Литературно-исторические заметки юного техника. Горьковские места в нижнем новгороде Сколько лет горький прожил с дедом

Главная / Любовь

«Детство» – автобиографическое произведение, в котором Максим Горький рассказывает о своих сиротских детских годах, проведенных в зажиточной семье родного деда Василия Каширина в Нижнем Новгороде.

Краткое содержание «Детство» для читательского дневника

Число страниц : 74. Максим Горький. “Детство. В людях. Мои университеты”. Издательство “АСТ”. 2017 год

Жанр : Повесть

Год написания : 1913 год

Время и место сюжета

Поскольку данное произведение является автобиографичным, можно сделать вывод, что действие повести происходит примерно в 1871-1879 гг., в Нижнем Новгороде, где прошли детские годы осиротевшего писателя.

Главные герои

Алексей Пешков - одиннадцатилетний мальчик, которому после смерти отца пришлось пережить немало невзгод.

Варвара Васильевна Пешкова - мать Алексея, безвольная, забитая, уставшая от жизни женщина.

Акулина Ивановна Каширина - бабушка Алексея, добрая, любящая, заботливая.

Василий Васильевич Каширин - дед Алексея, владелец прибыльного дела, злой, жадный, жестокий старик.

Яков и Михайло Каширины - старшие сыновья Василия Васильевича, глупые, завистливые, жестокие люди.

Иван Цыганок - девятнадцатилетний юноша, подкидыш-воспитанник в семье Кашириных, добрый и веселый.

Сюжет

Алексей рос в любящей, дружной семье. Когда от холеры скоропостижно скончался его отец, мать от пережитого горя родила раньше времени, однако младенец не выжил. Осиротевший Алексей и его мать Варвара на пароходе отправились в Нижний Новгорода, в семью деда Василия Каширина. В доме жила большая семья: дед с бабушкой Акулиной Ивановной, а также взрослые их сыновья Михайло и Яков с женами и детьми. Кроме того, с Кашириными жил молодой паренек, подкидыш Иван Цыганок.

Василий Васильевич работал цеховым старшиной в красильной мастерской. Он был очень трудолюбивым, прижимистым, требовательным старичком, и за долгие годы тяжелого труда нажил приличное имущество. Вот только семья его была совсем недружной: братья постоянно ссорились, требуя от отца раздела его добра. Однако дед старший Каширин видел, что сыновья - никудышные хозяева, и не спешил отдавать им наследство. Алеше пришелся по душе лишь Иван Цыганок, с которым он быстро сдружился. Юноша отличался добродушным, покладистым характером и готовностью прийти на помощь окружающим. Однако вскоре единственный друг Алеши умер, и он остался один в ненавистном семействе.

Алексею было сложно привыкнуть к жизни в доме, где постоянно слышалась ругань, а дети подвергались суровым телесным наказаниям. Однажды его засекли до потери сознания, и после того случая Алексей глубоко разочаровался в матери, которая даже не попыталась встать на его защиту. Спасала мальчика от страшного отчаяния только доброта бабушки, которая жалела его, и при каждом удобном случае старалась побаловать.

Спустя некоторое время Варвара под отцовским нажимом вновь вышла замуж. Забрав Алексея, супруги перебрались в Сормово. На новом месте герой пошел в школу, где у него сразу не заладились отношения ни с одноклассниками, ни с учителем. Новый брак, в котором родилось двое детей, не принес счастья Варваре. Муж стал изменять ей, унижать и бить. Не выдержав, Алексей ранил обидчика матери ножом.

Герой был вынужден вернуться к деду. Когда старший Каширин узнал о смерти Варвары, он не стал держать на иждивении родного внука, и отправил его самостоятельно зарабатывать на хлеб.

Вывод и свое мнение

С ранних лет Алеше пришлось хлебнуть немало горя: пережить смерть отца, стать свидетелем жестокости, зависти и несправедливости, ощутить на себе все «прелести» телесных наказаний, и многое другое. Трудно ждать от ребенка, живущего в состоянии постоянного страха, злости и ненависти, что он вырастет достойным человеком. Однако, несмотря на все испытания, Алексей не очерствел сердцем, не растерял свою природную доброту, отзывчивость, честность.

Главная мысль

Детство - важная пора в жизни каждого человека, ведь именно тогда закладываются жизненные приоритеты, отношение к себе и окружающему миру.

Авторские афоризмы

«…Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми…»

«…Человечью ласку на базаре не купишь…»

«…Правил у нас много, а правды нет…»

«…А хороший указчик дороже десяти работников…»

«…Донос - не оправданье! Доносчику первый кнут…»

«…Скорлупы у нас много; взглянешь - человек, а узнаешь, - скорлупа одна, ядра‑то нет, съедено…»

Толкование непонятных слов

Фуксин – ярко-красная анилиновая краска, названная по сходству с окраской цветов фуксии.

Целковый – серебряная монета достоинством в один рубль.

Косушка – бутылка водки емкостью в четверть литра.

Расточаться – безрассудно, бессмысленно тратить что-либо.

Каменка – печь, сложенная из камня и не имеющая трубы наружу.

Поземок – перенос снега ветром над самой поверхностью снежного покрова при отсутствии снегопада.

Новые слова

Риза – верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения.

Псалтырь – книга Ветхого Завета, сборник молитв.

Скоромное – продовольственные продукты, в состав которых входит пища от теплокровных животных (птиц и млекопитающих).

Тест по повести

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 1476.

В газете уже публиковалась запись в метрической книге Покровской церкви г. Балахны о рождении деда Максима Горького Василия Васильевича Каширина 16 января 1807 года (по старому стилю). Мать писателя Варвара Васильевна Каширина (в замужестве Пешкова) также родом из нашего города. Поэтому Балахну называют прародиной великого русского писателя.

Род Кошириных (именно так писалась фамилия во всех документах ХVIII – XIX веков) имеет древние корни на балахнинской земле. Нижегородец Евгений Позднин, кандидат филологических наук, известный составитель научной биографии пролетарского писателя Максима Горького, провел исследование рода Кошириных по документам Центрального архива Нижегородской области. Его подробное повествование о перипетиях жизни прадеда Максима Горького было опубликовано десять лет назад в газете «Нижегородская правда». Основателем рода, по мнению Е.Н. Позднина, является мещанин Василий Назарович Коширин, который значится по 4-й Ревизской сказке купцов и мещан города Балахны. Умер он в 1766 г. в глубокой старости (за 83 года), оставив трех сыновей – Ивана, Степана и Дмитрия. У старшего, женившегося на Авдотье Федоровне Барминой, было два сына – Петр и Данило. Последний из них стал купцом 3-й гильдии, был женат на Устинье Даниловне Галкиной. В этой семье и родился в 1771 г. Василий Данилович – прадед М. Горького. Родители его жили в старом посаде, в приходе Козьмодемьянской церкви в доме, доставшемся Даниле Ивановичу от отца. Но Василий в возрасте 15 лет со своими братом и сестрой (старшая сестра была уже замужем) остались сиротами, бедствовали, лишились отчего дома.

В 1795 году Василий Данилович, находясь на городской службе в должности посыльного у купеческого старосты, женился на купеческой дочери Ульяне Максимовне Бебениной и поселился в доме ее отца, который достался ей как единственной дочери после смерти родителя, не дожившего до ее свадьбы. Оставшись без родительской поддержки, супруги бедствовали, занимали. Василий подрабатывал в услужении у купцов, ходил бурлаком по Волге, занимался рыболовством, «хватил по жизни лиха». Об его нелегкой судьбе можно узнать из архивных дел Балахнинского магистрата. В 1804 г. Василий Данилович был арестован в Астрахани за бродяжничество и отсутствия у него паспорта. На родине за ним числилось немало долгов, уплату которых по решению городового магистрата должно было взять на себя мещанское общество. В отработку долгов В.Д. Коширин был отдан в работники на 10 лет одному из мещан. Осенью 1806 г. за два месяца до рождения сына Василия в возрасте 35 лет он был призван в рекруты, домой он больше не вернулся.

Деду писателя балахнинскому мещанину Василию Васильевичу Коширину, женившемуся на нижегородской мещанке Акулине (в метрических книгах писалась Акилина) Ивановне Муратовой, удалось скопить денег, чтобы построить собственный дом на Никитиной улице в приходе Спасопреображенской церкви г. Балахны (о проживании здесь имеется запись в обывательской книге Балахнинского городского общества за 1844 г.). В этой церкви (в настоящее время не существует) 18 января (по ст. стилю) 1831 г. состоялось их бракосочетание. Примечательно, что на свадьбе среди поручителей (сейчас называют – свидетели) присутствовал нижегородский цеховой. Уже тогда дед Василий был связан с ремесленниками Н. Новгорода. Через год в 1832 г. родился первенец сын Михаил, в 1836 г. – дочь Наталья, в 1839 г. – сын Яков, потом дочь Екатерина. В январе 1846 г. семья Кошириных, в которой из 5 детей самой младшей была Варвара, родившаяся в 1844 г., мать будущего писателя, переехала в Нижний Новгород. Василий Каширин был причислен к цеховым, устроил свою красильню рядом с двухэтажным домом с флигелем и садом, построенном в 1865 г. на Ковалихинской улице, где и прошло детство Алеши Пешкова, будущего писателя.

1868 года, марта 14-го дня, в два часа ночи природа, по свойственной ей любви к злым шуткам и для пополнения общей суммы созданных ею в разное время нелепостей, сделала своей объективной кистью размашистый мазок - и на свет божий явился я. … бабушка говорила мне, что как только мне был придан надлежаще человеческий вид, - я закричал.

Я хочу думать, что это был крик негодования и протеста.

(М. Горький «Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца». 1983 г.

Максим Горький (псевдоним, настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Его отец - Максим Савватиевич Пешков был столяром-краснодеревщиком, работал в мастерских волжского пароходства, дослужился до управляющего пароходной конторой в Астрахани, куда уехал с семьей в 1871 году и где умер от холеры, заразившись ею от маленького сына. Мать - Варвара Васильевна Пешкова, в девичестве Каширина, вернулась с 3-х летним Алешей в Нижний Новгород в дом своего отца и деда Алеши - Василия Васильевича Каширина.

Дед в молодости был бурлаком, однако сумел подняться из нищеты, открыл в Нижнем Новгороде небольшое красильное заведение и много лет числился цеховым старшиной. В доме Кашириных царила тяжелая атмосфера «вражды всех со всеми», взрослые ссорились из-за неразделенного наследства, нередки были пьяные драки, женщины были бесправны и унижены, дети подвергались жестокой порке розгами, устраиваемой дедом за провинности по субботним дням. Об этом писатель рассказал в своей автобиографической повести «Детство»: «Дед засек меня до потери сознания и несколько дней я хворал… С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Мать не баловала сына вниманием, видя в нем виновника смерти любимого мужа. Зато бабушка Алеши - Акулина Ивановна Каширина осветила его жизнь любовью и лаской, приобщила к истокам народного творчества - песням и сказкам. «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Жизнь действительно была нелегкой. В 11 лет потеряв и мать, умершую от скоротечной чахотки, Алексей вынужден был пойти на заработки. Дед Каширин, разделивший к тому времени наследство между сыновьями, разорился и вынес внуку свой вердикт: «Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди».

Судьба не предоставила Алеше возможности продолжить образование (с 1877 по 1878 годы он успел закончить лишь два класса Нижегородского слободского Кунавинского начального училища - школы для городской бедноты). «В людях» подросток служил «мальчиком» при магазине, учеником в иконописной мастерской, посудником на пароходе, статистом в ярмарочном театре. Благодаря пароходному повару Михаилу Смурому, большому любителю книг, Алексей пристрастился к чтению. Ненасытная любовь к книге как источнику знания, жажда получить систематическое образование привели его к решению ехать в Казань (1884), чтобы поступить учиться в Казанский университет. Однако, мечта об учебе не сбылась, и он вынужден был вновь зарабатывать себе на жизнь трудом чернорабочего (грузчика, подручного пекаря, дворника, садовника и т.п.), обитая в трущобах, изнутри наблюдая жизнь городских низов. В Казани он сблизился с демократическим студенчеством, в среде которого были сильны идеи народничества, участвовал в нелегальных «кружках самообразования», пытаясь получить ответы на мучающие его вопросы: почему так несправедливо устроен мир, почему так скверно и трудно живут люди и как изменить эту жизнь к лучшему. Не находя в этот период ответов на свои вопросы, чувствуя безысходность, одиночество и неудовлетворенность в отношениях с окружающими его людьми в декабре 1887 года он решается на самоубийство. Попытка покончить с собой не удалась - получив тяжелое ранение, Алексей выжил, но здоровье его было подорвано из-за простреленного легкого, в котором впоследствии развилось осложнение - легочная чахотка.

Летом 1888 года Алексей вместе с революционером-народником Михаилом Ромасем уезжает в село Красновидово - вести просветительскую работу среди крестьян. Общение с Михаилом помогает ему преодолеть душевный кризис. Чтобы поближе узнать жизнь народа, дальнейшие несколько лет (1988-1892) у Алексея Пешкова в большой степени связаны с «хождением по Руси» (он работает на рыбных промыслах Каспия, на станциях Грязе-Царицынской железной дороги, странствует в поисках работы по Поволжью, Дону, Украине, Бессарабии, Крыму и Кавказу). В промежутке между странствиями живет в Нижнем Новгороде (с апреля 1889 по апрель 1891), работает разносчиком кваса, письмоводителем у адвоката А.И. Ланина, посещает различные кружки нижегородской интеллигенции.

В октябре 1889 года нижегородский цеховой Алексей Пешков был арестован за связи с поднадзорными революционными народниками и с этого времени сам становится поднадзорным. В этом же году происходит его знакомство с

В.Г. Короленко. Пробующий свои силы в сочинительстве, Алексей принес на суд известному писателю свой первый литературный опус - поэму «Песнь старого дуба», которая впоследствии, по свидетельству писателя, не сохранилась, и в памяти осталась лишь строчка: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Критические замечания в адрес его творения поначалу огорчили новоиспеченного автора (около двух лет он не брался за перо), но не отбили охоту писать. Он много и активно занимается самообразованием, читает русских и зарубежных авторов, изучает литературу по философии, истории, искусству и «пишет для себя» (среди самых ранних его сочинений - поэма «Девушка и Смерть» (1892), валашская сказка «О маленькой фее и молодом чабане» (1892)).

В 1892 году в Тифлисской газете «Кавказ» (в это время Алексей Пешков работает в Тифлисских железнодорожных мастерских) появляется его рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом М. Горький. С этого события начинается отсчет его литературной деятельности.

В октябре 1892 года Горький возвращается в Нижний Новгород. С 1893 года он плодотворно работает в провинциальной прессе. Его заметки, фельетоны, очерки, рассказы печатаются на страницах газет «Волжский Вестник», «Самарская газета», «Волгарь», «Нижегородский листок». В последнем Горький в 1896 году публикует ряд заметок, посвященных проходящей в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке, где критикует односторонний показ достижений промышленности, красной нитью проводя мысль о том, что «выставка народного труда - не народна», поскольку «народ в ней никакого участия не принимает». Благодаря поддержке В.Г. Короленко, несколько рассказов Горького печатаются в столичных журналах. А после выхода в свет в 1898 году двухтомника его «Очерков и рассказов» (издатели С. Дороватовский и А. Чарушников) о молодом нижегородском писателе заговорили всерьез. Не только в России, но и к началу 900-х годов - за рубежом. Его произведения стали переводиться на иностранные языки.

Критика отмечала два направления в раннем творчестве Горького - реалистическое и революционно-романтическое, хотя деление это весьма условно, поскольку писатель часто в одном произведении использует приемы, характерные как романтическим, так и реалистическим формам художественного обобщения. К разряду реалистических относится вышедший в свет в 1899 году роман «Фома Гордеев», где писатель изображает хорошо знакомую ему жизнь купеческого сословия, рисуя образ отщепенца, нетипического представителя своего класса, бунтующего против враждебного человеку мира стяжателей-дельцов. В этом же году Горький публикует новую редакцию героико-романтической поэмы в прозе «Песня о Соколе» (она была написана в 1894 году под названием «В Черноморье»), а в 1901 году писатель создает мгновенно ставшую знаменитой «Песню о Буревестнике». Обе «Песни» звучали как лозунг, призыв, революционная прокламация, поэтическим языком отображающая предреволюционный подъем в стране.

Особое место в раннем творчестве Горького занимают реалистические рассказы, в которых на авансцену выходят совершенно новые, непривычные для российского читателя герои - босяки, люди «дна», выброшенные на обочину жизни. Таковы рассказы «Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди», «Емельян Пиляй»,

«На соли», «Дед Архип и Ленька» и др. В 1902 году Горьким было написано его знаковое произведение - пьеса «На дне», получившая мировой резонанс. В ней впервые мощно прозвучала главная тема Горького - тема свободного Человека, который не нуждается в утешительной лжи, примиряющей с гнетом и несправедливостью, который должен сам стать активным творцом своей жизни. Философско-лирическая поэма «Человек», написанная Горьким в 1903 году, стала гимном Человеку, утверждая веру в его разум и творческую энергию в деле преобразования мира.

В 1904 году Горький уезжает в Москву из Нижнего Новгорода, будучи уже фигурой мировой величины. Но до этого он много и плодотворно трудится в родном городе не только как журналист и писатель, но и как общественный деятель, инициатор и организатор многих замечательных дел. Из них стоит упомянуть сбор средств на строительство Народного Дома, где создавался народный театр, «горьковские ёлки» для детей бедноты и различные благотворительные мероприятия в помощь нуждающимся. Квартира писателя в доме Киршбаума, где он жил с семьей с 1902 по 1904 годы, стала местом встреч творческой интеллигенции города, сюда приезжали и знаменитые гости - Шаляпин, Чехов, Бунин и многие другие. Активное участие принимал Горький и в революционной жизни Нижнего, помогая революционной молодежи, рабочим и партийным организациям Сормова и Нижнего Новгорода. «Всё, что есть только революционного в Нижнем, дышит и живет только Горьким» (цитата из донесения охранника директору нижегородского департамента полиции). В нижегородский период Горький неоднократно задерживался полицией, высылался из города, не избежал и тюремного заключения. Не удивительно, что когда Горький был избран в почетные академики Разряда изящной словесности Академии наук (1902), Николай II отклонил кандидатуру писателя в связи с его политической неблагонадежностью.

В декабре 1903 года на Горького было совершено нападение. Писателю, прогуливающемуся по нижегородскому откосу, нанес удар ножом неизвестный, предварительно осведомившийся: с Горьким ли он имеет дело. (От смерти писателя спас портсигар, находившийся в нагрудном кармане).

Во время революции 1905-1907 годов Горький - вновь в центре революционных событий, помогает большевикам в создании газеты «Новая жизнь», организует финансовую помощь революционным рабочим. За революционную деятельность и в связи с участием в событиях «Кровавого воскресенья» (9 января 1905 года) писатель был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Мировая общественность выступила в его защиту, и под её давлением Горький был вскоре выпущен на свободу.

Из-за угрозы нового ареста и по поручению партии большевиков, в которую писатель вступил летом 1905 года, Горький уезжает в Америку, его главной задачей было с помощью агитационной работы убедить Соединенные Штаты не предоставлять займов царскому правительству. Буржуазная деловая Америка встретила писателя неприветливо, развязав скандальную компанию в прессе. В Штатах Горьким были написаны сатирические памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке», заклеймившие «царство маммоны».

В Америке была написана 1-я часть повести «Мать» (1906), прототипами героев которой стали нижегородские революционеры, а в основу сюжета легли события Первомайской демонстрации в Сормове и суда над её участниками. Одна из главных тем повести - рождение нового человека в объединяющей борьбе за революционное преобразование мира.

Осенью 1906 года Горький приезжает в Италию на остров Капри, где живет до конца 1913 года. В каприйский период он ведет активнейшую литературную и общественно-культурную работу. Вдали от родины он не прерывает с ней связь, живет ее проблемами, занимается напряженной редакционной работой, переписывается с десятками русских литераторов, помогает начинающим писателям, принимает у себя русских политиков, деятелей искусства и литературы. Основные произведения, написанные здесь: 2-я часть повести «Мать» (1907); повесть «Исповедь» (1908), в которой культ Человека в связи с увлечением Горького «богостроительством» приобретает религиозную окраску; пьесы «Последние» (1908), «Васса Железнова» (первый вар-т, 1910) о деградации господствующих классов - дворянства и буржуазии; повесть «Лето» (1909) о новой революционной деревне; повести «Городок Окуров» (1909), Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911), рисующие картины мещанского быта; сатирические «Русские сказки» (1912-1917), «Сказки об Италии» (1911-1913); первая часть автобиографической трилогии Горького - повесть «Детство» (1913); сборник рассказов «По Руси» (1912-1917), в котором программное значение имеет рассказ «Рождение человека» (1912), повествующий о силе и величии материнской любви, воспевающий «превосходную должность - быть на земле человеком».

В конце 1913 года, воспользовавшись объявленной царским правительством амнистией, Горький возвращается в Россию, где сотрудничает в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», ведет антимилитаристскую пропаганду, активно занимается редакционной и издательской деятельностью, помогает начинающим писателям входить в литературу, в целях сближения народов России организует серию сборников, посвященных литературам малых народов.

В 1916 году в основанном Горьким издательстве «Парус» (1914) выходит вторая часть автобиографической трилогии - повесть «В людях».

Разрушительные последствия первых лет Октябрьской революции (разруха, голод, погромы, самосуд, уничтожение культурных ценностей) вызывают у Горького, страстного сторонника активного обновления страны, тяжелые сомнения и пессимистические прогнозы. Писатель выступает с циклом публицистических статей «Несвоевременные мысли», они публикуются в 1917-1918 годах в газете «Новая жизнь». Разногласия в оценке проводимой в стране политики, вносят напряжение в отношения Горького и большевиков. Ставя во главу угла культурное строительство в стране, Горький ведет активную работу в отделе театров и зрелищ Петроградского совета, в качестве председателя комиссии по улучшению быта ученых многое делает для поддержания научного потенциала страны. Большое внимание Горький уделяет изданию лучших образцов русской и мировой художественной литературы, в 1919 году он становится во главе изд-ва «Всемирная литература». В этом же году им написан один из лучших очерков - воспоминаний о великом русском писателе Л.Н. Толстом.

Летом 1921 года в связи с обострившимся туберкулезным процессом и по настоятельной просьбе Ленина Горький уезжает на лечение за границу. До весны 1924 года он проходит лечение в Германии и Чехословакии, а в апреле переезжает в полюбившуюся ему Италию, в город Сорренто. В зарубежный период (1921-1928) им написаны такие произведения как: очерк «В.И. Ленин» (1924), повесть «Мои университеты» - третья часть автобиографической трилогии (1922); цикл автобиографических рассказов: «Время Короленко» (1923), «О первой любви» (1923) и др.; роман «Дело Артамоновых» (1925), прослеживающий историю трех поколений купеческой семьи.

С 1925 года Горький начинает работать над самым большим своим романом «Жизнь Клима Самгина», в котором нашла отражение вся палитра культурных, политических, идейно-философских исканий русской интеллигенции в России на протяжении сорока лет, предшествующих социалистической революции. Работа над этим эпическим по своему масштабу полотном Горький продолжил и по возвращении в СССР.

С 1928 года писатель неоднократно посещал советскую родину, совершал поездки по стране, и свои впечатления описал в очерках «По Союзу Советов» (1929).

С 1933 года Алексей Максимович постоянно жил в России, ведя активную литературно-общественную деятельность. По его инициативе и под его редакцией в советской России выходили журналы: «Наши достижения», «СССР на стройке», «Литературная учеба», «Колхозник», «За рубежом»; книжные серии: «Библиотека поэта», «История молодого человека 19 столетия», «Жизнь замечательных людей», «История фабрик и заводов». Творческие связи Горького с советскими писателями, завязавшиеся еще за границей, еще более окрепли, наставническая деятельность приобрела поистине огромный масштаб. Горький стал организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), на котором рассматривался метод социалистического реализма как основополагающий в советской литературе, способный отражать жизнь в её революционном развитии», смотреть на «действительность прошлого и настоящего» с высоты высоких целей «действительности будущего».

В тридцатые годы выходят пьесы писателя: «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (второй вариант, 1935), рисующие различных представителей буржуазного общества России в преддверии революции. Роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» автор закончить так и не успел.

Алексей Максимович Горький умер 18 июня 1936 года. 20 июня он был торжественно похоронен на Красной площади в Москве.

Глава первая ПРОКЛЯТИЕ РОДА КАШИРИНЫХ

Что, ведьма, народила зверья?..

Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту!..

Я сама на всю жизнь сирота!..

Меня так обижали, что поди-ка сам Господь Бог глядел - плакал!..

М. Горький. Детство

«А был ли мальчик?»

Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской улице Нижнего Новгорода: «Рожден 1868 г. Марта 16, а крещен 22 чисел, Алексей; родители его: Пермской губернии мещанин Максим Савватиевич Пешков и законная его жена Варвара Васильевна, оба православные. Таинство святого крещения совершал священник Александр Раев с диаконом Дмитрием Ремезовым, дьячком Феодором Селицким и пономарем Михаилом Вознесенским».

Странная это была семья. И крестные у Алеши были странные. Ни с кем из них Алеша не имел никакой связи в дальнейшем. А ведь, если верить повести «Детство», и дедушка его, и бабушка, с которыми ему пришлось жить до отрочества, были людьми религиозными.

Странным был и отец его, Максим Савватиевич Пешков, и дед по отцу, Савватий, человек столь крутого «ндрава», что в эпоху Николая Первого из солдат дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами». К сыну своему, Максиму, он относился так, что тот не раз убегал из дома. Однажды отец травил его в лесу собаками, как зайца, другой раз истязал так, что соседи отняли мальчика.

Кончилось тем, что Максима взял к себе на воспитание крестный, пермский столяр, и обучил ремеслу. Но то ли и там мальчишке жилось не сладко, то ли бродяжья натура опять взяла в нем верх, а только убежал он и от крестного, водил слепых по ярмаркам и, придя в Нижний Новгород, стал работать столяром в пароходстве Колчина. Был это красивый, веселый и добрый парень, чем и влюбил в себя красавицу Варвару.

Максим Пешков и Варвара Каширина обвенчались с согласия (и с помощью) одной лишь матери невесты, Акулины Ивановны Кашириной. Как говорили тогда в народе, женились «самокруткой». Василий Каширин был в ярости. «Детей» он не проклял, но и жить их к себе, до рождения внука, не пускал. Только перед родами Варвары пустил их во флигель своего дома. Примирился с судьбой…

Однако именно с появлением мальчика судьба начинает преследовать род Кашириных. Но, как бывает в таких случаях, поначалу судьба улыбнулась им последней закатной улыбкой. Последней радостью.

Максим Пешков оказался не только талантливым мастером-обойщиком, но и натурой художественной, что, впрочем, было едва ли не обязательным для краснодеревца. Краснодеревцы, в отличие от белодеревцев, изготовляли мебель из ценных пород древесины, производя отделку бронзой, черепахой, перламутром, пластинами поделочных пород камня, лакировку и полировку с тонированием. Они изготовляли стильную мебель.

Кроме того (и это не могло не понравиться Василию Каширину), Максим Савватиевич отошел от бродяжничества, крепко осел в Нижнем и стал уважаемым человеком. Перед тем как пароходство Колчина назначило его конторщиком и отправило в Астрахань, где ждали прибытия Александра II и сооружали к этому событию триумфальную арку, Максим Савватиев Пешков успел побывать присяжным в нижегородском суде. Да и в конторщики нечестного человека не поставили бы.

В Астрахани судьба и настигла Максима и Варвару Пешковых, а с ними и весь каширинский род. В июле 1871 года (по другим данным в 1872 году) трехлетний Алексей заболел холерой и заразил ею отца. Мальчик выздоровел, а отец, возившийся с ним, помер, чуть-чуть не дождавшись своего второго сына, до срока рожденного Варварой возле его тела и названного в его честь Максимом. Максима-старшего похоронили в Астрахани. Младший умер по дороге в Нижний, на пароходе, и остался лежать в саратовской земле.

По прибытии Варвары домой, к отцу, ее братья переругались из-за части наследства, на которую сестра после смерти мужа имела право претендовать. Дед Каширин был вынужден разделиться с сыновьями. Так зачахло дело Кашириных.

Итогом этой внезапной череды несчастий было то, что через некоторое время и русская и мировая литература обогатилась новым именем. Но для Алеши Пешкова приход в Божий мир был связан прежде всего с тяжелейшей душевной травмой, вскоре перетекшей в религиозную трагедию. Вот так началась духовная биография Горького.

Научного описания ранней биографии Максима Горького (Алеши Пешкова) фактически не существует. Да и откуда бы ему взяться? Кому пришло бы в голову подмечать и фиксировать слова и поступки какого-то нижегородского пацаненка, полу сироты, а затем и круглого сироты, рожденного в сомнительном браке какого-то пришлого из Перми мастерового и мещанки, дочери сперва богатого, а затем разорившегося владельца красильной мастерской? Мальчика хотя и необычного, не похожего на остальных, но все же просто мальчика, просто Алеши Пешкова.

Несколько документов, связанных с рождением Алексея Пешкова, все же сохранилось. Они были опубликованы в книге «Горький и его время», написанной замечательным человеком Ильей Александровичем Груздевым, прозаиком, критиком, историком литературы, членом литературной группы «Серапионовы братья», куда входили М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Л. Н. Лунц, К. А. Федин, Н. Н. Никитин, Е. Г. Полонская, М. Л. Слонимский. Последний в 1920-е годы решил стать биографом Горького, из Сорренто всячески опекавшего «серапионов». Но потом Слонимский передумал и передал «дело» Груздеву. Груздев выполнил его с добросовестностью умного и порядочного ученого.

Груздевым и энтузиастами-краеведами были разысканы документы, которые могут считаться научно обоснованными свидетельствами происхождения и детства Горького. В остальном биографы вынуждены довольствоваться горьковскими воспоминаниями. Они изложены в нескольких скупых, написанных в ранние годы литературной карьеры автобиографических справках, в письмах Груздеву 1920–1930-х годов (по его вежливым, но настойчивым запросам, на которые Горький отвечал ворчливо-иронически, но подробно), а также главной «автобиографии» Горького - повести «Детство». Некоторые сведения о детских годах Горького и людях, которые его окружали в этом возрасте, можно «выудить» из рассказов и повестей писателя, в том числе позднего времени. Но насколько это достоверно?

Происхождение Горького и его родственников, их (родственников) социальное положение в разные годы жизни, обстоятельства их рождений, браков и смертей подтверждаются некоторыми метрическими записями, «ревизскими сказками», документами казенных палат и другими бумагами. Однако не случайно Груздев поместил эти бумаги в конец своей книги, в приложение. Как будто немножко «спрятал».

В приложении тактичный биограф невзначай проговаривается: да, некоторые из документов «отличаются от материалов „Детства“». «Детство» (повесть) Горького и детство (жизнь) Горького не одно и то же.

Казалось бы, ну и что такого? «Детство», как и две другие части автобиографической трилогии («В людях» и «Мои университеты») - художественные произведения. В них факты, разумеется, творчески преображены. Ведь не считаются же «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина, «Лето Господне» И. А. Шмелева или «Юнкера» А. И. Куприна научными биографиями писателей? При чтении их, помимо особенностей фантазии авторов, необходимо учитывать еще и временной контекст. То есть когда эти вещи были написаны.

«Жизнь Арсеньева», «Лето Господне» и «Юнкера» написаны в эмиграции, когда Россия рисовалась их авторам «подсвеченной» кровавыми сполохами революции, а на разум и чувства неизбежно влияли воспоминания об ужасах Гражданской войны. Возвращение в детскую память было спасением от этих кошмаров. Так сказать, своеобразной душевной «терапией».

Повесть «Детство» тоже написана в эмиграции. Но это была другая эмиграция. После поражения первой русской революции (1905–1907), в которой Горький принимал активное участие, он вынужден был уехать за границу, так как в России считался политическим преступником. Даже после политической амнистии, объявленной Императором в 1913 году в связи с 300-летием царского дома Романовых, вернувшийся в Россию Горький был подвергнут следствию и суду за повесть «Мать». А в 1912–1913 годах повесть «Детство» писал на итальянском острове Капри русский политический эмигрант.

«Вспоминая свинцовые мерзости дикой русской жизни, - пишет Горький, - я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо - это живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Это не детский взгляд.

«И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».

И это слова и мысли не Алексея, сироты, «Божьего человека», а писателя и революционера Максима Горького, который раздражен результатами революции, винит в этом «рабскую» природу русского человека и вместе с тем надеется на молодость нации и ее будущее.

Из книги Воспоминания автора Шпеер Альберт

Глава 29 Проклятие Работа на этой последней стадии войны отвлекала и успокаивала меня. Моему сотруднику Зауру я предоставил позаботиться о том, чтобы военное производство продолжалось до конца. 1 «» Я сам, напротив, как можно теснее сошелся с представителями

Из книги Страсти по Максиму (Документальный роман о Горьком) автора Басинский Павел Валерьевич

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ПРОКЛЯТИЕ РОДА КАШИРИНЫХ – Что, ведьма, народила зверья?! – Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту! – Я сама на всю жизнь сирота! Горький. «Детство» «А был ли мальчик?» Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской

Из книги Страсти по Максиму. Горький: девять дней после смерти автора Басинский Павел Валерьевич

День первый: проклятие рода Кашириных – Что, ведьма, народила зверья?! – Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту! – Я сама на всю жизнь сирота! М. Горький. Детство «А был ли мальчик?» Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской

Из книги Записки палача, или Политические и исторические тайны Франции, книга 1 автора Сансон Анри

Глава I Происхождение моего рода Авторы Записок начинают обычно автобиографией, основой которой служат их рассказы, многочисленные подробности на счет генеалогии того, кого они выводят на сцену.Человеческое тщеславие не может при этом упустить случая перечислить его

Из книги Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания автора Головкин Фёдор Гавриилович

Глава V Последний своего рода Возвращение в Россию графа Юрия и других внуков посла Александра Гавриловича. - Вероятная причина этого решения. - Обстоятельства, способствовавшие их возвращению. - Женитьба графа Юрия на Нарышкиной. - посольство в Китай. - Обширные

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Глава 12 Проклятие папской гробницы Предсмертное завещание Юлия II После окончания работ в Сикстинской капелле Микеланджело и не думал об отдыхе. У него на это просто не было времени, ибо наконец-то он получил возможность заняться своей любимой скульптурой, от которой был

Из книги Михаил Калашников автора Ужанов Александр

Глава первая Какого рода-племени будешь, сынок? Не однажды вопрос, вынесенный в заголовок, ставил М. Т. Калашникова в тупик. Отвечать, а больше молчать, приходилось, чтобы выжить в мире, где о справедливости любит больше рассуждать, а праведниками становятся лишь после

Из книги Мстерский летописец автора Пиголицына Фаина Васильевна

ГЛАВА 2. Корни рода Итак, Голышевы были крепостными. Однако род их старинный и не раз упоминается в древних актах.В церковных метрических книгах середины прошлого столетия большинство крестьян, не только крепостных, а и казенных, фамилий еще не имели, писались: Иван Петров,

Из книги Клод Моне автора Декер Мишель де

Глава 19 ПРОКЛЯТИЕ! - Когда я писал свои серии, то есть множество картин на один и тот же сюжет, случалось, что в работе у меня одновременно находилось до сотни полотен, - признавался Моне герцогу де Тревизу, навещавшему его в Живерни в 1920 году. - Когда надо было найти

Из книги Одри Хепберн. Откровения о жизни, грусти и любви автора Бенуа Софья

Глава 1 Баронеты ван Хемстра. семейные тайны голландского рода Рассказ об Одри Хепберн, об этом трогательном ангеле, следует начать с детства, однако она сама о детстве вспоминать не любила. И если в годы ее славы журналисты задавали назойливые вопросы о ее самых юных

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

ПРОКЛЯТИЕ Пусть будут снова яблони в цвету. Весна… но все надежды отняты. И крикнуть хочется в ночную темноту: - Будьте вы прокляты! Благословенны вы, идущие на бой С мечтами смелыми и страстными… На бой с неправдою, со смертью и с судьбой Дерзающие - счастливы… И

Из книги Грейс Келли. Как стать принцессой… автора Таничева Елена

Глава 11 ПРОКЛЯТИЕ РОДА ГРИМАЛЬДИ Благодаря игорному бизнесу Гримальди никогда больше не испытывали материальных затруднений, однако вся многовековая история их семьи подтверждает известную истину, что не в деньгах счастье… Ну, или же - не только в деньгах. На

Из книги Исповедь тайного агента автора Горн Шон

Глава 9. История поместья и древнего рода моей жены Обе эти истории тесно переплетаются друг с другом поэтому мне сложно их отделить. Далекие предки моей жены были из Европы, они были капитанами и кораблестроителями. Один из предков был владельцем верфи на которой

Из книги Братья Орловы автора Разумовская Елена Александровна

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРАФСКОГО РОДА ОРЛОВЫХ Легенда о происхождении рода Орловых У любого дворянского рода России есть легенда о том, откуда этот самый род пошел. Есть такая легенда и у графского рода Орловых, самые знаменитые представители которого - братья Григорий

Из книги Хилтоны [Прошлое и настоящее знаменитой американской династии] автора Тараборелли Рэнди

Глава 1 Проклятие амбиций Декабрьским утром 1941 года Конрад Хилтон вышел из распахнутых настежь дверей роскошной спальни в патио своего особняка в испанском стиле, находящегося на Белладжио-Роуд в Беверли-Хиллз. Пройдя несколько шагов, он остановился и, как всегда поутру,

Из книги Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода автора Андреев Александр Радьевич

Из чего должна состоять родословная книга: документы и материалы генеалогического поиска, поколенная роспись рода, родословное древо, реконструкция истории рода, архивные документы, фотографии мест проживания предков В первую очередь исследователям обязательно нужно

Родился в Нижнем Новгороде. Сын управляющего пароходной конторы Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, урожденной Кашириной. В семь лет остался сиротой и жил с дедом, некогда богатым красильщиком, к тому времени разорившимся.

Алексею Пешкову пришлось с детства зарабатывать себе на жизнь, что и побудило писателя в дальнейшем взять себе псевдоним Горький. В раннем детстве служил на побегушках в магазине обуви, затем учеником чертежника. Не выдержав унижений, сбежал из дома. Работал поваренком на волжском пароходе. В 15 лет приехал в Казань с намерением получить образование, но, не имея никакой материальной поддержки, не смог осуществить намерение.

В Казани узнал жизнь в трущобах и ночлежках. Доведенный до отчаяния, совершил неудачную попытку самоубийства. Из Казани переехал в Царицын, работал сторожем на железной дороге. Затем возвратился в Нижний Новгород, где стал писцом у присяжного поверенного М.А. Лапина, много сделавшего для юного Пешкова.

Не удержавшись на одном месте, отправился пешком на юг России, где испробовал себя и на каспийских рыбных промыслах, и на постройке мола, и других работах.

В 1892 г. впервые был напечатан рассказ Горького «Макар Чудра». В следующем году он возвратился в Нижний Новгород, где встретился с писателем В.Г. Короленко, принявшим большое участие в судьбе начинающего писателя.

В 1898 г. А.М. Горький был уже знаменитым писателем. Его книги расходились многотысячными тиражами, а известность распространилась за границы России. Горький автор многочисленных рассказов, романов «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых» и др., пьес «Враги», «Мещане», «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина».

С 1901 г. писатель начал открыто выражать сочувствие революционному движению, что вызвало негативную реакцию правительства. С этого времени Горький не раз подвергался арестам и гонениям. В 1906 г. он уехал за границу в Европу и Америку.

После свершения октябрьского переворота 1917 г., Горький стал инициатором создания и первым председателем Союза писателей СССР. Он организовывает издательство «Всемирная литература», где получили возможность работать, тем самым спасшись от голода, многие литераторы того времени. Ему же принадлежит заслуга спасения от ареста, гибели представителей интеллигенции. Часто в эти годы Горький был последней надеждой преследуемых новой властью.

В 1921 г. у писателя обострился туберкулез, и он выехал для лечения в Германию и Чехию. С 1924 г. жил в Италии. В 1928, 1931 г. Горький ездит по России, в том числе посетил Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932 г. Горького практически вынудили вернуться в Россию.

Последние годы жизни тяжело больного писателя были, с одной стороны, полны безграничного восхваления – еще при жизни Горького его родной город Нижний Новгород был назван его именем – с другой, писатель жил в практической изоляции под постоянным контролем.

Алексей Максимович был женат многократно. Первый раз на Екатерине Павловне Волжиной. От этого брака имел дочь Екатерину, умершую во младенчестве, и сына Максима Алексеевича Пешкова – художника-любителя. Сын Горького неожиданно умер в 1934 г., что породило предположения о его насильственной смерти. Смерть самого Горького через два года так же вызвала подобные подозрения.

Второй раз женат гражданским браком на актрисе, революционерке Марии Федоровне Андреевой. Фактически третьей женой в последние годы жизни писателя стала женщина с бурной биографией Мария Игнатьевна Будберг.

Умер недалеко от Москвы в Горках, в том же доме, где умер В.И. Ленин. Прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Мозг писателя был отправлен в Московский институт мозга для изучения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры