Конспект композитор имя ему народ. Урок «Композитор – имя ему народ

Главная / Любовь

Цель: продолжить знакомство детей с музыкальной культурой русского народа на примере русских народных песен.

Задачи:


- Познакомить учащихся с содержанием и выразительными особенностями народных песен;

Закрепить представление о тесной связи музыки и жизни;

Эмоционально передавать характер песен через собственное представление;

Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, русские народные инструменты (деревянные ложки, бубны, румба, трещетка, свистульки), стаканы с водой, пустые стаканы, листья с деревьев нарисованные или осенние, платочки по количеству девочек в классе, баян, опорные схемы, карточки, тексты песен.

(Под запись ансамбля «Узорье», песня «Как под наши ворота » дети заходят в класс.)

Учитель: « Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, я вас очень рада видеть, проходите да присаживайтесь «поудобнее». Я думаю, что это настроение останется у нас с вами до конца урока, а чтобы это проверить у вас на столах лежат баранки и сушки, если вам урок понравиться то вы в конце урока поднимете баранку, а если нет то сушку.

(показывает слайды, звучит русская народная инструментальная музыка «Пастуший наигрыш», на этом фоне он читает стихотворение)

На завалинках, в светлицах

Иль на «бревнышках», каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли седели

Иль под светлый небосвод

Говорили – песни пели

Иль водили хоровод

А играли как в горелки

Ах, горелки хороши

В общем, эти посиделки

Были признаком души

Быт людей отмечен веком

Поменялся старый мир

Нынче все мы по « сусеком»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок

Да чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Учитель: Ребята я приглашаю вас на посиделки, а чем же люди занимались на посиделках?

Дети: Разговаривали, пели, танцевали, играли, работали.

Учитель: А речь на наших посиделках пойдет о русских народных песнях. Тема нашего урока: «Композитор – имя ему народ. О чем сегодня мы будем беседу вести?

Дети: может ли народ быть композитором, какие особенности народных песен.

Учитель: « Так откуда, ж русская зародилась музыка?

Дети: из звуков природы

Учитель: А можем ли мы эту музыку услышать сейчас?

Учитель: Вы ребята хотите попробовать озвучить музыку природы?»

(вызываю желающих изобразить музыку природы, используя стаканы с водой, осенние листья)

Учитель: «Что получалось из этих звуков?

Дети: песни Учитель: « Как вы думаете, зачем человеку нужна песня? Что он мог в ней передать? О чем он мог в ней рассказывать?»

Дети: свои мысли, чувства, рассказывал о своей жизни.

Учитель: « Перед вами лежат тексты песен, которыми вы будите пользоваться во время урока, найдите песню, которая сейчас прозвучит?

Дети: «Во поле береза стояла»

Учитель: « Ребята, какие чувства передает народ к березе? Какая стоит береза?»

Дети: любовь, кудрявая береза.

Учитель: «Ребята что особенного можно увидеть в тексте этой песни, обратите внимания на слова?»

Дети: «есть повторяющиеся слов»

Учитель: «Давайте, исполним песню вместе и проверим, сохраняется ли эта особенность в мелодии?»

Учитель: «Ребята перед вами карточка, давайте ее заполним. Какие особенности русской песни вы записали?»

Дети: повторы.

Учитель: Что можно еще делать под эту песню

Дети: водить хоровод

(девочки водят хоровод, мальчики имитируют игру на инструментах)

Учитель: «Иногда в своих песнях люди открывали свои самые сокровенные мысли. Слушание песни «Ты река ль, моя реченька».

(ребята делятся на две группы: одна пишет слова, с какой интонацией исполняется эта песня, другая передает движения мелодии через рисунок, используя нотный текст., ребята демонстрируют свои работа, поясняя их.)

Дети: движение нарисованной мелодии похоже на движение волн реки.

Учитель: « Пользуясь опорной схемой, заполните карту»

Дети: повторы, ласковые слова, широкое дыхание, ласковые слова, (все поясняя примерами)

Учитель: «Ребята, что еще необычного есть в этой песни, посмотрите, сколько ноток приходиться на одну букву?»

Дети: иногда нот больше

Учитель: «Когда одна буква тянется, несколько нот - это называется распевом. Давайте найдем все распевы в нотном тексте», заполнимте карточку до конца.

Учитель: «Что- то навели на меня грусть тоску, а ведь на посиделках очень часто играли, преображаясь в разных животных, вот и я предлагаю поиграть вами в «Медведя».

(игра проводиться на мелодию песни «На горе то калина»)

Учитель: «Ребята у этой замечательной мелодии есть и другие слова, которые сочинил народ (слушание песни «На горе то калина»)

Учитель: «Какое настроение несет песня?»

Дети: веселое, радостное…

Учитель: «Какие особенности в этой песни можно назвать? Заполните карточку самостоятельно»

Учитель: «Можно ли ребята, по- другому, исполнить эту песню?»

Дети: всем вмести, с солистом…

Учитель: «В русских народных песнях, есть запев и припев. Запевает один (солист) и потом подхватывают все поющие. Давайте определим, где мы будем петь все вместе?»

Дети: определяют

Учитель: «Что описывается в песни?»

Дети: труд людей

Учитель: «Давайте попробуем при исполнении песни изобразить, что делали девушки, когда исполняли эту песню?»

(исполнение песни с «запевалой» с движениями.)

Учитель: «Устраивайтесь по удобнее, да послушайте мою загадку. Скажите, какая песня сейчас прозвучит?»

Дети: «На горе то калина»

Учитель: « А что в ней изменилось?»

Дети: песню исполняет русский народный оркестр.

Учитель: «А вы хотели бы побывать в роли оркестрантов. Тогда выбирайте инструменты и исполняем» (можно выбрать дирижера)

Учитель: «Спасибо вам ребята. Давайте вернемся, к нашей карточки, которую мы заполняли весь урок все ли мы колонки заполнили?»

Дети: осталась колонка с жанрами русских народных песен

Учитель: « Я предлагаю вам их заполнить, самостоятельно используя предложенные мной варианты жанров песен ».

(ребята заполняют, и проверяют конечный вариант, по следующему слайду)

Учитель: «Ребята, как называются все песни, которые мы слушали на уроке?»

Дети: русские народные

Учитель: «Какие особенности песен мы можем назвать?»

Дети: распевы ……

Учитель: «Можно ли народ назвать композитором?»

Учитель: «Ребята давайте оценим себя».

Дети: высказываются.

Учитель: «Самое время нам с вами на наших посиделках и чай пить, давайте возьмем кому понравился урок, баранку, а кому нет сушку»

Класс: 4

Учитель: - Здравствуйте, ребята!

Дети : Добрый день.

У нас на уроке музыки присутствуют гости. Давайте мы поприветствуем их:

Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час -
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас.

Учитель : А теперь для наших гостей давайте исполним знакомую нам песню.

(Дети исполняют песню “Светит месяц”)

Учитель : Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети : О русской народной музыке.

Учитель : Можем ли мы назвать имя композитора, написавшего русские народные песни?

Дети : Народ.

Учитель : И так тема нашего урока “Композитор имя ему народ”. А что мы можем узнать из русских народных песен?

Дети : О том, как жили люди, чем они занимались?

Учитель : Давайте посмотрим, правы люди, когда говорят, что народная песня – зеркало жизни народа.

(Эпиграф на доску)

Попробуйте в группах, вспомнить какие вы знаете жанры русской народной песни в которых отразилась жизнь русского народа и загадать напев эти песни другой команде.

(Дети напевают песни и называют жанры)

Учитель : Чем сопровождали русские люди исполнение песен?

Дети : Игрой на русских народных инструментах.

Учитель : У вас в конвертах находятся рисунки инструментов и народных и симфонических. Ваша задача:

(Дети вывешивают инструменты на доску, проверяем)

Учитель : Какой группы у нас не хватает?

Дети : Ударные инструменты.

Учитель : Назовите эти инструменты.

Дети : Ложки, бубен, трещотка, рубель.

Учитель : Вот как много мы можем узнать о жизни наших предков из русских народных песен. Интересно, а можно ли узнать из народных песен, как живут люди в других странах?

Дети : ответы

Учитель : И что для этого нужно сделать?

Дети : Можно, нужно послушать песни других народов.

Учитель : Ребята, внимание: я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по разным странам на крыльях музыки. И так вперед. Послушайте народную песню, и попробуйте узнать, в какую страну мы попали?

Учитель : Слушаем. (Учитель исполняет японскую песню “Сакура”)

Ваши предположения.

Дети : Восточные страны.

Учитель : Давайте поточнее узнаем. Внимание на слайд. Что это за страна?

Дети : - Япония.

Учитель : Да. Мы попали в страну, где восходит солнце. С древности японцы умели видеть бесценную красоту окружающей их природы.

Ребята, вы заметили какие деревья на слайде, точно в розовой пелене.

Дети : - Да.

Учитель : Это Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.

Давайте разучим эту песню “Сакура”.

Учитель : Дайте характеристику музыке и обратите внимание на лад.

Итак, какая музыка по характеру.

Дети : Напевная, нежная, мелодичная, мягкая, спокойная, любование природой.

Учитель : Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть какой-то необычный лад?

Дети : Не обычное звучание. Мелодия не похожа ни на мажор, ни на минор.

Учитель : Этот лад называется пентатоника - пятиступенчатый лад без полутонов. Ребята, послушав музыку, мы можем сказать какие японцы по характеру.

Дети : Спокойные, неторопливые.

(Учитель исполняет песню “Санта Лючия”)

Дети :

Учитель : Что может изображать мелодия?

Дети : В этой стране есть теплое море, яркое солнце, живут очень певучие люди.

Учитель : В какой стране находится город Неаполь??

Дети : (ответы)

Учитель : Давайте исполним песню.

(Разучиваем песню “Санта Лючия)

Учитель : Мелодия по характеру песенная или танцевальная?

Дети : Мелодия танцевальная, вальсовый ритм.

Учитель : Какие люди живут в этой стране, чем они занимаются?

(Учитель исполняет белорусскую песню “Реченька”)

Дети : Это русская песня, она напевная распевная, песенная.

Учитель : Вы правы, песня очень похожа на русскую народную песню. Но это другая страна – Белоруссия. Как это можно объяснить?

Дети :

Учитель : Это близкие народы. У нас общие корни. У нас общие предки. Мы славяне. Поэтому у нас так много похожего в языке, в музыке, в культуре, истории.

(исполняем песню)

Учитель : Что нового узнали на уроке? С песнями каких стран мы сегодня познакомились? Так можно ли узнать из народных песен о жизни любого народа?

Дети : отвечают.

Учитель : Верны ли слова “Народная песня – зеркало жизни народа”?

Дети : отвечают.

Учитель : Спасибо, ребята, за урок. Оцените свою работу на уроке, выбрав русскую балалайку:

  • красного цвета те, кому было интересно на уроке,
  • зеленую те, кому было трудно на уроке.

Покажите нашим гостям.

Технологическая карта урока музыки

Предмет Музыка
Автор УМК, учебник (выходные данные) Музыка 1-4 класс. Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина

Программа МОРФ. Просвещение 2012 г.

Тема урока “Композитор имя ему народ”
Тип урока Урок “обобщения” и полученных знаний. Урок-концерт – путешествие.
Цель урока Приобщение учащихся к национальной культуре и истории своего народа, воспитание бережного отношения к народным традициям своего народа и других стран.
Задачи урока: Задачи:
  • Показать значимость народной песни в музыкальной культуре;
  • Раскрыть сущность народной песни на примере ее жанров и творчестве русского народа;
  • Показать результаты творческих достижений учащихся;
  • Доказать, что народная песня значима в жизни любого народа, благодаря тем мыслям и чувствам, которые ней отображены;
  • Развивать творческие способности учащихся через исполнительскую деятельность;
  • Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, развивать эмоциональный отклик на музыку.
  • Способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности через народную песню.
Методы организации учебной деятельности Метод “Образ и мысли”;

Эмоциональной драматургии;

“Забегания” вперед и возвращения к “пройденному”;

Интонационно-стилевого постижения музыки;

Художественного, нравственно-эстетического постижения музыки

Музыкально-педагогический диалог;

Форма организации работы коллективная форма: хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная: музыкальная беседа – рассуждение;

групповая: проверочная работа по знанию состава оркестра русских народных инструментов;

Используемые технологии Игровые технологии.

Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников;

Планируемые результаты Предметные: Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России; ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России и мира; воплощать художественно-образное содержание народного творчества; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов;

Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки, сравнение с зарубежной народной музыкой.

Коммуникативные УУД: участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-инструментальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Этап урока: 1. Организационный момент и мотивация.
Организует работу по включению учащихся в учебную деятельность. Дети входят в класс.

Музыкальное приветствие детей “Доброе утро, здравствуйте учитель”

“Мир вам гости дорогие”

Этап урока: 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Организует беседу. Предлагает определить тему урока:

Давайте нашим гостям споем песню.

Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни, о чем мы будем говорить на уроке?

Можем ли мы назвать имя композитора, написавшего русские народные песни?

Исполнение песни.

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Определяют тему урока, постановка учебных задач

Этап урока: 3. Актуализация знаний в процессе повторения пройденного.
Организует повторение изученного материала о русской народной музыке:

А что мы можем узнать из русских народных песен?

Давайте посмотрим, правы люди, когда говорят, что народная песня – зеркало жизни народа.

Попробуйте в группах, вспомнить какие вы знаете жанры русской народной песни в которых отразилась жизнь русского народа и загадать напев эти песни другой команде.

Чем сопровождали русские люди исполнение песен?

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения
У вас в конвертах находятся рисунки инструментов и народных и симфонических. Ваша задача:
  • 1 группа найти и вывесить на доску р. н. деревянные – духовые инструменты;
  • 2 группа р. н. струнно-щипковые инструменты;
  • 3 группа кнопочно-язычковые инструменты.

Какой группы у нас не хватает?

Назовите эти инструменты.

Сопоставление и анализ состава оркестра русских народных инструментов и симфонического оркестра.
Этап урока: 4. Первичное усвоение новых знаний.
Организует слушание, анализ и разучивание японской, итальянской и белорусской песен:

Интересно, а можно ли узнать из народных песен, как живут люди в других странах?

И что для этого нужно сделать?

Ребята, внимание: я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по разным странам на крыльях музыки. И так вперед. Послушайте народную песню, и попробуйте узнать, в какую страну мы попали?

Ребята, вы заметили какие деревья на слайде, точно в розовой пелене.

Дайте характеристику музыке и обратите внимание на лад.

Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть какой-то необычный лад?

Не обычное звучание. Мелодия не похожа ни на мажор, ни на минор.

  1. Что может изображать мелодия?
  2. Мелодия по характеру песенная или танцевальная?
  3. Какие люди живут в этой стране, чем они занимаются?
  4. Отправляемся дальше. Куда мы попали?
  5. А что мы можем сказать об этой стране?
  6. Но это другая страна – Белоруссия. Как это можно объяснить?
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.

Исполняют песни.

Анализируют мелодии.

Сравнивают с русскими песнями.

5 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Организует разучивание новых песен в процессе изучения нового материала. Отвечают, аргументируя своё мнение, исполняют новые песни в процессе изучения нового материала.
6 этап: Первичная проверка усвоения нового материала.
Организует опрос:
  • Что нового узнали на уроке?
  • С песнями каких стран мы сегодня познакомились?
  • Так можно ли узнать из народных песен о жизни любого народа?
  • Верны ли слова “Народная песня – зеркало жизни народа”?
Отвечают, формулируя собственное мнение.
Этап: 7 Рефлексия, подведение итогов урока.
Предлагает определить уровень своих достижений: Анализ и оценивание своей деятельности на уроке.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Композитор – имя ему народ

Что такое фольклор? Фолькло́р (от англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека

Жанры русских народных песен Жанры русских народных песен

Музыкальный жанр - различные виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и словиями их исполнения. Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

Жанры народных песен исторические лирические трудовые плясовые хороводные солдатские обрядовые шуточные игровые частушки колыбельные былины

Колыбельные песни

КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ Календарные песни - это песни, исполняемые в определенное время года и связанные с годовым кругом земледельческих работ, другими словами, это песни, исполнение которых в другое время, вне праздничного обычая, было лишено всякого смысла

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ Хоровод – древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Хороводные песни - это песни, сопровождающие хороводы.

Солдатские песни СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ - народные песни, возникшие в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в. По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и бытовые. В первых получили отражение военные события начиная со времен Петра I (Северная война 1700-21) и кончая первой мировой войной 1914-18. В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев - А. В. Суворова, М. И. Кутузова. Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.

Трудовые песни Трудовые песни возникли в глубокой древности. Их появление связано со стремлением древних славян облегчить физический труд. Ритм этих песен организовывал движения работающих

Большое количество песен было сложено в среде бурлаков Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI- начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII-XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является « Эх, дубинушка, ухнем », которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Заокская школа-интернат


Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Геннадий Серебряков.


В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.




Трудовые песни

И.Репин. Бурлаки на Волге.


С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Ф.Журавлёв. Пряха.


Пословицы и поговорки о труде:

  • Терпение и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Что посеешь то и пожнешь.
  • Делу время, а потехе час.
  • Беседа дорогу коротает, а песня- работу.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Труд человека кормит, а лень портит.


РЕКРУТСКИЕ ИЛИ СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ

Солдатушки! Бравы ребятушки! Где же ваши деды?

Наши деды – славные победы! Вот, где наши деды!

Солдатушки! Бравы ребятушки! Где же ваша слава?

Наша слава – Русская держава! Вот, где наша слава!











Рожок

Свирель

Жалейка

Свистульки


УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Бубен

Ложки

Трещотки


Василий Васильевич Андреев (1861-1918)

В 1887 году В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.



Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен и использовали народные мелодии в своих произведениях.


Познакомимся с музыкальными произведениями русских классиков, которые сохранили фольклорные образцы через профессиональное творчество.

  • Г. Свиридов. Хор «Ты воспой, жавороночек» из сюиты «Курские песни»
  • А.К. Лядов «Шуточная», «Колыбельная», «Плясовая»
  • Н.А. Римский-Корсаков, обр. р.н.п. «Как за речкою да за Дарьею»
  • А. Аренский «Фантазия на темы Рябина»
  • М.П. Мусоргский «Песня Марфы» из оперы «Хованщина»

В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». Такие слова нашёл для русской народной песни Н.Гоголь.


  1. Воспитательные:

Ход урока:

I этап. Организация класса. Мотивация (самоопределение)к учебной

деятельности. Сообщение темы занятия .

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Геннадий Серебряков.

II Проверка домашнего задания. Систематизация и закрепление полученных знаний .

Дети называют народные песни

-«Эй, ухнем».

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Щедрая, река рек, светлая.

Назовите жанр этой песни.

Лирическая

О суженом, о любви.

Лен зеленой.

Песня сопровождается показом.

III Работа над новым материалом.

Календарные.

Дети читают: Веснянки

- Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Дети смотрят видеоклип.

Учитель предлагает разделиться на 2 команды:1 команда читает текст за детей, 2 команда -за Весну:

IV Кульминация урока

В драматических хороводах.

V Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Дети выполняют тест.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Композитор-имя ему народ" »

Государственное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 458 с углублённым изучением немецкого языка Невского района

Конспект открытого урока

Тема занятия : Композитор- имя ему народ.

4 класс

ФИО педагога: учитель музыки Орловская Ирина Анатольевна

Санкт-Петербург

План-конспект открытого урока

Тема: Композитор- имя ему народ.

Место и роль урока в изучаемой теме : урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала

Цель: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны

Задачи:

    Образовательные:

    закрепить представления детей о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни;

    выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека;

    познакомить детей с обрядовыми весенними песенками- закличками.

    Развивающие:

    закреплять навыки хорового и сольного исполнительства, игры на детских музыкальных инструментах;

    Развивать навыки монологической речи;

    Совершенствовать навыки анализа работы с предложенными текстами, развивать умение отбирать главное;

    формирование у учащихся способностей к самостоятельному анализу музыкального произведения.

    Воспитательные:

      формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны;

    повышать уровень музыкальной культуры, на примере русских народных песен

Оборудование занятия:

    Дидактический материал для педагога:

    Презентация

    Видеоклип «Встреча весны»

    Русский народный платок для «галки» и шапочка для «сокола»

    Детские музыкальные инструменты

    Дидактический материал для воспитанников:

    Слова песен: «Ах, ты степь широкая», «Вниз по матушке по Волге», «Тонкая рябина», «Лён зеленой», «На горе-то калина», «Во сыром бору тропина», «Калинка».

    Стихи и песни о Весне

    Таблица «Схема расположения инструментов русского народного оркестра»

    Тест по теме «Жанры русских народных песен»

    Материально- техническое оснащение занятия:

    Компьютер

    Проектор

    Фортепиано

Этапы и задачи урока (план урока)

Этап занятия

материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Организация класса Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности. Сообщение темы занятия.

Создать эмоциональный

настрой на занятие, мотивировать обучающихся на работу. Выяснить, для чего нам нужно изучать русские народные песни

Введение в тему

Стих «Ты откуда русская появилась музыка?»

Березка. Русский хоровод. Словесный. Проблемная ситуация, вопросы

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие, мотивирует их на работу. Ставит проблемный вопрос.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Индивидуальные суждения, размышления и высказывания

II Проверка домашнего задания. Систематизация и закрепление полученных знаний.

Проверить, как ребята научились самостоятельно искать интересную информацию в энциклопедиях, доп.литературе, интернете, установить межпредметные связи.

Выступления детей, музыкальная викторина

Беседа, диалог, сольное и ансамблевое исполнение, вокализация главной интонации, пластическое и высотное дирижирование.

Организует частично-поисковую ситуацию, расширяет кругозор учащихся, связанный с особенностями русских народных песен, ставит вокально-хоровые задачи.

Обобщают и пересказывают ранее изученный материал; отвечают на вопросы учителя, размышляют о значении песен в жизни человека, исполняют знакомые русские народные песни, совершенствуют вокально-хоровые навыки, закрепляют полученные знания, развивают монологическую речь.

III Работа над новым материалом.

Познакомить детей с обрядовыми весенними песенками-закличками, с обрядом встречи Весны

Видеоклип «Встреча Весны»,рассказ учителя, стихи и песни о Весне.

Информационные, наглядно-слуховые, работа в группах

Организует работу с наглядным материалом, разучивает новые песни

Разучивают новые песни, закрепляют вокально-хоровые навыки(пение в унисон, работа над кантиленой, работа над характером), работают с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи) Выразительно исполняют песню «Ой, кулики, жаворонушки», простукивают ритм песни.

IV Кульминация урока

Продолжать развитие исполнительских, творческих навыков и

Исполнение знакомых хороводных и плясовых песен

Диалог, метод театрализации

Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельное и коллективное исполнение знакомых песен

Индивидуальные суждения и высказывания, выбирают солистов в песнях, играют на детских музыкальных инструментах, рассказывают о создателе оркестра народных инструментов-В.В.Андрееве.

Рефлексия учебной деятельности.

Итог занятия

Проверка способности самооценки, как личностный результат. Определить степень успешности.

Выполнение теста по теме урока

Практический

Задаёт вопросы, выставляет оценки, анализирует работу учащихся, задает домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке.

Конспект занятия

№ Слайда

П (педагог)

Ход урока

(слова, действия педагога и воспитанников)

I этап. Организация класса. Мотивация (самоопределение)к учебной

деятельности. Сообщение темы занятия .

Вход под музыку Березка. Русский хоровод. Объявление темы урока.

Под какую музыку мы вошли? Какой оркестр звучал?

Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыки, вспомним особенности жанров русских народных песен.

Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Геннадий Серебряков.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.

II Проверка домашнего задания. Систематизация и закрепление полученных знаний .

Перечислите какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

Дети называют народные песни

Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Учитель играет мелодию песни «Ах, ты степь широкая»)

Дети называют песню, жанр, выразительно исполняют 1 куплет песни, перечисляют особенности.

(Учитель играет мелодию песни «Вниз по матушке по Волге»)

Дети называют песню, определяют лад, пропевают мелодию на гласный звук, используя пластическое и высотное дирижирование.

Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?

В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян.

-«Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов. Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

(Если дети затрудняются, можно сыграть припев песни «Эй, ухнем»)

-«Эй, ухнем».

Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

Щедрая, река рек, светлая.

Назовите жанр этой песни.

Лирическая

О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

О суженом, о любви.

Учитель играет песню «Тонкая рябина».

Дети выразительно исполняют 1 или 2 куплета песни.

С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

А без дела жить, только небо коптить!

Мала пчела, - и та работает.

Какую вы знаете трудовую песню?

Лен зеленой.

Какая особенность этих песен?

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне.(«Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен)

III Работа над новым материалом.

Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

Календарные.

Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках. Прочитайте,пожалуйста, что такое «веснянки».

Дети читают: Веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

- Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Дети смотрят видеоклип.

После просмотра фрагмента анализируют характер мелодии, обращают внимание на повторяющиеся интонации.

Учитель разучивает с детьми песню «Ой,кулики, жаворонушки».

(В работе над песней используется высотное тактирование и простукивание ритма песни)

Подберите нужную интонацию в стихотворении о Весне:

1.Весна,весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

Дети читают и подчеркивают главные выразительные интонации.

Учитель предлагает разделиться на 2 команды:1 команда читает текст за детей, 2 команда –за Весну:

Дети: -Весна - красна, на чем пришла?

Весна:- На солнышке, на боронушке!

Дети:- Весна -красна, что ты нам принесла?

Весна:- Косу да серпок, золотой снопок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!

IV Кульминация урока

На следующем уроке вы разучите игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос: в каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

В драматических хороводах.

Дети исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина», «Во сыром бору тропина»

Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Назовите мне инструменты русского народного оркестра, вспомните создателя оркестра народных инструментов.

Ложки, трещотки, домры, балалайки, гусли, свистульки, свирели и др. Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев(1861-1918)

В 1887 году В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!» П.Чайковский.

Звучит оркестр народных инструментов. Дети импровизируют на детских музыкальных инструментах.

V Рефлексия учебной деятельности. Итог занятия.

В русских народных песнях- мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Ребята, какая тема была сегодняшнего урока? Какие песни звучали? Вы сегодня хорошо работали, в заключении урока выполните задание.

Дети выполняют тест.

Учитель анализирует работу учащихся и задает домашнее задание. Найти ответ на вопрос: В каких концертных залах Санкт-Петербурга звучит народная музыка?

Список литературы

1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка.1-4.Методическое пособие. Москва. «Просвещение» 2006г.

2. Т.Петрова. Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов. «Янтарный сказ», Калининград,1994г.

3. А. Пересада. Балалайка. Москва. «Музыка».1990г.

4. Е.А.Сухарникова. Музыкальный Санкт-Петербург.Учебник-тетрадь.Санкт-Петербург.СпецЛит.2000 г.

5. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.3 класс. Москва.Просвещение.1983 г.

6. Фольклор в школе. Материалы к занятиям по детской бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов. Нижний Тагил, 1993 г.

Интернет сайты

1.Обрядовые песни. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%F1%ED%FF%ED%EA%E8_(%EF%E5%F1%ED%E8) 2.Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева. http://www.andreyev-orchestra.ru/

Приложение




Тест по теме «Жанры русской музыки»




© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры