Константин паустовский мой дом. Паустовский «Мой дом

Главная / Любовь

Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него вы­соким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских ко­тов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собирают­ся под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я вы­хожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. За­стряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особен­но хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.

На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.

Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рас­свете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.

(По К. Паустовскому) (159 слов)

Задание

  1. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложе­ний.
  2. Обозначьте орфограммы в наречиях:
    • вариант 1 - 2-й абзац,
    • вариант 2 - последний абзац.

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”. Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении.

2.Развивать учебные и читательские умения: учить слышать тон автора, правильно называть произведение (фамилия автора и заглавие, тему, жанр), выявлять авторскую точку зрения и роль автора, учить находить в тексте эпитеты, олицетворения, работать над выразительностью чтения. 3.Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, физическая карта России, иллюстрации с пейзажами Мещерской стороны, книги К.Г. Паустовского, карточки с опорными словами, иллюстрации для проведения словарной работы, аудиозапись, гербарий.

Ход урока

I.Организация класса на урок.

II.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Сегодня мы будем читать рассказ уже известного вам писателя. Каждая встреча с произведениями этого автора помогает вам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными. Мы прочитаем произведение, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма.

Посмотрите на портрет. Назовите фамилию этого писателя.

Назовите годы его жизни.

О чем писал К.Г. Паустовский?

Какие произведения Паустовского мы читали в этом году?

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Константина Георгиевича. Называется оно “Мой дом”.

III.Изучение нового материала.

1.Подготовка к восприятию произведения.

Откройте учебник и попробуйте предположить, посмотрев на иллюстрацию и опираясь на название произведения, о ком или о чем оно.

Как вы думаете, какой смысл заключен в эти два слова “Мой дом”?

Что конкретно о доме?

Можете ли вы сказать старый ли этот дом?

Почему на иллюстрации изображены коты?

Почему это произведение изучается в разделе “Осень”?

Давайте послушаем стихотворение об этой чудесной поре, которое нам прочитает…(один ученик читает стихотворение об осени наизусть).

О природе часто говорят стихами. Потому что стихи обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определенные переживания, настроения. Хотя о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой. У Паустовского есть произведение об этом. Называется оно “Мещерская сторона”. Это произведение состоит из частей. Каждая часть имеет свое название. “Мой дом” является одной из частей этого произведения.

Но прежде чем приступить к работе над произведением, я думаю вам будет интересно узнать, что же такое Мещерская сторона, где она находится.

Мещерская сторона или Мещера-это место под самой Москвой.

Посмотрите на карту, кто сможет показать, где находится Москва?

Чем является этот город для России?

Если я мысленно соединю линией Москву, Владимир, Рязань по рекам Оке, Клязьме, Москва-реке, речкам Колпь и Судогде, то полученный воображаемый треугольник с острием у Москвы и есть знаменитая Мещера.

Каким цветом отмечено это место на карте?

Почти сплошь это место на карте залито зеленым цветом лесов, пестрит черточками низин. В опоясанном реками треугольнике, покоится, если можно так сказать, чаша, вернее, огромное плоскодонное блюдо земли с плотным глинистым дном. Считают, что когда-то здесь было море. Потом одно к одному теснились озера, старее они превращались в болота. И ныне край-болотистая низина с сосновыми борами на песчаных буграх. Обилие воды-основная примета Мещеры. Даже в сухое время край во многих местах доступен только пешеходам. В половодье же Мещера (особенно ее Рязанская часть) буквально превращается в море. В природе этого края все просто, даже, пожалуй, скромно. Но если приглядеться, то можно увидеть целый поэтичный мир с туманами, цветами, грибами, лесами; наполненными голосами птиц, населенными разными животными.

Но вернемся к произведению Паустовского под названием “Мещерская сторона” (показ книги Паустовского).

Скажите, судя по объему, к какому жанру можно отнести это произведение?

Трудно определить жанр этого произведения. С одной стороны, судя по объему, можно считать, что это повесть, но с другой стороны - здесь нет общего традиционного сюжета. Но “Мещерская сторона” это и не сборник рассказов, так как рассказ – это отдельное, небольшое по объему произведение. В данном же произведении все части, несмотря на отсутствие сюжета, как бы переплетаются друг с другом. Потому что во всех этих частях Паустовский сообщает нам какие-нибудь географические сведения о Мещерской стороне. Но делает он это не сухим географическим языком, а художественным. Сам Паустовский определил жанр этого произведения как “географический”.

2.Словарная работа.

Кукан – это приспособление для навешивания пойманной рыбы. Берется веревка, проволока внизу которой крепится поперечная палочка, для того чтобы рыба не спадала. Навешивание производится путем продевания через жабры (показ иллюстрации с изображением кукана).

Околица – изгородь, вокруг селения или только при выезде из него.

Беседка – покрытая легкая постройка в саду для отдыха(показ иллюстрации).

3.Первичное чтение.

Чтение произведения (читает учитель и хорошо читающие ученики).

Так кто же скрывается за словом “я”?

4.Работа с текстом после чтения.

Прочитаем произведение еще раз. Постарайтесь увидеть все то, о чем нам хотел рассказать автор.

По ходу беседы мы будем составлять схему, которая нам пригодиться в конце урока.

а) Чтение и анализ первого абзаца первой части.

Итак, какой же он дом писателя?

Что значит изба “обшитая тесом”?

Где она находится? Чем отделена от сада?

Что такое частокол?

Чем является частокол для деревенских котов?

Замените слово западня синонимом.

Как вы понимаете выражение “коты всех мастей”?

-“Берут дом в осаду” - как это?

б) Чтение и анализ второго абзаца первой части.

Почему коты ждали вечера?

Что значит выражение “делают стремительные и ловкие взмахи”?

В самом последнем предложении на этой странице найдите фразеологический оборот.

От чего досадно котам?

Что значит застичь врасплох?

Часто ли коты совершают свои набеги?

в) Чтение и анализ третьего и четвертого абзацев первой части.

Почему осень засыпает дом листьями?

Представьте, как же красив этот сад осенью. Осень - красивая пора года. Посмотрите, какие красивые пейзажи можно увидеть осенью в Мещерской стороне.

В чем сходство в поведении котов и синиц?

Как бы вы озаглавили эту часть?

г) Чтение первого абзаца второй части.

О какой излюбленной части дома поведал Паустовский?

Какое ощущение возникает у писателя по утрам? Почему?

Что значит “солнце бьет”?

Какие бы краски вы взяли чтобы раскрасить обвивающие беседку листья? (показ гербария – виноград)

Кто еще навещает писателя по утрам?

Что их занимает? Как понять “смертельно занимает”?

д) Чтение и анализ второго и третьего абзаца второй части.

Чем же занят писатель в тихие осенние ночи?

Давайте попытаемся увидеть, услышать, почувствовать то, о чем мы сейчас прочитали.

Проводится беседа, в ходе которой дети рассказывают о том, что бы они увидели, почувствовали, услышали, если бы на самом деле находились в том месте сада, которое описано в произведении.

Теперь закройте глаза и попробуйте представить все то, о чем мы сейчас говорили. Поможет вам в этом музыка.

е) Чтение и анализ четвертого абзаца второй части.

О каком природном явлении говорится в этом абзаце. (показ иллюстрации)

Разве может туман шуршать?

Кто рождает это шуршание?

ж) Чтение и анализ пятого и шестого абзацев второй части.

-“Цепной пес” это какой?

Почему он так спокойно прореагировал на уход хозяина?

Любит ли пес своего хозяина?

з) Чтение и анализ седьмого абзаца второй части.

Почему рассказчик называет день “пустынным”?

Почему же он счастлив?

Знаете, ребята, а ведь открыл Мещеру для себя Паустовский случайно. Однажды он покупал в магазине чай, который ему завернули в обрывок географической карты. Карта была потертой и старой. На ней виднелись леса, деревушки, проступали ниточки рек. Паустовский смотрел на карту и думал, что просто обязан увидеть все своими глазами. В то же самое лето он уехал в Мещеру. Он бродил меж озер, вдыхал запах сосен, засыпал в стогу. Он писал о самой обыкновенной кашке, о запахе только что испеченного хлеба, рыбной ловле. Писал и чувствовал себя совершенно счастливым. Паустовский не жил в Мещере постоянно, он жил в Москве. Но как только выпадала первая возможность, он бросал все и возвращался в Мещеру. Он любил этот край и сумел рассказать о нем тонко и поэтично.

А теперь посмотрите на схему, которая у нас получилась и скажите, так что же, по-вашему, вкладывал в смысл слов “мой дом” Паустовский? Только ли это старая изба?

IV.Итог урока.

Мы познакомились с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”. Согласны ли вы с тем, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать не только стихами, но и прозой.

V.Домашнее задание.

Приготовить выразительное чтение понравившегося отрывка и проиллюстрировать его.

Конспект урока литературного чтения


«Что заслуживает описания? К. Паустовский «Мой дом»


УМК «Школа 2100»

Предмет: литературное чтение.

Тема: Что заслуживает описания? К. Паустовский «Мой дом».

Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка.

Работать над выразительностью чтения.

Ход урока

  1. Речевая гимнастика.

Прочитайте четверостишие. Постарайтесь уловить его мелодию.

Осенью листья желтеть начинают,

С шумом на землю ложатся они.

Ветер их снова наверх поднимает

И кружит, как вьюгу в ненастные дни.

Созвучно ли это стихотворение с темой раздела, который мы читаем? Почему?

Прочитайте свои четверостишия, которые вы сочинили об осени.

Кто из вас любит это время года? Почему?


Осень любили и поэты, и писатели, и художники.

Рассмотрите картину Василия Поленова «Золотая осень». Созвучна ли красота природы на картине с теми стихотворениями об осени, которые мы читали? Музыкальным оформлением к этой картине звучит музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года. Ноябрь». Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?

  1. Проверка домашнего задания.

Произведения каких поэтов мы читали на предыдущем уроке? Многие из вас выучили понравившиеся стихи про осень. Обоснуйте свой выбор и прочтите стих.

Какие средства художественного изображения применяет поэт?

Ребята, а почему о природе так часто говорят стихами? Попробуйте ответить на этот вопрос.

  1. Введение в тему урока.

Этот же вопрос задала и Настя, героиня нашего учебника, своему папе. Прочитайте, что ответил папа?

Где ещё можно встретиться с описание природы, по словам Настиного папы?

Что относится к прозе?


Как называется? Из какой книги этот произведение? По жанру, что это за произведение? Что мы знаем о рассказе?

  1. Работа с текстом до чтения.

Аустовского мы уже читали. Назовите эти произведения. («Кот-ворюга», «Жильцы старого дома»).

В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Его произведения , рассказ ведётся от лица автора. К. Паустовский талантливый писатель, настоящий художник слова. Вспомните, как красиво, подобно поэту К. Паустовский описывал жильцов старого дома, с каким тонким юмором он рассказал про кота-ворюгу, как помогал открывать нам прекрасное и удивительное в простом и обычном. В его творчестве раскрывается между человеком и природой. Паустовский много путешествовал по стране. Умер он в 1968 году. Его похоронили на кладбище в Тарусе, возле проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все кто любил его произведения. На его могиле всегда лежат живые цветы.

Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела?

(Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.).


Прочитайте ключевые слова. Можно ли что - либо сказать о содержании рассказа?

  1. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение и озаглавливание 1-й части рассказа.

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно почему? Вопрос задаем, но ответа он не требует.)

Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками).

Дом стоит в густом саду, но почему-то огорожен от сада высоким частоколом. (Частокол-забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие).

Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. (Можете предположить почему? Что такое западня? Ловушка).

Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли почему?)

Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Представили?) Кончается это тем, что я выхожу из с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Почему посветлело в доме? Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.

  1. Вопросы после чтения 1-й части.

Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

Какие звуки, запахи вы услышали в последних двух абзацах?

Как бы вы озаглавили первую часть? Работа в тетради. Стр. 29, задание 1.

(Отчаянные соседи. Осаждённая изба)

Почему же маленький дом в Мещёре «заслуживает описания», теперь можете ответить на этот вопрос?

  1. Чтение 2-й части учителем.

Прослушайте вторую часть. Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой.

Самостоятельное чтение.

Прочитайте вторую часть самостоятельно. Разбейте эту часть на картины. Составьте план (работа в парах).

(Работа в тетради на стр. 29, задание 1.)

  1. Беседка в глубине сада.

О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?

Какое ощущение возникает у писателя по утрам?

Кто еще навещает писателя по утрам?

Объясните выражение «смертельно занимают» (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

  1. Ночной осенний дождь.

Найдите эпитеты. (Отвесный дождь)

Объясните это выражение. (Идет абсолютно прямо)

Как называется такой прием?

Паустовский часто описывает дожди в своих произведениях, но каждый раз по-новому.

Какие запахи наполняют осенний сад?

  1. Туманный рассвет и бодрящий душ.

Как описывает писатель туман? Зачитайте!

Может ли туман шуршать?

Какой прием использует Паустовский? (олицетворение)

Кого он увидел в ведре?

Что называют околицей деревенские жители?

  1. Песня сверчка.

Сравните выражения, сверчок поет и рожок поет.

  1. Уход на рассвете.

Как вы думаете, почему у пса такая необычная кличка?

О чем может рассказать вздох собаки?

Объясните выражение «Восток розовеет».

  1. Затерянность в огромном мире.

Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

  1. Работа с текстом после чтения.

Задание 4 в тетради, стр. 29 (запись ключевых слов и сочетаний)

1-я часть. 2-я часть.

бывшая баня старая беседка

частокол воробьи

западня для котов часы

берут в осаду осенняя ночь

кукан с рыбой неторопливый дождь

мёртвой хваткой ночная бабочка

застигнутые врасплох туман

просят пощады колодезная вода

облетающий сад сверчок

синицы пёс Дивный

безмолвные воды

затерянность

  1. Обобщающая беседа.

а) Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

б) В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

«Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

в) Как вы думаете, действительно ли старый дом К. Паустовского, где он проводил время в Мещёре, заслуживает, чтобы его описывали, о нём рассказывали? Почему?

г) Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба?

(Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

д) Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы можно писать и прозой?

Домашнее задание.

  1. Нарисовать иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила.
  2. Попробовать подобрать музыкальное сопровождение к этому рассказу.
  3. Выполнить задание в литературной тетради под №2, 4 с. 29.
  4. Выписать на страничку ОСЕНЬ цитаты, которые особенно понравились.
  5. Подробный пересказ 2 части по плану (по одному фрагменту.).
  6. Выразительное чтение рассказа.

Учитель начальных классов: Казанцева Маргарита Викторовна

Конспект урока по литературному чтению
Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Мой дом»
Цель урока:

1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского «Мой дом».

Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения

о произведении.

2.Развивать учебные и читательские умения: учить слышать тон автора,

правильно называть произведение (фамилия автора и заглавие, тему, жанр),

3.Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.
Оборудование: презентация, физическая карта России, гербарий.
Ход урока.

I .Организация класса на урок.
II .Актуализация знаний. Постановка цели урока.
-Сегодня мы будем читать рассказ уже известного вам писателя. Каждая встреча с произведениями этого автора помогает вам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными. Мы прочитаем произведение, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма.

Посмотрите на портрет. Назовите фамилию этого писателя. (Слайд 2)

Назовите годы его жизни.

О чем писал К.Г. Паустовский?

Какие произведения Паустовского вы читали? (Слайд 3-7)

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Константина Георгиевича. Называется оно «Мой дом».
III .Изучение нового материала.
1.Подготовка к восприятию произведения.
- Попробуйте предположить, посмотрев на иллюстрацию и опираясь на название произведения, о ком или о чем оно.

Как вы думаете, какой смысл заключен в эти два слова «Мой дом»?

Что конкретно о доме?

Можете ли вы сказать старый ли этот дом?

Почему на иллюстрации изображены коты?

Почему это произведение изучается в разделе «Осень»?

Давайте послушаем стихотворение об этой чудесной поре, которое нам прочитает…

(ученик читает стихотворение об осени наизусть). (Слайд 8)

О природе часто говорят стихами. Потому что стихи обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определенные переживания, настроения. Хотя о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой. У Паустовского есть произведение об этом. Называется оно «Мещерская сторона». Это произведение состоит из частей. Каждая часть имеет свое название. «Мой дом» является одной из частей этого произведения. (Слайд 9)

Но прежде чем приступить к работе над произведением, я думаю, вам будет интересно узнать, что же такое Мещерская сторона, где она находится.

Мещерская сторона или Мещера - это место под самой Москвой.

Посмотрите на карту, кто сможет показать, где находится Москва?

Чем является этот город для России?

Если я мысленно соединю линией Москву, Владимир, Рязань по рекам Оке, Клязьме, Москва-реке, речкам Колпь и Судогде, то полученный воображаемый треугольник с острием у Москвы и есть знаменитая Мещера. (Слайд 10)

Каким цветом отмечено это место на карте?

Почти сплошь это место на карте залито зеленым цветом лесов, пестрит черточками низин. В опоясанном реками треугольнике, покоится, если можно так сказать, чаша, вернее, огромное плоскодонное блюдо земли с плотным глинистым дном. Считают, что когда-то здесь было море. Потом одно к одному теснились озера, старее они превращались в болота. И ныне край - болотистая низина с сосновыми борами на песчаных буграх. Обилие воды - основная примета Мещеры. Даже в сухое время край во многих местах доступен только пешеходам. В половодье же Мещера (особенно ее Рязанская часть) буквально превращается в море. В природе этого края все просто, даже, пожалуй, скромно. Но если приглядеться, то можно увидеть целый поэтичный мир с туманами, цветами, грибами, лесами. (Слайд 11-13)

Но вернемся к произведению Паустовского под названием «Мещерская сторона».

Скажите, судя по объему, к какому жанру можно отнести это произведение?

Трудно определить жанр этого произведения. С одной стороны, судя по объему, можно считать, что это повесть, но с другой стороны - здесь нет общего традиционного сюжета. Но «Мещерская сторона» это и не сборник рассказов, так как рассказ – это отдельное, небольшое по объему произведение. В данном же произведении все части, несмотря на отсутствие сюжета, как бы переплетаются друг с другом. Потому что во всех этих частях Паустовский сообщает нам какие-нибудь географические сведения о Мещерской стороне. Но делает он это не сухим географическим языком, а художественным. Сам Паустовский определил жанр этого произведения как «географический».
2.Словарная работа.
-Сейчас мы будем читать произведение «Мой дом». Я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова. Значение этих слов может быть для вас непонятным.

(Слайд 14-17)

Кукан – это приспособление для навешивания пойманной рыбы. Берется веревка, проволока, внизу которой крепится поперечная палочка, для того чтобы рыба не спадала. Навешивание производится путем продевания через жабры.

Околица – изгородь, вокруг селения или только при выезде из него.

Беседка – покрытая легкая постройка в саду для отдыха.
3.Первичное чтение.
-Сейчас мы с вами будем читать произведение «Мой дом». После чтения попробуйте ответить на вопрос: «Кто скрывается в рассказе за словом я?»

Чтение произведения (читает учитель и хорошо читающие ученики).

Так кто же скрывается за словом «я»?

4.Работа с текстом после чтения.
- Прочитаем произведение еще раз. Постарайтесь увидеть все то, о чем нам хотел рассказать автор.

а) Чтение и анализ первой части.
-Итак, какой же он дом писателя?

Что значит изба «обшитая тесом»?

Где она находится? Чем изба отделена от сада?

Что такое частокол?

Чем является частокол для деревенских котов?

Замените слово « западня» синонимом.

Как вы понимаете выражение «коты всех мастей»?

-«Берут дом в осаду» - как это?

Почему коты ждали вечера?

Что значит выражение «делают стремительные и ловкие взмахи»?

В самом последнем предложении на этой странице найдите фразеологический оборот. Что он обозначает? (Слайд 18)

От чего досадно котам?

Что значит застичь врасплох?

Часто ли коты совершают свои набеги?

Давайте попробуем нарисовать словесную картину «Охота котов». Назовите слова, которые помогут вам в этом. (Слайд 19)

Почему осень засыпает дом листьями?

Представьте, как же красив этот сад осенью. Осень - красивая пора года. Посмотрите, какие красивые пейзажи можно увидеть осенью в Мещерской стороне. (Слайд 20)

В чем сходство в поведении котов и синиц?

Как бы вы озаглавили эту часть?
г) Чтение и анализ второй части.
-О какой излюбленной части дома поведал Паустовский?

Какое ощущение возникает у писателя по утрам? Почему?

Что значит «солнце бьет»?

Какие бы краски вы взяли чтобы раскрасить обвивающие беседку листья? (показ гербария – виноград)

Кто еще навещает писателя по утрам?

Что их занимает? Как понять «смертельно занимает»?

Чем же занят писатель в тихие осенние ночи?

Почему писателю нравятся такие ночи?

Давайте попытаемся увидеть, услышать, почувствовать то, о чем мы сейчас прочитали.

Проводится беседа, в ходе которой дети рассказывают о том, что бы они увидели, почувствовали, услышали, если бы на самом деле находились в том месте сада, которое описано в произведении.

Теперь закройте глаза и попробуйте представить все то, о чем мы сейчас говорили. Поможет вам в этом музыка.

О каком природном явлении говорится в этом абзаце.(Слайд 21)

Разве может туман шуршать?

-«Цепной пес»- это какой?

Почему он так спокойно прореагировал на уход хозяина?

Любит ли пес своего хозяина?

Почему рассказчик называет день «пустынным»?

Почему же он счастлив?

Знаете, ребята, а ведь открыл Мещеру для себя Паустовский случайно. Однажды он покупал в магазине чай, который ему завернули в обрывок географической карты. Карта была потертой и старой. На ней виднелись леса, деревушки, проступали ниточки рек. Паустовский смотрел на карту и думал, что просто обязан увидеть все своими глазами. В то же самое лето он уехал в Мещеру. Он бродил меж озер, вдыхал запах сосен, засыпал в стогу. Он писал о самой обыкновенной кашке, о запахе только что испеченного хлеба, рыбной ловле. Писал и чувствовал себя совершенно счастливым. Паустовский не жил в Мещере постоянно, он жил в Москве. Но как только выпадала первая возможность, он бросал все и возвращался в Мещеру. Он любил этот край и сумел рассказать о нем тонко и поэтично.

Что же вкладывал Паустовский в смысл слов «мой дом»? Только ли это старая изба? (Слайд 22-23)
IV .Итог урока.
-Мы познакомились с произведением К.Г. Паустовского «Мой дом». Согласны ли вы с тем, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать не только стихами, но и прозой.
V .Домашнее задание.
-Приготовить выразительное чтение понравившегося отрывка и проиллюстрировать его.

2 4 2 2 3 3

I . Чтение текста.

1. Работа с текстом до чтения.

Дети самостоятельно проводят первый этап работы с текстом, обращая внимание на заглавие, имя автора и иллюстрацию к тексту. Учитель показывает книгу «Мещёрская сторона». Она уже знакома детям. Ученики отмечают талант К. Паустовского – настоящего художника слова, его поэтичность. Указывают на автобиографичность рассказов, повествование от первого лица. Вспоминают принцип видеть прекрасное в самом обычном .

– Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела? (Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т.д.)

Один-два ученика, после предварительной подготовки дома, выписывают на доску ключевые слова к первой части.

Прочитав ключевые слова, дети высказывают предположения о содержании .

2. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение и озаглавливание 1-й части.

Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение, диалог с автором).

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно, почему? Вопрос задаём, но ответа он не требует.) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками.) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. (Частокол – забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.

Можете предположить, почему? Нужно уточнить значение слова западня – ловушка.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли, почему?) Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Представили?) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Почему посветлело в доме? (Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.

Вопросы после чтения 1-й части:

– Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

– Какие звуки, запахи вы услышали в двух последних абзацах?

– Как бы вы озаглавили эту часть? («Отчаянные соседи», «Осаждённая изба».) Запись в тетради (с. 29, задание 1).

– Почему же маленький дом в Мещёре «заслуживает описания», теперь можете ответить на этот вопрос?

Часть 2 (читает учитель).

В ходе чтения нужно помочь детям представить осенние картины, почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой.

2.Повторное чтение рассказа.

В ходе чтения 2-й части предлагаем детям разбить её на картины и составить план (задание 1 в тетради, с. 29).

1) Беседка в глубине леса.

2) Ночной осенний дождь.

3) Туманный рассвет и бодрящий душ.

4) Песня сверчка.

5) Уход на рассвете.

6) Затерянность в огромном мире.

3. Обобщающая беседа .

а) – Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным ?

б)–В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли.)

– Вы абсолютно правы, и мне хочется прочитать строчки К. Паустовского, в которых он рассказывает об ощущении осени: «Много было примет осени, но я постарался запоминать их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

в)–Как вы думаете, какие стихотворные строчки очень подходят ко второй части рассказа «Мой дом»?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!..

А.С. Пушкин

г) – Как вы думаете, действительно ли старый дом К. Паустовского, где он проводил время в Мещёре, заслуживает, чтобы его описывали, о нём рассказывали? Почему?

д) – Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...)

е)–Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой?

3. Работа с текстом после чтения.

1.Задание 4 в тетради, с. 29 (запись ключевых слов и сочетаний).

1-я часть 2-я часть

бывшая баня старая беседка

густой сад дикий виноград

частокол воробьи

западня для котов часы

берут в осаду осенняя ночь

кукан с рыбой неторопливый дождь

мёртвой хваткой ночная бабочка

застигнутые врасплох туман

просят пощады колодезная вода

облетающий сад сверчок

синицы пёс Дивный

безмолвие воды

затерянность

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры