Музей истории искусств в вене литература. Музей истории искусства в вене

Главная / Любовь

На просторной площади Марии Терезии в Вене, спланированной в 1870 году в рамках устройства Рингштрассе с двух сторон расположены симметрично друг другу два музея -Музей естествознания и Музей истории искусства, построенные в 1872- 1881 годах в стиле итальянского Ренессанса, с балюстрадами, украшенными статуями известгных людей и протяженным фасадом с пелястами.

Одна из главных целей в Вене и был Музей истории искусства, так как он известен как один из наиболее ценных музеев с художественной коллекцией с мировым именем и прежде всего своей картинной галереей.

История галереи практически полностью совпадает с историей Дома Габсбургов, страстных коллекционеров. Уже во время эрцгерцога Леопольда Вильгельма (1614 - 1662) произведения искусств разместились временно в конюшнях императорского замка, достигнув согласно описи 1659 года более 1400 картин и скульптур!

И только при императоре Франце Фердинанде был окончательно решено разместить различные собрания под одной крышей и поэтому был построен этот музей, а вернее Дворец!!!

Билет обошелся мне в 12 евро +русский аудиогид бесплатно. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника с 10.00 до 18.00, в четверг с 10.00 до 21.00.

От входа я пошел направо по первому этажу, где расположены помещения египетско-ориентальной коллекции.

Залы древнегреческой культуры

И древнеримские залы - бюсты римских императоров.

Бюст императора Трояна - лучшего императора по мнению самих римлян.

Бюст императора Адриана (117 год нашей эры)

Древнеримские перстни и кольца.

Древнеримский орел.

Осмотрев первый этаж я поднялся по центральной лестнице на второй этаж, где находиться картинная галерея.

Н а втором этаже так же есть кафе с обычными для Вены ценами.

Изобразительное искусство представлено работами таких прославленных мастеров как Тициан.Веронезе,Тинторетто,Рубенс, Веласкес,Рембрандт, Дюрер, Караваджо и др. Впрочем смотрите сами.

Картины испанского художника Веласкеса (17 век)

Картина итальянца Караваджо (конец 16 века)

Картина Андреа Соларио (начало 16 века)

Внизу картинвы великого Рафаэля (начала 16 века)

Картина итальянского художника Тинторетто (середина 16 века)

Картина итальянского художника Веронезе (1585 год)

Картины Тицина (начало 16 века

Картина Тициана

А вот пошли картины голландского художника Питера Брейгеля (середина 16 века)

Питер Брейгель. "Вавилонская башня" (1563 год)

Знаменитая картина великого фламандского художника Рубенса -"Шубка" (1638-1640 год) на фото внизу.

И напоследок картины великого немецкого художника Альбрехта Дюрера (начало 16 века)

Вообщем музей мне очень понравился- это действительно великолепно. Туристов было немного и разрешают фотографировать, австрийцы молодцы! Музей надо обязательно посмотреть, кто будет в Вене.

Музей истории искусств является одним из самых больших в мире, а шедевры западноевропейских авторов, которые хранятся здесь, привлекают туристов со всего света. А напротив находится великолепный . Оба здания возведены в стиле ренессанс.

Только в 1776 году коллекция живописи стала доступна для широкой публики.

Фото: Emi Cristea/Shutterstock.com

Именно картинная галерея привлекает больше всего посетителей, она является 4-ой в мире по количеству полотен. Тут представлены работы таких прославленных авторов, как Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Рембрант ван Рейн, Тициан. Поражает египетское собрание музея истории искусств. Здесь Вы увидите собрание рельефов, архитектурных фрагментов, папирусов, скарабеев, статуэток из самых разных материалов, саркофагов и предметов погребального обряда, амулетов и великолепных украшений.

Коллекция золотых и серебряных вещей эпохи Великого переселения народов в музее истории искусств Вены расскажет многое о предметах роскоши, которые были популярны в разные времена. Здесь представлены украшения тончайшей работы, которые декорированы драгоценными камнями, стоимость которых просто шокирует. Но нужно познакомиться и с «культурными бриллиантами» — .

Kunsthistorisches Museum
Адрес : Kunsthistorisches Museum, Maria-Theresien-Platz, 1010 Wien, Австрия
Телефон: +43 1 52524

Режим работы

Взрослые: € 14
Пенсионеры (старше 65 лет): € 11
Студенты (до 27 лет): € 11
Инвалиды и их сопровождающие: € 11

Видео


Содержание статьи

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА В ВЕНЕ (Kunsthistorisches Museum) – принадлежит к числу крупнейших музеев мира, в собрании которого хранятся прославленные шедевры западноевропейского искусства, был открыт 17 октября 1891. В настоящее время является собственностью государства, находится под его охраной, в ведении Министерства культуры.

Проект музея разрабатывали архитекторы Карл Хазенауер и Готфрид Земпер . Здание музея – одно из зданий-близнецов, входящих в музейный ансамбль, построенный в 1871–1891. Музей истории искусства и Музей естественной истории стоят по двум сторонам сквера, в центре которого расположен величественный монумент императрицы Марии-Терезии работы Цумбуша.

Главное здание музея включает 91 зал, где находятся собрание восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры, нумизматический кабинет, а также всемирно-известная картинная галерея.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

Художественное собрание Музея истории искусства первоначально было частной коллекцией австрийского Императорского Дома. Императоры, короли, эрцгерцоги из династии Габсбургов собирали произведения искусства, начиная с 15 в.

Основополагающим вкладом в процесс формирования современного музея явилась деятельность эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595), штатгальтера (губернатора) Богемии в 1547–1563 и правителя альпийских земель в 1564–1595, скомплектовавшего свою коллекцию в замке Амбрас по истинно музейным меркам. Впоследствии лучшие вещи из этого собрания были увезены в Вену.

Император Рудольф II (1552–1612) устроил в пражском Граде, куда он перенес столицу империи, картинную галерею и Кунсткамеру. Более всего Рудольф II восхищался произведениями Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля Старшего , составляющими сейчас гордость венского музея. Позже самые значительные вещи были перевезены в Вену, которая стала столицей империи австрийских Габсбургов, включавшей почти всю Центральную и Южную Европу в 16–17 вв., в том числе и Южные Нидерланды.

Основателем венского музея считают эрцгерцога Леопольда-Вильгельма (1614–1662). С 1647 по 1656 эрцгерцог был штатгальтером (губернатором) Южных Нидерландов. В Брюсселе, который в то время являлся центром торговли произведениями искусства, он приобретал живописные ценности. Из Англии после падения Карла I были привезены для аукциона обширные коллекции английской аристократии (герцога Бекингема, графа Эрандела), а также часть картин из собрания короля Карла I, которые были куплены Леопольдом-Вильгельмом. За короткий срок им была создана лучшая в Европе картинная галерея. В его коллекции были полотна Джорджоне , Тициана , Веронезе , Андреа Мантеньи , Тинторетто , Яна ван Эйка , Питера Пауля Рубенса , Якоба Йорданса.

Во время правления императрицы Марии-Терезии (1717–1780) было решено усовершенствовать картинную галерею: следуя идеям просвещения, художественные сокровища открыли для публики, и произвели новую систематизацию собрания. Для этого из всех принадлежавших императрице дворцов, резиденций, замков были привезены самые значительные в художественном отношении произведения искусства. Впервые в основу экспозиции был положен исторический принцип: картины были сгруппированы по национальным школам и развешаны в хронологическом порядке.

Императорские собрания были доступны публике и до официального открытия Музея истории искусства, но были рассеяны по разным местам. Императорская картинная галерея прежде находилась в замке Верхний Бельведер, собрание египетского, восточного, греческого и римского искусства, предметы эпохи Ренессанса из золота, бронзы и слоновой кости, а также произведения эпохи барокко – в замке Нижний Бельведер. Многие шедевры декоративного искусства, в том числе династические регалии и фамильные драгоценности Габсбургов, хранились в сокровищнице Хофбурга, императорского дворца. В нескольких залах Хофбурга выставлялись монеты и медали, а также коллекции минералов, раковин и других чудес природы, которые сейчас вошли в состав Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum).

Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом (1830–1916) в 1891, различные его отделы были заново классифицированы и стали доступны для посетителей. Первой среди них была оружейная палата (Leibstrammer), мемориал австрийской военной славы, с доспехами и вооружением. Ныне военная коллекция (Waffen-Samlung) выставлена в Придворном, Охотничьем и Оружейном залах замка Нойебург, являющегося флигелем старого замка Хофбург. В Хофбурге же, в свою очередь, открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Эти собрания, так же как и собрания в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука, хотя и разрознены, но составляют единое целое достояние Музея истории искусства.

В 1918 венский музей, как и все габсбургские коллекции, был экспроприирован и стал государственным достоянием.

Здание музея сильно пострадало во время второй мировой войны, но памятники большей частью были вывезены и спрятаны в 1939. В 1959 музей был снова открыт для посетителей.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Наиболее значительной частью коллекции Музея является картинная галерея. Она считается четвертой по величине в мире и включает в себя живописные полотна исключительной ценности западноевропейских художников 14–18 вв.

Раздел нидерландского искусства

15–16 вв. включает в себя произведения корифеев живописи Северного Возрождения – Яна ван Эйка (ок.1390–1441), Рогира ван дер Вейдена (1399 или 1400–1464), Гуго ван дер Гуса (ок.1440–1482), Питера Брейгеля Старшего (1525/1530–1569).

Ян ван Эйк : Кардинал Никколо Альбергати (ок.1431), Ювелир Ян де Леу (Лееува ) (1436).

Рогиру ван дер Вейдену принадлежит алтарный Триптих с распятием (ок.1440-1445), а Гуго ван дер Гусу – диптих Первородный грех и Оплакивание Христа (1475).

Огромную ценность представляет собой самое крупное в мире собрание картин Питера Брейгеля Старшего – половина всего сохранившегося наследия нидерландского художника 16 в. (15 работ). Наиболее значительные произведения живописца – пейзажи, первоначально входившие в цикл Времена года из шести картин (1565): Возвращение охотников (Зима ), Пасмурный день (Канун весны) , Возвращение стада (Осень ), а также две композиции на сельскую тему: Крестьянская свадьба и Крестьянский танец (ок.1568).

Фламандская живопись

в музее представлена коллекцией произведений Питера Пауля Рубенса (1577–1640), Якоба Йорданса (1599–1641), Антониса ван Дейка (1599–1641). Питер Пауль Рубенс : Алтарь Св. Ильдефонсо (1630–1632), Портрет Елены Фоурмен , обычно называемый Шубка (ок. 1638), Автопортрет (ок. 1639).

Якоб Йорданс: Праздник бобового короля (ок. 1638).

Антонис ван Дейк: Принц Рупрехт (с датским догом) , Принц Карл Людвиг Пфальцский (1631/1632), Портрет воина в золоченых латах (ок. 1624) и др.

Раздел голландской живописи

в музее невелик, но насыщен подлинными шедеврами Франса Хальса (1580/85–1666), Рембранта ван Рейна (1606–1669), Яна Вермеера Дельфтского (1632–1675), Герарда Терборха (1617–1681).

Франс Хальс: Мужской портрет (ок. 1654).

Герард Терборха: Дама, чистящая яблоко (1661).

Рембрант Харменс ван Рейн: Портрет матери художника (1639), Большой автопортрет (1652), Малый автопортрет (ок. 1657) и Портрет читающего Титуса (ок. 1656).

Позднюю картину Яна Вермеера Дельфтского В мастерской художника (ок. 1665) часто называют Аллегория живописи .

Раздел немецкого искусства

насыщен шедеврами эпохи Возрождения: Альбрехта Дюрера (1471–1528), Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553), Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) и других.

Из восьми работ Альбрехта Дюрера следует выделить: Портрет императора Максимилиана I (1519), Мария с младенцем (1512) и одну из главных работ художника – алтарный образ Поклонение всех святых Троице (1511).

Лукас Кранах Старший: Охота на оленей Курфюрста Фридриха Мудрого (1529), Юдифь с головой Олоферна (ок. 1530).

Ганс Гольбейн Младший: Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии (1536), Портрет молодого купца (1541).

Итальянская коллекция славится обилием имен и шедевров эпохи Возрождения, 17–18 вв.: Андреа Мантенья (1431–1506), Рафаэль Санти (1483–1520), Джорджоне (ок. 1477–1510), Тициан (Тициано Вечеллио) (ок. 1490–1576), Паоло Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Микеланжело Меризи да Караваджо (1571–1610) и других.

Андреа Мантенья: Св. Себастьян (ок. 1460).

Рафаэль Санти: Мадонна в зелени (1505).

Среди нескольких картин Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) центральное место занимает картина Три философа (ок. 1508).

Тициан: алтарный образ Се человек (1543), Портрет Якопо де Страда (1567–1568).

Паоло Веронезе: Лукреция (1580).

Тинторетто (Якобо Робусти): Сусанна и старцы (ок. 1560).

Караваджо (Микеланджело Меризи): Мадонна с четками (ок. 1607) и Давид с головой Голиафа (ок. 1606).

Коллекция испанской живописи.

Главным украшением являются работы Диего де Сильва Веласкеса (1599–1660). Придворный живописец испанских королей писал многочисленные портреты короля, его детей, придворных: Портрет инфанты Маргариты -Терезии (1659), Портрет короля Филиппа IV (1652–1653).

ОТДЕЛ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Египетское собрание венского музея – не только одно из самых больших в мире, но и одно из старейших. В Вену начали стекаться произведения древнеегипетского искусства еще до общеевропейского интереса к Египту, который возник после военного похода Наполеона в 1798. Самый древний экспонат был приобретен еще в 16 в., а к первой четверти 19 в. коллекция насчитывала почти 4000 предметов. В 20 в. основные поступления происходили за счет археологических исследований австрийских ученых, в особенности, в некрополе пирамиды Хеопса в 1912–1929. Венская коллекция имеет огромное значение, благодаря прекрасным образцам скульптуры всех периодов истории Древнего Египта . Это глубоко реалистичные портреты фараонов, скульптуры, знакомящие нас с важными сановниками, и скрупулезные изображения животных. В залах собрание рельефов, архитектурных фрагментов, статуэток из камня, бронзы, дерева и других материалов, саркофагов и предметов погребального обряда, папирусов, скарабеев, амулетов, украшений.

Музейные залы, в которых расположилась эта коллекция, переносят нас в мир Древнего Египта не только из-за богатейшего собрания, но и благодаря декоративно-отделочным работам, которые блестяще имитируют внутреннее убранство храмов той эпохи. Архитекторы использовали три подлинные колонны из гранита (ок. 1420 до н.э.), а также декорировали залы росписями, которые повторяют фрески погребальных камер.

ОТДЕЛ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА

Античная коллекция включает себя греческие, этрусские и римские ценности, а также сокровища эпохи Великого переселения народов раннего Средневековья, найденные при археологических раскопках. С 16 в. собирались монеты, медали, резные камни. В 18 в. были объединены разрозненные коллекции, разбросанные по территории огромной Империи Габсбургов, а археологические экспедиции 19 в. значительно обогатили этот раздел музея предметами скульптуры и архитектуры.

Жемчужиной отдела античности является серия уникальных камей. Камея Птолемеев (274–270 до н.э.), выполненная из девятислойного оникса – шедевр эллинистической глиптики изображает портреты супружеской четы династии Птолемеев. Гемма Августа (конец 1 в. до н.э.) – двухслойный оникс римской работы поражает своей многофигурной композицией. Часто ювелиры последующих эпох использовали произведения своих предшественников: итальянские мастера 16 в. украсили драгоценной оправой античную камею Орел (27 до н.э.).

Скульптура представлена статуями, выполненными из мрамора, бронзы: Голова Аристотеля (4 в.до н.э.), Саркофаг амазонок (4 в.до н.э.), найденный в 16 в. на Кипре.

Интересна большая коллекция золотых и серебряных вещей эпохи Великого переселения народов, найденных в 18–20 вв. в Европе: украшения тончайшей работы, декорированные драгоценными камнями, разнообразные вазы и кубки.

КУНСТКАМЕРА

Экспозиция этого отдела продолжает коллекцию искусства раннего Средневековья, охватывает весь период европейского Средневековья, Возрождения, эпохи барокко, рококо – вплоть до начала 19 в. Ядро этого отдела сформировано в 16–17 вв. Группа наиболее значительных экспонатов происходит из казны немецких королей и императоров Средневековья, т.н. «императорской сокровищницы». Предметы из этой «золотой кладовой» ярко выражают религиозную направленность средневекового искусства, одновременно продолжая многие традиции античного мира, Древнего Востока, Германии: Кувшин в форме грифона (12 в.). Музей обладает двумя превосходными образцами средневекового искусства: Мадонна из Крумау (ок. 1400), Мадонна скульптора Рименсшнайдера (ок. 1500). Прикладное искусство в этом разделе – это разнообразные чаши, кубки, часы, выполненные из хрусталя, золота, драгоценных камней и жемчуга вычурных, роскошных форм. Наиболее известный экспонат – Солонка Бенвенуто Челлини (1500–1572), изготовленная автором (1540–1543) из золота, частично покрытого эмалью, эбенового дерева для французского короля Франциска I. В кунсткамере выставлены шпалеры тончайшей работы, вытканные из шерсти и шелка в первой половине 18 в. Поражают изяществом, изысканностью и виртуозностью исполнения небольшие по размерам статуэтки и сложнейшие скульптурные композиции из слоновой кости 17 в.

Kunsthistorisches Museum (Художественно-исторический музей) как и его брат-близнец, Естественноисторический музей, был построен по проекту архитекторов Готфрида Земпера и Карла фон Хазенауэра для размещения императорских коллекций. Он был открыт в 1891 году и сегодня относится к числу крупнейших художественных музеев мира.

В его залах представлены бесчисленные шедевры западного искусства, в том числе "Мадонна в зеленом" Рафаэля, портреты инфантин кисти Веласкеса, творения Вермеера, Рубенса, Рембрандта, Дюрера, Тициана, Тинторетто. Музей располагает крупнейшим в мире собранием картин Брейгеля. Коллекции, посвященные античному миру и искусству Древнего Египта и Востока, поражают богатствами этих загадочных культур прошлого.


Вид на импозантное здание снаружи

- WienTourismus/Paul Bauer

Картинная галерея

- WienTourismus/Paul Bauer

Фигура императора Карла VI на коне с атрибутами Священной Римской империи (1711/12) работы Матиаса Штейнля, резьба по слоновой кости

- WienTourismus/Paul Bauer

Впечатляющая архитектура интерьера

- WienTourismus/Paul Bauer
- WienTourismus / Peter Rigaud

Картинная галерея

В залах Музея истории искусств представлены бесчисленные шедевры западного искусства, в том числе крупнейшее в мире собрание картин Брейгеля. Коллекции античного мира, Древнего Египта и Востока поражают богатствами культур прошлого.

Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum) – это собрание художественных предметов, археологических экспонатов, античных памятников, нумизматических редкостей; картинная галерея мирового значения. Учреждение находится в ведении австрийского Министерства культуры.

Здание музея

Музей расположен на площади Марии Терезии, фото Peter M.

Фасад музея облицован резным песчаником. Постройка имеет форму прямоугольника, увенчанного 60-метровым куполом. Внутренние интерьеры щедро украшены мраморным и гипсовым рельефным декором. В главном корпусе музея девяносто один зал.

Проект здания был создан архитектором Готфридом Земпером и бароном Карлом фон Хазенауером в середине XIX столетия.

История собрания

Начало музейному собранию было положено Императорским домом Австрии. Габсбурги собирали и хранили предметы искусства и старинные ценности с XV столетия. Крупнейший вклад внёс Фердинанд II, долгое время формировавший коллекцию художественных произведений в своём замке . В Вене сегодня представлены лучшие, раритетные экземпляры из эрцгерцогского наследия.

Немало сделал для будущего музея и Рудольф II. В Пражском Граде он открыл Кунсткамеру, основал картинную галерею. Из этих собраний самые яркие экспонаты также были перевезены в Венский музей. Это Рудольф долго собирал произведения и Брейгеля-старшего, которые сейчас являются главной гордостью живописной экспозиции Kunsthistorisches Museum.

Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее

Отцом-основателем музея историки называют эрцгерцога Леопольда-Вильгельма. Почти десятилетие он был губернатором Южных Нидерландов. За это время он успел собрать обширную коллекцию картин, покупая их на аукционах в Брюсселе. Галерея, собранная Леопольдом-Вильгельмом, считается самой содержательной в Европе. В неё вошли картины Джорджоне, Тициана и Веронезе, Тинторетто и Рубенса; работы Мантеньи и Ван Эйка.

Сокровища Габсбургов были открыты для публики при Марии Терезии. Произведения свозили из многих фамильных замков, дворцов, частных галерей и сгруппировали их по географическому и хронологическому признакам. Предметы искусства долгое время выставлялись в нескольких дворцах: в Верхнем , в Нижнем Бельведере, в .

Открытие венского Музея истории искусств состоялось в 1889 году. С 1918 года это собрание, как и все наследие Габсбургов, было экспроприировано в пользу государства. В годы II Мировой войны здание на Maria Theresien-Platz было серьёзно разрушено, но основную часть бесценных произведений австрийцы вывезли и спрятали ещё перед войной. Музей вновь открылся в 1959 году.

Картинная галерея

Ядром музейного собрания стала картинная галерея. Она представляет полотна западноевропейских мастеров XIV–XVIII столетий. В разделе нидерландской живописи собраны картины ван дер Вейдена и ван Гуса, Брейгеля–старшего, Яна ван Эйка. Собрание работ Питера Брейгеля-старшего, представленное в венском музее, считается величайшим на территории Европы – здесь можно увидеть половину всех работ, созданных живописцем в разные годы. Жемчужиной коллекции являются полотна из знаменитого цикла «Времена года».

Питер Пауль Рубенс. фото Deborah and Thomas

Коллекции картинной галереи

  • Во фламандском разделе первыми обращают на себя внимание полотна Рубенса, с его колоритными красавицами. Нельзя пройти мимо шедевров барокко – работ Якоба Йорданса и «воздушных» полотен ван Дейка.
  • Голландской живописи представлено немного, но собраны здесь истинные шедевры: полотна Ф.Хальса, Г.Терборха, Рембранта ван Рейна, аллегорические работы Яна В. Дельфтского.
  • Особенно богато собрание полотен немецких мастеров кисти. Здесь можно увидеть шедевры ренессансной эпохи: работы Альбрехта Дюрера и Кранаха Старшего, Г.Гольбейна и многих других живописцев. Здесь представлен знаковый шедевр Дюрера: «Поклонение всех святых Троице» — известный во всём мире алтарный образ.
  • Имена итальянских мастеров впечатляют: Джорджоне, Мантенья, Тициан, Караваджо. Именно здесь можно увидеть «Мадонну в зелени» Рафаэля Санти и «Лукрецию» Веронезе. Жемчужина испанской коллекции венского музея – работы Веласкеса, его королевские династические портреты.
  • Разделы: искусство Англии и Франции — слабые.

Коллекция Древнего Египта и Ближнего Востока

Коллекция Древнего Египта, фото courthouselover

Не только художественными полотнами славен венский музей. Его коллекции древнеегипетских и восточных ценностей считаются старейшими в мире. Здесь представлены египетские скульптуры разных периодов истории государства. Архитектурные сокровища и каменные статуэтки, бронзовые и деревянные изделия, папирусы, саркофаги и украшения выставлены на фоне интерьеров, стилизованных под обстановку египетских храмов и усыпальниц.

В отделе античного искусства собраны ценности этрусских, древнегреческих, римских времён: монеты, статуэтки, медали и украшения – множество артефактов, найденных при изысканиях в разное время. Самый яркий экспонат – собрание ониксовых камей Птолемея. Интересны обширная скульптурная экспозиция и выставка ювелирных предметов эпохи Великого переселения.

Кунсткамера

Уникальной в своем роде является музейная Кунсткамера. Ее украшением служат шелковые шпалеры начала XVIII столетия, а также произведения прикладного искусства из драгоценных металлов и слоновой кости.

Нумизматическая коллекция

Нумизматическая коллекция музея — одна из пяти крупнейших мировых коллекций монет, бумажных денег, акций, орденов и медалей, знаков отличия. Всего примерно 700 000 объектов.

Время работы музея:

Актуальную стоимость билетов смотрите .

Билет Музей истории искусств + Музей Леопольда

Посетите два из числа наиболее важных музеев Австрии с комбинированным билетом по выгодной цене. Откройте для себя 2000 лет наследия искусства в Музее Леопольда и Музее истории искусств в Вене. Полюбуйтесь произведениями Климта, Шили и многих других. Стоимость €24.

Билет Музей истории искусств + императорская сокровищница

Осмотрите сокровища Габсбургов в венском Музее истории искусств и императорской сокровищнице с помощью комбинированного билета – вы увидите самые важные мировые произведения искусства, имперской архитектуры и многое другое. Стоимость €22.

Комбинированный билет «Мастербилет»

Что в него входит? С этим билетом вы также получите вход в Венскую Сокровищницу, и побываете на утренней тренировке липпицианских лошадей в Испанской школе верховой езды. Стоимость €24.

Билеты действительны в течение 1 года, так что вы сами выбираете, когда посетить музеи и в какой день.

Как добраться?

Ехать на метро U2 до станции Museumsquartier.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры