Лин хвай мин. Лин хвай мин Фильмы Лин Хвай-мин

Главная / Любовь

Уважаемые друзья!
.
С уважением, администрация сайт

Режиссер


Lin Hwai-min

Биография:

Лин Хвай-мин родился в 1947 г. в Тайване. О снователь и арт-директор Тайваньского Театра Танца «Небесные врата». Изучал движение китайской оперы в родном Тайване, современный танец в Нью-Йорке, классический танец в Японии и Корее. Он основал труппу в 1973 г. Известный балетмейстер с международной известностью часто использует приемы традиционной азиатской культуры, что не мешает ему создавать работы инновационных форм и современного звучания. Лин отмечен многими международными премиями и наградами. В 2003 году объявлен «Выдающимся Гражданином Тайбэя». Журнала «Данс Европа» представил Лина как «Балетмейстера ХХ века», а международный журнал «Балет Интернациональ» в 2000 году выбрал его «Лицом Года» наряду с Мерсом Канингхемом, Иржи Килианом, Пиной Бауш и Уильямом Форсайтом. Лин — известный писатель, его роман «Цикада»(Cicada ) - подлинный бестселлер в Tайване, несколько его произведений были переведены на английский язык и изданы в США.Лин основал отделение танца в Тайваньском Национальном Университете Искусств Тайбэя в 1983 году и работал там заведующим кафедрой в течение пяти лет. В 1996 году у Лина Хвай-мина состоялся дебют как у оперного режиссера. Он успешно поставил в оперном театре австрийского города Грац оперу «Расомон». В 2002 году — « T оску» с Национальным Симфоническим Оркестром Tайваня, которая стала событием в Тайбэе. С 2000 года Лин — арт-директор программы «Новел Холл Новый Танец» ( Novel Hall New Dance Series ) , которая представляет известные авангардистские группы и выдающихся танцовщиков мира.

Фильмы Лин Хвай-мин:

Считается, что к спектаклям Хвай-Мина применим принцип "видел один - видел все", и такое мнение, надо признать, не вполне безосновательно. До Москвы "Клауд Гейт" доезжает регулярно, названия привозят разные, но по формату, по пластическому решению и тем более концептуально одна постановка мало чем отличается от другой вне зависимости, идет ли в них речь о тонкостях каллиграфического письма или о трудностях выращивания риса. Как правило, тема заявлена в заглавии, а собственно хореография небогата находками, универсальна и прилагается к ней более или менее механистично, меняются лишь костюмы и видео-картинки на заднике. Обычно, правда, спектакль тайваньского театра танца - это одноактное, на час с небольшим, представление, а в данном случае - диптих (премьера 2014 года) из двух самостоятельных опусов, и уже одно это казалось любопытным.

Подобно тому, как показанный в прошлом году на Чеховфесте "Рис" Хвай-мина был про рис -

- "Белая вода", догадаться нетрудно, посвящена воде. На экране-заднике ненавязчиво и неспешно чередуются видеоинсталляции с изображениями речных потоков, а на сцене кордебалетные эпизоды перемежаются с сольными и дуэтными. Пятидесятиминутное действо составляют десятка полтора коротких фрагментов на музыку фортепианных миниатюр французских композиторов начала 20-го века - преимущественно Сати, а также Русселя и Ибера, и вдобавок к ним несколько в том же духе выдержанных сочинений безвестных азиатских авторов. Девушки в белых сарафанчиках, юноши в широких штанах и маечках-безрукавках, ткани и конечности "струятся", в общих танцах при желании можно усмотреть намек на "течения" и "камни", симпатичные женские соло и занятный мужской дуэт под Сати совершенно абстрактны, но так или иначе - а драматургия, присущая непременно самым "бессюжетным" балетным спектаклям, у Хвай-мина здесь отсутствует как факт, и это сознательная установка на отказ от всякого развития. "Белую воду" невозможно даже дивертисментом назвать, для этого эпизоды недостаточно контрастны. Есть чуть менее спокойные и чуть более экспрессивные, но в целом мероприятие - на любителя: отнюдь не гремит и не плещется бурным ручьем, а протекает довольно-таки ровно, без четко обозначенных всплесков и водоворотов, иногда медлительно, иногда чуть ускоренно, не фонтанируя и не затягивая, хотя, пожалуй, такой чистой созерцательностью тоже способно порадовать глаз, особенно ежели с непривычки.

"Пепел" построен на похожих движениях, медлительных и выполняемых на полусогнутых, но лаконичный и в своем роде "программный". Он поставлен на музыку 8-го квартета Шостаковича, и посвящен некой (неконкретной) массовой трагедии, гуманитарной катастрофе: последствиям ли бомбардировки или геноцида, учиненного без привлечения авиации, а может и ядерного удара, "конца света" локального или глобального масштаба, техногенный или стихийный, но, во всяком случае, картинка предполагается однозначно постапокалиптическая. Все участники представления в "грязном" гриме, костюмах-отрепьях, в отличие от "струящейся" пластики "Белой воды" здесь, в "Пепле", движения резки, угловаты, конвульсивны, свет приглушен и много дыма. Но главное, здесь нет места для соло и дуэтов, если из массы, сцепившейся руками, и выделяются сколько-нибудь индивидуализированные солисты, пары, то не для самостоятельного танцевального "номера", а лишь с тем, чтоб подчеркнуть тотальное страдание, в том числе и физическую боль, насилие над телом, а не просто душевные муки. Задача эта, впрочем, простейшими средствами решается секунд за тридцать, и двадцатиминутный спектакль, опять-таки изначально не предполагающий никакого драматургического развития, сразу превращается в полуперформанс-полуинсталляцию, чей хронометраж обусловлен не внутренней логикой, не пластической насыщенностью, но исключительно длительностью музыкального произведения, послужившего материалом для саундтрека. Созерцательность в "Пепле" отнюдь не столь благостна, как в "Белой воде", но понятно заранее: рассчитывать, что из "Пепла" блеснет алмаз, бесполезно, артисты и на поклонах не разжимают рук, словно демонстрируя - разом нас богато, но пасаран.

21 мая в Москве в рамках Чеховского фестиваля прошли премьеры двух постановок тайваньского хореографа Лина Хвай-Мина – «Белая вода» и «Пепел». Контрастные по содержанию и исполнению, обе постановки впервые были представлены в Европе в прошлом году на Movimentos arts festival в Германии. За год до фестиваля Лин встречался с его организаторами в Дрездене обсудить программу. Тогда-то он и вспомнил про «Струнный квартет № 8 До минор» Дмитрия Шостаковича (композиция была написана в 1960 году в Дрездене). Так родился «Пепел», второе название которого «Реквием». По словам Лина, постановка – своего рода катарсис от ужасов прошедшего и нынешнего веков: войны, геноциды, репрессии, экологические катастрофы. Как потом уже узнал хореограф, свое произведение Шостакович задумывал как реквием.

На сцене Моссовета сначала показали 55 минутную «Белую воду» на музыку Сати, Русселя, Сайгуна, Оаны и Ибера. Как и многие постановки Лина Хвай-Мина, эта про природу, а значит и про жизнь вообще. Белая вода – это бурление (потока, водопада), водяная пена. Танцовщики, соответственно, в белых или светло-серых свободных одеждах как принято у Лина синхронизируются на собственном дыхании, а не на музыке – как будто музыка рождается из их движения, а не наоборот. Обилие прыжков, завернутые вовнутрь стопы и бег на полусогнутых – вся эта классика «Клауд гейта» здесь тоже присутствует. Став водой реки или водопада, которая бурлит на видеопроекции на заднике сцены, танцовщики то стремительно перемешиваются, то замедляют движение настолько, что кажется, время потекло иначе. Композиционные перестроения и технически насыщенные соло погружают в дзен-буддийское состояние ума – созерцательное.

Полная противоположность – 22 минутная постановка «Пепел». Невозможно узнать в выползающих на сцену перекореженных зомби тех утонченных существ в белоснежных одеяниях с прямыми спинами и светлым взором. Волосы взъерошены, лица словно измазаны сажей, вместо одежды – черные лохмотья, тело будто поломано во всех суставах. Они передвигают свои конечности, кто поодиночке, кто поддерживая другого, падают как сухие ветки, тела их сводит эпилептическая судорога. Как догорающий пепел ворочается по земле от ветра, также и танцовщики, будто медленно догорая, перкатываются по сцене. То конвульсивно трясутся, неестественно заламывая руки, то костенеют в страшных корявых позах. Перед тем, как свет погас, они застыли с открытыми ртами – немой крик, который эхом еще отзывался в темноте. Когда свет снова зажегся и зал бурно зааплодировал, танцовщики стояли стеной, взявшись за руки, с суровыми лицами, не шевелясь. Свет потухал и зажигался вновь – они стояли, зал аплодировал сильнее и кричал «Браво!», занавес закрывался и открывался – ни один мускул не пошевелился на их лице. Это усиливало ощущение серьезности темы и чувств, которые оно вызывает – это все не шуточки, не театр. Они так и не поклонились.

Обе постановки –белое и черное в знаке инь-ян. «Белая вода» – о жизни, движении, свете, «Пепел» – о смерти, страданиях и жестокости мира. Лин Хвай-Мин будто говорит – посмотрите на жизнь, она быстротечна и прекрасна, нельзя ее отнимать, сжигать, превращая в пепелище.

Культура

В четверг, 11 июня в арт-центре «Коммуна» воронежским журналистам посчастливилось побеседовать с культовым Тайванским хореографом Лин Хвай-мином. Его танцевальная труппа стала первым профессиональным коллективом в Китае. На Платоновский фестиваль легендарный режиссер привез совместную с театром танца «Клауд Гейт» работу с лаконичным названием «Рис».

Пресс-конференцию Лин Хвай-мин начал с рассказа об истоках постановки:

Идея данного спектакля пришла ко мне, когда я побывал в интереснейшей азиатской деревушке, где фермеры занимаются натуральным хозяйством. В этом местечке время будто застыло, там нет даже электричества, зато там есть пристальное внимание жителей к природе и пейзажу. Моему взору открылось многогектарное поле, на котором рос рис, и красота всего этого буквально пленила меня. Я увидел во всем этом определенную пластику, которую мне захотелось воплотить на сцене.

Лин Хвай-мин рассказал, что даже специально послал в ту деревню оператора, чтобы заснять разные этапы созревания риса. Полученный материал был использован в качестве фоновой видео-инсталляции к спектаклю.

Я хотел передать в своей постановке цикличность жизни, ее непрерывность. Мы ставим знак равенства между всем живым: артисты труппы изображают растущие кусты риса, но в то же время это может восприниматься как метафора созревания человека.

Режиссер также поделился своим опытом взаимодействия с мастерами боевых искусств, которые персонально работали с танцорами театра «Клауд Гейт»:

Когда я только обратился к ним за помощью, мне дали решительную отповедь: мы не учим танцам. Но я сумел убедить мастеров, что мне важно подготовить артистов духовно и физически, научить их стилистике пластики. И в итоге мы достигли впечатляющих результатов, и я подчеркиваю, целостность спектакля во многом не моя заслуга, а следствие плодотворной совместной работы танцоров и гуру боевых искусств.

Хотя, после премьерного показа «Риса», когда мы сорвали овации, один сэнсей сперва подошел ко мне, окруженному друзьями, и сказал: «Поздравляю, публика в восторге». Однако когда все ушли, он стал негодовать: «Вы все сделали не так!» Но это его профессиональная скрупулезность - у нас не было цели перенести боевые искусства на сцену в неизменном виде.

Лин Хвай Мин уверен, что танцевальная эстетика какой-либо страны является отражением ее культуры. Классический балет, по мнению хореографа, есть продукт тех европейских культур, которые стремились к строительству высоких кафедральных соборов. Поэтому в нем так много вертикально устремленных па. А вот культура азиатская, связанная в том числе со сбором риса в согбенном положении, нашла отражение в необычной современной хореографии восточных стран.

И вообще, для Китая, Индонезии и многих других государств, «рис» выступает в роли синонима слова «мать». Мне доводилось встречать певцов, восхваляющих своим пением богиню риса, дающую потомство в виде урожая. Данный мотив, к слову, нашел пластическое отражение в нашей постановке.

Что интересно, одним танцевальным искусством жизнь Лин Хвай-мина не ограничивается. Он - всесторонне развитый человек - в 14 лет хореограф издал книгу рассказов:

Быть молодым писателем - прекрасно. Особенно, потому что ты продолжаешь получать гонорар в течение всей жизни. Правда, я давно уже забыл слова, так что вряд ли вернусь к словесному творчеству. Теперь мой язык - танцы.

Развитие искусства танца на Тайване отражает непростую историю острова. Во второй половине ХХ столетия ключевую роль в становлении современного танца на Тайване сыграл Лин Хвай Мин.

Год 1947, когда появился на свет будущий балетмейстер, был непростым и для его семьи, и для Тайваня в целом. Возвращение острова под власть Китая после поражения Японии во Второй мировой войне спровоцировало восстание, которое было жестоко подавлено, введенное в тот год военное положение сохранялось в течение четырех десятилетий. К моменту рождения Лина его родители лишились большей части семейного бизнеса, тем не менее, семья не бедствовала. Детство его прошло в небольшом живописном городе Цзяи. Будучи людьми интеллигентными, родители дали сыну хорошее образование. В доме было много картин, книг – и японских, и китайских, отец был увлечен рисованием, мать – музыкой. Тягу к искусству Лин ощутил уже в подростковом возрасте – ему было всего четырнадцать лет, когда в газетах и журналах начали публиковаться его рассказы и стихи. В юности он интересовался разными явлениями литературы – от романов Льва Николаевича Толстого и Эрнста Хемингуэя до модернистских течений Тайваня. Привлекает его внимание и кинематограф, в особенности танцевальные фильмы, а после службы в армии Лин увлекся танцами. Он посещал семинары танцовщиков, учившихся в США, но свое будущее с этой профессией он поначалу не связывал. Он намеревался стать журналистом, и с этой целью уехал в 1969 г. в США, чтобы учиться в университете.

Лин Хвай Мин учился в Миссури, затем – в Айове. Но не только учеба занимала его в это время. На курсах Марсии Тайер он изучал современный танец, а затем выступал в составе ансамбля, возглавляемого ею. Современный танец вызывает у него все больший интерес, и по окончании учебного курса в Айове он отправился в Нью-Йорк, где учился у , а также у . Одновременно он изучал современную литературу, посещал театры и музеи. Чтобы иметь средства к существованию, ему приходилось подрабатывать в ресторанах, и все же три года в Нью-Йорке стали для Лина счастливейшим временем, а вот о его родине этого сказать нельзя: Тайвань, на международном уровне признанный частью Китая, утратил суверенитет, что явилось сильнейшим потрясением для его жителей. Лин Хвай Мин – как и многие его соотечественники, учившиеся в то время за границей – возвратился на родину, стремясь быть в такое непростое время со своим народом.

Начав балетмейстерскую деятельность на родине, хореограф взял курс на создание современных хореографических постановок на основе национальной музыки. В 1973 г. он создал первый театр современного танца на Тайване, театр получила название Cloud Gate («Облачные врата»), в честь старейшего китайского танца, история которого насчитывает пять тысячелетий. В своих первых постановках – например, «Сказка о белой змее» – хореограф использовал немало элементов традиционной китайской культуры: округлые движения (круг играет важную роль в китайской философии), веер, символизирующий любовь, зонт как знак разделения. Ранний период своего творчества хореограф охарактеризовал как «очень китайский».

В 1978 г. Лин Хвай Мин создал эпическую постановку «Преемственность», повествующую о переселенцах, три столетия назад отправившихся из Китая на Тайвань, чтобы строить там новую жизнь. Хореографическое действо содержит элементы гимнастики, китайских традиционных танцев и даже карате. Работы последующих лет – «Нирвана» на основе буддийской философии, «Сон в красном тереме» по одноименному китайскому роману и другие – направлены на поиск национальной самобытности.

Деятельность труппы была прервана на три года в 1988 г. из-за материальных проблем. В эти годы хореограф много путешествовал. Он посетил Корею, Японию, Бали, Индию, Непал. Впечатления, полученные во время путешествий, нашли отражение в произведениях последующих лет – например, «Песня странников» связана с посещением индийской местности, где, согласно легенде, достиг просветления Гаутама Будда. С буддийской философией связан и балет «Лунная вода» – его заглавие перекликается с изречением: «Цветы в зеркале и луна в воде иллюзорны». В то же время это название связано с Тай-чи – древнекитайским комплексом психофизических упражнений. В рамках этой системы идеальное человеческое состояние, к которому надлежит стремиться, описывается так: «Энергия течет, как вода, дух светит, как луна». Пятидесятиминутный балет с его «струящейся» пластикой исключительно созерцателен.

Не ограничиваясь созданием спектаклей, балетмейстер занимается педагогической деятельностью, причем она не сводится к профессиональной подготовке. Наряду с хореографическим отделением Национального института искусств он основал в разных городах Тайваня более двадцати школ. В этих школах, которые посещают и дети, и взрослые, и пожилые люди, его последователи ведут преподавание по разработанной им системе, которую он назвал «Пауза жизни», она призвана помочь человеку через познание своего тела прийти к гармонии и с природой, и с другими людьми.

Все права защищены. Копирование запрещено.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры