрополье:

Мы гордимся Ставропольем!

Здесь зерно, и нефть, и газ!

А еще курортов много,

Приглашаем в гости Вас!

3.Новосибирск:

Новосибирск - это столица Сибири.

Третий по величине город в России!

А еще у нас свой метрополитен!

4. Тамбов: Вы все, конечно же, слышали выражение « тамбовский волк».

Ты в эти сказочки не верь,

когда ты сердце людям даришь,

Тамбовский волк тебе не зверь,

Тамбовский волк тебе - товарищ!

5. Ростов: Живет и трудится весь день

Донской казак и по сей день,

Он сеет, пашет и кует,

Вас с хлебом - солью в гости ждет!

Московская область: Мы приехали из города Королева, Московской области и гордимся тем, что в нашем городе расположен Всероссийский центр управления полетов.

6. Краснодар:

Ты, Кубань! Ты, наша Родина!

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вширь и вдаль!

7. Алтайский край:

Мы живем в Алтайском крае,

Где столица - Барнаул,

В недрах наших, кто не знает,

Серебро есть, медь и соль.

Ведущий:

Россия! Родина! Отчизна!

Родного неба синева!

О, как возвышенно и чисто

Звенят во мне твои слова!

И вечной нежностью согреты.

Твои березы и ручьи,

Твои морозные рассветы

И ночи звездные твои.

Ведь каждый - это часть России.

И бесконечно дорог ей.

Мы набираем жизни силы

Под флагом родины своей!

Заключение:

Ведущая :

Мы - это часть большой России!

Страна, которой нет красивей!

И всех мальчишек и девчонок

Объединяетнаша Россия!

А.С Пушкин писал: …» Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал»

Моя Россия, Родина моя,
Здесь родилась я, помню тебя с детства.
Но сколько б, ни глядела на тебя,
Любуясь, не могу я наглядеться;

Красиво Волги полноводное теченье,
Под ветерком полей твоих волненье,
Урал, Кавказ, рассветная пора,
Неповторимые в России вечера...

Я слышу, в пенье мощь звучит и слава.
Живи, дерзай, цвети, моя держава,
Единством славься, мудростью своей,
Трудом достойных сыновей и дочерей.

Закончить наше мероприятие хотелось бы такими словами:

О, Россия, с нелегкой судьбою страна,

У меня ты, Россия, как сердце одна,

И я другу скажу, я скажу и врагу -

Без тебя,как без сердца, япрожить не смогу.

Ведущий: Каждому гражданину своей Родины есть, чем гордиться! Мы граждане России и нам с вами тоже есть, чем гордиться!

Литература:

Бескоровайнова Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2004г.

Сгибнева Е.П. Классные часы.Ростов на Дону: «Феникс», 2005

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры