Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? Сочинение-рассуждение по поэме М. Ю

Главная / Любовь

Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величественность гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому еще в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную протестующую речь (поэма «Исповедь», 1830 год, действие происходит в Испании) перед старшим монахом. А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое, земное счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных лермонтовских поэм о Кавказе (1839 год - совсем мало времени уже оставалось у самого поэта).

Перед «Мцыри» была написана поэма «Беглец». В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны.

В поэме «Мцыри» Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме «Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль

в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли.

М. Ю. Лермонтов восхищался Кавказом с детских лет. Величавые неприступные горы, прозрачные реки и кавказцы, свободолюбивые и гордые. В сочинении "Мцыри как романтический герой" следует отметить, что тема свободы является ключевой в поэме.

История создания

В сочинении "Мцыри как романтический герой" можно в качестве одного из аргументов привести историю написания поэмы. В рассказе первого биографа Лермонтова П. А. Висковатова говорится о том, как поэт во время первой кавказской ссылки встретил монаха, который рассказал эту историю.

Монах рассказал Лермонтову о том, что, будучи ребенком, он оказался в монастыре. Его туда привез генерал Ермолов. Он долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и пытался сбежать. Возможно, именно под впечатлением от этой истории Михаил Юрьевич и написал свою поэму.

Но невозможно определить, насколько достоверен рассказ Висковатова. Некоторые исследователи считают, что основой могла послужить история художника П. З. Захарова, который был чеченской национальности. Его отвез в Тифлис генерал Ермолов. Обе этих истории о непростой судьбе плененных горцев, которые оказались вдали от родных и своей родины и мечтали наслаждаться жизнью. Мцыри - свободолюбивый, впечатлительный юноша с горячим сердцем.

Характер персонажа

В сочинении "Мцыри - романтический герой поэмы" нужно раскрыть характер главного действующего лица. Это вольнолюбивый юноша, жаждущий вырваться из стен монастыря и посмотреть мир. Ему хочется найти свое место в жизни, потому что быть монахом и отказаться от всех мирских радостей он не хочет.

Мцыри сторонился общества монахов, считая, что за стенами они спрятались от настоящей жизни. Его горячая пылкая натура стремится к свободе, испытать все те чувства, которые проживают обычные люди. Его мятежный дух не может смириться с тем, что в цвете лет ему придется отказаться от радостей. Поэтому он сбегает. И по мере развития событий все сильнее проявляется целеустремленность юноши, его мужество и верность мечте.

Детские годы главного героя

В сочинении "Мцыри как романтический герой" образ молодого человека раскрывает история о его прошлом. В более ранних произведениях поэт не рассказывал об условиях, которые повлияли на становление характера. Рассказ о детстве и непростых годах отрочества глубже раскрывает внутренний мир персонажа.

Читатель узнает, что один русский генерал направлялся в Тифлис. Его путь проходил через горы, вместе с ним ехал плененный ребенок. Но малыш не смог перенести тяготы пути, захворал. Но несмотря на хрупкую комплекцию, пугливость, в нем чувствовалась душевная стойкость, свойственная горцам.

Над ним сжалился один монах и забрал мальчика. Вначале ребенок избегал общества, не играл в шумные игры. Любил бродить в одиночестве и тосковал. Но постепенно мальчик привык к монахам и даже выучил чужой язык, принял крещение. И став юношей, был готов принять монашеский обет. Но потом Мцыри внезапно исчез. Прочитав историю детства главного героя, читатель начинает понимать мотивы юноши и сопереживать ему.

Отношение героя к монастырю

В сочинении "Мцыри как романтический герой" стоит написать о том, какие чувства испытывал к монастырю юноша. Несмотря на то что монах пожалел его, и благодаря ему мальчик смог выжить, Мцыри так и не проникся к благодетелю теплыми чувствами. Для юноши монастырь был темницей. Мцыри сохранил в своем сердце детские воспоминания о родном доме, по которому он тосковал.

В сочинении "Мцыри как романтический герой" можно указать, что для таких персонажей характерны сильные переживания и душевные сомнения. Его пугала перспектива стать монахом и отказаться от всех радостей жизни. Поэтому он поддается душевному порыву и сбегает из обители, чтобы увидеть мир. Несмотря на то что монастырь ассоциируется с душевным спокойствием, Мцыри не находит там покоя и стремится вырваться оттуда. Те три дня, которые он провел вне монастырских стен, юноша называл блаженными.

Воспоминания о семье

В сочинении "Мцыри как романтический герой" следует отметить, что одной из важных характеристик персонажа является его любовь к родине и дому. Юноша говорит монаху, что он помнит свой аул и семью. Его печалило, что он ни к кому не мог обратиться со священными словами "мать" и "отец". Несмотря на старания монаха, чтобы мальчик забыл их, Мцыри говорит, что он был рожден со звуком этих слов.

Часто у романтических героев непростые отношения с родными, ведь человеку важно чувствовать поддержку предков. Юноша сохранил как драгоценность свои детские воспоминания. И это важно отметить в сочинении на тему "Мцыри как романтический герой".

Храбрость юноши

В сочинении на тему "Мцыри как романтический герой" обязательно нужно рассказать о встречи героя с барсом. Ведь такие персонажи должны не только обладать способностью испытывать сильные чувства, но и быть готовым совершать храбрые поступки. Во время встречи с барсом юноша проявил свои мужество и стойкость.

Мцыри не боялся погибнуть в битве со зверем, потому что для него было страшнее вернуться в монастырь, который он считал темницей. Стойкость героя проявляется и в том, что он остается верен своей мечте, несмотря ни на какие препятствия. В сочинении "Можно ли назвать Мцыри романтическим героем" стоит отметить, что юноша хотел быть похожим на своего отца, участвовать в битвах, защищая родину и семью.

Встреча с девушкой

В сочинении "Можно ли назвать Мцыри романтическим героем" нужно описать и его встречу с молодой грузинкой. Но здесь есть и некоторые его отличия от сентиментального персонажа. Юноша, не видевший прежде девушку, был восхищен не столько ее красотой, сколько всем образом в целом.

Мцыри был поражен ее простой, безыскусной песней. И что-то похожее на любовь на миг отвлекло его мысли и чувства от главной цели: найти дорогу в свой дом. Но юноша неожиданно теряет сознание, а когда он очнулся, то молодая грузинка уже ушла. И Мцыри увидел две сакли, в одну из которых и вошла девушка. И ему дорого увиденное, возможно, потому, что это напомнило ему родной дом, семью. Это проявление романтической натуры героя: верность своей мечте.

Юноша и природа

В сочинении "Мцыри как романтический герой" для 8 класса нужно описать роль пейзажей в раскрытии образа персонажа. Юноша чувствовал единение с природой, она была ему ближе, чем общество людей. Он воспринимал грозу как своего верного друга и считал, что нет дружбе крепче, чем его и молнии.

Мцыри понимал журчание ручья. Припадая к земле, он слушал, что говорят растения, звери. Проведя много лет в монастыре, мечтавший посмотреть мир, юноша был поражен его красотой. В исповеди монаху Мцыри говорил, что все голоса природы слились воедино. И там не звучал гордый голос человека. Это доказательство того, что юноше были милее травы и деревья, общество зверей и птиц.

Восхищение природой, впечатлительность - все это свойственно романтическим героям. Они часто ищут уединения среди гор, лесов, озер, пытаясь обрести гармонию. То, что Мцыри понимал окружающий мир лучше, чем людей, подчеркивает его обособленность, отчужденность. Ведь ему было одиноко среди монахов, он чувствовал себя чужим. И лишь сбежав из монастыря, среди трав, цветов, юноша обрел покой, почувствовал себя частью окружающего мира.

Пишут сочинение "Мцыри как романтический герой" в 8 классе. В образе мужественного юноши М. Ю. Лермонтов изобразил качества, которые бы он хотел видеть в людях. Поэма восславляет силу духа человека и его верность мечте.

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Тест по произведению

Лермонтова сочинение

План

1.Романтические образы Лермонтова.

2. Мцыри как романтический герой

2.1. Прошлое героя.

2.2. Жизнь в неволе.

2.3. Стремление к свободе.

3. Трагизм Мцыри.

М. Ю. Лермонтов - замечательный писатель и поэт, создавший множество ярких романтических образов. Это и скучающий путешественник Печорин , и ревнивый мститель Арбенин, и свободолюбивый мятежник Мцыри. Эти герои, такие не похожие друг на друга, близки в одном - они находятся в постоянном поиске, они любят свободу, они борются за свои идеи.

Мцыри - главный персонаж одноименной поэмы. Как и все романтические герои, он немного мечтательный и восторженный. Но в то же время, Мцыри - сын горцев. Будучи ребенком, он попал в плен к русскому генералу после сражения. Во время тяжелой дороги мальчик заболел и был оставлен на попечение монахов. Те выходили Мцыри и воспитали, как христианина. Ребенок забыл свой язык и свою культуру, его стали насильно готовить к постригу.

Монастырь для молодого человека стал отождествляться с тюрьмой. Он понимает, что у него отняли прошлое и настоящее, что за него принимают решения, что он несвободен в своем выборе. По ночам юноше снятся туманные картины из минувшей жизни. Он хочет вырваться на свободу, он жаждет увидеть жизнь, скрытую стенами монастыря. И Мцыри решается на побег.

Несколько дней монахи искали беглеца, и наконец нашли полуживого на поляне. Молодого человека переносят в келью, где он исповедуется перед смертью. Мцыри рассказывает, как прекрасно ему дышалось на воле. Увидев родные просторы, он наконец вспомнил свою семью и свой язык, отца и братьев с оружием в руках. Юноша очень тонко чувствует природу и восхищается ее красотами. Для него жить - это значит радоваться каждой травинке, каждому солнечному блику. Здесь, на свободе, молодой человек впервые испытывает романтические чувства к девушке - грузинке, которую случайно встречает у водного потока. Сердце влечет его к ней, но он сдерживает свои порывы и пускается на поиски родного дома.

Хотя Мцыри - это романтический герой, прежде всего он - свободолюбивый патриот. Любовь к родному аулу и к прекрасной девушке для него неразделимы, жажда свободы и личного счастья сливаются в единственное желание его сердца. Юноша - сильный и смелый, он бесстрашно вступает в бой с диким животным и одерживает победу, несмотря на изнеможение и кровавые раны. Герой поглощен одной мыслью - найти свободу, найти свой дом. Но этим чаяниям не суждено исполниться.

Молодой человек снова видит стены ненавистного монастыря! Мцыри понимает, что заново окажется в темнице. Как и все романтические герои, юноша одинок в своем горе, он лишний человек. Его надежды обрести счастье в родном ауле неосуществимы даже потому, что там его никто не ждет. Родные Мцыри погибли, а для односельчан он покажется чужим, не похожим на всех. Перед смертью молодой человек просит похоронить себя за стенами монастыря, на воле, и сожалеет, что успел почувствовать себя счастливым лишь один миг. В этом весь трагизм романтического образа Мцыри. Его безудержное желание любви и свободы разбивается о реалии жестокого мира. Глотнув чистого воздуха независимости, он снова становится рабом и умирает за решеткой.

Практически в каждом из своих произведений, знаменитый русский писатель Лермонтов старался учитывать опыт Байрона и не просто опыт, а именно творческий подход к работе.Конечно, многие могут задать вопрос, кто же это такой? Но, только не те кто знаком с творчеством поэта. Ведь, люди которые хорошо знакомы с творчеством Михаила Юрьевича знают, что этот человек очень долгие годы являлся его кумиром. Именно поэтому, практически о каждом герое, можно говорить о как о байронических героях. Давайте, всё же внесем ясность и скажем, что байронический герой – это на самом деле романтический образ, обладающий самыми высшими качествами, герой-мятежник с естественной натурой и непростой судьбой.

Это человек, который старается жить честной жизнью, не поддаваясь ни на какие обстоятельства судьбы.

Специалисты и критики в области литературы уверены, что именно это качества так сильно привлекали Лермонтова потому, что он сам по своей натуре являлся таковым персонажем.

Не стал исключением и романтический герой "Мцыри", которого Лермонтов из всех своих авторских сил старался сделать идеалом романтического героя.

О жизни главного героя данного произведения мы узнаем как бы из первых уст, так как писателем была выбрана исповедь, как форма повествования данного произведения.

Стоит отметить, что исповедь является самым популярным жанром романтического стиля. Так же важно будет учесть тот факт, что исповедь как правило наполнена трагической судьбой. Не исключением становиться и наш герой, именно его трагическая и в какой-то степени несправедливая судьба привлекает автора, и ещё автора не на шутку привлекает откровенность героя. Он честно и правдиво рассказывает всю свою жизнь, как бы очищая свою душу от страданий и мучений, которые столько лет терзают его.

Как ни странно, но именно романтизм привлекает большое количество читателей, ведь его так не хватает в повседневной жизни.

В 18 – 19 веке в России полным ходом развивается романтизм, который сменил классические традиции. Если до этого литературные произведения были направлены на развитие общественной стороны, и хотелось показать некий идеал устройства, то для романтической стороны главным становится совсем другое. В творчестве таких писателей главным образом становится сам человек, его мысли, цели, то, как он живет, и о чем думает.

Романтики уверены в своих убеждениях, что любой человек уникален и особенен, и он сам представляет в первую очередь главную ценность, потому писатели пытаются обратить внимание на чувства и переживания их героев. Таким образом, создается персонаж полный романтизма, и очень быстро создаются точные литературные правила, который не стал исключать и наш известный писатель.

Жизнь Мцыри, а точнее об основных его моментах, можно узнать от него же самого, поскольку Михаил Юрьевич Лермонтов для своей поэмы выбрал форму исповеди. Ведь подобный жанр очень хорошо помогает раскрыть всю сущность души человека, и само произведение выходит красочным и ярким. Мцыри живет в не обычном месте, в монастыре на Кавказе. Данное место в то время считалось достаточно необычным, где присутствует вольность и свободомыслие.

Сам характер героя виден даже в том, как мало выделено тому, какова была жизнь молодого человека до того, как он попал в монастырь, все очень кратко и сжато. Пребывание в монастыре – тайна, очень характерна для подобных поэм. Когда он был еще ребенком, его захватили в плен. Захватил его русский генерал и поселил в монастырь, где молодой Мцыри и прожил много лет. Но молодой человек не простой монах, у него совсем иной характер, он бунтует от подобной жизни. Он не может позабыть свой родной край, отрешиться от того места, где родился и куда хочет непременно вернуться любой ценой.

Долго ли думал наш герой о своем побеге? Ведь, само собой разумеется, монахи не думали навредить ему, нанести какой-либо вред. Но то, как они живут, молодому человеку это все чуждо, так как он хочет совсем иного для себя мира и ради него может пойти на любое рискованное дело. Он бежит – это восстание против правил. Как показывает произведение, это случилось во время бурной грозовой ночи, тогда, когда священнослужители молятся, чтобы Бог перестал не них гневаться. Для молодого же человека грозы – радость, он хочет влиться в струю бурной стихии и стать свободным!

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Старуха Изергиль (характеристика)

    Рассказчик в произведении является одним из действующих лиц, хотя сведений о себе он дает немного. По сюжету, он - молодой русский парень, красивый, сильный, работающий на сборе винограда в Бессарабии

  • Система образов в пьесе Гроза Островского сочинение

    Все герои пьесы «Гроза» являются жителями вымышленного города Калинова. Главными персонажами становятся члены семьи Кабановых.

  • Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее

  • Сочинение по картине Левитана Свежий ветер. Волга

    Картина «Свежий ветер. Волга» была написана знаменитым русским живописцем И.И. Левитаном в 1895 году. Данная картина является одной из лучших работ художника, несмотря на то, что ее создание давалось Левитану нелегко.

  • Сочинение Образ Базарбая в рассказе Плаха Айтматова

    Базарбай – это персонаж романа «Плаха». Полная противоположность Бостону. Полнейший пьяница и нахлебник. Полное имя данного персонажа – Базарбай Нойгутов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры