Музейный работник в чем заключается работа. На что живут музейные работники

Главная / Любовь

В школьном музее школы № 80 г. Иркутска не просто "играют" в музей - это настоящая серьезная музейная экспозиция. И сотрудники музея здесь тоже - самые настоящие, только - школьники. Но они обучаются своему делу на занятиях в музее.

Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.

Описание музейного экспоната - длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии - это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая - она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной - в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

Подавляющее число сотрудников музея - очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых - кандидаты наук, - это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги - это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно - нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» - каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковской галерее, например, они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Музейный работник. Секреты профессии

Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.

Описание музейного экспоната - длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев - это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии - это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая - она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной - в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

Подавляющее число сотрудников музея - очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых - кандидаты наук, - это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги - это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно - нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» - каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковской галерее, например, они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится.

Мое детство неразрывно связано с краеведческим музеем, в котором много лет работает моя мама. Я хорошо помню, как в новом здании музея целая стена с помощью мозаики «превратилась» в эксклюзивную картину с изображением нашего города. А сколько было впечатлений от зала археологии, постепенно наполнявшегося интересными редкими экспонатами. И хотя делом моей жизни стала журналистика, считаю, что и к музейным профессиям имею маленькое отношение.

Кадры решают всё

Работа в государственных (центральных, краевых, областных, муниципальных) и частных музеях и галереях очень ответственна. Она требует от людей, выбравших профессию работник музея, общей культуры, эрудиции, обязательности, внимательности... Этим специалистам необходимо знать культуру разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. В профессию музейный работник, как правило, приходят после окончания исторических факультетов госуниверситетов и педагогических институтов, а также искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов. Но это необязательное условие. На некоторых должностях успешно трудятся люди и со средним специальным образованием.

Понятие «музейный работник» объединяет сразу несколько профессий:

  • хранители,
  • научные сотрудники,
  • методисты,
  • экскурсоводы,
  • экспозиционеры,
  • смотрители.

Кроме того, в музеях всегда есть работа для художников, реставраторов, таксидермистов...

Чем занимаются сотрудники музеев

Основное предназначение музея – сбор и хранение культурного наследия прошлого. Эту важную задачу выполняют хранители, работающие в фондовых отделах. Именно они обеспечивают учёт, хранение и научное описание экспонатов; подготовку их к вводу в научный оборот, комплектование музейной коллекции. Они также занимаются составлением электронной базы данных, оказывают консультативную помощь. Кстати, на хранителей не учат в университетах. В эту профессию по традиции берут из других музейных отделов после того, как присмотрятся, понаблюдают, насколько человек ответствен и порядочен.

В сфере профессиональных интересов научных сотрудников - проведение различных исследований, организация конференций и других мероприятий, издание научных сборников, публикация статей в СМИ. В зависимости от того к какому отделу относятся, они занимаются организацией тематических выставок и проведением экскурсий, ведут учет и контроль посещаемости музея, помогают краеведам в изучении истории родного края.

Еще одна востребованная музейная профессия - экскурсовод. Это интересная, творческая и в то же время ответственная работа. Кроме текста экскурсии, необходимо знать еще много разнообразной информации, владеть методикой ее подачи, обладать техникой публичных выступлений. В активе опытных экскурсоводов - хорошие организаторские способности, отличная память и, не удивляйтесь, артистичность. Ведь экскурсия пишется как научный доклад, а для посетителей «играется» как спектакль. Такой подход помогает удержать внимание экскурсантов, особенно школьников.

А вот без кого в музей не пустят, так это без смотрителей. Они работают в одних и тех же залах, где внимательно и ненавязчиво приглядывают за посетителями. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались. Обычно эти должности занимают дамы пенсионного возраста, для которых скромная зарплата смотрителя является неплохой возможностью подработать.

Музейный работник - это, прежде всего, любовь и преданность своей профессии. Моя мама возглавляет фондовый отдел более двадцати лет. И все эти годы работа для нее – образ жизни. Я вижу, как она переживает за свое дело, с каким трепетом относится к хранению экспонатов, как тщательно готовит к открытию выставки…

В ногу со временем

Стоит отметить, что музейщики успешно осваивают современные информационные технологии, с появлением которых в музеях стали востребованы :

  • программисты принимают участие в создании каталогов, поддерживают рабочее состояние программного обеспечения, участвуют в восстановлении работоспособности системы при выходе из строя оборудования;
  • работают в музеях, которые организовали свои сайты и страницы в социальных сетях; и просто необходимы для виртуальных музеев, ставших популярными в интернете;
  • специалисты по связям с общественностью готовят информационные материалы музейных сайтов, печатных и электронных СМИ, социальных сетей. Музеи идут в ногу со временем и организуют выставки современных художников - авторов ярких и необычных трехмерных полотен, а также интерактивных анимационных картин.

Музейные «секреты»

Если вы решили работать в музее, то должны знать:

· здесь будет сложно человеку, склонному к аллергии, поскольку есть вероятность соприкосновения с аллергенами (книжная пыль);

· для посещений музеи открыты шесть дней в неделю, отдыхать придется в будни, потому что в субботу и воскресенье посетителей больше всего. Это были основные музейные профессии.

Кстати, всем будущим музейщикам, которые пока только планируют поступать в вуз, опытные специалисты советуют заниматься историей, изучать историю религии, литературу и иностранные языки, естественными науками.

***************************

Если вы хотите найти работу, которая будет нравиться и приносить желаемый доход, тогда . Чтобы получить бесплатный доступ к курсу введите свое имя и е-майл в форму ниже.

Сегодня современные музеи стараются найти новые способы подачи информации и общения с аудиторией: из складов с древними артефактами они хотят превратиться в культурные центры, где люди будут встречаться, общаться, обмениваться идеями и получать новые знания и впечатления. Для этого кураторы выставок придумывают интерактивные форматы, менеджеры проектов собирают временные экспозиции со всего мира, экскурсоводы создают бесплатные аудиогиды и только смотрители не всегда могут найти себе место в этом новом мире музея. Зачастую их могут заменить камерами наблюдениями, но возможны ли такие перемены в провинциальном музее, структура работы которого не меняется уже на протяжении 20 лет?

Безусловно в таких музеях есть свое очарование, хотя там почти и не появляются новые экспонаты, в каждом зале за вами следит строгая тетенька-смотритель, а единственная необычная вещь в музее – местная кошка, периодически задевающая хвостом ценные артефакты.

Наш корреспондент провела один день в роли музейного смотрителя и рассказала, о всех тонкостях работы типичного ярославского музея.

На часах ровно десять.

Поднимаясь по скромной лестнице музея, расположенного в самом центре Ярославля, я с предвкушением фантазирую, как может пройти мой сегодняшний день в роли смотрителя одного из главных музеев города. Останавливаясь в первом зале музея, я, к своему удивлению, оказываюсь в темноте и натыкаюсь на гуляющую мимо музейных экспонатов кошку – самого верного любителя ярославской истории.

Очень сложно застать толпу народа в музее в будний день, поэтому местные работники не торопятся: одна из старших смотрительниц, внезапно появившаяся из темноты, медленно подходит ко мне, приветствует и тихим голосом сообщает то, чем мне предстоит заняться ближайшие семь часов.

Она ведет меня по залам музея, периодически повторяя: «Вот тут ничего нельзя трогать, а то сработает сигнализация. Здесь лучше свет выключать, пока нет посетителей. Тут не вздумайте оставлять вещи, а то вдруг украдут. Ну и не забывайте убирать телефон в сумку, пока посетители в зале, а то это опасно».

Особо не понимая в чем опасность моего телефона, я следую за смотрителем в последний зал музея, где мне предстоит наблюдать за посетителями в течение всего дня, и, отложив в сторону свои вещи, медленно начинают осматривать экспонаты зала.

Музей, в который меня отправили на практику в качестве смотрителя, работает с 1985 года и имеет особую популярность среди иногородних туристов, которые обычно с упоением разглядывают все экспонаты, сосредоточенно изучают сопроводительные этикетки и восхищаются историей нашего города. Тем не менее, несмотря на постоянный поток туристов, многие из которых, как правило, жители столицы, среди местного населения музей не пользуется большим спросом (не считая юных школьников и студентов, которых стадом пригоняют в музей и заставляют пожирать глазами окружающие вокруг предметы).

Кажется, что развитие музея остановилось еще в конце XX века: за огромными стеллажами находятся экспонаты, многие из которых являются распечатанными на принтере копиями, либо макетами, требующими срочного восстановления, чем дальше от залов, посвященных древней истории города, тем скучнее становится наблюдать за развитием Ярославля в течение нескольких веков. Верным способом привлечь внимание и разбавить пустоту музейных залов в будни, будет полное изменение подачи информации. Например, вместо скучных экспонатов с сопроводительными этикетками музей может попробовать включить в свои экспозиции инновационных помощников.

Правда, любое, даже минимальное изменение в музее, вроде ремонта или установления новых стеллажей, невозможно осуществить без денег, которые сложно получить.

Проходит час.

В залах музея начинают появляться первые посетители, которые с осторожностью осматривают экспонаты. Поскольку в то время, когда в залах музея есть люди, мне нельзя доставать ни книгу, ни мобильный телефон, ничего не остается делать, как внимательно рассматривать туристов, к моему удивлению, изучающих с большим вниманием то, что находится под стеллажами. В погоне за новым объемом знаний, некоторые из них осторожно подходят ко мне и начинают задавать вопросы, касающиеся представленных экспонатов. Однако на большинство из них я с трудом могу ответить, чем вызываю удивление со стороны туристов – ведь смотритель должен знать все.

Тишина музейных залов и бесшумное перемещение посетителей потихоньку вгоняет меня в дремоту. На несколько секунд я прикрываю глаза, но вскоре вздрагиваю от строгого голоса одной из смотрительниц: «Чтобы не спать, лучше наблюдайте за посетителями».

Немного недоумевая, я отвечаю: «А что может случиться с экспонатами, ведь они находятся под стеллажами?». «Ну как же, вдруг посетители пронесут в музей бомбу. У нас ведь нет металлоискателей, поэтому мы, смотрители, должны быть максимально внимательны» — отвечает женщина, а я тем временем понимаю, что все мои идеи о том, что экспозиции музея должны быть обновлены современными технологиями, кажутся смешными, ведь здесь местных работников, скромно перемещающихся по залу и шепотом делающих замечания посетителям, просят предотвращать теракты.

Проходит еще несколько часов.

Я усиленно борюсь с дремотой и стараюсь наблюдать за посетителями. Вдруг музейную тишину нарушает шум.

На лестнице слышатся шаги людей, направляющихся в центральный зал музея. Одна из смотрительниц шепчет другой: «Сегодня в музее тематическое занятие». После этих слов мимо меня начинают проходить туристы, колонну которых возглавляют сотрудники музея, одетые в костюмы времен «Войны и мира» Л. Н. Толстого.

Забавно наблюдать за тем, как экскурсоводы и научные сотрудники музея ковыляют в пышных платьях, а затем неуклюже начинают танцевать мазурку.

Музей старается хоть как-то привлекать внимание туристов, которые уже давно выучили наизусть все постоянные экспозиции, но любовь к истории вновь привела их в это место. Такие тематические мероприятия, конечно, не заменят обновленные стеллажи с экспонатами или аудиогиды, зато точно привлекут посетителей, которым захочется посмотреть на театральные способности сотрудников музея. И именно благодаря работникам музея, не стесняющихся напяливать на себя пышное платье в перерывах между научной деятельностью, это место продолжает жить, пусть и без свежего ремонта, уникальных находок и больших зарплат сотрудников.

Каждый день они приходят в одни и те же музейные залы, занимают свое место и ненавязчиво наблюдают за посетителями. Без них никто не пустит на выставку гостей. Смотрители следят, чтобы никто из пришедших насладиться искусством не нарушал музейные правила. Какие ошибки часто совершают на выставках томичи, что еще, кроме наблюдения, входит в обязанности смотрителя, какие картины производят на гостей особое впечатление? Все подробности нам рассказала Екатерина Михайлова, смотритель двух залов постоянной экспозиции Томского областного художественного музея.

Когда посетители появляются в соседнем музейном зале, то Екатерина Михайлова зажигает свет и ждет, когда гости придут осматривать экспонаты, представленные в ее «владениях»:

Посетители заходят в «мой» зал - я встаю и встречаю их, здороваюсь, большинство тоже меня приветствуют, - поясняет Екатерина Ивановна. - Затем я тихо и внимательно за ними наблюдаю, не зря же мы называемся смотрителями. Многие задевают картины руками или так наклоняются, что касаются работ головой, это запрещено, поскольку вредно для картин. Тогда я делаю замечания, вежливо говорю: «Извините, пожалуйста, нельзя ничего трогать». По правилам расстояние от человека до картины должно быть 40 см. О наших правилах мы стараемся напоминать вежливо, чтобы не испортить гостям настроение. Обязанность делать замечание для меня самое трудное в нашей работе. Я понимаю: человек пришел отдохнуть, посмотреть выставку, и тут к нему подходят, начинают что-то запрещать. Важно не обидеть человека, быть доброжелательной, но при этом достаточно строгой.

Правда, большинство гостей к таким замечаниям относятся с пониманием. Конфликты возникают редко. Хотя иногда люди начинают возмущаться, говорят, мол, вот за рубежом в музеях разрешают трогать экспонаты руками. Тогда таким гостям напоминают, что на постоянной экспозиции представлены шедевры, это подлинники, действительно старинные работы, созданные в XVII, XVIII, XIX веке. Если каждый желающий будет их трогать, то долго они не сохранятся.

Другие нарушения, которые допускают посетители - это появление в музейных залах с большими сумками и в верхней одежде. Таких гостей в залы не пустят, а вежливо отправят в гардероб. Верхняя одежда в залах нежелательна из-за обилия уличной пыли и бактерий, которые очень вредны для картин. А большие сумки - это вопрос безопасности.

Инструкций по технике безопасности у музейных смотрителей много. Со всеми правилами сотрудников залов знакомит главный хранитель художественного музея Ольга Комарова. Но все пункты вполне выполнимы:
- Все требования доступны для человека нашего возраста, - считает Екатерина Ивановна. - Надо быть честным, ответственным, наблюдательным, обладать хорошим слухом и зрением.

На работу смотрителей принимают после собеседования с главным хранителем и администратором. Смотрят в трудовую книжку. Обычно стремятся найти людей по рекомендации - ведь ответственность здесь высокая, а зарплата напротив. Работать приходится с 10 до 18 часов практически без перерыва. Можно уйти разве что на 15 минут на обед когда нет посетителей и непременно попросить смотрителя из соседних залов понаблюдать. Еду обычно приносят из дома с собой. Иногда можно пойти попить чаю за ширмой в одном из залов, но тоже не дольше, чем на 10 минут, и предупредив соседку.

Екатерина Михайлова работает в музее уже 17 лет. Сначала пришла на должность смотрителя, а затем стала администратором. Но 2 года назад вернулась в музейные залы, почувствовала, что хочется более спокойного дела:

У администратора работа сложная, - поясняет Екатерина Ивановна. - У него в подчинении все смотрители, много других обязанностей, надо знать все, что происходит в музее и следить, чтобы везде был порядок.

Хотя музейному смотрителю тоже не приходится скучать. Кроме непосредственного наблюдения у него хватает и других дел. Незаметно включить свет перед появлением гостей, чтобы не щелкать при них выключателем. Надо следить и за специальной подсветкой:

С нею работы хорошо смотрятся, - уверена Екатерина Ивановна. - Подсветку установили недавно, уже при нашем директоре Ирине Викторовне Ярославцевой. Еще при ней появились витрины под названием «стакан», благодаря этому мы можем представлять те экспонаты, которые прежде хранились в запасниках. Например, в моем зале в такой витрине стоит красивая, расписанная золотом ваза. Она создана на императорском стеклянном заводе еще в середине XIX века. В витрине она в безопасности, ее не повредят случайно. А подсветка позволяет вазе предстать перед посетителями во всей красе, без нее золотого узора не было бы так заметно.

Также недавно в залах появились мягкие удобные скамейки, на которых посетители могут отдохнуть, ведь постоянная экспозиция музея велика, десять залов расположено на втором этаже, еще четыре на третьем. Особенно популярны лавочки у детей. В выходные в музей приходят семьями, и ребятишки устают, иногда малыши даже могут прилечь на мягкие скамейки. Ценят возможности отдыха и пожилые посетители, которые тоже нередко бывают на постоянной экспозиции.

Кроме, собственно, наблюдения, у смотрителя есть и другие обязанности:
- Когда нет посетителей, то мы обеспыливаем оборудование в зале, - рассказывает Екатерина Ивановна. У каждого смотрителя есть свое ведерочко, влажной тряпкой мы два раза в неделю протираем стекло витрин, подоконники. Картины, конечно, не трогаем, их можно обеспыливать только научным сотрудникам. Я наблюдала, как они ухаживают за работами - надевают специальную мягкую варежку и аккуратно водят ею по экспонату.

Иногда смотрителям задают вопросы - не все заказывают экскурсию, некоторые смотрят выставку самостоятельно, таким посетителям часто хочется что-то уточнить, и они обращаются к сотруднику, которого видят в зале.

Мы не обладаем такими глубокими знаниями, как экскурсоводы, по своим должностным обязанностям мы и не должны рассказывать о картинах, - поясняет Екатерина Ивановна. - Но если можем, то отвечаем на вопросы посетителей. Больше всего гостей интересует: «У вас копии или оригиналы?». Мы отвечаем, что в основном в наших залах представлены подлинники, даже рамки у картин оригинальные. Многие спрашивают об императрице Марии Александровне, чей огромный парадный портрет можно увидеть в зале, где я работаю. Уточняют чья она была жена, я рассказываю, что Александра II.

К царской семье музейные смотрители неравнодушны, практический каждый может многое рассказать о династии Романовых. В музее много читают: когда на выставках нет посетителей, то смотрителям разрешены книжки небольшого (чтобы они не мешали вовремя замечать гостей) формата. Екатерина Михайлова предпочитает исторические романы, любит произведения Эдварда Радзинского. А интерес к династии Романовых возник отчасти благодаря представленному на выставке портрету императрицы:

Эта работа меня сразу заинтересовала, - отмечает Екатерина Ивановна. - Также у нас в музее есть интересный портрет Николай I, написанный еще до того, как он принял престол. Под впечатлением от работ я взяла в библиотеке книги о династии Романовых, с увлечением их прочла, потом поделилась с коллегами.

По наблюдению Екатерины Михайловой, посетители ее залов чаще всего надолго замирают возле портрета императрицы и возле картины, где изображена испуганная крестьянская девочка (ее особенно любят рассматривать дети):

Еще многим нравятся две работы художника Плешанова - его автопортрет и изображение девушки, они очень хороши собой, но, на мой взгляд, это слишком идеализированная красота, - делится впечатлениями Екатерина Ивановна. - У нас есть очень характерные работы, например, «Голова старика», портрет, созданный неизвестным автором, где мы видим необычное, выразительное, вероятно, когда-то красивое лицо старого мужчины.

В одних и тех же двух залах Екатерина Михайлова проводит свой рабочий день уже два года. И говорит, что они ей абсолютно не приедаются:
- Как же можно устать от таких шедевров?! - удивляется смотритель. - Очень люблю и представленные в залах картины, и всю нашу постоянную выставку, гожусь, что такое собрание работ есть в Томске, считаю, это бренд нашего города.

Единственное, что огорчает смотрителя это слишком сдержанное отношение к уникальной коллекции самих томичей. Они не очень часто выбираются в музей, а гости города приходят от собрания в восторг и даже избалованные музеями москвичи и петербуржцы восхищаются, встретив в Томске подлинные работы известных мастеров. Екатерине Михайловой хотелось бы, чтобы горожане больше ценили свою уникальную возможность наслаждаться шедеврами.

Текст: Мария Аникина

Кого мы не видим, когда приходим в музей

До «Ночи музеев», самой нервной и суматошной ночи для всех работников музеев в году, осталось 10 дней. «Труд» посмотрел, легко ли работать в музее.

«Это суматошная работа каждый день в году, — говорит бывший работник Третьяковской галереи и Исторического музея Владимир Гуляев. — Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов».

Описание музейного экспоната — длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. «Я всю жизнь занималась историей декабристского восстания и судьбы декабристов», — рассказывает Анна Леонидовна из Москвы. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии — это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. «По-этому среди экскурсоводов много выпускников инязов. Особенно в городах Золотого кольца — Суздале, Ростове, Переславле-Залесском» , — резюмирует экскурсовод Ксения из Ростова.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая — она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной — в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10-15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

«Подавляющее число сотрудников музея — очень чест-ные люди, они отличаются самоотверженностью», — говорит Владимир Гуляев.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. «Мы проводим костюмированные праздники для малышей, на которых рассказываем об истории края, пьем чаи из самовара», — рассказывает Марина из подмосковного музея. Она играла Бабу-ягу.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых — кандидаты наук, — это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20-30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги — это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно — нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» — каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гаст-ролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, говорит Гуляев, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. «Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковке они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится», — комментирует он.

Кражи

Неспокойная работа

1. 11 декабря 1994 года из помещения Российской национальной библиотеки были вынесены 92 древние уникальные рукописи общей стоимостью около 140 млн. долларов.

2. В этом же году электрик Эрмитажа украл из музея древнеегипетскую чашу стоимостью около 500 тысяч долларов.

3. 6 апреля 1999 года в результате вооруженного налета на Русский музей в Санкт-Петербурге были похищены две картины Василия Перова. Произведения обнаружили в камере хранения на Варшавском вокзале.

4. 5 декабря 1999 года из музея Российской академии художеств было похищено 16 картин русских художников, в том числе Репина и Шишкина.

5. 22 марта 2001 года из подрамника в Эрмитаже была вырезана картина французского художника Жан-Леона Жерома, в свое время купленная лично Александром III.

6. 28 мая 2002 года из Музея Морского корпуса Петра Великого были украдены две картины художников-маринистов. Произведения стоимостью около 190 тысяч долларов вынес из музея курсант Военно-морского института.

7. В августе 2003 года стало известно о пропаже из Астраханской государственной картинной галереи двух картин Айвазовского и Саврасова стоимостью около 2 млн. долларов. Четыре года назад реставратор вывезла из музея подлинники, а вернула копии.

8. В августе 2004 года в городе Плес Ивановской области из Музея пейзажа была похищена картина Шишкина.

9. 31 июля 2008 года стало известно о пропаже из Эрмитажа 221 экспоната, оцениваемого в 130 млн. рублей.

10. 1 апреля 2008 года из квартиры-музея Рериха в Москве были украдены четыре его картины. Стоимость пропавших картин исчисляется миллионами евро.

11. 15 февраля 2010 года коллекция икон Михаила де Буара исчезла из Государственного музея-заповедника «Царицыно», где находилась на хранении. Стоимость икон составляет порядка 30 млн. долларов.

Правила

Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ИКОМ) организован в 1946 году. На данный момент в него входит около 17 тысяч членов из 150 стран мира со своим Кодексом музейной этики. При переводе на русский текст проходил музейную и лингвистическую проверку.

По кодексу музейный работник в первую очередь должен вести себя подобающим образом всегда и везде. Ему разрешено противостоять действиям, которые наносят вред музею. Отдельным пунктом для музейных работников прописано, что они не могут поддерживать незаконный рынок ценностей. Также музейному работнику в общении с людьми полагается выполнять свои профессиональные обязанности компетентно и на высоком уровне.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры