Мессия (оратория). Гендель мессия либретто Гендель мессия продолжительность

Главная / Любовь

Начиная со второй половины 1730-х гг. обращается к ораториальному жанру. Правда, оратории он писал и прежде («Дебора», «Эсфирь», «Аталия»), но теперь он создает их столь же регулярно, как раньше – оперы. Затрат на исполнение оратория требовала меньше, чем опера. Появляются такие произведения, как «Праздник Александра», «Израиль в Египте», «Саул».

Для Генделя это был нелегкий период. У него появились недоброжелатели среди британских аристократов, которые предпочитали его оперы творениям итальянцев – до такой степени, что даже нанимали людей, которым поручали срывать афиши опер Генделя. Композитор намеревается уехать из Великобритании – а ведь он прожил в этой стране уже четверть века… Но итогом этих непростых лет становится создание одного из величайших творений Генделя – оратории «Мессия».

Текст оратории написан другом композитора – поэтом Чарльзом Дженненсом. Он исходил из библейских мотивов, касающихся жизни Иисуса Христа, использовал несколько новозаветных текстов, а также псалом № 2, который в эпоху Английской революции был переведен на английский язык Джоном Мильтоном.

«Мессия» – произведение монументальное, примерно четверть его составляют хоровые номера, имеются и оркестровые. Номера сольные и дуэты перемежаются речитативами, сопровождаемыми клавесином, что напоминает итальянскую оперу эпохи Генделя. Изначально, при жизни автора оратория исполнялась силами двадцати трех вокалистов и тридцати трех оркестрантов, но позже сложилась традиция задействовать в исполнении большее количество музыкантов.

Спаситель в «Мессии» предстает не столько смиренным страдальцем (как, например, в « » ), сколько героем, прославляемым в веках. Не случайно голоса самого Иисуса Христа в оратории нет – ни одному из солистов Его партия не поручается. Впрочем, ни один солист (в оратории их задействовано четверо – сопрано, альт, тенор и бас) не связан с каким-либо персонажем, арии, ариозо и дуэты, исполняемые ими, безличны. Это не столько последовательное повествование о событиях Евангелия, сколько воспевание их в лирико-эпических гимнах.

Увертюра к оратории подобна оперным увертюрам той эпохи: медленное вступление (Grave) и фугированная быстрая часть (Allegro). Она представляется сумрачной и в то же время исполненной энергии.

Первым десяти номерам присущи эпические интонации, ровность ритма, степенное, спокойное движение мелодии. Последующие номера первой части, связанные с рождением и детством Спасителя, выдержаны в идиллических тонах. Здесь звучит и традиционное рождественское песнопение «Gloria in excelsis» («Слава в вышних»).

Вторая часть посвящена страданиям Спасителя. Она отличается мрачным колоритом, преобладают минорные тональности – и в хоровых номерах, и в сольных. Альтовая ария «Он был презрен и умален» исполнена сдержанной скорби. В последующем хоре («Истинно нашу скорбь Он взял») в оркестровой ткани возникает ритм пунктирный, напоминающий о бичевании, которому был подвергнут Спаситель. Скорбная декламация придает особую проникновенность арии тенора «Взгляни и мне скажи, кто знал страданье горше». Но наряду с мотивами скорби и сострадания во второй части звучат мотивы героические. Таков торжествующий хор «Выше голову, зрите врага», хоровой номер на текст Второго псалма и ария, исполняемая тенором, «Ты поразишь их жезлом железным». Завершает вторую часть «Аллилуйя» – хоровой номер, исполненный торжества и ликования. По признанию Генделя, когда он закончил этот хор, перед ним «открылись небеса», и он «увидел Творца». Величие музыки таково, что в Англии сложилась традиция выслушивать этот хор стоя – и так поступают даже самые высокопоставленный лица, вплоть до членов королевской семьи.

Под знаком торжества, заданного хором «Аллилуйя», проходит третья часть оратории – триумф воскресшего Мессии. Грандиозный хор, которым заканчивается произведение, состоит из нескольких эпизодов и заканчивается фугой.

Оратория «Мессия» впервые была представлена публике в Ирландии, в Дублине, где композитор встретил гораздо более теплый прием, чем встречал в то время в Лондоне. Произошло это в апреле 1742 г. Концерт был благотворительным, и впоследствии композитор запретил публиковать при его жизни партитуру и даже фрагменты из нее, а право на доходы от ее исполнения закрепил за лондонским детским приютом.

В 1840-х гг. в Лондоне оратория исполнялась всего пять раз – это было связано с сопротивлением церкви. В последующие годы она крайне редко звучала в стенах церквей, в основном исполняясь на концертах. За несколько дней до своей смерти Гендель присутствовал на одном из таких концертов и сам исполнял в «Мессии» партию органа.

Гендель предназначал «Мессию» для праздника Пасхи (и именно тогда оратория была исполнена впервые), после смерти его произведение чаще исполнялось в Англии во время Рождественского поста, но отрывки, повествующие о воскресении Спасителя, включают в богослужения в день Пасхи, а сопрановую арию «Я знаю, Искупитель мой жив» – в заупокойные службы.

Музыкальные Сезоны

Георг Фридрих Гендель . Оратория «Мессия»

Рождественская оратория «Мессия» - это одно из самых ярких и радостных произведений Генделя. Но назначение искусства композитор видел не только в том, чтобы доставлять людям удовольствие.

Титан эпохи барокко, стоящий в одном ряду с , композитор считается автором такого крупнейшего музыкального жанра, как оратория (в переводе с латинского «красноречие»), где главное место отводится хору и только потом - солистам и оркестру.

Самая известная оратория Генделя - «Мессия» (ее еще называют Рождественской), которая рассказывает о волхвах, пришедших с дарами к Младенцу. Это одно из самых ярких и радостных произведений: все, что гнетет человека, все страдания и горести она оставляет на втором плане, а все, что радует и дает человеку надежду на любовь и счастье, показывает крупно, многообразно и убедительно. Если Гендель хочет передать триумф и победу, он прибегает к фанфарным интонациям, а радость пасторальную, тихую рисует с помощью мягких, танцевальных звуков.

Говорят, что, когда Гендель сочинял «Мессию», его часто заставали плачущим за столом, настолько композитора очаровывала красота музыки, выходившей из-под его пера.

Первое исполнение оратории состоялось в Дублине 12 апреля 1742 года. Весь доход с концерта композитор передал приютам и больнице для бедняков. И даже первое издание и копии с него завещал приюту «с правом сколько угодно пользоваться для нужд Общества».

В дальнейшем Гендель неоднократно исполнял ораторию в Лондоне, всякий раз совершенствуя сочинение. Дам просили не надевать широких юбок, а джентльменов – приходить без шпаг, иначе залы не вмещали всех желающих.

Когда успех оратории стал прочным, Гендель стал давать ежегодные концерты в пользу бедняков и всегда дирижировал сам, несмотря на слепоту последних дней своей жизни. Незадолго до смерти он взял опеку над Убежищем для найденышей, помогал в воспитании и устройстве детей. За год до кончины Георг Фридрих Гендель отдал свое имя маленькой девочке Марии-Августе.

Что же побуждало малорелигиозного композитора, постоянно стесненного в средствах, к таким поступкам? Может быть, вера в высокое предназначение искусства?

Вспоминаются слова, которые Гендель сказал одному вельможе после первого исполнения «Мессии» в Лондоне: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель - делать их лучшими».

По материалам Оксаны Ванюшиной, журнал «Человек без границ»

Звуки музыки

В хоре «And the glory of the Lord» («И явится слава Господня») Гендель пересказывает пророчества Ветхого завета о пришествии Мессии. Композитор пишет вокальные мелодии в приподнятом и возвышенном стиле.

«For unto us child is born» («Ибо младенец родился нам») открывается радостным звучанием сопрано, которым вторят теноры. Мы слышим Рождественскую песню, трогающую своей наивностью и простодушием. Она посвящена Рождеству. В этой музыке есть и восклицание праздничной толпы, и перезвон рождественских колокольчиков. Она всегда поднимает настроение. Сложная музыка, требующая большого вокального мастерства от исполнителей, изобилующая разнообразными пассажами у хора, положенными на важный текст, восхваляющий новорожденного ребенка: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».

Самый знаменитый хор «Аллилуйя» поражает величием и торжественностью. В Великобритании в своё время, услышав его, вставали даже короли, чтобы приветствовать этот самый триумфальный из хоров. И по традиции весь зал до сих пор встает, когда музыканты исполняют эту часть. Энергичные, торжественные заявления противопоставляются сложным фигурационным пассажам. Струнные и хор соединяются в апофеозе с пронзительным высоким звучанием труб и ударами барабанов. Вот уже более 250 лет аудитория каждый раз воодушевляется при звуках этой величественной и ликующей музыки.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Гендель. «Аллилуйя», из оратории «Мессия», mp3;
Гендель. «И явится слава Господня», из оратории «Мессия», mp3;
Гендель. «Ибо младенец родился нам», из оратории «Мессия», mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

1. Sinfony

2. Accompagnato (tenor)

Comfort ye my people, saith your God.

Speak ye comfortably to Jerusalem,

and cry unto her, that her warfare is accomplish"d,

and her iniquity is pardon"d. The voice of him that crieth in the wilderness:

Prepare ye the way of the Lord, make straight in the desert a highway for our God.

Every valley shall be exalted, and every mountain and hill made low,

the crooked straight

and the rough places plain.

1. Синфония

2. Аккомпаниато (тенор)

Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш.

Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его,

что за неправды его сделано удовлетворение.

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;

3. Ария(тенор)

Всякий дол да наполнится,

и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся,

и неровные пути сделаются гладкими;

And the glory of the Lord shall be revealed,

and all flesh shall see it together,

for the mouth of the Lord hath spoken it.

5. Accompagnato (bass)

Thus saith the Lord of Hosts: Yet once, a little while,

and I will shake the heavens and the earth,

the sea, and the dry land; and I will shake all nations; and the desire of all nations shall come.

The Lord, whom ye seek, shall suddenly come to his temple;

ev"n the messenger of the covenant,

whom ye delight in;

behold, He shall come, saith the Lord of Hosts.

6. Air (countertenor)

But who may abide the day of His coming

and who shall stand when He appeareth?

For He is like a refiner"s fire.

And He shall purify the sons of

4. Хор

И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие;

ибо уста Господни изрекли это.

(Ис . 40:1-5)

5. Аккомпаниато(бас)

Так говорит Господь Саваоф: еще раз, - и это будет скоро, - Я потрясу небо и землю, море и сушу,

и потрясу все народы, -

и придет Желаемый всеми

народами.

(Агг . 2:6-7)

Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете.

и Ангел Завета, Которого вы желаете;

вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.

6. Ария(контратенор)

И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?

Ибо Он - как огонь расплавляющий.

7. Хор

И очистит сынов Левия,

that they may offer unto the Lord an offering in righteousness.

8. Recitative (alto)

Behold, a virgin shall conceive, and bear a son,

and shall call his name Emmanuel,

(Isaiah 7:14; Matthew 1:23)

9. Air (alto) and Chorus

O thou that tellest good tidings to Zion,

get thee up into the high mountain;

o thou that tellest good tidings to Jerusalem,

lift up thy voice with strength; lift it up, be not afraid;

say unto the cities of Judah, behold your God!

Arise, shine; for thy light is come,

and the glory of the Lord is risen upon thee.

О thou that tellest good tidings to Zion,

good tidings to Jerusalem, arise, say unto the cities of Judah, behold your God!

Behold the glory of the Lord is

чтобы приносили жертву Господу в правде.

(Мал . 3:1-3)

8. Речитатив(альт)

Се, Дева во чреве приимет

и родит Сына,

и нарекут имя Ему: Еммануил,

что значит: "с нами Бог".

(Ис . 7:14;Мат . 1:23)

9. Ария(альт) и хор

Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! Возвысь с силой голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот - Бог ваш!

(Ис . 40:9)

Восстань, светись, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

(Ис . 60:1)

Благовествующий Сион! Благовествующий Иерусалим! Восстань, скажи городам Иудиным: вот - Бог ваш!

Вот, слава Господня взошла над тобой.

risen upon thee.

(Ис . 40:9; 60:1)

(Isaiah 40:9, 60:1)

10. Accompagnato (bass)

For behold, darkness shall cover the earth,

and gross darkness the people: but the Lord shall arise upon thee,

and His glory shall be seen upon thee.

And the Gentiles shall come to thy light,

and kings to the brightness of thy rising.

10. Аккомпаниато(бас)

Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь,

и слава Его явится над тобою.

И придут народы к свету твоему,

и цари - к восходящему над

тобою сиянию.

(Ис . 60:2-3)

The people that walked in darkness

have seen the great light.

And they that dwell in the land of the shadow of death,

upon them hath the light shined.

11. Ария(бас)

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

(Ис . 9:2)

For unto us a Child is born, unto us a Son is given,

and the government shall be upon His shoulder;

and His name shall be called Wonderful, Counsellor, the Mighty God,

the Everlasting Father, the Prince of Peace!

12. Хор

Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему:

Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира!

(Ис . 9:6)

13. Пифа

14a. Recitative (soprano)

There were shepherds abiding in the field,

keeping watch over their flock by night.

14b. Accompagnato (soprano)

And lo, the angel of the Lord came upon them,

and the glory of the Lord shone round about them,

and they were sore afraid.

15. Recitative (soprano)

And the angel said unto them, Fear not, for behold,

I bring you good tidings of great joy,

which shall be to all people. For unto you is born this day in the city of David

a Saviour, which is Christ the Lord.

16. Accompagnato (soprano)

And suddenly there was with the angel

a multitude of the heavenly host,

praising God, and saying,

Glory to God in the highest, and peace on earth, goodwill towards men.

14a. Речитатив(сопрано)

В той стране были пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

14b. Аккомпаниато(сопрано)

Вдруг предстал им Ангел Господень,

и слава Господня осияла их;

и убоялись страхом великим.

15. Речитатив(сопрано)

И сказал им Ангел: не бойтесь:

я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.

16. Аккомпаниато(сопрано)

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

17. Хор

Слава в вышних Богу, и на земле мир,

в человеках благоволение!

(Лук . 2:8-14)

18. Air (soprano)

Rejoice greatly, O daughter of Zion,

shout, O daughter of Jerusalem: behold, thy King cometh unto thee:

He is the righteous Saviour, and He shall speak peace unto the heathen.

(Zecharaiah 9:9-10)

18. Ария(сопрано)

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий:

и Он возвестит мир народам.

(Зах . 9:9-10)

19. Recitative (countertenor)

19. Речитатив(контратенор)

Then shall the eyes of the blind

Тогда откроются глаза слепых,

и уши глухих отверзутся.

and the ears of the deaf

Тогда хромой вскочит, как олень,

и язык немого будет петь.

then shall the lame man leap as

(Ис . 35:5-6)

and the tongue of the dumb

20. Air (countertenor, soprano)

He shall feed His flock like a shepherd,

and He shall gather the lambs with His arm;

and carry them in His bosom, and gently lead those that are with young.

Come unto Him all ye that labour,

come unto Him all ye that are heavy laden,

and He will give you rest.

20. Ария(контратенор, сопрано)

КОНТРАТЕНОР

Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки

и носить на груди Своей,

и водить дойных.

(Ис . 40:11)

Приидите к Нему, все труждающиеся, приидите к Нему все обремененные, и Он успокоит вас;

Take His yoke upon you, and learn of Him,

for He is meek and lowly of heart,

and ye shall find rest unto your souls.

возьмите иго Его на себя и научитесь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем,

и найдете покой душам вашим.

His yoke is easy, His burthen is light.

(Matthew 11:28-30)

21. Хор

Иго Его благо, и бремя Его легко.

(Мат . 11:28-30)

Behold the Lamb of God, that taketh away the sin of the world.

He was despised and rejected of men,

a man of sorrows, and acquainted with grief.

He gave His back to the smiters, and His cheeks to them that plucked off the hair,

He hid not His face from shame and spitting.

Surely, He hath borne our griefs and carried our sorrows;

He was wounded for our transgressions,

He was bruised for our iniquities;

the chastisement of our peace was upon Him.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

22. Хор

Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. (Иоан. 1:29)

23. Ария(альт)

Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни.

Он предал хребет Свой биющим, и ланиты Свои поражающим: лица Своего не закрывал от поруганий и оплевания.

24. Хор

Поистине Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни;

Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем.

25. Хор

And with His stripes we are healed.

All we like sheep have gone astray;

we have turned every one to his own way;

and the Lord hath laid on Him the iniquity of us all.

27. Accompagnato (tenor)

All they that see Him, laugh Him to scorn;

they shoot out their lips, and shake their heads, saying:

He trusted in God that He would deliver Him,

let Him deliver Him, if He delight in Him.

29. Accompagnato (tenor)

Thy rebuke hath broken His heart;

He is full of heaviness;

He looked for some to have pity on Him,

but there was no man,

neither found He any to comfort Him.

И ранами Его мы исцелились.

26. Хор

Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас.

(Ис . 53:3-6)

27. Аккомпаниато(тенор)

Все, видящие Его, ругаются над Ним; говорят устами, кивая головой:

28. Хор

" Он уповал на Господа, - пусть избавит Его; пусть спасет, если Он угоден Ему".

(Пс . 21:8-9)

29. Аккомпаниато(тенор)

Поношение сокрушило сердце Его, и Он изнемог; ждал сострадания,

но нет его, - утешителей, но не находит.

(Пс . 68:21)

31. Accompagnato (soprano)

He was cut off out of the land of the living;

for the transgression of Thy people was He stricken. (Isaiah 53:8)

32. Air (soprano)

But Thou didst not leave His soul in hell,

nor didst Thou suffer Thy Holy One to see corruption.

Lift up your heads, O ye gates, and be ye lift up, ye everlasting doors,

and the King of Glory shall come in!

Who is this King of Glory? The Lord strong and mighty in battle.

Who is this King of Glory? The Lord of Hosts, He is the King of Glory!

31. Аккомпаниато(сопрано)

Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Твоего претерпел казнь.

(Ис . 53:8)

32. Ария(сопрано)

Но Ты не оставить души Его в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.

(Пс . 15:10)

33. Хор

Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь , двери вечные,

и войдет Царь Славы !

Кто сей Царь Славы?

- Господь крепкий и сильный в брани

The Lord gave the word: great was the company of the preachers.

38. Air (soprano)

How beautiful are the feet of them,

that preach the gospel of peace, and bring glad tidings of good things.

(Isaiah 52:7; Romans 10:15)

Their sound is gone out into all lands,

and their words unto the ends of the world.

(Romans 10:18; Psalm 19:4)

принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. (Пс. 67:19)

37. Хор

Господь даст слово: провозвестниц великое множество.

(Пс . 67:12)

38. Ария(сопрано)

Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое. (Ис. 52:7; Рим. 10:15)

39. Хор

40. Ария(бас)

Why do the nations so furiously rage together,

why do the people imagine a vain thing?

The kings of the earth rise up, and the rulers take counsel together

against the Lord and His anointed.

Зачем мятутся народы,

и племена замышляют тщетное ? Восстают цари земли.

и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры