Московская оперетта.

Главная / Любовь

"О эти дни очарованья,
Дни светлой радости - где вы?
Остались лишь воспоминанья, все прошло..."

Имре Кальман, "Дуэт Сильвы и Эдвина"

Людмила Ивановна Иванова в примерочной театра оперетты. Фото Надежды Маркаловой


"Когда я после окончания ТХТУ пришла в театр в 1962-м году на практику, тут был сапожный цех, пошивочный цех, был красильщик, прачечная. Больше никого не было. Приходили художники. Даже Мессерер был… Я училась у них.


Учащиеся ТХТУ. Людмила Ивановна вторая слева в первом ряду. Фото из архива Л. И. Ивановой

Тогда театр находился в помещении современного театра Сатиры. Я там делала дипломный спектакль - два костюма для артистки Татьяны Саниной. Начинала закройщицей, потом стала начальником пошивочного цеха. Раньше костюмы хора и балета отдавали в ателье на Котельнической набережной, мы обшивали только солистов. У нас получались индивидуальные вещи. Но когда привозили костюмы из ателье и артисты начинали их примерять, выяснялось, что кому-то что-то мало, кому-то велико и мы доделывали эти костюмы.


Театр оперетты в 1970 г. Фото из сети

Тканей было мало, в основном все красили. Даже когда с художником на фабрике выбирали ткани, сразу прикидывали: "Ткань вроде приличная… Так, один костюм шьем на лицевую сторону, другой - на изнанку… Еще красим эту же ткань, и повторяем все тоже самое..." В общем, из одной ткани могли сшить четыре платья.

Раньше для объемных платьев шили тяжелые бязевые юбки.

Артистка оперетты. Фото из архива Л. И. Ивановой

Отдавали их в прачечную, где крахмалили оборки, чтобы платья потом имели правильные силуэты. Сейчас все гораздо легче, есть тюль любой жесткости.


Людмила Ивановна Иванова. Фото Надежды Маркаловой

Актеры у нас все были заслуженные, народные, кого только не было! Все с претензиями. У нас был постоянный художник в театре Риза Осиповна Вайсенберг. Она пришла после войны и так и осталась работать. Она всегда следила за спектаклями, ходила вечерами на спектакль и смотрела - у кого молния застегнута, у кого не застегнута, у кого как шляпа надета…


Сцена из спектакля театра оперетты "Летучая мышь". Фото из сети

Раньше давали по три спектакля в день. Актеры хотели хорошо одеваться, но в продаже не было никаких вещей. Приносили нам ткани: шить, шить, шить! Даже снимали дома занавески. Здесь в цеху не разрешалось работать налево, кто мог, брал домой, кроили по ночам.
На одну такую сотрудницу, которая шила дома, в театр нажаловался сосед. И вот однажды приходит к нам комиссия: "Выйти всем!", закрылись в цеху и начали шуровать по личным вещам, нет ли халтуры. Один раз пришла к нам пожилая актриса, она юбку купила с пуговицами по переду и попросила переделать, убрать пуговицы и сделать шов. И у портнихи лежала в ящике эта юбка - "когда будет время, я сделаю". В основном делали в обеденный перерыв: человек быстро покушает, и время остается - он что-то для себя сделает. И вдруг, та комиссия напала на ту ее юбку. Видят, что она портнихе не по размеру. У той потом с сердцем было плохо. Мы переживали за нее.
В то время для балета мы шили всем трусы из бязи, сверху перекрывали туалью. Туаль была шириной 90 см, на эти трусики уходило 60 см. И вот оставались куски, я такие хорошие куски оставляла - на ластовицу, на прокладку, и складывала в коробку. И когда комиссия пришла - брали трусы, наряд: "Почему столько ушло ткани?". И я доказывала, что нужно именно столько и такие выпады. Или брали платье - у Саниной было большое платье с длинным шлейфом в оборку, с которым она не могла уже справляться и мы его немного обрезали. И опять нас спрашивают: "Такое количество ткани пошло на платье, а хвост-то какой". Хорошо тот хвост был не выброшен!
В составе этой комиссии приходили специалисты, которые понимали в крое. Брали вещь, брали наряд и сравнивали. А раньше ткани шло больше, потому что ткань была узкая, 70 см, 80, 90 - такие станки были.

Для спектакля покупали костюмы у населения. Мы работали тогда в "Эрмитаже". Все зависело от эскиза. Раньше тут рядом был комиссионный магазин, но там очень редко бывало, что можно было что-то приличное купить. У старушек с разрешения театра мы покупали веера, цилиндры…


Расписка о покупке "принадлежащего лично мне фрака")

Герард Васильев тогда купил себе хороший цилиндр, он у него до сих пор складывается. Французский! Он гордится им.

Покупали старинные красивые вещи, но они все расползались, поэтому нам приходилось распарывать эти платья, потом класть крой на тюль, все прошивать и только потом шить новые платья. Мы с удивлением рассматривали старинный крой и мастерство изготовления. Спарывали отделку. Блестки были просто удивительные!


Татьяна Шмыга в телеверсии спектакля Московского театра оперетты. Фото из сети

Один раз я напоролась: нужно было на белые купальники нашивать розы из черных блесток. Нашили, но потом балет репетирует, потеет и нужно стирать. Я положила их в таз, залила горячей водой, и все блесточки разошлись… Я потом когда блески покупала, обязательно пробовала их на зубок: расплавятся или нет.
Перья тоже покупали у бабушек. Они были старыми, я их и манной крупой чистила и чем только не чистила! Иногда большое хорошее перо делила пополам: на балет - макушку, к низу что-то добавляла, подстраивала… Ходила в зоопарк, там набирала перьев - договаривалась с рабочим…


Татьяна Шмыга в спектакле "Фиалка Монмартра"

В 1978 году выпускали спектакль "Неистовый гасконец" в котором выходил на сцену хор в 60 человек. Мы брали костюмы на прокат в Малом театре. Но в одной сцене понадобились белые воротники. Я вырезала их из бумаги, накалывала и актеры шли на сцену. Режиссер потом после премьеры пришел к нам в пошивочный цех и сказал: "Спасибо вам за все!"


Герард Васильев в оперетте "Нестовый гасконец". Фото из сети

Один раз мне для спектакля понадобился трикотаж, и я его купила в похоронном бюро. Там блестящие ткани были тоже очень хорошие. Это было в 70-е. Один раз кто-то из актеров пошутил: "О, какая красивая ткань, хоть гробы обивай!". А мы Татьяне Ивановне Шмыге делали юбку из этой ткани, красили ее. Не было же ничего!

Отделку у нас делал специальный мастер. Фунтиком, маслом выводил кружево. Платья все расписывали. Брали капрон, красили и расписывали. У нас были мастерские в миниатюре: шляпник, художник, красильщик. И все были довольны результатом.
И всегда выпускали по три спектакля в год, один из них - советский спектакль. На советский спектакль приносили свою обувь из дома, что-то в магазинах покупали. А в исторические спектакли нужно было обувь шить. У нас такой сапожник был, играл на мандолине. У него сундук был с кожей. Он сядет, покушает, поиграет, а потом идет шить обувь.
Сколько я бегала по другим театрам! То ткань красила во МХАТе, когда у нас красильня не работала. Брала у них мокрые, окрашенные ткани и несла их по морозу в хозяйственной сумке в театр. Тут развешивали, сушили. И обувь заказывали в Музтеатре Станиславского, а я ее носила.

Людмила Ивановна Иванова. Фото из личного архива

В 1964 году театр переехал сюда из театра Сатиры. А нас отправили в "Эрмитаж". Это было безумно тяжело - ездить актерам после репетиции туда. Хоть раньше троллейбус туда ходил по Дмитровке, и удобно было доехать. Потом нас переселили на Б. Дмитровку напротив нашего театра в здание, в подземелье. Мы видели свет только в маленьких оконцах. Там мы просидели много лет. Потом из того помещения мы переехали в подземелье сюда. Склад был на лестнице. А уж потом, когда театр получил еще это здание, мы переехали сюда, наверх. Мы были так рады! Тут есть чем дышать, все видно. В Эрмитаже тоже было чудесно: в обеденное время мы ходили в сад. Там был ресторан, где можно было дешево пообедать.

Раньше было интересно - к нам всегда приглашали зарубежных артистов, в основном, балет. Американцы, Королевский шведский театр, кого только не было! После того, как заканчивались репетиции, я ходила смотреть костюмы: из каких тканей сделаны, как скроено… Такое было все для нас новое. Они приезжали со своими маленькими стиральными машинами, ткани у них были необычные… А сейчас наши костюмы уже на уровне, мы делаем очень красивые платья.

Людмила Ивановна Иванова. Фото Надежды Маркаловой

Сегодня нам бы побольше помещение… Негде хранить костюмы. У нас есть декорационные мастерские и там находится часть костюмов - это так неудобно. Если нам дадут большее помещение, мы, конечно, рады будем".

Вот в таких сложных условиях приходилось жить и работать мастерским театра оперетты. Тем не менее, Людмила Ивановна вспоминает это время с удовольствием, как часть истории театра, которая неразрывно связана с историей страны. Всем тогда было нелегко, но художники и мастера творили, придумывали, искали новые пути для создания красочных костюмов. И дарили нам, зрителям, хорошее настроение и позитивный настрой!
От своего лица и от всех вас хочу сказать "спасибо!" Людмиле Ивановне за интересный рассказ! Прекрасно, что есть такие люди, всей душой преданные театру и своему делу, работающие с вдохновением и любовью!

И благодарю главного художника по костюмам Московского театра оперетты Елену Чепелеву и художника-технолога по костюмам Карину Бадалян за помощь в организации интервью! А также Надежду Маркалову за прекрасные фотографии!

  • Театр «Московская оперетта» основан в 1927 году.
  • Здание театра является памятником архитектуры XIX века и находится рядом с Большим театром.
  • В «Московской оперетте» наряду с классиками опереттами ставятся современные музыкальные спектакли и мюзиклы .
  • Зрительный зал театра рассчитан на 1600 мест.
  • Росписи на потолке зрительного зала принадлежат кисти известного художника начала XX века Константина Коровина.
  • Все спектакли «Московской оперетты» идут только на русском языке .

Театр «Московская оперетта» основан в 1927 году легендарным актером и режиссером Григорием Яроном. Здание театра, являющееся памятником архитектуры XIX века, находится в самом центре столицы, рядом с Большим театром. «Московскую оперетту» можно назвать ведущим музыкальным театром России. Здесь наряду с классиками оперетты И. Штраусом, Ф. Легаром, И. Кальманом, П. Абрахамом, Ф.Лоу идут мюзиклы блистательных российских композиторов – К. Брейтбурга, А. Журбина, Р. Игнатьева. Впечатление усиливается тем, что в театре стоит новейшее звуковое и световое оборудование.

Репертуар

Примерно половина репертуара театра – классика. Другие спектакли принадлежат советским и современным композиторам, а также относятся к жанру мюзикла. Из классиков оперетты больше всего в репертуаре театра творений великого И. Кальмана: «Мистер Икс», «Сильва», «Баядера», «Фиалка Монмарта», «Фея карнавала». Последняя в нашей стране ранее не ставилась, и в 2013 году театр решил восполнить этот пробел. Заслуженная артистка России Ж.Жердер поставила спектакль, в котором задействованы народные артисты России Светлана Варгузова, Герард Васильев, Юрий Веденеев и Александр Маркелов.

Символом театра можно считать одну из самых известных оперетт Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Этот спектакль выдержал более тысячи представлений. Сегодня он идет в редакции 1974-го года, поставленной корифеями советского театра — режиссером Георгием Ансимовым и художником Валерием Левенталем. Спектакль был возрожден заслуженной артисткой России Т. Константиновой в 2015 году.

В последние годы театр активно развивает направление мюзикла. На этот язык здесь перекладывают самые неожиданные произведения. Подтверждение этому мюзикл К.Брейтбурга и К.Кавалеряна «Джейн Эйр» (режиссер А.Чевик), который с успехом идет с 2014 года, или недавняя премьера «Анна Каренина», по роману . Один из новых мюзиклов театра — «Брак по-итальянски» композитора Г.Шайдуловой. В основе спектакля лежит пьеса Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». За многие годы это произведение было поставлено на лучших театральных сценах, а жизнь на киноэкране его героям подарили . На сцене возникнет неаполитанский квартал, с присущим ему колоритом: шумными соседями, чистильщиком обуви на углу и настоящим ретромобилем 1939 года выпуска (режиссер Ж.Жердер).

Другой новый спектакль театра – мюзикл «Любовь и голуби». Российскому зрителю эта комедия хорошо известна благодаря экранизации, но на язык музыки она будет переведена впервые.

Настоящий хит театра с 2008 года — мюзикл «Монте-Кристо» (композитор Р.Игнатьев, автор либретто Ю.Ким, режиссер А.Чевик). Яркие костюмы, декорации-трансформеры, красивая музыка и голоса актеров сплетаются в завораживающее зрелище. Спектакль – обладатель Гран-при фестиваля мюзиклов 2014 года в Корее.

Труппа театра

У «Московской оперетты» сильный актерский состав. Живые легенды театра – народные артисты России Светлана Варгузова, Юрий Веденеев, Герард Васильев, Александр Маркелов. Этих и других артистов театра можно увидеть в спектакле «Grand канкан» (режиссер — заслуженная артистка России И.Гулиева). Он является музыкальным представлением, сплетенным из популярных арий из классических и современных оперетт. В нем также звучат лучшие образцы джазовой и популярной музыки, которые объединяет зажигательный канкан.

Из солистое театра наибольшее количество ролей исполняет народная артистка России Елена Зайцева. В ее репертуаре роли Одетты, Ганны, Розалинды, Теодоры, Элизы Дулиттл, Сильвы и др. Из молодых артистов ведущим солистом театра является Павел Иванов, который исполняет сегодня роли Раджами, Зетты, Мистера Икс, Эдвина, Фанфана, Рауля и др.

Зрительный зал

У театра большой зрительный зал, рассчитанный на 1600 мест, с классическим интерьером, хрустальной люстрой и крупным плафоном на потолке (кисти известного художника начала XX века Константина Коровина). У театра новое техническое, световое и звуковое оборудование, правда, его помещения нуждаются в реставрации. По отзывам зрителей, лучшие места в зрительном зале этого театра в первых рядах бельетажа.

2016-2019 moscovery.com

От первых владельцев - князей Щербатовых - дом на Большой Дмитровке перешел к купцам Солодовниковым. При непосредственном участии новых хозяев, в начале XX века с помощью знаменитых художников в его стенах был создан один из лучших концертных и театральных залов Москвы. Сегодня сценическая площадка Московского театра оперетты также пользуется большой популярностью. Современное световое и звуковое оборудование прекрасно сочетается с классической красотой зала, его мягким, бархатным уютом в бордово-золотых тонах, изумительным расписным плафоном.
По данным Государственного архива в конце 1927 года Московский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «категорически» постановил: «Оперетту сохранить. Репертуар оздоровить, приблизив его к задачам современности». Практически сразу к молодому коллективу, возглавляемому Г.Яроном, пришел успех и популярность. В афише театра рядом с признанными классиками Ж.Оффенбахом, И.Штраусом, Ф.Легаром, И.Кальманом, П.Абрахамом заняли достойное место блистательные композиторы нашей страны И.Дунаевский, Ю.Милютин, Т.Хренников, Д.Шостакович, Д.Кабалевский. Они с искренним интересом создавали свои произведения специально для сцены театра оперетты. Благодаря ярчайшему таланту, великолепному мастерству актеров и режиссеров, Московский театр оперетты стал ведущим в своем жанре не только в России, но и завоевал огромный авторитет в Европе.

Сегодня «Московская оперетта» остается верна своим традициям. На ее подмостках работают такие замечательные актеры, как народная артистка СССР Т. Шмыга, народные артисты России Л. Амарфий, В. Батейко, С. Варгузова, Г. Васильев, М.Коледова, Ю. Веденеев, В. Родин, А. Маркелов, В. Мишле, заслуженные артисты России В. Белякова, И. Гулиева, Ж. Жердер, И. Ионова, Е. Зайцева, Т. Константинова, Е. Сошникова, В. Иванов, В. Шляхтов, артисты С.Криницкая, М. Беспалов, П.Борисенко, А. Голубев, А.Каминский, А.Бабенко и другие. В репертуаре театра, раскрывая огромный актерский и постановочный потенциал, соединяются классика и современная оперетта, мюзикл и шоу....

Театр «Московская оперетта» существует с первой половины двадцатого века. Находится он в самом центре столицы. Рядом с ним - Большой и Малый театры. Здание, в котором располагается «Московская оперетта», построено в девятнадцатом веке и является памятником архитектуры.

О театре

Театр «Московская оперетта» был основан Григорием Яроном - известным на весь мир актёром и режиссёром. Здание его уникально по своему внешнему виду. Зрительный зал рассчитан на 1600 мест. На весь мир знаменито его украшение. Это плафон, который расписан русским художником Театр «Московская оперетта» очень популярен не только среди россиян, его знает и любит вся Европа, благодаря тому что служат здесь яркие, талантливые актёры и постановщики. В репертуар входят как классическая оперетта, так и современные жанры. За один сезон труппа играет более трёхсот спектаклей. «Московская оперетта» вот уже много лет сохраняет за собой статус одного из ведущих театров России. На сцене театра работали знаменитые актёры, музыканты, режиссёры, художники, балетмейстеры, которые знамениты на весь мир: Лилия Амарфий, Мстислав Ростропович, Татьяна Шмыга, Николай Эрдман, Сергей Алимпиев, Йожеф Свобода, Владимир Канделаки, Валерий Левенталь, Татьяна Санина и другие.

«Московская оперетта» продолжает лучшие традиции классического искусства, при этом не отстаёт и от современной жизни. Пример тому - мюзиклы, которые шли и идут сейчас на сцене театра: «Граф Орлов», «Монте-Кристо», «Джейн Эйр», «Маугли», «Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульетта», «Метро».

Спектакли

Театр «Московская оперетта» репертуар своим зрителям предлагает следующий:

  • «Весёлая вдова».
  • «Маугли».
  • «Фанфан-тюльпан».
  • «Цезарь и Клеопатра».
  • «Баядера».
  • «Джейн Эйр».
  • «Мистер Икс».
  • «Гранд Канкан».
  • «Вольный ветер мечты».
  • «Моя прекрасная леди».
  • «Фиалка Монмартра».
  • «Золушка».
  • «Сильва».
  • «Фея карнавала».
  • «Бал в Savoy».
  • «Летучая мышь».

Мюзиклы

Театр «Московская оперетта» помимо основного репертуара предлагает своим зрителям различные мюзиклы. В нынешнем театральном сезоне здесь можно увидеть «Монте-Кристо» и «Графа Орлова». Эти спектакли очень популярны у зрителей всей страны.

В мюзикле «Граф Орлов» заняты такие артисты, как И. Балалаев, Е. Гусева, А. Шиловская, С. Ли, А. Маракулин и другие. Постановка идёт в театре блоками - две недели в месяц. В основе сюжета - трагическая история любви графа Орлова и красавицы Елизаветы Таракановой.

Мюзикл «Монте-Кристо» поставлен по всем известному сюжету А. Дюма. В спектакле заняты И. Балалаев, В. Ланская, Л. Рулла, В. Дыбский, А. Маракулин, А. Голубев. Этот мюзикл не покидает сцену уже более шести лет.

Труппа

Артисты московской оперетты - это замечательные, талантливые, любящие свою профессию люди.

Вокалисты:

  • Юрий Веденеев.
  • Светлана Варгузова.
  • Виталий Мишле.
  • Елена Сошникова.
  • Ольга Белохвостова.
  • Пётр Борисенко.
  • Валерий Гончаренко.
  • Виталий Лобанов.
  • Марина Коледова.
  • Елена Ионова.
  • Людмила Барская.
  • Пётр Кокорев.
  • Александр Бабик.
  • Ольга Козлова.
  • Александр Маркелов.
  • Глеб Косихин.
  • Инара Гулиева.
  • Елена Зайцева.
  • Олег Груздев.
  • Владимир Родин.
  • Валентина Белякова.
  • Вячеслав Иванов.
  • Светлана Криницкая.
  • Павел Иванов.
  • Михаил Беспалов.
  • Давид Ванесян.
  • Владимир Голышев.
  • Олег Красовицкий.
  • Константин Ужва.
  • Александр Голубев.
  • Виталий Доброжицкий.
  • Максим Новиков.
  • Николай Семёнов.
  • Герард Васильев.
  • Валерий Исляйкин.
  • Ольга Ратникова.
  • Наталия Мельник и другие.

Балетная труппа:

  • В. Вишняков.
  • В. Нуньес Ромеро.
  • Е. Хиврич.
  • Н. Дерендяева.
  • Е. Ралдугина.
  • Ю. Хусаинов.
  • А. Бабенко.
  • С. Курилко.
  • Я. Смирнова.
  • Н. Безрукова.
  • М. Никонов.
  • И. Токарев.
  • Н. Боярер.
  • А. Меркулов.
  • С. Розенберг.
  • П. Апатонов.
  • Я. Сократов.
  • М. Вишнякова.
  • Д. Усманов.
  • Н. Голубева.
  • В. Дерюгин.
  • А. Пойлова.
  • И. Корчмарский.
  • Е. Степанова.
  • Е. Шведов.
  • В. Сизинцева.
  • В. Шиманаева.
  • В. Козлова.
  • О. Сафронова.
  • Е. Тюминкина.
  • Р. Бобрешов.
  • Н. Рубцов.
  • И. Федорченко.
  • Е. Копылова.
  • Е. Трифонова.
  • А. Дерендяев и другие.

А также хор, оркестр и приглашённые солисты.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры